2, 628 (м-рю принадлежала дер. Горки); III, 1723 г., 133 (тоже дер. Шуряк села Воронежского устья), 231 (тоже село Холынье), прилож., CXLVI, XXXV (архим. Исаия в 1723 г. был при встрече мощей св. Алекс.-Нев.); VI, 1726 г., 280 (м-рю принадлежал погост Георгиевский Толвуйский Олонец. у.); VIII, 1728 г., прилож., XLIX (настольн. грам. 1652 г. митропол. Никона архим. Евфимию); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1831 (переписн. книга 1670 г. вотчин м-ря в Воцкой пятине Корельской полов.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XIX, 410 (архим. Антоний Румовский, с 1774 г. еписк. Переслав.; здесь м-рь назван Николаев. Вячевский); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1791 г., VII, 144 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; подписал Вежитцкий игум. Селивестр); “Русск. истор. Библиот.», II, 485, 142 (цар. грам. 1627 г. о кормовых и панихидных деньгах; игум. Варлаам); V, 19, 8 (в Вяжицкий м-рь в XVII ст. была передана часть церковн. имущества из Николаев. на Лятке м-ря, которая возвращена по указу 1643 г.), 935, 387 (указ 1694 г. о приписке Никол. Понедельского м-ря от Вяжицкого к Иверск. м-рю). 980. Николаевский – Гостинопольский, мужской, ныне погост Никольский, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 35½ вер. к югу от Новой Ладоги и в ½ вер. от Гостинопольской пристани, при р. Волхове. Полагают, что он уже существовал в XII ст., а церковь каменная св. Николая построена не позже XV ст. По переписным книгам 1500 г. имел недвижимую собственность в Вотской пятине. По описи 1582 г. значилось: «А на монастыре церковь Николы Чудотворец камена, да теплая церковь с трапезою Жив. Троица. Да на монастыре в келье черный поп Варламей, да пять келей, а в них живут пять братов, да 25 келей пустых». В 1682 г. приписан к Новгород. архиер. дому и при этом сказано: «...в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Михаиловском погосте на Ладожском пороге монастырь Гостинополской», а выше говорится: «Николаев. Гостиноп. м-рь смежен дому Премудрости Божий с вотчиною с Заболоцкою волостью». В 1764 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В.П. Николаев сдерживал открытие новых приходов за счет «правильного использования ранее закрытых церквей». Это новое направление работы, которое не использовал С.В. Матасов. Отчеты В.П. Николаева существенно отличаются от отчетов С.В. Матасова: не содержат математических расчетов относительно церковных таинств и обрядов, нет призыва к «крестовому походу» против Церкви, к развертыванию идеологической борьбы с «религиозным экстремизмом». Больше внимания уделяется реставрации церквей-памятников, охране церковного имущества ввиду того, что участились случаи краж древних икон и утвари из церквей епархии (Казанской церкви г. Устюжны, Афанасьевской в с. Чирково, Покровской церкви под Кирилловом, Иоакима и Анны в с. Носовском). Продолжали действовать комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о культах. Их работа пестрила целым набором недостатков, была лишена целостности и систематичности. Недостатки так и не удалось преодолеть вплоть до отмены и распада комиссий в 1987 году. Первые распоряжения, циркуляры и указы архиепископа Михаила встревожили уполномоченного. Например, письмо 71 от 21 марта 1980 года настоятелю Покровской церкви Кирилловского района отцу Василию Глазову: «Вам сообщается, что в нашей епархии нет распределения требоисполнений по приходам, поэтому неправильно делаете, отказываясь выезжать для причащения больных хотя бы даже за пределы Кирилловского района, в частности в дер. Багрино, Гуляево, Чупруново и др., которые хотя и расположены за границей Кирилловского района, но фактически Ваш храм является для них ближайшим. Никаких особых разрешений на это не требуется. При выезде следует иметь на руках обычную квитанцию от церковного совета с указанием адреса, которую он должен оформить в обычном порядке» . В циркуляре 8 за тот же год В.П. Николаев также усмотрел вмешательство архипастыря в деятельность церковных советов, который обвинил их в беспечности, нерадении и безответственности, в силу чего и стали возможными кражи из храмов. Больше всего уполномоченному не понравилась «Памятка настоятелям церквей», написанная владыкой Михаилом 17 ноября 1971 года еще на Астраханской кафедре и адаптированная для условий Вологодской епархии. Памятку, копии указов и циркуляров В.П. Николаев направлял на рассмотрение в Совет. В целом они не противоречили требованиям законодательства о культах, касались внутренней (канонической, богослужебной) деятельности епархии. «Неправомерными», «несовместимыми со свободой совести наставлениями, которые не могут входить в обязанности служителей культа», заведующим юридическим отделом Совета Г.Р. Гольстом были признаны как раз пастырские обязанности священников:

http://pravoslavie.ru/31733.html

Б. Р. Гершельман , разделяя мнение меньшинства, находит, что проэктируемый центр должен быть не независимым органом, а состоять при высшем церковном управлении и под его руководством. Его точка зрения будет более ясна из доклада на тему «Современныя общественныя течения и их нравственное значение», который подлежит обсуждению комиссии. Преосвященный Епископ Шанхайский Иоанн (председатель подкомиссии о центре) подтверждает, что в подкомиссии Предсоборной Комиссии главный спор шел по вопросу о том, должен ли проектируемый центр заниматься идеологической или практической работой. Вносились различныя предложения: так К. Н. Николаев считал нужным учреждение Высшего Церковного Совета, С. Н. Трегубов в согласительном проэкте предлагал в Высшем Совете проэктируемого органа сосредоточить идейную работу, а в местных его органах – работу практическую, нао основании указаний центра. К. Н. Николаев высказывает, что необходимо создать орган объединяющий всю русскую эмиграцию для исполнения задач церковно-общественного, но не политического характера, для идеологической работы на практической почве и инициатива этого органа должна принадлежать Собору. Так как Архиерейский Синод не может исполнить всех задач церковно-общественных, то необходим, наряду с ним, другой высший орган, имеющий свои полномочия в настоящем Соборе. Так думало большинство членов подкомиссии Предсоборной Комиссии. Меньшинство, выражающееся всего в двух голосах, считало, что для всех дел совершенно достаточно существующего церковного управления. Это меньшинство всячески и под разными видами стремилось провести в Предсоборной Комиссии свою точку зрения и препятствовало работе большинства. В виду этого он, К. Н. Николаев, пошел другим путем, внося проэкт учреждения Высшего Церковного Совета. Настоящей комиссии прежде всего нужно решить вопрос: нужен ли центральный орган для церковно-общественной работы и уже после решения этого вопроса можно говорить о компетенции и организации проэктируемого органа. М. Н. Милорадович оспаривает мнение будто проэктируемый центр будет не более как еще одною обыкновенной русской эмигрантскою организацией. Это будет совершенно новый орган, ибо объединения, задачей которого была бы защита Св. Православной русской веры, еще создано не было. Говорят далее, что мы не созрели для такого самостоятельного органа, но в смутное время об эгом не спрашивали и послания простых монахов создали великую Царскую Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

anatolij 2 декабря 2012, 19:23 Уважаемый Владимир Николаев! Спасибо Вам за добрые слова. Напишите мне при желании по адресу holodjuk@yandex.ru и я Вам перешлю из своего архива в Мюнхене пару оригинальных фото покойной монахини Феоктисты. В письме Вашем надо указать свой почтовый адрес. С уважением, Анатолий Холодюк 2 декабря 2012 года, Мюнхен владимир николаев Россия-Кавказ-Осетия 18 ноября 2012, 14:19 Как молния пронзило меня известие А.Холодюка о земной кончине монахине Феоктисте ! Я был знаком с этой удивительной женщиной, монахиней-подвижницей, монахиней, если можно так сказать, героиней, в славном святом монашеском делании. Я встерчался с ней в 2010-2011 г. на Святом нашем Русском Елеоне и подарил ей в последнюю поездку в 2011 году деревянный монашеский крест для ношеня и на рясе, поскольку эта великкая подвижница была удостоена такого великого права ношения креста на рясе. Она поблагодарила меня очень, рядом с ней была ее келейница племянница монахиня Тамара, также очень добрейший и радушный человек. И мать Феокстиста, и мать Тамара обещали мне молиться за меня. Я стал также молиться за них. И вдруг после отъезда я узнал, что мать Феокстиста в коме, в больнице. Все, кто узнал об этом тяжком испытании, стали молить Бога нашего Иисуса ХристаНо господь судил иначе.Помяни Господи усопшую рабу Твою монахиню Феоктисту, " прости ей прегрешеняи вольные и нвеольные, яже в слове, яже в деле. яже ведении и неведении, яже во дни и нощи, всяко ей прости, яко Ты Благ и Человеколюбец! " Анатолий Холодюк 29 августа 2012, 10:49 Монахиня Феоктиста скончалась 7 августа 2012 года. Холодюк Анатолий Владимир Николаев Пермь-Калуга-Иерусалим 9 июля 2011, 20:06 Мои молитвы о тяжело больной насельнице Свято-Елеоснкого женского русского монастыря в Иерусалиме монахини Феоктисте. По словам, настоятельницы монастыря игуменьи Моисее, мать Феоктиста находится в коме уже длительное время.Это- старейшая насельница нашего русского монастыря, ей 88 лет, в монашеском сане она уже более 70 лет. Это- подвиг, сравнимый с подвигами первых палестинских христиан.

http://pravoslavie.ru/39087.html

В августе 1917 года по инициативе протоиерея Философа было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. 25 октября 1917 года безбожники-большевики под руководством Ленина захватили власть в Петрограде, и уже 31 октября в Царском селе был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров . Подробное сообщение об этом убийстве отец Философ опубликовал в «Церковном вестнике», приглашая всех желающих прийти на девятый день мученической кончины, 8 ноября, в Казанский собор, где была совершена панихида по протоиерею Иоанну и всем в междоусобной брани убиенным. 5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Церковном Соборе был избран Патриархом митрополит Московский Тихон (Белавин); 21 ноября была совершена его интронизация и тем самым восстановлен канонический строй Русской Православной Церкви, разрушенный двести лет назад Петром I, сменившим тогда государственный строй с той же решительностью, что и большевики в 1917 году. Пришедшие к власти безбожники в январе 1918 года попытались захватить одну из главных святынь Петрограда – Александро-Невскую Лавру. 17 января в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения состоялось собрание духовенства и представителей приходов, и настоятель Казанского собора протоиерей Философ внес предложение в ближайший воскресный день устроить крестные ходы из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре. 19 января в Лавре был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров , приходившийся родственником протоиерею Философу – их жены, Антонина Николаевна и Елена Николаевна, были родными сестрами. Протоиереи Философ Орнатский и Николай Рудинский, находившиеся в то время в Лавре у митрополита Вениамина, доставили раненого священника в больницу, где он в тот же вечер скончался. В субботу 20 января во время всенощной протоиерей Философ прочел в Казанском соборе воззвание Святейшего Патриарха Тихона от 19 января, которое отец Философ размножил и разослал по всем церквям Петрограда для прочтения за литургией в воскресенье 21 января.

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

Но после революции и до сих пор это здание занимают учебные заведения: была школа, которая сейчас называется гимназией имени Голицына, – она переехала в Дровяной переулок; потом Полярная академия, которая теперь вошла в состав Гидрометеорологического университета и в качестве корпуса этого высшего учебного заведения продолжает располагаться здесь же. Другой пример – «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», которое отец Философ возглавлял в течение 26 лет и которое разрослось в свое время во всероссийскую организацию. Их здание расположено на углу Николаевской (ныне официально – улица Марата) и Стремянной улиц, на нем даже сохранилась мозаичная надпись с названием общества. Теперь это жилой дом, но в нем располагалась и библиотека, она существует до сих пор. Мы поддерживаем с администрацией этой библиотеки связь и проводим там мероприятия, посвященные памяти отца Философа. И главный вопрос – сама мученическая кончина отца Философа и двух его сыновей. Ведь точно до сих пор не установлены ни место, ни дата, ни образ этой кончины. Есть предание. Конечно, никакое предание не существует на пустом месте, но хочется все-таки уточнить подробности. Думаю, есть смысл проводить более расширенный поиск в архивах – ведь что-то можно установить по каким-то косвенным свидетельствам. Нужно общаться и с носителями этого предания. Ведь у отца Философа много потомков. Также есть краеведы, живущие в тех местах – в Стрельне. Мы знаем и некоторых потомков тех людей, которых отец Философ окормлял. Кажется, что все бесследно пропало, – но нет, находятся люди, чьи бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки ходили в этот храм, отец Философ их венчал, крестил их детей – это интересная область семейной истории. Есть еще Ильинский храм на Пороховых – последний храм, где служил отец Философ. Но надо и молиться, что мы стараемся делать. Когда возникает такое живое общение, то сам святой человек помогает, если, конечно, воля Божия на то есть. Во всяком случае, сам поиск приносит большую духовную пользу – что-то открывается и для внутреннего понимания.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/svyawe...

Elenchos или Apophasis megalê V, 10. «Философема, или Опровержение всех ересей» Philosophumena, ou Réfutation de toutes les hérésies nepeboд. A. Siouville (псевдоним Joseph Turmel), 1928. Archè, 1991, 249 p. ; также перевод H. van Kasteel, Beya, 2019, XXXIV, 394 p. Каталог языческих верований и гностических христианских систем. Ода 23. Евангелие от Никодима гл. XXI. Idem., г л. XXIII. Св. Ириней Лионский. Против Ересей. 56 Св. Иустин Философ. Апология I, 41. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем 73. Тертуллиан. Против Маркиона. 19. 1-6. Св. Иустин Философ. Первая апология. XXXV, 2. Oracles Sibyllins, VI, 26-28; Griechische Christliche Schriftsteller, 132. Или в литературном переводе: «О блаженное древо, на коем Бога распяли! Не на земле пребывать тебе предстоит, а на небе, Бог когда огненный взгляд, обновленный, как молнию кинет». Св. Иустин Философ. Первая Апология. Гл. 55, 2. Евангелие от Петра, 10.39 – 10.42. Послание Двенадцати Апостолов 16. Откровение Апостола Петра I. Дидахе. 16.6 Danielou Jean, Théologie du Judéo-Christianisme. Cerf, Paris, 1991, p. 329. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем. 85. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Ориген. Против Цельса. Книга 1, VI. Иоанн Златоуст. Беседа о кресте и разбойнике. Беседа 1. Tertullianus. De Patientia 14. Tertullianus. De Patientia 14. Зенон Веронский. Об Иове. II. Возлюбленные братие, Иов (…) был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. (…) Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда (…). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего (…). Иов три раза был искушаем диаволом. (…) Трижды же искушал диавол и Господа Нашего. Иов (…) обнищал. Господь наш (…) также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены. Дети Господа нашего, пророки, были побиты (…). Иов поражен был язвами. Господь наш (…) принял все нечистоты и язва греховные. Иова увещевала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего ублажала синагога следовать испорченным древним преданиям иудейским. На Иова нападали друзья его. На Господа (…) восстали первосвященники и книжники. Иов, пораженный проказой (…), сидел вне города. Господь наш, (…) был предан позорной смерти вне города. Иов (…), непобедимый, терпением опять приобрел и здоровье, и богатство. Господь наш, победив смерть (…), даровал верующим бессмертие. Иов родил других детей… Господь наш (…) создал себе новых детей – святых Апостолов. Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, (…) во славе вознесся к Отцу своему.

http://bogoslov.ru/article/6176142

В 1898 году при Воскресенском храме было учреждено Александро-Невское общество трезвости, которое «понимало под трезвостью не одну... добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное, христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоническое сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от пьянящего подавления темными силами, и с первых же пор направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости» . В 1898 году был освящен храм во имя Иоанна Предтечи, построенный при непосредственном участии отца Философа, ставший духовно-просветительным центром на Выборгской стороне. В 1895 году отец Философ был награжден наперсным крестом. 14 ноября 1898 года он за усердную и полезную деятельность на посту председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви и труды по построению трех храмов Общества был возведен в сан протоиерея. В 1899 году была открыта бесплатная библиотека-читальня имени «М.В.  Ломоносова», организатором и первым директором которой стал протоиерей Философ. В ночь на 24 ноября 1899 года сгорела Предтеченская церковь на Выборгской стороне, но отец Философ не растерялся при этом искушении: под временный храм был приспособлен соседний барак вместимостью до тысячи человек, и вскоре богослужения возобновились, а на месте пожарища стал воздвигаться новый каменный храм. В 1900 году протоиерей Философ был назначен членом комиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения. Опираясь на свой личный опыт законоучителя и более широкий опыт пастырский, протоиерей Философ в ходе работы комиссии подготовил доклад «О способах развития и укрепления религиозных и нравственных начал в учащихся». Священника весьма беспокоило, что, несмотря на почти повсеместное преподавание Закона Божьего в школах, повсюду наблюдался едва ли не полный провал в деле религиозного воспитания учащегося народа. Одной из причин такого положения вещей он видел ту, что силой установившегося порядка вещей Закон Божий превратился в один из учебных предметов наравне с алгеброй, физикой и химией.

http://fond.ru/kalendar/457/boris/

Петр – болгарский царь (927–970) 191, 202, 219, 220 Петр – брат Асана (Асеня) 283, 286 Петр – брат императора Маврикия, стратиг 103–106, 113, 114 Петр – стратопедарх 196, 227, 231 Петр Патрикий – византийский дипломат и историк (VI в.) 64 Пирагаст – военный предводитель славинов 114 Пирр – царь Эпира (319/318–272 гг. до н. э.) 48 Пист Маркианопольский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Пифагор –древнегреческий философ 15, 36, 208 Плакида, императрица – см. Галла Плацидия Платон – древнегреческий философ 15, 36 Плотин – философ-неоплатоник 36 Плутарх – древнегреческий философ, биограф, моралист (ок. 45–ок. 127) 42 Порфирий – философ-неоплатоник 36 Примислав – русский князь (Ярослав Галицкий?) 267, 268 Приск – византийский полководец 100–103, 105, 112–114 Приск Панийский – византийский дипломат и историк (410/420 – ок. 475) 41–45, 68, 139, 191 Прокопий – узурпатор 27, 57 Прокопий Кесарийский – византийский историк (ок. 500–560-е гг.) 9, 64, 66–68, 72, 73, 97, 191 Просух – византийский военачальник 257 Проэресий – христианский наставник 26 Псевдо-Симеон – условное наименование автора так называемой Хроники Псевдо-Симеона (X в.) 179, 182 Пупака – подручный Андроника I 280 Радагайс (Родогайс) – вождь группы варварских, главным образом готских племен (начало V в.) 60 Ричард – граф Антра (Андрии) 262, 263, 264 Рожер II – сицилийский король (1095–1154) 258, 262, 263 Роман I Лакапин (Старый или Старший) – византийский император (920–944) 139, 176, 179, 185, 231 Роман II – византийский император (959–963) 146, 147, 177, 192 Роман III Аргир – византийский император (1028–1034) 217, 238 Роман IV Диоген – византийский император (1068–1071) 245 Роман – болгарский царь (977–991) 202, 220 Роман – патрикий 231 Роман Куркуас – византийский полководец 229 Роман Мстиславич – князь волынский (с 1171) и галицкий (1199–1205) 276, 289, 304 Рос – имя, упоминаемое в одном из писем патриарха Фотия 131 Росислав (Ростислав Мстиславич) – великий князь киевский (1154–1168) 266, 267, 269 Ростислав Михайлович – см. Ур

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Философ Николаевич Орнатский в юности в 1869–1874гг.  обучался в Белозерском (с 1971/1972гг. оно было  преобразовано в Кирилловское) духовном училище. Поступив по экзамену в СПБ. Д. Семинарию, он окончил ее в 1881 г. под 2, а в 1885г. и СПБ. Дух. Академию под 10 из 102-х, со „степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания» 6 . 28 июля того же 1885г. он был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где прослужил 7 лет, в том числе и в качестве законоучителя. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, этот приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Этот первоначальный опыт приходского пастыря и школьного учителя послужил для о. Философа благоприятным фактором для его  дальнейшей более масштабной и значимой церковно-просветительской деятельности. В 1888 году отец Философ был назначен членом СПб. Епархиального Комитета Всероссийского. Православного Миссионерского Общества, которое было основано в 1865 году для выполнения задач, направленных на просвещение многих крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению, граждан России, на интеграцию различных этносов в рамках единого государства,  включению соответствующего этноса в социальную и государственную структуру Российской империи, а также для деятельности далеко за её пределами (в торговых и дипломатических представительствах) 7 . В 1890-м – о. Философ был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал и его председателем, вплоть до своей кончины 8 . Это общество было основано в Санкт-Петербурге в апреле 1881 года в ответ на убийство имп. Александра II с целью защиты граждан Российской империи, в первую очередь молодежи, от тлетворного влияния бурно распространяющихся  в обществе атеистических и нигилистических идей, а также для воспитания православного человека, как подлинного христианина. Прот. Философ к социально-просветительской деятельности Общества в помощь священнослужителям привлекал многих духовно образованных мирян, студентов СПб. Духовной академии (в т. ч. студента Василия Казанского, будущего митрополита Петроградского Вениамина).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010