Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

Из записей расходов за 1811 год мы узнаем, что " колокольня кладена подрядчиком Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря штатным служителем Федором Васильевичем Матвеевским, и как оная колокольня так и теплая церковь изнутри и снаружи щекотурены (прим. - оштукатурены) по договору ценою за 1800 рублей " . Каменщики Спасо-Прилуцкого монастыря, находившегося недалеко от Вологды, издавна славились своим мастерством, и их приглашали на работы в другие волости и уезды, строили они и в Кирилло-Белозерском монастыре. На протяжении всего XIX века имена спасо-прилуцких мастеров встречаются неоднократно в связи с церковным строительством в Кирилловском уезде. Уже в декабре 1810 года Ф. В. Матвеевский получил задаток по договору 200 рублей. Разборкой же старой колокольни и спуском колоколов занимались кирилловские мещане Иван Потапов Меньшой и Матвей Башнин. В начале 1811 года работа по разборке деревянной колокольни было закончена, так как в феврале И. Потапов получил остаток договорных денег. О разборке стен и сводов теплой церкви, которая в отличие от колокольни была каменной, не упоминается. В основном работы по возведению колокольни закончили к концу 1811 года, поскольку уже в январе следующего года подрядчику, белозерскому купцу Родиону Локтеву, платили за кровельные работы на колокольне и приобретение бревна для устройства шпиля. Для его обивки у мещанина Якова Чухина был куплен в июне 1812 года ящик белого железа за 165 рублей. 20 июля того же года Ивану Сиротину уплачено за поднятие колоколов на колокольню, а в сентябре от теплой церкви и колокольни уже убрали строительные леса и мусор. По-видимому, последним завершающим штрихом в декорировке колокольни следует считать установку в 1827 году четырех алебастровых ваз на углах третьего яруса. Эти вазы делал кирилловский мещанин Григорий Панов и получил за них 86 рублей . В целом сооружение колокольни обошлось в 9209 рублей 49 копеек. Значительную часть этой суммы (7460 рублей) составили собранные в 1810-1812 годах добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=01106

2. Кардашинка – на песчаной равнине, в 5 верстах от Голой Пристани. Здесь жили ногайцы, а по выходе их стали селиться хуторами выходцы из разных губерний. Каменная церковь с деревянным куполом построена прихожанами в 1818 г. во имя св. ап. Андрея Первозванного и возобновлена в 1851 г. Первый же храм, деревянный, построен был еще в 1775 г. и существовал до 1811 г., в этом году построен был новый деревянный, существовавший до постройки настоящей церкви. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 144 р. и от прихожан 900 руб. и 120 дес. земли. Священник помещается в собственном доме, а псаломщик нанимает квартиру на свои средства. Приход – одно селение и несколько хуторов. Прихожан 1182+1185=2367. Дух. женского пола 6. 3. Голая Пристань – на берегу Конки, с удобною пристанью, окружена кучугурами и примыкает к Соленому озеру. Первые жители ее с 1790 г. были беглые помещичьи крестьяне – малороссы – из киевской, черниговской и полтавской губерний, а с 1811 г. начали сюда же переселяться и великороссы из курской губернии. Каменная церковь Сошествия св. Духа построена прихожанами в 1875 г., а каменная ограда – в 1855 г.; первый же молитвенный дом был построен здесь в 1807 г. На берегу Конки построена в 1868 г. каменная часовня у самой пристани в память избавления Императора Александра II от двукратной опасности. – Метрич. и испов. книги – с 1809 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 180 р. и от прихожан 900 р. и 120 д. земли. Приход – одно селение: большею частью малороссы. Православных 1532+1549=3081. Дух. 1+9. Кроме того, в приходе раскольников 14+13 и евреев 145 д. обоего пола. Занимаются судоходством, рыболовством, извозом и добыванием камыша для топлива и построек. В селении мореходная школа и 2 земских училища. 4. Збурьевка Старая – на ровной низменности. С востока, запада и отчасти севера – большие песчаные кучугуры, на которых насажены: шелюга, дуб и сосна для защиты селения и пахатной земли от наноса песка, а недалеко от селения – Конка, и за нею – Днепр. – Збурьевка названа старою в отличие от новой, от которой находится в 4 верстах. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

протоиерей Василий Жмакин Состояние Пензенской епархии Пензенская епархия, в которой суждено было закончить свою многотрудную, истинно подвижническую жизнь святителю Иннокентию, принадлежала к числу самых обширных. В состав ее входили, кроме Пензенской и Саратовской, и части Самарской и Симбирской губерний. Пензенская епархия была открыта в 1799 году и стала местом служения поочередно трех епископов. Их имена: Гаий (1799–1808), Моисей (1808–1811) и Афанасий (1811–1819) 159 . Пензенскую епархию нельзя было назвать благоустроенной. Прежде всего она отличалась бедностью. Бедность пензенских церквей и духовенства была поразительна. Не говоря о других духовных учреждениях, даже самый центр епархиального управления – архиерейский дом – бросался в глаза своей неприглядностью. В письмах святителя Иннокентия она подробно описана. При этом нужно всегда помнить, что святитель был человеком с самыми скромными требованиями, отличался невзыскательностью в самой крайней степени, и если и он, тем не менее, высказывал жалобы на свое дурное положение, то, значит, на то были очень серьезные причины. «Пензенская моя квартира,– отмечал он в одном из писем в Петербург,– походит на шалаш. Но страннику и того довольно. Консистория хочет из шалаша сделать дом и имеет для этого деньги. Вот уже и опасность: как бы постоялый двор не превратился в постоянный дом, в любимое жилище. Господи, укрепи в любви ко всем! А глядя на развалины, трудно было удержаться от осуждения и жалоб». «Меня послали,– писал святитель в другом письме, тоже адресованном в Петербург,– в шалаш или в дом, похожий на худой трактир: у дверей нет ни ключей, ни запоров, у шкафов, которые по большой части поломаны, также нет ни одного ключа. Обои в покоях где оборваны, где испачканы, закопчены. Полы так плохи, что когда пойдешь на один конец залы, на другом поднимаются, скрипят. Стекла закопчены и составлены из малых и битых клочков, а крыльцо... но это вещь не для жилья. Третий этаж с полами и потолками провалился от дождей, вода протекала во второй этаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

26 авг. 1811 г. еп. Евлампий освятил больничную ц. Владимирской иконы Божией Матери (1809-1811) - крестообразный храм с полукружными концами (в полукружиях устроены 6 келий для больничной братии). В 1854 г. к этому зданию с зап. стороны во всю длину его лицевого фасада сделали пристройку в виде флигеля с мезонином. Середина пристройки стала притвором церкви, над ней поставили особую главку с крестом. В 1832-1839 гг. мон-рь был окружен каменной оградой с 7 башнями и 2 въездными воротами, территорию расширили на юг и на запад, и она имела в плане форму квадрата. Св. ворота располагались в зап. башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела. Они выходили к р. Жиздре, месту стоянки монастырского парома. Зап. башня находилась на одной оси с колокольней и Введенским собором. Т. о., входя в мон-рь, человек проходил через двое ворот - Св. ворота под башней и ворота под колокольней, к к-рым вела многопролетная лестница, и оказывался перед папертью собора. В 1858 г. освящен храм прп. Марии Египетской и прав. Анны. Он появился в результате реконструкции старой трапезной, возведенной в 1822-1824 гг., и был выполнен в стиле классицизма. На крещатое здание был водружен восьмерик с одной главой, в 1885 г. устроен придел свт. Амвросия Медиоланского и блгв. кн. Александра Невского (на средства старца Амвросия, в честь его святых покровителей). С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней образовали в плане крест с Введенским собором в центре. В XIX в. появилось много других построек: корпуса для монахов, новая трапезная, гостиничные корпуса для паломников разных сословий, б-ка, книжная лавка, рухлядная и др. В целом в монастырском ансамбле доминировал белый цвет, Концевич сравнивал О. п. с белым городом-кремлем ( Концевич. 2008. С. 91, 93). Внутри мон-ря в нач. XIX в. был разведен фруктовый сад. На территории мон-ря находилось кладбище, на котором похоронены: И. В. и П. В. Киреевские, тетя и воспитательница Л. Н. Толстого А. И. Остен-Сакен, мон. Андрей (Петровский), в миру генерал-майор - участник Бородинского сражения; благотворители мон-ря: А. С. Ртищева, Е. А. Поливанова, А. И. Желябужский, семья Брюзгиных и др. В основном захоронения располагались вокруг Введенского и Казанского соборов, рядом с Введенским храмом похоронены оптинские старцы: Лев, Макарий, Амвросий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий и Анатолий (Потапов), над могилами большинства из них были возведены часовни. Настоятелей погребали непосредственно во Введенском и в Казанском соборах.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

В честь Иоанна Предтечи и св. Николая церковь эта была первоначально деревянная, на построение ее благословенная грамота выдана в 1788 г., а окончена она постройкою в 1784 г. и освящена 12 сентября того же года. Вместо деревянной, устроена была на другом уже месте каменная Предтеченская церковь в 1811 г. и освящена 8 ноября, которая упразднена в 1835 г. И в том же году начата постройкою церковь того же храмонаименования о двух престолах, освященная в мае 1836 г. Успенская церковь, начатая постройкою в 1799 г., но оконченная и освященная 2 октября 1804 г. Она имеет в длину 6 саж., а в ширину 5 саж. 1 арш. Церковь Александровская, находящаяся в колокольне. Постройка ее начата была одновременно с колокольнею с разрешения преосв. Рязанского Амвросия, данного 7 марта 1805 г. Колокольня в 4 яруса была окончена в 1811 г. и находящаяся на 2 этаже оной церковь освящена 7 ноября того же года. Внутри ограды находятся 4 одноэтажных каменных здания для настоятеля и братии. Земли во владении Петропавловской пустыни состоит: под монастырем, пахотной, садовой, лесной и огородной – всего 508 дес. 2142 саж.; кроме того, пустыни принадлежат 2 мельницы. Неприкосновенного капитала имеется в количестве 21 475 руб. Братии, кроме наместника, состоит: 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 13 монахов, 5 рясофорных послушников, 11 послушников и 1 священник, всего 44 человека и в качестве послушников, состоящих на испытании, до 50 человек, все они почти из крестьян. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 3, Рязань, типография В.П. Звукова, 1888 г. Монастырь Петропавловская пустынь, чья история насчитывает уже три столетия, возник при участии двух самых могущественных людей России начала XVIII века. А произошло это так: получив в 1701 году в подарок от царя Петра Алексеевича село Слободское с крестьянами и построенной там крепостью Ораниенбург, Александр Данилович Меншиков через несколько лет основал неподалеку монашескую обитель в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла – небесных покровителей любимого им государя.

http://sobory.ru/article/?object=11773

Что касается Пушкина, то он впервые побывал во Владимирской губернии в сентябре 1830 года, причем его путь лежал во Владимир через Покров и Покровский уезд. Поэт если и не был в Омофорово, то проехал всего лишь в 3 верстах от этого села. При этом, он проследовал через д. Болдино Покровского уезда, а его путь лежал в одноименную д. Болдино — родовое имение в соседней Нижегородской губернии. Там он провел знаменитую «Болдинскую осень». Так что о Дубровском из Омофорово и его истории Пушкин вполне мог узнать от кого-либо из чиновников или проезжающих на почтовых станциях по пути во Владимир. Начиная с 1811 г., имеются упоминания о священниках, служивших в Омофорове. В 1811 г. из богословского отделения Владимирской семинарии ко храму с. Омофорово был рукоположен во священника Никита Платонович Одоранский. В 1829 г. он был переведен к церкви погоста Пустое Поле Покровского уезда. Трагической оказалась судьба последнего священника, служившего в Омофорове с 1927 г., Василия Ивановича Махаева. Потомственный священнослужитель, во время Гражданской войны он был мобилизован в Красную Армию, но затем вновь стал пастырем. В Омофорово отец Василий был переведен из д.Карабаново, но в 1930-м г. арестовали. Батюшка вскоре погиб на лесоповале в одном из лагерей ГУЛАГа. Вскоре закрыли и храм. В 2008 г по инициативе настоятеля Свято-Казанского храма города Лакинска протоиерея Андрея Панина началось возрождение церкви  Омофорово. Основные труды взяли на себя московские дачники. Именно они взялись за восстановление храма, почти превратившегося в руины. Душой всей многотрудной деятельности по восстановлению храма стала москвичка Зинаида Ивановна Глушенкова, она и церковный староста, и казначей. Ей помогала Лидия Ивановна Дерюгина, родом из этих мест. Хорошими помощниками стали учащиеся Омофоровской специальной коррекционной школы-интерната, который занимает территорию бывшей усадьбы Дубровского. 14 октября 2011 г. в Омофорове произошло знаменательное событие. В престольный праздник - Покров Пресвятой Богородицы, в полуразрушенном храме состоялось служение Божественной литургии. В последний раз это было около 70-ти лет назад. В настоящее время храм продолжает восстанавливаться, регулярно проходят службы.

http://sobory.ru/article/?object=02867

За Тимофея, при увольнении его из Московского купеческого Общества, обещался вносить повинности родственник его Московский купец Н.А. Самгин, а по законам, ответственность за исправный платеж государственных повинностей, вместо увольняемого, должно принять на себя все общество. По этим причинам Св. Синод указом от 8-го марта 1810 года определил: в пострижении послушника Тимофея Путилова в монашестве отказать. Так не сбылись надежды Тимофея. Ему пришлось опять ехать в Москву, брать новое увольнительное свидетельство. Но получив его, 16-го марта 1811 года, он не возвратился более в Свенский монастырь, в расположился (как сказано в собственноручной записке О. Архимандрита Моисея , найденной в его бумагах, после его кончины) 8 испытать себя по первоначальному желанию своему в пустынном уединении. По совету иеромонаха Алексия (Адриана), жившего тогда в Московском Симоновом монастыре, Тимофей и отправился к Рославльским пустынножителям, о безмолвном пребывании которых он много слышал в бытность свою в Свенской Обители. Глава II. Пребывание в Рославльских лесах (1811 г.–1821 г.) Пребыв в Рославльские леса, Тимофей поместился у старшего из пустынножителей Иеромонаха Афанасия. Старец этот был Московский уроженец, из канцелярских чиновников, постриженик Оптиной пустыни. Он принадлежал к числу 12 человек, которые были отпущены Песношским Настоятелем старцем Макарием, вместе с учеником его О. Авраамием, для восстановления пустынной обители оптиной, и в 1796 году принял в ней пострижение, был посвящен в иеромонаха и сделан духовником. Горя желанием безмолвной жизни, он собрался было на Афон и уже получил увольнение, но, услыша об русских пустынножителях в Ярославльских лесах, пришел туда и поселился между ними около 1805 года. Он прожил здесь безвыходно более 20 лет, храня до смерти духовное трезвение и имея дар умной молитвы. Под его то руководством Тимофей провел 10 лет в лесной глуши и им был келейно пострижен в монашеский образ, при чем наречен Моисеем. Восприемным его отцом от евангелия был другой пустынный старец, О.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 декабря 1994 года святитель Филарет был причислен к лику святых. Мощи святителя Филарета первоначально были перенесены в Трапезный храм во имя преподобного Сергия, а затем в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. 9 июня 2004 года мощи святителя Филарета были перенесены в Москву в кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Труды: Старость (стихотворение в честь митрополита Платона, 1807)//Тульские епархиальные ведомости. 1877, 6. Изложение разности между восточною и западною церковью в учении веры (1811)//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1846–1918; 1870. Кн. 1. Замечания на книгу Исход; Руководство к познанию книги псалмов; Учительные книги Ветхого Завета (1811)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894, 1871–1874. Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне (т. е. в войне 1812). СПб., 1813, а также//Сын отечества. 1813, ч. 6. Опыт объяснения псалма 67. СПб., 1814. Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти языков. 1814. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха Цареградского, к восточным патриаршим престолам. СПб., 1815 (по просьбе князя Голицына). Акафист Пресвятой Богородице//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891; 1855, ч. 14. Изъяснение о проклятии, наложенном от Собора 1667 года//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891; 1855, ч. 44. Значение церковной молитвы о соединении церквей//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891; 1860, ч. 19. Нечто о ращении власов//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891; 1860, ч. 19. Песни из канона преподобным Кириллу и Мефодию//Душеполезное чтение. М. 1863, май. К вопросившему о значении слов книги Бытия: се Адам бысть, яко един от нас//Душеполезное чтение. М. 1865, август.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010