В архитектуре Др. Руси К. встречаются как исключения и, видимо, всегда связаны либо с византийским, либо с западноевроп. влиянием. Примерами служат расположенный на территории Черниговского детинца храм с полуподземной погребальной палатой и храм с К. в Бельчицком мон-ре в Полоцке (оба XII в.). По крайней мере с XVI в. в Московском гос-ве появляется собственная версия решения погребального пространства, к-рая отвечала потребности верующих быть похороненными в храме и позволяла избежать заполнения наоса надгробными памятниками. Умножившиеся подклеты соборов (особенно монастырских), в той или иной мере заглубленные в землю, в XVI-XVII вв. часто служили кладбищами; они образуют прямую параллель с европейскими К., однако в правосл. традиции этот термин к ним не применяют (некрополь боярского рода Романовых в соборе Новоспасского мон-ря; подклет собора в Новодевичьем мон-ре в Москве, подклет собора Покровского мон-ря в Суздале и др.). Важность К. как мистически выраженной части христ. храма вызвала особое отношение к формированию ее пространства. В ней помещался художественно оформленный реликварий или каменный гроб с мощами (рака), а в погребальных К.- целые серии саркофагов, иногда резных, расписных, снабженных надписями. Даже в очень простых и почти лишенных декора церквах К. стремились украсить, в т. ч. используя сполии. И в западно-, и в восточнохрист. традициях К. расписывали и украшали мозаиками; капители столбов, как правило, были резными. В К., как нигде, заметны достаточно прямолинейные попытки отразить в архитектуре богословскую символику, напр., в еп-стве Утрехт в Н. Лотарингии возник оригинальный тип символической планировки К., при к-ром количество стволов опор увеличили с запада на восток (4, 8 и 16). К. предоставляла также исключительные возможности для творчества, выходившие далеко за пределы традиц. областей искусства: из затопленной К. ц. Сан-Пьетро-Маджоре в Равенне с остатками мозаичного пола Х в. францисканцы устроили подобие аквариума, где плавают золотые рыбки. По тем же причинам в XVIII-XIX вв., в эпоху «готического оживления» и романтического искусства, К. стала одним из символов средневековья; ее экзотические архитектурные формы часто описывали в лит-ре, воспроизводили в живописи и театральных декорациях, наполняя новым мистическим содержанием. В качестве погребальных склепов К. с тех пор охотно строят на кладбищах, под соборами и храмами (включая династические королевские и небольшие частные, «семейные крипты»).

http://pravenc.ru/text/2459067.html

В 1724 г. к Д. м. было приписано 5 обителей: Григориев Пельшемский Лопотов мон-рь , Заоникиева Владимирская, Белавинская Богоявленская, Арсениева-на-Масляне и Репная Спасская пустыни (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 771. Л. 23 об.), в 1726 г.- Арсениев Комельский, вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Печенгский в честь Преображения Господня мон-ри , Рябинина Казанская и Александрова Коровина Троицкая пустыни. По штатам 1764 г., Д. м. был причислен ко 2-му классу; в степени вологодских монастырей Д. м. был 1-м, среди рус. 2-классных обителей - 20-м. Во время Отечественной войны 1812 г. ректор МДА архим. Симон и прот. московского Архангельского собора Алексий Шумилин привезли в Д. м. ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, московских Чудова, Новоспасского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Угрешского, Вознесенского монастырей и некоторых соборов столицы. Реликвии хранились в Спасском соборе. В 1824 г. Д. м. посетил имп. Александр I . По воспоминаниям прп. Пимена (Мясникова) , состояние Д. м. в сер. XIX в. производило «весьма грустное впечатление» и свидетельствовало о «...прошлом благоустройстве, благолепии и величии обители». Храмы и другие строения До 1-й трети XVI в. все постройки в мон-ре были деревянными. Летописный свод 1497 г. (ГИМ. Увар. 592) и Вологодская летопись (ГИМ. Увар. 591), написанные, вероятно, в Д. м., содержат сведения о частых пожарах в обители и монастырских вотчинах. Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Собор в честь Всемилостивого Спаса. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Каменное строительство началось в 30-х гг. XVI в.- возобновилась храмоздательная деятельность в тех мон-рях Белозерья, Вологды, Костромской десятины, которые посетил вел. кн. Василий III Иоаннович в 1528 г. Строительство осуществлялось, по мнению С. С. Подъяпольского, артелью ростовских мастеров, усвоивших приемы московской архитектуры нач. XVI в. Особенностью созданных ими построек является сочетание в архитектуре форм московского и местного зодчества XV в., а также ренессансных мотивов, появившихся в рус. архитектуре в кон. XV - нач. XVI в. В это время возводятся Благовещенская ц. (1530-1534) в Ферапонтовом в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , Архангельский и Предтеченский храмы (1531-1534) в Кирилловом Белозерском мон-ре, Успенский храм с трапезной (заложена в 1536-1538) и ц. прп. Павла Обнорского (1546) в Павловом Обнорском мон-ре , собор Воскресения Христова (1544) в Горицком в честь Воскресения Господня мон-ре .

http://pravenc.ru/text/172064.html

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

В Б. м. чтилась память игум. Владимира, о чем свидетельствуют записи во Вкладной книге 1645 г. о пожаловании каширского прот. Митрофана на «пелену покрыть гробницу у печальника преподобного игумена Владимира» (л. 43об., ст. 87) и в «Синодике 1645 года», где перечислен для вечного поминовения «род начальника обители сея Преподобного Игумена Владимира» в количестве 88 чел. Мощи прп. Владимира покоятся под спудом Троицкого храма. Др. почитаемым настоятелем был собеседник прп. Дионисия Радонежского игум. Тихон, впосл. архимандрит Новоспасского московского мон-ря . В Б. м. подвизались старцы Тихон (Кошищев; XVI в.), игум. Зосима (Рожаев; XVII в.). В XIX в. в мон-ре возобновилась традиция старчества : иером. Виссарион духовно окормлял каширский во имя вмч. Никиты жен. мон-рь . В Б. м. чтились чудотворные иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и св. прор. Иоанна, а также Сергиевы источники - один в самом мон-ре, др.- в местечке на бывш. Каширской дороге (с 1932 железнодорожная ст. Акри), по преданию, изведенный прп. Сергием Радонежским ударом посоха. При Б. м. действовала церковноприходская школа, в 1867 г. было построено церковноприходское уч-ще. Условия для хозяйственной деятельности мон-ря были благоприятны: на приокских лугах выращивали скот и поставляли к царскому столу знаменитое черкасское мясо, в Оке ловили осетров, добывали жемчуг для украшения царских одежд. Неск. раз в году проводились подмонастырские ярмарки (первое упоминание в 1811). К нач. XX в. мон-рю принадлежало 390 дес. земли. В 1915 г. в нем было 50 чел. братии. Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГИМ) В февр. 1918 г. Б. м. был закрыт. В 1922 г. его в качестве филиала передали Российскому Историческому музею, благодаря чему в обители совершались богослужения и проживала братия. В мон-ре в 1924 г. продолжал свой духовный подвиг иером. Киприан (Носов), подвизавшийся в обители 17 лет; став хранителем музея, он служил в 3 монастырских церквах как приходских.

http://pravenc.ru/text/77942.html

И. был отстранен от управления Нижегородской епархией и 2 сент. 1708 г. сослан «на смирение» в Кириллов Белозерский мон-рь; «получал пищу против 4 братий, но не имел права без ведома настоятеля ни писать, ни получать писем: настоятель обязан был те и другие отбирать и присылать в Москву» ( Чистович. 1863. С. 69). В переписи по Белозерскому у. за 1710 г. указывалось, что в обитель выдается «государева денежного жалованья... Исаию митрополиту по 20 рублев» в год. По некоторым сведениям, в 10-х гг. XVIII в. И. совершал иерейские хиротонии, состоял в переписке с прот. И. И. Игнатьевым , духовником царевича Алексея Петровича . И. был погребен в Кирилловом Белозерском мон-ре, захоронение, вероятно, утрачено. В сер. XIX в. архим. Варлаам (Денисов) «с большею вероятностию» полагал, что именно И. принадлежал хранившийся в Кирилловом мон-ре «клобук из белого крепа с травами, покроем сходный с нынешними клобуками, только сшит для низкой камилавки с узким верхом». Клобук хранился в особом деревянном футляре за стеклом ( Варлаам. 1859. С. 78); к авг. 2011 г. его местонахождение неизвестно. Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2636. Оп. 2. Д. 61. Л. 59. Соч.: Поучение/С предисл. А. Титова. М., 1899. Ист.: ОДДС. Т. 18. С. 890; ДРВ. М., 1791 2. Ч. 18. С. 96; Чистович И. А. Георгий Дашков: Мат-лы для истории 1-й пол. XVIII ст.//ПО. 1863. 1. С. 48-106; Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 1886. С. 93-95. Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 167; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. С. 500-501; Варлаам [Денисов], архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-140; Снегирёв И. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 74; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Рус. Церкви в посл. десятилетие XVII в. Каз., 1913; Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I: По мат-лам Преображенского приказа. М., 1957. С. 95; Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество: Духовные движения XVII в. М., 1995. С. 436; Макарий [Миролюбов], архим. Памятники церковных древностей. Н. Новг., 1999. С. 41-44, 280, 313, 318-320, 342, 519; Бугрова М. С. Исайя, митр. Нижегородский и Алатырский//Памятники церковной культуры Нижегородского края. Н. Новг., 2001. С. 37-40; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 38-42.

http://pravenc.ru/text/674826.html

Незадолго до своей кончины Василий III посетил Иосифов мон-рь и виделся с Н. осенью 1533 г. При описании погребения вел. князя в Архангельском соборе в Кремле летописец называет также «игумена Осифовского», т. е. Н. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 564). В 1543 г. Н. был переведен настоятелем в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь и возведен в сан архимандрита. Несомненно, это произошло по благословению нового митрополита Московского свт. Макария , выдвигавшего на важные церковные должности волоколамских пострижеников (см. Усачёв. 2017). При новом архимандрите столичная обитель не только купила недвижимое имущество (АММС. С. 232-233. 97; С. 237-238. 101), но и получила его в виде вкладов (Там же. С. 236-242. 100, 102-105). Кроме того, Новоспасский мон-рь благодаря великокняжеским пожалованиям освобождался от податей (Там же. С. 235-236. 99 (8 июля 1544); С. 242-243. 106 (22 сент. 1549)). 16 янв. 1547 г. Н. принял участие в венчании Иоанна IV на царство (вместе с симоновским архим. Трифоном (Ступишиным) новоспасский архимандрит подавал свт. Макарию «крест животворящий» и «шапку» (ПСРЛ. Т. 13. С. 150-151)). В февр. 1549 г. Н. принял участие в созванном свт. Макарием Московском церковном Соборе, на к-ром рассматривалось дело архимандрита Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря и каллиграфа Исаака Собаки , обвинявшегося в том, что он оставался нераскаявшимся еретиком, осужденным вместе с прп. Максимом Греком. Н. свидетельствовал на Соборе против Исаака и бывш. митр. Иоасафа , дав письменные показания. Он заявлял, что во время его настоятельства в Волоколамском мон-ре митр. Иоасаф прислал грамоту находившемуся в обители бывш. митр. Даниилу, спрашивая его о «Исаковой ереси», и тот прислал ему ответную грамоту, позволившую поставить Исаака во диакона и затем во священника; согласно Н., Даниил осуждал действия Исаака, дерзнувшего принять священство, будучи осужден как еретик (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 138; см. также: Макарий (Веретенников), архим. Церковный Собор 1549 г.//АиО. 1998. 2(16). С. 141-145).

http://pravenc.ru/text/2577727.html

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

В 1648 г. инок, возможно, уже состоял в братии Иверского мон-ря. Этим годом датирована грамота, написанная Д. Г. от имени иверского архим. Пахомия Никону, настоятелю московского Новоспасского мон-ря (впосл. патриарх Московский и всея Руси), в к-рой в подробностях сообщается об изготовлении на Афоне копии Иверской иконы Божией Матери «Портаитисса» иконописцем Иамвлихом (Романовым) (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 308). В историографии есть и др. т. зр. на определение времени поселения Д. Г. на Афоне, впервые высказанная румын. авторами, в соответствии с к-рой Д. Г. жил в Валахии до 1650 г., там были написаны икона и грамота ( Serb â nescu. 1959. P. 781; ср.: Фонкич (в печати); Ченцова (в печати)). Данная гипотеза основывается на том, что 9 марта 1650 г. в Кымпулунге (Валахия) была издана Псалтирь, в подготовке к-рой участвовал Д. Г.: им подписано «Слово к читателям» («смиренный иеромонах Дионисие, еклисиарх, коректор»). Однако участие Д. Г. в издании не означает, что он в это время жил в Валахии. Можно предположить, что, вступив в братию Иверского монастыря, инок мог в 1648-1650 гг. неоднократно приезжать в Валахию, в т. ч. для ведения дел, связанных с монастырскими владениями, для издательской работы. В 1654 г. Д. Г. находился в афонском Иверском мон-ре. Судя по пометам на рукописях, он являлся активным помощником Арсения (Суханова) , прибывшего в апр. 1654 г. на Афон, в его работе по отбору книг для отправки в Россию. Благожелательное отношение Д. Г. позволило Арсению приобрести в Иверском мон-ре наибольшее по сравнению с др. афонскими обителями число книг - 158 рукописей и 5 печатных книг. 10 июня того же года Д. Г. записал договор между монастырями о том, что следует отвечать турецким властям на вопрос о покупке на Афоне книг Арсением, документ был подписан настоятелями 17 мон-рей. В 1655 г., спустя нек-рое время после отъезда Арсения (Суханова) с Афона, Д. Г., уже в сане архимандрита, отправился в Россию, чтобы сменить архим. Климента на посту настоятеля московского греческого во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178456.html

Афанасия III Пателлария. 1653 г. (ГИМ. Син. греч. 245 (Вл. 266). Л. 5 об.) После вторичного низложения Кирилла I (1635) А. П. уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католич. символ веры. Вскоре А. П. был призван своими сторонниками в К-поль, где в 1637 г. Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) А. П. был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 г. новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии А. П. пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к рус. царю. В 1643 г. А. П. отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского мон-ря вмц. Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 г. А. П. вернулся в К-поль и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего неск. дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества А. П. произнес проповедь, в к-рой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул К-поль; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, А. П. отправился в Москву с грамотами рус. царю от этих правителей. 16 апр. 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апр. был принят царем Алексеем Михайловичем . В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском мон-ре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев мон-рь. Текст последнего послания свт. Афанасия III Пателлария царю Алексею Михайловичу, в котором он упоминает о «Слове понуждаемом», 22 марта 1654 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 513) Текст последнего послания свт.

http://pravenc.ru/text/76940.html

Белобоцкого «Wyznanie wiary» (Исповедание веры). В сент. 1682 г., во время стрелецкого бунта, патриарх Иоаким согласился выступить посредником между восставшими и правительством, укрывшимся в Троице-Сергиевом мон-ре. 25 сент. из столицы в мон-рь с патриаршей грамотой, извещавшей о покорности стрельцов, приехал Суздальский митр. св. Иларион . Вместе с грамотой патриарх отправил 10 экз. кн. «Увет духовный», которые вез К. Во время восстания поэт обратился со стихотворным воззванием к «российскому народу», в котором выступил против самосожжений старообрядцев. Сблизившись с патриархом в тяжелейших условиях смуты, К. стал секретарем первосвятителя (начиная с 1682 в архиве писателя регулярно откладывались документы, написанные от имени патриарха). 31 дек. 1684 г. К. вместе с Игнатием (Римским-Корсаковым) , архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря , был послан патриархом для следствия над «возгордившимся» Смоленским архиеп. Симеоном (Милюковым) , обвиненным в том, что он изготовил себе слишком пышные ризы и карету и носил одеяние наподобие патриаршего; все эти вещи архим. Игнатий и К. должны были доставить в Москву. Архиеп. Симеон отказался подчиниться патриаршим посланцам и был вызван на суд в столицу. В нач. 80-х гг. XVII в. К. получил право посещать царский двор. В июне 1682 г. он написал приветствие по случаю венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича - «Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы». В 1682-1683 гг. К. посвятил стихотворный панегирик «Книга Желателно приветство мудрости» царевне-правительнице Софии Алексеевне . В день именин царя Петра, 29 июня 1683 г., патриарх Иоаким в Успенском соборе Московского Кремля поднес имениннику парадный список приветственного сочинения К.- «Книгу Вразумление умнаго зрения и телеснаго делания в Божией мудрости». Эти 2 произведения, написанные К. почти одновременно (1682-1683), имеют общую тему - прославление «мудрости» и совпадают в отдельных частях (А. П. Богданов рассматривал их как разные редакции одного сочинения).

http://pravenc.ru/text/1681053.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010