Новоспасском мон-ре



  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ЧАСТЬ II • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гуми (ныне Михайловка) ; и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Коман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, епископа Команского (IV в.) , где, как известно, были погребены в 407 г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437 г. » ( Там же. С. 58-59 ) . Ни о каких печатных трудах Вриссиса не известно; записка, оставленная Вриссисом в Новоафонском мон-ре, также «утеряна». Т. о., сведения, изложенные архим. Леонидом, являются единственным источником о Вриссисе и его до сих пор не найденном «археологическом дополнении». Вероятность обнаружить это дополнение (не известное никакому визант. автору) невелика, особенно после капитальной работы, проделанной франц. исследователем Рене Анри с рукописями «Библиотеки» Фотия в процессе издания этого сочинения ( Phot. Bibl. ; ср. : Martini E. ) Textgeschichte der Bibliotheke des Patriarchen Photios von Konstantinopel. Lpz., 1911. Tl. 1: Die Handschriften, Ausgaben und Übertragungen (, ... далее ...
АНТОНИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена») ; позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре) Петров. Вып. 3. С. 32 () . Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20) , где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер. - 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы ... далее ...
ИСИДОР (Никольский Яков Сергеевич; 1. 10. 1799, ...Искать в Источникеpravenc.ru
... с оригинала сер. XIX в. (НКПИКЗ) . Фигура благословляющего И. в мантии и клобуке, с панагией и орденской звездой на груди закомпонована в овал; сулок на жезле декорирован цветочным орнаментом. Для конгрегационного зала КДА в 60-х гг. XIX в. был написан портрет И. (НКПИКЗ; см. : Для посетителей портретной залы КДА: [Кат. ]. К., 1874. С. 34. № 116; Ровинский.) Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 295 (, сидящего за столом вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке, с наградами, в руках - книга и четки. Близкий по иконографии поясной портрет митрополита в овале хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии) после 1883, предположительно из древлехранилища Валаамского мон-ря; см. : АФВМ. Bd: 13. № 51; Bd: 15. Л. 47. № 97; см. : Зеленина. 2009. С. 32 (. И. изображен с 2 панагиями, крестом, орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, рук не видно, борода седая. На портрете посл. трети XIX в. из митрополичьих покоев Киево-Печерской лавры) НКПИКЗ (И. одет в лиловую рясу и клобук, на груди - панагия и 3 орденские звезды) справа (, на кисти левой руки - четки, правая лежит на столе. В 1912 г. для лаврских покоев митрополита худож. П. Клименко написал еще ... далее ...
печать библиотека Т. 32, С. 481-485 опубликовано: ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 2007 (. Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес) фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва (Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес) фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва (Производство фасадной изразцовой К. с полихромной эмалевой рельефной поверхностью было налажено в России при участии мастеров из Речи Посполитой) Литва, Белоруссия, Польша (и Зап. Европы) Германия, возможно Голландия (. По инициативе патриарха Никона оно было организовано сначала в вотчинах Валдайского Иверского мон-ря и в Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре на Истре, откуда перенесено в Москву и Ярославль) Баранова. 2006. С. 70-75; Она же. 2011; Новый Иерусалим: Образы горнего и дольнего: [Альбом] Авт. текста: Г. М. Зеленская. М., 2008. С. 191-281 (. В технике цветного изразца исполнялись сложнейшие интерьерные и фасадные композиции, включавшие иконные мотивы) небесные силы, прежде всего ангелы ( , изображения крестов и др. ; надписи ) церковно-учительные, памятные и «топографические» (; символику, связанную с представлениями о рае) виноградная лоза, цветы и иные растительные мотивы, птицы (.) Интерьер храма ... далее ...
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧИскать в Источникеpravenc.ru
... резные, покрытые росписью фигуры имп. Константина и В. С. кон. XVII в. из ц. свт. Власия в Ярославле (ГМЗРК) , вероятно восходящие к гравюре с изображением В. С. у корня родословного древа в кн. архиеп. Лазаря. В. С. и имп. Константин изображены лежащими под древом, рядом с каждым - храм, в к-ром совершается таинство Крещения, а также Крещение народа в водоеме. Т. о. в наглядной форме утверждалось тождество подвигов обоих государей - крестителей народов и взрастителей Богонасажденной лозы. Изображения имп. Константина и В. С. находятся в местном ряду иконостаса ц. Преображения Господня в Новодевичьем мон-ре ( 1687-1688 ) . На той же иконе представлены св. Иоанн Предтеча и ап. Петр, на парной ей - святые имп. Елена, кнг. Ольга, мц. София и вмц. Параскева, что позволяет соотнести равноап. государей с правящим триумвиратом Иоанна V, Петра I и царевны Софьи. Др. примером выражения гос. аспекта почитания В. С. во 2-й пол. XVII в. может служить знамя, в 1817 г. вывезенное из Польши и хранившееся в Андреевской ц. с. Грузина под Вел. Новгородом (позже в СПбДА) . На обеих его сторонах находилось изображение конного В. С. с булавой, в сопровождении воинов направляющегося к вратам, ... далее ...
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... поясных вариантов письма авторитетного в Финляндии иконописца П. Сасаки, японца по происхождению, находится в Линтульском мон-ре (1995, икона написана к 100-летнему юбилею обители) . И. К. показан со свитком, поднятым вверх по типу древних пророческих изводов, в 2 медальонах помещены миниатюрные оплечные образы Спасителя и Богородицы. Др. необычный образ святого, обращенного к благословляющей его Богородице в облаках, с изображением на фоне обители в горах, вероятно, является интерпретацией сюжета «Явление Божией Матери прав. Иоанну Кронштадтскому» (написан учеником иконописной школы в Нововалаамском мон-ре в Финляндии) . На фресках иконостаса ц. во имя И. К. в Гамбурге (Германия) помещен образ святого с 6 клеймами жития (2007-2008, иконописец А. В. Зданович, рук. А. Н. Солдатов) . Т. о., в совр. иконографии И. К. можно отметить следующие тенденции. В редких случаях за основу композиции избирается определенное прижизненное изображение (фотография, портрет) , как правило, это собирательный образ. Требование сходства с реальным лицом привело к появлению большого количества изображений в живописно-реалистической манере. Повсеместное почитание святого стало причиной ... далее ...
Статейная библиография: Русские иноки на Афоне в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... культуры и быта. Среди вкладчиков в то время преобладают представители духовенства, купцы, посадские люди, служилое дворянство не выше обер-офицерских чинов, укр. казаки; наибольшее число вкладов приходится на Смоленщину и Левобережную Украину (где богатые пожертвования делали представители верхушки казачьих полков вплоть до генерального писаря и гетмана) . В 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в. иноки из Пантелеимонова мон-ря, как следует из записей в том же синодике, повторили поездку в Россию примерно с теми же результатами. В 1709 г. иером. Ипполит (Вишенский) увидел в Пантелеимоновом мон-ре только «русских законников» (т. е. монахов) , греков не было, однако уже в 1726 г., по словам рус. паломника В. Г. Григоровича-Барского, в мон-ре было только 2 рус. насельника и 2 болгарина, игуменом был болгарин. Из-за значительного уменьшения пожертвований из России Пантелеимонова обитель к этому времени стала, по словам Григоровича-Барского, «зело нища и убога», а «иноки российские», среди к-рых в то время было «немало воздержного и богоугодного жития», скитались по Св. Горе, «от всех презираемые... не имут, где главы приклонити». С началом русско-тур. войны ( 1735-1739 ) и ... далее ...
ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... каменной ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на месте, где он жил в миру, велось ярославскими зодчими и каменных дел подмастерьями Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым. Характерный для ярославской школы 2-этажный 4-столпный храм соборного типа поставлен на высокий подклет и лишен трапезной. Его приземистый кубический объем завершен кокошниками (по 3 с каждого фасада) и 5 небольшими, редко расставленными главами с луковицами, декор (лопатки на углах, аркатура на барабанах) лаконичен. С зап. стороны примыкает паперть с входом в холодную церковь. Первый каменный собор в Горнем Успенском мон-ре был построен вместо деревянной церкви на пожертвования государей Иоанна и Петра Алексеевичей ( 1692-1700, действует ) . Успенский храм холодный, одноэтажный, напоминает соборы XVI в., прежде всего Св. Софии, и отличается упрощенной отделкой и небольшими размерами. Кубический объем завершен кокошниками и пятиглавием с массивными барабанами, украшенными аркатурой. Теплый одноглавый сев. придельный храм во имя прп. Сергия Радонежского (начат в 1692, достроен в 1697-1698, освящен в 1712) - работа подмастерья Василия Карпова с мастерами Спасо-Прилуцкого мон-ря. 2-я пол. XVII в. - время ... далее ...
ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ IIИскать в Источникеpravenc.ru
... храма парекклисиона Богородицы Кукузелиссы в Великой Лавре (1719) , выполненных худож. Дамаскином из Янины. Его фрески отличаются плоскостностью, ярко выраженным линейным характером, светлыми тонами на черном фоне. Нимбы святых оформлены характерными для эпирской школы рельефными украшениями. В этом же стиле анонимными эпирскими мастерами выполнены росписи экзонартекса и парекклисионов Ватопедского мон-ря. Во 2-й пол. XVIII в. - 1830 г. большинство художников, работавших на Афоне, были выходцами из сев. -зап. Г. Косма, Серафим и Иоанникий из окрестностей Янины расписали трапезную в мон-ре Пантократор (1749) и экзонартекс кафоликона в мон-ре Каракал (1750) , Гавриил и Григорий из Кастории - кафоликон мон-ря прп. Григория (1779) , братья Константин и Афанасий из окрестностей Корицы ( совр. Корча, Албания ) - нартекс и экзонартекс кафоликона мон-ря Филофей (1765) , кафоликон мон-ря Ксиропотам (1783) и кириакон скита мон-ря Ксенофонт (1766) . Произведения этих артелей живописцев, как и др. анонимных художников той эпохи, имеют большое сходство между собой. Этому же кругу живописцев принадлежит значительное число икон. В кон. XVIII - нач. XIX в. на Афоне работала семейная ... далее ...
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬИскать в Источникеpravenc.ru
... XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 46 об.) Одной из характерных черт христ. жизни в Палестине уже с IV в. стало быстрое развитие монашества. В 1-й пол. IV в. отшельничество, а затем и общежительное монашество получили распространение в Египте, и близость этой страны к Палестине, по-видимому, сыграла решающую роль в развитии монашеских общин в ИПЦ и в распространении славы палестинских мон-рей. Сведения о начале монашества в Палестине содержатся в Житии прп. Илариона Великого, написанном блж. Иеронимом на рубеже IV и V вв. Прп. Иларион, уроженец Газы, в нач. IV в. нек-рое время подвизался в мон-ре прп. Антония Великого в Египте, а вернувшись на родину, поселился отшельником в окрестностях Маюмы. К 30-м гг. IV в. вокруг него уже сложилась монашеская община, находившаяся близ совр. дер. Дейр-эль-Балах ( араб. - монастырь пальм ) . Ок. 356 г. прп. Иларион покинул Палестину, отправившись сначала в Египет, а в конце концов поселился на Кипре. В 362 г. его мон-рь был разрушен язычниками, но затем восстановлен (Hieron. Vita Hilar. ; Sozom. Hist. eccl. III 14; V 10, 15; Theodoret. Hist. eccl. III 7) . Одним из основателей монашества в Палестине может считаться прп. Харитон, к-рый ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Новоспасском мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"