Кроме того, сохранилась Минея-Четья за нояб. с записью 1550 г.: «В лето 7059 на Покров Пресвятыя Богородицы ок. в 1 царь и государь, князь великии Иван Василевич всея Русии пожаловал и дал в Дом Всемлостиваго Спаса Боголепнаго Его Преображениа что на Крутицах на Новом, сию книгу, вместе, сплетены, три мнеи чети, сентябрь, октябрь, ноябрь, а бил челом царю… о тои книге Нифонт архимандрит Спаса Новаго и розделил их росплел на трое по месяцу» (Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. 111. С. 103). К 2018 г. рукопись хранится в собрании кн. М. А. Оболенского в РГАДА, и, очевидно, во 2-й пол. XIX в. принадлежала ему. Снегирёв в сер. XIX в. писал о ней как о хранившейся в мон-ре, при этом дважды по-разному (оба раза ошибочно) указал дату записи на ней ( Снегирёв. 1863. С. 14 (7089); С. 40 (7079)). И. Д. Дмитриев писал о 3 рукописных Минеях, пожертвованных царем Иоанном IV Васильевичем как о сохранявшихся в мон-ре ( Дмитриев. 1909. С. 14), однако, учитывая компилятивный характер издания, а также нахождение рукописи вне мон-ря до нач. ХХ в., можно полагать, что исследователь некритически воспроизвел информацию изданий сер. XIX в. Рукопись ноябрьской Минеи 1550 г. создавалась несколькими писцами; запись и редакторская правка могли принадлежать архим. Нифонту (Кормилицыну). Существует т. зр., согласно к-рой «рукопись… представляет собой треть книги, поступившей в монастырь, т. е. присланной царем Нифонту». По др. версии, «была прислана иная книга, а сохранившаяся рукопись - плод работы привлеченных Нифонтом писцов (не обязательно из числа братии монастыря)» (Кат. славяно-рус. рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2014. Вып. 2. 111. С. 109). Снегирёв характеризовал рукопись как «три минеи» и привел запись на ней, при этом отметил все 3 под одним номером ( Снегирёв. 1863. С. 40), фактически подведя читателя к мысли, что на момент публикации его труда рукопись представляла собой один кодекс, тем более, что вслед за ней, под 2-м номером, он поставил мартовскую Минею с выходной записью от 20 сент. 1553 г.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Новг., 1992-1997). Духовно-просветительские и катехизические журналы также издавались мон-рями: «Крымский Афон» при бахчисарайском в честь Успения Пресв. Богородицы (Бахчисарай, 1996-.), «Встреча» при минском во имя мц. вел. кнг. Елисаветы (пос. Новинки (Белоруссия), 2001-.), «Мгарский колокол» при Мгарском в честь Преображения Господня (Лубны, 2002-.); приходами: «Православный духовный вестник» Саракташского благочиния (Саракташ, 1999-.), «Приходская жизнь» при общине Благовещения Пресв. Богородицы в Бортничах (К., 2002-.), «Симеоновский вестник» (Челябинск, 2002-.) и др.; братствами: «Верую» (блгв. кн. Александра Невского в с. Картмазово Владимирской обл.; 1995-.), «Добродетель» при Марфо-Мариинском сестричестве милосердия (Белгород, 2005-.); общественными организациями: «Православная беседа» (М., 1991-.), «Мир Божий» (М., 1996-.), «Фома» (М., 1996-.), «Благодатный огонь» (прил. к ж. «Москва») (М., 1998-.), «Спасите наши души!» (Днепропетровск, 1998-.), «Нескучный сад» (М., 2001-.), «Светоч» (Пермь, 2004-.), «Русский инок» (М., 2006-.) и мн. др. «Светильник». 2002. Ноябрь—декабрь. Обложка «Светильник». 2002. Ноябрь—декабрь. Обложка Постепенно расширялся репертуар изданий, ориентированных на определенные группы читателей: молодежь, детей, женщин, представителей различных профессий и др. Среди молодежных Ж. д. выделяются «Дорога вместе» (М., 2000-.), «Сретение» при Отделе по делам молодежи Свящ. Синода (М., 2000-.), «Молодежь и Православие» (Воронеж, 2001-.), «Православный просветитель» (Тюмень, 2001-.), «Собрание» (Каз., 2002-.), «Новый ковчег» Белгородской и Старооскольской епархии (Белгород, 2002-.), «Наследник» при Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон-ре (М., 2005-.). Особенно велико разнообразие детских Ж. д.: «Пчелка» (М., 1991-.), «С нами Бог» (М., 1993-.), «Духовный родник» (Екатеринбург, 1995-.), «Купель» (М., 1996-.), «Божий мир» (М., 1997-.), «Колокольчик» при Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (Печоры, 1997-.), «Зорька» (М., 1997-.), «Лучик» (с.

http://pravenc.ru/text/182371.html

С 1968 г. в Н. П. м. начались реставрационные работы. В 1972-1973 гг. был отремонтирован настоятельский корпус, проведены частичные реставрационные расчистки иконостаса Преображенского собора (1972-1974), к 1982 г. внешне отреставрированы часть стен и башен, Никольская ц. с кельями, часть Покровской ц. (целиком к 1990) с палатами и колокольня, Преображенский собор (к 1991). 1990-2018 гг. 31 авг. 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) направил письмо в Моссовет с просьбой о передаче РПЦ ряда культовых сооружений Москвы (в т. ч. и Н. П. м.). 4 дек. того же года решением исполкома Моссовета комплекс Н. П. м. был возвращен верующим. Мон-рь получил статус ставропигиального, наместником был определен архим. Алексий (Фролов; впосл. архиепископ). Малое освящение Преображенского собора состоялось 22 марта 1991 г. 7 мая 1991 г. решением Синода Н. П. м. был открыт (ЖМП. 1991. 8. С. 16). В июле 1991 г. воссоздан муж. хор обители, в том же году при мон-ре открылась воскресная школа. В 1991-1992 гг. проведены частичные расчистки иконостаса собора. 4 окт. 1992 г. состоялось великое освящение Преображенского собора. К сер. 90-х гг. XX в. с территории Н. П. м. были выведены реставрационные мастерские. В 1995 г. в усыпальнице бояр Романовых были перезахоронены останки вел. кн. Сергея Александровича, в 1998 г. в мон-ре установлен крест-памятник - точная копия уничтоженного креста на месте гибели вел. князя в Московском Кремле (по эскизам В. М. Васнецова). В 2001 г. при Н. П. м. создано православное молодежное объединение «Молодая Русь». 22 марта 2011 г. архиеп. Алексий (Фролов) был освобожден от обязанностей наместника, а в Н. П. м. назначен игум. Савва (Михеев; с 28 июня 2011 архимандрит, с 11 июля епископ). 19 авг. 2011 г. был открыт Музей Н. П. м., основу коллекции которого составляют предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и личные вещи вел. кн. Сергея Александровича. В нояб. 2011 г. в обители открылся Центр образования духовенства г. Москвы, в 2012 г.- Воскресная детская церковно-певческая школа для мальчиков.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Петр Гаврилов (с 1772 диакон; ок. 1746-1812). 3 сент. грабеж в Н. П. м. продолжили занявшие его франц. части, был ранен старец Никодим. Вечером 3 сент. в мон-ре начался пожар: сначала загорелась деревянная кровля на ограде, башнях и кельях, затем колокольня, с к-рой рухнули колокола - Благовестник, обрушивший своды 2-го яруса ц. во имя прп. Сергия Радонежского, и Полиелей, окончательно разбивший упавший ранее Благовестник. Настоятельские покои и трапезная с ц. Покрова Пресв. Богородицы были обращены в казармы, ц. иконы Божией Матери «Знамение» - в конюшню. «Ограбив в церквах все, что… можно захватить», солдаты наполеоновской армии раскапывали могилы, разламывали каменные надгробницы в усыпальницах под собором, «престолы и жертвенники в алтарях. Случайно отыскав под кровлей собора серебряные ризы с образов, они разрубали их в монастырском саду палашами и делили между собой». С 4 сент. «в св. воротах расположилась гауптвахта с пушками». При отступлении французы хотели довершить разорение Н. П. м. взрывом Преображенского собора, «где, по сказанию очевидцев, вырыли, было, и ямы для пороха, но и того не успели сделать» ( Снегирёв. 1863. С. 18-21; Новоспасский мон-рь. 2016. С. 113). В реестре вещей, сгоревших и похищенных в 1812 г., названы: «1) В церкви Святителя Николая иконостас с иконами, подсвещники лампады и пр.; 2) в церкви преп. Сергия Радонежского также все сгорело; 3) в церкви преп. Саввы Освященнаго оконницы и пол, а иконостас и образа повредились только; 4) на колокольне боевые часы; два, большой и полиелейный, колокола разбились и три из малых...». Далее говорится о конюшенном сарае, каретнике, братских кельях, трапезной, кладовой, кровлях на ограде, бане, воротах, книгах. Также сгорели «архивския бумаги кроме крепостей и планов на земли и угодья», были похищены оклады и венцы в Преображенской и Знаменской церквах, 300 пудов меди от разбившегося колокола, одежды из ризницы (РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1086. Л. 19-20; см. также: Круглик. 1999. С. 68). Заметную роль в восстановлении Н.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

N. Necipolu. Leiden etc., 2001; Spieser J.-M. Urban and Religious Spaces in Late Antiquity and Early Byzantium. Aldershot, 2001; Ситдиков А. Г. Кафедр. Благовещенский собор Казанского кремля: Результаты археол. исслед.//ПС. 2004. Вып. 2(7). С. 156-165; Елдашев А. М. Утраченные монастырские некрополи Казани: XVI - нач. XX в. Каз., 2008; он же. Казанский некрополь: Казанцы, упокоившиеся на городских и монастырских некрополях в XVI - нач. XX в. Каз., 2009; Ситдиков А. Г., Шакиров З. Г. Надписное надгробие XVII в. из раскопок Казанского кремля//Archeologia abrahamica: Исслед. в области археологии и худож. традиции иудаизма, христианства и ислама. М., 2009. С. 385-394; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Беляев Л. А. Опыт изучения ист. некрополей и персональной идентификации методами археологии. М., 2011; он же. Некрополь Данилова мон-ря в XVIII-XIX вв.: Ист.-археол. исслед. (1983-2008). М., 2012; он же. Родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом мон-ре Суздаля: 150 лет изучения. М., 2013; он же. Археолог на кладбище: О чем рассказывают живым его находки в городах мертвых//Моск. наследие. М., 2015. 3(39). С. 28-35; он же. Новые плиты иноземцев XVII в. в Московии//КСИА. 2015. Вып. 240. С. 223-233 [Библиогр.]; он же. Усыпальница князей Пожарских и Хованских в Суздале и «архитектура памяти» в Моск. гос-ве XVI - XVII вв.//На пороге тысячелетия: Суздаль в истории и культуре России: Сб. ст./ГВСМЗ; сост.: М. Е. Родина. Владимир, 2015. С. 12-26; Археология ист. некрополей: Методика, открытия, проблемы восстановления: 2-я ежегод. конф. «Археология и общество»/Ред.: А. В. Энговатова. М., 2015; Тихон (Шевкунов) архим. и др. Церк. древлехранитель: Метод. пособ. по сохранению памятников церк. архитектуры и искусства. М., 2015; Беляев Л. А., И. И. «Усыпальница Романовых» в Знаменской ц. Новоспасского мон-ря: Работы 2014 г.//КСИА. 2016. Вып. 245. Ч. 2. С. 131-149; Беляев Л. А., Капитонова М. А. Некрополь Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря: Опыты восстановления истории и персонального состава//Средневек.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1100. Л. 80). В 1840 г. Никольский престол был переосвящен в честь Нерукотворного образа Спасителя (упразднен во время перестроек 1900-х гг.; см.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. 1907. Д. 47. Л. 118-118 об.), а придел прп. Саввы - во имя свт. Николая Чудотворца ( Круглик. 1999. С. 71-72). В 1908 г. при расширении братского корпуса храм был соединен с кельями, в 1910 г. с сев.-зап. стороны к нему был пристроен зал для хора Н. П. м. 10 июля 1912 г. «во вновь устроенной части Никольского храма архим. Макарием освящен престол Анийского мч. Петра (Авессаломита), устроенный на средства московского предпринимателя и домовладельца П. Д. Борисова. В нояб. 1910 - февр. 1911 г. в подвале храма была устроена электростанция, которая должна была обеспечивать мон-рь электроэнергией (в 1914 г. мон-рь подключен к городской электросети; см.: Там же. С. 94. См. также: Александровский М. И. Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока. М., 1917. 51. С. 32). Кельи располагались параллельно ограде как с сев. стороны, так и вдоль сев. отрезка зап. и вост. сторон (Памятники. 2000. С. 154-155). Как писал архидиак. Павел Алеппский, в мон-ре «келии… просторные и все новые, среди них есть келии царя и царицы» ( Павел Алеппский. 2005. С. 511). Вероятно, в посл. четв. XVIII в. к зап. стене мон-ря были пристроены каменные одноэтажные службы (к 2018 сохр. только крайний юж. объем напротив трапезной). Стены и башни Стены и башни, существующие в наст. время, возведены в 40-х гг. XVII в. Согласно Вологодской летописи, в 1641 г. «по указу великого государя… на Москве у Спаса на Новом зачат делати каменной город при архимандрите Ионе да при келаре старце Феоктисте Колединском, а совершен тот град в 182-м году, а по смете казны издержано 12 660 рублев денег» (ПСРЛ. Т. 37. С. 176; дата завершения дана ошибочно; по более правдоподобной версии, отразившейся в Хронографе из Музейского собрания ГИМ, окончание отнесено к 152 (1643/44) г. (Там же. С. 200); см. также: Тихомиров М. Н. Кр. заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

13 июня 2012 г. под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) состоялось заседание Попечительского совета Н. П. м., в ходе к-рого была рассмотрена концепция развития древней обители. С 2012 г. при поддержке Правительства Москвы и ряда коммерческих структур в мон-ре начались масштабные восстановительные и реставрационные работы. К 2018 г. отреставрированы ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», ц. свт. Николая Чудотворца, трапезная палата с ц. Покрова Пресв. Богородицы, стена и малая башня хозяйственного двора, воссозданы разрушенный корпус воскресной школы и утраченная кровля на угловой юго-зап. башне. 16 июля 2012 г. для всеобщего поклонения и посещения был открыт т. н. Итальянский дворик, где во время существования концлагеря и тюрьмы осуществлялись расстрелы. В дек. 2016 г. начались работы на колокольне. 25 сент. 2017 г. на ее 4-й ярус был поднят «Романовский» колокол (16,5 т) - копия колокола, подаренного обители Петром I в 1717 г. и пострадавшего в 1812 г. (отлит в 2013 в Тутаеве в честь 400-летия Дома Романовых, освящен Патриархом Кириллом 29 сент. 2013). В 2015 г. в мон-ре находилась доставленная в Россию из Греции для поклонения нетленная десница вмч. Димитрия Солунского. Решением Синода от 14 июля 2018 г. наместник обители еп. Савва (Михеев) определен главой Тверской митрополии, а новым наместником обители назначен еп. Домодедовский Иоанн (Руденко). Н. П. м. имеет несколько подворий. В 1998 г. образовано подворье в дер. Милюково (ныне в составе поселения Первомайское Троицкого адм. окр. Москвы), где построена деревянная ц. арх. Михаила (1997-1998, архит. В. В. Курбатов); храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1998-2002) в дер. Дураково Жуковского р-на Калужской обл. при созданном в сер. 90-х гг. XX в. реабилитационном центре для алко- и наркозависимых «ТИЛь». В 2014 г. подворьем Н. П. м. стали храмы дер. Сумароково Рузского городского окр. Московской обл.: каменный в честь Собора св. Иоанна Предтечи (1867-1873) и деревянный в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» (2008-2011).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Среди известных настоятелей П. Б. м. XVIII - 1-й пол. XIX в.- архим. Дорофей (1728 - 2 авг. 1742, 1743-1745), архим. Мелхиседек (Борщов; авг.-дек. 1742; в 1715-1717 игумен Клобукова монастыря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ), в 1717-1722 архимандрит Старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1722-1723 - дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря , в 1723-1727 - Иосифова Успенского, в 1727-1736 - Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря , в 1744-1748 - Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря ), архим. Варфоломей (Любарский ; впосл. архиепископ; 29 июля 1745-1747), архим. Митрофан (Шеинков; 31 авг. 1747-1763), архим. Сильвестр (Буявинский; 1 нояб. 1772 - 11 окт. 1799; затем вплоть до смерти в 1802 проживал в П. Б. м. на покое), архим. Феофилакт (Ширяев; 1814-1821; в 1821-1824 епископ Тамбовский), архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ; 1821-1833), архим. Виталий (Щепетов; 8 июня 1833 - 27 июня 1837; в 1837-1842 епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1842-1845 епископ Костромской). 30 лет П. Б. м. возглавлял архим. Геннадий (Горнецкий; 10 авг. 1837 - 8 марта 1867). Его преемниками стали архим. Владимир (Ушаков; 3 мая 1867-1882), архим. Дионисий (Никольский; 26 мая 1882 - 25 февр. 1895), архим. Пимен (Гаврилов; 1895-1903) и архим. Венедикт (Дьяконов; 1903 - 6 мая 1915). В 1915 г. настоятелем П. Б. м. назначен игум. Алексий (Житецкий; с окт. того же года архимандрит). В авг. 1919 г. по его ходатайству наместником обители был назначен иером. Сергий (Гришин ; с 1920 архимандрит; впосл. архиепископ), ставший последним настоятелем П. Б. м. перед его закрытием. Пострижеником П. Б. м. был схиархим. Пантелеимон (Митюрев; 1856-1929). В 1872 г. он был зачислен в братию П. Б. м. послушником, в 1880 г. пострижен в монашество, в 1882 г. рукоположен во диакона, в 1885 г.- во иерея. В 1892 г. он подвизался в Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст., в 1892-1893 гг.- в Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., в 1893 г.- в мещовском во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ре, с июля того же года - в московском Новоспасском мон-ре, в 1924-1926 гг. возглавлял братию уже закрытой обители, исполняя должность наместника. Был известен как подвижник и благодатный старец. Одним из последних насельников П. Б. м. был схиархим. Амвросий Калужский.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

время храмовая икона Смоленского собора). Второй (написан ок. 1456) был главной святыней Н. м. м. с 1525 г. (золотой оклад изготовлен в нач. XVII в., украшен венцами XVII в. и ризой из жемчуга), а в 1927 г. был передан в Оружейную палату Московского Кремля. Вокруг 4 столбов Смоленского собора со стороны главного нефа стояли киоты с большими центральными иконами. Среди них наиболее древним считался образ свт. Николая (Киев, XII-XIII вв.; ныне в ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. С. 69-71). В 1624 г. царь Михаил Феодорович прислал в Н. м. м. покров на гробницу юродивого Иакова (гробница не сохр.) (Ист. описание. 1885. С. 89). Среди вкладов царя Алексея Михайловича особой исторической и духовной ценностью обладают 1-й список афонской Иверской иконы Божией Матери и иконостас с 7 царскими семейными иконами. Возможно, оба вклада в Н. м. м. сделаны в одно время, а именно после Смоленского похода 1654 г. Список Иверской иконы Божией Матери был заказан архимандритом московского Новоспасского мон-ря Никоном (впосл. патриарх) в 1647 г. в Иверском мон-ре на Афоне ( Евсеева, Шведова. 1996. С. 337). Икону принесли в Москву иверские монахи в окт. 1648 г., ее поместили в Успенском соборе Московского Кремля. В 1654-1655 гг. икона сопровождала царя Алексея Михайловича в военных походах, а в 1655 г. была пожалована Н. м. м. (по др. данным, не позднее 60-х гг. XVII в. она была установлена в нише на Воскресенских воротах, а позднее - в Иверской часовне перед ними). В собрании мон-ря оказались еще 2 афонские Иверские иконы Божией Матери. Они принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича, царевнам Софии Алексеевне и Евдокии Алексеевне (Там же. С. 340-344), впосл. вошли в надгробные иконостасы царевен. Иконостас с 7 семейными иконами царя Алексея Михайловича заключен в раму с золоченым литым орнаментом из олова и цветными вставками под слюдой (киоты и иконостасы такого типа встречались в дворцовых церквах Московского Кремля). Два образа из 7 являются Словенскими иконами Божией Матери, этот образ чтила мать 1-го царя из династии Романовых Михаила Феодоровича старица Марфа (в миру Ксения Ивановна, урожд.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

П. м. посетила королева Эллинов Ольга Константиновна с сыном, принцем Христофором (Московские вед. 265, 25 сент. 1900. С. 2). 16 апр. 1903 г. обитель посетили имп. Николай II и вел. кн. Сергей Александрович с супругами (Моск. ЦВед. 1903. 15/16. С. 203). С окт. 1903 г. до кон. 1905 г. в мон-ре действовала школа для послушников. В нач. ХХ в. в Н. П. м. ежедневно служили 3 литургии: сразу после утрени, начинавшейся в 4 ч., в 7 ч. и в 9 ч. 30 мин. утра; вечерню служили в 16 ч. ( Дмитриев. 1909. С. 121). Храмовыми праздниками были Преображение Господня (6 авг.), Покров Пресв. Богородицы, дни памяти прп. Романа Сладкопевца (1 окт.), свт. Димитрия Ростовского (21 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент. и 5 июля), вмц. Екатерины (24 нояб.), вмц. Варвары (4 дек.), прп. Саввы Освященного (5 дек.), свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 9 мая), дни празднования Печерской иконы Божией Матери (3 мая) и иконы Божией Матери «Знамение» (27 нояб.) (Там же). Преемником архим. Климента стал архим. Борис (Шипулин, 1906-1909; впосл. архиепископ), при котором в обители развернулись масштабные работы: была отремонтирована ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1906), в Покровской ц. устроено пароводяное центральное отопление, завершено обновление и освящены приделы в честь Печерской иконы Божией Матери и во имя прп. Саввы Освященного (27 нояб. и 3 дек. соответственно), возобновлена живопись алтарей и всего храма, благоустроены Преображенский собор и ц. вмц. Екатерины, произведена отделка церквей в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя прп. Сергия Радонежского, колокольни и св. ворот, расписана Хлебодарная (Хлебодаренная) палата (1907), промыта живопись и капитально переустроен иконостас Покровской ц., заменены треснутые колокола, вызолочены кресты на главах Преображенского собора, расширен братский корпус (1908). С 30 окт. 1906 г. архим. Борис состоял благочинным ставропигиальных мон-рей. 3 марта 1909 г. в настоятельских покоях Н. П. м. под его председательством прошло общее собрание настоятелей ставропигиальных обителей. Оно постановило с 1 сент. 1909 г. вновь открыть школы при мон-рях; по составленной новой программе обучения все послушники подразделялись на старшую и младшую группы, с 2-годичным курсом обучения каждая. Т. о., вновь открылась школа для послушников при Н. П. м. (действовала до 1914), в которой до 1911 г. фактически единственным преподавателем был послушник П. К. Крошечкин (с 1910 иеродиакон; впосл. архиепископ сщмч. Павлин (Крошечкин) ) (Жизнеописания. 2002. С. 9-10, 12, 14).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010