Закрыть itemscope itemtype="" > Крест патриарха Кирилла О частной жизни главы Русской православной церкви читателям «АиФ» рассказал его пресс-секретарь диакон Александр Волков 26.05.2014 683 Время на чтение 12 минут Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. ©/ пресс-служба патриарха Московского и всея Руси 5 лет главой Русской православной церкви является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О его обширной общественной деятельности, позиции по тому или иному вопросу знают многие, а вот частная жизнь от чужих глаз скрыта. Впервые завесу тайны только для читателей «АиФ» согласился открыть глава пресс-службы патриарха диакон Александр Волков. Время, отведённое Богом Юлия Тутина, «АиФ»: Отец Александр, говорят, все великие люди мало спят. А каков распорядок дня у патриарха? Александр Волков: За десятилетия напряжённой работы в Церкви, всегда находясь в режиме абсолютной нехватки времени, патриарх выработал жёсткий график работы. И сейчас мы, люди, которые его окружают, оказываемся в таком же постоянном, почти невыносимом цейтноте. Святейший ценит каждую минуту и потому старается максимально оптимизировать своё время, заполняя все свободные интервалы. В рабочей резиденции в Москве , в Чистом переулке, за основным зданием есть небольшой старый садик, где он в последние месяцы по рекомендации врачей взял за привычку прогуливаться. Так я его там никогда не видел в одиночестве! Он всегда вызывает кого-то из сотрудников патриархии. У выхода в этот садик теперь даже висит дежурная куртка для людей, с которыми он прогуливается. Вся эта ситуация - проекция мысли, которую он часто повторяет окружающим: нам Богом отведён конкретный промежуток времени, чтобы успеть сделать что-то для изменения духовного состояния в обществе. Время это отнюдь не безгранично, поэтому мы должны в каждый день втиснуть максимальное количество дел, которые приносили бы пользу Церкви и обществу. - Так во сколько же он встаёт? - Около 7 утра. Затем молитва, завтрак, выезд на работу или в храм. В рабочую резиденцию он обычно приезжает часам к 10, а богослужение начинается раньше. Затем встречи, работа с документами до позднего вечера. Если выезжает домой в Переделкино в 9 вечера, то обязательно берёт с собой кипу документов - работает после ужина. Ложится спать каждый день глубоко за полночь. Врачи рекомендуют изменить режим, но он считает - возможности нет. Из оздоровительных мероприятий - уже упомянутые прогулки, а также не очень регулярные, но достаточно интенсивные физические нагрузки. Для священнослужителя первое место отдыха - это богослужение. Православное богослужение вообще сложное физически, а уж патриаршее - тем более. Оно всегда торжест­венное, очень эмоционально напряжённое. Но я не раз убеждался в том, что именно оно даёт патриарху силы. Если так складывается, что патриарх не имеет возможности совершать на протяжении недели богослужение, то он после перерыва во время службы просто преображается, молодеет на несколько лет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дни богослужения «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» — классический дореволюционный труд по литургике протоиерея Григория Дебольского. В данной публикации приведены полностью главы «Праздники», «Праздники и дни церковные непреходящие» и «Дни богослужения церковные общие и преходящие»; частично — «Дни постные» и «Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятницы»; отсутствуют — «Дни и праздники святых», «Дни седмицы». Протоиерей Григорий Дебольский предпосылает своему труду следующие слова: «Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все поведают (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1-3; Откр. 4, 8). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы (Исх. 29, 38-41; Чис. 28). Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Часть I. Православное богослужение и его основные атрибуты Глава 1. Храм как место совершения богослужения Храмом Божьим называется особое, посвященное Богу и освященное здание (или отдельная часть в здании), где собираются христиане для принесения Богу своей общей молитвы и для получения от Него благодати через Святые Таинства 5 . Так как все христиане вместе составляют Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь , то и здания, в которых они собираются для общей молитвы, именуются также церковью. Но, кроме этих общих назва­ний, каждая церковь имеет свое частное название, например, церковь Святой Троицы, Воскресения Христова, святых апостолов Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы, святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца. Частные названия церквей даются потому, что престолы православных храмов освящаются в честь конкретного священного события или во имя какого-либо святого, отчего получает свое название весь храм и приход. Нередко в одном храме бывает несколько престолов и соответственно им – несколько приделов, то есть под одной кровлей оказываются как бы собранными несколько храмов. Они освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального престола. Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого. Если в церкви служат несколько священников (в идеале – семь) и богослужения совершаются каждый день, то такой храм именуется собором. Собор, в котором богослужения регулярно совершает правящий архиерей, называется кафедральным. §1. Краткая история христианского богослужения Богослужение появилось на земле вместе с человеком. Созданный по образу и подобию Божию и одаренный потребностью общения с Богом, человек естественно, по своей природе, стремится к Богу. Уже в 4-й главе книги Бытия (в истории о Каине и Авеле) мы встречаем упоминание о древнейших богослужениях, которые состояли из принесения жертв. Далее, как повествует книга Бытия, богослужения долгое время ограничивались представителями одного рода (семейства), а совершал жертвоприношения глава рода (Авраам, Исаак, Иаков). В Израиле только в XIII веке до Р.Х. при Моисее появилось общественное богослужение, в котором участвовал весь народ, а также было учреждено священство – особая наследственная каста, представители которой могли совершать богослужение. Также были подробно расписаны обряды, которые необходимо было исполнять при совершении служб. При царях Давиде и Соломоне учреждается богослужебное пение (в основном пелись псалмы), а в 959 году до Р.Х. освящен Иерусалимский храм. Таким образом, до 586 года до Р.Х. в храме совершались жертвоприношения при пении псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть «Преподобный Сергий Радонежский - не только молитвенник, но и выдающийся государственный и общественный деятель» 700-летие своего небесного покровителя отпраздновала Троице-Сергиева Приморская пустынь 09.10.2014 229 Время на чтение 4 минуты 8 октября в Троице-Сергиевой Приморской пустыни состоялись главные петербургские торжества в честь 700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского. Более 8000 тысяч паломников во главе с епископом Царскосельским Маркеллом прошли к обители Крестным ходом от железнодорожной платформы Сергиево (Володарская). В колонне крестоходцев находились первые лица Администрации Санкт-Петербурга, в том числе вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи. В возрожденной обители большую часть паломников принял храм во имя преподобного Сергия Радонежского, богослужение в котором возглавил архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ему сослужили архиепископ Сурожский Елисей (Русская Православная Церковь в Великобритании и Ирландии), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусская Православная Церковь), епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, представители Грузинской, Греческой, Украинс кой и Финской Православных Церквей, духовенство Санкт-Петербургской митрополии. Перед началом литургии за помощь в организации в городе на Неве празднования в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского Василий Николаевич Кичеджи был награжден медалью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он поздравил паломников от имени губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. В этот день праздничная служба в Троице-Сергиевой пустыни, по примеру Троице-Сергиевой Лавры, проводилась одновременно во всех действующих храмах монастыря, которых насчитывается пять. В недавно отреставрированном храме святого мученика Валериана в Зубовском корпусе богослужение возглавил епископ Царскосельский Маркелл. Обращаясь к прихожанам, он напомнил, что задача христианина: « стремиться к Богу, каждый выполняя свою миссию здесь, на земле. Преподобный Сергий Радонежский для нас не только памятник исторических событий, а светильник, свидетель того, что можно сделать, превратив свое собственное сердце в обитель Пресвятой Троицы ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/09/pr...

Значение слова: храм. Русское слово: храм, сродное с храмина, хоромы, хранить, заключает в себе понятие хранения, укрывания, помещения под кровом. Соответственно сему понятию древние переводчики св. Писания на славянский язык употребляли это слово для обозначения всякого ограждённого и укрытого места, Жилище ли это человеческое: и не обретше куде внести его (расслабленного) народа ради, влезше на храм (επ τ δμα). ( Лк. 5:19 ); место ли для хранения сокровищ: виде Иисус вметающия в храм набдящий имения (γαζοφυλακαν) дары своя ( Лк. 21:1 ); здание ли общественного богослужения: Соломон же созда Ему храм (οκον) ( Деян. 7:47 ). Судя по столь обширному употреблению слова: храм, можно думать, что слово это уже в позднейшее время получило тот исключительный смысл, какой мы ему усвояем. Вместо храм издревле общеизвестно было другое название для зданий общественного христианского богослужения, глубоко вкоренившееся в употребление во время перевода св. Писания на славянский язык, название церкви. Этим одним словом (и никогда словом: храм) славянские переводчики Библии переводили греческие слова: νας, κκλησα, ιερν. Напр. Вышний не в рукотворенных церквах (ναοις) живет ( Деян. 7:48 ). Слич. ( Ин. 2:14 ). Сходящимся вам в церковь (ν τ κκλησα), слышу в вас распри ( 1Кор. 11:18, 22 ). Аз всегда учах на сонмищах и в церкви (εν τω ιερω) ( Ин. 18:20 ). Равно и в других древнейших памятниках, когда идёт речь о храмах, они называются всегда церквами, и никогда храмами. – Церковь, по мнению одних происходит от греческого: κυρικιον – дом Господень (κριος и οκος). При переходе греческого слова на славянский язык допущен латинский выговор греческой буквы к как ц. Пример подобного выговора представляет греческое κασαρ, которое в Остромировом Евангелии читается по латинскому произношению (caesar) цесарь, отсюда цесарствие 15 . По мнению других, более вероятному, церковь есть слово славяно-болгарское (црькы), которое значит собрание, сходка, и потому вполне соответствует греческому κκλησα, выражая понятие и об обществе верующих (не столь удовлетворительно выражаемо производством церкви от κυρικιον), и ο месте их собраний. Иногда храмы назывались домами, напр. Успенский Московский собор – домом Пресвятыя Богородицы 16 . Из вопросов Кирика 17 , Новгородского диакона, видно, что в России в 12-м веке вместо церковь говорилось ещё – божница, тогда как впоследствии это слово употреблялось собственно для храма языческого, или, по крайней мере, для храма неправославного 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Предварение В сочинении «О Богослужении западной Церкви», относящемся к Сравнительной Литургике, было представлено сравнение западного чина (ritus) Богослужения с восточным, православным. А в настоящем сочинении «О Богослужебном благочинии (disciplina) западной Церкви», заимствующем свое содержание преимущественно из Канонического права, или Церковного законоведения, сравниваются правила и постановления, касающиеся до Богослужения (cultus) и священнодействий в западной и восточной Церкви. Сходство их в некоторых случаях ручается за древность литургической практики православной, а различие показывает, по большей части, те нововведения и изменения, которые сделала в богослужебной дисциплине Церковь латинская. Самое же сравнение яснее показывает преимущественное достоинство богослужебного благочиния православного по латинскому присловию: «opposita juxta se posita magis elucescunt». Сочинитель. Неаполь 23 августа/4 сентября 1857 года. Пяток. Память св. муч. Луппа, и отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Вступление Относительно богослужебного благочиния, хотя Латинская церковь и сходствует во многих случаях с Православною, но последняя имеет преимущество пред первою в том, что доселе соблюдает тоже самое богослужебное благочиние, какое существовало в древней Кафолической церкви, тогда как западная церковь , без особенной нужды и без определения Вселенских Соборов, сделала в нем много произвольных и ненужных изменений, и чрез это самое отделилась от церкви восточной, православной. Это мы усмотрим из следующего начертания богослужебного благочиния у латинян, сравнительно с таковым же благочинием в нашей церкви. Богослужение Латинской церкви, также как и нашей Православной, бывает общественное, совершаемое служителями Алтаря для общего собрания верующих, и частное, удовлетворяющее особенным их духовным потребностям. Сообразно с этим, и церковное благочиние касается до Богослужения как общественного, так и частного. I. Благочиние Богослужения общественного Общественное Богослужение западной церкви, также как и восточной, можно снова разделить на повседневное и повременное. Отсюда происходит – 1. Благочиние Богослужения повседневного

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Скачать epub pdf Благодарение Богу – Русская Православная Церковь , вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в праздничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. 10 лет назад, в 2000 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских, приняты основы социальной концепции Русской Православной Церкви. О тех исторических днях вскоре по завершении собора написыл ныне покойный епископ Сергий (Соколов) . Благодарение Богу – Русская Православная Церковь , вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в праздничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. СМИ, в меру своей компетентности и заинтересованности, писали, и еще будут много писать об этом, оценивая различные аспекты прошедшего Собора, но окончательное слово о прошедшем событии, конечно же, со временем скажет история, сопоставив работу и результаты Собора с многочисленными иными Соборами, проходившими ранее и не только в России. Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является, скорее, внутренней потребностью автора – участника Собора – проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников. Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Часть третья. О богослужении Отдел первый. Об общественном богослужении Службы общественного богослужения (вечерни, повечерия полунощницы, утрени, часов, литургии и др.) слагаются из троякого рода молитвословий, иначе служб. Одни молитвословия приспособлены к известным часам суток, сообразно с воспоминаемыми в то время событиями (службы суток); другие приспособлены к дням седмицы, сообразно с воспоминаниями дней ее (службы дней седмицы); третьи приспособлены к дням года и воспоминаниям событий, соединяемым с днями его (службы дней года). Службы дневные по прошествии дня, службы седмицы по прошествии седмицы и службы года по прошествии года начинаются и следуют снова подобно тому, как в прежний день, подобно тому, как в прежнюю седмицу, как в прежний год. Отсюда весь ряд служб дня называется кругом служб дневным, весь ряд служб седмицы и весь ряд служб года именуются кругом служб седмичным, годичным (Книга Правил св. апостол и Соборов. Правило Григория Нисского прав. I-e). Молитвословия круга дневного, назначенные Православною Церковью для служб в известные часы дня (например: на вечерне псалом: «Благослови душе моя Господа») неизменны почти во все дни в году. Посему эти молитвословия (приличные часу, в который совершается служба, и – воспоминаемым на службе священным событиям) составляют как бы основание божественных служб, и от этих молитвословий вседневные службы общественного богослужения носят свои названия, именно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы и литургия (иначе обедня – служба до обеда). Молитвословия круга седмичного на каждой службе (например: на вечерне – стихиры, на утрени – канон и др.) изменяются с каждым днем седмицы, так как каждому дню седмицы усвоены особые воспоминания, например, в Неделю – воскресение Господне, в понедельник – бесплотные силы и т. д. 268 . Молитвословия круга годового изменяются с каждым днем года; так как каждому дню года Православной Церковью назначены особые воспоминания 269 , так что в годовом кругу в каждое число каждого месяца воспоминаются в службах особые события. Кроме того, Православная Церковь воспоминает известные события в разные годы не в одни и те же числа месяца, даже и не в одном и том же месяце. Дни богослужения, бывающие не в одни и те же числа года, а в разные, называются подвижными днями богослужения. Так, например – Неделя ваий, которая бывает за седмицу до Пасхи, день Пасхи, Преполовение, Вознесение Господне, Пятидесятница, Неделя Всех Святых суть праздники подвижные. Дни же богослужения, в которые бывают воспоминания известные во все года в одни и те же числа месяца, называются неподвижными праздниками и днями богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  разделы   рассылка  распечатать Бурега В. В. Что улавливают " духовные антенны " Вселенского Патриарха? Источник:  Богослов. ру В Киеве продолжаются юбилейные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси. Портал Богослов.Ru не перестает следить за развитием событий в Украине. Уже второй день в Киеве находится Святейший Константинопольский Патриарх Варфоломей, Предстоятели Элладской и Албанской Православных Церквей, а также представители других Поместных Церквей. 26 июля в 11.00 на Софийской площади состоялись торжества, в которых приняли участие Президент Украины и Святейший Патриарх Варфоломей. Именно здесь прозвучало программное обращение Константинопольского Патриарха к украинскому народу. Однако обо всем по порядку. Чудеса и фокусы Вчерашние вечерние выпуски новостей пестрили сообщениями о многочисленных чудесных событиях, которыми сопровождаются Киевские торжества. Так все телеканалы обратили внимание на то, что 25 июля вечером во время совершения Патриархом Варфоломеем богослужения в Софии Киевской над куполами древнего собора неожиданно появилась радуга. В своем сегодняшнем выступлении Виктор Ющенко представил украинскому народу и официальную интерпретацию этого знамения: " Вчера во время богослужения в Святой Софии над ней появилась небесная радуга как благая весть, как благословение над храмом, как улыбка Господа Бога. В нашей истории видим светлый знак – это благословение и поддержка, веками приходившая к Киевской Церкви и к другим братским Церквам от Константинопольской Церкви-Матери " . Однако сегодняшний день (26 июля) начался, увы, проливным дождем. Лишь к полудню, когда торжества на Софийской площади были уже в разгаре, дождь прекратился. Впрочем, небо над Киевом весь день было плотно затянуто облаками. Еще одно чудо было зарегистрировано Министерством внутренних дел. Начальник отдела связей с общественностью ГУМВД Украины в городе Киеве Владимир Полищук, сообщил, что в пятницу, 25 июля, в столице было совершено на 20% меньше преступлений и почти на половину меньше административных правонарушений. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить, что визит Вселенского Патриарха чудесным образом улучшил криминогенную ситуацию в Киеве. Впрочем, руководители МВД Украины не исключают, что это чудо имеет вполне естественное объяснение. Вчера были предприняты беспрецедентные меры безопасности. На улицу вышло семь тысяч работников милиции. Кроме того в городе активно работали спецподраздления Министерства по чрезвычайным ситуациям и Службы безопасности Украины. По маршруту следования президентского кортежа, который сопровождал Патриарха Варфоломея, практически через каждые десять метров стояли милиционеры. Во время вечернего богослужения в Святой Софии Георгиевский переулок и Золотоворотская улица (прилегающие к собору) были буквально запружены пожарными машинами и автобусами с бойцами ОМОНа.

http://religare.ru/2_56521.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010