51 Так, например, свт. Василий Великий в беседе 17-й на день св. мученика Варлаама говорит: «Восстаньте теперь передо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Пусть буду побежден вашим живописанием доблестных дел мученика . Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах Христос...». – Василий Великий , свт. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 278–279; ср.: PG 31, col. 489ab. В этом смысле характерно известное наставление одного из величайших аскетических писателей древности прп. Нила Синайского (Анкирского – Ред.) префекту Олимпиодору, построившему храм и собиравшемуся расписать его жанровыми сценами и декоративными сюжетами. Прп. Нил пишет: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому» ( Нил Анкирский . Послание 61-е: Олимпиодору//PG 79, col. 577d/580a). 52 См.: Sybel L. von. Christliche Antike: Einfiihrung in die altchristliche Kunst. Bd. 1–2. Marburg, 1906–1909; Idem. Das Werden christlicher Kunst//Repertorium fur Kunstwissen- schaft. Bd. 39. 1916. S. 118–129; Idem. Friihchristliche Kunst: Leitfaden ihrer Entwicklung. Miinchen, 1920. 54 См.: Dvorak М. Katakombenmalereien: Die AnfSnge der christlichen Kunst//Idem. Kunstge- schichte als Geistesgeschichte: Studien zur Abend- landischen Kunstentwicklung. Munchen, 1924. S. 3–40. 55 Смысл отдельных изображений иногда становится ясным только при сопоставлении с другими, среди которых они находятся, как, например, в серии трех изображений: 1) рыбак, вытаскивающий рыбу из воды, 2) крещение и 3) расслабленный, несущий свой одр. Первое изображение является символом обращения в христианство, затем показывается через крещение исцеление от грехов и недугов (Рим, катакомба Каллиста).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

640 Ровно за 1000 лет до нашего времени. В текущем году по этому поводу явилось много юбилейных изданий, повторяющих иногда старые ошибки (особенно в суждении о Номоканоне Фотия). 641 Существует рассказ о том, что папа Иоанн VIII в 881 г. торжественно взошел на амвон с Евангелием в руках и анафемствовал Фотия. См. Hefele, IV, 468 и Hergenröther, II, 5. 578. Однако, это требует критической проверки, вследствие сомнительности источников. 642 Кαυλυς – Капустник. Он был посвящен патр. Игнатием. Причисляется к лику святых как восточной, так и римской церковью. Acta Sanctorum 12 февраля и Пролог под тем же числом. 644 Он называет его «8-м вселенским», в повествовании о соборах перед своей Синтагмой. Так в древнейших списках Синтагмы (напр. 1340 г. Σνταγμα – Ραλλη, VI, 25); в других списках: περι τς λεγμενς γας κα οικουμενικς κα β’. Συνοδου. 645 Филарет, Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной церкви. Спб. 1815, стр. 95: «Сей собор именуют вселенским: Гемист, Вриенний, Вальсамон, Зонарь, Аристен, Нил Солунский, Нил митрополит Родосский, Матфей Властарь , Макарий Анкирский и другие». 646 Макарий, Введение в правосл. Богосл. § 144, стр. 388 – Воскресн. Чтение, V, 414–415. – Ср. Beveregius, Synod. II, annot. р. 170. Hefele, IV, 417–418/Hergenröther, Photius, II, S. 131. 647 В подлинном тексте § 3, п. 11 о Filioque сказано: «подвергнуто анафеме как нововведение и увеличение символа на восьмом вселенском соборе, созванном в Константинополе для умирения церквей восточных и западных». В русск. переводе прибавлено в скобках, «на (так называемом) восьмом». Стр. 7. Замечательно, что собор этот в приписке в конце актов в издании Беверегия (II, р. 307) сливается по времени с собором 861 г. и называется восьмым вселенским и перво-вторым. (Τλος τν πρακτικν τς γας κα ικομενικς γδοης τς ν Kοvσταντινουπλει ς . κα β’. γγονεν ατη μετ τν ζ’ τη ο) Цахарие (Geschichte, S. 13) собор 879 (в храме св. Софии) тоже называет перво-вторым. Но именно этот собор иногда называется второ-первым. В перечне соборов пред номоканоном Фотия упоминается только один перво-второй собор, хотя в прологе упоминаются оба: 861 и 879; оба же помещены и в Фотиевской синтагме. Не сливался ли действительно собор 879 года с собором 861 года и не относилось ли первоначально название перво-второй к обоим этим соборам вместе, а не к одному только (861 г.)? Если так, то VIII – вселенским назывались оба эти собора, рассматриваемые, как один, состоящий из двух: теперь называемого перво-вторым (861) и второ-первого (879–80).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

879 Страницы в скобках даны по изданию: Десять слов о промысле. М.: Благовест, 1996 (репринт издания: Творения. Ч. 5, кн. 4. ТСЛ, 1907). Перевод слов на архаичный рус. язык издавался в кон. XVIII в.: Поучительныя слова о промысле/Переведены с елиногреческаго языка Н.М. М.: Привилегированная типография у содержателя Ф. Гиппиуса, 1784. 880 Страницы в фигурных скобках даны по изданию: Творения блж. Феодорита, еп. Кирского. История боголюбцев. М.: Паломник, 1996 (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. III). 881 1-е изд.: М.: Типография В. Готье, 1858 (Ч.1:2) и 1859 (Ч. 3). До революции не переиздавался. В совр. время имели место два неполных, но взаимно дополняющих переиздания: Творения прп. отца нашего Нила Синайского . М.: Подворье ТСЛ, 2000; Прп. Нил Синайский . Слово подвижническое. Письма. М.: Издательство свт. Игнатия Ставропольского, 2000. Историч. и внутр. критика позволяет утверждать, что прп. Нил жил в конце IV и первой половине V века (крайние даты, засвидетельствованные в его творениях, приблизительно 390430 годы) в Анкире, епископской кафедре Малой Галатии, на горе, в окружении монахов. Творения Нила Анкирского пользовались авторитетом как у древних аскетов, так и у современных читателей (его «Подвижническое слово» включено в «Добротолюбие»). Однако отсутствие сведений о его жизни привело в позднейшей агиографической традиции к отождествлению его с прп. Нилом Синайским (этот вывод разделяется, однако, не всеми учеными). В свою очередь, Нилу Синайскому были приписаны сочинения Евагрия (после соборного осуждения последнего), чтобы спасти их от уничтожения. Таким образом, произошло тройственное смешение авторов. По данным CPG, большая часть аскетических сочинений, опубликованных в ТСО под именем Нила Синайского , написана Нилом Анкирским , меньшая – Евагрием, а также Исихием Иерусалимским (см. подстрочные примечания ниже и таблицу «CPG – рус. пер.»). 883 В рус. пер. по ошибке содержание первой главы отделения 11 было принято за название всего отделения, которое состоит из 21 главы. В PG отдельное название получили главы 1, 711, 15 и 19, остальные отмечены только номером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Древнейший свидетель текста, сир. рукопись Vat. syr. 623, содержащая фрагменты из «Сказания...», датируется 886 г. (сам сир. перевод, судя по колофону, осуществлен в 767). Нек-рые ученые считают, что греч. оригинал был написан в период расцвета монашества на горе Синай, т. е. в кон. VI в. Однако предпочтительной представляется более ранняя дата (V в.), т. к. в «Сказании...» отсутствуют упоминания об общежительном монашестве на Синае; об укреплениях имп. Юстиниана, предназначенных для спасения от набегов бедуинов; о церковно-адм. структурах в Фаране. Вместе с тем автор (или редактор) «Сказания...», указывая день и месяц нападения кочевников, говорит, что «были убиты и другие за много лет прежде сего» (πρ πλεινων τν) и память последних «по дальности пути и ради множества собирающихся совершается в этот же день» ( Nil. Narrat. IV 14). Скорее всего речь идет о нападении бедуинов на синайских монахов, о к-ром повествует «Сказание о мученичестве монахов Синая и Раифы» мон. Аммония, к-рый предположительно скончался в 70-х гг. IV в. Если принять т. зр., что Нил Анкирский не является автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской», то временем его составления следует признать V в. или 1-ю пол. VI в., а описываемое нападение бедуинов могло произойти в один из следующих годов, в к-рых 14 янв. приходилось на воскресенье: 406, 412, 417, 423, 434, 440, 445, 451, 462, 468, 473, 479, 490, 496, 501, 507, 518, 524, 529, 535, 546, 552, 557 или 563 г. ( Lietzmann H., Aland D. H. Zeitrechnung der römischen Kaiserzeit, des Mittelalters und der Neuzeit für die Jahre 1-2000 n. Chr. B., 19563. S. 22-29). Жанр и историчность Пресв. Богородица, прп. Нил Синайский. Фрагмент иконы «Божия Матерь «Кириотисса» и преподобные Синая». 30–40-е гг. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Существует неск. подходов к оценке жанровой природы «Сказания...». Функционально это сочинение принадлежит к агиографической лит-ре, поскольку оно включалось в состав визант. и слав. Четьих-Миней и использовалось в качестве уставного чтения в день памяти 40 избиенных синайских отцов (пам.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Из чего же складывается красота подвижнической жизни, какие черты ее удостаиваются особой похвалы теоретиков иночества? Нил Анкирский в качестве примера для своих современников-монахов приводит жизнь легендарных древних подвижников, «которые вели жизнь бездомную, бесприютную, не имели на себе одежды, скитались всегда с места на место, с приятностью питались пищей, какая случалась», не заботясь о завтрашнем дне, ночевали где придется и «имели против себя много клеветников и гонителей». Не так живут, сетует Нил, современные ему монахи. У них и прочный кров, и пищи впрок, и одежды запасено на всякое время года. Есть и деньги. Конечно, им трудно равняться в добродетели с древними (De pauper. 3–4). Иоанн Лествичник (VI– VII вв. ) так определял сущность иночества: монашество «есть чин и состояние бесплотных, достигаемое в теле вещественном и причастном нечистоте ... Монах есть в непорочности сохраняемое тело, чистые уста, просвященный ум ... Удаление от мира есть добровольное возненавидение вещества, восхваляемого [миром], и отречение от естества для преуспевания в том, что выше естества» (Scala parad. 1, 4) 468 . Он различает три основных вида монашеского подвижничества: полное отшельничество и уединение, «безмолвие» в сообществе одного или двух братьев и пребывание «в общежитии» (1, 26). Высшим и самым трудным видом подвижнической жизни считалось отшельничество. С него, собственно, и начиналась история монашества, а жизнь первого египетского отшельника Антония Великого , мастерски описанная Афанасием Александрийским , стала образцом истинно подвижнической жизни. Главные средства на путях достижения вечного блаженства Антоний видел в полном уходе от мира, отказе от всяческих чувственных удовольствий, в борьбе с телесными вожделениями, постоянно одолевающими человека в пустыне, в укреплении своего духа. Св. Афанасий образно описывает, какую тяжелую и длительную борьбу выдержал Антоний с естественным стремлением его молодого организма к чувственным удовольствиям. Образы обольстительных женщин, драгоценных предметов роскоши, золотых украшений в первые годы отшельничества постоянно преследовали его, но он противопоставлял этим искушениям мысли о грядущих наказаниях (геенне огненной, адских червях) и таким способам победил в конце концов «дух блуда» (см.: Vita S. Ant. 5–6) 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 127-152. 1957. Τ. 1. Σ. 141-173; PG. 93. Col. 1480-1544. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 2. С. 157-202). 1-е упоминание о главах Исихия содержится в рукописи, к-рая датируется 1289 г. (см.: Владимир (Филантропов). Описание. Т. 1. C. 424). Атрибуция этого сочинения пресв. Исихию Иерусалимскому , принятая прп. Никодимом Святогорцем в соответствии с указаниями рукописей Paris. Suppl. gr. 1277 (XIII в.) и Ath. Vatop. 476 (XIV в.), недопустима, поскольку его автор не мог жить ранее VII в., т. к. он цитирует прп. Максима Исповедника и прп. Иоанна Лествичника . Подробное учение о молитве Иисусовой, к-рое он излагает, скорее всего восходит к традиции «синайского исихазма» (наряду с «Лествицей» прп. Иоанна Лествичника и «Сорока главами» Филофея Синаита) или, согласно гипотезе Ж. Киршмайера, к афонской исихастской традиции ( Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaite et ses Centuries//MMA. Vol. 1. P. 328). 7. Нил Подвижник (см. Нил Анкирский ). «О молитве» (De oratione - CPGS, N 2452. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 155-165. 1957. Τ. 1. Σ. 176-189; PG. 79. Col. 1165-1200. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 2. С. 207-229 - перевод выполнен с использованием ТСОРП. 1858. Т. 31. Кн. 1. С. 170-200). Диадох, еп. Фотикийский. Гравюра. 1956 г. Диадох, еп. Фотикийский. Гравюра. 1956 г. «Слово подвижническое» (Liber de monastica exercitatione - CPG, N 6046, 6067; CPGS, N 6060. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 166-202. 1957. Τ. 1. Σ. 190-232; PG. 79. Col. 720-809. Рус. пер.: ТСОРП. 1858. Т. 32. Кн. 3. С. 1-96). В рус. «Д.» это сочинение не вошло, возможно, потому, что свт. Феофан не захотел помещать текст, уже имевшийся в рус. переводе. Включенные в «Д.» сочинения Нила Анкирского «О молитве» (неподлинное) и «Слово подвижническое» (подлинное) в течение длительного времени приписывались Нилу Синайскому († ок. 450) (CPGS, N 6044; ИАБ, 4. 1036-1048). Отождествление, происшедшее скорее всего из-за отсутствия сведений о жизни первого из них, встречается уже в К-польском синаксаре X в. К этому времени корпус сочинений, приписываемых Нилу Синайскому, стал весьма авторитетен.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Марк Подвижник. Послание к иноку Николаю ­­ » Επιστολ προς Νικλαον μονζοντα. Φιλοκαλα 1. Σελ. 127–138. Марк Подвижник. Собеседование ума со своей душой ­­ Consultatio intellectus cum sua ipsius anima. PG 65, 1103–1110. Мефодий Олимпийский . Пир десяти дев ­­ Methode d " Olympe. Le banquet. Ed. H.Musurülo. SC 95. 1963. Мефодий Олимпийский . Против Порфирия ­­ Methodius Werke. Hrsg. von G.N.Bonwetsch. GCS 27. 1917. S.501–507. Немесий Емесский . О природе человека ­­ Nemesii Emes-eni De natura hominis. Hrsg. von M.Morani. Bibliotheca Teubneriana. Berlin, 1987. Никита Стифат. Главы практические, физические и гностические ­­ Κεφλαια πρακτικ, φυσικ και γνωστικ. Φιλοκαλα 3. Σελ.273–355. Никита Стифат. О пределах жизни ­­ Nicatas Stethatos. Opuscules et lettres. Ed. J.Darrouzes. SC 81. 1961. P.366–410. Никита Стифат. О рае ­­ Nicetas Stethatos. Opuscules et lettres. Ed. J.Darrouzes. SC 81. 1961. P.154–227. Никита Стифат. Предисловие ­­ Preface. – Symeon e Nouveau Theologien. Hymnes. Ed. J.Koder, J.Paramelle, LNeyrand. T.I. SC 156. 1969. P.106–135. Нил Анкирский. Послания ­­ Epistulae. PG 79, 81–581. Нил Сорский. Предание и устав ­­ Нила Сорского Предание и Устав. Изд. М.С.Боровкова-Майкова. Памятники древней письменности, 179. СПб., 1912. Ориген. Беседы на Иеремию ­­ Origenes Werke IIÏ Jeremiahomilien. Hrsg. von E.Klostermann. GCS 6. 1901. Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина ­­ Origenes Werke VIÏ Homilien zum Hexateuch in Rufins Übersetzung. Bd.II. Hrsg. von W.A.Baehrens. GCS 30. 1921. S.286–463. Ориген. Беседы на Книгу Левит ­­ Origenes Werke VÏ Homilien zum Hexateuch in Rufins Übersetzung. Bd.I. Hrsg. von W.A.Baehrens. GCS 29. 1920. S.280–507. Ориген. Беседы на Книгу Чисел ­­ Origenes Werke VIÏ Homilien zum Hexateuch in Rufins Übersetzung. Bd.II. GCS 30. 1921. S.3–285. Ориген. Добротолюбие ­­ Origene. Philocalie. Ed. E.Junod, M.Harl. SC 226; 302. 1976–1983. Ориген. О началах ­­ Origenes Werke V: De principiis. Hrsg. von P.Koetschau. GCS 22. 1913. Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна ­­ Origenes Werke IV: Der Johanneskommentar. Hrsg. von E.Preuschen. GCS 10. 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Никомидия – старинный город в 100 км к востоку от Константинополя на азиатском берегу Пропонтиды, главный центр Вифинии., древняя столица Вифинского царства. Никон Черногорец – монах Черной горы близ Антиохии, жил во второй половине XI в. В 1087 г. написал «Малую книгу» – обширный трактат исторического, канонического, литургического и аскетического содержания. Цитирует много византийских сочинений, в том числе Хронику Симеона Логофета . Трактат сохранился в рукописи XII в. монастыря Св. Екатерины на Синае. Никополь – главный город провинции Эпир на западном побережье Греции. Был способен выставлять большие военно-морские силы. Никополис – одна из фем на территории Подунавья с центром в одноименном кастроне. Никтэпарх – ночной эпарх (ипарх). См.: друнгарий виглы. Нил – главная река Египта, в античности иногда рассматривалась как граница между Азией (1) и Африкой. Благодаря своей судоходности и периодическим разливам, благотворно влияющим на земледелие в узкой полосе речной долины, Н. имел важное хозяйственное значение. Устье Н. называется дельтой по внешнему сходству с этой буквой греческого алфавита. В нем семь основных рукавов. В христианскую эпоху Н. часто отождествлялся с рекой райского сада – Эдема Геон (Гихон). См.: папирус. Нил Анкирский – игумен, автор множества писем и нескольких трактатов об аскетизме и морали. Умер примерно в 430 г. Нимб – изначально символ бога Солнца в виде сияющего кольца вокруг головы. В дальнейшем изображался вокруг голов Христа, Девы Марии, ангелов, христианских императоров и святых, мучеников. В христианском искусстве как символ божественности, сияния света и славы Божия Н. появился уже в IV в. В эпоху средневековья преобладал Н. в форме круга или диска, золотого или серебряного. Нимфаион (Нимфей) – ромейский город с царской резиденцией, недалеко от западномалоазийского города Смирны. Нимфей – 1) здание, павильон с фонтаном, общественным или принадлежащим частному лицу. Иногда подобные сооружения имели пышные фасады со статуями нимф или других водных божеств; 2) местность и город в Иллирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нила Синайского , данному отцу принадлежит лишь «Сказание об избиении монахов», автором же всех прочих текстов является преп. Нил Анкирский . Отождествление Нила Анкирского и Нила Синайского (по-видимому, из-за отсутствия биогр. сведений о Ниле Анкирском , произведения к-рого пользовались большой популярностью и авторитетом) восходит к константинопольскому синаксарю X века (см.: Delehaye Н. Synaxarium Ecclesiae Constantinoplitanae, е codice Sirmondiano... Bruxelles 1902. См. также: Архиеп. Сергий (Спасский) . Полный месяцеслов Востока. 1–2. 556, 352. (Репр. в 3 тт.: М. 1997). Сказание о Ниле Синайском , отсутствующее в месяцеслове императора Василия, появляется в славянском прологе только во второй редакции). Имя Нила упомянуто в нем трижды: под 10 ноября (р. 209, простое упоминание), 12 ноября (р. 217, полное повествование) и 14 января (р. 390) среди 40 синайских мучеников. Нил – автор «Сказания» идентифицируется с Нилом – автором аскетич. творений впервые у Никифора Каллиста в «Церковной истории» XIV, 54, PG 146, 1256 АС и 1157А. Можно предполагать, что сведения синаксаря не всегда заслуживают доверия, однако две доп. подробности в заметке от 12 ноября свидетельствуют, возможно, о каком-то ином источнике сведений у автора агиография, справки. Хотя проблема отождествления или разделения автора корпуса аскетич. творений и автора Сказания не решена окончательно в совр. науке (см. работы F. Сопса и предисловие к рус. пер. Д. Афиногенова, а также атрибуцию TLG), мы, тем не менее, предпочли разделить в библиографии два имени ( Нила Анкирского и Нила Синайского ), учитывая, что внутр. данные аскетич. корпуса свидетельствуют о близости его автора к Константинополю, а не Синаю. Сказания о избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова (Narrationes) Издания 1036 . Narrationes septem de monachis in Sinä BHG 2316, cf. 1301–1307. BHG (nov. auct.), 1984, Первое крит. изд. греч. текста: 1037 . Nilus Ancyranus Narratio/Ed. Conca F. Leipzig 1983. XXVI, 88. (Bibl.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Но несмотря на то, что сии правила, как я и прежде сказал, утверждены пятью патриархами и послами Римского папы и Римского Собора, Римская церковь не покорилась им и не покоряется доныне. Итак, «семена разделения», посеянные Фокой и Вонифатием, Трулльский Собор видел уже прозябающими. Теперь посмотрим, что сделал Фотий, или лучше, что с ним случилось? Недавно приведенный мной французский писатель (Dict. Rais. Photius – «Толковый словарь...», статья «Фотий») говорит о нем следующее: «Он был высокой породы и глубоких знаний. Его достоинство было причиной того, что в 857 (858) году, будучи мирянином, избран он преемником Игнатия, патриарха Константинопольского, которого император Михаил изгнал, но которого не почитали правильно низложенным. Фотий в шесть дней прошел все церковные степени: в первый день был сделан монахом, во второй чтецом, в третий иподиаконом, в четвертый диаконом, в пятый пресвитером, а в шестой посвящен в патриарха Константинопольского. Вскоре по восшествии на патриарший престол он председательствовал на Соборе, на котором Игнатий низложен». Впоследствии папы рукоположение Фотия почитали незаконным, впрочем, оно могло быть оправдано примерами Нектария, Тарасия (и Никифора) патриархов Константинопольских и святого Амвросия Медиоланского . Оно и объявлено законным в 861 году на Соборе более трехсот епископов, между которыми первенствовали послы папы Николая I. Игнатий снова был низложен». Дополним сие свидетельство западного писателя некоторыми обстоятельствами, требующими особенного внимания. Фотий, будучи одним из первых чиновников государства πρωτοασηκρτης, не имел нужды искать патриаршества Константинопольского, а, предвидя свои бедствия в сем достоинстве, писал к папе Николаю I (Ер. III, VI), что желал бы лучше смерти, нежели патриаршества. – Игнатий еще прежде избрания Фотия подписал свое отречение от престола. – Фотий приступил к Соборному низложению Игнатия потому, что приверженцы сего последнего, собравшись в храме Ирины, хотели низложить невинного Фотия. – Но и после первого Собора, уступая приверженцам Игнатия, Фотий готов был отрясти прах на своих гонителей и оставить престол (Ер. III, VI, VIII), если бы ему то позволили. – На втором Соборе, как Игнатий, быв приведен в Константинополь, не найден имеющим право на возвращение престола; а Фотий выслушан и признан ни в чем невинным, и римские послы подписали сие деяние. Сей Собор именуют Вселенским: Гемист, Вриенний, Валсамон, Зонар, Аристен, Нил Солунский, Нил митрополит Родосский, Матфей Властарь , Макарий Анкирский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010