Сборник статей о русской революции (1918) C.A. Аскольдов 1 . Религиозный смысл русской революции I. Общее в революциях Прежде чем говорить о религиозном смысле русской революции, мы поставим вопрос о религиозном смысле революции вообще. Однако есть ли что-либо типическое и общее для процесса, именуемого революцией? Если это понятие брать в его наиболее первоначальном и общем смысле, то, по-видимому, мы будем иметь дело с чем-то слишком общим и неопределенным и потому не поддающимся той или иной оценке. В сущности всякий острый исторический кризис, несущий с собою тот или иной «переворот» внутренних государственных отношений, есть революция. В известном смысле и война есть революция. И это особенно ясно на переживаемой нами войне, составляющей с русской революцией одно неразрывное целое. Дворцовые перевороты, например убийство Павла I, по своим последствиям для жизни государства тоже могут подходить под понятие революции. Очевидно, что о таких разнообразных процессах не может быть высказано какого-либо единого суждения. Но сузим понятие революции, и мы получим уже некоторую определенность, которую в пределах поставленного нами вопроса нам нельзя не подвергнуть особому обсуждению. Мы будем разуметь, под революцией ниспровержение народом того или иного государственного строя. Здесь имеются уже некоторые характерные общие для процессов этого рода черты. Основной такой чертой является особая психология народных масс, чувствующих себя вершителями своей новой исторической судьбы. В революциях того типа, о котором мы говорим, новый строй возникает для народа не как внешняя перемена к лучшему или худшему, как бы дарованная судьбой через посредство тех или иных отдельных лиц, а как некий творческий почин и действие, исходящие от всех и каждого. Этот своеобразный психологический момент некоторого своеобразного «народного самодержавия»,– самодержавия, носителями которого являются тысячи и миллионы,– является чем-то весьма важным и роковым для жизни народов. Конечно, можно сказать, что таким распыленным самодержавием является не только революция, как острый процесс переворота, но и всякая стойкая форма народовластия, например всякая демократическая республика.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

18 февраля 2013 г. 01:00 Куда уходят деньги Одна из самых болезненных тем, возникших во ходе обсуждения и принятия нового Закона «Об образовании» 1 , — бюджетное финансирование негосударственных образовательных учреждений (официально сейчас их принято именовать частными) в части оплаты так называемых образовательных стандартов. Образовательные стандарты — это набор рамочных условий и нормативов, описывающих преподавание тех общеобразовательных предметов, которые гарантированы всем российским детям Конституцией и финансируются из государственного бюджета. Финансируются-то они финансируются, только вот на практике этот процесс зависит от множества местных условий и конкретных алгоритмов, реалиузющихся в соответствии с различными механизмами. Если до условного школьника в государственном или муниципальном учреждении деньги посредством функционирующей в России казначейской системы неминуемо доходят, путь тех же самых сумм до школы негосударственной неизмеримо более тернист и труден. Хотели как лучше... Год назад наше издание рассказывало об этой проблеме . Однако с тех пор утекло немало воды. Сейчас в России действует значительно переработанный Закон «Об образовании» 2 , но и его дни сочтены: в конце прошлого года Президент России Владимир Путин подписал новый закон, приходящий на смену старому. В силу он вступает с начала ближайшего учебного года, то есть с 1 сентября, однако важнейшие экономические положения (в частности, содержащиеся в отдельных пунктах «финансовых» 8-й и 9-й статей) начнут действовать с 1 января 2013 года 3 . Попытаемся сравнить нынешнее положение вещей с тем, что было до последних серьезных изменений в действующем законе 4 , и с тем, что ждет православные школы и детсады в следующем году. До минувшего лета общероссийского механизма, обязывающего региональные органы власти перечислять бюджетные средства негосударственным образовательным учреждениям, не существовало. Правда, ни один закон не запрещал это делать. Но вот формы и, главное, размер ассигнований каждый регион определял самостоятельно и произвольно.

http://e-vestnik.ru/society/kuda_uhodyat...

9 докторов наук Естественный отбор. Дон Баттен, доктор философии (физиология растений) Доктор Баттен является экспертом в выращивании тропических растений, в частности маша (золотистая фасоль), личи, гуавы, сметанного яблока и манго. Не будучи чуждым миру науки, Дон активно писал как для светского, так и для христианского мира, опубликовав ряд статей в научных журналах и книг. Его исследования по средовой адаптации, экофизиологии и минеральным удобрениям этих важных мировых сельскохозяйственных культур делают его отличным рефери в дискуссии по вопросу естественного отбора, поскольку в своей работе он постоянно имел дело с этой концепцией. Он рассматривает первую тему книги «Ахиллесовы пяты эволюции», имея многолетний опыт как учёного, так и креациониста. См. creation.com/don-batten-russian Естественный отбор: краеугольный камень дарвиновской эволюции Полное название книги Чарльза Дарвина 1859 года отображало концепцию естественного отбора: «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Естественные процессы, или «Природа» [прим. пер.: англ. natural – естественный, природный], сохраняют индивидуумов, которые наиболее приспособлены к среде. Естественный отбор на самом деле весьма очевидная и разумная идея. Создания, которые обладают особенностями (признаками), способствующими выживанию в конкретной среде, имеют больше шансов выжить, чем те, которые не обладают такими особенностями. Например, волки с меньшими ушами, более короткими лапами и толстым шерстяным покровом, имеют больше шансов выжить в Арктике, чем волки с большими ушами, длинными лапами и тонкой шерстью. Эти различия влияют на способность животных сохранять или отдавать тепло, то есть это – важные признаки для выживания в холодном или тёплом климате соответственно. Несмотря на то, что «природа» – не живое существо, и, следовательно, не может делать никакого «выбора», естественный отбор является удобной фразой для использования при обсуждении выживания или гибели организмов и их генов с течением времени в различных средах. В 1868 году Дарвин пояснил, что у естественного отбора нет направления, нет конечной цели или задачи:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Может ли еще Индия стать православною? Продолжение разговора. Часть 4.1 Дмитрий Габышев   02:12 27.04.2023 671 Время на чтение 28 минут Год назад был начат цикл статей о перспективах Индии для православной миссии. В первой части были собраны мнения святых и известных церковных деятелей по этому вопросу, далее во второй части была собрана информация о святых, причастных делу просвещения Индии тем или иным образом, а третья часть фактически представляла собою синодик сохранившихся имён деятелей и друзей миссии, преимущественно за два последних столетия. Четвёртую часть решено отвести для формулировки и обсуждения проблем Индии, встающих на пути укоренения православной веры в её народе. Предполагается опубликовать эту часть несколькими статьями. Публикации автора нацелены на то, чтобы в какой-то степени упростить работу будущим потенциальным исследователям указанных тем.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/26/...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - сентябрь 2011 г.   Неудивительно, что разрушение двух торговых башен в центре Нью-Йорка, ознаменовавшее начало нового века, вызвало во всем мире потрясение. Говорят, человечество переступило некую черту. Зло в мире было всегда, войны сопутствуют всей истории. Но такое! Как говорили у нас в 60-е годы прошлого века, советская власть берет степенью. И мы знаем, что в прошлом веке степенью брала не только советская власть. Несомненный вывод, мне кажется, можно сделать только один: зло со всеми его новыми характеристиками, которые Вы приводите в одной из своих статей, стремительно возрастает. Что ждет человечество, где последняя степень? Н. В. Демидов, г. Курск Я согласен с Вами, что новый виток зла не датируется 11 сентября. Если уж говорить об Америке, можно вспомнить, как за семь лет до разрушения двух торговых башен в Нью-Йорке, летом 1995 года она «праздновала» еще одну памятную дату — 50-ю годовщину бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Были выпущены красочные марки к годовщине события. В печати шло ретроспективное обсуждение законности массового убийства мирных людей. В преступлении обвиняли непосредственно президента Гарри Трумэна, принявшего такое решение. На самом деле это был суровый экзамен совести всей Америки: «Если до этого немцы позволили себе подобное, почему не можем и мы?» Некоторые публицисты по праву назвали Хиросиму началом постевропейской цивилизации. Бомбардировки Японии и Германии (например, Дрездена) не были продиктованы военной необходимостью. Добро против зла, законный ужас перед терроризмом? Как не вспомнить слова современного философа: «Бог, может быть, исчез, но диавол остался». Постхристианская Европа официально запечатлела свое новое мировоззрение принятием новой Конституции объединенной Европы. «Человек человеку — волк»? Шок человечества 11 сентября — несомненный факт. А Югославия, Сербия, Косово, Ирак? Что значит это всемирное насилие? Медленное восхождение к худшему, к мерзости, которую Кант справедливо называл «радикальным злом человеческой природы».

http://moral.ru/dom_0911.html

  Представитель В.В. Путина за гуманное отношение к педофилам По материалам стенограммы заседания Госдумы   Александр Котенков (Представитель Президента РФ в Госдуме): " ...Мы категорически возражаем против принятия этого законопроекта сейчас в третьем чтении.... ... Но перед третьим чтением я обязан сказать, что данный законопроект концептуально расходится с внесенным Президентом и принятым вами в первом чтении комплексным законопроектом о поправках к Уголовному кодексу, направленным на гуманизацию Уголовного кодекса " .   Госдума приняла 20 июня во втором чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие ответственность " за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних " . Это решение палаты было поддержано единогласно. Мы предлагаем ознакомиться с ходом обсуждения этого законопроекта по материалам стенограммы заседания.   Председательствующий. (Л.К. Слизка) Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов второго чтения. Проект федерального закона " О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации " . Доклад председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светланы Петровны Горячевой. Пожалуйста, Светлана Петровна.   Горячева С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона " О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации " . Напомню, что законопроект защищает права и законные интересы детей, прежде всего право на их половую неприкосновенность, нормальное нравственное развитие, защиту от сексуального совращения со стороны взрослых, от коммерческой эксплуатации, использования детей в порнобизнесе и проституции. Законопроект был принят в первом чтении год назад, 27 июня прошлого года. В первом чтении вы проголосовали за внесение изменений в девять статей Уголовного кодекса, согласились с такими концептуальными положениями, как повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возраста согласия; введение дополнительных квалифицирующих признаков, таких, как групповые формы преступлений против детей, организованные, корыстные; введение ответственности за детскую порнографию, которой сегодня нет в Уголовном кодексе, и, наконец, ужесточение санкций.

http://moral.ru/zakonopr-2.htm

А.Н. Наумов В. Н. Ковалевский. Грабительские раскопки и проблемы сохранения памятников В последние годы участились случаи грабительских раскопок памятников археологии. Явление это характерно не только для Центрально-Черноземного региона. Масштабностью отличаются работы «черных археологов» на территории Украины, где с помощью землеройной техники раскапываются курганы скифского времени. На «черном» рынке в Измайлово совершенно свободно продаются славянские семилучевые кольца, бусы и гривны. Под Смоленском десятками раскапываются Гнездовские курганы 8 . Причины роста кладоискательского интереса различны, и о них археологи постоянно говорят в кулуарах. Действительно, чтобы искоренить само явление, нужно прежде всего найти причину его возникновения. Но здесь на этом останавливаться не стоит. Суть в том, что сегодня мы столкнулись с массовым, целенаправленным разрушением нашего культурного наследия, и в настоящей публикации хотелось бы представить на обозрение действия Госинспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области, ведущиеся в данном направлении. Целью сообщения также является постановка вопросов юрисдикции в области охраны памятников археологии, которые ранее уже выносились на обсуждение, но остаются, тем не менее, более прикладным, чем практическим аспектом. В последние годы юридическая сторона охраны памятников как на территории России, так и на Украине рассматривалась в ряде статей и становилась темой для обсуждения на различных семинарах и конференциях С. 235–238; 2; 3; 4. С. 5–6]. Территория Воронежской области не является исключением в данном списке. Здесь также активно ведутся грабительские раскопки памятников различных эпох. По нашим данным, с 1993 по 1998 год физическими лицами был нанесен ущерб как минимум девяти памятникам В подавляющем большинстве это отдельные курганы и курганные могильники, среди которых и широко известные (Боршевский, Чертовицкий I, Лысогорский, Животинный) С. 195–201; 7. С. 20–24, 39–41; 8. С. 143–144]. Неоднократные обращения с просьбой выявить грабителей (а по описаниям местных жителей эти люди были известны, вплоть до фамилий и места работы) в органы правопорядка и прокуратуры никаких результатов не приносили. Чаще всего в ответ на запрос о привлечении виновных к ответственности приходил ответ с лаконичной формулировкой: «В возбуждении уголовного дела отказать в связи с отсутствием состава преступления». И это не просто отписка органов исполнительной власти. Такова на сегодняшний день законодательная база в области охраны памятников. Попробуем более скрупулезно разобраться в данном вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В ряду вопросов, особенно интересовавших русское общество за последние тридцать лет, так называемый еврейский вопрос является едва ли не самым жгучим. Русские журналы и газеты уделяли ему на своих страницах в общем больше места, чем какому-либо иному вопросу. Помимо множества статей в разных журналах и газетах, особенно в «Северном Вестнике», «Вестнике Европы», «Восходе»,» Наблюдателе», «Новом Времени» и «Новостях», за последние тридцать лет явилось несколько специальных исследований на русском языке, посвященных выяснению этого вопроса, например: г. Брафмана: «Книга Кагала», г. Диминского: «Евреи, их вероучение и нравоучение», профессора Д.А. Хвольсона: «О некоторых средневековых обвинениях против евреев.» (СПб. 1880 г.), г. Лютостанского: «Употребляют ли евреи христианскую кровь?», «Талмуд и евреи», «Современный еврейский вопрос», г. Вольского: «Евреи в России», Вл. Соловьева: «Еврейство и христианский вопрос», г. Моргулиса: «Вопросы из еврейской жизни» и некоторые другие. Но, смотря на многолетнее и довольно разностороннее обсуждение еврейского вопроса, его до последнего времени можно считать вопросом, далеким от разрешения. Должная постановка этого вопроса, как кажется, возможна не иначе, как только после полного и основательного изучения, с одной стороны, истории евреев. А с другой стороны – тех памятников еврейской литературы, которые имеют для них значение законоположительное, т.е. которыми определяются нравственное самосознание евреев как в личной. Так и в общественной жизни. Такими памятниками для евреев служат, во-первых «тенак», во-вторых «талмуд». Первый имеет значение Священного Писания , второй Священного Предания. Что касается первого, то происхождение, состав и содержание его хорошо знакомы русскому образованному обществу, насколько ему знакомы происхождение. Состав и содержание канонических книг Ветхого Завета, другими словами: закона, пророков и писаний, инициалы которых по еврейскому произношению даны в слове «тенак» (Torah Nebijim Ketabim). Что же касается второго, т.е. талмуда, то относительно его до последнего времени среди большинства русского образованного общества господствуют довольно неясные и неточные представления. С целью сделать эти представления более ясными, предлагается настоящее чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Всегда, когда на сайте появлялись материалы о большой семье и даже когда я просила «накидать» мне тем для статей в своем блоге, в обсуждении разгорались нешуточные споры. «Что вы все о многодетных!» – упрекают нас. «Хватит рисовать красочные неправдоподобные картинки!» – вторят другие. Недавно мне пришло письмо – реакция на подобные отзывы – от нашего автора Людмилы Селенской. С небольшими сокращениями я публикую его. Хочу добавить от себя, что я сама не являюсь адептом ни «планирования семьи», ни «обязательной православной многодетности». Я много раз подчеркивала свою точку зрения – это сугубо личное дело семьи. Никто не вправе обсуждать и осуждать внутрисемейное решение по этому вопросу. Но мне лично, также как и автору письма Людмиле, неприятна агрессия в адрес многодетных. Я снова повторюсь – мы писали и будем писать о многодетных именно потому, что это редкое явление в сегодняшней жизни, и фокус на эти семьи наводится гораздо реже, чем на какие-то другие явления. Мне непонятна такая вещь: как песчинка может перевесить булыжник? Вся жизнь сейчас и в России, и в Европе – уклад, общественное мнение, финансовая ситуация, – настраивает на маленькую семью, если вообще таковую. Многодетные загадочны, как инопланетяне и редки, как мамонты. Но стоит появиться в «Фоме» статье о счастье многодетной семьи, как она вызывает бурю негодования, недоумения, тревоги и призывов такие статьи отменить. Обвиняют в агитации, профанации, безответственности, натянутости и подтасовке фактов. Почему так задевает статья или интервью? Почему читателям мерещится упрек? Безответственные родители бедных детей, как они посмели упрекать малодетных! Почему мы можем порадоваться за выигравшего миллион, занявшего первое место на соревнованиях, успешно ведущего бизнес, а многодетным хочется поставить подножку? Почему они вызывают негодование? Прозвучал даже призыв вообще не затрагивать эту тему ввиду заведомой невозможности всем прийти к единому мнению. Мол, все мы люди взрослые, и каждый все равно останется при своем. Так что нечего и обсуждать.

http://pravoslavie.ru/36963.html

Давний, много раз уже трактовавшийся вопрос об отношении библейских сказаний к вавилонским в последнее время неожиданно выдвинулся вновь и стал предметом самых горячих обсуждений. Поводом к этому обстоятельству послужила речь, сказанная 13 января 1902 г. известным ассириологом Фридрихом Деличем на тему „Вавилон и Библия “. Речь эта произнесена от имени немецкого восточного общества в торжественном собрании, на котором присутствовал император Вильгельм. Речь удостоилась высочайшего одобрения, и 1-го февраля Делич должен был повторить ее в императорском дворце в присутствии царственных особ и избранного общества. Эти исключительные обстоятельства, редко выпадающие на долю ученых трактатов, придали речи Делича чрезвычайный интерес: сейчас же содержание её было всюду передано по телеграфу, появились во всех газетах краткие и подробные отчеты о ней, а по выходе её в свет, в прекрасном, богато иллюстрированном издании, она быстро разошлась в тысячах экземпляров 1 . Появление речи в печати вызвало обсуждение её, и в течение года в Германии создалась целая литература, состоящая из журнальных статей, заметок и брошюр, варьирующих на разные лады одну и ту же тему о „Babel und Bibel“ 2 . В возгоревшемся совершенно неожиданно споре приняли участие богословы и ассириологи разных стран. В пылу полемики, вопреки обычной немецкой корректности, к аргументам научным привлечены были и другие, с наукой ничего общего не имеющие. Когда, напр., выступил против Делича проф. университета в Филадельфии Гильпрехт и в публичных лекциях, читанных в Берлине и Лейпциге, сослался, между прочим, на свое долгое пребывание на востоке и многолетние занятия вавилонской письменностью, то вместо опровержения аргументов Гильпрехта компания ассириологов с Деличем в главе, с целью дискредитировать американского ученого, напечатала в газетах письмо, в котором вычислено время пребывания Гильпрехта на востоке и роль его в Нипурской экспедиции. В свою очередь Гильпрехт, для опровержения противников, должен был напечатать свой формуляр и отослать за справками о его ученой благонадежности в канцелярию филадельфийского университета 3 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010