архим. Никон (Лысенко) Введение. Понятие о церковной истории История есть возможно полное воспроизведение прошлой исторической жизни людей. «Такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь восставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей своей целостной полноте (с тем прибавлением против настоящей – чтобы и со всем своим смыслом).» 1 Объектом изучения ц е р к о в н о й истории является Церковь . В Св. Евангелии слово Церковь (смотри рукопись) встречается всего в двух случаях: I («...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16,18 ); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... Если же и тогда не послушает... скажи Церкви; а если и Церковь не послушает то да будет он тебе как язычник и мытарь.» ( Мф. 18, 15–17 ). В обоих этих случаях под Церковью Господь разумеет основанное и руководимое Им общество. Богоутвержденное основание Церкви – исповедание Иисуса Христа. Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет; ...народ Божий» ( I Nemp. 2,9–10 ). Церковная история, по определению выдающегося историка Церкви В.В.Болотова , «должна заниматься изучением того, в чем выразилась жизнь Новозаветного общества Господня, которое является преемником Ветхозаветного общества Господня, должна изучать как явления его жизни, так и идей, и желания, и цели, к которым оно стремилось.» 2 Жизнь Церкви как общества имеет свою цель – воспитание людей в вере и нравственности христианской, руководство их к вечному спасению. Средство достижения этой цели – учение Слову Божию, преподание таинств благодати Божией, богослужение, духовное руководство. Учение, богослужение, деятельность иерархии составляют главные предметы изучения церковной истории. Однако, поскольку церковная жизнь народов очень тесно связана с их общественной, т.е. государственно-политической, культурной и экономической жизнью, то дополнительными предметами изучения церковной истории являются: церковно-государственное отношение, материальное обеспечение церковных общин и иерархии, культурное влияние церкви, религиозный быт и нравы народов. Другую группу дополнительных предметов, изучаемых церковной историей, составляют явления случайные в церковной жизни, которые могут быть, а могут и не быть, например, лжеучения, создающие в церковной среде ереси и смуты, порождающие в ней расколы. Особым предметом изучения церковной истории являются отношения поместных православных церквей между собой и их отношения к инославным исповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа LXXV. О девятом члене символа веры. О необходимости исполнения церковных заповедей Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . В прошедшей беседе мы указали вам, братие, на обязанность нашу исполнять заповеди касательно Богослужения, праздников, постов и вообще всего внешнего благоповедения, потому что эти заповеди установлены Церковью, а Церковь основана Самим Иисусом Христом. Думаем, что этого соображения вполне достаточно для вас, братие, как покорных чад Церкви. Но поскольку среди нашего народа есть люди, которые отвергают значение так называемых церковных заповедей, то мы и еще остановим на них ваше внимание, чтобы показать их важность и необходимость для верующих. Есть среди русского народа отступники от православной Церкви, именуемые сектантами (молокане, штундисты и др.), которые восстают против церковных заповедей. Посещение общественного богослужения, почитание праздников, соблюдение постов и вообще все заповеди касательно внешнего благоповедения христианина, по их мнению, не должны иметь места в христианстве: человек должен служить Богу духом, – исполнять только те заповеди, которые указаны в Евангелии и касаются любви к ближнему. Учение это заимствовано нашими отщепенцами с запада от неправославных христиан – протестантов и реформатов. В своем отрицании внешнего служения Богу они доходят до такой духовной гордости, что подобно древним фарисеям хвалятся, что они не яко же прочии человецы, – заботятся не о внешней обрядности закона, но о самой сущности его, как учения о любви. Но как во всем своем учении, так и в учении о служении Богу сектанты заблуждаются и развращают писание к своей погибели ( 2Пет.3:16 ). Человек состоит, братие, из души и тела и должен служить Богу всем своим существом – и душою и телом. Первые люди, по сотворении, были совершенными по душе и по телу: они были безгрешны, не было в них борьбы между духом и телом, не знали они ни болезни, ни изнурительного труда. После грехопадения, когда произошло расстройство в душе человека, расстроилась и его телесная природа: он должен был трудиться до пота лица, стал подвержен болезни, а, наконец, и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

(Библиологический очерк) Понятие «Закон Моисеев» ( Лк.24:44 ), столь неотделимо связанное с Пятикнижием, едва ли не самым характерным и типичным образом выражается в средней книге Пятикнижия – в книге Левит. Эта третья книга Пятикнижия в принятом еврейском тексте Библии названа–подобно другим частям Пятикнижия–по первому слову первого стиха 1-ой главы Вайикра (vajikra, «И позвал»), в предании же иудейском она именуется соответственно главному своему содержанию и основному характеру а) торат-коганим, torath kohanim, «закон священников», поскольку ближайшими и главными исполнителями священных действий и правил, предписываемых этою книгою, являлись священники и левиты; и б) торат-корбанот, torath-korbanoth, «закон жертв, приношений», поскольку первым и важнейшим пунктом законодательства 3-ей книги Пятикнижия являются прежде и более всего жертвы и священные приношения вообще. Первому из этих еврейских традиционных названий 3-ей книги Пятикнижия соответствуют названия ее в переводах: греческом LXX-mu: Λευιτικν (т. е. Βιβλον), латинской Вульгате: Leviticus (т. е. liber) и славяно-русском: «Левит». Всем этим названиям присуща та общая мысль, что содержание этой священной книги составляют входящие прежде всего в круг обязанностей священного Левиина колена отправления ветхозаветного богослужения или культа и вообще богослужебно-обрядовые формы ветхозаветной религии, с системою ветхозаветных жертвоприношений во главе. Книга Левит состоит из 27 глав и по содержанию своему может быть разделена на следующие пять главных отделов: 1) о жертвах разных видов, обрядах и способе их приношения (гл. 1–7); 2) о посвящении ветхозаветных священнослужителей и об обязанностях их служения (гл. 8–10); 3) законы ритуальной чистоты, частнее: постановления о чистых и нечистых животных, о разного рода случаях осквернения и средствах очищения, об очищении народа в его целом и самого святилища (гл. 11–16); 4) о личной чистоте и святости членов общества Господня в жизни семейной и общественной и в отношениях народа Божия к другим народам (гл. 16–20); наконец, 5) о святости, порядке и нормальном отправлении богослужения и культа вообще, о священных временах и праздниках, о теократических приношениях и податях в пользу святилища и клира (гл. 21–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В состав прихода входят деревни: Бучина – в 1 вер., Клепинина – в 2 вер. (Лягушина тоже Ирбитскаго уезда), Забегалова – в 3 вер., Липина – в 4 вер. (Ирбитскаго уезда), Гостькова – в 5 вер., Луковая – в 5 вер. (Ирбитскаго уезда). В приходе есть следующия часовни: 1) в дер. Клепининой, деревянная, в которой отправляется богослужение в день Вознесения Господня, 12 Сентября и 26 Декабря (память св. Праведнаго Симеона) 2) в поле при дер. Гостьковой, деревянная, где отправляется богослужение 21 Мая (память св. равноапостольных Константина и Елены) 3) в дер. Гостьковой – каменная, за неимением иконостаса еще не освященная; в ней в настоящее время помещается церковная школа грамоты. В селе есть земское смешанное училище, открытое в 1882 году; в деревне Липиной существует смешанная школа грамоты, открытая в 1884 году и помещающаяся в общественном здании; в дер. Гостьковой также смешанная школа грамоты, открытая в 1894 году и имеющая собственное помещение. Источник: сайт историка Оксаны Корневой Величественный Георгиевский храм села Мироново при Советской власти чуть не был утрачен. Оставшиеся колокольня и развалины теплого храма вновь приняли верующих под свои своды в конце 2000-х г.г. Сейчас некогда живописный памятник сибирского барокко находится на реставрации. Изначально Мироново носило статус деревни, входившей в состав Арамашевского прихода. Но жителям доставляли неудобства большое расстояние до храма и плохие дороги. В связи с этим мироновцами была выдвинута идея о постройке собственного храма. В 1757 г. их силами началось возведение деревянной церкви. Главный престол был освящен в 1759 г. во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Храм прослужил верующим порядка 50 лет. К началу XIX в. выяснилось, что церковь из-за старости пришла в негодность. В 1801 г. был дан старт возведению каменного храма усилиями и средствами крестьян. Архитектурным жанром нового здания избрали сибирское барокко. В то время подобный стиль зодчества популяризовался на данной территории (и местами умышленно культивировался). В итоге мироновская церковь-новострой впитала в себя многие элементы «северного» направления. Главный купол храма венчал восьмигранный барабан с изящной маковкой и крестом на яблоке. Его окружали четыре маковки подобного строения. Алтарная аспида была выполнена в виде пятигранного полукруга. Колокольня возводилась прямоугольная, трехъярусная. Навершием звонницы служил шпиль с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=11342

Господь Иисус Христос, устанавливая Таинство причащения, а вместе с тем и общественное богослужение для Своей Церкви, сказал: " Сие творите в Мое воспоминание " (Лк.22:19; 1Кор.11:24). Уже одни эти слова Христовы однажды и навсегда определили, чтобы христианское богослужение стояло в самой близкой и непосредственной связи с историей земной жизни Спасителя. Воспоминание о жизни Христа Спасителя должно было составить одну из главнейших стихий церковного богослужения. История развития христианского богослужения весьма наглядно свидетельствует о том, что заповедь Христова не только определила собою лишь какую-либо одну составную часть богослужения, но и о том, что вся христианская литургия и содержанием своих молитв, и символическим значением своих действий и обрядов стремится к возможно полному воспроизведению земной жизни Спасителя. Этот исторический характер литургии весьма ясно выступает для всякого внимательно читающего литургийный чин; да о нем прямо говорят некоторые выражения литургического текста. На литургии поминаются " вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие " (молитва из литургии св. Иоанна Златоуста), " спасительная Его страдания, Животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение, еже на Небеса восшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное Его Второе Пришествие " (молитва из литургии св. Василия Великого). О таком же историческом характере литургии говорят все толкователи литургии. По истолкованию древнейших литургистов, самый храм служит напоминанием распятия, погребения и воскресения Христова . " Знайте все иереи, - говорит патриарх Герман, - предстоящие святому жертвеннику и священнодействующие Безкровную Жертву, что мы возвещаем животворные страсти Христовы " . Особенно определенно историчность литургии отмечается толкователем XII века Феодором, епископом Андидским, в его " Рассуждении о тайнах и образах Божественной литургии " . " Многие, - пишет Феодор, - из отправляющих обязанность священнослужения знают, конечно, и исповедуют, что литургийное действие служит образом страдания, погребения и воскресения Христа Бога нашего; но что оно представляет также соответствующие образы Его спасительного пришествия и воплощения, Его зачатия, рождения, тридцатилетней жизни, служения Ему Предтечи, явления Его в крещении... всего этого - я не понимаю, почему, - они не знают " . Дальше автор и доказывает, почему литургия должна изображать именно всю жизнь Спасителя, и, наконец, пишет: " Все действие Божественной литургии совершаемыми в ней Тайнами представляет все домостроительство спасительного снисшествия истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в символах, хотя и трудно в символах усмотреть полное соответствие в отдельности всему тому, что совершил Сам Господь или что сделали по отношению к Нему иудеи " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Детям нравится отдыхать в православных лагерях Интервью с председателем Правления Межрегиональной молодежной общественной организации содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» Константином Поваровым Леонид Виноградов – Константин Сергеевич, какие летние лагеря проводит ваша организация в этом году? – В этом году в мы третий раз проводим морской лагерь «Святого Георгия град» на мысе Фиолент (в переводе Земля Бога) в Севастопольской области. Название лагеря неслучайное – в трехстах метрах от него расположен монастырь великомученика Георгия Победоносца. Непосредственно у лагерного пляжа из моря выступает гора, на которой в 891 году святой великомученик Георгий явился терпящим бедствие морякам. Сейчас на месте явления стоит пятиметровый освященный крест. В том же 891 году, почти за 100 лет до Крещения Руси (!), был основан монастырь. И его настоятель иеромонах Аристарх, и другие монахи относятся к нам очень хорошо. Стационарный лагерь мы проводим в третий раз, а до этого несколько лет жили в палатках прямо на территории монастыря. Дети есть дети, их игры неизбежно нарушали монастырский покой, поэтому, когда мы стали разрастаться, взяли у отца Аристарха благословение на организацию стационарного лагеря. Сегодня арендуем гостиницу. Все дети проживают в 3-4-хместных номерах. Но по-прежнему посещаем монастырские богослужения и окормляемся у братии Свято-Георгиевского монастыря. – Вы берете в лагерь только воцерковленных детей? – Нет, это миссионерский лагерь (как и другие лагеря «Общего Дела»), поэтому он открыт для всех. Утреннюю молитву или богослужения дети посещают только по желанию. Но вы понимаете, что люди, совсем равнодушные к православной традиции, вряд ли отправят своих детей в православный лагерь. Как правило, дети в лагере начинают посещать храм, многие впервые в жизни исповедуются и причащаются. Но если посещение храма – дело добровольное, то правила поведения обязательны для всех. За пьянство, курение, сквернословие, непослушание старшим, неуважение к православной традиции отправляем домой. Мы об этом предупреждаем родителей заранее. За три года двоих ребят отправили.

http://pravoslavie.ru/4568.html

Задача настоящей статьи, как ясно показывает и самое ее заглавие, состоит в том, чтобы определить то время, с которого стали употребляться клириками, при совершении ими богослужения, особые, собственно церковные, священные одежды, в том или другом отношении отличные как от мирских одежд вообще, так в частности и от одежд самих клириков, употребляемых ими в домашнем и общественном быту. Для решения указанной задачи, конечно, необходимо обратиться к первым векам христианства и прежде всего ко времени апостольскому, откуда ведет свое начало и самое обрядовое христианское богослужение, и здесь прежде всего искать разрешения нашего вопроса. Некоторые ученые 1 , из которых нам известен Бона 2 , действительно, и указывали на апостольское время, как на время появления церковных одежд. По их мнению, самими апостолами установлено было особое, отличное от обыкновенных одежд, облачение, которым клирики и должны были пользоваться при совершении богослужения. Однако напрасно мы стали бы искать каких-либо указаний на апостольское установление sacrarum vestium. На него нет ни малейшего намека ни у самих апостолов, ни у последующих церковных писателей, что было бы совершенно непонятно, если бы на самом деле когда-либо состоялось это установление апостолами особой форменной богослужебной одежды, отличной от одежд ежедневных. Если, правда, Бона и ссылается в доказательство своего мнения на слова блаж. Августина, который в книге «О крещении», между прочим говорит, что все, что содержит вселенская церковь и что не было установлено соборами передано авторитетом апостолов 3 , – то, конечно, нет ни малейшей надобности разъяснять, что эти вполне справедливые слова учителя церкви никак не могут иметь такого обширного значения, какое придает им Бона, и не имеют никакого отношения к нашему вопросу. В противном случае, на основании этих слов можно и все обрядовое богослужение, со всеми его подробностями, признать установлением апостольским, что будет историческою несообразностью. Кроме того, изобретение нового и совершенно отличного от обыкновенных тогдашних мирских одежд церковно-богослужебного облачения для первых христианских веков является делом не только трудным но и почти вполне невозможным, ибо оно, с одной стороны, предполагает развитие художественного вкуса и способности к искусству, а с другой, – требует удобства, спокойствия и благосостояния, – но ни того ни другого не могло быть в первых христианских общинах, состоявших большею частию из бедняков и низких людей и окруженных со всех сторон всякого рода врагами и гонителями. Да, наконец, рассматриваемый взгляд противоречит, как увидим ниже, и всем реальным условиям, при которых христианство и Церковь вступили в мир. Одним словом, от непосредственного введения апостолами sacratum vestium, a profanis et communibus distinctarum 4 , должно отказаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев) Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники 01.03.2019 919 Время на чтение 7 минут От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным. 1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года. В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Святые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников. В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Радуйся, святый благоверный великий княже Александре» В Санкт-Петербурге отметили праздник перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского 12.09.2023 696 Время на чтение 3 минуты Фото: spb.mk.ru В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невской лавре, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Петергофский Силуан, наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Патриарха архимандрит Алексий (Туриков), братия лавры в священном сане. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. Богослужение транслировалось на экране перед храмом. В Казанском кафедральном соборе Божественную литургию совершил епископ Выборгский и Приозерский Варнава в сослужении епископов Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава и Гатчинского и Лужского Митрофана, сонма духовенства и клира собора. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. Среди молящихся была глава администрации Центрального района Елена Федорова. Богослужение транслировалось на УоиТиве-канале собора. После Божественной литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери и копией Годеновского креста, 9 сентября принесенной в Санкт-Петербург. В молитвенном шествии участвовали священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане – всего 55 тыс человек. В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/12/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь: приближается время духовного подвига и особых искушений 10.03.2021 685 Время на чтение 6 минут Источник: Православие.Ru Глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинс кой Православной Церкви, митрополит Нежинский и Прилукский Климент рассказал, чем жила Украинская Православная Церковь зимой 2021 года. Киев Новостную повестку Православной Церкви вот уже почти две тысячи лет формирует церковный календарь. Поэтому главные события первых месяцев года связаны с христианскими праздниками. В первую очередь это, конечно, Рождество Христово, на праздновании которого сказалась эпидемиологическая ситуация в стране. И в этом году более шести миллионов зрителей смотрели онлайн-трансляцию праздничного богослужения из Киево-Печерской лавры, которое возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Такую величину можно объяснить тем, что многие люди еще боятся посещать людные места и потому решили посмотреть богослужения онлайн. Сейчас на Украине стартовала вакцинация от COVID-19, но общественный резонанс по этому поводу существовал еще с конца прошлого года. На эту тему в своих проповедях не раз высказывался Блаженнейший Митрополит Онуфрий, обращая внимание на важность правильного отношения к своей жизни и здоровью и подчеркивая, что верующие не должны забывать о «вакцине вечности» — покаянии. Ведь зачастую люди допускают подмену понятий, и вместо страха перед грехом и опасения оказаться в ситуации, когда Бог у них стоит не на первом месте в жизни, боятся каких-то вещей, которые на самом деле совершенно неочевидны и не имеют никакого подтверждения в Священном Писании. С заявлениями по поводу вакцинации не раз выступали управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, а также глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор. Последний в своем комментарии отметил, что международное сообщество настаивает на добровольности процесса вакцинации, который должен исключать любые принудительные меры по принятию или непринятию этой медицинской процедуры.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/10/ukrain...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010