Col. CLXXIV; GCS. Bd. 37. S. 486)). По всей видимости, автор не обладал точной информацией о происхождении М. и стремился вписать мессалианство в свою классификацию ересей. Первым лат. источником, в к-ром упоминаются сторонники мессалианства, является «Разговор (диалог) против пелагиан» (Dialogus contra Pelagianos, 415; CPL, N 615) блж. Иеронима Стридонского , относящего М. к числу тех, «кто проповедуют бесстрастие» (qui πθειαν praedicant). Сообщая краткую информацию об их учении, блж. Иероним также указывает, что М. были распространены «почти во всей Сирии» ( Hieron. Dial. contr. Pelag. Prol. 1 (PL. 23. Col. 495-496; Kmosko. 1926. Col. CLXXIX-CLXXX; CCSL. 80. P. 3-4)). О проникновении М. на территорию Сев. Африки может свидетельствовать сочинение блж. Августина , еп. Гиппонского († 430), «О монашеском труде» (De opere monachorum; CPL, N 305; изд.: PL. 40. Col. 547-581), в к-ром он критикует монахов, отвергавших ручной труд. Обвинение М. в том, что они не желают трудиться под предлогом непрестанной молитвы, имеется также в «Слове о добровольной нестяжательности» (De voluntaria paupertate ad Magnam diaconissam, ок. 426-427; CPG, N 6048; фрагмент о М.: PG. 79. Col. 997; Kmosko. 1926. Col. CLXXXII-CLXXXIII) прп. Нила Анкирского († ок. 430) и в «Apophthegmata Patrum» (PG. 65. Col. 253; Kmosko. 1926. Col. CC-CCI). Прп. Нил Анкирский называет среди руководителей М. выходца из Месопотамии Адельфия, осужденного на Соборе под председательством свт. Флавиана I , архиеп. Антиохийского (381-404), и некоего Александра, незадолго до этого появившегося в К-поле ( Nil. Ad Magnam. 21). Существуют весомые основания отождествлять последнего с прп. Александром Константинопольским († ок. 430), к-рый создал мон-рь на берегу р. Евфрат и обучал его насельников непрестанной молитве, разделив их для этого на 24 чреды. Позднее он основал в К-поле обитель «неусыпающих» (см. Акимиты ). Житие прп. Александра (BHG, N 47; греческий оригинал и лат. пер.: Stoop E., de. Vie d " Alexandre l " Acemete//PO.

http://pravenc.ru/text/мессалиан.html

♦28. Нил Анкирский.Повесть об убиении монахов на горе Синайской .Вступительная статья, перевод с древнегреческого, примечания//ВДИ 2 (1998), с. 210-220, ВДИ 3 (1998), с. 241-252. 29. Торжественная процессия в Константинополе в день восстановления иконопочитания 11 марта 843 г .//Сакральная топография средневекового города. М., 1998, с. 31-35. 30. Савва Монах - агиография как средство пропаганды (тезисы доклада)//Византийское государство в IV-XV вв. Центр и периферия. Тезисы докладов XV Всероссийской научной сессии византинистов. Барнаул, 1998, с. 19-20. 31.  The Bride-Show of Theophilos. Some Notes on the Sources (Смотр невест императора Феофила. Некоторые замечания по поводу источников)//Eranos (Acta Philologica Suecana), 95 (1997), с. 12-18. 32. Quellenforschung and/or Literary Criticism (SO Debate). A Comment//Symbolae Osloenses, 73, 1998, с. 22-24 . ♦33. Новые сведения о климате Понта Эвксинского в историческую эпоху//ВДИ 1, 1999, с. 137-145. 34. Imperial Repentance: the Solemn Procession in Constantinople on March 11, 843//Eranos 97 (1999), p.1-10. 35. The Date of Georgius Monachus Reconsidered//BZ 92 (1999) p. 437-447. 36. «Обличение и опровержение» патриарха Никифора как источник хроники Георгия Амартола //Христианский Восток, 1, 1999, с. 15-25. 37. (совместно с Ю. Казачковым) Легенда о Феофиле: новые разоблачения//  Ученые записки Российского Православного университета св. ап. Иоанна Богослова. Т. 5, 2000, с. 5-13. ♦38.О возможной реминисценции из Мефодия Патарского в надписи на иконе из Государственного Эрмитажа N w 840)//ВДИ 3 (2000), с. 48-49. 39.Переводы как основа для реконструкции раннехристианской литературы: методологические проблемы на примере славянских переводов//История древней Церкви в научных традициях XX в. СПб, 2000, с. 37-39. 40. A Mysterious Saint: St. Theodosia, the Martyr of Constantinople//Христианский Восток 2, 2000, с. 3-13. 41. Рецензия на книгу: Nicephori Patriarchae Constantinopolitani Refutatio et Eversio definitionis synodalis anni 815/nunc primum edita cura et studio J. M. Featherstone. Brepols-Turnhout, Leuven University Press, 1997//Христианский Восток 2, 2000, с. 486-488.

http://bogoslov.ru/person/263661

Собор осудил учение Оригена о предсуществовании душ и апокатастасисе ; вместе с Оригеном были преданы анафеме Арий , Евномий , еп. Кизика, Македоний I , архиеп. К-польский, Аполлинарий (Младший), Несторий , архиеп. К-польский, архим. Евтихий ; имя Д. С. в анафематизмах не упоминается; в отличие от Оригена он не был осужден лично, но в ряду его последователей ( Mansi. T. 9. Col. 383; Bardy. 1910. P. 243-263). Лишь 18-е прав. Латеранского Собора 649 г. упоминает имя Д. С. ( Mansi. T. 10. Col. 1157; Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum/Ed. H. Denzinger. Freiburg i. Br., 190810. 271). Впосл. Трулльский (691-692; см. Вселенский VI Собор ) (прав. 1) и Вселенский VII (787; АСО. T. 4. Vol. 1. P. 590) Соборы подтвердили постановление V Собора уже с упоминанием имени Д. С. Сочинения Прямым следствием непростой посмертной судьбы Д. С. оказалась плохая сохранность его сочинений. Хотя Д. С. писал много, немногие его сочинения дошли до наст. времени благодаря надписанию их именами прославленных богословов - святителей Василия Великого, Григория , еп. Нисского, прп. Нила Синайского (см. Нил Анкирский ) и др. До XVI в. было известно лишь 2 сочинения Д. С., и те в лат. переводах,- «О Святом Духе» и толкования на Соборные послания. В XVII в. стал известен его трактат «Против манихеев» сначала на латыни, потом в греч. оригинале, в XVIII в.- трактат «О Святой Троице». В XIX в. корпус сочинений Д. С. заметно пополнился благодаря исследовательской работе, проделанной кард. Анджело Маи и его сотрудниками, по выявлению фрагментов Д. С. из катен, в особенности в толкованиях на псалмы. В нач. XX в. к списку сочинений александрийского богослова добавился трактат «О догматах и против ариан». Важным событием в судьбе наследия Д. С. стали случайные находки его текстов англ. военными во время второй мировой войны, коснувшиеся гл. обр. его экзегетических сочинений. Среди древних папирусов, обнаруженных в керамическом сосуде в авг. 1941 г. в мест. Тура, пригороде Каира, при расчистке предназначавшейся для склада боеприпасов пещеры близ руин мон-ря прп.

http://pravenc.ru/text/172002.html

Тема «сладости покаяния» тоже близка многим Отцам Церкви. Иоанн Златоуст , в частности, говорит о «счастье», заключенном в плаче 1171 . Нил Анкирский говорит, что «сокрушение о грехах приносит весьма сладкую печаль и горечь, которая на вкус подобна меду» 1172 . Исаак Сирин проводит различие между слезами двух родов: Бывают слезы сожигающие, и бывают слезы укре­пляющие. Поэтому все те слезы, которые исходят из сущности сердца от сокрушения о грехах, иссушают и сожигают тело... И сперва человек по принужде­нию вступает на эту степень слез, и ими отверзается ему дверь для входа на вторую степень, лучшую пер­вой: и это есть страна радости, из которой человек приемлет милость. Это уже слезы, проливаемые по благоразумию: они и украшают, и укрепляют тело, и исходят без принуждения сами собою... Тело получа­ет от них некое насыщение, и радость отпечатлева­ется на лице 1173 . Как видим, Исааку знакомы «сожигающие» слезы покаяния и сокрушения, однако акцент делается на сладости слез умиления 1174 . Близость между Исааком, Лествичником и Симеоном в этом пункте очевидна.  Говоря о слезах, Симеон постоянно указывает, что их плодом является очищение и обожение. По словам Симеона, человек должен проводить жизнь «в вере, в чистоте, в страхе Божием, в благоговении, в сокруше­нии и слезах, благодаря которым он внутренне очища­ется и исполняется Божественного света и весь стано­вится [исполненным] Духом Святым в сокрушенной ду­ше...» 1175 Напротив, если в нас нет плача и слез, то нет и истинного покаяния, без которого человек не может приобрести духовное смирение, соединиться со Святым Духом через очищение и прийти к познанию и созерца­нию Бога 1176 .  В сочинениях Симеона тема слез часто связана с те­мой любви к Богу. Он считает, что любовь к Богу должна быть такова, чтобы «при одном только упоми­нании имени Христова воспламенялся [человек] тотчас желанием увидеть Его и источал слезы» 1177 . Подобную же мысль выражает Исаак Сирин : «Когда память о Боге возбудилась в уме [человека], тогда сердце его немед­ленно возбуждается любовью к Нему, а очи его обильно источают слезы» 1178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

70 Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066. 71 Здесь — прибылью. 72 В синодальном тексте: Ахан . 73 В синодальном тексте: прекрасную одежду . 74 В церковнославянском тексте: сосуд злат . 75 Об этом ср.: «Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий или, вернее сказать, отрава» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26, 58). 76 Молчание уст не есть еще безмолвие души и ума, как особое духовное состояние, к которому стремятся подвижникиисихасты. 77 Ср.: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 5). 78 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 8. 79 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 15—16//PG. T. 79. Col. 1160—1161. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 81 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 18//PG. T. 79. Col. 1164. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. 83 В синодальном переводе и в тексте 70-ти: смирю. 84 Ср.: «Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» ( Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9). 85 Дословно: «воззрят на Бога». 86 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9. 87 То есть имеется в виду, что в ответ на порицание он не будет роптать на порицающего и на Самого Бога, допустившего такое порицание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Спросишь: „каким образом Единородный соделался рабом, пребыв тем, чем был, – и соделавшись тем, чем не был?“ Если хочешь знать это, то знай, что соделался; как соделался, сие ведает один Чудодействующий. Вот, ты не можешь мне сказать, как Египетская река обратилась в кровь, тогда как свойство воды не изменилось: ибо Евреи пользовались водою из той же реки; а для Египтян тот же Нил обратился в кровь, и сделался тем, чем не был, – пребыв тем, что был. Скажи мне: каким это образом? Но ты не скажешь, потому что это было Божественное чудо, непостижимое для нашего разума. Также, каким образом и свет в Египте сделался мраком, не потеряв свойства своего, но оставаясь тем, чем был? Ибо для Израильтян был день, и свет ясно светил: но для Египтян тот же самый свет был мраком. Было одно и тоже, но в одно и тоже время было и светом и тьмою, не так впрочем, чтобы одно свойство переменилось в другое: ибо сделалась тьма, и свет не уничтожался. Здесь Бог чудодействовал, не следуя закону природы. Как же вода в Ниле, оставаясь водою, сделалась кровью? Или, как свет, сохраняя свойство свое, сделался мраком? Ибо свет не скрывался, чтобы уступить место мраку: равно не изменялось и свойство воды. Свидетельствуют то Евреи, употреблявшие воду в питие: она и свое свойство сохранила невредимым, и сделалась кровью, тем, чем она не была; – не чудо ли это Божественное, превосходящее наш ум? А Вавилонский пламень как соделался росою для трех отроков? Он и пламенем пребыл, и росою соделался; то и другое обнаруживается из самого опыта: что пламень соделался росою, – это показывают три отрока, прохлажденные ею; что пламень оставался и пламенем, – это доказывают Вавилоняне, пожранные им. Видишь, как огонь пребыл огнем, и обратился в росу: не два было вещества, и не два свойства, но было одно и тоже; пламень сделался росою: свидетельствуют то праведники. Итак, не спрашивай меня более: каким образом Бог производит знамения? Я опять скажу тебе: вижу, что чудеса действительно были; но предоставляю Богу знать, каким именно образом производятся чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

В данной цитате из 2 Кор. у Антиоха Монаха стоит (открываемся) вместо ( открыты , явлены). 41 Букв.: уменьшить, сжать. 42 Молитва на повечерии. 43 То есть язычником. 44 Свт. Григорию Чудотворцу во время размышления об истинах веры по велению Божией Матери явился святой апостол Иоанн Богослов и объяснил ему суть богословского учения. См.: Свт. Григорий Нисский. О жизни святого Григория Чудотворца//PG. 46. Col. 1912—1913. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. 46 То есть в эпоху от сотворения человека и до окончания Ветхого Завета. 47 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 2. 48 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 15. 49 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 8, 8. 50 В церковнославянском переводе Священного Писания и в тексте 70-ти: отстави ярость от сердца твоего (Еккл. 11:10). 51 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 52 Евагрий Понтийский. О молитве. 12. 53 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 10//PG. T. 79. Col. 1156. 54 Там же. 9//PG. T. 79. Col. 1153. 55 Радостью для диавола преп. Иоанн Пророк именует отчаяние — крайнюю степень печали ( Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк . Вопросоответ 168 по рус. изд.). 56 То есть сердце, которое на греческом языке женского рода. 57 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 11//PG. T. 79. Col. 1156. 58 «Пастырь Ерма». Заповеди. 10, 2. 59 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 13—14//PG. T. 79. Col. 1157—1160. 60 Там же. 13//PG. T. 79. Col. 1160. 61 Термин из «Ареопагитиков» (см.: О небесной иерархии. 1, 1; 4, 4; О Божественных именах. 1, 3). 62 То есть с теми, кто одержим этими злыми навыкам. 63 В синодальном тексте: третий. 64 В синодальном переводе и в греческом тексте: устами своими. 65 Букв .: натирающему маслом. 66 Данное слово было бы точнее перевести как «любопытствуют». 67 В действительности — Малахия. 68 То есть хороший бегун, скороход. 69 То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Глава 23-36 Глава 37-48 Глава 49-62 Глава 63-75 К досточтимейшей Магне, диаконисе Анкирской, слово нестяжательности Глава 1-10 Глава 11-21 Глава 22-36 Глава 37-46 Глава 47-56 Глава 57-67 О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения Глава 1-13 Глава 14-27 Разные главы или мысли Мысли, которые могут человека отводить от тленного и прилепляют к нетленному Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " (www.lib.eparhia-saratov.ru). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Преподобный Нил, постник Синайский, и его творения Часть 1 Преподобный Нил Постник, называемый также " Синайским " , – один из великих восточных, византийских подвижников и церковных писателей IV–V веков. Родился он в Константинополе во второй половине IV века в знатной, богатой семье и получил превосходное образование. По складу своего характера да и по воспитанию, Нил проводил жизнь добродетельную и богоугодную. После достижения совершеннолетия юноша вступил в брак со столь же добропорядочной девицей, светлого ума и прекрасных душевных качеств. Супруги имели двух детей – сына и дочь. В кратком Житии святого Нила говорится: " Преподобный Нил... вероятно... тогда, как святой Златоуст был проповедником в Антиохии (то есть еще в сане пресвитера и, значит, до 397 года. – В. О .), был слушателем и учеником его " Это обстоятельство непременно подчеркивается в различных изданиях творений и житий святого Нила. Казалось бы, знатному и богатому юноше в силу его общественного положения была уготована блестящая светская карьера. И сначала так оно и было. Молодой человек, благородного происхождения, со многими достоинствами, со способностями к государственной службе, был назначен на весьма высокую должность – префекта Константинополя, византийской столицы (столичным префектом было должностное лицо, в подчинении которого находились все, если говорить современным языком, полицейские службы города).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

К. Хойсси упоминает об одной рукописи X века, в которой произведения преп. Нила имеют заголовок «Книга святого Нила аскета из Анкиры Галатийской: Письма» . Это заглавие, а также и обширный трактат преп. Нила «К досточтимейшей Магне, диаконисе Анкирской, слово нестяжательности» подтверждают предположение, что преп. Нил родился в Анкире Галатийской и что Анкира была тем местом, с которым, как с местом своего рождения, преп. Нил поддерживал постоянные связи. Хотя Никифор Каллист в своей «Церковной истории» ясно говорит, что преп. Нил Синайский родился в Царьграде, все-таки его мнение не может быть подтверждено ни одним свидетельством и, как мы видели, находится в противоречии с отдельными местами из произведений самого преп. Нила. Поэтому, оставляя в стороне утверждение Никифора Каллиста как свидетельство, проистекающее от писателя более позднего времени (XIV век) и потому «неавторитетного» , мы согласны со мнением большинства ученых, считающих местом рождения преп. Нила Анкиру Галатийскую. К сожалению, мы не располагаем точными данными, на основе которых могли бы определить время рождения, трудов и смерти преп. Нила. Любые хронологические расчеты, связанные с его жизнью, носят лишь приблизительный характер. В его трудах мы находим воспоминания о лицах и событиях, указывающих нам путь к хронологическому исследованию, а именно: в произведениях преп. Нила повествуется о нападении варваров на синайских монахов, относящемся в началу V века; упоминается император Аркадий (395–408), которому адресованы два письма; в одном из этих писем , рассказывающем об изгнании святителя Иоанна Златоуста, говорится о происшедшем в Царьграде землетрясении , а в другом содержится укоризна упомянутому императору за неоправданное изгнание иерарха Византии Иоанна . Кроме того, на конец IV века указывает и письмо Диоклетиану (Диоклециану) , так как в нем упоминается о том, что Диоклетиан своими глазами видел уже состарившегося еретика Аполлинария, а, как известно, Аполлинарий умер около 390 года.

http://pravoslavie.ru/3207.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010