Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава шестая. Архимандрит Филарет. Война 1811–1814 Еще недавно с тридцати лет можно было только становиться монахом. Филарету не исполнилось двадцати восьми, а он уже получил первый высший монашеский сан. Архимандрит означает по-гречески «главный над овчарней» (arch – главный, старший, mandra – загон, овчарня, ограда в значении «монастырь») – Это ниже епископа и в белом духовенстве соответствует митрофорному протоиерею и протопресвитеру. Чин архимандрита появился в Восточной церкви в V веке – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии, а также заслуженные иеромонахи, занимающие служебное положение при патриархиях, при церковных заграничных миссиях. Позже наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших мужских монастырей, а затем и к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности. В Российской империи по Манифесту 1764 года о секуляризации монастырских земель русские монастыри были распределены по трем классам. Главы монастырей первого и второго классов стали называться архимандритами. 8 июля 1811 года митрополит Амвросий возвел иеромонаха Филарета в сан архимандрита и, возложив руку ему на голову, возгласил: – Аксиос! А по окончании литургии он подал новоиспеченному архимандриту жезл со словами: – Прими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за ю, нашему Богу, во дни суда. Тем же летом по назначению Комиссии духовных училищ архимандрит Филарет производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ. 15 сентября 1811 года в Петербурге происходило торжественное освящение величественного Казанского собора. Одним из главных действующих лиц церемонии, безусловно, являлся семидесятивосьмилетний граф Александр Сергеевич Строганов. Последние десять лет своей жизни он посвятил постройке этого нового столичного храма, который возводился бывшим крепостным графа архитектором Воронихиным. Подходя под благословение к митрополиту Амвросию, Строганов произнес:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Через шесть лет (в 1810 году) и она была истреблена пожаром, а в 1811 году явилась снова в несравненно более обширном виде на Ивановской улице, в доме купца 1й гильдии, старообрядца Владимира Королева. Эта моленная, открыто существовавшая в продолжение тридцати трех лет (1811–1844), была известна под названием «Королёвской». Самая община петербургских старообрядцев по ее имени стала называться «Королёвской», как некогда по гутуевской моленной называлась Гутуевскою. Теперь уже более двадцати лет прошло со времени уничтожения Королёвской моленной, а последователи поповщины в Петербурге и доселе (1867) еще называются «Королёвскими». Весь верхний этаж обширного каменного дома обращен был в домовую церковь с иконостасом, уставленным древними иконами в драгоценных украшениях. В ней устроен был алтарь с престолом, впрочем, неосвященным; поэтому и литургий здесь не совершалось. В нижнем этаже здания помещались больница и келарня (кухня со столовой). В особом деревянном флигеле помещалась богадельня на полтораста кроватей; внутреннее ее устройство было такое же, как и в Москве на Рогожском кладбище, но в меньших размерах. Рядом с домом Королева находился дом старообрядца же Груздева, в котором жил поп Василий Андреев с сыном Иваном, уставщиком Королёвской моленной. Тут же жили и певцы. Оба дома, королёвский и груздевский, хотя официально и считались частной собственностью, но в действительности еще с 1811 года составляли принадлежность всего петербургского старообрядского общества, а в 1824 году у крепостных дел с. — петербургской гражданской палаты явлена была купчая крепость на продажу купцом Королевым каменного дома с. — петербургскому старообрядческому обществу за 40000 рублей. Едва была устроена Королёвская моленная, как охтенский протоиерей Андрей Иванович Журавлев, известный автор «Историческаго известия о раскольниках», 18-го апреля 1811 года донес петербургскому митрополиту Амвросию, что раскольники устроили на Ивановской улице, в доме Груздева, моленную и имеют при ней беглого попа.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Св. синод постановил отправить все вещи в Слуцк, в распорежение преосвященного Иова 2684 . Вещей оказалось 275 пудов и одна доставка их в Слуцк (1.004 версты) стоила более 200 рублей 2685 . Приходские церкви содержались на первых порах исключительно добровольными даяниями. Постановлением 24 января 1798 г. св. синод предписал преосвященному Иову «приложить свое пасторское попечение к заведению во всех епархии своей церквах, по примеру прочих великороссийских, на основании именного высочайшего указа 28 февраля 1721 года, свечной продажи, дабы прибыльною от того суммою в лучшем благолепии церкви содержаны быть могли» 2686 . К концу пребывания на Минской кафедре преосвященного Иова, свечной доход по епархии возрос до 315 рублей 40 ½ копеек серебром и 331 рубля 98 ½ копеек ассигнациями за 1810 год 2687 и до 235 рублей 30 ½ копеек сереброми 395 рублей 2 копеек ассигнациями за 1811 год 2688 . За этот же 1811 год общая сумма церковных доходов – свечных, кошельковых и арендных по епархии выразилась в цифре 2,062 рубля 14 копеек серебром и 2,742 рубля 86 ½ копеек ассигнациями 2689 . Указом 10 декабря 1811 года св. синод предписал устроить по епархиям особые церковные лавки для продажи церковных свечей 2690 , и в Минской епархии свечные лавки были устроены: в Минске – при кафедральном соборе, при уездных соборах в Гродне и Слуцке, при Воскресенской церкви в Давидгородке и три лавки в Глуске 2691 . Не лишне заметить, что с 1 сентября 1810 года закреплено за церквами исключительное право продажи венчиков и листов разрешительной молитвы – с целью усиления «училищной суммы» 2692 . Крупные частные пожертвования на церковные надобности встречались очень редко – вследствие бедности православного населения Минской губернии. Известно пожертвование, по завещанию, слуцким обывателем Гавриилом Перегудом 550 рублей серебром на построение в Копыле каменной церкви на место сгоревшей деревянной 2693 . В 1811 году староста Минской Екатерининской церкви, купец Иван Раков пожертвовал в церковь различных церковных вещей на сумму более полуторы тысячи рублей 2694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По завершении постройки четырёх каменных корпусов встал вопрос о сооружении новой каменной колокольни. В 1808 году было составлено новое описание Петропавловского монастыря, согласно которому «…в состоящих в здешней пустыни четырёх каменных корпусах расположена в первом церковь во имя Успения Пречистыя Божия Матери, и к ней примкнуты с одной стороны больничныя келии, которые заняты переведённою из Рязанского Троицкого монастыря больничною братиею, а по другую сторону настоятельские келии; во втором трапеза с кухнею и чуланами и тремя келиями, заняты трудящимися в приготовлении пищи братиями; в третьем – состоит из 15 братских келий…; в четвёртом в одну сторону вчерне отделанная… церковь, а с другой половины примкнуты выход и ледник. А за монастырём деревянные небольшие покойцы для приезжающих благородных богомольцев». Из описания видно, что параллельно с возведением новой каменной колокольни строитель о. Авраамий начал сооружение ещё одного храма в одном из новопостроенных каменных корпусов, решив перенести туда престол Александро-Невской церкви из обветшавшего придела Петропавловского собора. Постройка колокольни окончена в 1811 году, тогда же завершилась и отделка храма в северо-восточном корпусе, где вызолочен иконостас и завершены росписи стен. 19 июля 1811 года было получено распоряжение о выдаче новых антиминсов на Предтеченский и Александро-Невский престолы и разборке старых храмов. Однако, поскольку праздник св. Иоанна Предтечи собирал в Петропавловскую пустынь многочисленную публику на ярмарку, было решено, что на колокольне удобнее устроить церковь св. Александра Невского, которая и была освящена 7 ноября 1811-го. В том же году был освящен и храм во имя св. Иоанна Предтечи в северо-восточном корпусе. Таким образом, значительная часть монастырских построек этого времени была возведена о. Авраамием. Но не только успехи в благоукрашении монастыря сделали отцу-строителю авторитет в глазах священноначалия. Епископ Рязанский Амвросий, «дознав чрез немалое время примерную строителя Авраамия честность и похвальное поведение, отличное его усердие и попечение о устроении и поправлении монастыря», наградил его набедренником с предоставлением первенства пред уездными протоиереями и благочинными. Налицо были успехи Петропавловской пустыни и как центра монашеского общежития – при о. Авраамии число насельников выросло, и в 1810 г. их насчитывалось 26 человек – строитель, три иеромонаха, один иеродиакон, один диакон, восемь рясофорных послушников, девять бельцов и три живущих «по указу». Неудивительно, что 13 августа 1811 г. преосвященный Рязанский Феофилакт (Русанов) возвёл иеромонаха Авраамия в сан игумена и перевёл в настоятели Николае-Радовицкого монастыря в Егорьевском уезде Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=11773

 Дело о принятии Казанского собора и разных, принадлежащих к делу вещей, из придворной конторы в ведомство духовного начальства, с 18-го ноября 1811 года по 28-е июля 1815 года.   Дело о разных починках собора и окончательной достройке 1814 года декабря 3 дня.  О священно-церковнослужителях Казанского собора с 4-го марта 1798 года.  Об обревизовании в Казанском соборе церковного имущества с 30 сентября 1802 года.  О 100000 рублях, занятых для достройки дома, Казанскому собору принадлежащего, из комиссии духовных училищ и об уплате их, с 9 сентября 1816 года.  О ризнице Казанского собора и устроении ее вновь, с 18-го ноября 1811 года по 23 июля 1815 года.  О пожертвованиях в Казанский собор разных вещей со 2-го июля 1811 года.  О серебре, присланном от генерала-фельдмаршала князя Голенищева-Кутузова-Смоленского 31-го декабря 1812 года.  О серебре, пожертвованном в Казанский собор донскими казаками и о изготовлении рисунков для обложения иконостаса серебром с 1-го декабря 1821 года.  Опись в двух списках имущества в церкви 1793 года, освидетельствованная  1802 года благочинным.  Такая же опись 1802 года, освидетельствованная благочинным. О снятии военного караула от Казанского собора и установки в окнах его железных переплетов или ставней, для безопасности собора с 15 ноября 1823 года.  Об отпевании умершего графа Строганова в Казанском соборе и положении в нем тела умершего фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского, с 30 сентября 1811 года по 3 июня 1813 года.  О починке серебряной балюстрады и паникадила мастером Помо, с 25 февраля 1815 года по 4 сентября 1817 года.  Примерное счисление о количестве материалов и работ, и сколько оно будет стоить, для построения соборной церкви Казанской Богоматери.  Книга для записи поступающих в Казанский собор прибыльных вещей, выданная из духовной консистории 1802 года.  Опись строения соборной церкви Казанской Богородицы 1813 года, в 4-х списках, в одной книге. Первый список засвидетельствован причтом и старостой церкви при сдаче собора из ведомства гоф-интендантской конторы в епархиальное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Феофана и Иоанна Дамаскина : на Благовещение пресв. Богородицы (1833, I); Кассии, Марка и Космы в Великую Субботу (1836, I) и – пр. Иоанна Дамаскина : Стихи из песней степеней в 25 антифонах 204 . В недавнее время, по желанию покойного преосв. м. Никанора, профессором здешней академии, Е. И. Ловягиным , сделан новый перевод Канонов на Господские и Богородичные праздники и на четыредесятницу, по сличению славянского текста с вариантами греческого подлинника, и издан в трех книгах. К русскому переводу присовокуплены тексты греческий и церковно-славянский, расположенные параллельно с ним, и предисловия к канонам каждого праздника, объясняющие как внутреннее содержание, так и внешний состав их в греческом подлиннике. Изъяснение свящ. писания и библейская археология 1) Первые церковные поучения знаменитого современного иерарха, преосв. Филарета, митрополита Московского, принадлежат ко времени служения его в С.-Петербургской Духовной Академии. К постоянным случаям, всегда вызывающим проповедника на беседу, именно церковным и отечественным праздникам, в начале текущего столетия, присоединялись особенные обстоятельства, которым, к несчастью, суждено было повториться в наше время, – возбуждение народного духа борьбой с врагом сильным и, до нашествия на Россию, победоносным, скорби и опасности этой борьбы и радость победы, за ней последовавшей. Все эти обстоятельства представляли нашему знаменитому Витии повод ко многим поучениям, сохраняющим свое высокое значение и после того, когда миновались эти обстоятельства. Исчислим в хронологическом порядке проповеди преосв. Филарета, относящиеся к этому времени: 1) Слово в день св. Пасхи, произнесенное в Александроневской лавре иером. Филаретом, в 1811 г.; 2) Слово в день Пятидесятницы, там же, в 1811 г.; 3) в неделю 4-ю по Пятидесятнице, там же в 1811 г.; 4) в день освящения Казанского собора, произнесенное архим. Филаретом 15-го сент. 1811 г.; 5) по освящении в Казанском соборе второго придела, в том же году; 6) в неделю 24-ю по Пятидесятнице, по случаю поминовения графа А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Сергово. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь Карта и ближайшие объекты 4 июня 2015 года, в неделю третью по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших, день памяти св. прав. Иоанна Кронштадского, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил чин освящения храма и Божественную литургию в церкви святого праведного Лазаря Четверодневного д. Сергово Новгородского района. Кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма, построенная в 1811 г. при помощи помещицы Н.И. Ренне. Здание типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней. Главный престол был Предтеченский, Лазаревский придел помещался в трапезной. Закрыта в кон. 1930-х гг., в 1960-х гг. рухнула колокольня. В 2004-2006 гг. отреставрирована. Церковь Святого Лазаря 1811 года в д. Сергово Новгородского района Первое упоминание о строительстве деревянной церкви Лазаря относится к 1722 году. О строительстве в 1811 г. каменной церкви сообщается в церковной ведомости г.Новгорода и его уезда «села Лазарева» за 1864 г.: «построена усердием прихожан вместо ветхой деревянной в 1811 г. церковь во имя Святого и Праведного Лазаря. Каменная с таковою же колокольнею. Имеет два престола: в настоящей холодной в честь Рождества Иоанна Крестителя; а в теплой Лазарева Воскресения. Церковь причислена к 4 классу и притча по штату Высочайшему и утвержденному в 1843 г. положено быть священнику и дьячку. Вследствие производившегося в 1835 г. дела о нарезке к сей церкви земли, отмежевано 33 десятины 1060 сажен, которой владеет причт, плана на землю нет. Дома священно-церковнослужителей собственные деревянные на церковной земле. Зданий, принадлежащих церкви, кроме деревянной сторожки - нет». По штату 1876 г. при церкви состоит один священник и один псаломщик. Дата пристройки документально не установлена. Разновременность пристройки паперти подтверждена натурными исследованиями, возможно, относится к II пол. XIX в. 14-15 декабря 1919 г., при котором погорела внутренность храма в приделе Иоанна Предтечи и в приделе святого и праведного Лазаря сдвинут с места святой престол».

http://sobory.ru/article/?object=04520

17(30)10.1947 06(19)10.1949 06(19)10.1949 14(27)03.1951 Николай II Чуфаровский 14(27)03.1951 15(28)11.1955 15(28)11.1955 24.09(07.10)1958 09.1958 26.11(09.12)1958 26.11(09.12)1958 03(16)03.1961 03(16)03.1961 03(16)08.1961 03(16)08.1961 30.12.1961(12.01.1962) 30.12.1961(12.01.1962) 01(14)12.1966 02(15)12.1966 24.09(07.10)1967 24.09(07.10)1967 03(16)12.1969 03(16)12.1969 18.11(01.12)1970 Николай III Кутепов 18.11(01.12)1970 18(31)05.1973 18(31)05.1973 20.03(02.04)1982 23.03(05.04)1982 03(16)07.1982 03(16)07.1982 15(28)05.1992 14(27)05.1992 10(23)02.1993 10(23)02.1993 13(26)12.1995 13(26)12.1995 Ростовская-на-Дону, григ. Основана в 1927 г. Упразднена в 1935 г. Викарная кафедра: Новочеркасская. 1927 Смарагд Яблоков 04(17)04.1932 18(31)07.1935 Ростовская-на-Дону, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Таганрогская, Новочеркасская, Сальская, Шахтинская, Донская, Азово-Черноморская. 1922 23.12.1922(05.01.1923) Феофилакт Клементьев Митрофан Гринев 03(16)01.1925(?) Назарий Андреев 27.09(10.10)1925 20.01(02.02)1927 Роттердамская Основана в 1966 г. (г. Роттердам, Голландия) 3844 Брюссельское викариатство. Упразднена 05(18)08.1972 (в связи с образованием епархии Гаагской и Нидерландской – ЖМП. 1972. 10. С. 6). 07(20)03.1966 05(18)08.1972 Рубцовская Основана ок. 1924 г. (?) (местопребывание – в г. Рубцовск, Алтайский край) Бийское (?) викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) 1924 1927 (?) Сщмч. Никита Прибытков Руисская Упоминается с V в. (Картли, Грузия). Митрополия. Упразднена в 1811 г. (присоединена к Мцхетской епархии). Именование: Руисская и Мровельская. 1811 Руставская Основана в V в. (Картли, Грузия). Архиепископия, затем митрополия. Присоединена в 1811 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1818 г. (присоединена к Алавердской епархии). 30.06.1811 28.12.1818 Стефан, кн. Джорджадзе Рыбинская Основана в 1909 г. Именование – по г. Рыбинск (Ярославская губерния). Ярославское викариатство. Упразднена в 1937 г. 27.02.1909 18.03.1910 Евсевий Гроздов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Троицкая церковь в Воробьёве Карта и ближайшие объекты Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба. Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом 30). На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия. Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом – святителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Абхазская Кафедра в Пицунде Герман (Гоголашвили) епископ, рукоположен с 8.09.1851 по 2.09.1856 еп. Имеретинский Геронтий (Папиташвили) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 16.11.1859 еп. Мингрельский Александр (Окропиридзе) епископ, рукоположен с 4.03.1862 по 30.05.1869 еп. Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; † 9.11.1907 Гавриил (Кикодзе) епископ Имеретинский с 30.05.1869 до 1886 временно управлял † 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года Кафедра в Алаверди Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, бывший архиеп. Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митр. Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); † 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Телави Досифей (Пицхелаури) архиепископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; † 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. до 23.01.1801 член Святейшего Синода, с 8.07.1811 экзарх Грузии Иоаким епископ, рукоположен с 13.10.1803 Бодбийско-Сигнахская Бодбийская и Кизикская 83 Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиеп. Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) митрополит, бывший архиеп. Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 † 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году – к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии. Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, бывший еп. Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое, † 24.07.1890 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010