П. м. сыграли архим. Амвросий и его преемники - архим. свт. Филарет (Дроздов, 1816-1817, управлял обителью до 1819; впосл. митрополит) и архим. Кирилл (Богословский-Платонов, 1819-1824; впосл. архиепископ). В 1816 г. архим. Филарет по рескрипту имп. Александра I Павловича получил панагию «по примеру московского Донского монастыря архимандрита» ( Снегирёв. 1863. С. XVIII). 2 нояб. 1817 г. имп. Александр I посетил обитель. Весомый вклад в развитие Н. П. м. внесли длительное время управлявшие им архим. Поликарп (Гойтанников; 1824-1837) и архим. Аполлос (Алексеевский; 1837-1851). 28 июля 1837 г. обитель посетил вел. кн. Александр Николаевич (буд. имп. Александр II ). В 1-й пол. XIX в. в мон-ре подвизались старцы Александр (Подгорченков) и Михаил ( Круглик. 1999. С. 70). Во 2-й пол. XIX в. настоятелями Н. П. м. являлись архиереи. Первым среди них стал бывш. еп. Томский Агапит (Вознесенский; 1851-1852). В 1852-1877 гг. мон-рь возглавлял архим. Агапит (Введенский). Затем управление обителью вновь перешло к наместникам-архиереям: еп. Порфирию (Успенскому; 1878-1885), еп. Петру (Екатериновскому; 1885-1889), еп. Нестору (Метаниеву; 1889-1894), еп. Анатолию (Станкевичу; 1894-1898). В 1888 г. при Н. П. м. сформировалось об-во хоругвеносцев (официально учреждено указом Синода от 8 июня 1901), его участники неоднократно создавали на свои средства хоругви и финансировали написание икон, которые жертвовали не только в Н. П. м., но и в др. мон-ри. Во время управления обителью архим. Климента (Стояновского; 1898-1906) 13 апр. 1900 г. Н. П. м. посетил имп. мч. Николай II Александрович вместе с имп. мц. Александрой Феодоровной . Во время этого визита было принято решение об устройстве храма во имя прп. Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых. На его освящении в 1902 г. митр. Московским сщмч. Владимиром (Богоявленским) присутствовал московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой, вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной . 24 сент. 1900 г., находясь в Москве, Н.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

175) и заточение И. О. в Выдубицком мон-ре (Л. 176 - внизу), продолжается под 1147 г. миниатюрами, сюжет к-рых рассказывает о попечении кн. Владимира Мстиславича о судьбе И. О. (Л. 178-179), о прошении И. О. о постриге и его пострижении еп. Евфимием Переяславским (Л. 177) и завершается сценами надругательства киевлян над телом князя-инока («...поворзоше за нозе, волокоша сквозе Бабин торжок до Святое Богородици») и перенесения его останков с торга в ц. арх. Михаила (Л. 179 об.). В Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. (Голицынский том - РНБ. F.IV.225) проиллюстрированы события, связанные, в частности, с военными действиями в отношении Переяславля (попытка И. О. сесть на княжение - Л. 76 об. и его поражение - Л. 77), а также показано пострижение И. О. св. Евфимием, еп. Переяславским (Л. 140). По описаниям иконописных подлинников XVIII - 20-х гг. XIX в. под 5 июня, И. О. «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала, прилежно уставы иноческие хранил, погребен в монастыре святаго Симеона… и облечен в одежды монашеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 361-362), «рус, брада подоле Николины, власы просты, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 165 об.). В руководстве для иконописцев 1910 г. В. Д. Фартусова указано, что И. О. «типа русскаго, средних лет; ростом средний; телом сух, лицом смугл, у него малая и узкая борода, волосы разсыпаны по плечам; одежды монашеския, на голове схима» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 306). Изображение И. О. как седовласого князя с непокрытой головой помещено в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 13; наименован как «брат Всеволодов») и его копиях нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. 4047). Образ И. О. был введен в ряд композиций генеалогического древа Российских великих князей, царей и императоров (роспись 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве, стенопись свода парадных сеней ГИМ (выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова), гравюры и литографии XVIII-XIX вв. с изображениями родословных таблиц рус. государей (напр., в ГЛМ, см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 239)). Фигура И. О. занимает отдельное клеймо на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» (60-е гг. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), он изображен в монашеском одеянии, со сложенными крестообразно на груди руками с крестом. Святой написан в верхнем ряду на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь Всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. на московской фирме Оловянишникова (ГЭ).

http://pravenc.ru/text/293519.html

Изображение Г. (помимо изображения Благовещения на царских вратах) встречается на алтарных боковых дверях. о развитии этой иконографии до XV в. неизвестно. По мнению Г. В. Попова, к ранним примерам изображения архангелов на боковых дверях могут быть отнесены иконы тверского происхождения XV в. из ГТГ. Эта традиция была продолжена в синодальный период (иконы XIX в. в ц. свт. Николая в Кузнецах, Москва ,- Г. изображен на сев. двери) и в наст. время (врата в храме Спаса Преображения на Песках в Москве). В монументальной живописи полуфигуры Г. и арх. Михаила иногда располагались в боковых апсидах, напр. на мозаике Неа-Мони на Хиосе (1042-1056), на фресках ц. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.). Г. изображается около входа в храм. В ц. ап. Андрея на Треске (Македония), 1388-1389 гг., Г. представлен справа от входа, в правой руке - жезл, в левой - сфера с образом Христа Еммануила, однако чаще в руках архангела - стило и свиток (в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 - справа от сев. входа в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского мон-ря, 1689 - в юж. галерее с правой стороны портала). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» (Ерминия ДФ. С. 227). Ряд изображений Г. связан с имп. иконографией в визант. искусстве - его изображали в сценах коронования: имп. Василия I Македонянина Г. венчает в присутствии прор. Илии (миниатюра из Слов Григория Богослова - Paris. gr. 510, 880-883 гг.), имп. Льва VI венчает Богоматерь в присутствии Г. (пластина из слоновой кости, X в., Музей Боде. Берлин). Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию мн. сюжетов: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» (напр., сер. XIV в., Визант. музей, Веррия,- архангелы в руках держат мечи и щиты) и др. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, напр. прор. Иезекииля (в искусстве Египта (фрески в мон-ре Бауит, VI в.), Каппадокии (ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

14 января, погребен же в 1840 г. 14 декабря, не предавшись тлению. В 1849 г. община принята под покровительство духовного и гражданского начальств, а в 1853 г. переименована в заштатный монастырь. При м-ре находится приют с училищем. “Основание Казан. Сезенов. девич. м-ря и жизнь Иоанна Сезеновского затворника”, Спб., 1860 г.; “Жизнь Иоанна Сезеновского затворника, основание Сезенов. девич. м-ря и краткое сказание о жизни старицы Дарьи”, Москва, 1866 г., изд. 3-ье, с портрет. Иоанна и Дарьи; “Сенат. ведом.”, 1849 г., 65; 1853 г., 50; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. Епар.”, 237, 268, 293, 307; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 11 (учр. общины); 1853 г., 11 (возвед. на степень м-ря), 18 (разрешено постр. церковь ); 1857 г., 102 (покупка участ. земли); 1860 г., 13 (пожертвов. участ. земли); 1884 г., 244 (приют); Строев, “Спис. иерар. и настоят.”, 904 (неизвестно почему сделана сноска на “Ист. Р. Иер.”, V, 9, когда м-рь еще и не существовал); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей, 1764 – 1869 г.”, 101. 208. Ивановский – Предтечевский на Кулижках , женский, 2-го класса, в Москве, в Белом городе, близ улицы Солянки. Время основания его с точностью неизвестно; одни приписывают Иоанну III, другие Вел. Кн. Елене Глинской, матери Грозного, а третьи самому Грозному, который праздновал день своего ангела 29 августа. Но нет сомнения, что он уже существовал в XVI ст. В 1812 г. все здания сгорели, кроме соборной церкви, которая была обращена в приходскую, монастырь упразднен, а в возобновленных келлиях и пристроенных зданиях помещены чиновники и рабочие синодальной типографии. Указом от 13 июня 1859 г. монастырь восстановлен. Сюда прислана была в 1785 г., по секретному повелению Имп. Екатерины, одна женщина, не старых лет, по-видимому, знатного происхождения; она, под именем монахини Досифеи, скончалась в 1810 г. и погребена в Новоспасском мон., усыпальнице Романовых. На одном из портретов, хранящихся в монастыре, есть надпись „Принцеса Августа Тараканова, во иноцех Досифея, постриженная в Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Интерьер Спасо-Преображенского собора Интерьер Спасо-Преображенского собора Пятиярусный иконостас Преображенского собора, образованный из местного, апостольского, праздничного, пророческого и праотеческого рядов сооружался в 1650-1665 гг. ( Качурин. 1997. С. 69-71 и др.; Дмитриев. 1909. С. 34, 39). Имеются сведения о том, что для одного из монастырских храмов в 1652 г. изготавливали иконостас, в 1665 г.- деревянную резную сень на престол соборной церкви (в этом же году иконостас, вероятно, получил окончательное художественное оформление). Ширина иконостаса составила 22 м, высота - 24 м (Вкладная книга. 1883. С. 31; Морозов. 1982. С. 23-24; Качурин. 1997. С. 67-71). По подсчетам Г. Л. Качурина, иконостас состоял из 82 икон (без медальонов царских врат), основной набор к-рых относится ко времени создания самого иконостаса, поновляли его в 1730, 1780, 1813 и в 30-х гг. XIX в. ( Качурин. 1997. С. 71). Иконостас Преображенского собора является одним из первых примеров включения в деисусный чин (помимо традиц. 5-фигурного средника) икон 12 апостолов - по 6 с каждой стороны (спустя неск. лет подобный вариант будет реализован в иконостасе Успенского собора Московского Кремля). Изменение иконографической программы исследователь резонно связал с решением архим. Никона, ориентировавшимся на греч. традицию (Там же. С. 73-75). Собор расписывали с мая по 14 сент. 1689 г., о чем свидетельствуют надпись в системе фрески и архивные документы, из к-рых известно, что одна часть бригады иконописцев работала в Н. П. м., а другая в то же время - в Спасо-Евфимиевом мон-ре в Суздале, из-за чего возник конфликт между 2 архимандритами (итог к-рого неизвестен - Снегирёв. 1863. С. 29-30; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 207-211, 257-260). Среди наиболее выдающихся сюжетов росписи - парное изображение царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича с моделью собора в руках в нижней части сев. стороны юго-зап. столба, где, вероятно, находилось царское место. На паперти собора сохранились изображения древнегреч.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Посвящение храма исследователи связывают с тем, что незадолго до празднования памяти прп. Саввы (5 дек.) русская и польская стороны договорились об обмене пленными в 1618 г. (1 дек.). Ю. В. Тарабарина предположила, что храм во имя Саввы Освященного и колокольня над ним были сооружены иностранным зодчим ( Тарабарина. 2006. С. 48-51, 55), однако подтверждений этому в письменных источниках нет. Патриарх Филарет в 1620 и 1631 гг. пожертвовал в обитель колокола (Вкладная книга. 1883. С. 17). Архидиак. Павел Алеппский писал, что в мон-ре «колокольня древняя, удивительная по своей архитектуре» ( Павел Алеппский. 2005. С. 510). Разборку этой колокольни Снегирёв относил к 1787 г. ( Снегирёв. 1863. С. 55), Дмитриев - к 1759 г. ( Дмитриев. 1909. С. 51), а в другом месте - также к 1787 г. (Там же. С. 80), при этом оба автора не указали источник своей информации. Офицерская опись (15 апр. 1763) локализует ц. Саввы при уже не функционировавшей колокольне в районе Преображенского и Покровского храмов (т. е. с зап. стороны собора), на гравюре XVIII в.- она изображена с северной. В описании 1790 г. отмечены 3 колокольни Н. П. м.: «ветхая каменная» в районе Покровского храма и трапезной церкви; при Никольском больничном храме «колокольня с часовыми колоколами; да вновь построенная колокольня» ( Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. М., 1954. Т. 2. С. 283; Круглик. 1999. С. 168 (примеч. 47)). Перед разборкой колокольни храм св. Саввы Освященного был перенесен в Хлебодарную палату (Памятники. 2000. С. 163) и 10 сент. 1780 г. освящен на новом месте ( Круглик. 1999. С. 61; вероятно, именно ц. св. Саввы имеется в виду в описании 1790 г., в к-ром отмечена «при трапезной церковь» без указания посвящения ( Сытин П. В. История. Т. 2. С. 283)). В 1759 г. в середине вост. стены монастырской ограды, на месте проездной башни, была заложена новая колокольня с храмом прп. Сергия Радонежского, к-рая должна была иметь 5 ярусов. Известен текст закладной храмозданной надписи на колокольне («на белом камне, вделанном в стене нижняго яруса… в первой палатке со входу южною дверью в монастырь») следующего содержания: «…основася святый храм сей в честь и память преподобнаго отца нашего Сергия Радонежского… со Святыми воротами и с колокольнею, Синодальным членом Иларионом епископом Сарским и Подонским при настоятеле Святыя обители сея Синодальном члене архимандрите Мисаиле Чирском, на память преподобнаго отца нашего Висариона Чудотворца, и во утверждение всего здания по церковному чиноположению по средине четырех больших столпов в нарочно устроенных камениях, положены мученическия Святыя мощи: от сотворения мира 7267, от Рождества же по плоти Бога Слова 1759 индикта 7 месяца июня в 6 день в неделю Всех Святых по прожекту Архитектурии гезеля Ивана Жеребцова» ( Ювеналий (Воейков).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного архимандрита Кирилла! Светлая память! Нам его будет не хватать. Дария 21 февраля 2017, 14:02 Царствие Небесное великому Русскому старцу! А все-таки Олесе Николаевой стоит быть аккуратнее со словами - что еще за " лютое постничество " ? Обычный пост, чуть строже, чем мирской. Не стоит ради красного словца искажать реальность. Можно подумать, ее кто-то заставлял там поститься монашеским постом. Людмила 21 февраля 2017, 13:51 Упокой, Господи, новопреставленного архимандрита Кирилла и сотвори ему вечную память! Спаси, Господи, Олеся, за совершенно замечательную статью! р.Б.Алла 21 февраля 2017, 13:36 Только сегодня утром поминала тяжко болящего архимандрита Кирилла о здравии и вдруг такое читаю на сайте!Господи,Милостивый,помяни во Царствии Твоем новопреставленного архимандрита Кирилла,упокой его со всеми Святыми Твоими! Анна 21 февраля 2017, 13:35 Царствие Небесное новопреставленному дорогому батюшке Кириллу! Вечная память! ТаняСем 21 февраля 2017, 13:32 Вечная память батюшке Кириллу! Такое умиротворение на его лице даже на ложе болезни и такой добрый, добрый и лучистый взгляд, несмотря на немощь...Немного читала о нем на этом сайте и очень тепло было от прочитанного, воистину святой батюшка!Молитвами святых Отец наших, Господи, помилуй нас!Царство Небесное этому светлому человеку!!! Елена Богданова 21 февраля 2017, 13:30 Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, новопреставленного Архимандрита Кирилла, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче! НН 21 февраля 2017, 13:03 Спасибо Олесе за замечательный рассказ. Мне довелось видеть о.Кирилла несколько раз в Новоспасском монастыре, когда он служил Литию на могиле о.Иннокентия. Реакция та же- слёзы и удивительный покой. У батюшки был с собой пакет с конфетами и после службы, благословляя, он щедро раздавал их. Какое это было счастье, особенно если доставалось несколько конфет и можно было поделиться с кем-то. В мон-ре был послушник, котор. пришёл туда,поговорив с о.Кириллом, до разговора даже не помышляя о монашестве! Раздав конфеты, о.Кирилл вопрошал:а где непослушный послушник Х? И тот получал свои конфеты, благословение и наставления. Со святыми упокой Господи, душу новопреставленного архимандрита Кирилла.

http://pravoslavie.ru/101226.html

Известен сборник, написанный, согласно выходной записи, в 1551/52 г., «в Дом Всемилостивому Спасу, еже на Новом, при архимандрите при Нифонте». Во вкладной записи говорится о предназначении книги «Спасу в дом по мне, грешнем Нифанте, и по моих родителех по Иакиме и Домне» (РНБ. Погод. 894. См.: Рукописные книги из собр. М. П. Погодина: Кат. СПб., 2014. Вып. 5. С. 50). Владельческие записи дают основание полагать, что рукопись была приобретена М. П. Погодиным в 1845 г. у частного лица, т. е. еще ранее потеряла связь с Н. П. м. (в изданиях Снегирёва 1843 и 1863 гг. не отмечена). Указание на заказчика дало повод предположить, что сборник был переписан в мон-ре или неподалеку от него ( Усачёв А. С. О географии написания русских рукописных книг в XVI в.: Мат-лы к истории книги в России//Петербургские слав. и балканские исследования. 2015. 1. С. 148). Снегирёв также указал среди рукописных книг Н. П. м. мартовскую минею с записью от 20 сент. 1553 г. ( Снегирёв. 1863. С. 40; описание см.: Попов. 1905. 12. С. 80-96), рукопись канонов и служб новым чудотворцам XVII в., 3 бумажных синодика ( Снегирёв. 1863. С. 40-41), под к-рыми, возможно, подразумевал 2 синодика и кормовую книгу ( Попов. 1905. С. III, 97; описание см. там же: С. 59-67; 9. С. 159-178; 10. С. 67-71; 13. С. 97-99). К древнейшим рукописям собрания Н. П. м. можно отнести и серб. пергаменную рукопись «Повесть о Варлааме и Иоасафе» XIV в. ( Попов. 1905. 11. С. 72-79). М. В. Щепкина и Т. Н. Протасьева особо выделили 3 рукописи из собрания мон-ря: Псалтирь с толкованием (XVI в.) 1), составление к-рой ранее нек-рые исследователи приписывали кн. А. М. Курбскому и его сотрудникам, мартовскую Минею 1553 г. домакарьевского состава 12) и кормовую книгу 13) ( Щепкина, Протасьева. 1995. С. 26). К нач. XXI в. среди исследователей заметно скептическое отношение к участию кн. Курбского в создании Толковой Псалтири ( Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теорет. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998. С. 89-90).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Чудо вмч. Георгия о змие. Оклад иконы. 1806 г. Мастер А. Макаров (ц. Св. Троицы в с. Волково) Еще одной вятской святыней был чудотворный Нерукотворный образ Спасителя - «Спас Вятский», в 1647 г. по приказу царя Алексея Михайловича унесенный в Москву (позднее находился в московском Новоспасском мон-ре). Иконографической особенностью «Спаса Вятского» являлось ростовое изображение 2 ангелов, держащих с 2 сторон убрус с ликом Христа. В Хлынов в 1648 г. была прислана икона-список, выполненная мастером Оружейной палаты, хранившаяся в Спасском соборе и прославленная множеством чудес, так же как и ее многочисленные повторения, написанные местными иконописцами для различных городских и сельских храмов В. е. К кон. XVII в. на Вятке сложилась местная школа иконописания, появились профессиональные мастера-иконописцы, сформировались потомственные династии. Из такой династии происходит иконописец Борис Григорьев сын Кузнецов, его подписная икона «Рождество св. Иоанна Предтечи» (1716, КОХМ) отличается повествовательностью сюжета, обилием бытовых деталей, декоративностью исполнения и выражает художественные вкусы нач. XVIII в. К памятникам местного иконописания также можно отнести иконы из Свято-Троицкого кафедрального собора «Воскресение Христово с праздниками» (XVII в., КОХМ), выделяющуюся усложненностью композиции, и «Вход Господень в Иерусалим» (1-я пол. XVIII в., КОХМ), для к-рой характерна нек-рая примитивность письма. Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение». Икона. Кон. XVII в. (КОХМ) Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение». Икона. Кон. XVII в. (КОХМ) Тесные художественные отношения связывали Вятку с Вел. Устюгом и Сольвычегодском. Еще во времена прп. Трифона представители семьи Строгановых жертвовали иконы и церковную утварь в вятские мон-ри. Вятские мастера испытывали влияние устюжских и строгановских иконописцев, серебряников и эмальеров, перенимали от них основы мастерства и создавали новые произведения с местным колоритом. Со времени образования В. е. с кафедрой в Хлынове (1657) земли Строгановых вошли в ее состав. Во 2-й пол. XVIII в. Строгановы делали значительные вклады в кафедральный собор и др. церкви Хлынова, в основном это были произведения, выполненные в их художественных мастерских, прежде всего золотного лицевого шитья - покровцы, воздухи, пелены, плащаницы, облачения (ныне в собрании КОХМ).

http://pravenc.ru/text/161163.html

Экскурсионная комиссия активно работала, проводились регулярные экскурсии-осмотры церквей, монастырей, строений, урочищ г. Москвы, усадеб, городов Подмосковья (велись их протоколы). Расцвет Кремля. Всехсвятский мост. 1922 г. Худож. А. М. Васнецов (Музей истории г. Москвы) Расцвет Кремля. Всехсвятский мост. 1922 г. Худож. А. М. Васнецов (Музей истории г. Москвы) Большая работа по сохранению памятников была проделана Кладбищенской комиссией, которая начала активную работу в 1924 г. после сообщения Москоммунхоза о сносе 22 московских кладбищ и устройстве на их месте садов. Миллером была поставлена задача изучения всего московского некрополя с составлением планов кладбищ. В 1925-1926 гг. были зафиксированы ок. 17 тыс. могил выдающихся деятелей науки и культуры, собран ценный материал о московском некрополе декабристов. В 1927 г. члены «Старой Москвы» и Всероссийского Союза писателей, занимавшиеся аналогичной работой, образовали «Временный Комитет по охране могил выдающихся деятелей»; 1-е заседание состоялось 3 марта 1927 г. под председательством Миллера. В результате работы комитета были приведены в порядок могилы М. М. Хераскова , П. Я. Чаадаева в Донском мон-ре, «Литераторские мостки» на Пятницком кладбище, обнаружены могилы худож. А. К. Саврасова, писателей Н. М. Астырева, Н. А. Соловьёва-Несмелова, Н. В. Успенского, А. Е. Разорёнова и др. Комиссия регулярно обращалась в Моссовет с просьбой о предоставлении права на ликвидацию надгробий на различных кладбищах, подлежащих сносу. Так удалось спасти и перенести часть надгробий с могил знаменитых людей с кладбищ Спасо-Андроникова и Новоспасского монастырей в Донской мон-рь. Весомый вклад в изучение жизни А. С. Пушкина и увековечивание его памяти внесла Пушкинская комиссия, учрежденная 16 июня 1927 г. под председательством Миллера. Краткие отчеты о ее работе печатались в журнале «Московский краевед». В работе комиссии участвовали опытные архивисты, члены «Старой Москвы», к ее деятельности были привлечены известные ученые-пушкинисты: Н. С. Ашукин, Д. Д. Благой, В. В. Вересаев, Н. М. Дружинин, М. А. Цявловский и др. Основные направления деятельности комиссии: обнаружение и исследование мест, где жил и бывал в Москве Пушкин, и конкретизация круга московских знакомств поэта. Для исследования привлекался широкий круг архивных и др. источников. Результаты работ Пушкинской комиссии стали для зданий, связанных с именем Пушкина, своего рода Охранной грамотой, в частности для дома Хитрово на Арбате (первый семейный очаг поэта), к-рый с 1917 по 1974 г. был коммуналкой; на доме была установлена мемориальная доска. Материалы, собранные комиссией, стали основой для публикаций, вводивших в научный оборот совершенно новые архивные источники и факты (А. С. Пушкин в Москве//Тр. ОИМО. М., 1930. Вып. 7; Ярополец//Там же. Вып. 8. и др.)

http://pravenc.ru/text/1841842.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010