С. Соловьев (Чтение 28-го декабря 1846 г.) У нас нет известий, из которых можно было бы почерпнуть сведения о характере языческих жрецов у восточных Славянских племен, об их отношениях к народу. С достоверностию можно положить, что, при таком разрозненном родовом быту этих племен, в каком представляет вам их отечественный летописец, общественное богослужение 1 не могло развиться, а след., не могло образоваться и жреческое сословие: ясно, что при означенной форме быта богослужение должно было замениться частным, родовым, причем родоначальник был вместе и священником 2 . Так летописец, говоря об языческих обычаях древних Славян, нисколько не упоминает о жрецах, которые должны были явиться уже в последнее время, при большем развитии общественного быта в городах, но и тут являются они с характером гадателей, кудесников, волхвов, с которым остаются и после введения Христианства; но повторяю, что и в это время, при языческих влияниях, ибо нигде не видно их деятельности. Владимир, который воздвиг столько идолов, не призывал жрецов на совет вместе с городскими старцами. «Реша старцы и бояре: мечем жребий на отрока и на девицу; на него же падет, того зарежем богом» 3 – О жрецах ни слова! Таким образом, духовенство Христианское появилось у нас совершенно с новым для народа характером; откуда же и как появилось оно? Разумеется, что оно явилось в первый раз не при Владимире только. Патриарх Фотий в своем послании говорит, что Русь уже приняла Епископа; Багрянородный говорит, что Император Василий Македонянин отправил к ней также Архиепископа; при Игоре Русь разделялась на Христианскую и нехристианскую; при Святославе, мать князя была христианка и держала при себе священника 4 ; после этого ясно, что Христианство было на Руси и до св. Владимира, не будучи только религиею господствующей. Но если Христианство было распространено, то долженствовало иметь место общественное богослужение, долженствовало существовать духовенство, книги богослужебные: только такое давнее существование духовенства на Руси и неразлучной с ним грамотности может объяснить нам явление Митрополита Илариона при сыне св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание От редакции А. А. Лукашевич, а. А. Турилов Богородичник: история Богослужебной книги Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина Чин малого повечерия Молебен общий Божией Матери Каноны Божией Матери на каждый день Глас первый Глас вторый Глас третий Глас четвертый Глас пятый Глас шестой Глас седьмой Глас восьмый Малый молебный канон Великий молебный канон Акафист Пресвятей Богородице Канон субботы акафиста Канон благодарственный Канон молебный     В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу – Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги. ОТ РЕДАКЦИИ Сытость Твоих похвал, Дево, благочестивым верным отнюд не бывает [Не могут благочестивые верные сполна насытиться похвалами Тебе, о Дева!] 1 . Как знает всякий православный христианин, ни один день – ни в келейном, ни в общественном богослужении – не обходится без молитв и песнопений в честь Царицы Небесной, Пресвятой Девы Богородицы. Каждому из собственного опыта известно, как тепло становится на сердце, когда искренне молишься Матери Божией, как скор и милостив бывает Ее ответ на наши молитвы. В скорбных ли обстояниях жизни, в напастях ли и бедах – или, наоборот, в моменты нашей радости и благодарения – всегда Матерь Божия близка к нам и не оставляет без Своих милостей никого из припадающих к Ее пречистым стопам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Arhiva De ziua pomenirii Sfântului Cuvios Mrturisitor Sebastian de Karaganda eful Districtului mitropolitan din Kazahstan a sfinit biserica de jos a catedralei episcopale în construcie „Sfânta Treime” din Karaganda 22 octombrie 2018 18:43 22 октября 2018 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, празднование в честь обретения мощей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского — последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение нижнего храма строящегося Свято-Троицкого кафедрального собора во имя преподобноисповедника Севастиана города Караганды. За богослужением великого освящения и Божественной литургией Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев), секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, духовенство Карагандинской епархии. На богослужении в храме для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих пребывал ковчег с честной десницей преподобного Севастиана Карагандинского. Песнопения исполнил хор Карагандинской епархии под управлением В. Тесленко.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5288853...

В освящении приняли участие: епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , благочинный приходов казахстанской столицы архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрофорный протоиерей Евгений Воробьев, руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, духовенство Астанайской епархии . За богослужением молился один из главных инициаторов создания мемориального креста — известный общественный деятель и меценат, президент благотворительного фонда Г.М. Погосян. В числе почетных гостей памятное событие посетили: вице-министр информации и общественного развития Республики Казахстан С.Р. Егизбаев, председатель республиканского комитета по делам религий Е.Б. Нукежанов, глава представительства Европейского Союза в Казахстане Свен-Олов Карлссон, руководитель представительства Россотрудничества в Казахстане и Российского центра науки и культуры в городе Нур-Султане А.А. Коропченко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Казахстан П.В. Утюпин, чрезвычайный посланник и полномочный министр посольства Республики Армения в Казахстане А.П. Манасерян, руководитель управления по делам религий города Нур-Султана Н.И. Альмуханов; советник губернатора Ленинградской области А.И. Зайцев, Герой Российской Федерации В.Н. Чухванцев, куратор просветительских, информационных и социальных проектов Казахстанского митрополичьего округа , руководитель общественного фонда «Фонд ЭМО» Г.Г. Сосновский, генеральный директор издательства «Аргументы и факты — Петербург» А.С. Клименко; пресс-секретарь благотворительного фонда Г.М. Погосяна Д.А. Аркатова. Почтить память невинно репрессированных собрались представители общественных организаций и этнокультурных объединений, научная и творческая интеллигенция казахстанской столицы и Акмолинской области. Перед освящением креста-памятника митрополит Александр обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал: 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5813211...

В Храме Христа Спасителя показали эпизоды, не вошедшие в проект НТВ «Не верю»! 30 января, 2013. Редакция " Правмира " На XXI Международных Рождественских чтениях Финансово-хозяйственное управление провело конференцию «Программа-200 храмов. Общественное служение Церкви: образовательная и социальная работа новых приходов». На XXI Международных Рождественских чтениях Финансово-хозяйственное управление провело конференцию «Программа-200 храмов. Общественное служение Церкви: образовательная и социальная работа новых приходов». Поистине сенсационные цифры озвучил в своем докладе епископ Подольский Тихон, председатель ФХУ: в активной фазе по строительной части находятся 26 площадок, а вот приходских общин уже 40! Именно на стольких участках уже есть временные храмы-часовни, совершаются молебны и богослужения, началась миссионерская работа. «Священники выходили на первые молебны буквально в открытое поле. Сначала к ним присоединялись всего несколько человек, но за несколько месяцев на участках, где еще даже не было стен храма, уже стали собираться дружные приходские общины. Люди собирались не только на совместную молитву, но и для организации служения ближним, просветительской, социальной миссии. Начались занятия в воскресных школах, пока в помещениях соседних библиотек и учебных заведений. Общины берут под свою опеку близлежащие больницы и детские дома. Священники несут людям Слово Божие, исповедуют, причащают, а верующие служат своим трудом – ухаживают за тяжелыми и лежачими больными, согревают своей любовью и вниманием сирот. Это показывает насколько живо в наших людях стремление к добру, желание вернуться к своим корням, своей вере, возродить исконные духовно-нравственные ценности». Доклад куратора «Программы-200 храмов» сопровождался презентацией на экране с подробным описанием просветительской и социальной работы на примерах семи новых приходов. Еще две общины показали себя, что называется «вживую». Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино протоиерей Михаил Глазов привез с собой хор из 15 человек.

http://pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasite...

Внутренний, или нравственный, церковный суд, действующий в совести и над совестью, в области духовной жизни человека имеет свое приложение в исповеди как акт богоучрежденного таинства покаяния. Он имеет своим основанием евангельский закон, предметом – грех , во всех его степенях и видах проявления, как противное началам евангельского закона движение человеческой души, обвинителем – самою совесть кающегося. Внутренний суд Церкви чужд каких бы то ни было процессуальных юридических форм, не имеет по самому своему существу внешних принудительных форм, основываясь на свободном подчинении подсудимого власти духовного отца и суду своей карающей совести; не может быть речи о каких-либо гражданских последствиях этого суда, не имеющего никаких принудительных мер к обвинению. Для полноты характеристики внутреннего суда мы должны, наконец, сказать о том, что он имеет в своем распоряжении лишь строго исправительные меры воздействия на человека, определяя себя как врачевание человека. Внешний церковный суд – иначе, общественный или публичный – по своим основным свойствам представляет собою институт, отличный от суда внутреннего, близкий по своему внешнему обрядовому аксессуару к светскому – гражданскому и уголовному суду. Основаниями его являются тот же евангельский закон, который лежит краеугольным камнем в суде внутреннем, интимном, и церковный канон как церковно-правовая норма; объектом же своим этот вид церковного суда имеет не грех, но греховное преступление, или выявленное вовне греховное движение человеческой души, связанное с нарушением законов христианской веры, нравственности и дисциплины. Таким образом, в некоторых отношениях церковный суд касается общественной жизни христиан, рассматривая внешние противоевангельские и противоканонические действия человека как члена общества, совершенные публично, могущие произвести соблазн в церковном обществе, это – во-первых; во-вторых – касается потому, что в круг своей юрисдикции вводит такие предметы: веру, правила нравственности, богослужение, церковную дисциплину, – которые, по выражению епископа Иоанна Смоленского, «раскрываются под формами жизни общественной и имеют с нею существенную связь» 2 . Внешний церковный суд имеет свою организацию судебной власти и юридические формы, в которых по установленным законам должна производиться его судебная деятельность, покоящаяся уже на его внешней принудительной силе; имеет в своем распоряжении систему церковных наказаний, налагаемых им за нарушение членами Церкви евангельских и церковно-правовых норм, и в числе этих наказаний располагает, если и не во всех периодах своего существования, такими наказаниями, которые сопровождаются гражданскими последствиями для подсудимого (заключение в монастырь, денежные штрафы, извержение клириков из сана).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Второй год патриарха Кирилла Когда два года назад митрополит Кирилл стал патриархом, никто не отрицал его лидерства как яркой, харизматической личности. Но были опасения, что его «западничество» и авторитарный стиль управления могут расколоть консервативную по своей природе Церковь. Сегодня ясно, что и раскола не произошло, и соборность, предполагающая объединение различных взглядов и бывшая до того главным образом идеей, получила институциональное оформление. 2 февраля, 2011 Когда два года назад митрополит Кирилл стал патриархом, никто не отрицал его лидерства как яркой, харизматической личности. Но были опасения, что его «западничество» и авторитарный стиль управления могут расколоть консервативную по своей природе Церковь. Сегодня ясно, что и раскола не произошло, и соборность, предполагающая объединение различных взглядов и бывшая до того главным образом идеей, получила институциональное оформление. День интронизации – возведения на престол – патриарха отмечается в Русской Православной Церкви как важное памятное событие. По традиции на него съезжались епископы из разных областей Церкви, чтобы продемонстрировать свое единство и поздравить своего предстоятеля. В этот день всегда было торжественное богослужение в кафедральном соборе, говорились величественные речи, а потом устраивался прием. Есть все это и сегодня. Но активный новый предстоятель – и это характерно для его деятельности в целом – не стал ломать устоявшуюся традицию, но наполнил ее новым содержанием. Уже второй год подряд этот съезд в Москву церковных деятелей становится не просто торжественным актом, а важным совещанием, обсуждающим насущные церковные и церковно-общественные проблемы, открытое обсуждение которых стало едва ли не главной характеристикой нового патриаршества. В прошлом году накануне 1 февраля было положено начало работе принципиально нового церковного органа – Межсоборного присутствия. А в этом году в минушие пятницу и субботу состоялось его первое пленарное заседание. Епископы, священники, миряне, монахи, богословы, общественные деятели, журналисты, церковные традиционалисты и либералы, «правые» и «левые» числом 144 человека, подобранные как «лучшие умы» Русской Церкви из разных стран ее пребывания, в течение двух дней обсуждали и приняли семь концептуальных документов, которые до того разрабатывались в специализированных комиссиях Присутствия, а потом публиковались в Интернете для обсуждения.

http://pravmir.ru/vtoroj-god-patriarxa-k...

Вышний Волочёк. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 17 августа 1791 г. за богослужением в Казанском соборе новый новгородский и тверской генерал-губернатор «разных орденов кавалер» генерал-поручик Николай Петрович Архаров, исполнявший в это время по совместительству должность главного директора водяных коммуникаций, зачитал «высочайшее и всем радостное от Ея Императорского Величества о заключении с портою оттоманскою мира известие». Вслед за ним он объявил о своём желании устроить в память этого события на Дворцовой площади каменную церковь во имя св. великомученицы Екатерины. Предложение посвятить престол предполагаемой церкви святой Екатерине было не случайным. Ещё свежи были воспоминания о посещении императрицей Екатериной Вышнего Волочка и водной системы. Да и площадь, где предполагалось устроить новую церковь, имела прямое отношение к Императорскому путевому дворцу, где останавливалась императрица. К тому же именно по указу государыни ям Вышний Волочёк был объявлен городом, по её же указу деревянные берега бейшлотов был «одеты камнем». Так в Кресцах в соседней Новгородской губернии на центральной городской площади был возведён каменный Екатерининский храм в память учреждения Кресцов городом. Поэтому 27 августа вышневолоцкое купечество и мещанство «будучи в градском собрании имело рассуждение… объявить строить оную из суммы собираемой на строение оной от доброхотнодателей и их общественной». На следующий день вышневолоцкая шестигласная дума направила генерал-губернатору донесение, где и изложило решение вышневолоцких жителей. В конце августа 1791 г. Тверскому и Кашинскому епископу Тихону поступило письмо следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко! Милостивый Государь мой! Общество Вышневолоцких граждан преисполненное к Премудрости Зиждительницы общего благоденствия, ищущая в сердцах своих совершеннейшую благодарность за излиянныя на них с высоты священного Ея престола милости по случаю объявленнаго им мною Высочайшего рескрипта о подписании прелиминархых артикулов мира между Империею Всероссийскою и Портою Оттоманскою в знак чувствительнейшия своея признательности вознамерилось соорудить в Вышнем Волочке на дворцовой площади каменную церковь во имя святыя великомученицы Екатерины из суммы доброхотных дателей и их общественной. В разсуждении чего по дому моему и яко соучастник здания того храма отношусь к Вашему Преосвященству с покорнейшим прошением дабы благоволили на построение помянутой церкви преподать Ваше Архипастырское благословение, дабы по тому уже к сочинению плана, так и к самому совершению здания приступить возможно было. Во ожидании на сие благосклонного Вашего отзыва с истинным почтением и совершенною преданностию всегда имею честь быть, Милостивый Государь мой, Вашего Преосвященства верный и покорный слуга Николай Архаров. В Твери августа 31 дня 1791 г.».

http://sobory.ru/article/?object=35725

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог дает нам праздники, а обновленцы - рекламу Игорь Друзь о нападках на украинскую общественную организацию «Народный Собор» со стороны портала «Религия в Украине» 12.05.2011 706 Время на чтение 8 минут Никогда не публиковал информации о мелких нападках на нашу общественную организацию. Однако хочу все же привести эту поучительную историю о борьбе либеральных маргиналов против украинс кого «Народного Собора» в виде курьеза и забавного момента, который доказывает, что жизнь может закрутить сюжет интереснее, чем маститый романист. И еще в качестве примера того, что Бог часто оборачивает немощные козни обновленцев на пользу Церкви. Многие православные патриоты как-то иногда слишком серьезно относятся к движению неообновленцев. А ведь на самом деле мы должны искренне радоваться, что Бог, по немощи нашей, поставил против нас именно таких «сильных» противников. Ведь если учесть те усилия и финансовые ресурсы, которые глобалисты бросили на ломку канонов Русской Православной Церкви, и сличить эти суммы с полученными результатами, то картина выйдет крайне печальная… для глобалистов. Воистину, гора западной «зелени» родила микроскопическую либеральную мышку. Совершенно серую в плане творческого и интеллектуального потенциала. И, конечно же, на окраинах нашей Святой Руси, вдали от Москвы , деятельность обновленцев носит уж совершенно гротескный характер. Они давно стали пародией на самих себя. Думаю, многих заставит улыбнуться эта история, имевшая место в Киеве в эти светлые дни Пасхи и Дня Великой Победы. В Киеве группа околоцерковных либеральных маргиналов создала сайт «Религия в Украине». Теоретически, по замыслу его организаторов, он, видимо, должен был бы привлекать православных людей УПЦ МП к конгениальным идеям автокефалии от «тоталитарно-имперской-шовинистической» Москвы, к идеям украинизации богослужения, принятия горигорианского календаря в Церкви, вступления Украины в НАТО, и т.д. На практике же вышло примерно следующее: комсомольцы агитируют коммунистов голосовать за коммунистов. А если точнее: обновленцы и раскольники агитируют обновленцев и раскольников же учинять и дальше раскол и обновленчество. Абсолютное большинство православных людей Украины даже не знают о существовании сайтов, подобных «Религии в Украине», а не то, что принимают всерьез их политическую агитацию (утопичность прожекта автокефалии УПЦ МП рассмотрена мною в этой статье ). Некоторые статей на этом сайте пишется в форме доносов священноначалию УПЦ МП. Сообщается, например, что православный журнал «Х» посмел … критиковать Бжезинского. Или о ужас «евроатлантический курс Украины». Но большинство украинских иерархов критически относится к тому, и к другому, и для них эти доносы являются похвалой журналу. А те немногие архиереи, которые все же любят оранжевый цвет, и так все знают. И сделать патриотам ничего не могут.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/12/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Путин: Уверен, что нынешний Собор вызовет широкий общественный резонанс В Москве открывается Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29.11.2017 848 Время на чтение 9 минут Сегодня в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве начинает работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Программа Собора включает юбилейные торжества, посвященные 100-летию восстановления Патриаршества и интронизации Патриарха Тихона, которая состоялась 4 декабря 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля. К началу Собора в Храм Христа Спасителя из Донского ставропигиального мужского монастыря были принесены честные мощи святителя Тихона, Патриарха Московского. Начало заседаний предварила Божественная литургия в Храме Христа Спасителя, которую совершили ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев и московское духовенство. За Литургией молились Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и прибывшие на Архиерейский Собор иерархи. До начала богослужения в центре Храма Христа Спасителя была установлена новая рака для честных мощей святителя Тихона, созданная к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. 18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, рака была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Большом соборе Донского монастыря. По окончании Литургии состоялась встреча честных мощей святителя Тихона, которые были принесены в Храм Христа Спасителя из Донского монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вышел к западным вратам Храма Христа Спасителя, куда прибыл автомобиль с честными мощами святителя Тихона. Первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве Митрополит Истринский Арсений, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Подольский Тихон и Бронницкий Парамон внесли гроб с честными мощами в Храм Христа Спасителя и вложили его в раку.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/vl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010