О Богослужении I. Православное учение о Богослужении Богослужение православной Церкви состоит из совокупности молитвословий, песнопений и священнодействий, совершаемых по определенным, установленным Церковью, правилам. В основании христианского православного богослужения положено совершение таинства св. причащения. Это таинство есть новозаветная безкровная жертва, заменившая собою жертвы ветхозаветные. Оно установлено Спасителем для сообщения верующим спасительной силы Его крестной смерти. Установлены Спасителем и другие таинства для сообщения верующим благодатной помощи Божией. Определены и особые лица для совершения богослужения: сначала апостолы, а потом преемники их служения – епископы, священники и диаконы. Уже при апостолах христианское богослужение получило определенный состав. Она состояла из молитв песнопений, чтения слова Божия, проповеди и совершения таинств, особенно же таинства св. причащения. Окончательное устройство христианское богослужение получило при преемниках апостолов – отцах и учителях Церкви. Все сектанты – рационалисты, хотя и ратуют против внешнеобрядового богопочтения православной Церкви, но на практике и сами не могут обойтись без тех или других обрядов. Так, у всех сектантов существует, прежде всего, общественное богослужение. Сектанты той или другой местности в воскресные или праздничные дни собираются в какой-либо условный дом, с внешней стороны ничем не отличающийся от обыкновенного сектантского жилого дома, и здесь совершают свое обычное общее моление. Моление это состоит из чтения св. Писания с объяснением, произнесения особо составленных и принятых молитв, а также и пения духовных песней. Кроме того, в состав сектантского богослужения, особенно у молокан, у которых богослужение сравнительно с другими сектантами, торжественнее и сложнее, – введены также сектантами поклоны, коленопреклонения, ужин, названный «вечерию» или «преломлением хлеба», «братствование» или «целование» и т. под. Таким образом, у сектантов есть свое особенное внешее или обрядовое богопочтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

свящ. Л. Петров Часть первая. О принадлежностях необходимых для Богослужения Принадлежности богослужения суть следующие: 1) священные места; 2)священные времена; 3) священные лица и 4) священные ВЕЩИ. 1. О священных местах Местом общественного православного Богослужения служит Храм или Церковь , т. е. здание, по своему устройству соответствующее потребностям Богослужения и приближающееся, по возможности, к образцам древних Церквей. Название–храм соответствует древним названиям храмов языческих (νας, templum), а – Церковь есть русское, образовавшееся из слов κυριακ οκα, или короче κυριακν т. е. дом Божий, Дом Господень. Кроме этого общего названия, каждая Церковь получает название от того лица или события, воспоминанию которого она посвящена. Так есть Церковь Трех-Святительская, Никольская, Покровская, Благовещенская. По своему внешнему положению каждая Церковь кроме особенных препятствий, ставится олтарем на востоке , и потому стена Церкви за олтарем называется восточною, задняя–западною, правая южною, левая– северною. На восток же олтарем ставятся Церкви для того, чтобы верующие молились к востоку, где положено начало Церкви Христовой и откуда нам следует ждать 2-го пришествия. Внешний вид или устройство Церкви бывает различно: но больше дают Церкви вид креста , как орудия нашего спасения, или корабля , в означение того, что Церковь , подобно кораблю, спасает нас от бури греха и нечестия. Главы Церковные, увенчанные крестом, своим возвышением к небу как бы указывают цель, к достижению которой ведет нас Церковь . Число глав соответствует разным священным предметам, напр. Таинству св. Троицы, четырем Евангелистам, Спасителю с 4-мя Евангелистами, и пр. Внутреннее устройство Церкви, главным образом, приличествует разделению Царства Божия на три части, или–человеков на три разряда. Задняя часть Храма, притвор , изображает собою, весь мир, царство природы, а из людей, предназначена для тех, которые еще не присоединились к сонму спасаемых; собственно Церковь , средняя часть храма, изображает собою царство благодати и назначается для Христиан, освященных Таинствами; Алтарь изображает собою небо, и есть место пребывания лиц, получивших, по благодати Божией, право руководить других на пути к блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Продолжая считать и усопших такими же членами своими, как и живых, и признавая молитву об усопших как способ общения живых и умерших и как дело любви, николиже отпадающей ( 1Кор.13:8 ), всегдашним и неотменным долгом живых, святая Церковь , как все вообще в поведении христианина, заботливо упорядочивает и поминовение усопших. Находящиеся в разных местах Типикона указания о поминовении представляют разработанную с большой тщательностью, единую, весьма стройную и последовательную систему. Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву. Согласно действующему у нас уставу, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема, разделяясь таким образом на вечернее, утреннее и дневное. И на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших. ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Круг суточных служб начинается вечерним богослужением, так как день по церковному счету начинается с вечера 76 . Впрочем, девятый час, коим начинается вечернее богослужение, относится еще к богослужению дня предшествующего. Примыкая к вечерне, он этим напоминает, что молитвы христиан, их богослужение, должны быть как бы непрерывными 77 . Первой службой наступающего дня будет вечерня. И на этой первой службе всегда, не исключая и величайших праздников, непременно и неопустительно совершается поминовение усопших. Но вечерня, будучи первой службой церковного дня, вместе с тем является одной из последних служб дня естественного. После целодневных трудов и подвигов законно для утомленных желание отдохнуть, успокоиться. Поэтому Церковь , вообще не затягивая чрезмерно все обязательное вечернее богослужение, старается не удлинять и самую вечерню, службу сравнительно краткую. В соответствии с этим и поминовение усопших на вечерне совершается краткое, общей формулой на сугубой ектении: о всех прежде почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf Слово в неделю о самаряныне, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 20-го апреля 1858 года. «Грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною» ( Иоан. 4, 23 ). Все мы, братие, без сомнения, желали бы быть истинными поклонниками небесному Отцу. А потому для всех нас весьма важно знать, что значит поклоняться Ему «духом и истиною». Тем более важно, что вокруг нас есть люди, именующие себя духовными христианами, которые превратно толкуют эти слова Спасителя и на основании их отвергают все внешнее Богослужение, нами содержимое. И мы поймем подлинный смысл этих слов, если рассмотрим их в целом составе речи, в которой они находятся, а не отрывочно, как обыкновенно поступают неправомыслящие, и если снесем с другими местами Священного Писания , где также говорится об истинном поклонении Богу. Жена-самарянка, беседуя с Иисусом Христом, которого приняла сначала за простого иудея, скоро увидела, что Онъ – пророк ( Иоан. 4, 19 ) и хотела предложить Ему для решения вопрос, бывший тогда предметом спора между самарянами и иудеями и считавшийся важнейшим. Вопрос состоял в том: где должно поклоняться Богу и совершать общественное Богослужение, – на горе ли Гаризин, где находился храм самарийский, или во Иерусалиме, где стоял храм иудейский, и следовательно – какое поклонение, какое Богослужение лучше, угоднее Богу, самарянское или иудейское. Отвечая на этот вопрос, заключавший в себе как бы две половины, Спаситель возводит мысль жены-самарянки к иному, высшему поклонению и Богослужению, которое принес на землю Он, и которое гораздо совершеннее, как самарянскаго, так и иудейскаго. «Жено, веру ми ими», – сказал Он, решая первую часть вопроса, – «яко грядет час, егда ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу» ( Иоан. 4, 21 ), т. е., когда истинное поклонение и Богослужение не будет привязано ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, а будет совершаться по всей земле, на всяком месте. Здесь указывается первое превосходство христианского Богослужения пред иудейским и самарянским. Иудейское могло, по закону, совершаться только в иерусалимском храме; самарянское совершалось только на горе Гаризин. Следовательно то и другое были местными и не могли соделаться общими для всего человеческого рода. Христианская вера предназначена для всех людей и возвешена всем народам; потому и христианское Богослужение должно совершаться повсюду, христианские храмы могут устрояться во всех странах мира и не привязаны ни к какому определенному месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Содержание (ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)    История не сохранила до нашего времени литературных свидетельств о существовании в раннем христианстве вечернего богослужения, которое имело бы значение нарочитого молитвенного освящения христианами вечернего времени, вне связи с евхаристией или с агапой. Возможно, что такого отдельного от евхаристии и вечери любви общественного богослужения не существовало. Но, с другой стороны, было бы неправильным отрицать существование в раннем христианстве самой идеи молитвенного освящения вечера и выражение ее хотя бы в самых простейших литургических формах, доступных для общей молитвы членов тех „домашних” церквей, о которых говорит ап. Павел (Римл. 16:4).    Апостолы происходили из иудеев, и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства — ветхозаветным храмом. Наличие этой связи отмечает Дееписатель, когда говорит, что первые христиане „каждый день единодушно пребывали в храме” (Деян. 2:46) и что „Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый” (Деян. 3:1). Предание сохранило сведения о том, что первому епископу Иерусалимской христианской общины, ап. Иакову не возбранялось входить даже во „Святая”, и его обычно видели в храме стоящим на коленях и молящимся. Эта связь первых христиан с Иерусалимским храмом прекратилась только в связи с рассеянием их из Иерусалима после мученической кончины первого диакона св. Стефана (Деян. 8:1). Но и после этого слово благовестил о Христе неслось в первую очередь к иудеям рассеяния, так что до средины II века основной контингент членов Церкви составляла диаспора.    Обращаясь к религиозной жизни ветхозаветного иудейства, мы видим, что еще книга Исход предписывала евреям совершение в скинии нарочитого вечернего богослужения: „И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши” (30,8). Книга же Левит указывает, в чем заключалась обрядовая сторона этого богослужения: „И сказал Господь Моисею, говоря: Прикажи сынам израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения и скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (24, 1 —4). В центре этого богослужения находился обряд возжения и поставления „вне завесы ковчега откровения и скинии собрания” светильника, перед которым Аарон воскурял фимиам и который затем горел „пред Господом от вечера до утра”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf Устав о поклонах и крестном знамении за богослужением для мирян и неслужащего духовенства Устав Православной Церкви предписывает определённые правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и т. п. При индивидуальной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент. Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным Уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина. I. Креститься без поклонов полагается: 1 . В начале и при окончании чтения Св. Писания – Евангелия, Апостола, паремий. 2 . В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа». 3 . При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую...» «И во Единого Господа Иисуса Христа...», «И в Духа Святаго...» 4 . На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш...», при поминовении празднуемых святых. 5 . Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на прошении литии «Спаси Боже...» и отпусте. II. Креститься с поясным поклоном полагается: 1 . При входе в храм и при выходе из него 3 раза. 2 . При каждом прошении ектеньи. 3 . При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет». 4 . На Литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом...», «Победную песнь поюще...», «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...» 5 . При окончании Символа веры на словах: «и жизни будущаго века. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть VI. Дни седмицы Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся стати пред Сыном человеческим ( Лк.21:36 ). Упомянув о Воскресном и первом дне седмицы и о всех неделях 683 в продолжение года, теперь по порядку упомянем о Богослужении и в прочие дни седмицы. Дни седмицы, или как в Церковном уставе иногда они называются, дни седмичные, по общепринятому наименованию суть: Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверток, Пяток, Суббота. Но в проследовании Богослужения под именем дней седмичных разумеются преимущественно дни простые, т. е. непраздничные 684 . Они так же посвящены, как и первый день седмицы – каждый особому благоговейному воспоминанию и в каждый из них положена в Церковном Уставе особая Божественная служба. Назначение дней седмицы, – каждого для особенного священного воспоминания и Богослужения, началось в I веке христианства, при Апостолах. Веровавшии, говорит св. Евангелист Лука, по вся дни терпяще единодушно в церкви. Апостолы по всяже дни в церкви, и в домех не престаяху учаще и блаювествующе Иисуса Христа ( Деян.2:46. 5:42 ). О Богослужении общественном первых христиан во все дни седмицы свидетельствуют также писатели II, III и IV века: Тертуллиан , Ориген , Златоуст и Августин. «У нас, говорит Тертуллиан 685 , каждый день святится всенародно». Ориген говорил некоторым из своих современников: «вы, кои только в праздничные дни ходите в церковь , скажите, не праздничные ли и прочие дни? не Господни ли также дни? Христианин смотрит на все дни, как на Господни, потому что ежедневно закалается Агнец Божий и все ему причащаются; и вас приглашают ежедневно идти к водам слова Божия и предстоять кладезям его» 686 . Св. Златоуст говорит, что христиане еженедельно собирались для слушания Писания дважды и трижды 687 . «Пасха бывает трижды в неделю, и иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим, потому что Пасха не пост, а приношение и жертва, совершаемая всякий раз, как бывает собрание (литургия). И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждый день, одинаково с бывшим в оный субботний день» 688 . Бл. Августин, свидетельствуя о ежедневном общественном Богослужении древних христиан, пишет: «одни постятся в субботу, а другие нет; инне ежедневно причащаются тела и крови Господа, а некоторые в известные только дни. Инде не проходит ни одного дня без жертвы, а инде приносится жертва только по субботам и воскресеньям» 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Содержание церковного управления составляют: 1) учение веры; 2) богослужение; 3) церковные должности и 4) церковные имущества. Церковь заботится о распространении учения веры. Во всех христианских обществах существуют миссии, учебные заведения для подготовления кандидатов на церковные должности миссионеров и различные общества для содействия просветительным целям церкви. На обязанности церкви лежит охранение чистоты веры и нравственности. Средством для этого служат различные меры, направленные к предупреждению уклонений от веры и нравственности (составление книг, цензура и проч.). Богослужение разделяется на общественное и частное. Для общественного богослужения учреждаются особые места (здания); иногда общественное богослужение совершается вне здания (публичные процессии). Частное богослужение совершается для удовлетворения потребностей отдельных членов. Между различными видами частных богослужений особое значение имеет брак, который в юридических науках известен под именем брачного права; к рассмотрению его мы сейчас и приступим. Отдел первый. Брачное право Значение брачного союза. Нет института в строе человеческом, который бы имел столь обширное, многостороннее влияние; который бы столько глубоко проникал в отношения людей, жизнь народов и государств, как институт брака. Каждый конкретный брак оказывает неотразимое влияние на судьбу супругов, в нём состоящих, и равно на судьбу детей, и потомков от него происходящих; через посредство каждого отдельного брака входят в соприкосновение многие лица, семейства, роды. При этом соприкосновении одни лица производят то или другое влияние на других, и сами подвергаются их влиянию. Частное влияние конкретных браков нередко в высшей степени широко и глубоко отражается на отдельных лицах. Всякий брачный союз имеет значение не только частного института, но и общественного, юридического, государственного и религиозного. Поэтому, каждый конкретный брак затрагивает весьма разнообразные интересы отдельных лиц, рода, общества, государства и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Выступление Предстоятеля Русской Церкви на встрече с общественностью Архангельска 24 августа 2009 г. 15:00 23 августа, во второй половине дня, в помещении Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с общественностью города и области. Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с Первосвятительским обращением к собравшимся, текст которого приводится ниже. Ваше Высокопреосвященство, владыка Тихон, уважаемый Илья Филиппович, дорогие архангелогородцы! Для меня большая радость встретиться сегодня с вами уже не в богослужебной, а в светской обстановке, которая предоставляет мне возможность не только говорить, но и слышать, и слушать вас. Я придаю большое значение своему общению с людьми, потому что, если возникают какие-то мысли, то они возникают чаще всего от соприкосновения с мыслями других людей, с их вопросами, пожеланиями, идеями. И, наверное, без такого живого соприкосновения с людьми Предстоятель Церкви не может достаточно эффективно осуществлять свое служение. Поэтому я говорю всегда, что, путешествуя, я в первую очередь учусь. Учусь понимать то, что происходит в стране, что происходит в сердцах человеческих. И это обучение является очень важной составной частью моего служения. И поэтому я сегодня скажу какие-то слова — то, что мне, что называется, Бог на душу положит; а потом с удовольствием вас послушаю и буду готов ответить на ваши вопросы. Мне хотелось бы начать наш разговор с того всем хорошо известного и очевидного факта, что мы находимся в городе Архангельске — городе, названном в честь Архангела Михаила. Как сказал сегодня во время богослужения владыка Тихон, никакие силы не смогли изменить название этого города. В России менялись названия городов, особенно данные в честь царей, а вот никто не сумел изменить название Архангельска, хотя, как известно, потуги такие были. Осталось это ангельское имя над городом. В сознании современного человека, даже верующего, ангел это что-то совсем непонятное: либо это человечек с крылышками, чаще всего детского возраста, с кудрявой прической; либо это юноша особой красоты, тоже с крыльями.

http://patriarchia.ru/db/text/726754.htm...

Глава 5. Молитвы почитаемых русских подвижников Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Б предыдущих главах речь шла об исправлениях и переводах текстов, предназначенных для общественного богослужения. Другим источником информации о языковой норме эпохи будут вновь составленные богослужебные тексты. Эти тексты, в свою очередь, можно разделить на предназначенные для общественного богослужения и для келейного употребления. Благодаря цензорам и типографским справщикам, тексты, предназначенные для общественного богослужения (службы и акафисты), ориентированы на определенную грамматическую норму. В отличие от новосоставленных служб и акафистов, келейные молитвы не подлежали духовной цензуре, потому что они создавались не для того, чтобы быть напечатанными. Келейные молитвы в принципе не должны были получать широкого распространения. Как правило, они составлялись для собственного употребления или для духовных чад. Исключение составляли молитвы, написанные наиболее почитаемыми старцами и подвижниками. Эти молитвы нередко попадали в печать и становились известными широкому кругу лиц. Так, например, Молитва Парфения Киевского или Молитва преподобных отцев и старцев оптинских к концу XX века стали общеупотребительными. Общей особенностью подобных текстов является то, что они издавались, как правило, после смерти автора и входили в состав дневников, частных писем и других подобных сборников. Характерно, что тексты этих молитв не воспринимаются читателями как особый тип литургической письменности. Промежуточное положения занимают молитвы, употребляемые за общественным богослужением в пределах более или менее замкнутых объединений, братств и т.д. Свящ. Николай Балашов среди авторов подобных молитвословий называет прот. А. В. Рождественского и членов основанного Н.Н. Не-плюевым Крестовоздвиженского братства (Балашов 1997, с. 330–332). Очевидно, что были и другие опыты. 5.1. Издания молитв русских подвижников

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010