Но несмотря на то, что сии правила, как я и прежде сказал, утверждены пятью патриархами и послами Римского папы и Римского собора, Римская Церковь не покорилась им и не покоряется доныне. Итак, «семена разделения», посеянные Фокой и Вонифатием, уже прозябали на Трулльском соборе. Теперь посмотрим, что сделал Фотий, или лучше, что с ним случилось. Недавно приведенный мной французский писатель («Толковый словарь...», статья «Фотий») говорит о нем следующее: «Он был высокой породы и глубоких знаний. Его достоинство было причиной того, что в 857 (858) году, будучи мирянином, избран он преемником Игнатия, патриарха Константинопольского, которого император Михаил изгнал, но которого не почитали правильно низложенным. Фотий в шесть дней прошел все церковные степени: в первый день был сделан монахом, во второй чтецом, в третий иподиаконом, в четвертый диаконом, в пятый пресвитером, а в шестой посвящен в патриарха Константинопольского. Вскоре по восшествии на патриарший престол он председательствовал на соборе, на котором Игнатий низложен. Впоследствии папы рукоположение Фотия почитали незаконным, впрочем, оно могло быть оправдано примерами Нектария, Тарасия (и Никифора), патриархов Константинопольских, и святого Амвросия Медиоланского . Оно и объявлено законным в 861 году на соборе более трехсот епископов, между которыми первенствовали послы папы Николая I. Игнатий снова был низложен». Дополним сие свидетельство западного писателя некоторыми обстоятельствами, требующими особенного внимания. Фотий, будучи одним из первых чиновников государства, не имел нужды искать патриаршества Константинопольского, а, предвидя свои бедствия в сем достоинстве, писал к папе Николаю I (Epistolarum III, VI [Письма 3, 6]), что желал бы лучше смерти, нежели патриаршества. Игнатий еще прежде избрания Фотия подписал свое отречение от престола. Фотий приступил к соборному низложению Игнатия потому, что сообщники сего последнего, собравшись в храме Ирины, хотели низложить невинного Фотия. Но и после первого собора, уступая сообщникам Игнатия, Фотий готов был отрясти прах на своих гонителей и оставить престол (Epistolarum III, VI, VIII [Письма 3, 6, 8]), если бы ему то позволили. На втором соборе как Игнатий, быв приведен в Константинополь, сужден и осужден, так Фотий выслушан и признан ни в чем невинным, и римские послы подписали сие деяние. Сей собор именуют Вселенским: Гемист, Вриенний, Валсамон, Зонар, Аристен, Нил Солунский, Нил, митрополит Родосский, Матфей Властарь , Макарий Анкирский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Но несмотря на то, что сии правила, как я и прежде сказал, утверждены пятью патриархами и послами Римского папы и Римского собора, Римская Церковь не покорилась им и не покоряется доныне. Итак, «семена разделения», посеянные Фокой и Вонифатием, уже прозябали на Трулльском соборе. Теперь посмотрим, что сделал Фотий, или лучше, что с ним случилось. Недавно приведенный мной французский писатель («Толковый словарь...», статья «Фотий») говорит о нем следующее; «Он был высокой породы и глубоких знаний. Его достоинство было причиной того, что в 857 (858) году, будучи мирянином, избран он преемником Игнатия, патриарха Константинопольского, которого император Михаил изгнал, но которого не почитали правильно низложенным. Фотий в шесть дней прошел все церковные степени: в первый день был сделан монахом, во второй чтецом, в третий иподиаконом, в четвертый диаконом, в пятый пресвитером, а в шестой посвящен в патриарха Константинопольского. Вскоре по восшествии на патриарший престол он председательствовал на соборе, на котором Игнатий низложен». Впоследствии папы рукоположение Фотия почитали незаконным, впрочем, оно могло быть оправдано примерами Нектария, Тарасия (и Никифора) патриархов Константинопольских и святого Амвросия Медиоланского . Оно и объявлено законным в 861 году на соборе более трехсот епископов, между которыми первенствовали послы папы Николая I. Игнатий снова был низложен». Дополним сие свидетельство западного писателя некоторыми обстоятельствами, требующими особенного внимания. Фотий, будучи одним из первых чиновников государства, не имел нужды искать патриаршества Константинопольского, а, предвидя свои бедствия в сем достоинстве, писал к папе Николаю I (Ер. Ill, VI), что желал бы лучше смерти, нежели патриаршества. – Игнатий еще прежде избрания Фотия подписал свое отречение от престола. – Фотий приступил к соборному низложению Игнатия потому, что сообщники сего последнего, собравшись в храме Ирины, хотели низложить невинного Фотия. – Но и после первого собора, уступая сообщникам Игнатия, Фотий готов был отрясти прах на своих гонителей и оставить престол (Ер. III, VI, VIII), если бы ему то позволили. – На втором соборе, как Игнатий, быв приведен в Константинополь, сужден и осужден; так Фотий выслушан и признан ни в чем невинным, и римские послы подписали сие деяние. Сей собор именуют Вселенским: Гемист, Вриенний, Валсамон, Зонар, Аристен, Нил Солунский, Нил митрополит Родосский, Матфей Властарь , Макарий Анкирский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Обозрение писаний прп. Нила Синайского//Там же. 1858. Ч. 17. Кн. 1. С. 14-26; Wotke K. Handschriftliche Beiträge zu Nilus " Paraphrase von Epiktets Handbüchlein//WSt. 1892. Bd. 14. S. 69-74; Семенов В. А. Греч. источник «Изречений Исихия»//ЖМНП. 1893. Ч. 288. 7. Отд. 2. С. 84-93; Суринов П. Нравственное учение прп. Нила Синайского (студенч. работа, МДА, 1893)//РГБ. OP. Ф.172. Картон 408; Литкевич А. Нравственное учение прп. Нила Синайского (студенч. работа, МДА, 1897)//Там же. Картон 292; Рязанцев П. Состояние монашества в 1-й пол. V в. по творениям прп. Нила Синайского: Дис./КДА. К., 1900. Ркп.; Delehaye H. La Passion de S. Théodote d " Ancyre//AnBoll. 1903. Vol. 22. P. 320-328; Бронзов A. A. Охристианизованный «Энхиридион» стоика Эпиктета//ХЧ. 1904. 7. С. 59-74; Бошнякович В. Нил Синайский: (Биогр. очерк): Дис./КДА. К., 1905. Ркп.; Haidacher S. Nilus-Exzerpte im Pandektes des Antiochus//RBen. 1905. Vol. 22. P. 244-250; idem. Chrysostomus-Fragmente in der Briefsammlung des hl. Nilus//Χρυσοστομικ: Studi e ricerche interno a S. Giovanni Crisostomo, a cura del Comitato per il XVo centenario della sua morte, 407-1907. R., 1908. P. 226-234; Veis N. A. Description d " un manuscrit du monastère de Barlaam (Météores) contenant les lettres et les chapitres de Nil d " Ancyre et de Maxime le Confesseur//ROC. Ser. 2. 1912. T. 7. P. 32-44; Серафим (Звездинский), архим. Иноческий быт в описании прп. Нила Синайского//Голос Церкви. М., 1915. 1. С. 65-75; 3. С. 47-70; 6. С. 45-54; Флоринский А. Прп. Нил Синайский: Его жизнь, творения и учение: Дис./КДА. К., 1915. Ркп.; Degenhart F. Der hl. Nilus Sinaita: Sein Leben und seine Lehre vom Mönchtum: Diss. Münster, 1915; idem. Neue Beiträge zur Nilusforschung. Münster, 1918; Stiglmayr J. Der Asketiker Nilus Sinaita und die antiken Schriftsteller//ZKTh. 1915. Bd. 39. S. 576-581; Heussi K. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen. Lpz., 1917. (TU; 42/2); idem. Das Nilusproblem: Randglossen zu F. Degenharts neuen Beiträgen zur Nilusforschung. Lpz., 1921; Sovi A.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Феодор следует за мыслью Когелета о бесполезности преходящих вещей мира сего, которых надо избегать, а особенно денег, как и апостол Павел пишет: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие». Это послание, по мысли Феодора, обращено как к богатым, так и к бедным. Богатый должен научиться презирать богатство и употребить его на помощь бедным, а бедный должен научиться терпеть свою нищету, не впадать в отчаяние и не жаловаться на Творца. В этом мире бывает так, что злой наслаждается жизнью, а праведный терпит бедствие. Иному может показаться, что одна участь у всех, а потому можно грешить. Феодор показывает, как Соломон разоблачает глупость и неправду человека, думающего так, и призывает заботиться о добродетели с дней своей юности. Феодор рассуждает о том, как много пустых слов произносится в этом мире мириадами глупцов, но в книге Екклесиаста мы видим настоящие слова мудрости. И далее он делает намёк на то, что по аналогии его собственный комментарий выделяется истинным пониманием слов Соломона, по сравнению с пустыми словами множества глупых толкователей. Мопсуестийский комментатор объясняет своим читателям, что мудрость Когелета облачена в одежды темноты большей, чем любая другая книга Ветхого Завета, но он тщательно рассеивает этот мрак так, чтобы истина, которую Бог желает открыть людям, была совершенно ясной для понимания р. 311]. Нил Анкирский († 430) Ещё он известен под именем Нила Синайского . Святой Нил был известным аскетическим писателем, богословом и библеистом в пятом веке. Написал толкование на Екклесиаста, отрывки из которого опубликованы в катенах Прокопия Газского. Прокопий Газский († 528) Прокопий Газский родился в городе Газе в Палестине приблизительно в 475 г. В этом городе он прожил всю свою жизнь, занимаясь толкованием ветхозаветных книг и писательством. В своём родном городе он также руководил школой риторики. Среди экзегетов Прокопий известен как составитель катенов (сборников с выдержками толкований святых отцов Церкви) на книги Ветхого Завета. Известны катены Прокопия Газского на книгу Екклесиаста, изданные под редакцией Леанца (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1996 г. ИСИХАЗМ ИСИХАЗМ (от греч. - покой, безмолвие) - древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма и заключающая в себе обширный, оригинальный комплекс представлений о человеке, его сознании и деятельности. Исихазм, с его многовековой историей - сложное явление. Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926-1992) выделяет следующих четыре значения термина: 1) древнейший смысл: уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), тем самым, протекающее в безмолвии, молчальничество; 2) развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV в. особая школа и техника молитвы, часто именуемая «умным деланием» () и имеющая своим ядром непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; 3) учение св. Григория Паламы (1296-1359), или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма в смысле 2), в центре которого - концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке; 4) наиболее поздний смысл: широкое явление в религиозной жизни России XIV-XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве. В становлении исихазма как мистико-аскетической традиции уловима последовательность «снизу вверх»: Традиция формирует вначале черты аскетической практики, а затем - школы мистического опыта, хотя по сути то и другое неразрывно. Ранний этап IV-V вв. - бурное зарождение православной аскезы в Египте и Палестине, время деятельности ее создателей и учителей (свв. Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, диакон Евагрий Понтийский, свв. Нил Анкирский, Иоанн Кассиан, Ефрем Сирин и др.). На этой стадии формируются два типа или русла аскезы, монашество киновийное (от греч. общая жизнь), общежительное и анахоретское (от греч. отшельничество), пустынножительное; поздней к ним присоединяется третий, промежуточный тип - скитское, или идиоритмическое монашество, когда иноки имеют раздельное жительство, но совместное богослужение, единый духовный ритм. Исихазм создавался в рамках второго русла и часто отождествлялся с ним, но в отдельные периоды, в отдельных очагах Традиции (в частности, в России) получал распространение в других руслах. Изначальные элементы Традиции - диалектика уединения-единения, ухода от мира и связи с ним в любви; примат молитвы; необходимость научения, руководства, и отсюда - институт духовных наставников, старцев; гибкое сочетание усилий внутреннего делания и внешнего обустройства, с приматом первых. Здесь уже явно виден цельный антропологический подход, хотя пока мало отрефлектированный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

1. Фрагменты гомилий. В «Библиотеке» свт. Фотия I К-польского ( Phot. Bibl. 276) содержатся 5 фрагментов, приписанных «блаженному (μακριος) Нилу»: 2 больших отрывка из проповеди на Пасху и 3 более кратких из проповеди на Вознесение (CPG, N 6078; изд.: PG. 79. Col. 1489-1501). Фрагменты гомилии на Пасху, а также 2-й фрагмент на Вознесение (4-й в общем списке свт. Фотия) пока точно не идентифицированы, однако особенности стиля позволяют датировать их периодом не ранее 2-й пол. V - нач. VI в. ( Trento. 2016. P. 60, 65). Первый фрагмент гомилии на Вознесение (3-й в общем списке свт. Фотия) представляет собой часть 21-й гомилии свт. Прокла К-польского (CPG, N 5820). Редакция свт. Фотия несколько отличается от текста этой гомилии, сохранившейся только в 2 рукописях X в.: Vat. gr. 1990, и Hieros. Patr. S. Sepulchri. 6 (изд. по ватиканской ркп.: PG. 65. Col. 833-837; новое крит. изд.: Trento. 2016. P. 70-72; англ. пер.: Proclus Bishop of Constantinople. Homilies on the Life of Christ/Trad. J. H. Barkhuizen. Brisbane, 2001. P. 193-197), являясь краткой редакцией (versio brevior) оригинала, возникшей после смерти свт. Прокла. А. Тренто предполагает, что редактором гомилии на Вознесение, как и всех остальных фрагментов, мог быть тот «блаженный Нил», отличный от Н. А., на к-рого ссылается свт. Фотий ( Trento. 2016. P. 64; ср.: Martin. 1936). В 3-м фрагменте на Вознесение (5-й в общем списке свт. Фотия) обнаруживается некоторое отдаленное сходство с фрагментом гомилии Нестория (CPG, N 5733), не сохранившейся в греческом оригинале, но содержащейся в трактате Севира Антиохийского «Против Иоанна Грамматика» ( Sever. Antioch. Contr. gramm. III 36; см. также: Lebon J. Fragments syriaques de Nestorius dans le Contra grammaticum de Sévère d " Antioche//Le Muséon. 1923. Vol. 36. P. 59-61). По мнению Дж. Г. Дейвиса, 5-й фрагмент в списке свт. Фотия также может быть приписан свт. Проклу, т. к. учение о человеческой природе Христа в этом фрагменте аналогично учению свт. Прокла ( Davies. 1956).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

306 . Антоний (Святогорец), иером. Очерки жизни и подвигов старца иеросхимонаха Илариона Грузина. Джорданвилль 1985. Грузинские переводы и версии исихастской литературы 307 . Марр Н. Из книги Царевича Баграта о грузинских переводах духовных сочинений//Известия Академии Наук. СПб. 1899. 10(2). 233–246. 308 . Нинуа Г. А. Грузинская версия произведений Псевдо-Макария: Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Тбилиси 1984. 42. 309 . Чантладзе А. «Вопросоответы к Фалассию» преп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах//Христианский Восток. Нов. сер. СПб. 1999. 1. 391–396. З10. Груз. версия Глав Исихия Иерусалимского (?): CPG 6583а; CPG 6583b. В груз. пер. известны два аскетич. текста, вошедшие в рус. Добротолюбие 9 .794) под именем св. Нила Синайского , с назв.: «Увещательные главы» (2. 271–279) и «Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному» (2. 279–286). В совр. литературе они чаще атрибуируются Исихию Иерусалимскому (см. Разд. 4 , рубр. « Нил Анкирский . Псевдо-Ниловы творения», 4 .1082–1086). 311 . Груз. корпус апофтегм: CPG 5593–5594. Древнейший пер. был сделан с греческого на рубеже VII и VIII вв. в Лавре Св. Саввы Освященного в Палестине; он сохранился лишь фрагментарно. Полностью сохранились два груз. собрания, переведенные с греч.: систематическое – преп. Евфимия Святогорца (X в.) и алфавитно- анонимное – преп. Феофила (XII в.). 312 . 1955 . 3–138. [Абуладзе И. Поучения отцов по рукописям X и XI веков//Памятники древнегрузинского языка. 1. Тбилиси 1955. 3–138. (16 аскетических проповедей Иоанна Златоуста )]. 313 . 1955 . [Абуладзе И. Поучения отцов по рукописям X и XI веков//Памятники древнегрузинского языка. 8. Тбилиси 1955]. Garitte G.//Muséon. 72. 1959. 454–456. [Сб-к аскетич. проповедей и поучений в груз. пер., включающий соч. Иоанна Златоуста , Василия Великого , Марка Отшельника, Мартирия Сахдоны, Ефрема Сирина , Аммона, Макария Великого , Иоанна Мосха . Многие из этих текстов не сохранились на греч., но содержатся в груз. рукописях Sin. 36 (925 г.); Iviron 9 (977 г.); S 1139 (X в.); Н 1662 (1040 г.). См. подр. анализ: Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai 14 .120)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

4 .200, 262–264 «Лавсаик» Палладия 4 .339 Антоний Великий 4 .422, 434, 441, 449 Аммон 4 .480, 486 Пс.-Макарий 4 .520, 548, 567, 570, 605, 638, 682, 703, 750 Евагрий Понтийский 4 .762, 771, 773, 817, 916, 920, 932, 952, 978, 979, 982, 990 Шенуте 4 .1013 (Житие) Нил Анкирский 4 .1061, 1075 Исайя Газский (Скитский) 4 .1278, 1287, 1289, 1296 Диадох Фотики йский См. «Неподлинные произведения» Даниил Скитской 4 .1451, 1452 Марк Подвижник 4 .1354 Иоанн Лествичник 4 .1742 Феодорит Кирский CPG 6221 В обширном корпусе соч. блаж. Феодорита (393–457?) к аскетической литературе принадлежит лишь классич. памятник «История боголюбцев» (ок. 444 г.). Он целиком посвящен древнесир. подвижникам, и потому, хотя он является грекоязычным, однако литературу, с ним связанную, мы приводим в данном разделе. 299 . Théodoret de Cyr. Histoire Philothée/Ed. crit. par Canivet P. P. 1977–1979. (SC). пер.: История боголюбцев или Повествование о святых подвижниках блаженного Феодорита епископа Кирского. СПб. 1853. М. 1995. 235. ред. этого пер., с учетом крит. изд.: Бл. Феодорит Кирский . История боголюбцев/Предисл., комм. Сидорова А. И. М. 1996. 447. [Указ. на титуле: «Новый перевод А. И. Сидорова ». Предисл. сообщает, однако, что публикуется старый пер. 1853 г., лишь подвергнутый редактированию А. Десницким и А. И. Сидоровым]. 300 . Canivet P. Théodoret et le messalianisme//Revue Mabillon. 1961. 51. 26–34. 301 . Canivet P. Περ γπης de Théodoret de Cyr postface d’Histoire Philothée//StPatr 1966. 7(1). 143–158. 302 . Canivet P. Le monachisme syrien selon Théodoret de Cyr. P. 1977. 303 . Outtier B. Notule sur les versions orientales de l’Histoire Philothée (CPG 6221)//Antidoron: Hommage à M. Geerard. Wetteren 1984. 1. 73–80. Общие работы по сирийской аскетико-мистической традиции 304 . Грисюк А., иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. Киев 1911. 305 . Житие блаженного Мар Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла. Пер. с сир. архим. Пимена[, пом. начальника Рус. Духовной Миссии в Урмии (Персия)]. Сергиев Посад 1913. Феодорит Кирский . История боголюбцев 5 .299). М. 1996. 385–445. [Поздний (не ранее VIII-IX вв.) агиогр. памятник чисто легенд. содержания, однако доносящий типологич. черты сир. монашества. Пер. по изд.: Acta Martyrum et Sanctorum 4 .263)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

86 У язычников (например, в греческой трагедии) λστωρ — даймон мщения, «мститель». Христианские авторы позднее именовали «мстителями» бесов. Так, Нил Анкирский писал о том, что битва монашествующих ведется с демонами-мстителями (PG 79, 188А). Евсевий Кесарийский именует «демоном мщения» главу демонов, диавола (PG 22, 277С). 87 Редкий аскетический термин, вероятно, бытовавший в среде исихастов. Слово τ σννουν («осторожность ума») образовано методом субстантивации от слова σννους («осторожный», «рассудительный», «задумчивый»). Евагрий Понтийский в своем трактате «О молитве», авторство которого приписывалось Нилу Анкирскому, писал: ρα μ σε πατσωσι δι τινος πτασας ο πονηρο δαμονες, λλ γνου σννους τρεπμενος ες εχν (Evagr. Pont., or., vol. 79, p. 1188. 26-28). 88 У Паламы — νστασις. Точнее было бы сказать νστασις βου (латинский эквивалент — modus vivendi). Это выражение обычно использовалось по отношению к философам. 89 Палама, подражая Ареопагиту, сравнивает подвижников с аэдами, неустанными создателями и исполнителями хвалебных песен богам, которые исполнялись на языческих мистериях. 90 То есть даже от представления о женщине. Палама намекает на то, что диавол, обернувшись женщиной и явившись Петру, не смог бы ввергнуть отшельника в грех, так как само представление о грехе с женщиной отсутствовало в чистом уме анахорета. 91 То есть со змеями или скорпионами. 92 Авраам всегда воспринимался как пример гостеприимства. 93 Досл. «каждый день вершится бессмертная преемственность». 94 Мф. 5:16. 95 То есть благодати Нового Завета. 96 Лукавый «пародирует» слова апостола Петра, обращенные ко Христу (Ин. 21:17). 97 Рим. 15:2. 98 1 Кор. 10:24. 99 Иер. 15:19. 100 Иак. 5:20. 101 Здесь Палама сравнивает Петра и всякого исихаста с праотцем Адамом, изгнанным из Рая через словеса преслушания. Умный, или мысленный, рай покидается через мысль или помысел, и никак иначе. 102 Почему употреблено множественное число — не вполне ясно. Имеется ли в виду то, что над диаволом одерживает победу всё монашество? Вероятно, мн. ч. указывает на содействие прп. Петру небесных сил.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

96 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 440, цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения М.: Музыка, 1966. С. 107. 97 Пс. 148, 1–4 . 98 Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 442, цит. по изд.: Там же, с. 108. 99 Святитель Василий Великий. Беседа на Псалом 1.1, цит. по изд.: Там же, с. 104. 100 Святитель Григорий Нисский. Толкование к надписаниям псалмов, PG 44, 443, цит. по изд.: Там же, с. 109. 101 Апок. 21, 5 . 102 Святитель Василий Великий. Против Евномия 5. 103 Святой Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы 17, цит. по изд.: Полное собрание творения Иоанна Дамаскина/Пер. В. Четыркина. СПб., 1913. Т.1. С. 399 . 104 Феодор Студит . Третий антирритик 4.12. 105 Патриарх Никифор. Второй антирритик 13, 357B. 106 Прокопий Кесарийский. О постройках 1.1.27, 29, 48, перевод С. Кондратьева, цит. по изд.: Вестник древней истории. 4, 1939. С. 209–224 107 Там же 1.1.61 108 Нил Анкирский . Слово о молитве 44, 152. 109 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 61, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 7. Кн. 1. 110 2Кор. 10, 17 . 111 Святитель Василий Великий. Беседы на Псалом 33.3, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 288–289. 112 Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев 1, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1845. С. 11, с изменениями. 111a] Максим Исповедник. Амбигвы 8; пер. архим. Нектария (Яшунского). 113 См. например: св. Николай Кавасила . О Божественной литургии 34. 114 Гесиод. Дела и дни. 115 Святитель Григорий Богослов. Письмо к Григорию архонту, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 6. 116 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 16 на Послание к Ефесянам 1, цит.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010