Глава 3. Об обращении философа-диалектика    Какую же добродетель несет в себе простота веры, мы можем узнать из того, что, как говорят, как раз там и произошло. Ведь когда заботой религиозного императора со всей земли были собраны служители Бога, [на собор] приехали также философы высокой репутации и весьма знаменитые и прославленные диалектики. Один из них, весьма прославленный в искусстве диалектики, изо дня в день спорил с нашими епископами, мужами также достаточно искушенными в диалектике. И явлен был великий спектакль, когда собрались на заседание ученые и начитанные мужи. Философ все никак не мог закончить речь и кратко подвести итог. Ведь он вел спор в такой риторической манере, что, когда он будто бы заходил в тупик, то ускользал из него подобно изворотливому змею. Однако Бог допустил, так как власть Бога не на речах стоит, а на добродетелях, чтобы среди прочих слушавших епископов присутствовал один исповедник, муж по природе весьма простой и ничего другого, кроме Иисуса Христа и Его крестной смерти, не ведающий. Когда он увидел философа, глумящегося над нашими и наслаждающегося хитростью диспута, попросил у всех слова: «Я бы хотел кратко побеседовать с философом». Тогда наши, которые знали простоту мужа и его неопытность в спорах, испытали некоторую стыдливость и испугались, как бы святая простота не вызвала насмешек у сведущих людей. Председательствующий все же настоял на своем и дал тому начать речь. «Во имя, — сказал тот, — Иисуса Христа, философ, слушал я о том, что истинно. Бог есть един, Который соделал небо и землю, и Который дал человеку, которого сотворил из праха земного, душу. Все, что видимо, и все, что невидимо, Он сотворил добродетелью Слова Своего и упрочил освящением Духа Своего. Это Слово и Мудрость, Которое мы зовем Сыном, во искупление грехов человеческих было рождено от Девы, и через страдание смерти освободило нас от вечной смерти и воскресением Своим открыло нам путь к вечной жизни. Его мы и ждем для окончательного суда, который, как мы считаем, наступит. Веришь ли ты, философ, что это так?» Но тот, как если бы никогда не учился парировать аргументы, так и стоял, молча, пораженный доблестью речи, ни на что не отвечая, и молчаливый вид его был красноречивее слов. И тогда председательствующий сказал: «Если ты веришь, что это так, поднимись и ступай за мной в храм и прими знак этой веры». И философ, обратившись к последователям своим, а также к тем, кто собрались послушать, сказал: «Слушайте, о ученые мужи, пока со мной сражались словами, я словам противопоставлял слова, и то, что говорилось, я с помощью риторического искусства переворачивал наизнанку. Но когда из уст говорящего впереди слов вышла добродетель, слова уже не могли противостоять добродетели, и человек не может противиться Богу. И потому, если кто из вас смог из того, что было сказано, понять то, что понял я, пусть поверит в Христа и последует за этим старцем, в котором говорит Бог». Так, став христианином, философ наконец признал себя побежденным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подобным образом и сих ожидает день погибели их, когда Бог придёт судить землю и погубит всех, творящих беззаконие и сквернодеющих: «си бо омывают оходы своя (и) в рот вливают и по браде мажются, наричющи Бохмита, такоже и жены их творят ту же скверну и ино пуще – от совокупленья мужьска и женска вкушают». Слышав это, Владимир плюнул и сказал: «О отвратительно»! 220 . Философ продолжал: «Ещё слышали мы, что приходили из Рима (Немцы) учить вас своей вере, но их вера немного (несколько) повреждена против нашей 221 , ибо служат на опресноках, то есть оплатках, которых Бог не предал, повелев служить на хлебе, (ибо сказано): и преда апостолом, приим хлеб, и рече: се есть Тело Мое, ломимое за вы..., они же этого не творят, и (потому) вера их (не совсем) исправна». Владимир сказал: «Приходили ко мне Жиды и говорили, что-де Немцы и Греки веруют в Того, Которого мы распяли». Философ отвечал: «Действительно, мы в Него веруем, ибо пророки предрекли – одни, что Бог родится, другие, что Он будет распят и погребён, в третий день воскреснет и вознесётся на небеса. Они же тех пророков избивали, а других пилами перетирали. Когда же сбылись пророчества, (Бог) сошёл на землю, был распят и по воскресению вознёсся на небо, то (Он) ждал от них покаяния 46 лет. И поскольку не покаялись, послал на них Римлян, которые города их разрушили, а самих расточили по разным странам, в которых они и до сих пор в рабстве». Владимир спросил: «Но для чего Бог сошёл на землю и принял такую страсть»? Философ сказал: «Если хочешь, (князь), послушать, то скажу тебе по ряду и обстоятельно, для чего Бог сошёл на землю». Владимир сказал: «Готов слушать с большим удовольствием (послушаю рад)». И начал философ говорить таким образом... За этим следует весьма пространная речь философа к Владимиру, в которой подробно излагается вся священная история Ветхого и Нового Завета от начала до конца, от сотворения мира до вознесения Иисуса Христа и проповеди апостолов. Показав, таким образом, план божественного домостроительства о спасении людей или то, для чего Бог сходил на землю, философ заключил свою речь: «Предуставил же Бог день, в который хочет судить, пришед с неба, живых и мёртвых и воздать каждому по делам его – праведникам царство небесное и красоту неизреченную и веселье без конца и жизнь вечную, а грешникам бесконечную муку огненную и червя не усыпающего».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В это время патриарх Иоанн [ 15 ] воздвиг гонение на святые иконы. Тогда был собран собор, на котором постановили удалить сего патриарха с престола. На такое определение собора Иоанн говорил: — Меня удалили насилием, а обличить не могли, так как никто не может противиться моим словам. Царь с новым патриархом послали Константина к Иоанну с таковыми словами: — Если будешь в состоянии обличить сего юношу, тогда снова займешь престол. Видя такого молодого философа и не зная его сильного ума, Иоанн сказал Константину и посланным: — Вы не стóите моего подножия. Как же я буду спорить с вами? — Не держись людских обычаев, — отвечал Константин, — но смотри на заповеди Божии. Как ты, так и мы сотворены из земли, душа же от Бога. Посему, смотря на землю, человек, не гордись! — Глупо искать цветов осенью, — сказал Иоанн, — а также и старца посылать на войну. — Ты сам обличаешь себя, — отвечал философ. — Скажи мне, в каком возрасте душа бывает сильнее тела? — В старости, — отвечал Иоанн. — На какую войну мы тебя вызываем, — спросил философ, — на телесную или духовную? — На духовную, — отвечал Иоанн. — Если ты теперь сильнейший духом, — сказал философ, — то не приводи нам таких сравнений. Мы без времени не ищем цветов, а также безвременно не вызываем тебя на спор. После это перешли к беседе. Старец спросил: — Скажи мне юноша: если крест сломается, мы уже не поклоняемся ему, ни лобызаем его. Как же вы, если только будет одно лицо до персей, не стыдитесь творить ему иконную честь? — Четыре части имеет крест, — отвечал философ, — и если не будет одной части, то крест потеряет свой вид, икона же имеет вид и подобие, если будет написано лицо того, кого хотели изобразить. Взирающий же смотрит не на лицо льва или рысье, но — на первообраз. — Вот вы кланяетесь кресту, — сказал старец, — если и нет на нем надписи, иконе же, если не будет написания, не творите почести. — Всякий крест, — отвечал философ, — имеет подобие Креста Христова, иконы же не имеют одного образа, но различны. Наконец старец сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак, в Древнем Риме распятие на кресте было ужаснейшей казнью, к которой приговаривались самые опасные преступники. В греческой, латинской и еврейской языковых традициях отношение к этой казни весьма негативное, с признаками брезгливости и омерзения. Доктрина христиан о добровольном распятии Мессии звучала как скандал и провокация. Это очень осложняло дело проповеди. Однако принявшие Христа переосмыслили всю систему цивилизационных ценностей, говоря, что «от Сиона вышел Новый закон», то есть об обновлении Завета. Последователи христианства говорили, что Мессия был полноценным Богом и полноценным человеком и о том, какой громадной ценой человечество было спасено. Поэтому всё окружающее бытие подверглось редакции через эстетику креста. Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, провозглашает: «Мы проповедуем Христа распятого». Под этим образом и распространялась новая мессианская вера среди иудеев и язычников. Используя символы, иносказания, криптографию, Церковь передавала через них суть значения своего главного знака — дело спасения человечества.У апологетов христианства и в первых христианских произведениях учение о боговоплощении (спасении) и распятии (кресте) передавалось как главная доктрина христианства. Крест осмыслялся как орудие и образ искупления (Иустин Философ) и уже не как страшное оружие казни и смерти, как у язычников, но образ спасения и освобождения всего человечества (Тертуллиан). Крест — знак соединения с человечеством и домостроительства Божия (Ириней Лионский). Знак очищения падшей человеческой природы «дикой земли». Крест это образ силы Божией (Евангелие от Петра) и Его славы (Дидим Слепец), знак конца и эсхатологического воздаяния (Иустин Философ). Крест — образ трудного личного подвига и работы над собой, «отёсывания камней» и «возделывания земли», знак орудия спасения (Ерм. «Пастырь»). Знак «силы и власти Христовой» (Иустин Философ). Знак христиан как новой твари, переменивший их из ветхой (Иустин Философ), живущих по новому закону, то есть Новому Завету (Иустин Философ).

http://bogoslov.ru/article/4980531

В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: митроп. Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный первосвятитель Русской православной церкви, местоблюститель патриаршего престола; митрополит Агафангел, старший иерарх Рус. Церкви, бывший заместитель Патриарха; митрополит Кирилл Казанский, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный св. патр. Тихоном; митроп. Иосиф Петроградский, кандидат в заместители митроп. Петра; архиепископ Серафим Угличский, бывший заместитель патриаршего местоблюстителя; архиеп. Иларион (Троицкий) знаменитый сподвижник патриарха Тихона; архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский; еп. Виктор Глазовский, еп. Варлаам Пермский; еп. Евгений Ростовский; еп. Дамаскин Глуховский, еп. Василий Прилукский; еп. Алексий Воронежский; еп. Иерофей Никольский; еп. Иларион викарий Смоленский; еп. Димитрий Гдовский; еп. Сергий Нарвский; еп. Максим Серпуховской; еп. Павел Новомосковский; епископы: Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и друг. епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были и замечательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: знаменитый богослов и философ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павел Флоренский , проф. Моск. Дух. Акад. о. Феодор Андреев, бывш. президент Петербург. Религиозно-Философского О-ва, знаменитый рус. философ проф. С. А. Аскольдов, философ А. А. Мейер, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Бриллиантов , известн. изд. Религиозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселов; проф. Моск. Консерват. философ А. Ф. Лосев ; проф.-психиатр В. Н. Финне, диакон-доцент Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамович и В. Л. Комарович; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамович-Барановский и А. Н. Колосов , философ доктор М. Н. Маржецкий, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свентицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечов, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиер. Антоний Котович и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Сам поиск новых сведений о новомученике приносит большую духовную пользу – А что может открыться? Вот мы знаем: святой человек, мученическая кончина. Разве этого недостаточно? – Для молитвы достаточно. А исследования – это дело любви. Понятно, что о многих святых мы почти ничего не знаем, – но мы знаем их имена, их иконописный облик, мы им молимся, они нам помогают. Но любовь всегда подвигает к тому, чтобы знать больше, потому что каждая черта в том, кто нам дорог, тоже нам дорога. Деятельность отца Философа на сломе эпох очень важна, важен пример деятельности в таких условиях: чем он занимался, как он подходил к проповеди, какие темы затрагивал. То есть еще требуется богословское осмысление его трудов, и какие-то шаги на этом пути сделаны. Все-таки отец Философ – ученик отца Иоанна Кронштадтского, а значит, у них есть общий подход к пастырскому служению. – Кажется, что отец Иоанн и отец Философ очень разные… – Но по духу они едины. Духовное единство не предполагает такого армейского единообразия – наоборот, личность расцветает. Отец Философ многое взял от отца Иоанна, хотя у него были другие обстоятельства жизни: большая семья, деятельность в основном приходская. Но очевидно, что он был молитвенником. Достаточно почитать его проповеди, в которых отражено его почитание Серафима Саровского, – чувствуется, что отец Философ понимает, о чем идет речь. И потом, такой масштаб деятельности невозможен без углубленной молитвы, без благодати Божией, которая подается тем, кто просит. В такие непростые времена особенно важно понимать, в чем воля Божия, и ее осуществлять. Отец Иоанн Кронштадтский тоже был на острие духовной борьбы, он понимал, что надо делать, и делал это. То же самое можно сказать и об отце Философе. Так что между ними есть связь. – Вы общаетесь со многими потомками отца Философа? – С немногими. Дело в том, что некоторые потомки отца Философа живут в Канаде, некоторые – в Вологодской области, некоторые – в других местах. Какая-то их часть живет в Петербурге. Наиболее близко мы общаемся с внучкой отца Философа Татьяной Константиновной, дочерью самого младшего его сына. Слава Богу, мы очень подружились, нам очень дорого это знакомство и общение. Она участвует в памятных мероприятиях.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/svyawe...

Родился в 1860 году на погосте Новая Ерга Новгородской губернии в семье          священника Николая Орнатского. Окончив Санкт-Петербургскую духовную            академию, был рукоположен во священника к храму в честь иконы Божией            Матери «Утоли моя печали». Сразу же после рукоположения стал членом      Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе            Православной Церкви, с которым впоследствии была связана вся его жизнь. В        1890 году был избран членом Совета Общества, в 1892-м – председателем             Общества – до своей мученической кончины. В 1895 году отец Философ      награжден наперсным крестом, в 1898-м за усердную и полезную деятельность       на посту председателя Общества и труды по построению трех храмов         Общества возведен в сан протоиерея. В 1903 году Общество возвело здание и      открыло зал для религиозно-просветительских бесед на тысячу человек на Большой Охте. В 1903 году было проведено около 6 тысяч таких бесед, на них         побывало два миллиона двести тысяч слушателей. В 1913 году отец Философ        был назначен настоятелем Казанского собора. В августе 1917 года по его             инициативе было      учреждено Братство приходских советов Петрограда и            Петроградской епархии. После захвата власти большевиками уже 31           октября в Царском Селе     был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. 8       ноября в Казанском соборе совершена панихида по протоиерею Иоанну и   всем, в междоусобной брани убиенным. После предпринятой    большевиками в январе 1918 года попытки захватить Александро-    Невскую Лавру на собрании духовенства и представителей приходов о.           Философ выступил с предложением провести крестный ход из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре, что     было принято и реализовано.         24 января по благословению Патриарха Тихона протоиерей Философ           выступил на Поместном соборе с подробным докладом о       событиях,       касающихся попытки захвата Лавры и общегородского            крестного хода. 29             июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание для    обсуждения вопроса о том, какие действия предпринять,             чтобы защитить        Церковь. Решено было провести еще один крестный ход. Но осуществить   это о. Философу уже не удалось. 1 августа 1918 года к нему пришли с             обыском, а после арестовали. Прихожане Казанского собора послали к        властям несколько делегаций. Их не приняли. В воскресенье перед       собором собралась многотысячная толпа верующих, которая двинулась по            городским улицам, чтобы освободить отца Философа. Протестующих       уверили, что священник в полной безопасности и его скоро отпустят. Толпа           разошлась. В ту же ночь отец Философ был             расстрелян на берегу Финского     залива.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-146-...

Став за годы своего 28-летнего священнического служения одним из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии, отец Философ был назначен в октябре 1913 г. настоятелем одного из крупнейших в столице, известного во всей России храма – Казанского собора 11 . Общероссийская слава этого собора была связана не только с тем, что он являлся храмом-памятником Отечественной войны 1812 г., находившемся под особым покровительством Императорской фамилии, но и с тем, что в этом соборе хранился самый почитаемый в Санкт-Петербурге чудотворный образ Казанской иконы Божьей Матери. Поэтому назначение на должность настоятеля Казанского собора справедливо считалось свидетельством признания неоспоримых заслуг священнослужителя со стороны как его правящего митрополита, так и почти двухмиллионной православной паствы Санкт-Петербурга. Имевший к этому времени все священнические награды, включая право ношения митры, отец Философ в мае 1914 г. был удостоен со стороны государственной власти одной из высочайших наград какую мог получить представитель приходского духовенства в Русской Православной Церкви – ордена святого равноапостольного князя Владимира третьей степени 12 . Получение этого ордена давало отцу Философу право на получение потомственного дворянства и тем самым обусловливало причисление смиренно трудившегося более четверти века скромного приходского священника к социальной элите российского общества. Однако остававшийся всю жизнь, прежде всего, истинным пастырем Церкви Христовой отец Философ и в качестве настоятеля Казанского Собора продолжал посвящать свою жизнь религиозно-просветительскому и социально-благотворительному служению. В мае 1914 г. отец Философ стал товарищем (заместителем) председателя Всероссийского Попечительства по охране материнства и младенчества под Августейшим Покровительством Государыни Императрицы Александры Федоровны 13 . Попечительство, председателем которого являлся всемирно известный врач-педиатор К.А. Раухфус, имело своей целью посредством охраны здоровья женщин во время беременности и родов, а также путем сохранения здоровья детей младенческого возраста способствовать развитию детского здравоохранения столь необходимого России, в которой в начале ХХ века имел место значительный и стабильный рост рождаемости при еще достаточно высоком уровне детской смертности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Наконец, прибывает Философ из Византии. Сначала он кратко характеризует мусульман и католиков и объясняет Владимиру, что иудеи были изгнаны из своей земли за распятие Бога. Князь задает вопрос: «Чьто ради съниде Богъ на землю, и страсть прия?» Ответ ученого грека традиционно называют Речью Философа, но это, скорее, двоесловие. Князь еще трижды задает вопросы, на которые отвечает его собеседник. Речь Философа можно разделить на четыре части. Первый большой ответ состоит из рассказа о ветхозаветных событиях и из пророчеств о призвании новых народов. Мировая истории в Речи Философа представлена как непрерывная борьба Сатаны с Богом. Подробно излагается содержание книг Бытия и Исход, но здесь многое взято из апокрифов, прежде всего Малого Бытия. Кратко рассказав о судьях Израиля и еще короче о царях Давиде и Соломоне, Философ останавливается на идолопоклонстве, охватившем Израиль во времена Ровоама и Иеровама, наследников Соломона. Милосердный Бог стал посылать к Израилю пророков, которые обличали идолослужение, но их убили. Тогда разгневанный Бог послал новых пророков прорицать, что Он отвергнет иудеев и призовет другие страны. Здесь начинается обширная подборка ветхозаветных текстов из книг Осии, Иеремии, Иезекииля, Малахии, Амоса, Михея, Баруха, Захарии . Больше всего цитируется Исаия , а также псалмы Давида . Выслушав пророчества, Владимир спрашивает, сбылись ли они. Тогда Философ излагает новозаветную историю. Князь снова задает вопрос, теперь уже о смысле Рождества, Распятия и Крещения. Философ в последнем ответе объясняет их в аспекте борьбы с диаволом и толкует Ветхий Завет в преобразовательном смысле. В завершение он говорит о грядущем втором пришествии Христа и показывает Владимиру «запону» (завесу) с изображением Страшного суда. Князь вздыхает: «Добро симъ одесную, горе симъ ошуюю». Философ предлагает креститься, но Владимир вместо ожидаемого согласия отвечает: «Пожду еще мало». Столь странное решение летописец объясняет желанием узнать о «всех верах». А. А. Шахматов указал, что это – явное нарушение логики повествования, необходимое летописцу, чтобы присоединить рассказ об «испытании вер» и легенду о захвате Корсуня и крещении в этом городе. 562 И действительно, если мы обратимся к Проложному и Обычному житиям, то увидим, что в них речь идет только об этих двух деяниях князя, а о приезде миссионеров не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же Владимир присовокупил, со своей стороны, что к нему приходили также проповедники иудейские и говорили, что христиане веруют в Того, Кого иудеи распяли, философ отвечал: “Воистину, мы веруем в Распятого иудеями, но сей Распятый есть Бог , пришедший на землю и воплотившийся нашего ради спасения, вкусивший смерть, воскресший и вознесшийся на небеса, согласно предсказаниям пророков. А иудеи, дерзнувшие распять своего Мессию и не раскаявшиеся, испытали на себе всю тяжесть гнева небесного: Бог послал на них римлян, которые разорили их грады, расточил их по лицу всей земли и поработил народам иноплеменным”. “Но зачем сам Бог сходил на землю и потерпел такие страдания?” – спросил Владимир. “Если ты хочешь послушать, – отвечал философ, – я расскажу тебе все по порядку”. И когда великий князь изъявил свое согласие, философ действительно начал излагать пред ним весь план Божественного домостроительства и рассказал, как Бог сотворил мир и род человеческий, как пали наши прародители и получили обетование о будущем Избавителе, как затем умножились люди, навыкли нечестию и погибли в водах потопных, кроме одного благочестивого семейства. Рассказал потом, как избрал Бог один определенный народ еврейский для сохранения истинной веры, приготовлял его к принятию Мессии, даровал ему закон чрез Моисея, посылал пророков, которые подробно предвозвестили о пришествии Мессии и о призвании язычников. “Сбылись ли эти предсказания, – прервал повествователя Владимир, – и когда сбылись?”. “Сбылись, – отвечал философ, – когда воплотился Господь”. И изложил затем всю историю воплощения и земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти, воскресения, вознесения на небеса, ниспослания на апостолов Святого Духа и их рассеяния по всей земле для проповеди. Владимир снова остановил благовестника своими вопросами: “Для чего же родился Бог от жены, крестился в воде, распят на древе?”. Философ решил и эти недоумения князя и продолжал, что учение апостолов приняла вся вселенная – и в числе других народов и греки – и что настанет наконец день, когда Господь Иисус снова приидет на землю судить живых и мертвых и воздать каждому по делам: праведникам определит Царство Небесное, а грешникам и не крестившимся во имя Его – огнь вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010