49 . ПАВЕЛ II Чупровский. Из Новгородских студентов. С 1777 года. В 1779 году скончался. 50 . ВАРЛААМ II Маевский. Архимандрит. С 1779 года. В 1786 году скончался. 51 . ИОАСАФ II. С 1786 года; в 1789 году определён в Невский монастырь Наместником. 52 . ЛАВРЕНТИЙ. С 1789 года; в 1800 году определён в Уфимский монастырь Архимандритом. 53 . ГЕДЕОН II Мошатин. С 1800 года. Из казначеев Вяжицкого монастыря; в 1804 году переведён в Сковородский монастырь. 54 . ИАКОВ Богословский. В 1804 году, из казначеев Архиерейского дома. Добавление из VI тома Скончался в 1811 году, Мая 21, и погребён в паперти Соборной монастырской церкви. 55 . ВЛАДИМИР Ужинский, Префект Новгородской Семинарии, произведен в Игумена в 1811 году, Июня 2. В том же году, Ноября 24, посвящён в Архимандрита Антония Римлянина монастыря. 56 . ИЕРОНИМ Сретенский, в 1812 году, Марта 10, произведён из Иеромонахов Соборных и Инспекторов Новгородской Семинарии. В том же году, Марта 30, определён Префектом. В Июле 1813 года от должности Префекта уволен. Дерновская Спасская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Нижегородской епархии близ села Бармина на берегу реки Волги. В этой пустыни были две церкви деревянные: 1) во имя Божьей Матери Одигитрии с приделом Пр. Зосимы и Савватия Соловецких; 2) во имя Св. Николая Чудотворца. Десятин Новгородский монастырь 2 класса девичий. Находится внутри Великого Новгорода, на Софийской стороне, у земляного большого вала, близ Псковской заставы. Построен этот монастырь в 1327 году Великой Княгиней, Супругою Великого Князя Ярослава. По описи, в 1615 году сочинённой, значится, что здесь была церковь каменная во имя Успения Божьей Матери. Здания в монастыре сем ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Рождества Божьей Матери с двумя приделами: а) во имя Знамения Божьей Матери и б) во имя Св. Великомуч. Пантелеимона освящённый в 1808 году; 2) КОЛОКОЛЬНЯ над святыми воротами, построенная в 1788 году, и при оной несколько келий; 3) КЕЛЬИ Настоятельницкие, а прочие строения все деревянные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иногда пред именем патриарха ставится «кир кир». Еп. Порфирий Успенский приводит величание патриарха Антиохийского во время одной из служб: «Блаженнейший господин и владыка... патриарх града Божия Антиохии кир кир Мефодий» ( Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 3. С. 428). 562       Строительство датируется 1811 г. Еп. Порфирий, посетивший в 1848 г. резиденцию Бейрутского митрополита, заметил следующую надпись: «Митрополит Афанасий возобновил здешний... архиерейский дом в 1811 г.» (Там же. С. 406). 563       Далее в летописи идет фраза: «Причина его смерти заключалась в следующем». По всей видимости, она относится к патриарху Анфимию и является наглядным примером т. н. «швов», которые не устранил летописец, компилировавший разные произведения в единую хронику. Вероятно, именно эта фраза породила ошибку издателя рукописи, который озаглавил эту часть как «Кончина епископа Афанасия», отнеся это сообщение к митрополиту Афанасию, а не к патриарху Анфимию. Это повлекло за собой ошибку и в следующей части, где митрополит Захария, согласно заголовку издателя, становится митрополитом Бейрута, а не местоблюстителем патриаршего престола. 566       Предположительно, Афанасий был монахом в Синайском монастыре с именем Акакий (см.: Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е au XX е siecle. Louvain; Paris, 1989. Vol. 4. T. 2. P. 195–196). 567       Книга «Евангельская труба» была написана Макарием Патмосским († 1737 г.). Афанасий перевел ее с греческого языка во время своего пребывания в Константинополе в 1780 г. Труд содержит 53 проповеди. В арабский вариант вошло также несколько произведений других авторов, в том числе сочинение антикатолического характера, написанное самим Афанасием. Этот сборник составил двухтомник и был издан в Бейруте в 1888–1889 гг. (см.: Nasrallah. Op. cit. Vol. 4. T. 2. P. 95–96, 99, 196; Панченко К. Л. Османская империя и судьбы Православия на Арабском Востоке (XVI – начало XIX в.). М., 1998. С. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Слово о следах падения человеческаго, в уме и сердце нашем созерцаемых, в день Всех Скорбящих Радости Божия Матери, празднуемый в Московском Заиконоспаском мон-ре, говоренное... 1801 г., июля 15. М., 1802; Слово в неделю 2-ю Великого Поста, о пользе и необходимости поста, по чиноположению Греко-Рос. Церкви установленнаго, говорено... 1803 г. марта 1 дня. М., 1804; Слово в высокоторжественный день восшествия на Всерос. имп. престол ЕИВ, благочестивейшего вел. государя, Александра Первого, императора и самодержца Всероссийского, говоренное... 1807 г., 12 марта. М., 1807; Слово в день Владимирския Богородицы... 1807 г., 21 маия. [М.], 1807; Слово о патриотизме, в день тезоименитства ея величества, благочестивейшия государыни, имп. Марии Феодоровны, и благоверныя государыни вел. кнг. Марии Павловны: Говорено... 1807 г., июля 22 дня. М., 1807; Речь, говоренная в Св. Правительствующем Синоде... марта 26 дня 1808 г. СПб., 1808; Слово приветственное пастыря к пастве своей при первом целовании: Говорено в пензенском кафедр. соборе... 23 июня, 1808 г. М., 1808; Слово, говоренное в пензенском кафедр. Спасском соборе... 1811 г. июля 15 дня. СПб., 1812; Слово, говоренное в нижегородском кафедр. Спасо-Преображенском соборе... 1811 г. июля 24 дня. СПб., 1812. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857. С. 200-222; Б[еляев] В., свящ. Инструкция о сказывании проповедей, данная Моисеем еп. Нижегородским и Арзамасским, 1813 г. 30 окт.//Нижегородские ЕВ. 1889. Ч. неофиц. 13. С. 611-622; 14. С. 635-644; Полисадов Г. А. Краткие биогр. сведения о преосв. Моисее, еп. Нижегородском, с присоединением наставлений его духовенству касательно того, что именно оно должно соблюдать при встрече Его имп. величества. Н. Новг., 1895; Тихон (Затёкин), архим., Дёгтева О. В. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 110-116. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2563988.html

Сим. 16 (конец XVIII в.) и Сим. 17. 1812 г. обе — Марк Подвижник. Слова. Сим. 19. Исайя Отшельник. Слова 1812 г. Сим. 22. Св. Исаак Сирин. Слова. 2-я четверть XIX в. . Сим. 24. Василий Великий о девстве. 1820 г. . Сим. 25. Варсонофий и Иоанн. Вопросоответы. 1826 г. . То же и Сим. 26 . Сим. 27. Главы Каллиста Антиликуди. После 1814 г. . Сим. 28. Симеон Новый Богослов. Гимны. 1834 г. . Сим. 29. Симеон Новый Богослов. 1827–1830 . Сим. 49. Сборник аскетический . Сим. 50. Сборник аскетический. 1812 г. Писец — монах Вонифатий. Сим. 51. Сборник аскетический. 1824 г. Писец — иеромонах Дионисий. Сим. 52. Сборник аскетический. 1829-1831 гг. Писец — иеромонах Серапион . Сим. 53. Сборник аскетический. 1832 г. . Сим. 56. Сборник аскетический. 1841–48 гг. . Также и в других хранилищах: РГБ 304.2.320. , 178.1.8984 «Варсонуфия вопросоответы». 1845 г. . СПбДА Р-410. Симеон Новый Богослов. «Гимны» 1849 г. Писец — иеромонах Вонифатий (Рогачев). И, наконец, надо сказать и о рукописях рассматриваемого периода, имеющихся в современном собрании Оптиной пустыни в РГБ. Это рукописи, принесенные схимонахами Афанасием (Захаровым) и Афанасием (Охлопковым), монахами Павлом и Иоанникием. Все они находятся в фонде 214. Рукопись 465. Исаак Сирин. Слова. 1806–1811. Писец — монах Маркелл . 466. Исаак Сирин. То же. 1811 г. Писец — монах Маркиан . 482 Оглашения Феодора Студита. 1800 г. Писец — монах Павел . 487. Слова Григория Синаита. 1812 г. . 490. Сборник аскетический, состоящий из тетрадей, написанных ближайшими учениками прп. Паисия — схим. Афанасием (Захаровым), Афанасием же (Охлопковым) и схим. Платоном . 493. Симеона Нового Богослова поучения. Рубеж XVIII–XIX в. Писец — монах Павел. 175 л. . 495. Симеона Нового Богослова, то же, руки архим. Моисея. 1813 г.   497. «Гимны» Симеона Нового Богослова. 1823 г. . 508-2. «О трезвении» Филофея Синайскаго. 1809 г. Писец схим. Павел . 509. Лествица. 1810 г. Писец — архим. Моисей (Путилов) . 528. Авва Варсонофий. Вопросоответы. 1827 г. Писцы — мон. Макарий и Алипий .

http://bogoslov.ru/article/6176674

1350 АСС., 1795 г., 35, лл. 4042. 4952. 5558. 5962. 6465. 6768. 7174. 7578. 7982. – АМДК., лл. 12. – АКОП., 1359, лл. 34. 1113. 1819. – АСС., 1803 г., 416, лл. 23. 28. 1351 АСС., 1795 г., 35, лл. 4042. 4952. 5558. 5962. 6465. 6768. 7174. 7578. 7982. – ПЕВ., 1873 г., 180185 прим. «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященого Иоанникия 1795 г.». П. Троицкого. 1355 АСС., 1795 г., 53, л. 9. БСС, Списки 1811 г., 18, 1813 г., 20 – Ср. ПЕВ., 1870 г., 385. «Кое-что из жизни преосвященного Иоанникия, первого архиепископа Подольского», Митрофана Симашкевича. Здесь преосвященный Иоанникий назван крестьянина (стр. 383391). 1356 ПЕВ., 1870 г., 385. «Кое-что из жизни пр. Иоанникия», М. Симашкевича. – Ср. ПЕВ., 1873 г., 192. «Учр. В Под. прав. еп.», П. Троицкого. Здесь сказано, что Иоанникий родился в местечке Полонном. 1360 Богородицкий Казанский Нижеломовский монастырь в 2-х верстах от уездн. г. Нижнего Ломова, Пензенской губернии. – В. В. Зверинский, «Материал», II, 652. 1361 Ильинский Троицкий Черниговский – ныне Черниговский архиерейский дом, в 2-х верстах к юго-западу от Чернигова – В. В. Зверинский, «Материал», I, 214. 1362 Нижегородский Печерский Вознесенский, близь Нижнего Новгорода, на правом берегу Волги. – В. В. Зверинский, «Материал», II, 1055. 1363 Московский Донской Богородицкий ставропигиальный монастырь – в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище «Воробьёвский стан». – В. В. Зверинский, «Материал», II, 785. 1369 АСС., 1795 г., 35, лл. 117. – Преосвященный Иоанникий оставался на Подольской кафедре до самой своей кончины – 7 февраля 1819 г. С 15 сентября 1801 г. он состоял архиепископом. Скончался преосвященный на 78 году жизни, после продолжительной болезни (с 11 августа 1818 г.), приключившейся от параличного удара. Погребён в Каменецкой Иоаннопредтеченской Кафедральной церкви. – АСС., 1819 г., 207, лл. 1. 2. – АСС., 1795 г., 35, л. 9. – ПЕВ., 1870 г., 390. « Кое-что из жизни преосв. Иоанникия», М. Симашкевича. – БСС, « Списки» 1813 г., 20, 1811 г., 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После удаления этого отряда прибывший сюда для усмирения мятежа начальник приказал троих из жителей слободы за принадлежность их к шайке Пугачёва повесить. Впрочем, из них, как рассказывают старожилы, пострадал только один, двое же других вошли в сделку с исполнителями казни, причём последними верёвки, на которых должны были быть повешены осуждённые, были незаметно подрезаны, что дало им возможность избежать смерти. Из числа деревень, входивших в состав прихода Крутихинской слободы, выделились Новоторжская – в самостоятельный приход, и Брюхова – причислена к Новоторжскому приходу. В настоящее время в состав прихода входит, кроме самого села, раскинувшегося вдоль по берегу Исети версты на четыре, деревня Загайнова, в расстоянии версты от него. Население прихода состоит из 1 665 м. п. и 1 755 ж. п. Главное занятие населения – земледелие. Первоначально храм в селе Крутихинском был деревянный, освящённый в честь Владимирской иконы Божией Матери. Время основания его с точностью неизвестно, но судя по сохранившемуся описанию первого антиминса, напечатанного на полотне «при державе Великих Царей Иоанна и Петра Алексеевичей» 1690 года, начало существования его можно отнести к концу XVII в. Сохранились также и по это время некоторые книги, бывшие в употреблении в первом храме, напечатанные в конце XVII столетия (Евангелие 1694 г., Служебник 1693 г., Триодь постная 1699 г.). Храм этот в 1811 году, 25 апреля, сгорел со всеми церковными документами, кроме приходо-расходных книг. Впрочем, во время этого пожара удалось вынести из церкви и сохранить от огня все более ценные вещи и богослужебные книги, за исключением месячных миней. В том же 1811 году, ещё до пожара, вследствие ветхости деревянного храма было возбуждено ходатайство о разрешении построить новый каменный храм. Ходатайство это было уважено, и в марте этого года было совершено заложение храма. Тогда же, в виду ветхости упоминаемого деревянного храма, колокольня с него была снята и перевезена в деревню Брюхову, где из неё устроена часовня, существующая и по настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

378. Слово при отпевании тела действительного тайного советника 1-го класса графа Александра Сергеевича Строганова (Говорено в Казанской соборной церкви, октября 3 дня; напечатано отдельно в 1811 г. два раза.) 1811 Ты же отъидеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей ( Быm. XV. 15 ). В мире отходишь ты, знаменитый муж, но можем ли мы провождать тебя в мире? Когда един от великих столпов, украшающих Престол и поддерживающих народные сословия, сокрушается пред нами, наше око и сердце невольно с ним упадают. Ты отходишь в старости добрей, и, может быть, ты находил ее слишком долгою, поспешая к жизни нестареющейся; но коль краткою теперь оная кажется тем, которые покоились под твоею сению, возрастали под твоими сединами, жили твоею жизнию! Отходя к вечности, ты ничего не теряешь во времени, поелику дела твои вслед тебе идут; но все тебя знающие теряют в тебе тем более, чем долее ты принадлежал их сердцу. Что же, однако, делать, сетующие слушатели? Слезный дождь не оживит зерна, которое теперь «сеется в тление», но которое «востанет в нетлении» ( 1Kop. XV. 42 ) под солнцем невечерним, и мы не должны уподобляться тем, которые не имеют утешения, не имея упования. Дух в Бозе почившего мужа оскорбится, если с меньшим великодушием будут взирать на смерть его другие, нежели он на свою, и Церковь , воздая столь торжественные почести земле, отходящей в землю, хощет, чтобы преставление чад ее было предметом не столько страха или печали, сколько благочестивого внимания. Их мирные гробы она поставляет пред нами, яко памятники благодати, которая сохраняла их в мире, и яко указателей пути, по которому тако текут, да постигнут. Кто, кроме Владычествующего жизнию и смертию, мог обещать Аврааму: «ты отъидеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей» ( Быm. XV. 15 )? И чем, как не деятельною верою, он мог достигнуть в исполнение обетования? Есть ли и ныне какое другое предопределение для таковых событий? Дадим убо при сем безмолвном гробе славу Богу живых, Который дает вере и добродетели мир и долгоденствие в залог бессмертия и блаженства . Всыплем, по образу Елисея, сию Евангельскую соль в источник горести, да он исцелится во отраду ( 4Цap. II. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

98 Архимандрит Василий Базилевич с 1778 г. Ректор Год кончины его в 1798 г. в Ист. Российск. иерархии (Т. 1, стр. 643) показан неверно. 100 Иеракс (Емельянов) – префект Харьковского Коллегиума. Сведения о нём в Ист. российс. иерархии (стр. 643) не точны. 101 Амфилохий Леонтович из Ростовского Яковлевского монастыря переведён в 1786 г. в Киевский Межигорский. 102 Иоиль с 1776 г. архимандрит Спасского в Ярославле монастыря: 3-го июля 1787 г. уволен на покой, а монастырь обращён в архиерейский дом. 103 Из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря 21 апреля 1786 г. рукоположен в епископа Старорусского, Викария Новгородской епархии; с 6-го мая 1788 г. епископ Тамбовский, – скончался 23 декабря 1811 года. 104 Арсений (Димитрий) Тодорский родился в 1744 г., учился в Коломенской и Рязанской семинариях, и затем в Московской академии. В 1771 г. пострижен в монашество и назначен префектом Коломенской семинарии; 1773 г. определён игуменом Спасского Коломенского монастыря; с 6 апреля 1774 г. архимандрит Голутвина Богоявленского монастыря и ректор семинарии; 30 июня 1788 г. настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря и ректор Ярославской семинарии. Отсюда вызван в Петербург на чреду священнослужения и в 1792 г. назначен настоятелем Троицко-Сергиевой пустыни, близ Петергофа; 16-го декабря того же года переведён в Кириллов Белоезерский, а отсюда 21-го июня 1796 г. – в Новгородский Юрьев монастырь; 15-го августа того же 1796 года рукоположен в епископа Вологодского, и там 15-го июня 1802 года скончался. 106 В дневнике А. Арсения под 20 марта 1786 г. записано: «писаны по почте письма к Обер-Секретарю Наумову и Каменскому. 107 Царевич Грузинский (Карталинский?) Антоний II – хиротонисанный 30 июля 1786 года в Царском селе в митрополита Ниноуминдского, вступил на Мухедскую кафедру из митрополитов Алавердских в 1789 г.; вызван 1811 г. июня 10 дня в Москву; жил с 1812 г. в Нижнем-Новгороде, сохраняя звание католикоса; скончался 21 декабря 1827 г. и погребён в Нижегородском Преображенском соборе. (Иерархия Всероссийской церкви, Н. Д. М. 1892 г., стр. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

По форме это Слова, поучения, беседы, довольно редко - речи. Среди них - проповеди на праздники (напр., «Беседа на день обрезания Господня и на новый 1811-й год», «Беседа на день Богоявления Господня, января 6 дня 1811»); проповеди, посвященные св. угодникам Божиим (напр., «Слово в день св. Николая 1798 г.», «Слово в день великомуч. Варвары 1815 г.»); основу будничных проповедей составляют рядовые евангельские и апостольские чтения (напр., «Поучение в неделю о Закхее 1808 г.»). Большое число проповедей И. посвящено членам императорской фамилии. Только в продолжение 6 лет архипастырского служения И. произнес 527 бесед и Слов ( Щеголев. 1867. С. 133). За текстом обычно следует «приступ», в котором проповедник старается расположить слушателей к тому предмету, который предполагает раскрыть в своем Слове. Затем дается «исследование», основная часть проповеди. И. ограничивается раскрытием сторон главной идеи темы. В кратком «заключении» он убеждает слушателей следовать проповедуемой добродетели. Н. Щеголев, характеризуя проповедническую деятельность И., писал, что по образованию И. принадлежит к концу «прошедшего века», т. е. XVIII, а «по проповеднической деятельности к началу настоящего», XIX в. (Там же. С. 134). Соч.: Сокращение церковной хронологии, называемой наукою о Пасхалии. М., 1797; Christianae, Orthodoxae, Dohmatico-polemicae Theologiae, olim a clarissimo viro Theophane Procopowicz eiusque continuatoribus adornatae ac in tribus voluminibus primum anno MDCCLXXXII (1782) editae, Compendium, in usum rossicae studiosae iuventutis concinnatum, atque adjectione sex ultimorum librorum iuxta delineationem eiusdem cl. Theophanis... [=Компендиум Христианской Православной Догматико-полемической Теологии, подготовленной ученейшим мужем Феофаном Прокоповичем и его последователями, изданной впервые в трех томах в 1782 году, созданный для пользы российского юношества, с прибавлением шести последних книг на основании набросков того же Феофана]. Petropoli, Толкование на Послание Ап. Павла к Римлянам. К., 1806; Толкование на Послание Ап. Павла к Галатам. К., 1807; О степенях родства всех видов, для правильного разбора их, при совершении таинства Брака//РукСП. 1876. Т. 1. 6. С. 193-202.

http://pravenc.ru/text/674029.html

Причт церкви состоял из 2 протоиереев, 2 священников, диакона, 3 дьячков и псаломщика. Причт Знаменной церкви всегда содержался на добровольные подаяния прихожан за исправление треб. Поступая к Знаменской церкви, священники прежде давали письменное обязательство довольствоваться подаяниями. Причт содержится частью доходами от исправления треб, частью процентами с капиталов, отданных в церковь на вечное поминовение и составляющих в настоящее время сумму в 15 599 руб., с которой процентов получается ежегодно не свыше 689 руб. 40 коп. До 1817 г. священнослужители Входо-Иерусалимской церкви жили на наемных квартирах. Указом консистории от 22 ноября 1811 г. дозволено купить близ церкви, в 3 квартале Литейной части, праздное, с ветхим деревянным строением место поручика Павла Ивановича Апайщикова за 8 000 руб. ассигн. с тем, чтобы купчая крепость совершена была на имя церкви. Это место было назначено для постройки церковных домов. дома эти не были построены, причт получал от церкви квартирные деньги… На 1874 г. у причта имеется: 8 квартир для причта, 6 квартир для вдов и сирот, призреваемых церковью, и особое помещение, отдаваемое по контракту в аренду под мелочную лавку за 1050 руб. в год. Всей земли, принадлежащей церкви, на 1874 г. считается: усадебной 1619 ½ квадратных сажень, из них 761 ¾ саж. заняты церковью, церковною оградою и службами, а 458 ¼ и 409 ½ сажень находятся под церковными домами с принадлежащими к ним службами. В современном своем состоянии Входо-Иерусалимский храм каменный, четырехпрестольный, византийской архитектуры, с одним большим куполом в двенадцать окон и четырьмя меньшими, из коих в одном помещается колокольня, обнесенный чугунною, красивого рисунка решеткою, бесспорно, принадлежит к числу лучших, наиболее изящных храмов столицы. Библиотека церковная состоит из духовных периодических изданий, которыми пополняется ежегодно. В церковном архиве имеются следующие документы: планы местности, занимаемой церковью; план и фасад каменной Входо-Иерусалимской церкви, утвержденные митрополитом Амвросием; планы церковной ограды с двумя часовнями, утвержденные им же в 1805 г.; планы местности, отведенной для священнослужителей в 1785 г. и в последствии, в 1815 г., с разрешения епархиального начальства, проданной для покупки дома; купчая крепость на приобретение для церкви деревянного дома с землею, Литейной части, ныне Знамескою улицею, в 1811 г.; купчая крепость на приобретение в 1817 г. на углу Рождественской улицы и Конной площади каменных домов для церкви; купчая крепость на приобретение в 1868 г. дома от купца Зиновьева на Знаменской улице. Метрические книги находятся с 1765 г.

http://sobory.ru/article/?object=34596

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010