К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата//АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)). По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., 28//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

6 . Николай Михайлович ЯКОВЛЕВ, Статский Советник, с 20 Февраля 1803 года. В 1810 году, Июля 19 скончался Действительным Статским Советником. 7 . Леонтий Иванович МАГНИЦКИЙ, Действительный Статский Советник, с 26 Августа 1810 года. К стр. 65 65 . Прибавление: СЕРАПИОН, Митрополит, пожалован Орденами Св. Апостола Андрея 30 Августа 1814 года; Св. Александра Невского 1 Января, 1805 года; Св. Анны 1 класса, 13 Апреля 1797 года. Викарные: 1 . ФЕОФАН Шиянов. В 1806 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1807 году, Января 15, переведён в Переяславль на Епархию Полтавскую. 2 . ИРИНЕЙ Фальковский из Архимандритов Киево-Пустынно-Николаевского монастыря. Пожалован в 1807 году, Января 25, и 24 Февраля хиротонисан в Киеве. В 1811 году пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году, Февраля 7, переведён в Смоленск, в 1813 году, Июля 6 – обратно в Киев в Викарные с наименованием Коадъютором. К стр. 90 66 . Прибавление: 25 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов в 1805 году пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1808 году, Января 24, переведён в Вологду. 26 . АНТОНИЙ III Соколов, из Ректоров Казанской Академии, Архимандритов Спасо-Преображенских пожалован в 1808 году, Января 24, а 2 Февраля хиротонисан в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе. Того же года Декабря 12 пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1810 году, Сентября 23 переведён в Воронеж. 27 . ИОАСАФ II Сретенский из Архимандритов Колязина монастыря и Ректоров Тверской Семинарии. Пожалован в 1810 году, Сентября 23, а Ноября 21 хиротонисан. В 1811 году, Октября 20, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1813 году, Июля 6. переведён в Смоленск. 28 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, из Ректоров Санкт-Петербургской Александро-Невской Семинарии, Архимандритов Сергиевой Троицкой Приморской пустыни пожалован в 1813 году, Августа 21, а 21 Сентября хиротонисан. К стр. 92 67 . Прибавление: 5 . ПЛАТОН Левшин, 1811 года Июня 13 по прошению его уволен от управления Епархией по причине болезни, а дела Епаршеские поручены Епископу Викарному. В 1812 году, Ноября 11, скончался и погребён в Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Глава восьмая (1810–1813) I Почти целые два года — 1809 и 1810 — провели мы в хлопотах о стройке и перестройке: перестраивали в деревне церковь и дом и строились в Москве на Пречистенке, и только в 1811 году могли перейти на новоселье в новый дом, в котором недолго было нам суждено пожить. Наступил ужасный 1812 год, и наш дом, новый и еще не отделанный внутри, сгорел. Удивительная тогда напала на всех слепота: никто и не заметил, что что-то подготовляется, и только когда француз в Москве побывал, стали припоминать то-то и то-то, по чему бы можно было догадаться о замыслах Бонапарта. В 1811 году (это после уже стало известно) открыли одно тайное общество, в котором находились молодые люди очень хороших семейств, и дознано было, что занимаются они рисованием подробных карт России и в особенности Москвы для отправки в чужие края. Доискались ли до правды — не знаю, а потом открылось, что это все делалось для Бонапарта. Один из чертивших карты умел в то время выпутаться из беды, но потом, попавшись по 14 декабрю, посажен был в крепость, где просидел шесть месяцев и ослеп, и хоть поздно, но был все-таки от Бога наказан, что умышлял зло на свою родину. Была в Москве одна французская торговка модным товаром на Кузнецком мосту — мадам Обер-Шальме, препронырливая и превкрадчивая, к которой ездила вся Москва покупать шляпы и головные уборы, и так как она очень дорого брала, то и прозвали ее обер-шельма. Потом оказалось, что она была изменница, которая радела Бонапарту. Открыли, говорят, ее какую-то тайную переписку, схватили ее и куда-то сослали, но тогда этого никому известно не было, а распустили слух, что у нее нашли фальшивую монету и будто бы за то ее и сослали. А потом стали болтать, будто бы в 1811 году сам Бонапарт, разумеется переодетый, приезжал в Москву и все осматривал, так что когда в 1812 году был в Москве, несколько раз проговаривался-де своим: «Это место мне знакомо, я его помню». Ходили какие-то прокламации Бонапарта по Москве, но я их не видала…

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

3) Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату от 8 мая 1811 г., повалено: «Желая умножить способы к совершеннейшему образованию духовного юношества, на службу Церкви приготовляемого, повелеваю всем местам и лицам, издающим в свет книги и сочинения, отныне безденежно доставлять для С.-Петербургской Духовной Академии, как образующей наставников юношества духовного, по экземпляру книг и сочинений, могущих соответствовать цели духовного воспитания, каковы суть: нравоучительные, исторические и вообще до наук относящиеся.» Выбор и доставление книг и сочинений в означенную академию возложены на Департамент Министерства народного просвещения. В 1811 г., по предложению т. с. кн. А. Н. Голицына, отобрано из Московской синодальной типографии несколько книг на латинском и греческом языках, найденных полезными для академии, преимущественно Библии-полиглотты, издания Отцов – Климента римского , Августина, Афанасия великого , венецианское издание (XVI ст.) соборных актов и древнейшие издания греческих и римских классиков 177 . Заведывание библиотекой в марте 1809 г. возложено было на бакалавра словесных наук, иером. Леонида, а для облегчения его в этой должности, ему дан помощник – Феодор Александров, вызванный из Троицкой семинарии к наставнической должности в новой семинарии, но получивший другое назначение, – с жалованьем – первый 400, последний 200 руб. в год. В 1812 г., после архим. Леонида, библиотеку принял бакалавр, игумен Иннокентий (с 20 мая); а в помощники ему, на место Феодора Александрова, принявшего в монашестве имя Феофана, и определенного ректором Александроневского училища 178 , назначены два студента академии (с 31 июня). По окончании первого учебного курса, архим. Иннокентий, уволен от должности библиотекаря. Изменения в личном составе академии в течение первого учебного курса Ректоры и профессоры богословия 1) Евграф Платонов Музалевский, архимандрит; при открытии академии пожалован орденом св. Анны 2-й ст.; скончался 11 ноября 1809 года. 2) Сергий Крылов-Платонов, архимандрит, из ректоров Московской академии и настоятелей Заиконоспасского монастыря, определить ректором С.-Петербургской Дух. Академии и настоятелем Юрьева первоклассного монастыря 7/17 января 1810 г.; августа 29 пожалован орденом св. Анны 2-й ст.; в 1811 г. февраля 11 – наперсным крестом, украшенным драгоценными камнями; июля 14 переименован архимандритом Московского Новоспасского монастыря, с оставлением в прежних должностях; в 1812 г. марта 3 назначен, а 17 рукоположен в епископа Костромского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Иннокентия 1 Епископа Иркутского, преставившегося в 1731 году ноября 26 дня, обретенные в 1766 году, а прославленные в 1804 году. – Церковь теплая во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами: во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Евфимия Суздальского, вновь великолепно украшена в 1811 году. Церковь во имя Смоленские Божией Матери, возобновлена в 1809 году; во имя Преподобных Антония и  Феодосия Печерских с приделами: во имя Св. Иннокентия Епископа Иркутского Чудотв. устроена в 1811 году, и во имя Св. Алексея человека Божией, устр. в 1811 году. Церковь деревянная, древнейшая в сем монастыре, во имя Тихвинской Богородицы, построенная в 1692 году; под оной прежде почивали мощи Св. Иннокентия. В сей монастырь бывает ежегодно Крестный ход из Иркутска Февраля 9 дня, уставленный в 1805 году Преосвященным Вениамином Епископом Иркутским в память перенесения в сем году Св. мощей Преосвященного Иннокентия из Тихвинской церкви в Соборную Вознесенскую. Состоит под управлением Архимандрита. Вознесенский , или Киево-Вознесенский Флоровский девичий, 1-го класса, степенью 2, в Киеве на Подоле, основан в 1566 году. В нем 1) Соборная церковь во имя Вознесения Господня; 2) во имя Иоанна Богослова с приделом во имя Св. Мученик Флора и Лавра. Вознесенский мужеский, заштатный, Воронежской Епархии в городе Коротояке; построен около 1682 года по Указу Царя Феодора Алексеевича. В нем соборная церковь во имя Вознесения Господня с приделом Казанской Богородицы. Вознесенский мужеский, заштатный, Казанской Епархии, в уездном городе Сызране, построен в 1695 году. Вознесенский девичий, 3-го класса, в Рязани. Он прежде стоял внутри крепости, а в 1787 году переведен за старую площадь, где находится и доныне. В нем: 1) Соборная церковь во имя Вознесения Господня с приделами: во имя Казанской Пресв. Богородицы и во имя Святого Харлампия; 2) над воротами во имя Св. Великомученицы Варвары. Воскресенский Деревяницкий мужеский, 3-го класса, в Новгородской Епархии, на правой стороне реки Волхова в речки Деревяницы; построен в 1334 году Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Loisy), Histoire du Canon de l’A. T.; 1890; du N. T., 1891. – Мабир (P. Mabire, 1804–1884), Les Psaumes traduits en frangais sur le texte hebreu, 1868. – Конрад Майер (Maier), Comm, in Epist. ad Hebr., 1843. – Адальберт Майер (Maier, 1811–1889), Комментарий на св. Иоанна, 1843–1845; на послание к Римлянам, 1857; на I и II послания к Коринфянам, 1865; Евреям, 1861. – Мартен (P. Martin, 1840–1890), Intr. à la critique generate de l’A. T., 1886, etc. 744 – Монури (Mannouri, 1811–1893), Comm, de l’Epitre aux Romains, 1878; sur les deux Dp. aux Corinthiens, 1879, etc. – Майер (G. K. Mayer, 1811–1868), Мессианские пророчества Исаии, 1860; Иеремии, 1863; Иезекииля, 1864; Даниила, 1866. – Монсиньор Меньян (Mgr. Meignan, 1817–1896), архиепископ турский, Propheties messianiques, Le Pentateuque, 1856; Les Livres des Rois, 1878; Le monde et l " homme primitif selon la Bible, 1869; Les Evangiles et la critique, 1864; 2 изд. 1871; David, 1888; Salomon, 1890; Les prophtes d’Israel, 1892; Les derniers prophctes d " Israel, 1894. – A. Messmer († l859), Комментарии на ев. св. Иоанна, на Послания к Коринфянам, к Галатам, к Колоссянам. – Аббат Моте (L. Motais, 1837–1886), L " Ecclesiaste, 2 in-8°, 1876; сокращение в Библии г. Летиелля. – Нетлер (В. Neteler), Исаия, Паралипоменон, и т. п. – J. P. Nickes, De libro Judithae, 1854; De Estherae libro, 2 изд. in-8°, 1856–1859. – Fr. X. Patrizi, иезуит (1797–1881), De Evangeliis, 2 in-4°, 1852–1853. De consensu utrisque libri Machabaeorum, 1856; In Actus, 1867, etc. – Повер (C. Pauvert), Vie de N. S., 2 in-8°, 1867. – Монсиньор Плантье (Plantier, 1813–1875), епископ нимский, Les poetes bibliques, 3 изд. 1881. – H. Rault (1823–1879), Cours élémentaire d’Ecriture Saints, 3 изд. 1882. – Рейнке (L.Reinke, 1797–1879), Пособия и изъяснения Ветхого Завета, 1857, и сл.; Мессианские пророчества, 1859 и сл. – Рейшль (Reischl, 1818–1879) и Лох (Loch), Ветхий и Новый Завет, переведенные и изъясненные, 2 изд. 1867–1870. – Рейтмайер (Reithmayr, 1809–1872), Комментарии на Послание к Римлянам, 1843, к Галатам, 1865; Введение в книги Ηοвого Завета, французский перевод Valroger’a 2 in-8°, 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Свод паперти соборной церкви (с правой стороны) перебран заново и устроены в ней лещадный пол и новое крыльцо со ступенями из брускового камня (1807). Внутри собора пол также выстлан лещадью (1808), стены оштукатурены (1809), поновлены 7 местных икон и около столпов иконостасы (1811). Паперть (1803) и кровля Троицкой церкви починены, устроен в церкви лещадный пол (1808) и разделаны окна. Стены промыты (1807), св. иконы с венцами и окладами вычищены, а иконостас окрашен (1799). Алтарная кровля Спасской церкви под колокольней обита новым железом (1809). К паперти Иоанно-Воинской церкви подведены деревянные столбы (1808), а в 1811 г. она уже не существовала и место, занимаемое ею, было праздно. На колокольне пол выстлан новый (1808). Кресты на всех церквах и на колокольне позолочены, главы окрашены желтой охрой, кровли медянкой, а стены красной мумией (1809). Ограда с передней и задней сторон (1810–1811) с двумя воротами (1803) сделана новая. Построены братская трапеза, новая баня (1803) и хлебный амбар (1806). He говорим о починках в жилых зданиях. До тех пор, пока дозволено было в монастыре хоронить умерших, в него поступали многочисленные вклады, напр., иконы, носимые перед гробами покойников, священнослужебные сосуды, и сверх того материалы, оставшиеся после погребения знатного или богатого лица, отдавались обыкновенно в монастырь, как-то: надгробные покровы, нередко драгоценные, подушки бархатные с золотыми позументами и кистями, иногда бархатный балдахин (черный) с гербом, шитым из золота и серебра, бахромой серебряной и золотыми кистями. Из всего этого шились потом священные одежды, воздухи, пелены... Часто бывали и денежные приношения на устроение или украшение монастыря. Прах умерших, хранимый в монастырской ограде, сближал с обителью их родственников, находившихся в живых, и располагал на пользу ее к разным благотворениям. Но с закрытием для новых покойников монастырского кладбища в 1771 году, само собою разумеется, вклады становились реже и были, за немногими исключениями, довольно незначительны: впрочем не прекращались совершенно и в XIX веке, благодаря истинно христианской любви потомков к предкам, погребенным здесь, и усердию русского православного народа к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Суетная жизнь Петербурга по-прежнему оставалась для Филарета чуждой. Душа его общалась с ангелами, а здесь, на земле, приходилось наблюдать нечто такое, что вызывало ЛИШЬ жалость – чем живут люди?! «К здешней жизни я не довольно привык и едва ли когда привыкну более, – писал он 5 января 1811 года священнику Григорию Пономареву. – Вообрази себе место, где более языков, нежели душ, где надежда по большей части в передних, а опасение повсюду, где множество покорных слуг, а быть доброжелателем почитается неучтивым, где роскошь слишком многого требует, а природа почти во всем отказывает, – ты согласишься, что в такой стихии свободно дышать могут только те, кто в ней или для нее родились». На Пасху 2 апреля 1811 года Филарета ждал успех в глазах обер-прокурора Голицына. Следует признать, что при всем своем легкомыслии князь Александр Николаевич способен был меняться к лучшему и постепенно от веры в то, что человек должен только ловить наслаждения жизни, переходил к вере в Бога, чему способствовало чтение Библии. Как-никак, а ему, обер-прокурору Святейшего синода, пришлось открыть эту вечную Книгу. И он проникся ею. Читанная в Александро-Невской лавре пасхальная проповедь иеромонаха Филарета, подобная стихотворению, тронула сердце князя Голицына, он прослезился и, подозвав к себе Дроздова, поздравил его, а заодно высказал пожелание, чтобы ему почаще предоставляли возможность читать проповеди перед высокими собраниями. А меж тем и в пасхальной той проповеди Филарет не щадил псевдохристиан: – Что ж, если некоторые из нас ограничивают Пасху седмию днями веселия, не помышляя о непрестанном ко Христу приближении? Если упиваются от тука дому Божия, но не хотят и капли вкусить от горькой чаши Иисусовой? Если, вместо преимущественного над собою бдения, во дни святые предаются беспечности языческой, седоша людие ясти и питии, воссташа играти? Если среди торжества духовной свободы работают единой плоти; празднуя Пасху новую, остаются ветхими человеками; радуются о воскресении, а пребывают мертвы Богу? – Что будет таковой праздник? Ах, таковой праздник есть тело без души; и для таковых христиан – страшно, а должно сказать, – для таковых нет и воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Март 2000 г. Завершено строительство нового административного здания, где разместились просфорня, ризница, трапезная, воскресная школа, библиотека. Сразу же после этого начата роспись храма. В августе 2000 г., деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века, бывший псаломщик церкви Рождества Богородицы Иаков Гортинский (+1937) и инокиня Анна (Ежо­ва +1937), проживавшая при храме после закрытия монастыря с 1931 по 1937 гг.). XXI век В декабре 2001 г. полностью отреставрированы помещения на втором этаже левого придела храма, которые появились в 1930-40-х гг., после закрытия церкви и использовались для различных хозяйственных целей. До 2016 г. в них размещалась администрация прихода. 22 февраля 2001 г. - освящение новой звонницы. 28 февраля 2002 г. - празднование 180-летия храма и 10-летнего юбилея второго рождения церкви. Летом 2003 г. начинается строительство Гнилицкой Православной гимназии. В храме до начала ХХ века, в разное время служили два священника, один дьякон, два пономаря, два дьяка. В XX веке штат сокращен, а в 1921 году служили один священник, дьякон и псаломщик. Вот известные нам имена священнослужителей с годами их служения в храме. Священники: 1811-1826 гг. Алексий Михайлов и Иоаким Иванов; 1811-1826 гг. о. Иоанн Иоакимов; 1826-1852 гг. о. Иоанн Рождественский; 1839-1848 гг. о. Алексий Колосовский; 1843-1854 гг. о. Флегонт Орнатский; 1852-1865 гг. о. Михаил Никольский; 1869-1882 гг. о. Александр Лебединский; 1854-1891 гг. о. Флегонт Худяковский; 1885-1907 гг. о. Варсонофий Аргентов; 1891-1910 гг. о. Иоанн Беляков; 1930-1937 гг. о. Андрей Виноградов. Диаконы: 1811-1826 гг. о. Матвей Иванов; 1835-1843 гг. о. Иоанн Полянский; 1863 - о. Алексий Троицкий; 1869-1910 гг. о. Евгений Батистов; 1914 г. - о. Николай Аристов; 1921 г. - о. Павел Никольский; 1937 г. - о. Иоанн Ганин. Биографии наиболее деятельных священников, которые долгие годы посвятили служению в храме, оставив заметный след в его истории и добрую молитвенную память о себе.

http://sobory.ru/article/?object=04809

В предсоборной коммиссии враги Грузинской Церкви и верного России народа грузинского протоиереи: Т. Буткевич и Восторгов, профессоры Алмазов, Н. Н. Глубоковский и И. С. Бердников , сорвали заседание и заставили преосв. епископов: Леонида ( , - 1918–1921 ..) и Кириона ( II, - 1917–1918 ..) и профессоров Цагарелли и Марра его оставить. Профессор церковной истории И. И. Соколов , и канонист Н. А. Заозерский , доказавшие права Грузинской Церкви на автокефалию, остались при своем мнении, также и И. С. Пальмов . Что Грузинская Церковь до самого 1811 г. пользовалась автокефалией и с X века имела во главе своей патриархов-католикосов, об этом спорить могут одни только невежды, будь то иерархи, иереи или простецы. Помириться с бесправием своей Церкви грузины не только не могут, но и не смеют, раз они считают себя православными и желают, чтобы Церковь их руководствовалась священными канонами. Каждая автокефальная Церковь может, конечно, лишиться автокефалии, но не иначе как в силу решений собора своих иерархов. Так в 1394 г. присоединена была к Константинопольской Церкви – Патриархия Тырновская, в 1766–1767 г. патриархия Печская и архиепископия Охридская. Иверская Церковь автокефалии не была лишена, ибо до сего дня не состоялось определения Собора Грузинских иерархов о соединении их Церкви с Российской. В силу этого она и сейчас должна признаваться автокефальною (Ник. 1, 5; Халкид. 19.., Карфаг. 27, 87, Сардик. 5). Канонического основания наш Правительствующий Синод на управление Грузинскою Церковью , следовательно, не имеет, а основываться на том, что он с 1811 года, благодаря совершенному над Грузинскою Церковью насилию, ею управлял, нельзя. Вот это-то насилие и заставляет Грузинских епископов требовать, чтобы русская священноначальствующая иерархия признавала Грузинскую Церковь само главною или автокефальною. До 1811 года Грузинская Церковь имела 15 епархий в Карталинии, Кахетии и Сомцхетии, 7 в Имеретии, 2 в Мингрелии и 2 в Гурии. В настоящее время грузины имеют 1 епархию в Имеретии, 1 в Гурии, 1 в Абхазии и 2 викариатства в Грузии. Русский Экзарх, не знающий языка паствы, управляет с 1818 г. епархиями Карталинии, Кахетии и Сомцхетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010