Бёдан Франсуа Сюлышс (1787–1850) – французский геолог и минералог. Био Жан-Батист (1774–1862) – французский ученый, физик, геодезист и астроном. Бонне Шарль (1720–1793) – швейцарский натуралист и философ. Бурдон Луи (1779–1854) – французский математик. Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – языковед, фольклорист, историк литературы и искусства. Бюффон Жорж-Луи Леклерк де (1707–1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель. Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ; стоял на позициях механического материализма. Его главный труд «Сила и материя» выдержал в России до 1905 г. 17 изданий. Василий Великий , святитель (ок. 330–379) – архиепископ Кесарии Каппадокийской. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Вольтер (наст, имя: Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778) – французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист. Галилей Галилео (1564–1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики; заложил фундамент классической механики. Гартман Эдуард фон (1842–1906) – немецкий философ. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – крупнейший немецкий философ. Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Сильнейшее воздействие на него оказали дарвиновские идеи. В 1874 г. опубликовал работу «Антропогения, или История развития человека» (рус. перевод вышел в 1919 г.) – первое в истории всестороннее исследование, в котором обсуждались проблемы эволюции человека. Голубинский Феодор Александрович, прот. (1797–1854) – русский философ, богослов и педагог; профессор Московской духовной академии. Григорий Богослов , святитель (329–389) – архиепископ Константинопольский. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Близкий друг и сподвижник святителя Василия Великого . Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Николай Васильевич Миткевич; 1807–1881). Родился 14 мая 1807 г. в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Василий Буслаев, герой новгородских былин XIV–XV вв. Василий Великий (ок. 330–379), христианский церковный деятель и мыслитель, один из «отцов церкви» – 286 Гаврюшин Николай Константинович (род. в 1946). Галатея (миф.), изваянная Пигмалионом прекрасная статуя, ожившая и ставшая его возлюбленной. Гарнах (Харнак) Адольф фон (1851–1930), немецкий протестантский теолог. Гартман Николай (1882–1950), немецкий философ, основоположник так называемой критической (или новой) онтологии. Гегель Георг Внльгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ. Геккель Эрнст (1834–1919), немецкий биолог, популяризатор основ естественнонаучного материализма. Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ, один из первых диалектиков. Герман Вильгельм (1846–1922), немецкий теолог. Герцен Александр Иаанович (1812–1870), русский революционер, писатель и философ. Гершензон Михаил Оснпович (1869–1925), русский историк, инициатор и один из авторов сборника «Вехи» (1909). Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), древнегреческий поэт, автор поэм «Труды в дни» и «Теогония». Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий поэт и мыслитель. Геффдинг Харальд (1843–1931), датский философ и психолог. Гильберт Давид (1862–1943), немецкий математик. Гипатия (Ипатия) (370–415), женщина-математик, астроном и философ, растерзанная толпой фанатичных христиан. Гиппиус Зинаида Николаевва (1869–1945), русская писательница н поэтесса, жена Д. С. Мережковского. Глубоковский Николай Николаевич (1867–?), профессор Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания. Гоббс Томас (1588–1679), английский философ. Гоголь Николай Васильевич (1809–1852). Гомер, легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Григорий Богослов ( Григорий Назианзин ) (ок. 330 – ок. 390), греческий мыслитель и церковный деятель, один из «отцов церкви». Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), церковный писатель, один из виднейших представителей греческой патристики. Григорий Палама (1296–1359), византийский богослов и церковный деятель, теоретик исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

А позднее, в 1911 году, когда началось издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого стал протоиерей Иоанн Орнатский, отец Философ вместе с братом готовили для журнала многочисленные публикации.   Проповедник, общественный деятель, публицист В 1888 году отец Философ был назначен членом епархиального комитета Всероссийского православного миссионерского общества в Санкт-Петербурге. Это общество основали в 1865 году для просвещения крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению граждан России. Работа общества была направлена на интеграцию различных этносов Российской империи в общественную и политическую жизнь страны, а также для деятельности за ее пределами. В 1890-м отец Философ был избран членом совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а в 1892 году стал и его председателем и занимал эту должность вплоть до своей кончины. В 1892 году отец Философ становится настоятелем храма во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Благодаря его стараниям через три года при экспедиции открылись читальня и техническая средняя школа, в которой он был директором и законоучителем. В апреле 1893 года отец Философ избирается гласным Городской думы Санкт-Петербурга от духовенства и несет свои полномочия вплоть до 1917 года. Он участвует в устройстве городских ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен. По его инициативе в Санкт-Петербурге и окрестностях строятся 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Протоиерей Философ был не только талантливым организатором и администратором, но и выдающимся пастырем, гармонично сочетавшим в своей деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его многочисленные проповеди и публицистические статьи регулярно печатались в церковных изданиях Санкт-Петербурга. А проповеди в храмах Северной столицы и Саровского монастыря (при открытии мощей преподобного Серафима Саровского), на Литургии перед отпеванием отца Иоанна Кронштадтского, выступления в Городской думе принесли отцу Философу заслуженную славу крупного общественного деятеля.

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

По преданию, Д. А. приписывается также сочинение ряда духовных песнопений и светских песен. А. С. Аревшатян Изд.: Prolegomena et in Porphyrii Isagogen Comment./Ed. A. Busse. Berolini, 1904; Соч. [Определения философии. Анализ «Введения» Порфирия. Толкование «Аналитики» Аристотеля]/Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч.: С. С. Аревшатян. М., 1975. (Филос. наследие); Definitions and Divisions of Philosophy/Ed. B. Kendall, R. W. Thomson. Chico (Calif.), 1983. Лит.: Чалоян В. К. Философия Давида Непобедимого. Ереван, 1946; Тагмизян Н. К. Давид Непобедимый и армянская музыка//Сов. музыка. 1968. 8. С. 126-132; он же. Теория музыки в древней Армении. Ереван, 1977. С. 71-74, 105-107, 130-132; Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V-VI вв.). Ереван, 1973; он же. Давид Непобедимый - выдающийся философ древней Армении. М., 1980; он же. Роль Давида Непобедимого в развитии древнеармянской философии: [Доклад] науч. конф., посвящ. 1500-летию со дня рожд. Давида Непобедимого. Ереван, 1980; Культура раннефеодальной Армении: (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 185-201; Майе Ж. П. Совершенный философ и божественность в определениях Давида Непобедимого: [Доклад] науч. конф., посвящ. 1500-летию со дня рожд. Давида Непобедимого. Ереван, 1980; Философия Давида Непобедимого: [Сб. ст.]/Ред.: Г. А. Брутян. М., 1984; David Anhaght: The «Invincible» Philosopher/Ed. A. K. Sanjian. Atlanta, 1986. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/text/168536.html

Летом 1918 года, с 11 по 16 июня, Петроград посетил патриарх Тихон. Он совершает 13 июня, в праздник Вознесения Господня, в Казанском соборе Божественную литургию. После Литургии был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами сщмч. Ермогена, привезенными Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма. Прот. Философ участвует в других торжественных богослужениях и мероприятиях, устраивает собрание Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, на котором присутствует  Патриарх. Высказав Его Святейшеству благодарность за принятие им звания почетного члена Общества, о. Философ пообещал, что Общество и впредь будет продолжать трудиться для распространения религиозно-нравственного просвещения среди всех слоев населения. В своей речи, обращенной к Святейшему Патриарху Тихону, о.Философ, в частности, сказал: «Социализм – враждебен христианству, он не признает небо и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство.  Ныне больше чем когда-либо, и в России больше чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение всех во Христе». 29 июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание ввиду издания советскими властями циркуляра об изъятии из школ предметов религиозного почитания. Прот. Философ призвал духовенство совершить еще один общегородской крестный ход, наподобие того, что состоялся в январе 1918 года в защиту Александро-Невской лавры. Но осуществить намеченное ему не удалось. Согласно воспоминаниям Лидии Философны, дочери о. Философа, вечером  19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти св. пророка Илии, после того, как о. Философ по приглашению причта Ильинского храма на Охте отслужил там всенощную, и вернувщись домой, сел ужинать вместе с семьей – супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны – Антониной Николаевной, вдовой убитого прот. Петра Скипетрова, раздался звонок  и в дверях появились вооруженные люди. Прот. Философ был арестован, также были арестованы и два его старших сына – Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Анциферов Павел Григорьевич (1851– 1897), отец Η. П. Анциферова Анциферов Павел Николаевич (1918– 1919), сын Η. П. Анциферова Анциферов Сергей Николаевич (1921– 1942), сын Η. П. Анциферова Анциферова Екатерина Максимовна (урожд. Петрова; 1853 – март 1933), мать Η. П. Анциферова Анциферова Наталья Николаевна (1915–1919), дочь Н.П. Анциферова Анциферова Татьяна Николаевна (по мужу – Камендровская; 1924 – 9 июля 2013), дочь Н.П. Анциферова Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ Аронкин, врач ДПЗ Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873 – 19 декабря 1937), архиепископ Семипалатинский. Арестован в сане епископа Ростовского и Таганрогского в марте 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Артемьев Иоанн Яковлевич (1871–?), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Аскольдов Сергей Алексеевич (наст. фам. Алексеев; 1871 – 23 мая 1945), философ Ася, воспитанница Т. Н. Гиппиус Б Багиров Мир Джафар Аббасович (1895 – 26 мая 1956), народный комиссар внутренних дел Азербайжанской ССР (1921–1927) Базаров Владимир Александрович (наст, фам. Руднев; 1874 – 16 сентября 1939), социал-демократ, экономист, философ Балмашов, заключенный сотрудник лагерной администрации Баранова Мария Александровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Баратынский Евгений Абрамович (1800– 1844), поэт Бахтин Всеволод Владимирович (1901 – 7 февраля 1951), историк. Арестован в декабре 1928 г. «по делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и оправлен на Соловки Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 7 марта 1975), философ, культуролог Белобородов Александр Георгиевич (1891–9 февраля 1938), один из организаторов расстрела царской семьи. Расстрелян Белозоров (Белозёров) Константин Семенович (1894–1930), заключенный сотрудник лагерной администрации. Расстрелян Бергсон Анри (1859–1941), французский философ Бердяев Николай Александрович (1874 – 23 марта 1948), философ, публицист. В эмиграции с 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир сказал: «приходили ко мне Жиды и говорили, что де Немцы и Греки веруют в Того, Которого мы распяли». Философ отвечал: «Действительно, мы в Него веруем, ибо пророки предрекли – одни, что Бог родится, другие, что Он будет распят и погребен, в третий день воскреснет и вознесется на небеса: они же тех пророков избивали, а других пилами претирали; когда же сбылись пророчества, (Бог) сошел на землю, был распят и по воскресении вознесся на небо, то (Он) ждал от них покаяния 46 лет и поскольку не покаялись, послал на них Римлян, которые города их разрушили, а самих расточили по разным странам, в которых они и до сих пор в рабстве». Владимир спросил: «Но для чего Бог сошел на землю и принял такую страсть?» Философ сказал: «Если хочешь (князь) послушать, то скажу тебе по ряду и обстоятельно, для чего Бог сошел на землю». Владимир сказал: «Готов слушать с большим удовольствием (послушаю рад)». И начал философ говорить таким образом... За сим следует весьма пространная речь философа к Владимиру, в которой подробно излагается вся священная история Ветхого и Нового Завета, от начала до конца, от сотворения мира до вознесения Иисуса Христа и проповеди апостолов. Показав, таким образом, план божественного домостроительства о спасении людей, или то, для чего Бог сходил на землю, философ заключил свою речь: «Предуставил же Бог день, в который хочет судить, пришед с неба, живых и мертвых и воздать каждому по делам его – праведникам царство небесное и красоту неизреченную, и веселье без конца, и жизнь вечную, а грешникам бесконечную муку огненную и червя не усыпающего». Сказав это, философ показал Владимиру полотно, на котором написан был страшный суд Господень, и указал ему одесную праведников, в веселии идущих в рай, а ошуюю грешников, идущих: в муку. Владимир вздохнул и сказал: «Добро сим – одесную, горе же сим – ошуюю». Философ сказал: «Если хочешь стать с праведными одесную, то крестись». Владимир, положив на сердце своем слова его, сказал: «Подожду и еще мало», – ибо хотел испытать о всех верах. Дав философу дары многие, Владимир отпустил его с честью великою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Феопомп (Хиосский) (IV в. до Р.Х.) – древнегреческий историк, продолжил «Историю» Фукидида. Феспид – древнегреческий трагик VI в. до Р.Х. Филемон (ок. 361–262 до Р.Х.) – поэт-комедиограф родился в Сиракузах, жил в Афинах. Филипп II (ок. 382–336 до Р. Х.) – царь Македонии, отец Александра Македонского. Филистион – (I в. до Р.Х. – I в.) поэт и мимический актер. Филоксендревнегреческий поэт, автор дифирамбов (V-IV вв. до Р. Х.). Филон (Александрийский) (20 г. до Р.Х. – 54) – иудейский философ и экзегет, автор множества сочинений. Филострат (II-III вв.) – автор жизнеописания Аполлония Тианского. Фокион (436–380 до Р.Х.) – древнегреческий военачальник и государственный деятель, противник Демосфена. Фукидид (470–396 до Р.Х.) – древнегреческий военачальник, историк. Херемон (IV в. до Р.Х.) – поэт-трагик. Хрисипп (280–207 до Р.Х.) – древнегреческий философ-стоик. Эзоп (IV в. до Р.Х.) – древнегреческий автор басен. Элиан (170–235) – ритор и философ-стоик. Эмпедокл (490–430 до Р.Х.) – древнегреческий философ-досократик. Эпаминонд (IV в. до Р.Х.) – известный фиванский военачальник. Эпиктет (50–130) – древнеримский философ, основатель собственной философской школы в Никополе, был рабом-вольноотпущенником. Эпихарм (550–460 до Р.Х.) – поэт-комедиограф из Сиракуз. Эсхин (389–314 до Р.Х.) – афинский оратор. Этеокл – мифический фиванский царь, сын царя Эдипа. Ямвлих (Халкидский) (245–325) – языческий философ-неоплатоник. 6 Точнее вместо откормленный бык смысл греческого текста передает церковнославянский перевод: представление телцов, то есть предложение в пищу заколотых тельцов. 14 В издании Саргологоса: «Архилоховой лисицы». Здесь свт. Василий делает аллюзию на басню Архилоха «Лев, лиса и олень». 22 В синодальном переводе выделенные слова, присутствующие в греческом и церковнославянском тексте, отсутствовали. 24 По-видимому, в древности существовал погребальный обычай красить некоторые части тела умерших. Либо в данном случае – намек на то, что прихорашиваться в старости приходится не для того, чтобы нравиться лицам противоположного пола, а для получения милости и подаяний от других.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

прот. Николай Преображенский Скачать epub pdf (Краткое жизнеописание) Содержание Происхождение, семейное положение Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)     Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он  известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также  своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества. Происхождение, семейное положение Протоиерей Философ Николаевич Орнатский   родился 21 мая ст.ст. 1860г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня 1 . Отец Философ через свою мать Флену (Феону) Ивановну, дочь священника Новоёрговской церкви Белоликова Ивана Стефановича, и троюродную сестру своего отца Марию Ивановну (в девич. Орнатскую), ставшей супругой священника Захарии Ивановича Белоликова, породнился с другим известным родом с Вологодчины – родом Белоликовых. Из этого  рода вышел священномученик епископ Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов, 1879 – убит 16 сент. 1918), близко общавшийся с о. Философом 2 . Прот. Философ был женат на  Елене Николаевне Заозерской, 21 мая 1865г.  рождения, они обвенчались 17 июля 1885г. В семье было одиннадцать детей, двое старших из них – Николай и Борис вместе с их отцом были причислены к лику общецерковных святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13–16 августа 2000 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010