В 1902 г. по инициативе жителей волжских городов в Осташкове был учрежден комитет под председательством столобенского архим. Пахомия по строительству у истока Волги Преображенского собора, проект к-рого, созданный тверским архит. В. Назариным в неорус. стиле, частично повторял формы собора Василия Блаженного в Москве. 29 мая 1902 г. состоялась закладка трехпрестольного храма (с лев. приделом во имя св. Иоанна Предтечи, правым - во имя равноап. кнг. Ольги), к-рую возглавил Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) . На строительстве, производившемся на пожертвования, трудились местные крестьяне. 23 апр. 1912 г. был освящен Преображенский престол собора, однако оформление интерьера не было завершено к 1917 г. Росписи собора предполагалось посвятить кнг. Ольге и всему «древу московской великокняжеской династии», представленному в живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также собора московского Новоспасского мон-ря . В иконостасе должны были «поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства... святой равноапостольной великой княгини русской» (РГАИ. Ф. 799. Оп. 26. Д. 383. Л. 10). Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. К 1906 г. при соборе была создана жен. иноческая Верхневолжская Преображенская община, 28 февр. 1907 г. утвержденная определением Святейшего Синода как приписная к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рю . В 1907 г. в В. м. был заложен, 27 июля следующего года освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, возведенный по проекту архит. Назарина, в 1907-1910 гг. построены деревянная трапезная, 2-этажные деревянные кельи на юж. стороне, 2-этажный дом для сестер и паломников, хозяйственные сооружения, ограда. В 1907 г. в В. м. открылась школа грамоты (с 1911 церковноприходская), для к-рой в юж. части мон-ря был построен одноэтажный деревянный дом. Указом Синода 25 сент. 1909 г. община была преобразована в самостоятельный Волговерховский Преображенский общежительный мон-рь, в 1912 г. переименованный в Волговерховский Ольгинский. Настоятельницей стала игум. Вера. Из служивших в обители священников известны Петр Тугаринов (1913) и Василий Данилов (1917).

http://pravenc.ru/text/155144.html

Сщмч. Макарий (Гневушев), архим. московского Новоспасского мон-ря, во время Крестного хода. Фотография. 1909–1914 гг. Сщмч. Макарий (Гневушев), архим. московского Новоспасского мон-ря, во время Крестного хода. Фотография. 1909–1914 гг. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве. В 1906-1908 гг. был членом Совета Киевского отдела Русской монархической партии, членом Киевского отдела Русского собрания. С 1907 г. возглавлял Киевский губ. отдел Союза русского народа (СРН), впосл. стал почетным председателем отдела. Также являлся учредителем Крещатикского отдела СРН. С 24 сент. 1906 по 3 авг. 1907 г. председательствовал в Союзе русских рабочих (СРР). Был делегатом III Всероссийского съезда русских людей в Киеве 1-7 окт. 1906 г. от Киевского СРР. Участвовал также в работе IV Всероссийского съезда объединенного русского народа в Москве 26 апр.- 1 мая 1907 г. Сотрудничал в изданиях «Руководство для сельских пастырей» (был казначеем этого издания) и «Церковноприходская школа». Овдовев, 11 февр. 1908 г. в Михайловском Златоверхом монастыре Киева принял монашеский постриг с именем Макарий. 18 февр. рукоположен во диакона, 19 февр.- во иерея. 24 марта 1908 г. назначен настоятелем Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря в Москве с возведением в сан архимандрита. 16 мая того же года указом Синода М. был назначен сверхштатным членом 2-й экспедиции Московской духовной консистории, 15 июня избран членом Совета Православного миссионерского об-ва. Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Балахнинский. Фотография. 1914–1917 гг. Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Балахнинский. Фотография. 1914–1917 гг. 16 окт. (1 нояб.) 1909 г. М. был переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь на должность настоятеля и благочинного ставропигиальных мон-рей (в этой должности он пробыл до 27 авг. 1911). Первой заботой М. стало оздоровление духовно-нравственной атмосферы в мон-ре поднял вопрос о подготовке кадров для миссий. Им была предпринята попытка организации миссионерских курсов монашествующих из отдаленных мон-рей на основе послушнической школы. Особое внимание М. уделял проблеме общенародного пения, рассматривая его как средство религиозно-нравственного церковного просвещения. В 1910 г. Новоспасское братство церковного пения и трезвости было принято в состав Московского братства в честь Воскресения Христова. Провел капитальный ремонт Никольского храма, в ходе которого к нему был пристроен большой зал.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

По возвращении в Москву Е. снова предстал перед Собором, на заседании к-рого был заслушан письменный отчет о нижегородской поездке. Раскаяние старца было признано искренним, ему назначили день принятия «благодати прощения». Эта церемония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля: Е. в последний раз прочел «народне покаянное свое писание со многими слезами», после чего было произнесено прощение от лица Собора (этот текст завершал первоначальную редакцию соборного деяния). Соборным решением Е. определили на жительство в Новоспасский мон-рь. Однако, судя по еще одному сохранившемуся в делах Собора документу (Там же. 1148), Е. прожил в московской обители недолго и был переведен в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . 13 апр. 1670 г. церковным властям стало известно, что Е. приехал в Москву из Кириллова мон-ря без указа царя и благословения патриарха и епархиального архиерея, живет в столице на монастырском подворье «многое время, а в церковь Божию не ходит он многое время». Е. вызвали на проходивший в то время Собор, где он сообщил, что приехал в Москву с ведома архимандрита, в Кирилловом мон-ре имел духовного отца иером. Иакова, по уставам монастырским «причащался з братьею вместе», а «приехав к Москъве, живучи на монастырском подворьи, заскорбел. А как был здоров, и он к церкви Божии к церковному правилу приходил. А в которые дни принимал лекарства, и за скорбию своею к церкви Божии не приходил, и в скорби своей призвал к себе в отцы духовные чорного священника Иева, что бывал в Воскресенском монастыре строителем. И святых Божественных Таин причащался он в церкве Божии святаго Афонасия». На Соборе была предъявлена принадлежавшая Е. рукописная (?) книга «Новый Завет» с его приписками. Старец показал, что «те-де приписки приписывал он для памяти, чтоб ведать, где сыскать, в котором месте которая статья написана, с кем доведетца говорить или вопросить». По всей видимости, здесь же были какие-то выписки, о которых его «многажды допрашивали», «и он никакова ответу не дал, а что-де я написал, и того и сам не ведаю, а сомнения ни в чем не сказал, и как ныне приняла святая соборная Церковь, и он то все истинно приемлет и ничему не противится». Этот документ 1670 г. содержит последнюю известную дату из жизни Е.

http://pravenc.ru/text/182131.html

Л. признал обвинения под пыткой. Согласно Горсею, Л. был заключен в тюрьму и закован в кандалы, а его имущество конфисковано. 11 его доверенных слуг были повешены на «воротах Софийского двора в Москве, а «его ведьмы были позорно четвертованы и сожжены» ( Горсей Д. Записки о России, XVI - нач. XVII в. М., 1990. С. 74-75). Это сообщение Горсея Скрынников сопоставил с записью в конце «Синодика опальных» Иоанна IV о казни в Новгороде 15 женщин, обвиненных в колдовстве. Очевидно, в Новгороде действительно имели место казни каких-то женщин, пользовавшихся покровительством архиепископа. Согласно английскому дипломату, приговоренный к пожизненному заключению архиепископ писал иконы, изготовлял гребни и седла, однако эти сведения вызывают сомнения. Известна дата смерти архиепископа - 20 окт. 1575 г., т. о., в заключении он пробыл совсем недолго. Ряд рус. источников говорит о казни Л. Как сообщает Псковская II летопись, царь «сан на нем оборвал», очевидно, по решению собравшегося в Москве духовенства; после этого царь его «в медведно ошив, собаками затравил» (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 262). В кратком «Новгородском летописце» отмечено, что Л. «удавлен бысть кзенью у Пречистой на площади» (НовгорЛет. С. 345). В «Пискаревском летописце» также указывается, что Л. был казнен на площади перед Успенским собором в Кремле вместе с др. духовными лицами, вызвавшими недовольство царя: архимандритом Чудова мон-ря и протопопом Архангельского собора. Говорится об этом и в т. н. «Московском летописце», где казнь прямо связана с возражениями царю. Л. похоронен в Новоспасском московском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Ист.: АИ. Т. 1. 181, 183, 185-187, 189, 190; Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского архиерейского дома. СПб., 1857. Прил. 9, 13; НовгорЛет. С. 148, 345; Мат-лы по истории Карелии XII-XVI вв. Петрозаводск, 1941. 59, 83, 113, 120-125, 127-131, 140, 143, 147, 148, 150, 153, 154, 159-161, 163, 166; ПСРЛ. Т. 30. С. 159-162, 192-196; Т. 34. С. 192, 226; Кистерев С.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

М. Петрово-Соловово (в постриге Параскева; † 1619/20) (ПСРЛ. Т. 14. Ч. 2. С. 150); по др. источникам, она была пострижена в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре либо в Горицком в честь Воскресения Господня монастыре . С 1768 г. в монастырском подвале в очень суровых условиях содержалась помещица Д. Н. Салтыкова (Салтычиха), осужденная за массовые истязания и убийства своих крестьян ( Кичеев. 1865. С. 651). С 1785 г., при игум. Елисавете, по указу имп. Екатерины II Алексеевны в М. И. м. проживала мон. Досифея († 1810). Считается, что она была дочерью имп. Елизаветы Петровны от тайного брака с гр. А. Г. Разумовским. В мон-ре старица Досифея жила почти в полном затворе, лишь иногда принимая посетителей. Так, именно к ней обратились за советом юные братья Путиловы (впосл. прп. Моисей (Путилов) и игум. Исаия II (Путилов) ). Она посоветовала братьям обращаться к бывш. наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и к иером. Филарету (Пуляшкину), к-рые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . С течением времени число монахинь стало значительно сокращаться. В 1811 г. в М. И. м. вместе с игум. Елпидифорой проживали 17 пострижениц и 33 белицы. В 1812 г., перед вторжением в Москву франц. войск, часть ризницы сестры успели отправить в Вологду, а при приближении опасности игумения с насельницами ушла в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . Во время пожара 1812 г. М. И. м., за исключением собора, сильно пострадал. 4 июля 1813 г. в отремонтированных за свой счет кельях проживали 12 монахинь во главе с игум. Елпидифорой и казначеей Елисаветой. В том же году М. И. м., как малонаселенный, был упразднен, а насельницы переведены в Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери, московские в честь Рождества Пресвятой Богородицы , в честь Вознесения Господня и Страстной иконы Божией Матери монастыри.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Материалы Собора показывают, что окончательное решение по делу Е. было принято не сразу. 1-е, состоявшееся, видимо, в мае, после подачи Е. «покаянного письма», определение Собора «О прощении старца Ефрема Потемкина» (сохранившееся в 2 списках: ГИМ. Син. собр. свитков. 1145) содержит изложение «покаянного письма» и заключительное прощение: «Разрешаем и прощение подаем данною нам властию». Решение направить Е. в Поволжье для публичного принесения раскаяния в тех местах, где он проповедовал прежде, появилось позже (на заседании 1 июня 1666) и было внесено в окончательную редакцию соборного деяния, составленную уже после возвращения Е. из этой поездки в Москву (МДИР. Т. 2. С. 102-106). Сопровождающими Е. в поездке были назначены старец московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Филарет и диак. Василий. (На основании текста позднейшей редакции соборного деяния исследователи высказывали предположение, что мать и сестра Е., инокини Новодевичьего мон-ря, выразили сомнение в искренности раскаяния Е. и подали Собору соответствующую челобитную ( Шашков. 1992. С. 319). Е. вновь призвали к ответу, и он уверил, что не просил мать и сестру писать какое-либо прошение и «весма отрече, не точию словесне, но и писанием с приложением руки своея» (МДИР. Т. 2. С. 103). Подлинное «писание» Е., сохранившееся в материалах Собора, датировано 12 июня 1666 г., оно существенно проясняет обстоятельства дела. 11 июня обе инокини приехали в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , где содержался (видимо, «под началом») Е., повидаться с ним «и, видясь со мною, спросили меня, будешь ли-де назад и мы тебя увидим ли, и я им сказал: «Про то не ведаю: наказ у старцов, с которыми мне ехать»... А матери я своей старице Марине и сестре,- разъяснял Е.,- о том, чтобы мне туда не ехать, бити челом не приказывал... разве будет оне учинили челобитье какое собою, чая меня оттуды не видать» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1146).) Е. с сопровождающими выехал из Москвы 16 июня 1666 г., им было велено «на Болахне, и в Нижнем, и в Макарьевском монастыре, что на Желтых песках, в церквах Божиих и в торговые дни во весь народ вычитати писмо, каково принес ко освященному Собору старец Ефрем Потемкин». Подробный отчет об этой поездке сохранился в делах Собора (Там же. 1147). Е. зачитывал «покаянное письмо» в храмах после литургии перед специально собранным по этому случаю народом в Н. Новгороде (дважды, в начале и в конце поездки), в Макариевом Желтоводском мон-ре (11-16 июля, в дни ярмарки), в Балахне (20-24 июля). Иногда «письмо» зачитывал «во весь народ» диак. Василий, «потому что старец Ефрем чтет неслышно и людем не внятно».

http://pravenc.ru/text/182131.html

С 2015 г. в сент. в Сумарокове ежегодно проводится фестиваль «Подворье». С 90-х гг. XX в. мон-рь окормляет Московский научно-исследовательский онкологический ин-т им. П. А. Герцена (в 2000 при клинике ин-та устроен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»), где еженедельно совершаются богослужения. Домовый храм во имя мц. Валентины, приписанный к обители, действует в Психоневрологическом интернате 18. А. П. П. Ист.: Выходы государей царей и великих князей, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича всея России самодержцев (с 1632 по 1682 г.)/Изд.: П. М. Строев. М., 1844; Вкладная книга моск. Новоспасского мон-ря. СПб., 1883. (ПДПИ; 39); Кормовая книга моск. ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1903; Попов Н. П. Рукописи моск. Синодальной (Патриаршей) б-ки. М., 1905. Вып. 1: Новоспасское собрание. С. 42. 7; Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005; Описание грамот Коллегии экономии [Описание ГКЭ]. М., 2016. Т. 1; 2018. Т. 2. Лит.: [Ювеналий (Воейков), игум.] Кр. ист. описание моск. ставропиг. 1-кл. Новоспасского мон-ря. М., 1802; [ он же.] Описание состоящего в моск. ставропиг. Новоспасском мон-ре храма Знамения Пресв. Богородицы. М., 1803; Адриан, иером. Кр. описание ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1821; Иванчин-Писарев Н. Д. Утро в Новоспасском. М., 1841; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь: С видами сего мон-ря. М., 1843; он же. Новоспасский ставропиг. мон-рь в Москве. М., 1863; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884-1891. 2 ч.; он же. История г. Москвы. М., 19052, 1990р; Кудрявцев М. В., диак. Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, что в моск. Новоспасском мон-ре. М., 1886; Скворцов Н. А. Моск. Кремль: Упраздненные мон-ри, соборы, церкви и подворья в Кремле//РА. 1893. Кн. 3. Вып. 9. С. 5-35; Дмитриев И. Д. Моск. 1-кл. Новоспасский ставропиг. мон-рь в его прошлом и настоящем: Ист.-археол. очерк. М., 1909, 1997р; Царские прародители, погребенные в обители Всемилостиваго Спаса на Новом.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

1863. С. 74-77). В 1737 и 1747 гг. Н. П. м. пострадал от крупных пожаров. Указом от 10 июля 1759 г. имп. Елизавета Петровна повелела доставить в С.-Петербургскую АН историческое описание обители с планом, однако об исполнении этого указа сведений нет ( Снегирёв. 1863. С. 89); тем не менее обитель одной из первых получила историческое описание, опубликованное в 1802 г. ( Ювеналий (Воейков). 1802). В 1764 г. обитель была отнесена к мон-рям 1-го класса. По всей видимости, летом 1780 г. в Н. П. м. побывал посетивший Россию инкогнито под именем графа Фалькенштейна император Свящ. Римской империи Иосиф II Габсбург (Там же. С. 84, указан ошибочный год - 1785). В 1782 г. визит в мон-рь нанесла имп. Екатерина II Алексеевна . В 1794-1842 гг. в обители подвизался старец Филарет (Пуляшкин; в схиме Феодор). Д. Г. Давиденко XIX - нач. XX в. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Торжественная встреча имп. Николая II в Новоспасском мон-ре. Фотография. 26 мая 1913 г. Продолжительное время настоятелем Н. П. м. был архим. Варлаам (Головин; 1799-1811), ранее возглавлявший Мирожский (1774-1775) и Снетогорский (1775-1785) мон-ри в Пскове, Псково-Печерский мон-рь (1785-1792) и Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь (1792-1799). На непродолжительное время его сменил архим. Сергий (Крылов-Платонов; 1811-1812; впосл. архиепископ), а накануне Отечественной войны 1812 г. мон-рь возглавил церковный историк архим. Амвросий (Орнатский; 1812-1816; впосл. епископ), который организовал эвакуацию большей части монастырских ценностей и ризницы в Спасо-Каменный мон-рь, серебряные ризы с образов были спрятаны под кровлей Преображенского собора (Новоспасский мон-рь. 2016. С. 111-112). Архим. Амвросий с братией покинул Н. П. м., в обители остался наместник старец Никодим с 10 монахами и послушниками. 2 сент. поляки учинили в мон-ре грабеж, вечером после пыток был заколот пикой настоятель (с 1773) ц. Сорока мучеников Севастийских бывш. подмонастырской слободы свящ.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Неоднократно в истории В. е. совершались чудотворения от широко почитавшихся в крае списков Нерукотворного образа Спасителя. В 1647 г. в Москву из хлыновского Спасского собора был увезен Нерукотворный образ Спасителя, по молитвам перед к-рым Вятка избавилась от эпидемии чумы. Список с иконы поместили над воротами Московского Кремля, получившими название Спасские. Сама чудотворная икона была передана в Новоспасский московский в честь преображения Господня мон-рь . Взамен в хлыновский Спасский собор царь Алексей Михайлович прислал точный список с иконы (не сохранился). В орловском мон-ре в честь Нерукотворного образа Спасителя хранился явленный на Вятке Нерукотворный образ Спасителя (утрачен после закрытия мон-ря). В 5-ю неделю по Пасхе и 16 авг. из мон-ря совершался крестный ход с чудотворной иконой в часовню на месте явления иконы. Мн. храмы епархии имели списки Нерукотворного образа Спасителя, наиболее почитавшиеся, помимо перечисленных, находились в Спасском соборе в Елабуге, в Успенском соборе в Яранске, в Крестовоздвиженском муж. мон-ре в Слободском. В храме в с. Верховине хранился чудотворный образ Преображения Господня - «Спас Колотый» (не сохранился). По преданию, в 1609 г. марийцы-язычники напали на Верховино и вместе с др. вещами захватили икону Преображения, к-рую, расколов на 3 части, использовали вместо лавок в лодках, за что немедленно были поражены слепотой. Испугавшись, разбойники выбросили расколотые части образа в реку, однако не получили исцеления и были схвачены рус. крестьянами. Найденные в реке св. доски чудотворной иконы чудесным образом сложились. Храм в Верховине был возобновлен по грамоте Сарского и Подонского митр. Ионы 22 сент. 1618 г. В Преображенском жен. мон-ре в Вятке находилась копия иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», привезенный в Вятку в 1865 г. с Афона и прославившейся чудотворениями (не сохранилась). Др. список с данного образа почитался в Христорождественском мон-ре в Слободском, где ежегодно 11 мая совершался крестный ход с иконой. В Уржуме, в Спасском соборе, находилась икона Божией Матери «Живоносный Источник» , по преданию явившаяся близ города, на р. Белой (не сохранилась). В храме с. Пышак хранилась чудотворная Раифская икона Божией Матери, написанная на Афоне и пожертвованная на Вятку инокам новосозданной Раифской пуст. царем Феодором Иоанновичем . Икона почиталась также жителями соседних губерний - Костромской и Вологодской (совр. местонахождение неизвестно).

http://pravenc.ru/text/161163.html

М., 1912; Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Федора Иоанновича. Утверждение патриаршества в России. Од., 1912; Мнёва Н. Е. Фрески Новоспасского мон-ря в Москве//Искусство. М., 1940. 1. С. 166-168; Померанцев Н. Н. Новый памятник моск. архитектуры кон. XV в.: Информ. сообщ. о раскрытии галереи, относящейся к 1491-1496 гг. в моск. Новоспасском мон-ре//Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1951. 1. С. 63-68; Морозов К. К. Памятник архитектуры - Новоспасский мон-рь в Москве. М., 1982; Читатели изданий Моск. типографии в сер. XVII в. Л., 1983; Козлов В. Ф. Судьбы монастырских кладбищ Москвы (1920-30-е гг.)//Моск. некрополь: История, археология, искусство, охрана. М., 1991. С. 48-67; Подъяпольский С. С. О малоизвестном типе папертей кон. XV - нач. XVI в.//Рос. Арх. 1994. 3. С. 186-207; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 19952; Качурин Г. Л. Иконостас Новоспасского мон-ря и его роль в худож. жизни XVII в.//Материальная база сферы культуры. М., 1997. Вып. 2. С. 67-78; Богданов А. П. Рус. патриархи. М., 1999. Т. 2; Круглик А., свящ. История моск. Новоспасского мон-ря: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1999. Ркп.; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в.: От Земляного до Камер-Коллежского вала. М., 2000; Плигузов А. И. О списках Судебника и Духовной грамоты Ивана III//Судебник 1497 г. в контексте истории рос. и зарубежного права XI-XIX вв. М., 2000. С. 137-148; Поздеева И. В., Пушков В. П., Дадыкин А. В. Моск. печатный двор - факт и фактор рус. культуры, 1618-1652 гг. М., 2001; они же. Моск. печатный двор - факт и фактор рус. культуры, 1652-1700 гг. М., 2007-2011. 2 кн.; Жизнеописания настоятелей моск. Новоспасского ставропиг. мужского мон-ря с 1906 по 1926 гг./Сост.: свящ. А. Круглик, Ю. В. Крестников, Т. В. Пасхалова. М., 2002; Новоспасский мон-рь//ЖМП. 2003. 7. С. 34-52; Станюкович А. К. и др. Усыпальница рода Романовых в Моск.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010