Глава I. О церкви Божией § 1. Церковь Божия на земле есть общество человеков, соединенных верою, законом, священноначалием и Богослужением, для славы Божией и собственного блаженства. Первою Церковию было общество первых, безгрешных человеков. Бывшая в Ветхом Завете называется ветхозаветною, а основанная Христом – новозаветною или христианскою. Та христианская Церковь , которая непрерывно и неизменно сохраняется от Апостолов, называется православною, правоверующею или апостольскою. По неизменному хранению ею учения и постановлений св. Апостолов и вселенских соборов, коих вещания и глаголы изречены для всей вселенной, именуется соборною, вселенскою или кафолическою; а по древлебывшему разделению римской империи на восточную и западную, – восточною. Церковь , пребывающая на земле и воинствующая против греха ( 2Тим. 2, 3 ), называется видимою и воинствующею, а Церковь Святых на небеси – невидимою, небесною, торжествующею ( Евр. 11: 22–23 ).Члены Православной Церкви суть все Святые, умершие в правой вере ( Лк. 20:38 ) и живущие на земле, которые принадлежат Церквам иерусалимской, антиохийской, александрийской, константинопольской, всероссийской, греческой и другим, соединенным между собою одним духом веры и учения, одним исповеданием и Богослужением, под единою вечною и всемогущею Главою, Господом нашим Иисусом Христом. Глава II. О Богослужении § 2. Богослужение бывает общественное, к которому каждый член Церкви призывается благовестом и частное, совершаемое в храмах и домах для одного или нескольких лиц, к участию в котором не обязываются все. И частное и общественное необходимо, важно и священно. Но общественное важнее частного, и по месту. которого устройство и освящение отличны от устроения и освящения обыкновенных наших жилищ: и по священнодействиям, из коих важнейшее совершается только в общественных храмах: и по качеству участия, которое при общественном Богослужении управляется не только нашим усердием, но и уставом Церкви; и по высшей славе Богу среди множества молящихся; и по умилительно-духовному назиданию среди лиц всякого возраста, пола, состояния и звания, смиренно преклоняющих главы и колена пред Всевышним; и по благотворному влиянию на утверждение взаимного союза между молящимися; и, что особенно важно, по обилию благодати Божией , которую сам Господь обещает молящемуся обществу ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Н.К. Смирнов Выводы из дошедших до нас сведений касательно христианского общественного и частного богослужения первых трех веков Вышеприведенные свидетельства относительно древнехристианского богослужения приводят нас к следующих выводам. Христианское общественное богослужение уже в непосредственно следующее время после апостолов совершалось по определенному порядку: для этой цели были назначены известные времена и часы, нарочитые места и лица, которые исключительно были облечены правом священнодействия 92 . Вне этих лиц совершение общественного богослужения считалось признаком отделения от истинной церкви службой диаволу 93 . В состав христианского богослужения входили следующие части: 1., Таинства , при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила св. Духа на человека, приемлющего таинство 94 . 2., Молитва , которой постоянно приписывается важное значение в деле богослужения. Тертуллиан , Киприан и Ориген писали целые сочинения о молитве. Рекомендуется молитва в духе, проникнутая усердием, благоговением и надеждою, совершаемая со смирением и чистотою сердца. Предметом молитвы служит: то прошение , то благодарение , то славословиеБогу . Молитва Господня пользуется особенным уважением и входит в широкое употребление 95 . В Апостольских постановлениях предписывается читать ее три раза в день. Затем находим в употреблении прошения, подобные нашим ектениям 96 , возглашаемые при богослужениях диаконами и сопровождаемые словами от народа: «Господи помилуй». 3., Свящ . песнопения . По характеру своему христианское пение противополагается языческому 97 , и признается преимущественным средством обращения язычников 98 . Предметом пения являются частью псалмы 99 , частью гимны, составленные самими христианами 100 . Для пения еще не были отделяемы особенные лица, а весь народ мог принимать в нем участие 101 . Существовало пение антифонное, или переменное, введение которого приписывается св. Игнатию Богоносцу . 4., Чтение священного писания . Первенствующая церковь предлагала чтение писания особенно на литургии. Читались книги как ветхого, так и нового завета: книги Моисея и пророков, послания и деяния апостольские и евангелия 102 . Находим даже указание на порядок в распределении чтений из книг свящ. писания. По крайней мере это надобно сказать о книге Иова, которая читалась в страстную седмицу 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О.Д. Лада Скачать epub pdf Духовная качественность общественной молитвы. Священник Валерий Лукианов «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс. 2, 11 ), – призывает Псалмопевец, и в священном повествовании всего Ветхого Завета мы видим исполнение этого призыва во всех образах возношения человеком хвалы Богу. И хотя сущность и выявление ветхозаветного храмового богослужения составляли жертвоприношения, но, в то же время, в него всегда входил музыкально-певческий элемент, и это в такой мере, что богослужение, в его целом, превращалось в торжественную музыку и пение, выраженные в многообразном славословии через богодухновенные псалмы пророка Давида. Достаточно вспомнить, что хор храма составляли 9600 певчих, арфистов, цимбалистов и гуслистов… Подобно этому и Новый Завет открывается радостно-дивной благовещенской песнью Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» ( Лк. 1, 28 ), а пришествие в мир Спасителя возвещается песнью славословия многочисленного воинства небесных сил: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2. 13–14 ). Прекрасны и евангельские песни Елисаветы, Божией Матери, Захарии и Симеона Богоприимца. Ведь и самое начало христианскому богослужебному пению было положено Господом нашим Иисусом Христом на Тайной вечери, когда Он, после установления таинства Евхаристии, отправляясь на вольные страдания, в последний раз в Своей земной жизни воспел со Своими учениками псалмы. О славословии Бога в молитвенных пениях христиан свидетельствовал Вифанский проконсул Плиний Секунд, доносивший императору Траяну о своем расследовании дел христиан: «Они (христиане) клянутся, что вся их вина и заблуждение состоит в том, что они имеют обыкновение сходиться в известный день перед рассветом и петь попеременно друг с другом песнь Христу, как Богу» (111–114 годы). В одном из своих предсмертных посланий к своей пастве, св. муч. Игнатий Богоносец обращается к ней с таким призывом: «Составляйте из себя хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу через Иисуса Христа». Прошло с тех пор двадцать веков… Спросим себя: возросли ли мы духовно в одухотворенном проявлении общественной молитвы, соединенной со славословием в единогласном пении, по слову св. Игнатия Богоносца ?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Речь по принесении присяги дворянством Харьковской губернии, пред началом очередных выборов, 15 октября 1885 года. Благородные дворяне! Присутствие ваше при торжественном богослужении и данная вами присяга указывают на важность предстоящего вам дела выборов достойных общественных деятелей. Что бы ни говорили поборники учения о независимом от нашей воли, безостановочном прогрессе человечества, но опыт свидетельствует, что дела делаются людьми, что дело растет в руках способных и разваливается в руках неумелых. Это одинаково верно как относительно частной, так и общественной деятельности. В предводительстве государственных людей мудрых и добродетельных народы идут в гору, к преуспеянию и совершенству; при управлении людьми неспособными и безнравственными не только идут под гору, но и летят стремглав в пропасти междоусобий, нищеты, порабощения и исчезновения с лица земли. Так говорит история, свидетельство которой убедительнее всяких умозрений. Поэтому наша Церковь всегда напоминала дворянству о беспристрастии при выборах, об избрании людей мудрых, честных, благожелательных, трудолюбивых. Но мне кажется, до нашего времени не было особенных поводов напоминать об одном чрезвычайно важном условии благоуспешной общественной деятельности, – а следовательно и о выборе людей способных к деятельности, определяемой этим условием, – именно о единомыслии и единодушии. Между тем св. Апостол Павел говорит: „я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, – стараясь сохранять единство духа в союзе мира“ ( Ефес. 4, 1–3 ). Указанием на свои страдания за Христа, – „молю вас я, узник в Господе“, он дает нам понять величайшую важность единомыслия, единодушия и мира в деятельности не только общественной, в смысле народной, но и всемирной, в смысле христианской. Вы скажете: „это разумеется само собою“; так, – но не все то делается, что разумеется. Опыт свидетельствует, что ныне разномыслие совершенно губит нас. Посмотрите на дела управления, воспитания, промышленности, попечения о народной нравственности и благосостоянии! Какой вопрос мы решили скоро, единодушно и единогласно? Какую меру, требующую немедленного осуществления, мы быстро привели в исполнение? О чем единогласно, без розни, как ударами в один колокол, возвестила нам печать – эта руководительница народных умов и воззрений? Какая комиссия, какое заседание не разделились на мнения по числу участвовавших членов? Какое большое собрание по делам общественным окончилось без шума? А сколько важных дел от разномыслия тянутся многие годы! Сколько народных бедствий и преступлений, не предупреждаемых вовремя законными мерами, множится на наших глазах не по дням, а по часам от этого несогласия в воззрениях правителей! Сколько разбито, расстроено молодых умов и разрушено молодых сил и характеров от этой любопрительности и страсти к возражениям и пререканиям! Картина печальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слово НА НОВЫЙ 1887 ГОД О лишениях, которым подвергают себя пренебрегающие церковными богослужениями. Прошедшая ночь представляла в нашей общественной жизни явление, заслуживающее особенного внимания. Мы встречали новый год, мы переходили эту знаменательную черту, отделяющую наше прошедшее от неизвестного будущего. Как переходили? Единодушно ли, единообразно ли, как подобает цельному и единоверному православному народу, – с одними ли мыслями, чувствованиями и сердечными расположениями? Нет. Одни православные христиане, по зову Церкви, шли с вечера ко всенощному бдению на молитву, другие, – тоже православные христиане, – спешили на увеселительные собрания -частные и общественные. Одни в глубоком раздумье спрашивали себя: что-то породит нам находящий день ( Прит. 3, 28 ), или наступающий новый год; другие шумно провозглашали свои успехи в области знания и общественной жизни и смело приветствовали друг друга с несомненным наступлением нового благоденствия и счастья. Одни, обозревая прошедшее, воздыхали к Богу о грехах в мимошедшее лето содеянных и просили на будущее время продления к ним Божия милосердия и долготерпения; другие, не думая ни о своих грехах, ни о правде Божией, с самонадеянностью смотрели вперед без страха и опасения за свое будущее, как ни от кого не зависящие и никому неподсудные. Больно видеть это раздвоение в нашем народе и на одной его стороне утрату страха Божия и забвение религиозных обязанностей, но еще больнее то, что это явление у нас не редкое, не одиночное. Вчера оно было заметнее по особенности вчерашней ночи и настоящего дня, но не всегда ли так у нас бывает? Не в каждый ли праздник мы видим одних во время вечерних богослужений в храмах, других на зрелищах и на пирушках; одних с раннего утра поспешающими к литургии, других спящими до полудня? И прекратится ли когда-нибудь это удивительное пренебрежение к церковным богослужениям, по правда сказать, преимущественно замечаемое в тех сословиях нашего народа, который почитают себя образованными, и должны бы быть руководящими в великом деле общественной нравственности?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Социальная концепция Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_78576.html 26 августа 2010 Социальная концепция Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания Отношение верующих – лютеран к общественной жизни Могут ли верующие-христиане принимать участие в общественной, политической жизни? Традиционное мнение отвечает на этот вопрос отрицательно, т.к., во-первых, политика – это " грязное дело " , а, во-вторых, политические партии разделяют людей на группы, нередко враждующие друг с другом и отстаивающие свои, узкие интересы. Задача же Церкви, верующих заключается в том, чтобы служить всем людям, независимо от их политических убеждений. В то же время христиане существует не в вакууме. Они живут в обществе, государстве и являются частью этого общества, а потому не могут считать себя отделенными от внешнего мира. В истории же известны две крайности в решении вопроса о взаимоотношении церковного и мирского. С одной стороны, это стремление только к Божественному при полном игнорировании земных проблем. Материальный мир со всеми его проблемами и необустроенностью рассматривается при этом как следствие грехопадения. Вторая крайность – это устремленность к материальному при полном игнорировании высшего духовного начала – Бога. Проблема органичного взаимодействия Божественного и человеческого в общественной жизни до сих пор остается нерешенной. Между тем принципиально важно найти между ними некий баланс, который обеспечил бы жизнеспособное развитие человека и общества. В Библии сказано: " Царство Мое не от мира сего " (Иоанн. 18, 36). В этом смысле между религией и Церковью, с одной стороны, и обществом и государством, с другой, существует, казалось бы, непреодолимый барьер. Сама по себе религия представляет собой направленность к Божественному, неземному. В то же время, она реально существует здесь, на земле. Мартин Лютер очень четко определил назначение Церкви в ее богослужебной функции. Он сказал: " Служить Богу – есть ни что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга,... любому, кто душевно или телесно в тебе нуждается, это и есть богослужение " .

http://religare.ru/2_78576_1_21.html

I. Храм или церковь Как называется место, куда главным образом собираемся мы для общественного Богослужения? Место это называется храмом, а иначе церковью. Что такое храм или церковь ? Храм или церковь есть здание, назначенное единственно для отправления в нем Богослужения и потому отличающееся от прочих зданий и наружным видом, и внутренним устройством своим. Что значит название: “храм”, “ церковь ”? Название храм берется от слова храмина, т. е. здание. Название церковь есть греческое и значит «дом Господень». Почему храм называется домом Господним или Божиим? Храм называется домом Божиим, во-первых, потому, что назначается для служения Богу и таким образом посвящается Ему, и Бог особенным образом, подобно, как и на небе, обитает в нем, как бы в своем доме; во-вторых, потому, что в храм для богослужения собирается церковь , т. е. общество истинно верующих, обыкновенно называемое церковью. Почему храмы называются один Воскресенским, другой Благовещенским, третий Михайло-Архангельским, Никольским? Каждый из храмов обыкновенно посвящается или воспоминанию какого-либо священного события, напр. воскресения Христова, благовещения Пресв. Богородицы, или кому-либо из святых Божиих, напр. архангелу Михаилу, святителю Николаю; потому один из храмов и называется именем события, – Воскресенским, Благовещенским, другой – именем святого, – Михайло-Архангельским, Никольским. Каждый из храмов есть дом Божий, так понятно, почему тот и другой из них посвящается воспоминанию из жизни и деяний Господа; для чего же иные храмы посвящаются святым? Как при крещении принимаем мы имена святых для того, чтобы в частности каждому из нас иметь в сих святых особенных покровителей и молитвенников о себе; так и при строении храмы посвящаются святым, для того, чтобы строителям, т. е. всей так называемой братии храма того (Сугуб. ект.), или, сказать просто, всему приходу, всем прихожанам ввериться особенному покровительству их и иметь в них особенных молитвенников о себе. Откуда и с чего взято обыкновение посвящать храмы святым?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

XXXVII. О церковном богослужении Богослужение прав. Церкви совершается по определённым, установленным Церковью правилам; а правила эти Святая Церковь основала на слове Божием. Так, согласно наставлениям и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах или храмах ( Деян.16:13:20:7–8 ), в положенное время, или «час молитвы» ( Деян.3:1 ), и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями ( 1Фес.5:12 ). Такая молитва называлась «служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян.13:2 ; Флп.2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Священного Писания, также на основании примера и учения апостольского (см.: Деян.4:24–27:30–31 ; 1Тим.2:1 и 2; Еф.5:19 ; Кол.4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы, например, «преломление», «воздевание рук» и др. ( Деян.20:11 ; 1Тим.2:8 ). Богослужение должно быть совершаемо согласно установленному чину, благообразно, благопристойно ( 1Кор.14:23:40 ), со славой и благолепием, с сохранением добрых обычаев ( Исх.28:2 ; Лк.2:42 ; Деян.28:17 ; 1Кор.11:16 ). Весь такой порядок богослужебный устроен («прочее устрою») или установлен самими апостолами. Иномыслящие с православной Церковью говорят, что продолжительные церковные богослужения осуждает Сам Христос словами: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны» ( Мф.6:7 ). Да, такое многословие, какое было у язычников, которые здесь разумеются, Господь, действительно, осуждает; и язычники, действительно, думали продолжительным криком вызвать помощь бездушного Ваала: «призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» ( 3Цар.18:26 ). Христиане же должны непрестанно молиться ( 1Фес.5: 17 ). Поэтому и в молитвах Церкви допускаемое многословие не только не вредно, но, напротив, полезно и необходимо для христиан, ибо одни и те же молитвы, повторённые во 2-й и 3-й раз, могут подействовать на нас самих так, как не подействовали в 1-й раз. Пример постоянной и продолжительной молитвы показал Сам Господь Иисус Христос, когда, взошедши на гору помолиться, «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк.6:12 ; ср. 1Тим.5:5 ; Деян.10:2 ; 1Цар.1:12 ; Дан.1:13 ; Деян.2:42 ; 1Пет.4:7 ; Лк.2:37 ; Рим.12:12 ; Кол.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Глава VIII. Богослужение Значение православного богослужения в жизни народа вообще. Влияние римско-католицизма на богослужение в униатской церкви, Состояние общественного богослужения в Литовской епархии после воссоединения униатов. Сохранившиеся в оном следы униатства и римско-католицизма и другие недостатки. Чтение и пение церковное и меры, принимавшиеся к улучшению оных. Наиболее заметно сохранившиеся следы униатства и римско-католичества в богослужении частном в совершении некоторых таинств и обрядов, а также в религиозных верованиях и обычаях православного населения епархии. Общее суждение о состоянии церковного богослужения и Литовской епархии. В предыдущей главе мы сказали о внешнем и внутреннем устройстве церквей в Литовской епархии. Предметом же настоящей главы послужит изображение состояния в оной самого богослужения, этого важнейшего, по взгляду правительства, средства к перевоспитанию воссоединенного народа в духе православия и русской народности. Доказывать справедливость сего взгляда правительства на важное значение церковного богослужения в воспитательном отношении нет надобности, потому что едва ли кто решится оспаривать тот факт, что, как во всей христианской церкви, так и, в особенности, в нашем отечестве, церковное богослужение для большинства православных всегда служило единственным училищем веры и благочестия, благодаря которому русский народ, не изучая уроков закона Божия и не слушая церковной проповеди и вне богослужебных собеседований, при всем том, сохранил в чистоте православную веру и до настоящего времени пребывает в детском послушании церкви и проявляет в своей нравственности добрые христианские начала. 588 Но, с другой стороны, нельзя отрицать и того, что такое важное воспитательное значение церковного богослужения для народа в значительной степени обусловливается, как внешнею обстановкой в храме, так и благолепием самого богослужения, особенно хорошим чтением и пением. И католицизм хорошо понял это. Посему, зная, что темный сельский люд более, чем классы образованные, эстетически развитые, способен пленяться всем величественным и блестящим, он не пренебрегал никакими средствами для воздействия на простой народ в этом отношении, начиная от костельной обстановки и многолюдных процессий церковных, до громоносных проповедей, где главную роль нередко играет не содержание, а тон, которым они произносятся. После сего, не удивительно, что воссоединенное население Литовской епархии, находясь под сильным влиянием латинства, далеко нередко шло охотнее в костел, чем в православную церковь , которая часто, по своей малости и небогатой обстановке и особенно вследствие отсутствия надлежащего благолепия и торжественности в самом богослужении, в глазах восприимчивого, впечатлительного сельского люда поставлялась ниже костела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010