В 1810 году рукоположен во священника к градо-пермскому Петропавловскому собору, а в 1813 году произведен в протоиерея к кушвинскому свято-Троицкому собору и определен благочинным над церквами Гороблагодатских и Нижнетагильских заводов; в течении семи лет исправлял должность инспектора школ гороблагодатских заводов и был учителем Кушвинской заводской школы. В 1822 году протоиерей Кириллов переведен в Нижнетагильский завод к Входоиерусалимской церкви, при чем от должности благочинного уволен. В 1828 году определен сотрудником миссионеру градо-кунгурскому протоиерею Петру Луканину в деле обращения к св. Церкви раскольников по уездам кунгурскому, красноуфимскому и осинскому, но в 1829 году по расстроенному здоровью от сей должности уволен. В 1832 году определен присутствующим в Верхотурское духовное правление и благочинным над церквами Нижнетагильских заводов, но в 1834 г. от должности благочинного уволен, дабы мог он, согласно своему желанию, удобнее заниматься делом по заводам Нижнетагильским. В 1838 году по поручению высокопреосвященного архиепископа Аркадия был в Москве и как в тамошней патриаршей ризнице и библиотеке, так и в ризнице большого Успенского собора и свято-Троицкой Сергиевой лавры обозревал древности, чтобы заметить в них по возможности все, что служит к обличению неправости раскольнических мнений. За усердную и ревностную службу протоиерей Кириллов награжден был в 1833 году бархатной фиолетовой скуфьей, а в 1838 году таковой же камилавкой. Скончался он в 1843 году, 57 лет от роду. После Кириллова учителями среднего грамматического класса были: с 1807 по 1811 год Василий Прибылев, с 1811 по 1813 год Ипполит Капустин, с 1813 по 1814 год священник Иоанн Попов (иногда называемый Поповский – вероятно, в отличие от священника Попова, бывшего первым учителем высшего грамматического класса). Священник Попов был родом пермского уезда Полазинского села диаконский сын, с низших классов обучался в Вятской семинарии, окончил курс в Пермской; по окончании курса был учителем низшего грамматического класса и потом определен священником в Юговской завод, в 1810 году переведен к Пермскому кафедральному собору, а в 1811 году определен опять учителем низшего грамматического класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам митрополит Амвросий ходатайствовал у св. Синода, чтобы дело о пострижении моем решено было скорее; и действительно, в 25 день сентября 1811 года он, мой милостивец, привезши с собой из св. Синода указ, призвал меня и сказал: вот ты у преподобного Сергия учился. Сергий преподобный и разрешает твою судьбу – быть в монашестве! Дело по сему предмету кончилось. Но надобно было придумать для меня, имеющего постричься, и должность ученую. Что-ж тут? Меня назначают бакалавром С.-Петерб. дух. академии по предмету философскому к профессору Горну; и хотя я не возведен еще был на сию должность: однако-ж самим министром духовных дел, князем Голицыным, лично и ясно был поздравлен. Внезапно последовало возражение со стороны другого архиерея , преосвященного Рязанского Феофилакта, совсем не по недоброжелательству ко мне, но по другим случаям, касающимся до личных отношений митро­полита с архиепископом. И дабы, при такой встрече, не почитал я себя напрасно обиженным, – вдруг в св. Синоде поставляют определение быть мне архимандритом и состоять настоятелем третьеклассного Спасокаменского в Вологде монастыря, с возведением притом меня в звание префекта Вологодской семинарии, который в обязанности еще состоял и преподавать там философию. Итак в 15-й день октября 1811 года в Невской лавре, за утренею постригли меня в монашество, а за литургией в тот же день посвятили во иеродиакона. В 17 день того же октября в Исаакиевском соборе преосвященный Иосаф, викарий С.-Петербургский, рукоположил меня во иеромонаха , и в 24 число того же октября, в церкви всех скорбящих Богоматери, сам митрополит Амвросий поставил во архимандрита. Сколько слез я пролил при самом рукоположении в первый чин, – сего не объяснить, равно как и не постигаю, что подобное делалось со мной при хиротонии во епископа! По произведении меня во архимандрита Спасокаменского монастыря, прибыл я из С.-Петербурга в Вологду в 1-й день декабря 1811 года, и во 2-й день, по обряду настоятеля, вступил в упомянутую обитель. В то же время от благодетеля моего, преосвященного Евгения Вологодского, удостоен и других почестей: я сделан был присутствующим в Вологодской духовной консистории, а по семинарии возведен в звание префекта, с должностью учителя философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

колоннады на аттик и т. д. 7 апр. 1807 г., сразу после смерти Старова, его место в комиссии занял Воронихин, а надзор за строительством был поручен Кваренги. Вскоре после того как 27 июля 1811 г. сломали старую церковь, император приказал гр. Строганову завершить строительство. В 1810 г. за возведение храма Воронихин получил орден св. Владимира 4-й степени и пожизненную пенсию, в 1811 г.- орден св. Анны 2-й степени. Инициатор проекта гр. Строганов удостоился чина 1-го класса. Простудившись на освящении собора, он через 2 недели скончался (27 окт. 1811). Воронихин умер 23 февр. 1814 г., на его надгробии на Лазаревском кладбище было помещено изображение собора. Руководителем работ в соборе с 1 июля 1814 г. стал проф. А. А. Михайлов. 24 авг. 1818 г. строительная комиссия была закрыта; новая комиссия по доделке собора работала с 26 сент. 1818 по 3 мая 1827 г. Архитектура храма Воронихин, как и др. конкурсанты, первоначально собирался создать центрический храм, имевший в плане греч. крест, но затем обратился к форме 3-нефной базилики. Базилика высотой 71,6 м, имеющая в плане лат. крест, вытянута на 72,5 м вдоль Невского проспекта. Ширина храма - 56,7 м, площадь - 1056 кв. саж. К. с. принадлежит к т. н. большим неоклассическим соборам Европы XVIII в. «Структура Казанского собора очень близка к рассуждениям французских теоретиков классицизма об идеальной форме храма», основанным «на античной теории Витрувия, на наследии раннехристианской церковной архитектуры и на теоретических текстах восточнохристианских отцов Церкви о значении храма и его частей» ( Путятин. 2010. С. 67). Оформление центрального купола и зап. портика воспроизводит мотивы храма св. Женевьевы (Пантеона) в Париже (1758-1790, архит. Ж. Ж. Суфло). Казанский собор в С.-Петербурге Казанский собор в С.-Петербурге Дуга колоннады и купольный объем, занимающий центральное место в композиции, соответствуют формам здания Французской академии (Коллежа четырех наций, 1661-1665, архит. Луи Лево); возможно, влияние на Воронихина оказали работы М.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Киевская катастрофа 1811 г. вошла в тройку крупнейших пожарищ в столетия. Крестовоздвиженская церковь сгорела дотла, кроме нее сгорели еще 1176 домов. Погибли в огне Духовная Академия с Братским монастырем, Греческий монастырь, все деревянные постройки Флоровского женского монастыря (40 монахинь задохнулись в дыму, спасая церковную утварь), 11 церквей каменных и 4 деревянных приходских, две почты, Магистрат, Контрактовый дом и прочие здания. При существовавщей до 1811 г. деревянной церкви был каменный храм Архангела Михаила, который при пожаре тоже пострадал, но все-таки смог послужить основанием для нового храма. Изначально проектировал церковь городской архитектор Андрей Меленский. Однако позже Крестовоздвиженский храм неоднократно перестраивался и достраивался, а потому в его архитектуре и оформлении сегодня можно увидеть целый букет из элементов разных стилей и направлений. Все строительные работы велись исключительно на за счет средств прихожан, потому стройка храма затянулась почти на 100 лет. Полностью работы по строительству и отделке храма были завершены только в 1905 г. Интересно, что средства на строительство храма собирали не только жители района, но и всего Киева. Самую значительную сумму для строительства пожертвовал приход подольской Притиско-Никольской церкви, и в этом тоже есть подтверждение истинного христианского братства того времени и отсутствие такой привычной ныне нездоровой конкуренции. Верхний храм Воздвижения Креста Господня достроили в 1839-м, и после двух лет отделочных работ его открыли для прихожан. Освящение церкви состоялось в 1841 г. знаменитым киевским митрополитом, святителем Филаретом ( Амфитеаторовым). Иконостас храма был особенным – его собрали из частей иконостасов подольских церквей, уцелевших после пожара в 1811 г. В 1860 г. по эскизам архитектора П.Спарро была построена колокольня, сохранившаяся до наших дней. Позже была открыта приходская школа, из-за чего Крестовоздвиженская церковь стала настоящим культурно-просветительским центром.

http://sobory.ru/article/?object=14115

Реформа имп. Екатерины II Алексеевны , в ходе которой сократилось число монастырей, лишила надежды мн. сестер, желавших пострига в Киеве. Дополнительные трудности возникли вслед. пожара 1811 г., уничтожившего кельи насельниц. По сообщению от 12 июля 1811 г. Киевского губ. правления военному губернатору М. А. Милорадовичу, вслед. пожара погибли схимонахиня, 10 штатных монахинь и 12 послушниц ( Путова. 2012. С. 326). В рапорте 1820 г. игум. Смарагды (Норовой) поименно указаны 25 погибших насельниц (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 214. Д. 65. Л. 4 об.). Прием на послушание приостановился. Штат обители составляли в основном старожилы Флоровского и закрытых мон-рей. По состоянию на 1786 г., в игуменство мон. Августы (гр. Апраксина, в девичестве кнж. Ягужинская), в обители проживали 71 штатная монахиня в возрасте от 59 до 86 лет и 54 заштатные - от 60 до 83 лет (Там же. Оп. 180. Д. 80. Л. 1-2 об.). Вдовствующая кнг. Прасковья Шаховская (мон. Пульхерия, с 1806 по 1812 игумения) после 8 лет пребывания в К. м. в 1805 г. получила отказ митр. Серапиона в постриге на основании того, что после ликвидации мон-рей в Киевской епархии оставались неустроенными 24 заштатные монахини. Только личное обращение к императору способствовало положительному решению вопроса. Инокиня Елена (в миру Екатерина (1756-1834), дочь генерал-майора А. Д. Бехтеева), причисленная в 2009 г. решением Синода УПЦ к лику местночтимых святых Киевской епархии, лишь незадолго до кончины, при митр. Киевском и Галицком Евгении (Болховитинове) , удостоилась пострига в К. м. Она приехала в Киев из Воронежской губ. для поступления на послушание в К. м., но как не состоявшая в штате мон-ря была вынуждена покинуть город после пожара 1811 г. В 1817 г. Бехтеева вместе с Елизаветой Придорогиной, дочерью «именитого воронежского гражданина», вновь поступила на послушание в К. м. и с разрешения начальства построила на собственные средства кельи, которые после ее смерти должны были остаться в собственности монастыря (ЦГИАК. Ф. 167. Оп. 1. Д. 65. Л. 15-17, 54-54 об.).

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Последним настоятелем деревянной церкви был отец Никифор Васильев. 17 декабря 1768 г. приходскую церковь Троицы Живоначальной в селе Воробьёве запечатали, а церковную утварь из нее перенесли в дворцовый храм «Живоносного Источника», богослужения в котором прихожане посещали до постройки новой Троицкой церкви. К концу 1790-х г.г. по приказу Екатерины II храм был разобран. В 1811 г. «тщанием прихожан и доброхотных дателей» рядом с разобранным храмом была выстроена новая кирпичная церковь с белокаменным цоколем, существующая поныне. На месте алтаря старой церкви в 1811 г. поставили белокаменный памятник, увенчанный крестом, сохранившийся до наших дней и расположенный в 5–6 метрах от нынешнего главного алтаря. Первым настоятелем новой каменной церкви Святой Троицы стал Иаков Ильин, в 1802 г. переведенный из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» и прослуживший здесь до 1812 г. До 1818 г. Троицкая церковь относилась к московскому уезду, а с 30 марта 1818 г. – к Замоскворецкому сороку Москвы. К 1811 г. храм был построен вчерне и вначале освящен был только престол святителя Николая Чудотворца. Освящение главного престола в честь святой Троицы состоялось 22 сентября 1818 г., его совершил протоиерей Иоанн Иоаннов. Согласно ведомостям 1819 г., причт Троицкой церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе числилось 113 дворов, в которых проживали 354 души мужеского пола и 392 женского. Придел преподобного Сергия Радонежского был освящен, скорее всего, в 1823 г., т.к. в «Ведомости о церкви Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, состоящей в Москве в Замоскворецком Сороке» за 1822 г. о нем сказано, что он «устрояется». В документе также говорится, что печи в храме отсутствуют, иконостасы не окрашены и не вызолочены, снаружи церковь не оштукатурена, без боковых крылец и без ограды, утварью посредственна. Причт, как и прежде, состоял из одного священника, диакона, дьячка и пономаря. Приходских дворов – 120, прихожан – 377 душ мужского пола и 443 женского. Земли при церкви – 33 десятины. На церковной земле находилось 2 кирпичных завода: один завод принадлежал московской купеческой жене Аксинье Андреевне Нечаевой, другой – московскому купцу Михаилу Артамоновичу Шкарину. У церковнослужителей были собственные дома на церковной земле, за исключением диаконского, который «своей не успел еще построить».

http://sobory.ru/article/?object=02278

Вместо сожженной церкви тщанием жителей поселка, по храмозданной грамоте 1444 епископа Вятского Лаврентия от 14 мая 1775 года, была построена новая деревянная церковь. «Усердие со стороны прихожан при постройке церкви сей было столь велико, что, по сказанию старожилов, окончена была постройка в два месяца. Сбоку, в особенной пристройке, устроен был придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Помнящие церковь сию с похвалою отзывались об устройстве, обширности, благоприличном украшении ее», – сообщали Вятские епархиальные ведомости в 21 за 1863 год. Спустя почти 40 лет церковь стала ветшать, а приход резко увеличился – до 12800 человек. Возникла необходимость строительства большого каменного храма. Горный департамент в выделении средств отказал, а в церковной кассе в 1811 году денег было только 700 рублей… В том же 1811 году из Ижевска в Воткинск был переведен отец Василий Блинов – одна из наиболее замечательных личностей, связанная не только с историей храма, но и города. Протоиерей Василий Егорович Блинов родился в семье священника Вятского Богоявленского собора Георгия (Егора) Михайловича Блинова и его жены Натальи Амвросиевны 2 января 1785 года. Восприемником при крещении был друг отца доктор Петр Федорович Чайковский, дед Петра Ильича Чайковского. В 1792–1804 годах Василий Блинов обучался в Вятской духовной семинарии, а по окончании ее был оставлен учителем младших классов. В 1807 году Василий Блинов, уже священник, был направлен служить в Ильинскую церковь Ижевского завода. И тут была продолжена духовная связь с семьей Чайковских. Он принимал участие в обряде венчания чиновника Ивана Федоровича Евреинова с Александрой Петровной Чайковской, дочерью своего крестного отца и сестрой Ильи Петровича Чайковского. 29 октября 1811 года отец Василий стал протоиереем старой Димитриевской церкви Воткинска. В первый же год своей службы здесь отец Василий добился открытия Нагорного кладбища (действовавшего до конца 1950-х годов). В июле 1815 года мастеровые Воткинского завода, указывая на то, что завод их «считается одним из самых важных в государстве», а «главные горные заводы по проекту Горного положения состоят наравне с городами», просят управляющего заводом ходатайствовать его преосвященству епископу Вятскому Гедеону о позволении построить в заводе каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/3677.html

Сборники экзегесисов Г. дошли также в списках 1-й пол. XIX в.: 2 версии Анастасиматария Петра Пелопоннесского - с кратким мелосом (Lesb. Leim. 302, ок. 1820 г.; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr.), 1829 г.) и c пространным мелосом (совместно с Хурмузием; Athen. Paidousi. 4, 1816-1919 гг.), Ирмологий Петра Пелопоннесского (совместно с Хурмузием; РНБ. Греч. 740, 1-я треть XIX в., 738, 1-я пол. XIX в.), Краткий Ирмологий Петра Византийского (совместно с Хурмузием; Athen. Paidousi. 3, 1811 г.; Lesb. Leim. 457, 1816-1820 гг.; Aegio. Taxiarch. 6, 1825 г.), Калофонический Ирмологий 1816 г. (Athen. Merlier. 22, 1825 г.; Aegio. Taxiarch. 7, 1825 г.), Анфология в 4 т. (Hieros. Patr. Nova coll. 6; Patra. Omplou. 2, 1819 г.; CPolit. Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Cypr. Archiep. 4 et 10, 1818 г.; Monast. S. Androu. 36, 1818 г.). В рукописях встречаются и отдельные экзегесисы Г.: ναμις на Господские праздники 1-го плагального гласа и Кресту 2-го гласа (Aegio. Taxiarch. 5, 1811 г.; CPolit. K. Ananiadou. 3, 1811 г.), осмогласник «Богородице Дево» Петра Берекета (CPolit. K. Ananiadou. 3) и др. Собственные мелодические версии песнопений Г. написаны в различных греч. певч. стилях. Ему принадлежит ряд напевов прокимнов вечерни: «Господь, воцарися» на 2-й глас (РНБ. Греч. 742, XIX в.), «Се ныне благословите» на 2-й плагальный (6-й) глас ι (БАН. РАИК. 64, сер. XIX в.; РНБ. Греч. 742, 739, 1-я пол. XIX в.), «Господь услышит мя», «Милость Твоя, Господи», «Боже, во имя Твое» и «Боже, заступник мой» на 2-й глас (РНБ. Греч. 742), «Кто Бог велий» на глас βαρς Γα (Aegio. Taxiarch. 9, 1820-1830 гг.; БАН. РАИК. 41, 1830-1850 гг., 64; РНБ. Греч. 739), «Бог наш на небеси и на земли» на глас βαρς (7-й) Γα (РНБ. Греч. 742), Великого четверга «Помощь моя от Господа» на 2-й глас (РНБ. Греч. 742), Великой субботы «Воскресни, Боже» на глас βαρς Γα (РНБ. Греч. 742, 739). Г. дополнил Ирмологий катавасий Петра Пелопоннесского ирмосами Лазаревой субботы «Сотвори державу» 1-го гласа и «Воду прошед» 4-го плагального (8-го) гласа Γα=Νη, Благовещения Пресв. Богородицы «Седяй в славе» 4-го гласа (λϒετος) Βου и Воздвижения 4-го плагального гласа (Lesb. Leim. 337; Aegio. Taxiarch. 8, 1827 г.; РНБ. Греч. 740).

http://pravenc.ru/text/166630.html

Во второй половине XIX в., начиная с 70-х гг., ухудшилось финансовое положение монастыря. И хотя в отчетах епархиального архиерея Козловский монастырь числился как один из обеспеченных, факты свидетельствовали об обратном. В 1896 г. в отчете епископа Тамбовского и Шацкого Иеронима (Экземплярского) финансы Козловского монастыря в полном порядке, а уже в 1898 г. настоятель монастыря архимандрит Евгений просит у епархиальных властей выдать сборную книгу для сбора пожертвований, для того чтобы оштукатурить колокольню внутри и снаружи «в виду скудости средств монастыря». Если сравнивать доходы Козловского монастыря 1811 г. и спустя 78 лет, т. е. в 1889 г., то можно увидеть, что доходы резко возросли (225 р. в 1811 г. и 11329 р. в 1889 г.). В течение XIX в. монастырь обогащался. Если в 1811 г. в доходной части, помимо продажи свечей и ладана, указывались ещё доходы, получаемые за отдачу в аренду рыбных ловлей, мельницы и казенное жалование монахам, то в 1889 г. были найдены новые способы получения денег для монастыря: за аренду монастырской земли, подворья в г. Тамбове (сдавались под квартиры), место на монастырском кладбище (для горожан оно было платным), от ежегодной Троицкой ярмарки, проводимой у стен монастыря, кружка, поставленная в часовне и монастырской гостинице. Кроме этого монастырь продает (хотя и в небольших количествах) свои овощи, фрукты, молоко, скот, дрова. Получаемые средства накапливались. Получается, что в течение века монастырь только и делал, что копил деньги, стараясь не тратить даже на необходимое. Это типичная ситуация для всех штатных небольших монастырей России. Ведь фактически деньгами самостоятельно монастырское начальство распоряжаться не могло. Ни одной копейки нельзя было взять из капитала без разрешения вышестоящего начальства, а откладывать деньги нужно было в обязательном порядке. В течение века количество монастырской братии увеличилось незначительно (12 человек в начале и 22 в конце), но сильно возросли потребности обители. На покупку провизии тратилось больше чем на содержание церквей (1431 р. против 1131 р.) – это третье место в статье расходов после банковских операций и ремонта зданий.

http://sobory.ru/article/?object=10548

Того же года в Июле уволен на покой в город Переяславль Полтавской Епархии. Но в 1807 году определён в Воронежский Акатов монастырь Архимандритом и Воронежской Семинарии Ректором. Прибавление из VI тома АФАНАСИЙ скончался в 1811 году, Декабря 22 в Воронеже, будучи тамошнего Акатова монастыря Архимандритом и Семинарии Ректором. 66 . ИННОКЕНТИЙ III Тихомиров, 8 Сентября 1804 года переведён из Архимандритов Переславского Никитского монастыря и Синодальных Ризничих; 6 Февраля 1808 года переведён в Боровский Пафнутьев монастырь. В Августе 1814 года переведён в Новгород-Северский монастырь. 67 . АМВРОСИЙ IV Орнатский, 6 Февраля 1808 года определён, а 9 произведён из соборных Иеромонахов и Префектов Новгородской Семинарии. В 1811 году переведён в Юрьев, ныне Ново-Спасский, на место его. 68 . ВЛАДИМИР Ужинский ( Прибавление из VI тома к 1 тому 32 ): ВЛАДИМИР Ужинский, с 2 Февраля 1808 года Соборный Иеромонах Александро-Невской Лавры. 7 числа определён Префектом; того же года, 2 Июня произведён в Игумена Деревяницкого. В 1811 году, Ноября 15, определён, а Ноября 24 произведён в Архимандрита Антониева монастыря. В 1812 году, Марта 30, определён Ректором Семинарии. Антониев Сийский монастырь См. Сийский Антониев. Антониев Храминогорский монастырь См. Храминогорский Антониев. Арбатский Воздвиженский монастырь Мужской, в Москве. См. Крестовоздвиженский монастырь. Аргамаков Новгородский монастырь Существовал в начале XVII века и находился близ Великого Новгорода между селом Городищем и упразднённым Нередицким монастырём. В 1615 году при описании Новгорода и окологородних мест, после опустошений, произведённых в Новгороде Шведскими войсками под предводительством Генерала Якова Пантуса де ла-Горди, упоминается в оном церковь во имя св. Великомученика Георгия. Ардынская пустынь Смоленской Епархии заштатная мужская. Находится на устье речки Ардынки, впадающей в Реку Межу, отчего и называется Ардынкой, расстоянием от Смоленска в 50 вёрстах. Построена в 1720 году Смоленским Шляхтичем Никифором Поплонским, по благословению Варлаама, Митрополита Смоленского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010