Автор трактатов начал монашеский путь ок. 390 г., будучи средних лет, во всяком случае в расцвете сил. Стиль его ранних произведений обнаруживает в нем человека образованного и начитанного. Адресатами его писем, даже если не принимать во внимание подложные и сомнительные, часто являются люди знатные - военачальники, чиновники, имп. Аркадий (Ep. II 265, в рус. пер. II 255), что может косвенно указывать либо на благородное происхождение автора (это более вероятно), либо на его широкую известность за пределами Анкиры (очевидных свидетельств этому нет). На рубеже веков (398-400) Нил Анкирский, по-видимому, жил в К-поле, где стал одним из учеников (почитателей, слушателей?) свт. Иоанна Златоуста . О том, какого он был возраста в этот период, нет никаких данных. Если признавать подлинность письма имп. Аркадию (395-408), написанного скорее всего из Анкиры в ответ на просьбу императора молиться за К-поль, подвергшийся землетрясению (ок. 407), Нил Анкирский либо был уже подвижником преклонного возраста, известным даже императору, либо последний знал Нила, когда тот был крупным чиновником его отца. Ок. 400 г. в К-поле Нил Анкирский познакомился с сочинениями Евагрия Понтийского. В «Комментарии на Песнь Песней», к-рый Нил Анкирский написал в расцвете сил, не будучи еще немощным старцем ( Nil. In Cant. Prol. 4. 3-6//SC. 403. P. 120), в «Слове подвижническом», в «Слове о нестяжательности к Магне» уже заметно влияние Евагрия. В 20-х гг. V в. Нил Анкирский находился в Анкире, судя по его осведомленности о событиях изгнания прп. Александра Константинопольского из К-поля (называются разные даты этого события: от 426 до 428) в «Слове о нестяжательности к Магне». Автор «Сказания...», по-видимому, расстался с женой в среднем возрасте (ок. 35-40 лет), его сын Феодул в момент пленения кочевниками был еще цветущим юношей, и отец сильно беспокоился за его участь, зная, что именно таких юношей варвары приносят в жертву. Если учесть, что отец и сын подвизались на Синае неск. лет, вместе «терпели злострадания в пустыне», то в момент разлучения с матерью Феодул был еще мальчиком (10-15 лет).

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Vol. 1. P. 230–270. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 147; Hausherr I. La méthode d " oraison hésychaste//OrChr. 1927. T. 9. N 2. P. 138-140; idem. Noms du Christ et voies d " oraison. R., 1960. P. 253-259. (OCA; 157); Viller M. La spiritualité des premiers siècles chrétiens. P., 1930. P. 93-94; Viller M., Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg. i Br., 1939. S. 164-166; Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries//Le Millénaire du Mont Athos., 963-1963. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 319-329; idem. Hésychius le Sinaite//DSAMDH. 1969. T. 7. Col. 408-410; Шишков П., свящ. Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, о духовном трезвении и молитве//ЖМП. 1968. 1. С. 75; V ö lker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius//Scala paradisi: Eine Studie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 291-314; Mennes R. Hesychius van Jerusalem: Inventaris van de Griekse handschriftelijke overlevering: Diss. Gent, 1971. Bd. 2. S. 285-319; Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d " Hésychius le Sinaïte: deux centuries ou un acrostiche alphabétique?//Byz. 1974. Vol. 44. P. 467-478; Kallistos (Ware), bishop. The Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//The Study of Spirituality/Ed. Ch. Jones, G. Wainright, E. Yarnold. L., 1986. P. 175-184; Χρστου Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 424-425; Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 284-285; Conticello V., Citterio E. La philocalie et ses versions//TByz. 2002. P. 1004-1005; Rigo A. Introduzione//Mistici bizantini/Ed. A. Rigo. Torino, 2008. P. LIX-LXI. С. С. Ким Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/674960.html

С. Вершинский//Там же. 1827. Ч. 25. С. 271–299; О различных порочных помыслах/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. Ч. 27. С. 43–85 [Евагрий]; Краткие мысли/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. С. 168–170 [Исихий]; Духовные мнения/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. С. 171–173 [Исихий]; 153 главы о молитве/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. 1828. Ч. 32. С. 119–159 [Евагрий]; Избр. письма/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. 1829. Ч. 36. С. 36–60; Беседа о нравственных и др. предметах, содержащая в себе правила для духовной жизни/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. 1830. Ч. 39. С. 146–152; Учительное письмо о Св. Троице/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. Ч. 40. С. 3–29; Увещания к монахам/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. 1835. Ч. 56. Т. 3. С. 139–00; Письма/Пер.: [прот.] Д. С. Вершинский//Там же. 1844. Ч. 89. Т. 1; Ч. 90. Т. 4; 1845. Ч. 93. Т. 1; Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858–1859. 3 ч. (ТСОРП; 31–33); Нил Синайский, прп. Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному//Добротолюбие. М., 18952. Т. 2. С. 279–286 [Исихий]; Подобные предыдущим мысли и увещания, извлеченные из др. писаний прп. Нила//Там же. С. 286–303 [Исихий]; Слово о молитве//Там же. С. 205–206 [Евагрий]; 153 главы о молитве//Там же. С. 207–229 [Евагрий]; Увещательные главы//Там же. С. 271–279 [Евагрий]; Увещание к монахам//Там же. С. 303–306 [Евагрий]; Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты/Пер.: А. И. Сидоров. М., 1994; Нил Синайский, прп. Слово подвижническое. Письма. М., 2000; Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . М., 2000; Нил Синайский (Анкирский), прп. «О восьми лукавых духах» и др. аскетические творения/Сост.: П. К. Доброцветов. М., 2013. Библиогр.: ИАБ, 4. 1061-1133. Лит.: Allatius L. De Nilis et eorum scriptis// Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburgi, 1723. Lib. 5 [Прил., отд. паг.]; Казанский П. С. Св. Нил, подвижник Синайский//ПрТСО. 1857. Ч. 16. Кн. 1. С. 7-53; он же.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Когда св. Нил услышал, что учитель его, блаженный Иоанн Златоустый , сослан в заточение, тотчас из глубины пустыни возвысил свой голос в защиту невинно гонимаго. Он обличил в этом императора Аркадия, и писал ему: «Ты изгнал Иоанна, епископа византийскаго, великое светило вселенной, и изгнал без вины, неосмотрительно последовал некоторым епископам, которые не имели приличных сану своему мыслей. Сознайся, что ты сделал худое дело, лишив Церковь учителя, предлагавшаго такое чистое и православное учение». Когда же Аркадий, устрашенный знамениями гнева Божия, постигшаго Константинополь после изгнания Златоустаго, писал к Нилу, и просил его ходатайства пред Богом, св. Нил отвечал ему: «Как ты хочешь, чтобы Константинополь не страдал от частых землетрясений и огня небеснаго, когда он полон преступлений, когда неправда усилилась в нем до того, что изгнан блаженный епископ Иоанн, столп Церкви, светильник истины, труба Христова? Как ты просишь меня молиться о городе, наказываемом от Бога землетрясениями, которыя колеблют его молниями, которыя угрожают сжечь его, тогда как мое сердце горит огнем скорби, моя душа возмущается от тех пороков, которым предан теперь Константинополь.» Св. Златоустаго обвиняли за сильныя обличения современных пороков. Св. Нил говорил, что в таком случае тот же упрек должно сделать и Иоанну Крестителю, что и сам Спаситель строго обличал пороки Иудеев. Св. отец прямо писал, что епископы, убедившие императора изгнать Иоанна, сделали это по зависти. – Тавриан, префект претории, язычник, приказал посадить в темницу несколько христиан, которые убежали было в храм Платона, мученика анкирскаго. Преподобный Нил сильно обличил его за этот поступок, предсказал, что Бог отмстит ему за своего мученика, и советовал ему приготовиться к будущим бедствиям. Предсказание это сбылось действительно. Мирно жил преподобный Нил с сыном своим Феодулом в уединенной келье, работая о Господе для нравственнаго своего усовершения; спокойствие их раз было нарушено, и нарушено страшно: в одно время, когда они находились у отшельников, живших около неопалимой Купины, любимый сын Нила был пленен варварами (Сарацинами), напавшими на Синайскую гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случайное, или акцидентальное, незнание (букв. «незнание по расположению») называется так в отличие от существенного, неустранимого человеческого незнания о таких вещах, как смерть, будущее и др. 98 О божественных именах IV 5: PG 3, 700D. 99 Там же I 5: PG 3, 593 В; Евагрий Понтийский. О молитве: PG 79, 1192D. 100 Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I, 1: PG 3, 997А; О божественных именах 14; 15; II 4: PG 3, 592В; 593В; 640D. Сверхнепознаваемость Бога, о которой здесь говорит Дионисий Ареопагит, иногда понимают просто как полную непознаваемость. Но Палама толкует это выражение Ареопагита в неожиданном утвердительном смысле: Бог выше непознаваемости и, значит, Он перестает быть даже непознаваемым, хотя сама открывающаяся таким образом познаваемость Его таинственна. 101 Св. Нил Анкирский. Письмо 2: PG 79, 233A. 102 Это выражения св. Дионисия Ареопагита, см. О церковной иерархии I 4: PG 3, 376В. 103 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I 3: PG 3, 124A; VII 2: PG 3, 208ВС и сл.; О божественных именах I 4; PG 3, 592ВС. 104 Беседа 12, 14; PG 34, 565В. 105 Св. Андрей Критский. Беседа 7, на Преображение: PG 3 97, 933С. 106 Св. Нил Анкирский. О дурных помыслах 18: PG 79, 1221В. Существует предположение, что это сочинение в действительности принадлежит Евагрию — ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 70: PG 40, 1244A. 107 Св. Исаак Сирин. Беседы 23: Σπετσιερη, 140 =Θεοτοκις, 206. 108 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на 2–е Послание к коринфянам 8, 3: PG 61, 457. 109 Беседа 5, II: PG 34, 516С; О терпении и рассудительности 4: PG 34, 868CD. 110 Беседа 5, 10: PG 34, 516АС; О возвышении ума I: PG 34, 889С; О свободе ума 21: PG 34, 956ВС. 111 Главы 40: des Places, 108. 112 Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические 1, 31: PG 90, 1096А (ср. Творения преп. Максима Исповедника, кн. 1, М.: Мартис, 1993, с. 220). 113 См. отрывок из сочинения Евагрия «Гностик», приведенный у Сократа (Церковная история IV 23: PG 67, 520В). 114 Ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 93: PG 40, 1249В. Как и отрывки из «Гностика» Евагрия, это сочинение тоже приписывалось во времена Паламы св. Нилу Анкирскому. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Центральное место среди историко-патристических трудов И. занимает обширная монография (магистерская диссертация) «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина». По мнению критиков, «автор довольно удачно систематизировал аскетическое учение св. Исаака, изложенное у св. отца своеобразным языком и часто без внутренней связи» (ПБЭ. 1906. Т. 7. С. 593-595). В начале 2-го тома собрания сочинений И. дает краткий курс патристики под заглавием «Светила Церкви», приводит ряд кратких жизнеописаний. Там же И. поместил несколько отдельных монографий: «Прп. Нил Сорский», «Св. Иустин Философ», «Еп. Феодор Анкирский», «Еп. Климент Анкирский», «Св. Димитрий Ростовский». Из работ И. в области нравственного богословия С. Троицкий отмечал «Очерки основных положений христианского нравоучения», «Мысли на каждый день года», «Зерцало православного исповедания свт. Димитрия Ростовского» и др. Особое место в духовном наследии И. занимают сочинения по аскетике, в т. ч. «Прп. и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни» (Рязань, 1885. М., 1902 4), а также «Келейное правило», о к-ром высоко отозвался митр. Мануил (Лемешевский) . Известно, что И. начал составлять «Келейное правило» в 1886 г., еще будучи викарным Новомиргородским епископом, а закончил уже в Уфе 16 окт. 1898 г. Книга была издана в 1910 г. при Православной миссии в Корее. «Задача этого колоссального труда, который потребовал упорной и кропотливой работы на протяжении 12 лет: во-первых, обнять всю область предметов, подлежащих молитве, молению, прошению и благодарению, а во-вторых, занять молитвой все время в течение уединенной монашеской жизни для стяжания духа непрестанной молитвы... Перечислив вкратце по отдельности все восемь частей этого труда, невольно хочется отметить особенности и красоту этого «Келейного правила», где как на канве на 24-х часовой молитве св. Иоанна Златоуста, распределенной по три часа на каждую восьмую часть, красивым рисунком идут особенные молитвы, дающие исполняющим это правило полное удовлетворение упованию, вере, надежде и любви к Богу Творцу, Иисусу Христу, Духу Святому, Святой Троице, Божией Матери, Силам Небесным и св. угодникам Божиим».

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Нил говорит о правой и левой руке как о настоящей и будущей жизни, что мы видели уже у Филона Карпасийского. Но он дает совершенно иное объяснение этого образа. У Филона почти невозможно отличить те дары, что Церковь получает в этой жизни, от даров жизни будущей, тогда как Нил Анкирский их резко противопоставляет. Духовные блага, считает он, относятся к пакибытию. В настоящее же время человеку доступны лишь телесные блага, а духовные только обещаны и являются предметом устремления. Далее, он считает, что образы правой и левой руки могут указывать не только на объект христианской практики в этой и будущей жизни (на мирские и на божественные блага), но и на субъективные усилия по достижению и мирских и потусторонних благ. В отличие от Григория Нисского , который не только оправдывал всякий логический ход в интерпретации образа текстуально (хотя простая ссылка на текст не делает толкование менее искусственным), но и следил за внутренней непротиворечивостью толкования вне зависимости от сложности структуры, второе толкование Нила не вытекает из текста, а главное не связуется с первым толкованием. Действительно, в данном пассаже не хватает рассуждения, которое объяснило бы, как рука одного и того же Жениха может означать и объект действия и само действие. Второе толкование оказывается с точки зрения выражения «параллельным» первому, не составляя с ним единства, того самого «созвучия смыслов», о котором упоминает сам Нил. Ни первое, ни второе толкование не говорит о том, какая же единая реальность стоит за образами правой и левой руки. Проще говоря, не дает понять – чьи же это руки? На этот вопрос невозможно ответить, поскольку образ рук Жениха не обладает цельностью и последовательностью. Он внутренне противоречив. Правая рука указывает на блага будущей жизни и, кажется, является рукой Божественного Жениха, но рука под головою не только не является чем-то божественным, но и связана с низшей составляющей человеческой природы. Если левая рука – символ дел, обременяющих душу телесными нуждами, а эти нужды находятся ниже тела, то левая рука оказывается за пределами образной структуры: Жених обнимает невесту только правой рукой. Что такое левая рука под головою во втором варианте толкования, и кому она принадлежит, остается неясным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

273 Нил пишет, что если ум наблюдает за каким-либо делом, то оно становится совершенным, а когда нет, то дело принимает недолжный вид, и это погрешительно; так обстоит с повседневными домашними делами, тем более это относится к молитвенному деланию. Молитва не может быть свободна от помыслов, когда ум развлечен страстями и часто ниспадает из исступления (то есть ум выходит из сердца в состояние мечтательного парения), и даже ниспадает из заключения в слова молитвы (то есть внимательного молитвословия). Какой именно грех – или страсть – кроется в невнимательной молитве? Исихасты считают, что невнимательная молитва нарушает третью заповедь десятисловия Моисеева: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх 20:7 ). Невнимательная молитва по своему действию не совместима с покаянным страхом Божиим. Иоанн Лествичник так выстраивает ступени настоящей молитвы: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем, а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» (Лествица... Указ. изд. С. 442; PG Т. 88. Col. 1132). Начало и середина молитвы по Иоанну Лествичнику соответствует второму виду молитвы по Нилу Анкирскому , совершенство молитвы по Иоанну Лествичнику соответствует третьему виду молитвы по Нилу Анкирскому . 275 У Исаака Сирина чистая молитва является посредницей между нынешней молитвой людей и будущей духовной молитвой людей: «Благодать сию должно называть не духовною молитвою, но порождением молитвы чистой, ниспосылаемой Духом Святым. Тогда ум бывает там – выше молитвы, и с обретением лучшего молитва оставляется. И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого ( ν κστσει γνεται ν τος καταλπτοις πργμασι)» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Указ. изд. С. 67. ( Το σου πατρς μν σακ πισκπου Νινευ τ ερεθντα σκητικ. Указ. изд. Σ. 140).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

]7_ Немесий, очевидно, считает (ошибочно), что такова точка зрения стоиков, т. к. полагает (в отличие от них), что «причиной» и «началом» может быть только то, что само не является следствием каких-либо причин, т. е. является «началом» не только данного действия, но и совершенно новой причинно-следственной цепочки. ]8_ Немесий понимает стоиков так, что все происходящее в силу Судьбы в том же смысле «необходимо», в каком всякий человек, например, необходимо наделен разумом (ср. выше схол. ]2_ и ]6_). Нил Анкирский. Адаптация «Руководства» Эпиктета (Г. И. Беневич) Включение текста, авторство которого приписывается известному, хотя и таинственному аскетическому писателю V в. – прп. Нилу Анкирскому 1193 , в настоящую «Антологию», посвященную главным образом полемике с ересями и не являющуюся собранием аскетических сочинении, на первый взгляд ничем не оправдано. Тем не менее, поскольку речь идет о произведении, являющемся адаптацией великого языческого философа-стоика Эпиктета, сам факт интеграции его сочинения в традицию христианской «моралистической» (как мы увидим, далеко не обязательно только монашеской). штературы существенно раздвигает наши представления о взаимодействии между святоотеческой христианской традицией и языческим, античным наследием, представления об «ортодоксии» и «гетеродоксии». В «Антологии» достаточно хорошо представлены авторы, которые «работали» с традицией языческого платонизма и неоплатонизма; это, в первую очередь, Ориген , Ареопагит, Иоанн Филопон, Максим Исповедник , но и многие другие. Однако влияние стоической традиции на христианство, в первую очередь в области этики (хотя и не только в ней, но и в онтологии 1194 ), было не меньшим. Причем если степень переработки неоплатонической философии была весьма велика, и в этом сомневаться не приходится, то вопрос о том, насколько существенно в христианской аскетической и моральноэтической литературе было переработано этическое наследие стоицизма, т. е. насколько в этой области христианство было «оригинально», остается во многом дискуссионным. Об этом, в частности, свидетельствует и история христианской адаптации «Энхиридиона», т. е. «Руководства» Эпиктета, – история, которая может существенно расширить или, по крайней мере, уточнить наши представления о том, где пролегает граница между «христианским» и «языческим» в области этики и аскетики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Андрон – парадное помещение в греческом доме, где проходили трапезы мужчин; мужская часть дома. Анема – см.: Влахерны. Анепигност – см.: ксенопарик. Анепсиад – племянник или двоюродный брат. Ани – важный и укрепленный город, столица Великой Армении, а затем армянского Ширак-Анийского царства. Оказался в руках ромеев в 1047 г., после чего здесь была создана православная епископия, а католикос – глава армянского патриаршего престола перемещен на территорию Малой Азии, во владения бывших армянских царей. В 1064 г. А. был захвачен сельджуками. Анипостат – неимущий крестьянин в поздней Византии. Ср.: энипостат. Анкира – совр. Анкара, столица Турции, город в центре Малой Азии. В византийскую эпоху небольшая крепость, построенная в вулканической части территории византийской Галатии, посредине степей, центр скотоводства. Имела цитадель и купольную базилику Св. Климента Римского , сооруженную во второй половине IX в. Столица фемы Вукеларии. См.: Нил Анкирский , Никита Анкирский, Тимур (Тамерлан). Анна Даласина (Далассина) – см.: Комнины. Анна Комнина (1083 – ок. 1153/1155 гг.) – младшая дочь василевса Алексея I Комнина (1069–1118 гг.), внучка Анны Даласины. Отличалась честолюбием и ученостью, интересовалась философией, астрологией, теологией, медициной. Была выдана замуж за известного аристократа Никифора Вриенния и имела четверо детей. После смерти отца А. К. оказалась в гуще дворцовых интриг, пошла на попытку переворота, участвовала в заговоре против своего брата, василевса Иоанна Комнина (1118–1143 гг.), но заговор не удался по причине отказа участвовать в нем кесаря Никифора Вриенния, хорошо помнившего печальную судьбу своих деда и отца. В результате А. К. подверглась опале и ссылке в монастырь. Уже будучи пожилой, пережив свою мать, августу Ирину Дукеню, и мужа, в возрасте 55 лет она принялась писать и незадолго до своей смерти закончила хвалебные исторические мемуары о своем великом отце – «Алексиаду», высокохудожественное сочинение, которое обессмертило ее имя. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010