Прот. Философ Орнатский также выступает за разумную сдержанность в проведении реформ, поскольку духовенство по тем временам могло участвовать в борьбе различных политических партий и из-за этого не наступало единства в лагере сторонников церковных реформ. Работа духовенства в Думе в 1907–1916 гг., не считая принятия нового приходского устава в 1914 году, была малопродуктивной. Митрополит Антоний в 1906 году из-за втягивания Церкви в политику демонстративно отказался от должности в Государственной Думе. Некоторая надежда появляется в 1912 году, когда 28 февраля было учреждено при Св. Синоде Предсоборное Совещание, несколько оживившее обсуждение вопроса о желательности Поместного Собора, но ничего подобного тому, что было сделано Предсоборным Присутствием, сделать им было невозможно. Под натиском разнообразных сил усиливается постепенная паралитизация как государственного, так и церковного руководства. Болезнь митр. Антония в 1910 – 1911 гг. и его смерть 2 ноября 1912 г. явились тяжелой потерей для сторонников обновительных процессов в Церкви. Осенью 1913 года прот. Философ Орнатский назначается настоятелем Казанского собора вместо скоропостижно скончавшегося прот. Николая Головина 11 . 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, которая продлилась до 11 ноября 1918 года. Эта война  обернулась для Российской Империи поражением, падением монархии и ее концом, а для Русской Церкви стала началом ее шествия на голгофу духовной победы и обновления. В эти годы расцерковленное русское общество начинает поход не только против государства, но и против Церкви. В этих условиях РПЦ, несмотря на необоснованные нападки и критику духовенства, совершает жертвенное служение страждущему Отечеству. Настоятель Казанского собора прот. Философ со всей своей кипучей энергией и громадным опытом социально-благотворительного служения осуществляет свою посильную патриотическую деятельность в многочисленных церковных и светских учреждениях, армии и приходах. Он организовывает работу Приходских и Попечительских советов, устраивает всевозможные сборы для снабжения фронта деньгами, теплыми вещами, подарками, а также для оказания помощи семьям лиц, призванных в армию, раненым и многим другим пострадавшим. Свою квартиру о. Философ отдает под нужды лазарета, а некоторые из его детей помогают оказывать медицинскую помощь раненым. С особой силой в это трудное для всех время о.Философ проповедует, не только устно, но и печатным словом 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Т. XI. СПб., 1877. Иноземцев А. Единобожие как первоначальная форма религии. М., 1881. Иоанн (Шаховской), архиеп. Книга свидетельств: (Философия человеческой жизни). 1965 (авт. — правосл. религ. писатель). Кант И. Религия в пределах только разума/Пер. с нем. СПб., 1908. Карп Э. Идеи Бога и бессмертия души и их новейшие критики/Пер. с фр. М., 1898 (авт. — религ. писатель). Карсавин Л. П. Saligia. Пг., 1922. Его же. О началах. Берлин, 1925. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. Киреевский И. О необходимости новых начал для философии. — В кн.: Сочинения И. Киреевского. Т. 1. М., 1910 (авт. — один из основоположн. славянофильства). Козлов А. Сознание Бога и знание о Боге. — «Вопросы философии и психологии». Кн. 29. 1895 (авт. — русск, философ-идеалист). Крылов А. Происхождение и сущность религии. СПб., 1901. Кудрявцев П. П. Абсолютизм или релятивизм? Киев, 1908, (авт. — правосл. историк философии). Кудрявцев-Платанов В. Д. Религия, ее сущность и происхождение. — В кн.: В. Д. Кудрявцев-Платонов. Сочинения. Т. II. В. 1. Серг. Пос., 1892 (авт. — правосл. философ и богослов). Кюнг Г. Существует ли Бог? 1982 (без м. изд.: автор — католич. неомодернист). Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения/Пер. с нем. М., 1908 (авт. — нем. философ и математик XVIII века). Леруа Э. Догмат и критика/Пер. с фр. Предисл. Н. Бердяева. М., 1915 (авт. — католич. философ-модернист). Линицкий П. И. Пособие по апологетическому богословию. Киев, 1904. Ладыженский М. Мистическая трилогия. Т. 1. Сверхсознание, 3-е изд. М., 1915 (авт. — правосл. религ. писатель). Лоратин Л. М. Положительные задачи философии, 2-е изд. СПб., 1911 (авт. — русск. философ-идеалист). Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Пер. с фр. — Богословские труды. Сб. 8. М., 1972 (авт. — правосл. богослов). Лосский Н. О. Мир как органическое целое. Пг., 1917 (авт. — русский философ-интуитивист). Его же. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. Париж: YMCA, 1938. Лютард Хр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Гурвич Жорж (Георгий Давыдович) (1894–1965), русско-французский философ и социолог. Гуссерль Эдмунд (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Давид (библ.), царь Израильско-Иудейского государства в кон. XI в. – ок. 950 до н. э., автор «Псалмов». Данте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, философ и политический деятель. Дейссен (Деусен) Пауль (1845–1919), немецкий философ. Декарт Рене (1596–1650), французский философ и математик. Демад (Демадий), афинский оратор IV в. до н. э., современник и враг Демосфена, сторонник «магедонской партии», казненный Антипатром. Де-Ман Гендрик (1885–1953), бельгийский социолог и политический деятель. Демосфен (ок. 384–322 до н. э.), афинский оратор и политический деятель. Державин Гаврила Романович (1743–1816). Джинс Джеймс Хопвуд (1877–1946), английский физик, астроном и натурфилософ. Дионис (миф ), сын Зевса и фиванской царевны Семелы, покровитель виноградарства и виноделия. Дионисий (Псевдо-Дионисий) Ареопагит, христианский мыслитель V или нач. VI в., представитель поздней патристики. Достоевский Федор Михайлович (1821–1881). Екатерина II (Великая) (1729–1796), российская императрица с 1762 г. Жильсон Этьен (1884–1978), французский историк-медиевист. Зайцев Борис Константинович (1881–1972), русский писатель, с 1922 г. в эмиграции. Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), русский философ и богослов, протоиерей. Зомбарт Вернер (1863–1941), немецкий экономист, историк и социолог. Иаков (библ.), младший из сыновей Исаака, купивший у своего брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, один из родоначальников еврейского народа. Иаков (библ.), апостол, автор послания, вошедшего в канонический текст Нового Завета. Иван (Иоанн) IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь с 1533 г., первый русский царь с 1547 г. Иегова, искаженная форма имени бога (Яхве) в иудаизме. Иеремия (кон. VII – нач. VI в. до н. э.), древнееврейский пророк, чьи проповеди вошли в Ветхий Завет . Иисус Христос. Иларион (XI в.), древнерусский мыслитель, митрополит Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Как громом поразили эти слова Алексеева всех бывших в собрании, в народе водворилось глубокое молчание. Затаенная злоба и жгучая досада отразились на лицах раскольников и, напротив, радость и торжество у православных. Раскольники после того неоднократно делали у себя собрания, приглашая на них Николаева, чтобы снова привлечь его в свою секту, вразумить его – не делать решительного шага, но не могли успеть в том. И когда о. Миртов стал предостерегать Николаева, чтобы он не изменил своему решению, то последний ответил так: «если ангелы с неба придут и будут возвещать мне иначе против того, что есть в Писании, и в чем я так твердо убедился, и тогда я не поколеблюсь». Николаев просил священников даже о том, чтобы при их публичных диспутах с раскольниками ему дало было право деятельно участвовать в этих спорах, давать вопросы и ответы раскольникам, так как, по уверению Николаева, ему лучше нашего известны все изгибы души их, их тонкости, извороты, их хитрость и лукавство: на что, конечно, со стороны священников последовало полное и охотное согласие. Нельзя не назвать это явление отрадным и знаменательным. Оно в состоянии произвести шатание в расколе, а православных укрепить в вере их. Это счастливое событие может служить, с одной стороны, достаточным духовным вознаграждением, а с другой – сильным ободрением и подкреплением в дальнейшей борьбе с расколом. Поучительно и умилительно было и самое присоединение к православной церкви этого Николаева. Николаев исповедовался в грехах своих и причастился Св. Таин в великий четверток 2-го апреля 1887 г. Местный священник Миртов произнёс перед причащением сильное и приличное случаю поучение на текст Св. Писания: Моисей! Моисей, не прикасайся само, иззуй прежде сапоги от ног твоих и в заключение поучения сделал обращение к новоприсоединённому. На слова священника Николаев вслух всего православного народа, с глубоким чувством, дрожащим от слёз голосом отвечал: «Отец духовный и все православные христиане! Известно вам, что я более 10 лет находился в отчуждении от церкви Божией, более 10 лет гнушался ею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Первый из них, отставной военный доктор из бывших старообрядцев, живо описывает свои переживания от изуродованного богослужения. Его статья, как и уже цитированная выше 745 статья С. Апраксина, – своего рода памятники, по которым ученые-литургисты смогут судить о реальном состоянии богослужения в России начала XX века. От всенощного бдения остались лишь огрызки, каждый раз одни и те же – трудно понять, какой праздник отмечается. Первый час читается «тайно». На литургии после великой ектении сразу поют последний стих псалма 102; псалом 145 всегда пропускают; хорошо, если хоть споют «Единородный Сыне». Зато как дойдут до заупокойной ектении, спешка кончается: минут 15–20 читают помянники. «Откуда вдруг такая ревность?» 746 Отпевание и панихида – не утешение в скорби, а пущее горе: поют одни концы песнопений, без подлежащего и сказуемого, остальную часть предложений священник якобы прочитал про себя. И прочее, и прочее, и прочее. Такого безобразия не было, вспоминал Николаев, до сокращения церковнослужительских штатов в 1869 г. 747 А теперь его оправдывают словами: публика утомляется... Если кто и утомляется – так это лишь «интеллигенция», а на нее оглядываться не стоит: во-первых, она составляет менее 10% населения, а во-вторых, этих утомленных и короткой службой в церковь не заманишь 748 . Что же делать? Уж если приходится службу сокращать, пусть этим займется Собор, предпримет реформу богослужения, выработает новый устав – но с тем, чтобы он уже неуклонно соблюдался. Предлагал Николаев и собственный проект «восстановления порядка богослужения» – с умеренными сокращениями всенощного бдения 749 . К этой теме, впервые затронутой им в 1906 г., В. Николаев (уже более, чем семидесятилетний) вновь обратился шесть лет спустя, в период кратковременного оживления соборных ожиданий. Теперь он писал: Необходимость, не говорим реформы, но упорядочения нашего богослужения настолько созрела, что медлить с разрешением этого вопроса невозможно 750 . Нижегородский врач Сергей Апраксин, в недавнем прошлом – неверующий, обратившийся к Богу в 1900 году после перенесенной тяжкой болезни 751 , завершает скорбный лист недугов богослужебной практики укорами в адрес духовенства: это от их произвола и небрежности служба стала такой искалеченной, что больше утомляет, чем вдохновляет молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1992 году собор был возвращен Православной Церкви, в нем стали снова совершаться богослужения и церковные таинства. Здесь всегда многолюдно, особенно в церковные праздники, когда душа сама ведет верующих горожан в святое место, которое находится на ул. Лягина, 10. Многие николаевцы, внимая зову Господа, впервые переступают порог дома Божьего. А если им посчастливилось присутствовать на службе, которую служит Высокопреосвященнейший митрополит Николаевский и Вознесенский Питирим, то есть уверенность в том, что многие станут прихожанами собора. Сегодня кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы продолжает восстанавливаться под руководством правящего архиерея, митрополита Питирима. Проделан огромный круг строительно-ремонтных работ. С внешней стороны установлены позолоченные центральный купол и кресты, перекрыта крыша, отремонтированы окна, восстановлен внешний фасад храма, благоустроен внутренний двор, отреставрирована кованая церковная ограда кафедрального собора, а также восстанавливается Соборный дом. Внутри храм оштукатурен и побелен, отремонтированы деревянные полы, а самое главное - установлен новый иконостас, имеющий первоначальный вид; постепенно производится роспись. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Константин и Елена, равноапостольные - 3 июня Митрофан Воронежский, святитель - 6 декабря Местонахождение [ править править код ] Адрес : Николаевская обл., г.Николаев, ул. Лягина, 10. Телефоны : (0512) 37–03–51 Где остановиться [ править править код ] Гостинично-ресторанный комплекс «Николаев», расположенный в самом центре культурной, исторической и деловой части города. Гостиница предоставляет номера различной категории: от стандартных 1-но и 2-х местных, до номеров класса «люкс» и СПА апартаментов. Адрес: Украина, г. Николаев, пр. Ленина, 107, 54055. Телефон: (0512) 53-06-00 ; тел/факс: (0512) 46-53-96 Гостиница " Экоотель " расположена в центре города Николаева, всего в 5 минутах ходьбы от улицы Советской.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_С...

За последний год произошло несколько трагедий. В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник Андрей Николаев, трое его детей и жена Ксения . Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в ночь с 1 на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжен. Несколько месяцев назад священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы купить спиртное. Недавно дом священника уже был сожжен. В Алапаевском районе Свердловской области в ночь на Рождество с 6 на 7 января 2007 года убит настоятель местного храма Петра и Павла иерей Олег (Ступичкин). Тело священника было обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. Преступление раскрыто по «горячим следам». Задержаны двое подозреваемых. Это местные жители, безработные, ранее неоднократно судимые. У погибшего священника остались жена и четверо детей. Казалось бы, кто только уже не публиковал материалы на тему « Откуда у Церкви деньги » и « Должен ли священник быть нищим «. Да, мы все время говорим, что и машитны батюшкам нужны, чтобы до храма доехать, и деньги у Церкви идут на реставрацию храмов. А на самом-то деле, как сводят священники концы с концами — нам не вполне понятно. По всей России обычное дело: храм, где 10 бабушек прихожанок, покупающих раз в неделю свечек на 10 рублей. Как живут отцы наши духовные — чудом Божиим, видимо. А люди продолжают считать духовенство богачами неправедными, считать их деньги, почти каждый год убивают священников. За прошедший год это уже третье убийство. Убийство, совершенное помраченными от алчности людьми, не побоявшимися Бога, совершившими убийство и святотатство. Упокой Господи новопреставленного убиенного игумена Авенира! Читайте также: Быть священнослужителем опасно. О страшном преступлении в Рождественскую ночь Сожжение православного священника: Я не смогу выстрелить в человека, но вор будет стрелять в меня

http://pravmir.ru/v-ivanovo-ubit-igumen-...

Ситуация прояснилась после открытия древних текстов житий святителя Николая Пинарского, ставшего архиепископом ликийского города Пинара при императоре Юстиниане I и скончавшегося 10 декабря 564 года. В них подробнейшим образом описываются два его путешествия в Святую Землю, Оказалось, что паломничество св. Николая Пинарского в Палестину было целиком перенесено в жития святителя Николая Мирликийского. «Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами («Смешанное житие», «Ликийско-александрийское житие» и др.). Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII–IX bb. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского (историк А. Ю. Виноградов обнаружил пример такого соединения до Метафраста в Cod. Mosq. GIM gr. 378, XI b., лл. 36–54). Высокие литературные достоинства Метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев» . Как показали исследования архимандрита Антонина (Капустина), проведенные им в 1869–1873 гг., и имена родителей — Феофан (Епифаний) и Нонна, а также дяди Николая, — заимствованы из жития святителя Николая Пинарского. Древнейшие тексты жития святителя Николая Пинарского, восходят к VI веку. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII b. кардиналом Фалькони. Деяния и чудеса Николая Пинарского оказались другими, нежели в житии Николая Мирликийского. Однако в жизнеописании Николая Пинарского сообщалось о его родителях с именами Епифаний и Нонна, дяде, епископе Пинарском Николае, построившем Сионский монастырь. Оттуда родом оказался и эпизод о трехчасовом стоянии младенца Николая в крещальной купели . Указанные совпадения привели Фалькони к неправильным выводам. Кардинал решил, что был только один святитель — Николай Мирликийский в VI b. при императоре Юстиниане. Только спустя двести лет архимандрит Антонин (Капустин) установил истинность существования двух Николаев, святителей ликийских. Он писал: «Можно дивиться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, в один досточтимый и свято-ублажаемый образ, но отрицать факта нельзя… Итак два было святителя Никопая ликийских» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Подойдя затем к выстроенным на поле раненым офицерам, Государь долго беседовал с ними, расспрашивая подробно о делах, в которых они участвовали и о их здоровье. Прапорщика 57-го Модлинского пехотного полка, имевшего четыре солдатских Георгия и дошедшего из солдат крестьян до офицерского чина, Государь особенно долго и внимательно расспрашивал о его здоровье. Тот был уже вторично ранен и собирался вновь ехать в полк. Государь сказал ему: «Желаю вам полного успеха и счастливой дороги. Дай Бог вам всего, всего лучшего». Государь подал прапорщику руку и как то особенно сердечно попрощался с ним. Государь особенно любил и понимал простых людей. После смотра Государь посетил два больших госпиталя с ранеными. В одном из них лежала женщина-доброволец. Государь пожаловал ей георгиевскую медаль. Посетив затем колоссальную мастерскую белья для раненых, Государь вернулся в поезд и, после завтрака, к которому были приглашены местные власти, отбыл в Николаев. Проводив Государя, я, на автомобиле, помчался в Николаев в то время, как мой отряд охраны ехал туда на пароходе. Этим мы выгадывали время и я имел в своем распоряжении целый сегодняшний вечер. Николаев - важный портовый город, имел несколько судостроительных заводов. Работало до 20.000 рабочих. Строились дредноуты. Государь должен был посетить их. Население носило особый характер провинциально-военно-портового. Градоначальник был моряк. Полиции до смешного мало. Но мой отряд был в форме, да и, условия войны, благодаря всеобщему патриотическому подъему, создавали особую благоприятную для охраны обстановку. Мы быстро ориентировались, столковались с начальством и спокойно ожидали следующего дня. 15-го утром прибыл Государь. Погода была холодная, неприветливая. Дул сильный ветер. Море было серое, угрюмое. Встреченный на вокзале властями, Государь проехал в собор. Население встречало Государя попросту, по провинциальному. Ему не только кричали ура и махали платками и шапками, но за ним и бежали. Казалось, двигалась вместе вся улица. Попросту. Бежали и мои охранники. Народ стоял на заборах, на крышах низких домов, сидели на деревьях и размахивали оттуда шапками.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/10/...

Оба писателя известны не исключительно церковному читателю: члены Союза Писателей России, авторы читаемых произведений. Победители не скрывают радостных чувств. — Испытываю радость и вдохновение. Конечно, было определенное волнение, ожидание, но мы же люди военные — ожидание было хладнокровным и спокойным — как Бог даст, — делится Виктор Николаев. Олеся Николаева подчеркивает, что получение премии для нее — не просто формальность. — Для меня получение этой Премии значит, что мои труды: то, что я писала, к чему устремлялась моя душа и что из этого получалось, было признано Церковью как нечто свое. Это для меня очень важно. Я считаю, что я художник очень дерзновенный в своих сюжетных, стилистических ходах, в выборе своих персонажей. И то, что Церковь это не отвергла, а наоборот признала своим, для меня невероятно ценно. Цель творчества? «В чем цель вашего творчества?» — спросили мы победителей.   Виктор Николаев: -Моя тематика — военная и тюремная, но везде красной линией проходит семья. Любовь или нелюбовь, умение ждать с войны, отношения родителей и детей. Я для себя неслучайно взял тюремную тематику («БезОтцовщина», «Из рода в род» — М.С.). Название книги «Из рода в род» — о родовом грехе. Два мои деда — Герои Советского союза, а родной брат имел две судимости за разбой. Я много поездил по зонам, описал, ничего не выдумывая, реальные судьбы людей, человеческие трагедии. Но там и много юмора, и созидания. И я в своем творчестве пытаюсь показать, что не все горестно и уныло, что можно найти выход из любого положения. Поэтому я везде возвращаюсь к теме любви: мужа и жены, сына и матери. Для Олеси Николаевой творчество — категория религиозная. — Цель творчества — это преображение. Это поиски тех следов Божьих в мире, которые, безусловно, есть. В этом греховном мире можно найти следы Божьего присутствия! И обнаружение их, прояснение и преображение — это и есть цель творчества. Что ждет русскую литературу? Нельзя было обойти тему настоящего и будущего русской литературы. Виктор Николаев не теряет надежды:

http://pravmir.ru/pisateli-na-premii-pat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010