Новоспасском мон-ре



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ИОАНН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... комнату Владычной палаты новгородского Детинца (роспись 20-х гг. XIX в. ; в 2008-2009 демонтирована со стен кельи бригадой реставраторов под рук. В. Д. Сарабьянова; Сарабьянов В. Д.) Росписи Владычной палаты Новгородского кремля: Келья Иоанна: Предварительные заметки по результатам реставрационных работ в 2006-2007 гг. Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новгород, 2008. Вып. 3. С. 119-139 (.) В искусстве Нового времени единоличные изображения И. встречаются, напр., в живописном и иконописном вариантах в храмах Валаамского мон-ря и его скитов (в наст. время в Нововалаамском мон-ре в Финляндии; по описи 1942 г. - АФВМ. Bd. 15. Л. 9 об., 16-16 об. и др.) . На одной из них, исполненной в 1850 г. в столичной мастерской М. С. Пешехонова (Преображенский собор монастыря) , И. стоит прямолично, в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, с Евангелием и жезлом в руках. Уникальный сюжет запечатлен на иконе «Видение свт. Иоанну Новгородскому иконы Богоматери» кон. XVIII в. (частное собрание) . И. часто писали в составе минейных циклов, напр. на невьянской минейной иконе на сент. -окт. 1802 г. (музей «Невьянская икона»; см. : Музей «Невьянская икона». ... далее ...
ИОВ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... служить благодарственные молебны; к грамоте прилагались порядок поминовения царской семьи и порядок молебна (Там же. № 1; ср. : Опись архива Посольского приказа. 1977. С. 316) . Избрание царем незнатного Годунова вызывало недовольство мн. родовитых бояр, распространившееся и на патриарха, к-рый активно участвовал в возвышении Годунова. Как писал патриарх в духовной грамоте, после смерти Феодора Иоанновича и до восшествия на престол Бориса Феодоровича он пережил «озлобление, и клеветы, укоризны, рыдани, и слезы» (ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 113) . 1 сент. 1598 г. И. с собором духовенства был в Новодевичьем мон-ре и просил у царицы-инокини Александры благословение на царское венчание ее брата. 3 сент. 1598 г. И. венчал Бориса Феодоровича в Успенском соборе. Чин царского венчания содержит речи патриарха, произнесенные перед возложением каждой регалии. В отправленной через 2 недели в Новгород царской грамоте подчеркивалось, что «учинился» новый царь «за моленьем и за прошеньем Святейшаго Иева, патриарха Московского и всеа Русии» ( ДАИ. Т. 1. С. 249; ср. : С. 253 ) . Вскоре после избрания Бориса Феодоровича поступили известия о походе на Русь крымского хана Казы-Гирея. Царь с ... далее ...
ЕВФИМИЙ II • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... II Яжелбицкий мир, по которому новгородцы выплатили 10 тыс. р. серебром («за залоги, за княжчины») . В этом же году великокняжеская семья подарила Е. для Софийского собора плащаницу ( НГОМЗ; Игнашина. 2003. Кат. 8. с. 32-33 ) . Вероятно, ее привез кн. Юрий Васильевич, посетивший Новгород после заключения Яжелбицкого мира. Дмитрия Георгиевича Шемяку на начальных этапах борьбы с кн. Василием II за вел. княжение Московское. Утратив Москву, Шемяка обратился в 1449 г. к Е. с просьбой принять в Новгороде его жену и сына и получил положительный ответ. Семья Шемяки поселилась в Юрьевом новгородском мон-ре, туда же была привезена казна Шемяки. 2 апр. 1450 г., после поражения под Галичем, кн. Дмитрий прибыл в Новгород, где союз 2 сторон был скреплен крестоцелованием; об этом событии сообщает новгородский владычный летописный свод 60-х гг. XV в. - Летопись Авраамки, - где это действие не подвергается порицанию. Однако вскоре Е. отказался от прямой поддержки Шемяки и искал пути примирения с вел. кн. Василием II. Митр. св. Иона, ставший на сторону вел. кн. Василия II, обратился в 1451-1452 гг. с посланием к Новгородскому архиепископу, в к-ром требовал не только отказать Шемяке в ... далее ...
ИАКОВ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского мон-ря. Память И. праздновалась в Иверском мон-ре 22 мая и 23 окт., когда совершался крестный ход. В Боровичском мон-ре хранилось ребро И., для к-рого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей И. В мон-ре над св. воротами была поставлена деревянная ц. во имя И. (упом. в описи 1658) . Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов мон-рь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом мон-ре, Иаковлевский храм был возвращен в Боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора - деревянные св. ворота с ц. во имя И. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне. В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя И., в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В Боровичском мон-ре память явления мощей И. праздновалась во ... далее ...
печать библиотека Т. 31, С. 332 опубликовано: 20 ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в документах архива Оружейной палаты 1660-1679 гг., он часто вызывался из Ярославля в Москву для иконописных дел. В 1660 и 1666 гг. он участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. № 6867) , в документах значится в 3-й статье. В 1661 г. работал в Кремле «в набережном терему, у государевых знамен и в Золотой палате» (Там же. № 7588) , в июне того же года был «у государева дворцового успенского и у черниговских иконописного починочного дела» (Там же. № 7715) . В 1665 г. продолжил работу в Золотой палате. В 1666 г. «был у стенного письма» в Новодевичьем мон-ре, в дворцовой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя и «у починки» зап. дверей Успенского собора в Московском Кремле. В документах иконописец значится уже во 2-й статье. По мнению В. Г. Брюсовой, наиболее характерным сохранившимся произведением братьев Карповых является иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале (1666, ЦМиАР) , хотя она и отмечает, что в его создании участвовали и др. ярославские иконописцы (Брюсова. 1984. С. 121) . В 1668 г. вместе с братом Иваном Феодор писал иконы для ц. свт. Григория Неокесарийского на Полянке ... далее ...
КЕРАМИКА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... изделий на фасадах некоторых визант. и рус. церквей, напр. храма Св. Троицы с. Хорошёва, Москва, 1596-1598 гг.) Беляев. 2007 (. Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес) фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва (Производство фасадной изразцовой К. с полихромной эмалевой рельефной поверхностью было налажено в России при участии мастеров из Речи Посполитой) Литва, Белоруссия, Польша (и Зап. Европы) Германия, возможно Голландия (. По инициативе патриарха Никона оно было организовано сначала в вотчинах Валдайского Иверского мон-ря и в Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре на Истре, откуда перенесено в Москву и Ярославль) Баранова. 2006. С. 70-75; Она же. 2011; Новый Иерусалим: Образы горнего и дольнего: [Альбом] Авт. текста: Г. М. Зеленская. М., 2008. С. 191-281 (. В технике цветного изразца исполнялись сложнейшие интерьерные и фасадные композиции, включавшие иконные мотивы) небесные силы, прежде всего ангелы ( , изображения крестов и др. ; надписи ) церковно-учительные, памятные и «топографические» (; символику, связанную с представлениями о рае) виноградная лоза, цветы и иные растительные мотивы, птицы (.) Интерьер храма ... далее ...
АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 - 31 МАРТА 1988 Г. АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 - 31 МАРТА 1988 Г. Состоялось под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Новодевичьем мон-ре в Москве, в нем участвовал 71 архиерей. Созвано для подготовки к Поместному юбилейному Собору, начало работы к-рого было назначено на 6 июня 1988 г. А. с. утвердило программу предстоящего Собора. С докладом о канонизации святых выступил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) . Совещание, одобрив основные положения доклада, составило окончательный список имен подвижников благочестия, к-рых должен был прославить Поместный Собор. В него вошли прп. Андрей Рублёв, блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской, свт. Московский Макарий, прп. Максим Грек, прп. Паисий (Величковский) , блж. Ксения Петербургская, святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) и прп. Амвросий (Гренков) Оптинский. Архиеп. Смоленский и Вяземский Кирилл (Гундяев) в своем докладе представил ... далее ...
, 26 июня 1282 г. в мон-ре Сан-Бартоломеу ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Lusitana. Part. 6. 1980) . В 1516 г. папа Римский Лев X беатифицировал И. В 1556 г. папа Павел IV распространил почитание св. И. на всю территорию Португалии. В 1560 г. в Коимбре было основано «Братство королевы Изабеллы». В 1612 г. впервые открыли гробницу И. После офиц. освидетельствования останков 25 мая 1625 г. папа Урбан VIII провозгласил И. святой Римско-католической Церкви, а португ. кор. Филипп III - св. покровительницей Португалии. Останки святой, первоначально захороненные в мон-ре Санта-Клара-а-Велья, в 1677 г. в связи с наводнением были временно помещены в часовню в новом мон-ре - Санта-Клара-а-Нова в Коимбре; в 1687 г. торжественно перенесены в храм. В 1747 г. папа Бенедикт XIV издал буллу, подтверждавшую канонизацию И. В сер. XVIII в. в Лиссабоне в честь св. королевы была воздвигнута церковь, а в 1755 г. муниципалитет Коимбры избрал И. св. покровительницей города. Ист. : Vida et milagres da gloriosa reina S. Ysabel, molher do catholico Rey dõ Dinis sexto de Portugal com ho compromisso da cõfraria do seu nome et graças a ella concedidas Publ. por João de Barreira. Coimbra, 1560; Carrillo F. J. Historia, y vida de S. Isabel, Reyna de Portugal, y ... далее ...
ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... . В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448) . На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого) . В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен. ... далее ...
БЫКОВСКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Б. в стиле романтизма явился мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (проект 1859, перестроен) , представлявший собой сплав античного и ренессансного наследия, рус. классицизма и древнерус. зодчества. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском мон-ре. 1851–1859 гг. Фотография. 2000 г. К др. группе построек относятся храмы, включенные Б. в ранее созданные живописные нерегулярные ансамбли: церкви с больничными палатами во имя Сошествия Св. Духа в Зачатьевском мон-ре ( проект 1846, не сохр. ) и св. Алексия, человека Божия (проект 1853, перестроена) , в Новоалексеевском мон-ре, ц. Воскресения Христова в Покровском мон-ре (проект 1846) , Владимирский собор и трапезная ц. в Спасо-Бородинском мон-ре (проект 1851) . В постройках Спасо-Бородинского мон-ря сближаются рус. архитектурные традиции (пятиглавие) и визант. (усложнение объема здания по сторонам цилиндрическими выступами-апсидами) . При перестройке ряда московских монастырей им были использованы традиционные формы московского допетровского зодчества (колокольня Страстного мон-ря и ц. св. Никиты мученика в Ст. Толмачах, комплекс Иоанно-Предтеченского мон-ря в Москве) и готические формы ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Новоспасском мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"