Крафт слушал, слегка улыбаясь, и произнес наконец, как бы с несколько измученным видом, впрочем с сильною искренностью: — Я не понимаю, как можно, будучи под влиянием какой-нибудь господствующей мысли, которой подчиняются ваш ум и сердце вполне, жить еще чем-нибудь, что вне этой мысли? — Но если вам доказано логически, математически, что ваш вывод ошибочен, что вся мысль ошибочна, что вы не имеете ни малейшего права исключать себя из всеобщей полезной деятельности из-за того только, что Россия — предназначенная второстепенность; если вам указано, что вместо узкого горизонта вам открывается бесконечность, что вместо узкой идеи патриотизма… — Э! — тихо махнул рукой Крафт, — я ведь сказал вам, что тут не патриотизм. — Тут, очевидно, недоумение, — ввязался вдруг Васин. — Ошибка в том, что у Крафта не один логический вывод, а, так сказать, вывод, обратившийся в чувство. Не все натуры одинаковы; у многих логический вывод обращается иногда в сильнейшее чувство, которое захватывает всё существо и которое очень трудно изгнать или переделать. Чтоб вылечить такого человека, надо в таком случае изменить самое это чувство, что возможно не иначе как заменив его другим, равносильным. Это всегда трудно, а во многих случаях невозможно. — Ошибка! — завопил спорщик, — логический вывод уже сам по себе разлагает предрассудки. Разумное убеждение порождает то же чувство. Мысль выходит из чувства и в свою очередь, водворяясь в человеке, формулирует новое! — Люди очень разнообразны: одни легко переменяют чувства, другие тяжело, — ответил Васин, как бы не желая продолжать спор; но я был в восхищении от его идеи. — Это именно так, как вы сказали! — обратился я вдруг к нему, разбивая лед и начиная вдруг говорить. — Именно надо вместо чувства вставить другое, чтоб заменить. В Москве, четыре года назад, один генерал… Видите, господа, я его не знал, но… Может быть, он, собственно, и не мог внушать сам по себе уважения… И притом самый факт мог явиться неразумным, но… Впрочем, у него, видите ли, умер ребенок, то есть, в сущности, две девочки, обе одна за другой, в скарлатине… Что ж, он вдруг так был убит, что всё грустил, так грустил, что ходит и на него глядеть нельзя, — и кончил тем, что умер, почти после полгода. Что он от этого умер, то это факт! Чем, стало быть, можно было его воскресить? Ответ: равносильным чувством! Надо было выкопать ему из могилы этих двух девочек и дать их — вот и всё, то есть в этом роде. Он и умер. А между тем можно бы было представить ему прекрасные выводы: что жизнь скоропостижна, что все смертны, представить из календаря статистику, сколько умирает от скарлатины детей… Он был в отставке…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

— О, неужели? — вскричал я испуганно. — Видите, Аркадий Макарович, я затем вас и звал, чтоб объяснить… я хотел… — быстро зашептал было он. — Это вы донесли на Васина! — вскричал я. — Нет; видите ли, там была рукопись. Васин перед самым последним днем передал Лизе… сохранить. А та оставила мне здесь проглядеть, а потом случилось, что они поссорились на другой день… — Вы представили по начальству рукопись! — Аркадий Макарович, Аркадий Макарович! — Итак, вы, — вскричал я, вскакивая и отчеканивая слова, — вы, без всякого иного побуждения, без всякой другой цели, а единственно потому, что несчастный Васин — ваш соперник, единственно только из ревности, вы передали вверенную Лизе рукопись… передали кому? Кому? Прокурору? Но он не успел ответить, да и вряд ли бы что ответил, потому что стоял передо мной как истукан всё с тою же болезненною улыбкой и неподвижным взглядом; но вдруг отворилась дверь, и вошла Лиза. Она почти обмерла, увидев нас вместе. — Ты здесь? Так ты здесь? — вскричала она с исказившимся вдруг лицом и хватая меня за руки, — так ты… знаешь? Но она уже прочла в лице моем, что я «знаю». Я быстро неудержимо обнял ее, крепко, крепко! И в первый раз только я постиг в ту минуту, во всей силе, какое безвыходное, бесконечное горе без рассвета легло навек над всей судьбой этой… добровольной искательницы мучений! — Да разве можно с ним говорить теперь? — оторвалась она вдруг от меня. — Разве можно с ним быть? Зачем ты здесь? Посмотри на него, посмотри! И разве можно, можно судить его? Бесконечное страдание, и сострадание были в лице ее когда она, восклицая, указывала на несчастного. Он сидел в кресле, закрыв лицо руками. И она была права: это был человек в белой горячке и безответственный; и, может быть, еще три дня тому уже безответственный. Его в то же утро положили в больницу, а к вечеру у него уже было воспаление в мозгу. IV От князя, оставив его тогда с Лизою, я, около часу пополудни, заехал на прежнюю мою квартиру. Я забыл сказать, что день был сырой, тусклый, с начинавшеюся оттепелью и с теплым ветром, способным расстроить нервы даже у слона. Хозяин встретил меня обрадовавшись, заметавшись и закидавшись, чего я страх не люблю именно в такие минуты. Я обошелся сухо и прямо прошел к себе, но он последовал за мной, и хоть не смел расспрашивать, но любопытство так и сияло в глазах его, притом смотрел как уже имеющий даже какое-то право быть любопытным. Я должен был обойтись вежливо для своей же выгоды; но хотя мне слишком необходимо было кое-что узнать (и я знал, что узнаю), но всё же было противно начать расспросы. Я осведомился о здоровье жены его, и мы сходили к ней. Та встретила меня хоть и внимательно, но с чрезвычайно деловым и неразговорчивым видом; это меня несколько примирило. Короче, я узнал в тот раз весьма чудные вещи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Неоднократно разрабатывается в этот период сцена свидания Васина и ЕГО, будущего Версилова. Проблематика их диалогов (о „всеобщем распаде“, беспорядке, „великой идее“) побуждает ЕГО отделить истинный нигилизм („всегда связанный с социализмом“) от нигилятины („Нигилятина. Это — Ламберт“). Явственны симпатии ЕГО к „беспредельной“, „сумасшедшей“ вере „истинных нигилистов“. Характеризуя социализм как убеждение „разрушительное“ (XVI, 77, 80, 81 и др.), а потому — как явление „нравственного беспорядка“, ОН не может не признать его единственным „страстным убеждением“ своего времени. Существенно, что в отличие от „Бесов“, где нигилисты отрицают заслуги своих „отцов“ (западников 40-х годов), Васина Версилов „интересует“, он видит в Версилове личность „сильную“ и „гордую“, способную „задать себе огромные требования и, может быть, их выполнить“ (с. 194). Мнение Васина о Версилове, высказанное Подростку в самом начале романа, оказывается самым проницательным из всех суждений об отце, выслушанных Подростком до исповеди Версилова. Существенно и то, что в набросках к роману, относящихся к августу — ноябрю 1874 г., Васин и Версилов выступают как равноправные оппоненты „идеи“ Подростка. Особо следует отметить, что в подготовительных записях к роману дважды упоминается имя петрашевца Н. А. Спешнева. Один раз с его именем ассоциируется образ молодого человека, бывшего на сходке у Долгушина, богатого помещика, проповедовавшего в целях революции необходимость считаться с техникой. О нем говорится: „Отчасти Спешнев“. Другой раз — в разработке психологического рисунка характера Версилова: „ОН только отвечает чрезвычайно радушно на все вопросы Подростка, а сам прималчивает (Спешнев)“ (XVI, 259). Это соотнесение с одним и тем же историческим лицом носителя „идеи великой“ и идеи „второстепенной“ представляется существенным: оно свидетельствует об определенных изменениях в мироощущении Достоевского середины 70-х годов. 9 Теоретическая жизнь идеи требует вынесения последней за пределы сознания носителя. Уже отмечалось, что эта проблема встала перед Достоевским одновременно с изложением идеи Подростка. В окончательном тексте Версилов ее проницательно угадывает: идея Аркадия „носилась в воздухе“, была идеей времени. Характерен следующий диалог о ней в черновиках: „Это не ново, или, может быть, план состоит в способе?“ — замечает ОН. „Нет, и в способах ничего нет“, — отвечает Подросток. Тем не менее в период работы над замыслом романа в августе Достоевский разрабатывает ряд вариантов раскрытия Подростком своей „тайны“. Адресатами его исповеди делаются то Лиза (она еще сводная сестра его), то ОН, то Васин. Признания Аркадия каждый раз сопровождаются немедленным раскаянием в том, что „выдал идею“, „раскрыл тайну“, дал возможность овладеть собственной личностью другим. Затем эти варианты отвергаются. И уже в черновых набросках сентября идея Подростка угадывается и дергачевцем Васиным и ИМ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Есть у Юрия Васина оригинальное стихотворение-размышление «Пуля-дура», как видно, дорогое для автора, если он так назвал и книжку стихотворений. Пуля – «не слепа», а «лишь немилосердна», у неё «нет сердца». Она развеивает заблуждение о ней, как о «дуре» тем, что просвистела мимо, «и на излёте – пропахав песок, осталась там куском остывшей стали». Но так бывает редко. Зачастую она исполняет свою немилосердную дурь… Стихи о «пуле-дуре» распространённые и даже расхожие у военных поэтов. Вспоминаются строчки замечательного поэта, военного журналиста, капитана I ранга Владимира Тыцких из Владивостока: А всё-таки о чём мечтает пуля, В обойме, и в патроне, и в стволе, Беря в расчёт небесную судьбу ли, Своё ли назначенье на Земле? … О чём мечтает пленница немая? Печаль её, наверно, глубока. Вот, дура, говорят, но понимает, Что не дано ей выбирать стрелка! («О чём мечтает пуля», Владивосток, 2002). Примечательно то, как понимает назначение поэта Юрий Васин: «Он беден был, как Дух святой/Но в песнях славил имя Бога»: Без почитателей, один, Перебиваясь с ржи на воду, За нас он по миру ходил, Неся спасение народу. Как тут не вспомнить стихи великого М.Ю. Лермонтова: Твой стих, как Божий Дух, Носился над толпой. И, отзыв мыслей благородных, Звучал как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. А меньшей мерой истинный поэт и не должен мерить всегда, во все времена. Ведь только ставя перед собой большие задачи, можно достичь, хотя и немногого, но настоящего. Пётр Ткаченко , л итературный критик, публицист, прозаик Юрий ВАСИН СТИХИ Курим «Приму» перед боем Курим «Приму» перед боем, Загораем на броне. Сашка, мы с тобой герои, Отличились на войне. Нас представили к наградам За нелёгкий ратный труд. Как же дома будут рады! Нас с тобою дома ждут! Но война такое дело, Или пан или пропал! Не уйдя из под обстрела БТР наш догорал… Снайпер целил тебе в спину И тверда рука его. А меня накрыло миной, Не оставив ничего… Мне сейчас совсем не страшно, Но беззвучно я кричу: «Только без вести пропавшим

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/13/...

— Позвольте, однако, узнать вашу фамилию, вы всё смотрели на меня? — ступил вдруг ко мне учитель с подлейшей улыбкой. — Долгорукий. — Князь Долгорукий? — Нет, просто Долгорукий, сын бывшего крепостного Макара Долгорукого и незаконный сын моего бывшего барина господина Версилова. Не беспокойтесь, господа: я вовсе не для того, чтобы вы сейчас же бросились ко мне за это на шею и чтобы мы все завыли как телята от умиления! Громкий и самый бесцеремонный залп хохота раздался разом, так что заснувший за дверью ребенок проснулся и запищал. Я трепетал от ярости. Все они жали руку Дергачеву и выходили, не обращая на меня никакого внимания. — Пойдемте, — толкнул меня Крафт. Я подошел к Дергачеву, изо всех сил сжал ему руку и потряс ее несколько раз тоже изо всей силы. — Извините, что вас всё обижал Кудрюмов (это рыжеватый), — сказал мне Дергачев. Я пошел за Крафтом. Я ничего не стыдился. VI Конечно, между мной теперешним и мной тогдашним — бесконечная разница. Продолжая «ничего не стыдиться», я еще на лесенке нагнал Васина, отстав от Крафта, как от второстепенности, и с самым натуральным видом, точно ничего не случилось, спросил: — Вы, кажется, изволите знать моего отца, то есть я хочу сказать Версилова? — Я, собственно, не знаком, — тотчас ответил Васин (и без малейшей той обидной утонченной вежливости, которую берут на себя люди деликатные, говоря с тотчас же осрамившимся), — но я несколько его знаю; встречался и слушал его. — Коли слушали, так, конечно, знаете, потому что вы — вы! Как вы о нем думаете? Простите за скорый вопрос, но мне нужно. Именно как вы бы думали, собственно ваше мнение необходимо. — Вы с меня много спрашиваете. Мне кажется, этот человек способен задать себе огромные требования и, может быть, их выполнить, — но отчету никому не отдающий. — Это верно, это очень верно, это — очень гордый человек! Но чистый ли это человек? Послушайте, что вы думаете о его католичестве? Впрочем, я забыл, что вы, может быть, не знаете… Если б я не был так взволнован, уж разумеется, я бы не стрелял такими вопросами, и так зря, в человека, с которым никогда не говорил, а только о нем слышал. Меня удивляло, что Васин как бы не замечал моего сумасшествия!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

гордец 18 февраля 2013, 22:02 Хорошая статья, спасибо. мерзость пред Богом - гордый нищий и скупой богач Галина 18 февраля 2013, 21:42 Хорошая статья. Спасибо. юрий 18 февраля 2013, 20:28 спасибо интересно и поучительно легче самим собойсбогом Дмитрий 18 февраля 2013, 20:00 Неожиданно правильная статья! Вроде бы парадоксально звучит " с бедностью надо одновременно и смиряться, и бороться " . А ведь правильно, как и с болезнью. Господь не заставляет нас отречься от борьбы с болезнью. Но при этом мы должны проявлять терпение и смирение в болезни, уповая на помощь Божию. Так и с бедностью - смиряться, но верить, что когда-нибудь будет лучше. А то что бедность ожесточает сердце, возбуждает зависть к состоятельным людям и заставляет человека зачастую циклиться на собственных проблемах - так это чистая правда. Знаю по себе. Так что бедность, конечно, большое искушение, как и богатство. Андрей Васин 18 февраля 2013, 19:11 Мне кажется, что легко говорить о бедности может только тот, кто далёк от этого. Бедность это хуже чем плохо, это мрачный удел людей, никому не нужных, забытых всеми, в том числе и себя самими. Действительно, получается так, что человек, оказавшийся в ней и, не дай Бог, привыкший, уже не контролирует поступки. Человек теряет ответственность за семью. Конечно, упование на Бога необходимо, без этого жизнь прекратиться. Но, позвольте, упование без собственного старания, не называется-ли хулой? К великому позору, сейчас очень много обездоленных и не только они сами тому виной: Государство, после ужаса Горбачёвшины и её продолжения, только-только начинает задумываться о своих гражданах. А ещё позор то, что мы вот так уповаем на эту самую бедность. С ней нужно бороться всеми возможными способами: от рекламы трудовой деятельности человека в ТВ-передачах, фильмах, проповедях в церквях до традиционного меценатства, которое должно всячески поощряться властями. Понятие " Русский человек " не должно ассоциироваться с понятием " Бедный человек " , если это " Бедность " не духовная.

http://pravoslavie.ru/59540.html

И так всегда получается, что к предыдущим присоединяются следующие. А сейчас одна девочка с первого курса отлично влилась. - В какой-то момент ансамблю, как говорится, стало тесно в студенческой аудитории, и вы вышли на сцену. Кто ваш зритель сегодня? - Сначала мы действительно сами в себе варились. С первым составом, правда, съездили в Петербург на конференцию, организованную консерваторской кафедрой древнерусского певческого искусства, и выступили там на открытии. Заведующая кафедрой, одна из старейших ведущих музыковедов-медиевистов Альбина Никандровна Кручинина сказала тогда о нас: «Первый блин не комом!». А год назад выпускник саратовской консерватории Василий Васин, у которого тоже свой ансамбль - «Алиенор», исполняющий европейскую средневековую музыку, предложил сделать совместный концерт, перемежая исполнение историческими комментариями. Мы его провели в областной библиотеке, и, как ни странно, был полный зал, девяносто с чем-то человек. Хотя, конечно, это в основном были наши знакомые - регенты, певчие, студенты, прихожане храмов. - А вот и нет, рядом с нами сидела женщина, которая просто увидела на улице объявление и решила себя порадовать на какой-то свой праздник - пойти на этот концерт. Она была просто в восторге! - Слава Богу, что не пожалела. Ну все равно, по большей части наша публика - подготовленная, то есть либо люди, которые сами поют в храмах, либо прихожане храмов, либо просто интересующиеся фольклором, историей музыки. После первого концерта мы выступали и в малом зале консерватории, несколько раз участвовали в Пасхальном фестивале, который проводит Казанский храм Саратова. Ездили в Хвалынск, нам потом сказали, что мы чуть не разнесли краеведческий музей - столько людей в это маленькое помещение набралось. Кстати, на тот концерт пришли бабушки-старообрядки и, представляете, подпевали. Вообще, ко мне после концертов подходят часто, благодарят, говорят, что по нескольку раз приходят. Значит, людям нравится, а ведь у нас пока совсем небольшой репертуар, постепенно новое разучиваем.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/16/strem...

Вячеслав Васин , бывший физик, автор двух поэтических книг, публиковался в христианском журнале «Истина и жизнь», в журнале поэзии «Арион». – С.84; Ольга Шилова , жительница древнего Мещовска, театральная художница. – С.85; Лев Пиляр , «когда-то отмеченный статьей Новеллы Матвеевой». – С.85. Обзоры: Что читать: Представлены и прокомментированы издания: Борис Воздвиженский . Православное богослужение. Путеводитель. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с./Представляет Дарья Рощеня //Фома. - – март 2009. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В ясной и доступной форме автор излагает общепринятые нормы поведения в церкви, рассказывает о ее внутреннем устройстве, о смысле и порядке происходящего богослужения, о таинствах и обрядах, о логике богослужебного круга. Он кратко и понятно излагает позицию Православной Церкви по определенным вопросам, в том числе о совершении молитвы. Имеются иллюстрации, обширная библиография, таблицы и словарь терминов, используемых в богослужебной практике. Ольга Седакова . Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно=русские паронимы. – «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2008. – 432 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – март 2009. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Словарь хорош для того, чтобы самостоятельно разбираться с неясностями и путаницей в значениях, вникать в принципиальные основы перевода, уточнять правильно ли мы понимаем Пушкина. Державина, Баратынского… А можно просто брать и читать целиком: читать и думать, читать и удивляться. Философия религии. Альманах. 2006-2007 (под редакцией доктора философских наук В. К. Шохина). – М.: Ин-т философии РАН, «Наука», 2007. – 498 с./Представляет Виталий Каплан //Фома. - – март 2009. – С.87. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Этот альманах (совместный проект Российской академии наук и англо-американского «Общества христианских философов») является первым международным периодическим изданием, в котором публикуются работы по философии религии – области знания, малоизвестной российскому читателю. Ведь философия религии и религиозная философия (к примеру, труды Н. Бердяева) не одно и то же. Публикуя труды современных российских философов, альманах также знакомит читателей с яркими представителями западной философской мысли: Ричардом Суинберном, Уильямом Манном, Робертом Адамсом и др. Альманах ориентирован в первую очередь на профессионалов. Но вполне может оказаться интересным и широкому читателю, в том числе и кому-то из аудитории «Фомы».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-71-m...

У Васина, на Фонтанке у Семеновского моста… — Семеновский мост через Фонтанку по Гороховой улице (ныне ул. Дзержинского). Васин жил в районе, застроенном большими доходными домами, которые были заселены небогатым людом. 101 —  Бресто-граевские-то ведь не шлепнулись, а? — Речь идет об акционерном обществе Бресто-Граевской железной дороги (дорога от Бреста до польского местечка Граево, важного железнодорожного пункта на пути между Россией и Германией), основанном в начале 70-х годов. Объявления общества (о перевозках, выручке, погашении облигаций, собраниях акционеров и т. д.) печатались в ряде газет 1873–1874 гг. Судя по этим объявлениям, акционерное общество увеличивало свой капитал, на что и намекает Стебельков. 102 „Прелестная дева ласкала меня…“ — строка из стихотворения А. С. Пушкина „Черная шаль“ (1820). 103 Я ведь и доктор и акушер-с. Фамилия моя Стебельков… — О прототипе Стебелькова враче-гинекологе Колосове см. выше, с. 755–756. 104 Форштадт (нем. Vorstadt) — предместье. 105 Версилов — ведь это „бабий пророк-с“… — Ироническое прозвище Версилова, возможно, восходит к оценке П. Я. Чаадаева его идейными противниками. Переход Чаадаева в католичество, его философские и богословские высказывания и писания, огромный успех его проповеди у женщин, по предположению А. С. Долинина, сказались в образе Версилова ( Долинин А. С. Последние романы Достоевского. С. 121–123). Д. В. Давыдов в „Современной песне“ (1830-е гг.) дал такой портрет П. Я. Чаадаева: Старых барынь духовник Маленький аббатик, Что в гостиных бить привык В маленький набатик. Все кричат ему привет С оханьем и писком, А он важно им в ответ: „Dominas vobiscum“ (Господь с вами (лат.)) Характеристика Версилова, данная старым князем Сокольским, во многом совпадает с этой характеристикой Чаадаева. 106 —  Версилов живет в Семеновском полку, в Можайской улице, дом Литвиновой, номер семнадцать… — Можайская улица расположена в бывшей Московской части, между Обводным каналом и Загородным проспектом. Неподалеку были расположены казармы Семеновского полка. Район этот находился на границе между кварталами, в которых жили состоятельные люди (часть Загородного проспекта, примыкавшая к Владимирской площади), и районами с беспорядочной застройкой деревянными домами, где жили ремесленники и мастеровые. См.: Михневич Вл. Петербург весь на ладони. СПб., 1874. С. 60. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В Петербурге состоится обучающий семинар для лидеров молодежных организаций Санкт-Петербург, 3 марта 2006 г . Международное общественное движение Славянский молодежный союз при поддержке Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, Межвузовской ассоциации " Покров " и общества " Знание " Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводит 17-19 марта 2006 года Международный обучающий семинар для лидеров молодежных организаций и братств России, Беларуси и Украины, сообщает пресс-служба Межвузовской ассоциации " Покров " . В программе семинара просмотр видеофильма о Международном молодежном фестивале " Небо славян " , обсуждение современного российского законодательства в сфере молодежной политики. Андрей Грунтовский, председатель Общества русского кулачного боя, член Фольклорного союза России представит программы спортивных турниров и фольклорных фестивалей, проводимых Славянским молодежным союзом. Петр Васин, председатель Военно-исторического клуба " Княжеская дружина " представит программы военно-исторических праздников и рыцарских турниров. Будут проведены мастер-классы по приемам самозащиты и по фехтованию на мечах. Вечером состоится встреча с режиссером Валентиной Горкаленко с просмотром и обсуждением док. фильма о творчестве Гаврилина, Шукшина и Рубцова. 18 марта участники семинара окажут помощь в ремонтно-восстановительных работах в помещениях Александро-Невской Лавры. Затем их ожидает организационно-деятельная игра, посвященная подготовке и проведению Международного молодежного фестиваля " Небо славян " в Витебске. Участники семинара ознакомятся с духовно-патриотическим направлением работы Святодуховского центра Александро-Невской Лавры и поучаствуют в вечере для ветеранов и блокадников. Далее молодежным лидерам будет представлена историко-познавательная ролевая игра по книге " Князь Серебряный " , полное проведение которой планируется в летнем молодежном лагере " Государев Федоровский городок " в Царском селе под Санкт-Петербургом. Вечером состоится конференции Санкт-Петербургского отделения Славянского

http://pravoslavie.ru/16494.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010