«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Пасхальные рассказы русских писателей Христианство — основа русской культуры, и поэтому тема Пасхи, главного христианского праздника, не могла не отразиться в творчестве русских писателей. Даже в эпоху социалистического реализма жанр пасхального рассказа продолжал жить в самиздате и в литературе русского зарубежья. В этой книге собраны пасхальные рассказы разных литературных эпох: от Гоголя до Солженицына. Великие художники видели, как свет Пасхи преображает все многообразие жизни, до самых обыденных мелочей, и запечатлели это в своих произведениях. Свет Воскресения Христова сияет из них. Эта книга — прекрасный подарок к Празднику праздников и замечательное чтение на все времена. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru Пасхальные рассказы русских писателей Москва • «Никея» • 2014 ISBN 978-5-91761-288-1 © «Никея», 2013 Список авторов: Л. Андреев И. Бунин Н. Гоголь Ф. Достоевский Н. Колосов В. Короленко А. Куприн К. Леонтьев В. Никифоров-Волгин Л. Пантелеев Е. Поселянин А. Солженицын В. Соловьев С. Фудель А. Чехов Б. Ширяев Федор Достоевский (1821-1881) Мужик Марей Но все эти professions de fois ( исповедания веры (фр)), я думаю, очень скучно читать, а потому расскажу один анекдот, впрочем, даже и не анекдот; так, одно лишь далекое воспоминание, которое мне почему-то очень хочется рассказать именно здесь и теперь, в заключение нашего трактата о народе. Мне было тогда всего лишь девять лет от роду... но нет, лучше я начну с того, когда мне было двадцать девять лет от роду. Был второй день Светлого праздника. В воздухе было тепло, небо голубое, солнце высокое, «теплое», яркое, но в душе моей было очень мрачно. Я скитался за казармами, смотрел, отсчитывая их, на пали крепкого острожного тына, но и считать мне их не хотелось, хотя было в привычку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Пост – это радость. Пост – это внутреннее осознание себя, кто ты на самом деле есть. Конечно, здесь присутствует напряжение совести, которую мы всегда то закармливали, то напаивали, то ласкали какими-то мечтами, то от нее убегали, а совесть – это голос Божий. И он всегда стучится в наше сердце. Иногда мы всё же обращаемся к своей совести и обращаемся к Творцу: «Господи, открой мне истину!» Поиск истины дает человеку возможность быть по-настоящему, с большой буквы Человеком как образом Божиим. Вот так мы можем посмотреть на радость Великого благодатного поста. – Батюшка, в последнюю нашу беседу – а это было почти сразу после того, как был обстрелян ваш Божий храм, – вы говорили, чтобы луганчане готовились к большим испытаниям, к преодолению немалых трудностей на пути. Всё так и получилось. Можно ли надеяться, что Господь услышит наши молитвы и пошлет милость прощения грехов наших? Что нужно ждать и что мы ждем от Пасхи 2015 года? – Прежде всего от Пасхи мы ждем радости Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Пасха для нас – это праздник праздников и радость из радостей. Ожидать ее нужно тоже активно. Ведь поймите: Православие – это, прежде всего, стремление не только спасти свою душу, но и стремление создать все условия, чтобы в этом мире спасались и другие люди. Если мы хотим что-то изменить в этом мире, то мы должны спросить себя: «Кто мы? Куда мы идем? Какова наша цель?» И общество должно – можно сказать так: элиты – духовная, культурная, общественная (болезненно, может, это будет) – должны искать ответы на эти вопросы. Потому что если у нас не будет плана нашего дальнейшего пути, то и не будет самого пути. Мы будем топтаться на месте. Шаг вперед – два шага назад и т.д. Как нам жить дальше? На каких духовных основах? На эти вопросы должны отвечать не только политики. Зачем всё сбрасывать на политиков? В сегодняшних новых условиях, в которых мы сейчас находимся – и не только Донбасс, но и Украина, и Россия, мы должны как можно быстрее ответить на вопросы: «А как нам жить дальше? На каких нравственных и духовных основах? Какое должно быть общественно-политическое устроение сегодняшнего мира? Какова модель нашего с вами развития?»

http://pravoslavie.ru/77879.html

Он подымает меня к самому потолку, где сидит в клетке скворушка, смеется зубами из-под усов. — А ну, пойдем-ка, штучку тебе одну… Он несет в кабинет пунцовую лампадку, ставит к иконе Спаса, смотрит, как ровно теплится, и как хорошо стало в кабинете. Потом достает из стола… золотое яичко на цепочке! — Возьмешь к заутрени, только не потеряй. А ну, открой-ка… Я с трудом открываю ноготочком. Хруп, — пунцовое там и золотое. В серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках — новенькие серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным маслом. Он берет меня на колени, гладит… — И устал же я, братец… а все дела. Сосни-ка, лучше, поди, и я подремлю немножко. О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами… И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумьи голос — Ангели поют на не-бе-сии… Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе — на нем я могу улечься — темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!» Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, поберегемся». Понесли святить в церковь. Идем в молчаньи по тихой улице, в темноте. Звезды, теплая ночь, навозцем пахнет. Слышны шаги в темноте, белеют узелочки. В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, — утыканы изюмом. Редкие свечечки. Пахнет можжевельником священно. Горкин берет меня за руку. — Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать. А сам с Василичем в Кремле, после и к нам приедет. А здесь командую я с тобой. Он ведет меня в церковь, где еще темновато, прикладывает к малой Плащанице на столике: большую, на Гробе, унесли. Образа в розанах. На мерцающих в полутьме паникадилах висят зажигательные нитки. В ногах возится можжевельник. Священник уносит Плащаницу на голове. Горкин в новой поддевке, на шее у него розовый платочек, под бородкой. Свечка у него красная, обвита золотцем.

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Светлая Седмица Проповеди святителя в Светлую Седмицу. «Тягостно, братие, и притрудно шествие по пустыни мира для взыскующих горнего града; — но земля обетованная кипит медом и млеком! — Долги иногда и примрачны шесть дней земного делания; но седмый день покоя вечного исполнен веселия неизреченного! Будем ли жаловаться на терние и волчцы, встречающиеся на пути, сами засеяв ими всю землю и непрестанно возвращая их грехами своими? Отложим ли восходить на небо потому только, что надобно идти туда по лествице креста? И теперь, в земле изгнания и бедствий, отрадно воспевать песнь победы над смертью, хотя победа сия еще не усвоена нами: как же восхитительно будет праздновать великий день обновления там, — на новой земле обетования, где на радостный глас: Христос воскресе!Небо и земля, весь сонм творения будет ответствовать: воистину воскресе!Поспешим же, братие, туда духом, доколе не пришли и плотью! Для чего сидеть в бездействии на реках Вавилонских и довольствоваться одним воспоминанием горнего отечества? Смотрите! Царские двери отверзты, и Престол благодати виден всякому: это приглашение домой, зов на вечерю! Поспешим же, братие, поспешим: воскресший Спаситель призывает нас!» Свт. Иннокентий Херсонский Светлая Седмица Поучения на литургии, в первый день Пасхи I Христос воскресе! О чем молились мы в продолжение святыя Четыредесятницы, и чего просили у нашего Господа, то самое ныне вполне даровано нам Его благодатью: мы достигли в пречестные дни страданий Христовых и теперь покланяемся святому и славному воскресению Его! — Радостен, братие, праздник сей и на земле; как же светел и торжествен он должен быть на небе! — О, если бы всем нам достигнуть таким же образом и того блаженного дня воскресения, причаститься и той невечерней Пасхи в царствии Отца Небесного, коим не будет уже конца! — Но, мы достигнем, непременно и все достигнем сего блаженства, если на всю земную жизнь нашу будем взирать, как на святую Четыредесятницу, — как на приготовление к великому дню всеобщего воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И конь его мчит стрелой! А наш-то, наш-то – гляди, сынок – А наш-то на ослике – цок да цок. Едет совсем одинок. А у тех-то Господь – он вон какой! Он-то и впрямь дарует покой, Дарует-вкушает вечный покой Среди свистопляски мирской! На страсти-мордасти махнув рукой, В позе лотоса он осенён тишиной, Осиян пустотой святой. А наш-то, наш-то – увы, сынок, – А наш-то на ослике – цок да цок – Едет совсем одинок. А у этих Господь – ого-го какой! Он-то и впрямь владыка земной! Сей мир, сей век, сей мозг головной Давно под его пятой. Вкруг трона его весёлой гурьбой пляшет весь род людской. Быть может, и мы с тобой. Но наш-то, наш-то – не плачь, сынок, на ослике – цок да цок – Навстречу смерти своей. что ждете у дверей Едет опять одинок На встречу со страшною смертью своей, со смертью твоей и моей! Не плачь, она от Него не уйдёт, Никуда не спрятаться ей! А женщине чего бояться? – Инна Кабыш А женщине чего бояться? Она не царь и не народ. Ей Пасхи ждать и красить яйца и не загадывать вперед. Где страх уста мужчине свяжет, где соблазнит мужчину бес, там женщина придет и скажет Тиберию: «Христос воскрес!» Гвоздь забиваю – печали юдоль – Александр Меситов Гвоздь забиваю – печали юдоль. Слово молчу – слышу дивное пенье. В каждом гвозде – Иисусова боль, В каждой молитве – весна и спасенье! Пасхальный акростих – Александр Меситов Хлеб сладчайший из церкви несут. Радость в сердце ликует и бьется. И весеннее небо смеется. Снег растаял… Травы изумруд. Торжествуют и поле, и лес, Осиянные ласкою горней. Снова гром, снова звон колокольный. Всюду правды сияющий крест. О, душа моя, руку мне дай, Скинь усталость, открой свои вежды. Как дается нам много надежды – Райских весей завещанный край. Едут гости. Пекут каравай. Сыплют дети цветной скорлупою Ежевичной, брусничной, рябою… Великая Суббота – Николай Забелкин 1. Отчаянье – в прошлом. Навеки Ты с нами, Господь – Сквозь лёд преисподней проступишь проталиной Рая… Пускай умолкает пристыжено всякая плоть – И только любовь пусть горит пред Тобой, не сгорая!

http://azbyka.ru/fiction/sbornik-paskhal...

По Божией милости я здоров, с Божией помощью уже первую неделю провели, все братия причащались в субботу. Первые два дня было сухоядение: хлеб и картошка, а со среды до субботы горох варили, всю эту неделю ужина нет, и без масла. Ничего, старички бодрее службы стояли. На все ваше семейство призываю Божие благословение, храни вас Господь, с любовью о Христе ваш доброжелатель и сомолитвенник. Многогрешный схиигумен Иоанн 20 .01.1952 Новый Валаам Боголюбивейшая раба Божия X.! [...] Как слышно, твой муж пьет, нет-нет, да и наступит на винную пробку, что делать, не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг друга тяготы носить и так исполните закон Христов [см.: Гал.6:2 ]. Умудри вас Господи. А как время-то летит быстро: ждали Рождество Христово, Крещение и Новый год, и все это прошло. Теперь будем ждать Святой Пасхи. Конечно, прежде Великого поста надо ждать, как приготовительное средство, чтобы совершеннее справить Светлый Христов праздник. Вот что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия играет, будут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и многое другое на эту тему. Эти картинки пройдут у них в голове, и опять останутся одни. Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, а все же состарилось наше братство, просто богадельня, один другого старше; если доживу до февраля, тогда стукнет мне семьдесят девять лет – почтенные, созрели к переходу в вечность. Благодарю Бога, что до таких годов дожил, и удостоил меня, грешного, провести всю жизнь в монастыре. Не знал мирской суеты, исполненной лукавства, тщеславия, лицемерия, лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь когда в душе своей мир и умиление? Я полагаю, нет. Вот ты с мужем, посещая театр и маскарады, что чувствуете, когда придете домой? Конечно, получаете некоторое впечатление, там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же места, разве только если нельзя будет пойти по болезни. Вот в таком порядке и проходит мирская суетная жизнь. А когда человек будет лежать на смертном одре или в постели, вот тогда-то и придется испытать неожиданные явления. И вся прошлая жизнь будет чередоваться событиями, какими он жил. Только тогда человек познает, что мир сей обманщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Откройте книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В этой книге с натуры дан вид внешний первосвященника Онии, как он выглядел за богослужением. 50-ю главу давайте посмотрим. Видите, какой Патриарх наш выходит, какие одежды на нём прекрасные. Ватикан, Второй Ватиканский собор, который происходил с 62-го года по 65-й годы, запретил духовенству, кардиналам носить дорогие одежды, потому что это – вызов простым людям. Они слишком отделяются, и народ готов перед ними расступаться и чуть ли не ниц падать. Я не зверь, – скажет Григорий Богослов , – чтобы передо мной расступался в страхе народ. Не нужно всего этого. Но, с другой стороны, имеем прямое предписание: И сказал Господь Моисею: сделай для Аарона одежды для славы и благолепия (см. Исх. 28:2 ). Поэтому в храмах должна быть слава, должно быть благолепие, и в народе сидит прямо неукротимая страсть к украшению храмов. Она, эта страсть, была и у наших людей. Сами жили в курных избах, понимаете, с кривым крыльцом, печи по-чёрному топились, в нищете, но на храмы не жалели средств. И вот Зайцев пишет, что когда отливали колокола, находили такую глину, из которой можно вылить , и туда заливалась бронза, медь, приходил народ, и дождём падали – в этот кипящий металл – дождём падали серебряные рубли. Народ отдавал последние деньги, серебряные рубли, чтобы звон-то был серебряный! И таких колоколов, какие были на Руси, нигде не было – с печатями, с украшениями. Как правило, очень много жертвовали на храм купцы. Купцы, вот они жертвовали много на храм. И в частности, на украшения. И священнику в день Пасхи подносили и новое Евангелие, и потир, и ковры, и свечи из чистого воска. И всё было, так сказать, на высшем уровне. Но для кого копили? Если бы знали, для кого все эти драгоценности, все эти иконы, покрытые прекрасными ризами... А на них в знак благодарности за исцеление люди вешали колье, драгоценные разные украшения. И всё это досталось «товарищам» – всё было ограблено, всё было осквернено. И вот на эти деньги и делалась революция. Потому что всё, что они взяли из храмов, это такое богатство, которое даже невозможно и представить. Вот у нас в академическом храме Царскосельская икона, как считают, фамильная икона Божией Матери, перед которой молились все Императоры и Императрицы – она была увешана, украшена такой ризой и такими драгоценностями, что на одну эту икону можно было поднять экономику нашего государства. На одной только иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Замолчи, пожалуйста, эй! Это все скучные песни земные, неинтересные. Что-нибудь придумай, а это же скучное, тяжелое. (Реплика Владыки на выкрикивания болящей в храме) Значит, ваше внимание заостряется на том, что мы живем в счастливый период по Воскресении Христа Спасителя. Мы счастливы все: и руки подымающие у престола, и молящиеся с нами. Мы в период Пасхальный собрались на богослужение от Пасхи до Троицы, тогда, когда, по сказанию простых людей, Сам Бог еще ходит по земле и посещает больницы, посещает остроги, воинские части, посещает кельи и подходит к сердечным вратам. Сама Троица говорит: “Я, Отец Небесный, для тебя Сына послал в мир. Ты открой двери сердца, и мы войдем к тебе, и трапезу совершим”. Так вот, мы с вами, братья и сестры, счастливы, что в Новом Завете родились, счастливы, что мы во имя Святой Троицы в купели крестились, что мы так или иначе храним веру в Господа Христа, храним законы и семейные обязательства любви, и терпения, и уступок. А то бывает так (я вам это напомню). Когда фонтаны били и луна светила — все было хорошо. А потом, через год-два, муж уже не нравится. Я в таких случаях говорю: “Ты люби его, дорогая, он же тебе нравился?” — “Да, нравился. Мне тогда казалось, что он с неба упал, такой он хороший был, как будто бы он поскользнулся там на небе и через облака упал”. — “Так люби же его”. Апостол Павел говорит, что если твой муж стал плохим (скажем, подымал не раз топор на икону), это означает, что он сатане поддался. Для того, чтобы поддаться сатане, есть много перспектив. Сатана, во-первых, искушает пищей телесной: “хлеб наш насущный даждь нам днесь”, во-вторых, искушает благополучием и властью: занимаемая должность, служебное положение и ответственность. Много насилий совершает сатана, и только тот человек знает это, который это знает. А другой и не знает, что его губит враг рода человеческого. Так вот, я говорю этой женщине: о том, что ты его полюбила — фонтаны свидетельствовали, луна свидетельствовала. И она соглашается со мной. “Вот и надо его любить”. — “Да он такой, сякой”. — “Так ты же, когда на базаре бываешь, ты там лук пробуешь или редьку, покупая. Вот и на жизненном базаре купила такую горькую редьку. Теперь ты его только смири, по слову апостола Павла, если он плохой, такой-сякой, топор на иконы поднял. Не бойтесь этого! Бога никто рубить уже не может. Хватит того, что на Голгофе Его прокололи копьем за род человеческий. И ты своего этого Васю или Гришу люби, и держи его, и называй его ласковыми словами — Васек или Григорочек, как хотите.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-na-v...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) На путях к Богу Живому Авторский сборник отца Георгия Чистякова. Отец Георгий размышляет об основах христианской веры, истории Библии и Церкви; их творческом воздействии на нравственность и культуру. В сборник вошли следующие эссе: Богомладенчество Антиапостол Ея же ничтоже в мире нужнейше У подножия Парфенона Платон против поэзии Афины и Рим Дверь к вергилию «Щит лопнул, разлетелся на куски…» Немая музыка псалмов «Язык обитателей Неба» Transcendere Избавление от страха Душа — труженица Последний полёт Люди и книги Откуда эта злоба? Дмитрий Сергеевич Лихачёв Булат Окуджава и Лев Копелев Души их во благих водворятся Ещё раз о молитве Богомладенчество Среди изданий Нового Завета встречаются такие, где слова, которые произносит сам Иисус - ipsissima verba, — набраны красным шрифтом, а все остальное черным. Естественно, что в рассказах о Рождестве не встретится ни одного напечатанного красным слова. А между тем, многие современные богословы считают безусловно достоверными moльko ipsissima verba.   Так, священник Рене Лорантен в предисловии к одной из своих книг рассказывает об одном кюре, который сказал ему, что давно уже не проповедует на тему Рождества, поскольку сам Иисус об этом ничего не говорит. " Это одни сказания " .   Эта позиция основывается и на том, что Рождество Христово в отличие от Святой Пасхи христиане стали праздновать далеко не сразу. Еще Клименту Александрийскому казалось забавным, что среди верующих во Христа есть такие " любознательные " люди, которые хотят определить не только год, но и день рождения Иисусова.   Для христиан были значимы не факты, а один–единственный факт — то, что Христос " был зачат от Духа Святого, родился от Девы Марии, пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер, был погребен, сошел во ад и в третий день воскрес из мертвых " , — воспоминание о нем связывалось не с какими-то определенными датами, а прежде всего с таинством Евхаристии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Азы православного христианства О чем эта книга?  Человеку, впервые переступившему порог храма, многое кажется непонятным. При этом без осмысления всего происходящего в Церкви невозможна подлинно христианская жизнь. В книге «Азы православного христианства» собрана необходимая информация о храме и богослужении, о таинствах и постах, о роли священника в жизни верующих. Содержание книги Книга включает следующие разделы:  О вере, Христос и православное христианство, Церковь, Священное Писание и Предание, храм, священнослужители, молитва, пост, праздники Православной Церкви, таинства Исповеди и Причастия, жизнь после литургии. В приложении рассказывается о православных обычаях поминовения усопших, а также дается календарь празднования Пасхи и переходящих праздников на 2012 — 2020 гг. «Изюминка» издания Одно из украшений книги — это подборка выдержек из трудов отцов Церкви, философов, священников к каждой главе. Каждая глава начинается с короткой цитаты, выражающей содержание последующей главы. Благодаря этим цитатам, читатели познакомятся с воззрениями Силуана Афонского и Иоанна Кронштадтского, датского философа Сёрена Кьеркегора и основоположника классической философии Иммануила Канта, русского ссыльного религиозного писателя Сергея Фуделя и митрополита, объединившего русских, англичан, немцев — Антония Сурожского. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Владимир Лучанинов Азы православного христианства Предисловие Вся жизнь человека – это постоянное движение. В духовном отношении это движение может быть только в двух направлениях: или навстречу Богу, или от Него. Ежедневный выбор между добром и злом и определяет направление этого движения. Сдержаться или сказать родному человеку обидные слова, поспешить помочь ближнему или заняться чем-то более приятным, ответить на неудобный вопрос честно или соврать, пытаясь оправдать себя, – все эти ежедневные мелочи и определяют наш духовный путь. Для Бога не может быть чего-то незначительного. Значение имеет все. Тем большую значимость имеет такой важный шаг в жизни человека, как желание прийти в храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010