Богослужение Апостольского времени (II, 42–47) Ф. Смирнова, ныне Еп. Христофора Как скоро после сошествия Св. Духа и следовавшей затем проповеди апостола Петра возникло первое христианское общество крещенных верующих, имеющих одно сердце и одну душу, в сознании их общения со Христом и между собою через союз одного духа, одной веры и одного крещения, общество это естественно должно было открыться и внешним образом в своей жизни. Эту жизнь общества в ее первоначальной свежести, в единстве и полноте веры и любви, изображает нам книга Деяний, в непосредственной связи с событием Пятидесятницы и крещения трех тысяч иудеев – в гл.2, 42–47 и особенно в ст. 42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов ( τη διδαχ των αποστλων), в общении ( τη κοινωνα), в преломлении хлеба ( τη κλσει του ρτου) и в молитвах ( τας προσευχας). Некоторые ученые хотят видеть в этом стихе нарочитое описание богослужения первобытного христианского общества и относить к нему исключительно, как, между прочим, Мосгейм и Ольсгаузен. Но против этого говорит уже перечисляемое в стихе между другими явлениями κοινωνα, которое не составляет и не может составлять какой-нибудь особой части богослужения, и потом то обстоятельство, что в 46 стихе снова говорится о богослужении. Вообще, в основании мнения названных ученых лежит такое разделение общественной жизни и общественного богослужения, от которого еще далеко было только что зарождавшееся общество христианское. Скорее, согласно с Гарнаком, нужно признать, что во всем отделе книги Деяний от 42 до 47 стиха (2-й главы) Лука изображает общинную жизнь первых христиан в ее главных отношениях: так, в 43 стихе он указывает на деятельность Апостолов, в 44 и 45 говорит о взаимном общении всех членов общества, выражающемся в деятельной и самоотверженной любви братской, и в 46 – о богослужении. Все эти моменты обнимает вступительный 42 стих, по отношению к которому все другие служат дополнением и пояснением, и который, следовательно, может быть понимаем как известие о совокупном явлении христианской общественной жизни, которая представляется в нем. как со стороны зависимого отношения верующих к апостолам, которым они свободно подчинялись, так со стороны их внутреннего отношения между собою, их постоянного братского общения, выражавшегося особенно в общественной молитве и преломлении хлеба. Христианская жизнь первоначального общества представляется таким образом, как продолжительное или постоянное общественное богослужение, и в этом смысле рассматриваемый стих (42) может и должен быть относим и к богослужению. На основании этого стиха, но лишь в связи с дополняющими его следующими стихами, можно составить приблизительное понятие об основных частях и свойствах первоначального богослужения Иерусалимского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В первые веки Христианства общественное Богослужение совершалось в частных домах, в которых назначалось для сего особое место. Таковые места, определенные для общественного Богопочтения и совершения таинстве, еще во времена Апостольские, получили имя Церкви 1 , то есть: собрания истинных Христиане, Храма Божия и дома молитвы, в котором верующие собирались для прославления Триипостасного Бога, слушания поучений и совершения Евхаристии (бескровного жертвоприношения), таинства, установленного самим Иисусом Христом 2 и преданного Им Своим Апостолам, а от них и всем веровавшим в Него 3 . Во времена жестоких гонений, воздвигаемых язычниками на Христиан, верующие, быв лишены таковых церквей, собирались для священнослужения в уединенные места и отдаленные пещеры, преимущественно же избирали для сего места страданий Мучеников и погребения их, и над гробами Мучеников совершали Богослужение во уважение в памяти их и в поощрение к подражанию их подвигам; что продолжалось до четвертого века. После сего, по принятии Императором Константином великим Христианской веры, начали воздвигаться Церкви, или домы Господни 4 уже на открытых местах, посреди жилищ, обширные по причине большого числа собирающихся на Богослужение Христиане, великолепные и богато украшенные. К сему весьма много способствовала Св. Елена, мать Императора Константина, которая воздвигла церкви на местах освященных рождением и вознесением Христа Спасителя; сам же Император построил величественные храмы в Иерусалиме на месте гроба Господня, и в Константинополе во имя Святых Апостолове Петра и Павла, также в Тире, Антиохии, Никомидии и других многих местах. Сих храмов Господних различные наименования произошли от того, что они хотя и все посвящались Богу, но, как по древнему общему обыкновению, большею частью созидались над гробами Мучеников и благоугодивших Богу Святых мужей, то и назывались нередко их именами, что продолжается и до наших времен, дабы мы воспоминали их, по словам Святого Апостола Павла, и взирая на скончание жительства, подражали вере их 5 . Когда умножилось число церквей, то некоторые из них наречены главными или Соборными, особенно при которых были Епископы; в них собирались из прочих церквей священнослужители для торжественных Богослужений и молебствий, а верные для слушания поучений своих Пастырей. Церкви издревле строились на Востоке; ибо, как от Востока возсиявает солнце, тако и от Бога исходит благодать, потому и молящиеся в них обращались лицом к Востоку, не токмо вопреки Иудеям и еретикам, но и в ознаменование Христа истинного Востока, Рая бывшего на Востоке и будущего Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Введение Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь . Задача литургики состоит в том, чтобы: показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви; раскрыть значение содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачения, священных сосудах и т.д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Глава IV. О лицах, совершающих Богослужение Как в Ветхом завете для служения пред алтарем и принесения на нем жертв Бог учредил Иерархию, состоящую, из 3-х степеней: первосвященника, 858 священников 859 и левитов, 860 так и в Новом завете Бог благословил отделить от общества верующих одну избранную часть людей, которую, по особенному назначению, преимущественно определяет на служение Себе. Эта избранная часть и составляет церковную Иерархию, о которой Апостол Павел, рассуждая о необходимости различных служений в церкви Христовой, спрашивает: еда вси Апостолы? Еда вси Пророцы? еда вси учители? 861 Этими словами Апостол указывал на необходимые в церкви, особенные Богопоставленные лица, которым была предоставлена свыше благодатная власть совершать Богослужение и таинства и пасти стадо Христово. Теперь это Божественное право преподается правильно избранным лицам из среды верующих в таинстве Священства, и не усвояется, как было в Ветхом завете, исключительно одному племени. Лица, призываемые к священническому служению, обязывались и обязываются основательно и ясно знать свое звание, чтобы достойно ходить по нему, верно узнать уготованное дело служения Богу, глубже и тверже напечатлеть в своем уме и сердце высоту своего назначения и тем поощрять себя к святому прохождению своего звания, позвавшему Святому. 862 О церковной Иерархии Лица, имеющие благодать, право и обязанность служить в церкви, составляют церковную Иерархию, которая получила начало свое от Иисуса Христа и непрерывно продолжается чрез Архиерейское рукоположение, 863 посредствуя между Богом и людьми и, по заповеди Спасителя, содействуя устроению спасения последних чрез отправление общественного Богослужения. Эта Богоучрежденная Иерархия разделяется на три Богоучрежденные степени священства. По мере того, как благодать священства, по изволению Божию, сообщается не в одинаковой мере, и таинство священства имеет три степени: 1-я и высшая Епископская, 2-я Пресвитерская и 3-я низшая Диаконская. О божественном происхождении Епископской власти и различных её наименованиях

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

З. Барсукова Глава десятая Первое богослужение на якутском языке, совершенное архиепископом Иннокентием. – Посвящение протоиерея Петра Попова во епископа якутского. – Воспоминания протоиерея Виноградова о семилетнем пребывании Иннокентия в Якутске. – Буря на пути из Дуи в Кастри. Пятнадцатого июля 1859 года, в Якутском Троицком соборе было в первый раз совершено богослужение на якутском языке, а 19 день июля был назначен преосвященным Иннокентием, для отправления в первый раз на этом языке божественной литургии. С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев. Обедне предшествовал благодарственный Господу Богу молебен, отправленный преосвященным Иннокентием, который сам читал и Евангелие на якутском языке. «Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя» ( Ин.17:1–24 ), – начал владыка. По окончании молебна, он обратился с краткою речью к инородцам; затем началась литургия. Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Особенно занимало инородцев читанное на тот раз Евангелие. Тронутые до глубины души якуты, от лица всех своих собратий, представили архиепископу Иннокентию просьбу, чтобы 19-ое июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали божественное слово в храме на своем родном языке. «Действительно», пишет Кыллахский священник, о. Попов, «для них это событие составляет эпоху 30 новой жизни, жизни религиозно-нравственной, в которой дышет любовь Божия, переданная святым Евангелием, взамен того безграничного и бессознательного страха к существу, только карающему, каким вообще представляло туземное население Бога Творца, Промыслителя и Спасителя. И эта новая жизнь, – в познании Единого истинного Бога и, Его же, из любви к роду человеческому, послал – Иисуса Христа – в особенности обнаружилась в те блаженные и отрадные минуты, в которые туземный народ услыхал в первый раз свой родной язык при общественном и торжественном богослужении, открытом великим миссионером, высокопреосвященным Иннокентием, в то время озарявшим наш отдаленный край своим святительским управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение о православном богослужении Православным богослужением называется служение (служба) Богу, состоящее из чтения молитв, песнопений и священнодействий (обрядов), совершаемое по преимуществу в храме законно поставленными для того священными лицами (пастырями) по установленному Св. Православной Церковью чину или порядку, изложенному в богослужебных книгах. Одни церковные службы (вечерня, утреня, часы, Литургия и др.) совершаются повседневно (ежедневно). Другие же (таинства, молебны, панихиды, освящение воды и проч.) совершаются только по временам, по требованию в разных случаях верующих, и называются требами. Таинства, установленные Самим Господом Иисусом Христом и переданные, по Его наставлению, апостолами для спасения всех верующих, и повседневные службы относятся к общественному богослужению. Остальные же требы, не имеющие обязательного характера для всех верующих, относятся к частному богослужению. Богослужение началось на земле со времен первых людей, которые, будучи еще в невинном состоянии в раю, служили Богу, прославляя Его премудрость, благость, всемогущество и другие Божии совершенства, явленные в сотворении мира и попечении (промысле) о нем. После же своего грехопадения первые люди еще более должны были молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Но это богослужение носило частный характер: тогда не было ни святых храмов, ни священных лиц; люди приносили Богу жертву, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение. Общественный (церковный) характер богослужение получило при Моисее, который, по повелению Божию, устроил скинию (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), избрал священников и левитов, определил жертвы в разных случаях и установил праздники (Пасху, Пятидесятницу, Новый год, день очищения и др.). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в нем и проповедовал в нем, так же поступали и святые апостолы, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

http://zavet.ru/a/rss_1265282241.html

Комментарий юриста по делу «Pussi Riot» «Панк-молебен» в храме Христа Спасителя — точка зрения юриста. 4 апреля, 2012 «Панк-молебен» в храме Христа Спасителя — точка зрения юриста. Ситуацию с выступлением «Pussi Riot» в храме Христа Спасителя комментирует Евгений Мазепин, председатель совета директоров юридической компании «Арбитражный советникъ». Источник: Персональный блог Евгения Мазепина 21 февраля на амвон храма Христа Спасителя выскочили четыре женщины в цветных чулках на головах и, танцуя спиной к алтарю, выкрикивали лозунги политического и антиправославного содержания. Также 21 февраля в 19 час. 11 мин. в одном из блогов Живого Журнала была размещена ссылка на видеофайл «Панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в Храме Христа Спасителя» , а также размещены фотографии с комментариями следующего содержания: «Сегодня в полдень активистки Pussy riot отслужили в Храме Христа Спасителя панк-молебен «Богородица, Путина прогони». Вышеуказанный видеофайл содержит видеозапись действий четырех женщин на амвоне Храме Христа Спасителя, а именно исполнение канкана с наложенным аудиорядом. Таким образом, имели место быть следующие последовательные деяния: 1. Непосредственно в Храме Христа Спасителя (как непосредственно исполнителей акции, так и соучастников: организаторов, пособников и др.); 2. В связи с распространением в сети Интернет фото и видеоматериалов с информацией, направленной на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии и принадлежности к социальной группе – религиозной организации Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – как участниками акции так и неустановленными лицами. Молебен Молебен – это богослужение, содержание которого составляет моление к Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, чтение зачала из Евангелия, ектения, молитва. Под богослужением понимается внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах, внешняя деятельность, в которой раскрываются и осуществляются отношения Бога к человеку и человека к Богу. Следовательно, богослужение имеет две стороны: мистическую, сверхъестественную, выражающую отношение Божества к человеку, и нравственно-эстетическую, выражающую отношение человека к Божеству. Христианское богослужение — совокупность священных действий и обрядов или вообще внешняя деятельность, в которой и через которую для спасения человека достигается и осуществляется со стороны Бога — освящение человека и усвоение ему совершенного Сыном Божиим подвига Искупления и его благодатных плодов, а со стороны человека, уже искупленного, облагодатствованного, вера в Искупление и основанное на нем истинное Богопочитание (azbyka.ru).

http://pravmir.ru/kommentarij-yurista-po...

Лекции по Литургике ВВЕДЕНИЕ Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает «общественное дело», «общественная служба». В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, то есть всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а Святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том смысле и виде, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели Древней Церкви; 2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных чинопоследований и обрядов, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности, храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (службы суточного круга, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

протоиерей Ростислав Лозинский Глава 3. Совершение частного богослужения (требы) «И ныне Христос действует! И ныне Дух Святой совершает Спасительные знамения в Христианских Таинствах». Епископ Игнатий (Брянченинов) т. 4. стр. 276–277. 1. Задачи частного душепопечения Господь Иисус Христос для Церкви власть низводить Святого Духа на верующих в совершаемых пастырями таинствах. Пятидесятница некогда совершившаяся над ликом апостольским в Иерусалиме, всегда совершается в Церкви в таинствах, посредством апостольского преемства, через иерархию. Церковь установила седьмеричное число таинств, но в церковной практике количество тайнодействий значительно больше, нежели семь. Так, Церковь имеет различные чины и молитвы освящения (например, храма, святой воды, особенно в день Богоявления, икон, крестов, плодов, всякой вещи и другое) в которых при молитве священнослужителей и соблюдении определенной внешней формы низводится божественное освящение и Благодать Святого Духа. Литургическое служение священника по своему объему очень обширно и обнимает, как служение в храме, так и вне его. Священнослужитель всегда является сосудом и орудием Божественной Благодати, даруемой на освящение человеческого рода. Совершение треб для верующих есть продолжение того богослужения, которое совершалось для всей приходящей общины. Частное богослужение можно назвать малым служением (или микро-служение). Оно по своему объему является более кратким, сокращенным вариантом основных церковных служб (например, молебен построен по плану утрени, а панихида, особенно парастас – всенощной), совершается для меньшего числа людей. Конечная цель всякого богослужения, совершаемого для всей общины или для одного ее члена, одна – спасение человека. Пути же к достижению поставленной цели много различны. Общественное богослужение, наиболее полно выраженное литургией, обычно совершается в храме, в этой соборной службе принимает участие (активное или пассивное) вся приходская община. Частное богослужение удовлетворяет религиозную потребность (отсюда название треба) отдельных прихожан (например, крещение или венчание) или известной группы верующих (например, служение молебнов, освящение воды).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Утреня (заутреня) (греч. ρθρος (ортхрос) (от глагола ρθρζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение , совершаемое, согласно  Уставу , утром. Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня . Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» – характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час , совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час , Шестой час , Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час , Вечерня , Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина). Литургическая тема Утрени Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово. Происхождение Утрени Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом. Виды Утрени

http://azbyka.ru/utrenya

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010