О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Европы в XIV в. Текст доклада, прочитанного о. Иоанном Мейендорфом 10 августа 1973 г. на заседании Византийской группы Ленинградского отделения Института истории АН. Опубликован в ТОДРЛ (Т. XXIX . Л., 1974) Запоследние два десятилетия движение византийского исихазма и его историческая роль привлекли внимание ученых во многих странах. Недавно появившийся в «Revue des etudes byzantines» библиографический обзор о паламизме охватывает более двухсот книг, статей и изданий текстов, хотя обзор и неполон, поскольку автор почти не знаком с литературой вопроса, появившейся на славянских языках, и вообще не касается искусствоведения. 92 Помимо чисто богословских вопросов, относящихся к самому содержанию ученияˆ утвержденному серией константинопольских церковных соборов в XVIb., к его месту в историческом развитии восточного христианства и его отношению с Западом, вышеуказанная ученая литература касается природы византийского «гуманизма», которому противопоставляется «исихазм», а также тесно связанного с «гуманизмом» вопроса о «Палеологовском ренессансе» в области искусства и о его соотношении с современным ему искусством Сербии, Болгарии и Северо-Восточной Руси. Многие искусствоведы обсуждают вопрос о связи между развитием искусства в конце XIII и в XIV в. и духовно-интеллектуальными течениями этой эпохи. Роль исихазма в этом развитии оценивается по-разному. В науке также возникает вопрос о «политическом исихазме» как о движении, определявшем не только религиозно-культурные взгляды людей XIV в., но и их социально-политическую деятельность, выходящую далеко за пределы самой Византийской империи и сыгравшую значительную роль в процессе образования Северо-Восточного централизованного государства, а также в установлении отношений между этим государством и Византией, Золотой Ордой и Литовским великим княжеством. В связи со всеми вышеуказанными вопросами неизбежно и обсуждение проблемы о роли византийского и славянского монашества в социально-экономической жизни общества не только Византии, но и славянских стран. Эту роль вряд ли можно объяснить упрощенными схемами. Во всяком случае наше знакомство с событиями XIV в. не позволяет сделать окончательных выводов. Так, на Руси проблема «стяжательства» и «нестяжательства» была тогда только поставлена, а ее всесторонние импликации выяснятся позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(О некоторых мотивах спора вокруг Таинства Евхаристии)           Далеко не  секрет, что в современной церковной жизни принято различать представителей некой консервативной мысли, а также и так называемых модернистов или либералов, хотя и подобное деление  достаточно условно. Однако такого рода классификация активно используется в той или иной полемике – так, что уже становится не ясен сам предмет спора, но - важна сама борьба, зарождающаяся и получающая развитие вокруг той или иной проблемы. В современном споре  о Таинстве Причащения в роле  охранителей истины в настоящий момент выступают те, кто являются сторонниками своего рода  практики синодального периода нашей церковной истории, то есть -  умеренного или не частого причащения для мирян, в то время как сторонники более частого причащения заведомо помещаются  " консерваторами " в лагерь " модернистов " и " обновленцев " .  Собственно,  аргументация и опасения первых достаточно просты. В практике частого или, как ее противники еще именуют, «сверхчастого» причащения им видится разрушительная для Церкви опасность утраты благоговения и нарушения сложившейся в былую эпоху традиции. Но, мало того, приверженцы частого причащения подозреваются здесь в злостном реформаторстве и модернизме, в чем и обвиняются самым декларативным образом. Так, сравнительно недавно журнал " Благодатный огонь " опубликовал целую серию статей, содержащих критику вышеозначенной евхаристической практики. Для разбора  всех тонкостей этого спора понадобится целое исследование. Но пока такого рода исследования еще не появилось, поговорим о некоторых элементарных мотивах данной полемики.        Данный спор все-таки носит более идеологический, чем сущностный характер. Обсуждение реальных проблем, имеющих место быть в современной литургической жизни нашей Церкви, отходит на задний план, а самым важным представляется именно охранительная позиция защитников «синодальной» традиции, либо, напротив, защита самого принципа частого причащения. Кроме того, спор тут же переходит на личности и, в особенности, на личностях и концентрируется, благо, что эти люди, будучи покойными, уже не могут на данную критику ответить.

http://radonezh.ru/analytics/i-khotyasch...

поиск:   разделы   рассылка Виктор Милитарёв Левый консерватизм Александра Щипкова Источник:  Русская idea В прошлом году издательством " Пробел-2000 " была выпущена книга " Перелом " с подзаголовком " Сборник статей о справедливости традиции " . Центральной статьей сборника является, без сомнения, эссе Александра Щипкова " Левый консерватизм " . На мой взгляд, эссе Щипкова – не просто блистательный и глубокий текст. Это событие в российской политической мысли. Особенно, разумеется, в мысли консервативной. Как и следовало ожидать, сборник прошел почти незамеченным. Между тем, обсуждение идей Щипкова чрезвычайно важно сегодня для российских консерваторов. Кстати, думаю, было бы полезным и переопубликовать этот текст на сайте " Русская idea " , если, разумеется, автор не будет возражать. Этот текст произвел на меня очень сильное впечатление. Казалось бы, мне, как человеку аттестующему себя левым консерватором уже лет 15 – 20, трудно обнаружить что-то новое в статье своего единомышленника. Однако Щипкову это удалось. При том, что все основные мысли, высказанные в " Левом консерватизме " , мне очень близки, и, более того, я их разделяю уже давно, однако ход мыслей Щипкова оказался для меня весьма новым и неожиданным. Если коротко резюмировать ход мысли автора, то он выглядит чрезвычайно парадоксальным. Сначала Щипков доказывает, что в России " нечего консервировать " , причем, доказывает это несколькими концентрическими кругами рассуждений, каждый из которых является, в некотором смысле, более радикальным, чем предыдущий. А потом, так сказать, диалектически отрицая все сказанное в первой части текста, автор производит, на мой взгляд, чрезвычайно успешно, поиск и реконструкцию собственной российской традиции. То есть, именно того, что и " следует консервировать " . Эссе начинается с того, что буквально в первой же фразе констатируется: " в российской политике консервативное направление – самое проблемное " . Это связано с тем, что, как я уже говорил, в России " нечего консервировать " , поскольку национальная традиция в тот или иной момент времени выглядит как отрицание ценностей предшествующего периода.

http://religare.ru/2_105202.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Юлия Кузнецова Чтобы ребенок читал: пошаговое руководство для родителей " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) “Как сделать так, чтобы ребенок читал?” — с этим вопросом к детскому писателю Юлии Кузнецовой часто обращаются родители нечитающих или не очень читающих детей. Ответом стала книга “Расчитайка”, в которой мама троих детей и автор, пишущий для малышей и подростков, помогает родителям создать условия для детского чтения. И начать Юлия Кузнецова предлагает с простого, казалось бы, вопроса: “Зачем читать книги?”. Почему родители хотят, чтобы дети читали? Если поместить в поисковик запрос “Зачем детям читать книги?”, то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка. Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. Но те ли это причины, по которым стоит требовать от детей “читать, читать и читать”, и лучше книги потолще, желательно классику, а не “эти твои комиксы по сотому разу”? Давайте разберемся. В наше время удовлетворение познавательной функции преимущественно взял на себя интернет. Проведем небольшой тест. Предположим, что ребенок спросил вас: “Как возникает тайфун?”. Вы предложите уточнить эту информацию в книге или возьмете смартфон и найдете все о тайфунах, параллельно демонстрируя ребенку фото и видео? Скорее всего, второе. А ребенок, наблюдая за вами, сделает вывод: не знаешь — погугли. Идем дальше. Воспитательная функция. Как показывает практика, дети далеко не всегда считывают воспитательный посыл, который содержится в книгах, когда читают сами. Ведь им в первую очередь интересна история. А вот морально-нравственный аспект, как правило, всплывает при обсуждении книги со взрослыми, а еще лучше — когда эту книгу взрослый читает вслух и может проговорить какие-то темы по горячим следам.

http://azbyka.ru/deti/chtoby-rebenok-chi...

Светская школа у нас, в настоящий момент, подготовляется к полному обновлению во всех отношениях – и в учебно-образовательном, и в воспитательном. Работают комиссии и комитеты, составляются многочисленные проекты и рефераты, пишут и печатают десятки-сотни статей, посвященных рассмотрению и обсуждению разных сторон этого большого, важного и неотложно-нужного дела... Наша духовная школа, по особым условиям ее положения и назначения, по-видимому, остается в стороне от этого преобразовательно-школьного движения, столь живо и сильно волнующего русское общество и печать: может быть, для нее пока выжидают, что будет сделано и принято ведомством министерства Народного Просвещения, в виду, до известной степени, общности дела? Во всяком случае, не подлежит сомнению, что и наши духовно-учебные заведения нуждаются, если не в полном преобразовании, то в значительном изменении и обновлении всего учебно-воспитательного строя их, как это признается и духовно-учебным ведомством, в котором, насколько известно, начат уже пересмотр училищных и семинарских программ. При таком положении этого вопроса, духовная печать, как нам кажется, не должна безучастно относиться к его развитию и решению. В деле устройства или переустройства духовной школы она более, чем кто-либо, может быть компетентным судьей и деятельным сотрудником, указывая и разъясняя разные стороны его, подавая советы, собирая и освещая нужный материал и т.п. В виду этого, и мы берем на себя смелость поделиться с читателями своими наблюдениями и замечаниями относительно одного из важных предметов школьного образования – изучения русского языка и словесности, в надежде, что наши замечания могут иметь свое значение. Мы укажем то, что есть и что нужно и желательно по этому предмету... 1 . Требуется, прежде всего, основательно выяснить, прочно установить и признать раз навсегда, что в низшей и средней школах (в данном случае, в духовных училищах – мужском и женском и в духовных семинариях) родной язык, родное слово (в общем и широком культурно-образовательном, и народно-воспитательном значении), кроме Закона Божия (а в семинариях – наук богословских и философских) – самый главный и основной предмет, изучение которого должно быть наивозможно всесторонне обдумано и строго систематически проведено по всем ступеням школьного преподавания, в строгом соответствии значению этого предмета и основным задачам воспитания и образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Сект-бомба. Секты стали реальным бизнесом за счет денег и имущества «прихожан» 19 февраля, 2016 Разрабатывается закон, который должен оградить россиян от влияния сект, рассказали «Российской газете» в Межфракционной депутатской группе по защите христианских ценностей. Над документом работают представители всех четырех думских фракций. На следующей неделе запланировано заседание группы, где пройдет обсуждение будущего законопроекта. «Российская газета» в этом году уже опубликовала серию статей о деятельности сект, о том, какой вред они наносят душевному и духовному здоровью россиян. И финансовому тоже, добавляет председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов. Сколько же у нас сект, Сергей Анатольевич, что против них приходится разрабатывать специальный закон? Сергей Гаврилов: По нашим оценкам, в России действуют от 300 до 500 сект, в которых состоят до 800 тысяч человек, в основном молодежь. Наиболее активные секты имеют центры в США и финансируются оттуда. Это около миллиарда долларов. Большинство религиозных объединений превратились в полноценный прибыльный бизнес. Источники финансирования — наличные деньги. Через курьеров, электронные и денежные переводы. Как правило, финансируется не сама религиозная деятельность, а так называемые миссионерские квазисоциальные проекты. Например, внедрение в школы идет через изготовление учебных пособий. Часто под видом помощи инвалидам в страну ввозится вал соответствующей литературы. Ее раздают в подземных переходах, около магазинов. Распространяют через почтовые ящики. Многочисленные финансовые «пирамиды», изъятие денег, имущества — еще одна сторона медали деятельности сект. Но жертвуют-то люди добровольно. Со своей собственностью никому не запрещено расставаться. Как быть с этим? Сергей Гаврилов: Мы должны понимать, что, попадая в секту, люди совсем не добровольно расстаются со своей собственностью. И надо видеть эту разницу.

http://pravmir.ru/sekt-bomba-sektyi-stal...

Словесность в настоящее время не в семинариях только признается одним из наиболее трудных предметов преподавания. В светских учебных заведениях, где, по видимому, должно быть более шансов на успех преподавания, чем в семинариях, так как там преподаватели делают съезды 194 , педагогические собрания 195 , с целию совокупного обсуждения методов преподавания пр., так как, далее, там существуют педагогические курсы 196 , дающие возможность готовящемуся к преподаванию предварительно ознакомиться со своим делом, под руководством более опытных и искусных преподавателей, в светских учебных заведениях, дело это, насколько можно судить о нем по официальным заявлениям и по отзывам литературы, представляется далеко не в блестящем виде. Повсюду слышатся жалобы на упадок преподавания словесности. «Старые методы рушились, новые не создались», говорят сами преподаватели. «Мы не только не дерзаем требовать от наших учеников основательного знакомства с произведениями знаменитых русских авторов, говорится в одной из статей лучшего нашего педагогического журнала «Учитель», но даже смотрим сквозь пальцы, на то, что в продолжение семигодичного курса ученики наши не в состоянии прочно усвоить правил орфографии... Историко-литературные сведения наших учеников ограничиваются голословными фразами, схоластическими определениями и публицистическими выходками...» 197 . Еще более мрачными красками изображается преподавание словесности в гимназиях, официальных документах, например в отчете комиссии, ревизовавшей с.-петербургский учебный округ, в особой обширной записке одного из ревизоров, Шафранова, с эпиграфом: «не в осуд будь сказано», в циркулярах по управлению этого округа, помещаемых в официальном отделе журнала Министерства Народного Просвещения. Смутное или превратное понимание целей преподавания, преследование целей побочных, второстепенных, в ущерб целям главным и существенным; неопределенность и неустойчивость программы или даже совершенное ее отсутствие, совершенный произвол в выборе предметов преподавания, лишенного всякой системы, вследствие этого – неполнота курсов; наконец, почти повальная безграмотность учащихся: таковы слабые стороны преподавания словесности в светских учебных заведениях, указываемые в упомянутых официальных документах. 

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

«Словесность в настоящее время не в семинариях только признается одним из наиболее трудных предметов преподавания. В светских учебных заведениях, где, по-видимому, должно быть больше шансов на успех преподавания, чем в семинариях, так как там преподаватели делают съезды 2 , педагогические собрания 3 , с целью совместного обсуждения методов преподавания и пр., так как, далее, там существуют педагогические курсы 4 , дающие возмож­ность готовящемуся к преподаванию предварительно ознакомиться со своим делом, под руководством более опытных и искусных преподавателей, – в светских учебных заведениях дело это, насколько можно судить о нем по официальным заявлениям и по отзывам литературы, представляется далеко не в блестящем виде. Повсюду слышатся жалобы на упадок преподавания словесности. «Старые методы рушились, а новые не создались», – говорят сами преподаватели. «Мы не только не дерзаем требовать от наших учеников основательного знакомства с произведениями знаменитых рус­ских авторов, говорится в одной из статей лучшего нашего педагогического журнала «Учитель», но даже смотрим сквозь пальцы на то, что в продолжение семигодичного курса ученики наши не в состоянии прочно усвоить правил орфографии... Историко-литературные сведения наших учеников ограничиваются голословными фразами, схоластическими определениями и публицистическими выходками...» 5 . Еще более мрачными красками изображается преподавание сло­весности в гимназиях, в официальных документах, например, в отчете комиссии, ревизовавшей с.-петербургский учебный округ, в особой обшир­ной записке одного из ревизоров, Шафранова, с эпиграфом: «не в осуд будь сказано», в циркулярах по управлению этого округа, помещаемых в официальном отделе журнала Министерства Народного Просвещения. Смутное или превратное понимание целей преподавания, преследование целей побочных, второстепенных, в ущерб целям главным и существенным; неопределенность и неустойчивость программы или даже совершенное ее отсутствие, совершенный произвол в выборе предметов преподавания, лишенного всякой системы, и вследствие этого – непол­нота курсов; наконец, почти повальная безграмотность учащихся: таковы слабые стороны преподавания словесности в светских учебных заведениях, указываемые в упомянутых официальных документах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

число писем Письма свидетельствуют о дружеских отношениях между автором и его корреспондентом: здесь расспросы и рассказы о здоровье собственном и родных (мамы у Михаила Новоселова и старшей дочери у Самарина), рассказы о летних путешествиях, встречах с общими знакомыми и др. Много упоминаний о заботах и хлопотах, связанных с помощью Новоселова различным больным, о чем сообщается между делом, но что ярко характеризует его постоянное стремление оказывать конкретную помощь ближнему. Но главное содержание писем – вопросы, связанные с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения» и его молодежных «филиалов»: обсуждаются темы предстоящих заседаний, кого можно пригласить в качестве докладчиков и т. д. Помимо этого, Новоселов делится с Самариным издательскими планами, сообщает о вышедших выпусках «Религиозно-философской библиотеки», интересуется богословскими занятиями Федора Дмитриевича, рассказывает об аналогичных занятиях других членов Кружка, в том числе Флоренского и Кожевникова. Поскольку и Михаил Новоселов , и Ф. Д. Самарин живо интересовались вопросами духовного образования молодого поколения (Новоселов был даже членом Отделения Училищного совета Святейшего Синода), то в ряде писем обсуждается работа проходившего в 1909 году Всероссийского съезда законоучителей, на который от имени «Кружка ищущих христианского просвещения» был направлен проект положения о новой постановке преподавания Ветхого Завета. Видно также стремление к обсуждению среди кружковцев имеющих важное значение публикаций Священноначалия, например, статей архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) . В качестве дополнения к публикуемым письмам прилагаются три текста, также извлеченные из архива Самарина и связанные с деятельностью «Кружка ищущих христианского просвещения»: 1 . О задачах и характере устраиваемых «Кружком» бесед (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 23). 2 . Устав «Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения» (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 24). 3 . Краткие сведения о деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения» за 1908 г. (ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Что такое феминизм История феминизма и современные направления. 11 августа, 2012 История феминизма и современные направления. Борьба за права и свободы женщин. Содержание статьи Что такое феминизм? Феминизм — это идеология и социальное движение, защищающие социальные, экономические, политические и личные права женщин. Феминизм в Европе Идеология зародилась в конце XVIII века в Европе. Первыми о положении женщины в обществе заговорили представители реформаторского движения. Хозяйка светских салонов София де Кондорсе была популярна и известна в дни Французской революции, как борец за справедливость, писательница, переводчица и одна из самых образованных дам своего времени. Ее супругом был известный математик Никола де Кондорсе. Несмотря на внушительную разницу в возрасте, семейная чета имела много общих интересов и жила дружно в счастливом браке. Салон де Кондорсе сыграл большую роль в жирондистском движении, защищавшем среди прочих и права женщин. Автором термина «феминизм» считают французского философа и социолога Шарля Фурье, представителя утопического социализма. Термины равноправия впервые громко прозвучали во время Войны за независимость в США. Супруга президента США Джона Адамса Абигейл Смит Адамс тогда публично произнесла знаменитую фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». Смит Адамс считается одной из ярких представительниц женской эмансипации в США. Обращаясь к мужчинам, она сказала: «То, что ваш пол по природе своей является тираническим, — это настолько очевидная истина, что не требует обсуждения, кроме тех из вас, кто, по счастью, добровольно слагает с себя грубое звание господина ради более нежного и любимого имени друга. Почему же тогда не лишить власти порочных и беззаконных людей, которые безнаказанно используют нас со всей жестокостью и пренебрежением. Разумные мужчины во все века отвергали такие обычаи, которые относятся к нам лишь как к вассалам вашего пола». Несмотря на то, что французская конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве, мир продолжал двигаться к феминизму. Французская писательница Олимпия де Гуж представила Национальному собранию «Декларацию прав женщины и гражданки», состоящую из XVII статей, посвященных соблюдению женских прав и свобод, выплачиванию алиментов, равенством мужчины и женщины в браке перед законом и т.д. Тогда же появилась первая женская политическая организация.

http://pravmir.ru/feminizm-chto-eto/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010