«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Легенда о граде Китеже» — один из центральных мифов русской культуры, прекрасная вариация на тему потерянного Рая. Сам текст «Легенды» составляет вторую часть памятника «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложившимся во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев — бегунов (однако его корни прослеживаются до XVII века, а сами предания восходят ко временам Батыева нашествия). Обе части «Книги глаголемая летописец» — рассказ о князе Георгии Всеволодовиче и Легенда о граде Китеже вполне самостоятельны. Однако вместе они образуют два такта одной темы. Князь — потомок Владимира Святого и сын святого Всеволода Мстиславовича Новгородского — само воплощения святости. Он — основатель Китежа. Проигрывая раз за разом войскам Батыя он погибает у Китежа. Это история о святости, место которой в мире — всегда Голгофа. В глазах мира святой всегда проигрывает. Это — вариация Страстей, жертвенной любви. Если так, то «Легенда» — вариация Пасхи, прекрасная иллюстрация способа каким Христос и Его Церковь борется с миром сим. Китеж — беззащитный город без стен, место без насилия, где возносятся молитвы — и войско Батыя, готовое его уничтожить. «Но врата ада не одолеют Церковь». Так и Рай невидимый для мира, незримо присутствует для верных. По мимо «Легенды» размещено либретто оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — прекрасная, глубокая переработка «Легенды». Вот конец либретто: «Здесь ни плача, ни болезни,/сладость, сладость бесконечна,/радость вечна…». Другим источником либретто послужила «Повесть о Петре и Февронии» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/legenda-o-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Легенда о граде Китеже «Легенда о граде Китеже» — один из центральных мифов русской культуры, прекрасная вариация на тему потерянного Рая. Сам текст «Легенды» составляет вторую часть памятника «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложившимся во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев — бегунов (однако его корни прослеживаются до XVII века, а сами предания восходят ко временам Батыева нашествия). Обе части «Книги глаголемая летописец» — рассказ о князе Георгии Всеволодовиче и Легенда о граде Китеже вполне самостоятельны. Однако вместе они образуют два такта одной темы. Князь — потомок Владимира Святого и сын святого Всеволода Мстиславовича Новгородского — само воплощения святости. Он — основатель Китежа. Проигрывая раз за разом войскам Батыя он погибает у Китежа. Это история о святости, место которой в мире — всегда Голгофа. В глазах мира святой всегда проигрывает. Это — вариация Страстей, жертвенной любви. Если так, то «Легенда» — вариация Пасхи, прекрасная иллюстрация способа каким Христос и Его Церковь борется с миром сим. Китеж — беззащитный город без стен, место без насилия, где возносятся молитвы — и войско Батыя, готовое его уничтожить. «Но врата ада не одолеют Церковь». Так и Рай невидимый для мира, незримо присутствует для верных. По мимо «Легенды» размещено либретто оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — прекрасная, глубокая переработка «Легенды». Вот конец либретто: «Здесь ни плача, ни болезни,/сладость, сладость бесконечна,/радость вечна…». Другим источником либретто послужила «Повесть о Петре и Февронии» КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ЛЕТОПИСЕЦ, НАПИСАНА В ГОД 6646 (1237) СЕНТЯБРЯ В ПЯТЫЙ ДЕНЬ   Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, псковского чудотворца, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод приходился сыном великому князю Мстиславу, внуком же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святого благоверного и великого князя Владимира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евстафий Антиохийский. Слово на вечерю Лазаря и на Mapiю и Марфу, сестер его «Таким делом Христа было и притом величайшим из дел — воскрешение скончавшегося и в тление обратившегося Лазаря. Потому то и совечеряющим Господу представляет его, и чудо объявляет вселенной не как измышленное фантазией, и предметом веселия делает досточудность того блестящего пира, на коем, как первое угощение, предлагался Лазарь в качестве духовной пищи гостям, — той досточудной вечери, на которой удовольствие чрева было отстранено, и наслаждались души возлежавших, — того удивительного веселия, в коем сделавшийся трапезою для тления снова стал полною чудес трапезою людей живых». Слово на вечерю Лазаря и на Mapiю и Марфу, сестер его По изданию: S. Evstathii episcopi Antiocheni In Lazarum, Mariam et Martham hoinilia ehristologica, nunc primum edita opera et studio Ferditandi Cavallera, Paris. 1905. pag. 25–51. 1. Выслущаем, возлюбленные! И доселе священная труба евангелий благовествует Церкви Божией. Что же предлагает она для радости верующим? ибо ее мы сделаем венцом слова и вождем в дальнейшей речи. Иоанн, евангелист, сын грома, почерпнувший неизреченные тайны из всеплодного премудростью поля сердца Господа. говорит: прежде шести дней Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь yмepшiй, коего воскресил из мертвых. Сотворили же Ему вечерю, и Марфа служила; Лазарь же был из возлежавших с Ним (Иоан. 12, 1–2). 2. Прекрасно питомец истины скованного не задолго пред тем в темнице ада, но вышедшего и поражением смерти осмеявшего узы смерти, освобожденного от не гостеприимных (погребальныхъ) пелен, опять поставил на вид и, миновав всех, вместе с ним вечерявших, (одного) этого назвал по имени. Целью у евангелиста было не то, чтобы соучастием знатных лиц в вечере и трапезе прославлять того, о ком благовествует он, — и не то, чтобы рассказать приятное, но чтобы всем известного Чудотворца из собственных Его дел представить Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ириней Лионский, священномученик (140/160 – 202) – ученик Поликарпа Смирнского, собеседника ап. Иоанна Богослова. Великий пастырь, богослов и мученик, Ириней был подлинным святым: перефразируя его слова о единстве Евхаристии и учени Церкви, его учение поверяется по его жизни, по мученической кончине: (как О. Клеман говорил, что мученик становиться Евхаристией, «я веру только тем свидетелям, которые дали пререзать себе глотку» по Паскалю). Родом Ириней Лионский происходил из Малой Азии. В 177 или 178 году, будучи пресвитером Церкви Лиона, Ириней был послан членами Церкви этого города к епископу Римскому Елевферию в качестве посредника при обсуждении вопроса о монтанизме. Вскоре Ириней возвращается в Лион. Здесь умирает еп. Пофин (иначе: Потин или Фотин), — он становится мучеником. Ириней наследует его кафедру, становится епископом Лионским. Папа Виктор (189—199) хотел отлучить от церковного общения епископов Азии по причине их традиции празднования Пасхи 14 Нисана, а не в воскресный день. Св. Ириней вступает в переписку с Виктором в качестве миротворца, что ему и удается. Большой заслугой Св. Иринея также считается его миссионерская деятельность и борьба с гностицизмом. Преемником его по борьбе с этими еретиками был его ученик св. Ипполит Римский. Св. Ириней Лионский мученически погиб при гонении имп. императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Его называют основателем богословия. Значение Иринея Лионского нельзя переоценить. Мансуров пишет о месте лионского мученика в Предании: «Коренные вопросы христианства, поставленные великим спором с гностиками, вопросы о монтанизме и о Пасхе решены были Вселенской Церковью при его содействии. Его слово к концу II века приобрело в Церкви решающее значение. Сказанное им о гностиках повторилось уже как бесспорное учение Церкви его младшими современниками — начиная с Тертуллиана, святого Ипполита, святого Киприана.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/iri...

В чем была сила апостола Петра? В том, что он всегда уповал на волю Божию. И когда спокойно спал, прикованный между стражниками, в темнице в ожидании приговора. И когда шел за Ангелом Господним, безропотно подчиняясь его приказаниям. И когда, наконец, встретился с возлюбленными братьями своими во Христе, просветил их правдой, но не мог остаться с ними, зная, что ему уготован иной, не менее опасный путь благовестия слова Божия и просвещения народов Божественным учением. Преподобный Макарий Египетский наставляет: «Бог истинно познается только достойной и угодной Ему душой». А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того чтобы познать Владыку всех, недостаточно только видеть чудеса — нужно иметь признающую душу». Вот так и апостол Петр чудесное избавление свое из темницы воспринял как милость Божию, совершившуюся не за собственные его заслуги, а по Божественной любви. Более того, душа его была распахнута для чуда, готова принять чудесное как должное, раз так угодно Господу. Вот каково благодатное осознание, несущее в себе огромную животворящую и преобразующую силу! Псалмопевец Давид восклицает: Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего ( Пс.118:18 ). Нам бы всем, братья и сестры, не помешало просить у Господа подобного зрения. Как часто мы глаза свои, замутненные земными греховными образами, обращаем на то, что недостойно нашего внимания. И наоборот, то, что нужно видеть, не видим. Только вера открывает нам истину, устремляет взор наш к небесному, отвращая его от всего временного, страстного и тленного. Верой награждает нас Господь для того, чтобы мы постигали духовные тайны, недоступные ни нашему разуму, ни нашим чувствам. Как бы ни были сильны плотские человеческие помышления и немощные мудрования, вера возвышает нас над всем чувственным, делает способными к любви, состраданию и милосердию. От многих жизненных невзгод покрывает нас святая вера. Потому что с настоящей и глубокой верой приходит ощущение Божиего присутствия во всем и всегда, вездесущее действие Божественного Промысла. Но при этом следует помнить мудрые слова святителя Иоанна Златоуста: «Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется верующим».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Правила святых апостолов «Правила святых апостолов» относятся к самому раннему преданию Церкви, почему и приписываются самим апостолам. Их особое значение заключается не только в древности и авторитете, но и в том, что они содержат все главные канонические нормы, фундаментальные для всего канонического предания. Второе правило Шестого Вселенского Собора говорит о «Правилах святых апостолов»: «чтобы отныне… тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил». Правила Святых Апостолов 1. Епископа да поставляют два или три епископа. 2. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ. 3. Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего–либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что–либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения. 4. Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками. 5. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина. 6. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина. 7. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Пасха Красная Книга Нины Павловой посвящена событию страшному и радостному — мученической гибели трех иноков от рук полусумасшедшего сатаниста в Оптиной Пустыни на Пасху 1993 году — Ферапонта, Трофима и иеромонаха Василия. В книге использованы отрывки из прекрасного дневника отца Василия, воспоминания друзей и братии за Христа пострадавших монахов. «Велика и несравненно-прекрасна река Божия — святая Оптина! Течет река эта из источников жизни временной в море вечно-радостного жития в царствие незаходимого Света, и несет она на себе ладии и своих пустынножителей и многих других многоскорбных»… Нина Павлова Пасха Красная «Молитесь за монахов — они корень нашей жизни. И как бы ни рубили древо нашей жизни, оно даст еще зеленую поросль, пока жив его животворящий корень». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) О трех Оптинских новомучениках, убиенных на Пасху 1993 года Наместнику Оптиной Пустыни Архимандриту Венедикту ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Вместе с вами разделяю и скорбь по поводу трагической гибели трех населъников Оптиной пустыни. Молюсь о упокоении их душ. Верю, что Господь, призвавший их в первый день Святого Христова Воскресения через мученическую кончину, соделает их участниками вечной Пасхи в невечернем дни Царствия Своего. Душой с вами и с братией. ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II Телеграмма от 18 апреля 1993 года. От автора Господи, благослови! Начну с признания, стыдного для автора: я долго противилась благословению старцев, отказываясь писать книгу об Оптинских новомучениках по причине единственной — это выше моей меры, выше меня. Непослушание — грех, и старец предсказал: «Полежишь полгода пластом, а тогда уж захочешь писать». Вот и дал мне Господь епитимью за непослушание — я надолго слегла и не могла исцелиться, пока не взмолилась о помощи Оптинским новомученикам, решившись, наконец, писать. «Пиши, как писала прежде», — так благословил меня на труд архимандрит Кирилл (Павлов), подсказав тем самым жанр этой книги: не житие — я никогда не писала их, но летопись событий. А складывалась летопись так — в 1998 году Господь привел меня паломницей в Оптину пустынь, и с тех пор я живу здесь, став очевидцем тех событий, о которых и попыталась рассказать на основе дневников этих лет. Такую Оптинскую летопись вел век назад православный писатель Сергей Нилус, и жанр этот достаточно традиционен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Так и случилось все, когда Господь принял благочестивые обеты возлюбленного апостола Петра, ибо благий и милосердный Иисус немедленно явился искавшему и быстро бежавшему к Нему апостолу, дал плачущему, прощение, благостно изгладил всякую вину, совершенную против Hero из страха ночью, и кроме того, ревностно увещевая его, сильно воспламенил в нем исповедание святого имени Своего и вечную любовь. О, как безгранична благость Христа, достойна всякого хваления и исполнена небесной сладости! Никто из падших да не отчаивается в прощении, и спасшийся да не превозносится неразумно данной ему с неба благодатью. Как велико знамение милосердия, сегодня явственно показанное Господом на святом Петре! Посему ликуют ангелы, радуются архангелы, ободряются грешники, возбуждаются ленивые, хвалят все верные народы Бога за великое милосердие Господа и за снисхождение к блаженнейшему Петру, вполне утвердившемуся в вере Христовой! О, сколь нежное и дружелюбное собеседование имел тогда Иисус Христос с апостолом Петром, дав ему целование мира, и сколь радостным и умиротворенным сделалось опять сердце его при виде и собеседовании воскресшего Христа, возлюбленнейшего Господа его. О, возлюбленный, святый Петре, досточтимый апостоле, избранный пастырь церкви, вспомни о дне сем и о великом празднике Пасхи, в который ты примирился с Господом и даром Святого Духа разрешен был от всякого греха. Напомни теперь и обо мне, бедном и недостойном грешнике перед благостным Господом во время огорчения и уныния моего, и после плачевного изгнания из мира сего дай мне по исшествии из тела верное убежище и надежного путеводителя к небу; открой мне двери рая через страдание и смерть Христа, обетованные для всех кающихся до конца века сего; сохрани меня от наветов врага древнего, избавь молящегося от мук и тьмы ада, ибо тебе Бог дал все царства мира и ключи неба, чтобы открывать дверь жизни стучащимся, которые от всего сердца наконец покаются и с полной верой обратятся к Богу. Услышь меня, блаженнейший Петре, благочестивый пастырю церкви и славный князь земли, да научусь я достойно оплакивать грехи мои и через тебя удостоюсь получить прощение от Господа Иисуса Христа. Аминь. Глава 23. О явлении Христа семи ученикам, ловившим рыбу на море Тивериадском

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

Значит, вашему вниманию слова заостряются на том, что мы живем в счастливый период по Воскресении Христа Спасителя, что мы с вами сейчас живем в период от Пасхи до Троицы, что мы счастливые с вами все: и руки подымающие у престола, и молящиеся с нами. Мы в период пасхальный собралися на богослужение от Пасхи до Троицы, тогда как по сказанию простых людей Сам Бог еще ходит по земле и посещает наши земли, и посещает больницы, посещает остроги, и посещает воинские части, и посещает кельи, и к сердечным вратам подходит Сама Троица: «Я, Отец Небесный, для тебя Сына послал в мир, ты открой, и Мы войдем к тебе и трапезу совершим». Так вот мы с вами, братья и сестры, во-первых, счастливы, что мы с вами в Новом Завете родились, во-вторых, мы очень счастливы, что мы во имя Святой Троицы в купели крестились, в-третьих, что мы так или иначе как возможно храним веру в Господа Христа, храним законы обязанности семейных обязательств, и любви, и терпения, и уступок. А то бывает так, вам это я напомню. Когда фонтаны били, и луна, и красота – все было хорошо. А потом через год, три Ванька уж не нравится. Я в таких случаях говорю: «Ты люби его, дорогая, он тебе нравился». – «Да, нравился. Мне тогда казалось, что он с неба упал». – «Так люби же его». – «Мне казалось, что он упал с неба, такой он хороший, такой...» Я, конечно, по опыту уже знаю. Так ну вот, значит, апостол Павел говорит так, что если твой муж уже стал плохим, если твой муж подымал не раз топор на икону, и икону расколол, сатане сильнее поддался. А для того, чтоб поддаться сатане, много есть перспектив. Сатана, во-первых, искушает, хлеб наш насущный дай нам днесь; сатана, во-вторых, искушает – служебные обязанности человека: занимаемая должность и положение ответственность. Много насилий делает сатана, и только тот человек знает это, который это знает, а который и не знает, что губит его враг рода человеческого. Сейчас в Евангелии отец наш молодой протодиакон, т.е. отец диакон еще, протодиакон будешь через пятьдесят лет, так вот он читал нам 76 , что иудеи обвиняют Иисуса Христа, что Он беса в Себе имел. Те, которые Нового Завета не приняли, Церковь не приняли, по-своему мудрствуют, по-своему хотят быть, по-своему спасение рода человеческого без Церкви хотят получить. Они не приняли слов Христа, когда Он говорил им, Отец Небесный Мне поручил к вам на землю прийти. Это очень момент важный, братья и сестры, надо его запомнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Христианство — основа русской культуры, и поэтому тема Пасхи, главного христианского праздника, не могла не отразиться в творчестве русских писателей. Даже в эпоху социалистического реализма жанр пасхального рассказа продолжал жить в самиздате и в литературе русского зарубежья. В этой книге собраны пасхальные рассказы разных литературных эпох: от Гоголя до Солженицына. Великие художники видели, как свет Пасхи преображает все многообразие жизни, до самых обыденных мелочей, и запечатлели это в своих произведениях. Свет Воскресения Христова сияет из них. Эта книга — прекрасный подарок к Празднику праздников и замечательное чтение на все времена. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/pashalnyie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010