При имп. Александре I Павловиче увеличилось количество членов ордена, развивались его структуры как в Российской империи, так и за ее пределами. В 1802 г. в России находилось 247 И. (113 пресвитеров, 78 схоластиков, 56 братьев), в 1805 г.- 333 (145 пресвитеров, 100 схоластиков, 88 братьев). Открыты новициаты в Динабурге (1802) и Пуше (совр. Латвия; 1811), коллегии в Могилёве и Мстиславле (1799), в Романове (1811), резиденции в Краславке (ныне Краслава, Латвия; 1811) и Ужвальде (1813). По приказу императора для окормления католиков-колонистов и переселенцев были учреждены миссии в Поволжье (Саратов, 1803) и в Новороссии (Одесса, 1804), в 1804 г. возобновлена миссия И. в Риге, где в 1810 г. были созданы школы для мальчиков и девочек. С 1805 г. неск. И. служили в католич. ц. Вознесения Господня в Астрахани, где помимо окормления армяно-католиков и католиков лат. обряда они проповедовали среди калмыков. После согласований с Римом в 1803 г. Грубер разрешил частично возобновить деятельность Английской пров. ордена (в Стоунихёрсте). В 1804 г. И. в России оказали помощь в восстановлении иезуитских провинций в Королевстве обеих Сицилий, в том же году была создана миссия в Нидерландах. В 1804 г. по предложению бывш. иезуита Балтиморского еп. Джона Кэрролла Грубер дал согласие на открытие новициата и организацию провинции в США. В 1805 г. Грубер направил в Китай 3 И., однако открытие их миссии было запрещено Конгрегацией пропаганды веры. После гибели Грубера (26 марта 1805) во время пожара в доме И. в С.-Петербурге 2 сент. 1805 г. новым генералом был избран Тадеуш Бжозовский . При нем в 1807 г. из Астрахани в Моздок были направлены 3 пресвитера-И., их миссия, включавшая начальную школу и больницу, просуществовала в городе до 1827 г. Для окормления католиков в Сибири (в основном ссыльных поляков) по просьбе кн. А. Чарторыйского в 1812 г. были организованы миссии И. в Иркутске и Томске. По просьбе Бжозовского и при поддержке посла Сардинского королевства гр. Ж. де Местра , а также ряда лиц в рус. правительстве (В. П. Кочубея, И. В. Лопухина) 12 янв. 1812 г. имп. Александр I подписал указ о преобразовании Полоцкой иезуитской коллегии в академию (см. ст. Академии духовные католические в России ), приравненную по статусу к ун-ту. В ведение Полоцкой академии передавались иезуитские коллегии и школы в Российской империи. В 1815 г. в коллегиях и школах И. обучалось ок. 2 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/293585.html

В апреле 1811 года он просил увольнения в отпуск в С.-Петербург, а в ноябре того же года, также по собственному прошению, и совсем уволен от должности префекта, учителя и члены семинарского правления с награждением «за труды и подвиги», как сказано в послужном его списке, ста рублями. Этим навсегда окончилась служба его при семинарии. Оставивши оную, протоиерей Пономарев, доселе числившийся при Новоусольском соборе, переведен был к Юговскому Христорождественскому собору на протоиерейское место и, по распоряжению начальника завода, определен инспектором тамошней заводской школы и законоучителем. В 1820 году протоиерей Пономарев определен был к градо-Пермскому Петропавловскому собору и до 1831 года проходил должность благочинного над некоторыми церквами Пермского уезда. Скончался в должности протоиерея означенного собора в преклонных летах. На место протоиерея Пономарева членом семинарского Правления сделан был безместный священник Иоанн Подосенов, но он занимал эту должность не более двух-трех месяцев и был уволен в число братства в верхотурский монастырь. Вместо него в августе 1811 года определен был прежний учитель, снова теперь поступивший в семинарию, кунгурский протоиерей Василий Дьяконов, который по вдовству изъявил желание поступить в монашество и причислен был к братии архиерейского дома. Вскоре (в ноябре 1811 года) к двум членам семинарского правления (протоиерею Дьяконову и иеромонаху Иннокентию) присоединен был третий – игумен Гавриил, которому прежние вины были отчасти отпущены; впрочем, его старые неисправности, не были вполне забыты: в должность префекта, которую прежде занимал, он не был определен, а велено было над семинаристами иметь смотрение всему семинарскому правлению. Около этого же времени определен был еще и четвертый член – комиссар семинарии иеромонах Геннадий (бывший священник Гавриил Арефьев). Игумен Гавриил, впрочем, не долго продолжал вторичную свою службу при семинарии. Не прошло и года после его определения (в июле 1812 года) как он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . СЕРГИЙ Крылов-Платонов, и того же числа переведён в Юрьев монастырь, в 1811 году, Июня 14 – в Новоспасский, в 1812 году, Марта 3, пожалован, а Марта 17 хиротонисан в Епископа Костромского. 2 . ФИЛАРЕТ Дроздов, в 1812 году, Марта 18, из Бакалавров Богословских наук, в том же месяце 27 числа определён Настоятелем Новгородским Юрьева монастыря (см. выше, стр. 828 , 102 ). Прибавление: О Санкт-Петербургской Семинарии По открытии Санкт-Петербургской Семинарии, по новому плану, в оной были Ректоры : 1 . АНАТОЛИЙ Максимович, из белых Священников Санкт-Петербургской церкви, именуемой Спас на Сенной, по пострижению в монашество, в 1809 году, Августа 15, произведён в Архимандрита Троицкой Сергиевой приморской пустыни; в 1812 году, Марта 3, пожалован, а Марта 31 хиротонисан в Епископа Полтавского. 2 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, из Префектов Киевской Академии, определён Бакалавром в Санкт-Петербургской Академии, а потом, с 1812 года Марта 13, Ректором Семинарии и Богословских наук Профессором; Марта 27 определён Настоятелем Троицы Сергиевой пустыни; в Сентябре 1813 года хиротонисан в Епископа Старорусского. 3 . ИННОКЕНТИЙ Смирнов, Знаменского монастыря, что в Москве, Архимандрит, а потом Пустынский. С Сентября 1813 года; он в 1813 году пожалован алмазным наперсным крестом, а в 1814 году, Августа 30, таковым же Ордена Св. Анны 1 класса. К стр. 587 103 . Ректоры Префекты 13. АНТОНИЙ Соколов … и находится доныне. 15. БОРИС Поликарпов … и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 13. АНТОНИЙ Соколов, в 1801 году, Сентября 15, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса. В 1807 году был в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения; в 1808 году, Января 24 пожалован, а 2 Февраля хиротонисан в Епископа Старорусского; ныне Епископ Воронежский. 14. ЕПИФАНИЙ Канивецкий, в 1808 году, Февраля 6 переведён из Виленского Свято-Духова монастыря в Спасо-Преображенский Казанский и определён Ректором Академии; в 1811 году, Января 7, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса. 15. БОРИС Поликарпов, в 1811 году, Января 7, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На месте бывшей каменной церкви Воздвижения Честного Креста Господня в 1804-1811 г.г. построена церковь над святыми вратами во имя Спаса Нерукотворённого Образа с колокольней в три яруса. Колокольня своей стройностью и красотой придаёт величественный вид всей обители. Последним сооружением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, построенная в 1809 г. Она завершила комплекс монастырских башен и стен, строившихся с 1734 г. В ней располагалась монастырская библиотека, в которой по преданию Карамзин работал над своей " Историей государства Российского " . При монастыре были построены две каменные часовни: первая, сооружённая в 1811 г., находилась непосредственно при монастыре; другая, уступленная Городской думой в 1807 г., располагалась у реки Тверцы. В 1717 г. был построен настоятельский корпус, каменный, в два этажа. Другой корпус, совершенно отдельный, тоже каменный, двухэтажный, состоял из одних братских келий и устроен был в 1818-19 г.г. В ряду монастырской стены, рядом с колокольней, в 1811 г. выстроен двухэтажный флигель. В нижнем этаже помещались странники и приходящие богомольцы. Кроме того, внутри монастыря имелся одноэтажный каменный флигель, примыкавший к настоятельским келиям, где помещались разные монастырские службы. Информация с сайта монастыря, Братский корпус Братский корпус представляет собой Г-образное здание с северным и западным крыльями. Расположен в западной части Борисоглебского монастыря. Двумя главными фасадами - северным и восточным образует вместе с трапезным комплексом Введенской церкви и собором Бориса и Глеба внутренний двор монастыря. Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное на белокаменном цоколе, здание выстроено в стиле позднего классицизма. Состоит из двух перпендикулярно расположенных друг к другу крыльев, объединенных на углу полуротондой завершенной куполом. У торца западного крыла пристроена в конце XIX в. ретирада. В 2011-2013 г.г. проведены реставрационные работы по сохранению объекта, в том числе вычинка и докомпановка утрат кирпичных стен западного крыла, восстановление утраченных откосов и четвертей дверных и оконных проемов западного крыла, вычинка белокаменного цоколя на северном фасаде и восстановление утраченного на южном фасаде западного крыла, усиление стен инъектированием с косвенным армированием трещин, восстановление кирпичного профилированного венчающего карниза XVIII в. на южном фасаде южного крыла.

http://sobory.ru/article/?object=01139

не была опубликована, в т. ч. опера на библейский сюжет «Эсфирь» (1814; опубл.: XVIII век. СПб., 2002. Сб. 22. С. 368-408). Из поздних духовных од помимо оды «Христос» и переложений псалмов наиболее значителен цикл стихотворений, созданных в 1810 г.: «Идолопоклонство», «Добродетель», «Истина», «Проблеск», а также «Тоска души» и «Предвестие» (последние - переводы из нем. поэта и богослова Л. Козегартена). Дом Д. на Фонтанной набережной стал одним из центров лит. жизни столицы. Вокруг Д. и А. С. Шишкова сложился кружок «архаистов», ревнителей старины, любителей церковных книг, народных песен и одической поэзии. В 1811 г. ими было создано официальное лит. об-во «Беседа любителей русского слова», один из «разрядов» которого возглавил Д. Собрания «Беседы...» проходили преимущественно в его доме (со смертью поэта об-во прекратило существование). В 1805 г. в Званке Д. познакомился со Старорусским еп. Евгением (Болховитиновым) . Ему адресованы стихотворения «Евгению. Жизнь Званская» (1807) и «Эхо» (1811). Их переписка продолжалась до последнего дня жизни поэта. К еп. Евгению Д. обращался за советами по богословским, историческим и лит. вопросам, хотя и не всегда следовал им. Епископ помогал ему в сборе материалов для «Рассуждения о лирической поэзии» и в свою очередь просил у Д. материалы для «Словаря русских писателей», над к-рым в это время работал. По его просьбе в 1805 г. Д. составил краткие «Примечания» к своим сочинениям (опубл.: Вопр. рус. лит-ры. 1973. Вып. 2. С. 107-117; 1974. Вып. 1. С. 81-94; 1975. Вып. 1. С. 110-125), впосл. выросшие в обширные «Объяснения», которые Д. продиктовал в 1809-1810 гг. на материале 4-томного издания 1808 г. (полностью опубл. Гротом в 1870). В 1805 г. для «Словаря русских писателей» еп. Евгения Д. подготовил краткую автобиографическую справку. Возможно, работа над ней и подала Д. мысль о создании мемуаров - «Записок из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» (1811-1813; опубл. П. И. Бартеневым в 1859). Член Российской академии (1783), почетный член Общества любителей российской словесности (1812) и СПбДА (1814). Награжден орденами св. Владимира 3-й (1786) и 2-й (1793) степени, св. Анны 1-й степени (1798), св. Александра Невского (1801), почетным командорским крестом Мальтийского ордена (1800). Похоронен в Варлаамиевом Хутынском мон-ре . В 1959 г. его прах был перевезен в Новгородский кремль и захоронен у зап. стены Софийского собора. В Званке по завещанию вдовы поэта Д. А. Державиной на пожертвованную ею сумму в 1869 г. были открыты Знаменский жен. мон-рь и при нем Державинское 3-классное уч-ще для девиц духовного звания.

http://pravenc.ru/text/171736.html

В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) уделял особое внимание нуждам возрождающейся обители. XIX век В 1802 году было положено начало строительству новой трехъярусной колокольни высотой 30 сажень. С двух сторон к колокольне были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году закончилось строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году началось строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью кельями. Материал необходимый для строительства храма был пожертвован надворным советником Камыниным. Храмы были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году была освящена больничная, а 23 октября 1811 года освятили и Казанскую церковь. 18 января 1809 года в соответствии с прошением игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30-ти монашествующих. В 1821 году в монастыре был устроен скит. В скиту селились пустынники — люди, которые множество лет провели в абсолютном уединении. Духовной жизнью монастыря стал ведать старец. В обитель потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобретал угодья, была приобретена мельница, обустроены каменные здания. С Оптиной пустынью связаны эпизоды из жизни некоторых писателей и мыслителей России. В.С. Соловьёв привёз Ф.М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время. Известно, что некоторые детали в «Братьях Карамазовых» появились благодаря впечатлению от этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий , живший в то время в скиту Оптиной пустыни. XX век 23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но некоторое время монастырь существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года сельхозартель была закрыта. Святая обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник монастырь получил новое название - «Музей Оптина пустынь».

http://azbyka.ru/palomnik/Оптина_пустынь

6 В троицкой семинарии Филарет был учителем риторики и поэзии. По приезде в Петербург он сперва был определен инспектором петербургской семинарии и профессором философских наук со званием академического бакалавра. 7 Об этом говорится в 1 главе второй части означенной статьи, помещенной в четвертом томе сочинений Канта, которые переведены на латинский язык Борном. 8 Сергий Крылов-Платонов, воспитанник и учитель, потом префект троицкой семинарии. Филарет, как ученик той же семинарии, состоял под начальством Сергия, потом, по окончании курса, был ему сослуживцем в течение шести месяцев. Сергий переведен был в московскую славяно-греко-латинскую академию и из ректоров оной в ноябре 1809 года определен ректором петербургской академии, после Евграфа. Скончался в 1824 году в сане архиепископа рязанского. 9 Александр Федорович Лабзин, действительный статский советник, издатель «Сионского Вестника», был конференц-секретарем академии художеств и директором департамента морского министерства. Скончался в 1825 г. О нем речь будет далее. 10 Мефодий Смирнов , воспитанник, потом ректор троицкой семинарии, и затем – московской славяно-греко-латинской академии. Был тверским архиепископом с 1804 г. В 1814 г. переведен во Псков и здесь в 1815 г. скончался. 11 Все три проповеди – и на Пасху, и на Троицын день, и на 4-ю неделю по Пятидесятнице произнесены в 1811 году, когда Филарет был бакалавром академии и иеромонахом. Наперсный крест он получил 30 июня 1811 года. 13 Иннокентий Смирнов – воспитанник троицкой семинарии, где потом в одно время с Филаретом был учителем. В 1811 году переведен в петербургскую академию бакалавром церковной истории. В 1813 году определен ректором петербургской семинарии. Скончался в 1819 году в сане епископа пензенского. 14 Рассуждения Ансильона вышли под заглавием: «Эстетические рассуждения Ансильона. Пер. с франц. студентами Спб. Духовной академии, под руководством Феофилакта, архиепископа рязанского. Спб. в типографии Иоаннесона 1813 г.» Замечания Филарета на эту книгу помещаем в приложениях 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По штату 1784 г. клира было положено пять, в 1811 г. одна должность была упразднена, а в 1824 г. была упразднена еще одна должность [ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп 2, д. 63: Ведомость о церкви, 1867 г.– л. 1 об.– ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп. 1, д. 1: Метрическая книга за 1830–1841 гг. об.–7 ; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Ч. 3. М., 2000.; ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп. 2, д. 49: Клировая ведомость за 1859 г.– л. 1 об.–2]. До 1811 г. церковь была «пяти клирной, при коей положено в бывший в 1794 году разбор быть пяти священникам, диаконам трем, причетникам десятерым, но в оном 1811 году поумертвии пятого священника и по недостатку приходских душ пятой клир был упразнен, а положено уже при сей церкви быть священникам четырем, диаконам двум, дъячкам четырем, пономорям четырем» [ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп. 2, д. 19: Клировая ведомость за 1823 г. – л. 1]. В 1850-е гг. клир состоял из двух священников, одного диакона, двух дьячков и двух пономарей. При церкви в 1867 г. было 1 десятина 152 кв. сажени усадебной земли и 61 десятина 1442 кв. сажень пашни, 2 десятина 180 кв. саженей сенокоса. Землей владели и обрабатывали священники. Жили они в своих домах (деревянных) – на церковной земле. Постоянного оклада не было, «продовольствие приобретают от возделываемой земли своими трудами и от доброхотного подаяния прихожан, весьма скудное (зачеркнуто и написано карандашом: неудовлетворительное). По билету в 250 рублей – процентов 10 рублей в год ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп 2, д. 63: Ведомость о церкви, 1867 г. – л. 1 об.–7 ; ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп. 2, д. 49: Клировая ведомость за 1859 г. – л. 1 об.–2; ГАИО, ф. 1044 (Воскресенская церковь села Соболево Юрьевецкого уезда), оп.

http://sobory.ru/article/?object=04971

архимандрит Вениамин (Смирнов) Сведение о миссионере архимандрите Вениамине Миссионер архимандрит Вениамин, написавший записки о обращении в христианство мезенских самоедов в 1825–1830 годах, 1 образование получил в архангельской семинарии, поступив в оную в 1793 году. До вступления в монашество, носил имя Василия Смирнова. В монашество пострижен в 1811 году. В том же 1811 году получил он звание префекта архангельской семинарии и игумена третьеклассного Николаевского монастыря. В 1814 году определен присутствующим в архангельскую духовную консисторию. В 1817 году возведен в сан архимандрита, и получил в управление Архангельский монастырь. В 1818 году сделан смотрителем архангельских приходских и уездных училищ. В 1819 возложена на него должность инспектора семинарии, которую проходил до призвания его к миссионерскому служению. В 1820 году вверен его управлению, вместо Архангельского, Сийский второклассный монастырь. Состоя на училищной службе с 14 декабря 1805 до 27 декабря 1824 года, т.е. до призвания его к апостольскому служению среди язычествующих самоедов, он преподавал разные предметы учения, как в низших духовных училищах, так и в семинарии. В низших училищах обучал он греческому и латинскому языкам, арифметике, географии и священной истории. С 1811 года в семинарии обучал греческому языку, риторике и поэзии, гражданской и церковной истории; в 1820 году преподавал богословие. В 1824 году, декабря 27 дня, отец архимандрит Вениамин, устроением промысла воззван был к новому служению, к проповеданию евангельского учения самоедам, блуждавшим во мраке язычества. Подвиги проповеднического служения его, как видно из напечатанных записок о обращении в христианство мезенских самоедов, продолжались более пяти лет. Среди сих подвигов, за неутомимые труды в деле проповеди, в 1827 году он удостоен всемилостивейшей награды орденом св. Владимира 3-й степени. По возвращении с поприща проповеднического служения, он, получив звание Благочинного над монастырями и соборами Архангельской епархии, и в тоже время ему поручено было управление второклассным Крестным и третьеклассным Архангельским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-obras...

Пензенское викариатство. Упразднена в 1930 г. 05(18)03.1923 31.07(13.08)1930 Петр Соколов, паки Серпуховская Основана в 1904 г. Именование – по г. Серпухов (Московская область). Московское викариатство. Титулярное. Упразднена в 1937 г. Возобновлена 06(19)07.1976. Упразднена 07(20)07.1990. Возобновлена в 1991 г. Упразднена в 1997 г. 08.11.1904 25.04.1906 Никон Рождественский 29.06.1906 14.05.1914 Анастасий Грибановский 08.06.1914 16(29)09.1923 04.1923 (?) 10(23)04.1927 Алексий Готовцев 10(23)04.1927 21.03(03.04)1928 Сергий Гришин 12(25)04.1928 18(31)01.1930 21.03(03.04)1930 09(22)11.1933 Иоасаф Шешковский-Дрылевский 09(22)11.1933 06(19)09.1934 Иннокентий Клодецкий 23.07(05.08)1937 Алексий II Сергеев 06(19)07.1976 03(16)07.1982 03(16)07.1982 25.07(07.08)1982 26.07(08.08)1982 07(20)07.1990 12(25)03.1991 04(17)02.1997 06(19)07.2006 Серпуховская, обн. Основана в 1931 г. Именование – по г. Серпухов (Московская область). Московское викариатство. Упразднена 1932 г. (?) 10(25)03.1931 Сестрорецкая Основана в 1924 г. Именование – по г. Сестрорецк (Ленинградская область). Ленинградское викариатство. Упразднена в 1933 г. 10(23)06.1924 09(22)03.1933 Сигнахская Основана в 335 г. в Бодби (близ г. Сигнах, Картли, Грузия). Присоединена и упразднена в 1811 г. (присоединена к Алавердской епархии). Возобновлена в 1814 г. 28 .12.1818 присоединена Телавская, в 1828 г. – Ниноцминдская епархии. Упразднена в 1837 г. (присоединена к Карталинской епархии). Именовалась: Бодбийская и Кизикская; с 30.08.1814 – Сигнахская и Кизикская; Бодбийско-Сигнахская. 30.06.1811 14.07.1811 Иоанн Бодбели, кн. Макаев 30.08.1814 28.12.1818/14.09.1837 Симбирская Основана 10.02.1832 (выделена из Казанской епархии; местопребывание – в г. Симбирск, с 1924 г. – Ульяновск). В 1959–1989 гг. управлялась Куйбышевскими архиереями. Возобновлена 30.08(12.09) 1989. Именовалась: Симбирская и Сызранская; с 1924 г. – Ульяновская и Мелекесская; в 1943 г. – Ульяновская и Сызранская; с 05.1944 – Ульяновская и Мелекесская; с 2001 – Симбирская и Мелекесская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010