В ответе за каждое сказанное слово: репортаж с презентации книги Владимира Легойды " Декларация зависимости " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_91137.html 12 декабря 2011 Анна Гальперина В ответе за каждое сказанное слово: репортаж с презентации книги Владимира Легойды " Декларация зависимости " Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/2294918.html Богослов.ру 7 декабря в культурном центре " Покровские ворота " состоялась презентация новой книги председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата и главного редактора журнала " Фома " Владимира Легойды. Сборник статей под названием " Декларация зависимости " был выпущен издательством " Никея " . В ходе презентации состоялось интересное обсуждение, краткие выдержки из которого мы и предлагаем читателям. Книга составлена из авторских колонок Владимира Легойды, опубликованных в разное время в журнале " Фома " . Во время презентации книги свои положительные рецензии в ее адрес, а также благодарность в адрес автора, высказали главный редактор издательства " Никея " Владимир Лучанинов, заведующий кафедрой философии МГИМО Алексей Викторович Шестопал, директор центра " Духовная библиотека " Жан-Франсуа Тири, настоятель Храма св. мц. Татианы протоиерей Максим Козлов, редактор издания " Татьянин день " Полина Тюренкова и другие. Предлагаем читателям портала " Богослов.Ru " выдержки из выступления и ответов на вопросы слушателей Владимира Легойды. Никакого отношения к книге не имеете " Когда вышел мой первый сборник " Мешают ли джинсы спасению? " , Жан-Франсуа Тири сказал: " А почему вы называете это книгой? Ведь книга – это когда человек сел и написал, а вы собрали свои статьи и все. И в общем-то, к этому сборнику, как к книге, никакого отношения не имеете " . Я снова соглашаюсь с Жаном-Франсуа: то, что мы издали – это сборник. И самое замечательное в этом сборнике – это предисловие Юрия Павловича Вяземского. Для меня большая честь и радость, что он согласился сказать несколько слов по поводу этого издания.

http://religare.ru/2_91137_1_21.html

Горстка миллионов РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101267.html 06 мая 2013 Виктор Малухин Горстка миллионов Источник:  http://www.aif.ru/society/article/62880 Аргументы и факты Виктор Малухин, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата На излёте общественной дискуссии по обсуждению проекта закона о защите чувств верующих на сайте еженедельника " Аргументы и факты " появилась пространная статья Юрия Белановского " Закон о защите чувств верующих – клин между церковью и обществом " . Разумеется, особое мнение " руководителя социальных проектов фонда " Разумный Интернет " , и руководителя молодежного добровольческого движения " Даниловцы " , и публициста, и преподавателя " , и прочая, и разная, и всякая, – не могло не привлечь внимания интересующихся этой проблемой. Но то были, говоря словом Цветаевой, заурядные " читатели газет, глотатели пустот " . Наша распространенная ошибка – причем далеко не только в религиозной и мировоззренческой сфере – состоит в том, что мы бросаемся отвечать на вопросы и реагировать на события, возражать и оспаривать, не продумав предмет обсуждения с должной ясностью мысли А вот для людей, находящихся в теме, дополнительным стимулом, носящим уже, правда, чисто академический характер, стало то обстоятельство, что с 2008 года и по сей день Юрием Белановским опубликовано на этом же интернет-ресурсе ни много ни мало более 160 статей по церковно-общественной проблематике. Ибо слишком часто это бывали опусы разной степени профессионального полузнания, богословской мутности и человеческой самоуверенности. Начиная с голословных домыслов о том, что " известные медийные спикеры готовы отречься от братьев и сестёр во Христе из-за отношения к Путину или к выборам " , и кончая дерзостными публичными рекомендациями автора Патриарху по вопросу о границах его Первосвятительского служения. О проекте закона, призванного защитить конституционные права верующих, Юрий Белановский пишет здесь, можно сказать, регулярно. Уже в октябре прошлого года, при первых известиях о возможности внесения в Госдуму этой нормотворческой инициативы, он откликнулся на неё заметкой под вполне красноречивым заголовком " Оскорблённые чувства верующих – это недоразумение " . Юрий Белановский писал тогда: " Как бы парадоксально это ни звучало, но на сегодня ни с точки зрения светского государственного права, ни с точки зрения церковного права невозможно сказать, кто из верующих является членом Русской православной церкви, которая формально, по спискам, состоит из очень ограниченного числа людей – священнослужителей и горстки мирян, входящих в " приходские советы " . Вот вам и вся эта хвалёная, якобы крупнейшая по численности во Вселенском Православии, Русская Церковь. Получите и распишитесь за " ограниченное число людей " . А далее, как частенько у Белановского, следует вытекающая отсюда диковатая мешанина из невежественных суждений и бездоказательных подозрений.

http://religare.ru/2_101267_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русское или советское?»: к дискуссии вокруг книги прот. Георгия Митрофанова «Трагедия России: " Запретные " темы истории ХХ века» 24.08.2009 493 Время на чтение 10 минут Возвращаясь к полемике вокруг книги протоиерея Георгия Митрофанова, предлагаем вниманию читателей статью преподавателя византийской истории в Хайфском университете (Израиль) диакона Александра Занемонеца. Книга о. Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века» (СПб, 2009) принадлежит к числу тех книг, которые не имеют целью дать окончательный ответ на поставленные в них вопросы. Это сборник статей, проповедей и речей о.Георгия за последние годы, которые объединены общей темой - русская история XX столетия, особенно то, что в советское время не подлежало обсуждению. В этом смысл подзаголовка «запретные темы...». Статьи и речи посвящены Белому движению, проблеме конформизма в первые годы Советской власти, новомученикам, началу церковного возрождения во время Великой Отечественной войны, проблеме «власовского» движения и некоторым вопросам новейшей российской истории - правление Б.Н.Ельцина, «мутации» коммунистического сознания и т.д. Книга призвана пробудить интерес и дискуссию к определенным темам русской истории прошедшего века. И вот это ее назначение уже во многом выполнено. Из тех, кто возражает о.Георгию, в первую очередь стоить отметить его коллегу по Петербургской Духовной Академии диакона Владимира Василика - петербургского византиниста, специалиста по византийской литературе и гимнографии, преподавателя Духовной Академии и Санкт-Петербургского Государственного Университета. То, что книга вызвала такое внимание со стороны не-руссиста, говорит о ее общественном значении. В этом и цель книги - подвигнуть читателей к размышлениям о спорных «узлах» русской истории. Какое место в современном русском сознании должно занимать Белое движение? Был ли Советский Союз продолжением русского государства, или же отсутствие самого названия Россия на протяжении 70 лет в достаточной мере характеризует то, как это государство соотносилось с «исторической Россией»? А в этом контексте - была ли борьба против коммунизма на стороне нацистской Германии предательством, подвигом или же одной из многочисленных русских трагедий? Восстановлена ли «историческая Россия» после падения коммунизма, при всех несовершенства современного российского государства? Именно на эти вопросы о.Георгий Митрофанов и о.Владимир Василик нередко дают разные ответы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Купель для крещения ЖМП 1 январь 2022 /  10 января 2022 г. 16:30 Нужны ли таинства нецерковным людям КОГДА МОЖНО ОТКАЗАТЬ В КРЕЩЕНИИ И В ВЕНЧАНИИ , А КОГДА ДЕЛАТЬ ЭТОГО НЕ СЛЕДУЕТ Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви , чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь».  PDF-bepcuя. Любой священник припомнит случаи, когда нецерковные люди, приходя на беседу перед крещением или венчанием, искренне и воодушевленно обещали стать настоящими христианами, регулярно исповедоваться, причащаться. А потом — исчезали, так ничего в своей жизни и не изменив. Стоит ли преподавать таинства людям, которые пока находятся за церковной оградой? Не лучше ли мягко объяснить им, что они пока еще не готовы и им стоит предпринять для этого некоторые усилия? Подобные вопросы задают себе время от времени все священники, которым не безразлично, с каким сердцем человек приступает к таинству и что уносит в себе после того, как крестился, повенчался, исповедался, причастился Святых Христовых Таин. В отдельных случаях у пастыря может возникнуть ощущение, что тому или иному человеку от участия в таинстве лучше бы пока воздержаться. Ведь если преподать ему таинство сейчас, святыня может быть профанирована, и сам человек получит не духовную пользу, а вред. Всем нам памятно строгое предупреждение апостола Павла: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27, 30), всем памятны его слова: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29).

http://e-vestnik.ru/church/tainstva_kres...

М.Е. Грабко Заключение Исследование ответа Русской Православной Церкви на сформулированный в силу естественных обстоятельств «рабочий вопрос» в условиях России конца XIX – начала XX в. тесно связано с анализом ее собственного положения в системе государственного устройства империи. Рубеж веков и последующая революция 1905 г. явились временем испытания русского православия в модернизирующемся обществе под воздействием активной индустриализации и секуляризации. Рост рабочего класса, развитие революционной пропаганды, разрушение традиционно-крестьянского мировоззрения фабрично-заводских рабочих – все это приводило к углублению религиозной индифферентности рабочих. Отход рабочих от Церкви не был повсеместным и однозначным явлением: внешняя церковная обрядовость, подменявшая реальную духовную жизнь рабочих, вступала в противоречие с их низким духовно-нравственным уровнем, но при этом довольно устойчиво сохранялась в условиях промышленных центров. Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев , участвуя в межведомственных комиссиях по «рабочему вопросу», отрицал его существование в Российской империи. Не признавая экономическую составляющую «рабочего вопроса», обер-прокурор выступал за формирование на предприятиях особых патриархальных отношений на христианских началах. Таким образом, до революционных событий 1905 г. духовенство Православной Церкви имело возможность действовать в рабочей среде в рамках усиления традиционных форм работы с паствой, ориентируясь на социальные особенности рабочих крупных промышленных предприятий. События 1905 г., начавшиеся в Петербурге с самочинных действий священнослужителя, привели к активизации церковных обсуждений по поводу мер борьбы с индифферентностью рабочих и разработки конкретной программы по стабилизации духовно-нравственного положения общества, что выразилось в деятельности всероссийских миссионерских и трезвенных съездов, признавших необходимость нового типа христианской миссии – внутренней, направленной на уже крещенный народ Российской империи. Церковь , признавая отсутствие собственного авторитета в среде рабочего движения, начала издание книг по опровержению социалистического учения, а также публикацию переводных статей известных католических идеологов христианских рабочих союзов. В условиях Российской империи опыт Католической Церкви по решению «рабочего вопроса» не мог быть практически реализован. Именно поэтому Русская Православная Церковь , не имея четкой социальной концепции, находясь в подчиненном государству положении, действовала в 1880–1914 гг. преимущественно путем расширения форм традиционного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Н. Бурнашев Статьи П.М. Бицилли, Георгия Вернадского, В.Н. Ильина, А.В. Карташева , Петра Савицкого, П.П. Сувчинского, кн. Н.С. Трубецкого и Георгия В. Флоровского «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все Царства мира и славу их, И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». Мф.4:8–9 Россия и латинство 1 . Петра Савицкого Настоящий сборник посвящен вопросу о соотношении России и латинства. По природе поставленного на обсуждение вопроса и по обстоятельствам переживаемого времени, эта проблема связывается с другой, еще более широкой и коренной, вопросом о «соединении церквей». Внешним побуждением к составлению сборника послужило общее всем его авторам ощущение глубокой греховности и ложности пути сближения или хотя бы соглашения с Советской властью, пути, который намечали для Римской церкви в приснопамятные «генуэзские» дни некоторые ее представители и который, конечно, и поныне остается открытым для Ватикана... – Каждый из авторов подошел к предмету в пределах своих интересов и специальной осведомленности. Общий вопрос получил у каждого индивидуальное освещение. Задачи догматическо-богословские и специально-исторические не входят в число заданий сборника. Не многомудрием учености, не избытком знаний, тяготеющих к внешнему выражению, не новизною теорий и построений – но движением сердца внушена мысль предлагаемого собрания статей. Силу нашу полагаем не в хитросплетении доводов. Ищем и чувствуем правду сокровенную и простую. По глубинному ощущению нашему правдою этой проникнуто дело Православия... Наша задача – посильно способствовать сохранению и усилению в окружающих остроты внутреннего зрения; той остроты, которая помогла бы за внешностью происходящего рассмотреть подлинное его существо. – Нами движет ряд побуждений, лествично располагающихся от наиболее общих к более частным. Прежде всего, мы полны благодарения Господу за то, что Его произволением мы, каждый в отдельности, и мы – совокупность – Россия – причастны к исповеданию и сохранению полноты Вселенской Истины, единожды явленной и в чистоте сохраняемой Православною Церковью . Истина эта дорога нам единственно и несравненно именно как Истина Богооткровенная и Вселенская. И в годы испытаний и искушений мы веруем, что Истина эта выйдет из них крепче прежнего утверждённою в человеческих сердцах... Вместе с тем, – сохранение Истины Вселенской равнозначуще для нас охранению праотеческой веры. Вселенское предание и народное преемство сопрягаются, сливаются в одно. И среди испытаний и искушений мы знаем, что именно на этой вере, Вселенской и народной одновременно утверждается, как на столпе нерушимом, мост, ведущий от праотцов к потомкам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

(по поводу статьи Н.М. Зернова «Что отделяет нас от «ортодоксальной» церкви Южной Индии») Редакция «Вестника» охотно печатает ответ проф. Н.М. Зернова на заметку об его рецензии на книгу архимандрита Андроника «Восемнадцать лет в Индии» (в «Вестника»). Мы это делаем, ибо вообще являемся сторонниками свободного обсуждения актуальных церковных и богословских вопросов и полагаем, что такого рода дискуссии могут быть только полезными, поскольку принимающие в них участие лица одушевлены любовью к Православию и истине (что, в сущности, одно и то же). Это не значит, однако, что редакция (и пишущий эти строки в частности) согласна со всеми утверждениями проф. Зернова. Многое в них представляется мне лично спорным, богословски неточным и часто основанным на недоразумении. Постараюсь показать это на нескольких примерах. «До своей поездки в Индию, – пишет проф. Зернов, – я разделял мнение редакции и, следуя учебникам нашего богословия, считал Малабарскую церковь еретической». Очень жаль, что сведения проф. Зернова о Малабарской церкви до его поездки туда основывались на учебниках (каких?), но напрасно он приписывает редакции свои прежние взгляды о «еретичности» Малабарской церкви. Мы ведь писали как раз наоборот, хотя лично в Индии и не были: «Мы отнюдь не хотим обзывать, – стоит в нашей заметке, – наших малабарских братьев-христиан, столь близких нам по духу... «еретиками» или даже «монофизитами» (хотя, исторически говоря, они и принадлежат к умеренному... крылу этого движения» (с. 62–63). От этого крайнего взгляда о еретическом характере Малабарской церкви Н.М. Зернов перешел после своего возвращения из Индии к прямо противоположному о полном православии этой Церкви, как это можно вывести из его статей и из того, что он в своей рецензии всегда называет Малабарскую церковь «православной». Не думаю, чтобы нам, православным, было бы возможно до конца последовать за проф. Зерновым в этой его новой эволюции. Впрочем, и сам проф. Зернов сознает, что при всем «православии» Малабарской церкви между ней и Православной Кафолической Церковью существуют определенные догматические и доктринальные разногласия, из которых самое серьезное – непризнание Малабарской церковью Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.) с его догматическим постановлением о едином Лице и двух природах, Божеской и человеческой, во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Мы должны взять все лучшее от традиционализма и от модерна Беседой с известным российским религиоведом, политическим мыслителем и публицистом Александром Щипковым сайт " Русская idea " продолжает начатый в этом году Владимиром Легойдой разговор о взаимоотношении православной Церкви и русского общества. Александр Владимирович – один из представителей православного диссидентства советского времени. В 1970-е годы за участие в религиозном семинаре Александра Огородникова он был исключен из института. Впоследствии он посвятил себя религиозной журналистике. В канун нового 2016 года он был назначен Святейшим патриархом Кириллом исполняющим обязанности первого заместителя председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В его обязанности входят вопросы взаимодействия с органами государственной власти и с неправительственными организациями. 27 января 2016 года редакционный коллектив нашего сайта принимал участие в презентации и обсуждении нового сборника статей, подготовленного Александром Щипковым. Сборник носит название " Плаха " , он посвящен проблемам культурной идентичности России. В ближайшее время мы опубликуем некоторые материалы, относящиеся к этой дискуссии. Любовь Ульянова Александр Владимирович, может ли сегодня быть востребован опыт православного диссидентства советского времени? Возможно ли формирование партий на православно-религиозной основе, как христианско-демократических, так и христианско-консервативных? Александр Щипков Советское православное диссидентство, могу сказать по своему подпольному опыту, – это комплексное явление. У меня, к сожалению, не достает времени сесть и описать тот интереснейший и сложнейший механизм невидимого взаимодействия старцев из двух-трех сохранившихся монастырей, православных самиздатчиков, действующих епископов, подбрасывавших самиздатчикам денег на их труды, ректоров семинарий, рисковавших принимать на учебу " неблагонадежных " , тайных священников, служивших по квартирам в центре Москвы, дипломатов, привозящих из-за границы запрещенную русскую религиозную литературу для этих тайных священников, монахов, скрывавшихся в землянках на Новом Афоне, " меневцев " , " дудковцев " , " шпиллеровцев " ...

http://religare.ru/2_108349.html

- Пресса - Кино - Радио - Телевидение Пользовательский раздел «Картинки» - это фото, видео, рисунки и иные графические и медиа материалы, которые будут загружаться и систематизироваться на Ярпросвете самими пользователями. Для размещения и классификации материалов потребуется зарегистрироваться на нашем интернет-портале. Возможность просматривать весь архив будет предоставлена всем посетителям свободно. Раздел «Воцерковление» будет содержать актуальную информацию для тех, кто интересуется таинствами Церкви, Богослужением, обрядовой стороной, приходской жизнью. Особое внимание будет уделено подготовке к таинству Крещения и непосредственно воцерковлению. Именно воцерковление, то есть вхождение человека в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена, является существенной проблемой. Раздел «События» - это календарь предстоящих мероприятий духовно-нравственной, образовательной, просветительской направленности для детей, подростков и взрослых, который будет содержать помимо даты прохождения самого события, и повестку дня, и анонсы, и возможность связаться с организаторами, и еще ряд дополнительных сервисов. В этом разделе обязательно будет информация о наших Романовских чтениях. Представьте, как возрастет количество участвующих и расширится повестка дня наших чтений, если на специализированном интернет ресурсе это мероприятие будет заблаговременно и профессионально анонсировано. Раздел «Православное образование» - это перечень православных воспитательных и образовательных учреждений, информация о местонахождении и графике работы Воскресных школ Ярославской епархии, летних, зимних лагерях, духовно-просветительских центров для взрослых, перечень всех Православных гимназий и школ. Ярпросвет.ру предоставит представителям учебных учреждений возможность сделать индивидуальным раздел о своем учебном заведении. Так в Ярославской Губернской гимназии дети уже приступили к обсуждению того, каким мог бы быть раздел на Ярпросвет.ру, посвященный любимой гимназии. Одно из самых важных, на чем стоит остановиться особо, - это то, что настоящий портал будет проектом, который работает по принципу Web (веб) 2.0. Особенностью Web (веб) 2.0 является принцип участия пользователей в наполнении и многократной выверке контента (содержимого). Мы планируем сделать этот ресурс действительно народным, для этого мы планируем разумно совместить такие возможности, как фолксономия и таксономия. Под фолксономией понимают практику совместной категоризации информации (статей, фото, видео, методического материала) посредством произвольно выбираемых ключевых слов. А под таксономией - заданную заранее категоризацию посредством иерархических классификаторов.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/30/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Интеллигенция и Церковь Встреча с Сергеем Львовичем Худиевым, известным православным публицистом и радиоведущим. Катехон-ТВ См. также раздел ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР на портале “Азбука веры”. “Интеллигенция и Церковь”, встреча с Сергеем Худиевым  А.М.: Здравствуйте, вы смотрите программу «Катехон-ТВ», и сегодня у нас в гостях православный публицист Сергей Львович Худиев. Здравствуйте, Сергей Львович. С.Х.: Здравствуйте. А.М.: Прежде чем приступить к нашему обсуждению, хочу Вам сказать, что в последние два года (2012–2013 год), когда читаю Ваши статьи, читаю Ваши блоги — и на ЖЖ, и в Фейсбуке, — меня приятно поражает Ваша невероятная активность.  Очень часто, когда я сам пытаюсь что-то написать, пытаюсь отреагировать на какое-то событие (времени всегда на это не хватает) — я захожу в Интернет, включаю френд-ленту, или включаю ведущие наши православные СМИ — и, как правило, обязательно С. Л. Худиев что-нибудь по этому поводу уже написал. И я понимаю, что я по этому вопросу могу быть свободен, могу в следующий раз что-то написать. И опять — всякий раз, когда я прихожу, — я вижу, что Ваша публицистическая активность, с моей точки зрения, беспрецедентна. За это Вам большое спасибо, потому что на самом деле многие мысли, идеи, эмоции, которые меня лично и многих моих коллег посещают, Вы их часто выражаете. Поэтому я сразу скажу, что пожелал бы Вам написать единую какую-то большую книгу, публицистический трактат, который бы систематизировал Ваши православные публицистические позиции. А, может быть,  не размениваться на злобу дня, потому что все-таки хотелось бы увидеть некую единую книжку, а не просто сборник статей. Тема, которую я Вам сегодня предлагаю для нашего обсуждения — это тема, к которой, как мне кажется, Вы постоянно апеллируете в своих статьях. Думаю, что это такой общий знаменатель для многих Ваших текстов. Это Церковь и интеллигенция. Тема серьезная, тема для многих очень больная. Я как раз сейчас написал на эту тему статью – думаю, что, может быть, наши с Вами обсуждения тоже меня подвигнут на какие-то мысли в связи с этим. Прежде чем обсудить этот вопрос, я хочу Вам предложить некоторый конструкт, с которым Вы можете согласиться, можете не согласиться, но  такова моя позиция в вопросе об отношении Церкви и интеллигенции.

http://azbyka.ru/video/intelligenciya-i-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010