Так как черкасы, удалясь от гонений унии под защиту московского православного царя, поселились слободами на военной линии Мос­ковской земли с тем, чтобы защищать право­славную Русь от татар и других врагов ее, а военно-гражданский быт их перенесен ими из-за Днепра, то и Харьков – полковой город слободского Харьковского полка – в старое время был тем же, чем каждый козацкий полковой город. Весьма замечательна просьба старшин Харьковского полка, обозного Василия Ковалевского, судьи Семена Афа­насьевича Кветки и других, поданная ими царю в 1712 г. об оставлении при них прежних их порядков, которые, как видно, хотел потревожить полковник Прокопий Куликов­ский. Здесь видны старые порядки их. «По жалованным грамотам владеют они всякими своими вольностями и за­водами по своей черкасской обычности и всякие меж себя уряды имеют и по се время непременны. И как у них преж сего при старых полковниках с Харьковскаго полку сбо­ры были на полковые их расходы, собирались с общаго их совета, без тягости, и расход с запискою имели в Ратуше. Також прежние полковники для своей работы и возки дров и на свои обиходы подводы употребляли с маетности их; а старшины полковые, обозный, судья, есаул, городничий, писарь полковый, сотники, по распоряжению обыкности своей, для вспоможения в службе и для употребления в до­мовой работе имели у себя из неслуживых людей: обозный, судья, есаул, городичий, писарь по 15, сотники по 10 чело­век... И полковых старшин выбирали на Ратуше с общаго согласия, смотря по заслугам». Царь Петр указом 18 сентя­бря 1712 г. предписывает Куликовскому «чинить по обык-ности козаков» и не переменять ничего. Собр. зак. Т. 4. 2585. По ревизии 1732 г. в Харькове, кроме духовенства с коллегиумом: а) полковая старшина – полковник, судья, ротмистр, 2 полковых писаря, 3 сотника, ратушные – 6 человек, всего 32 чел.; б) козаки и подмощники (2391 чел.); в) цеховые (492 чел.), великоросс. торговцы и козаки (136 чел.); д) шинкари, служители и работники (260 чел.); е) подданные черкасы (120 чел.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В протяжении от юга к северу оно идет почти на 447 саж., а от востока к западу – на 250 саж. С восточной и юго-западной сторон оно защищено тройным рядом высоких валов. С западной и северо-западной защищается широким и крутобережным руслом речки Отноги, впадающей в Мож ниже Одринки. При том сторона русла, составляющая стену крепости, обделана искусством инженера, на плоском склоне устроившего два ряда валов, а затем сделавшего стену почти отвесной. Кому принадлежало построение этого укрепления? Без сомнения, не татарам и не слободским казакам: первые не строили таких крепостей, слободские городки также не имели ничего похожего на эту крепость. И глубокая древность укрепления слишком очевидна. По валам его выросли огромные дубы, иные из них уже срублены, и на пнях свободно может лежать человек высокого роста, например 1 аршин 10 вершков, не занимая, впрочем, всей длины поперечника пня. Скольким же годам, или вернее, векам надлежало пройти, прежде чем начали расти и могли вырасти такие дубы? Медные оконечники стрел, какие находили в укреплении, также указывают на глубокую древность укрепления. Кривые сабли и ножи с четвертью луны, укрепленной под рукояткой, какие попадались здесь же, в настоящем случае показывают только то, что татары бывали в этом укреплении во время своих хищных набегов на русских. Близость этого городища к городищу Козаревскому, его древность и особенная правильность наводят на ту мысль, что построение его принадлежит козарам, которые при близких сношениях с Византией могли быть знакомы и с искусством построения крепостей. Впоследствии же это укрепление служило крепкой защитой русским против половцев, против которых ближе к востоку по Донцу были расположены еще русские городки: Каменный, Змиев, Чугуев. По летописям видим, что западные границы земли половецкой не переходили за Оскол, но для удержания их набегов на русские границы необходимы были и сторожевые городки и некоторые укрепления, как это делалось и против крымцев. Когда в 1191 г. Князь Игорь шел против половцев, то остановился у Оскола, и половцы, услышав об этом, отодвинули свое кочевье глубже в степи. А раньше того, когда тот же князь решился напасть на становища половцев во время их отсутствия из своей земли, то, перебравшись за р. Мерло, встретился здесь с отрядом половцев в числе 400 человек, которых вел на Русь Обавлыко Стукович. Итак, р. Мерло нередко видала на своих берегах половцев, и здесь нужны были против них укрепления, каковы Козаревское и Одринское. ОГУЛЬЦЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Русские рационалисты (Вест. Европы 1881. 2. Стр. 650–690); 20. Максимова за Кавказом (Отеч. Зап. 1867. т. 172. 10. Стр. 482–521; 11 стр. 78–115; т. 173; 13–14. Стр. 473–504); 21. Лебедева А. Духоборцы в слободской Украине. Харьков. 1890.; 22. Ливанова Ф. Молокане и духоборцы в Новороссии и Украине (Вес. Евр. 1868 . 10. Стр. 678–781; 12. стр. 869–876); 23. Тебенькова М. Духоборцы, их учение, организация и настоящее положение (Русс. Стар. 1896. кн. 8. Стр. 257–293; кн. 9. стр. 493–526); 24. Нильского И. К истории духоборчеста и молоканства (Христ. Чт. 1886. т. 2. стр. 449–491); 25. Кутепова И. прот. Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей. Изд. 3-е. Новочеркасск. 1907; 26. Маргаритова С. История русских рационалистических и мистических сект. Изд. 2-е. Кишинев. 1902; 27. Оболенского П. Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов. Изд. 3-е. Казань. 1903; 28. Скворцова В. М. Духоборы в Америке и граф Л. Н. Толстой. Спб. 1900; 29. Тана Духоборы в Канаде. М. 1906; 30. Тверского П. Л. Духоборческая эпопея. СПб. 1900; 31. Его же Новые главы духоборческой эпопеи. СПб. 1901; 32. Духоборы и толстовцы, Полтава. 1903; 33. Максимова Е. Овцы среди волков (Очерк из жизни духобор). Спб. 1904; 34. Каменева М. Духоборческая секта. Мисс. Обозр. 1904. 12–14, 20); отд. изд. Спб. 1903; 35. Его же: Празднество поминок на духоборском кладбище (Мисс. Обозр. 1905. 9. стр. 1333–1356); 36. Его же: Беседы духоборов в собрании по окончании молитвы (Мисс. Обозр. 1905. 10. стр. 61–78); 37. Духоборческая эмиграция и молоканское брожение. Последние известия о духоборах в Америке (Мисс. Обозр. 1900. Январь. Стр. 124, 174) и т. д. 133 Первое Полн. Собр. Зак. т. XXXII, 25, 610. Срав. Варадинова Ист. М-ва вн. дел, кн. VIII, 1863 г. Стр. 79. 144 Эта записка с незначительными изменениями была сообщена Св. Синодом в Министерство внутренних дел и в таком виде напечатана в Чтениях Имп. Общ. ист. и древн. росс. 1874 г. Октябрь–Ноябрь. V. Стр. 137–145, а раньше она, так же, с изменением, была напечатана Ливановым в Вестнике Европы за 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Относительно многочисленных самовольных заимок, завладений и поселений на землях казенных, владельческих, городских и слободских, межевая инст. содержит в себе множество правил, имеющих ту же цель: оставить, где можно и безобидно, заимщика и поселенца на занятой земле, дав ему вместо неизвестного известное владение, в иных случаях без платы, в других со взысканием закладенных денег; или владение объявляется самовольным и уничтожается (см. Меж. Инст. VIII, 10, 11, 15, 16. ХХ, 5. XXII, 7, 14. XXIV, 11. XXV, 3, 8, 15. XXVII гл. Ук. 1804 нояб. 29. 1805 мая 20). За помещиками оставлено межеванием множество казенных земель, по оброчному содержанию до 1765 года, по завладению до 1765 года по угодьям, населенным без утвердительных дач и пр. (см. Сен. Ук. 1808 марта 2). Генеральное межевание еще продолжается. Однако ж, предположенная цель – прекратить неизвестность владения – достигнута была генеральным межеванием только отчасти, а само оно только отчасти могло иметь ее в виду. Генеральное межевание должно было определить только границы окружной дачи; если бы эта дача вмещала в себе исключительно единое право собственности, принадлежала одному только владельцу, то цель достигнута была бы вполне и генеральным межеванием. Но такое единство владения существовало только в редких случаях. Напротив, в большей части случаев в пределах каждой окружной дачи находилось по несколько владельцев, которые владели всею дачей в границах неопределенных, по неровным частям. Такое владение, особенно в местностях, составляющих центральные части Российского государства, образовалось исторически, преимущественно там, где основания поземельных прав коренились в поместной системе. К концу XVIII стол. составились самые разнообразные и разнопоместные дачи, в коих общественное владение однодворцев сталкивалось и перекрещивалось с владением крупных и мелких вотчинников, так что иные дачи принадлежали, кроме однодворцев, десяткам, иногда более чем сотне владельцев; и нередко случалось, что никто из этих владельцев не мог определить совершенно ясно местность своего владения, и не мог дать себе отчета, где оно начинается и где оканчивается. К устранению этого неудобства, сделавшегося, наконец, великим общественным бедствием, служили правила специального или внутреннего размежевания дач, которое, так же, как и генеральное межевание, не приведено еще к концу в России. Вот краткий очерк того пути, которому следовало у нас приведение в известность владения, соединенного с собственностью. Путь этот еще не вполне пройден нашей историей, и многое остается еще впереди. (См. статью Неволина «Об успехах государственного межевания в России» – в полном собрании его сочинений, и далее, § 67, с приложением: «Однодворческие земли».) Глава вторая. Состав и содержание права полной собственности

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

С 1771 г. по 1775 год Новая Днепровская линия с крепостями и слободами входила в состав Белгородской епархии, а затем вместе с другими местами, находившимися под прикрытием этой линии, отошла в состав Славянской епархии. Постройка новой Днепровской линии во время войны с Турцией с 1770 – 1774 гг. положила начало конца вольностям запорожских казаков. В 1775 г. 5 июня запорожские казаки лишились своей матери – Сечи, батька- кошевого с куренными атаманами и всего военного строя. 976 После уничтожения Новой Запорожской Сечи часть запорожцев ушла в Турцию, другая часть, после 18-летнего скитания, получила земли на острове Фанагории и между Кубанью, Азовским и Черным морями; она стала известна с именем черноморских казаков. 977 Падение Запорожской Сечи сопровождалось ослаблением прилива в Запорожье населения из малороссийских и слободско-украинских губерний. Причиной ослабления служила боязнь вечного закрепления «вольных» поселенцев на ранговых дачах вельможам. Такие закрепления были обычны на обеих сторонах Днепра. Так государевы слободы Консководовка, Краснокутовка и др. на рр. Конке и Кушугуме, населенные большей частью запорожцами, после 1775 г. перешли в ранговую дачу светлейшему князю Потемкину. 978 По церковному управлению они поступили в Славянскую епархию. Таким образом, с половины 70 гг., после падения Новой Запорожской Сечи, области нижнего бассейна Днепра совершенно вышли из ведения Киевского митрополита. IV С образованием Славянской епархии в области Новороссийской и Азовской губерний пределы русской церкви дошли до естественных границ на юге – Азовского и Черного морей. Одновременно с этим территория Русской Церкви расширилась на северо-западе, в области многострадальной Белоруссии, где господствовали латиняне и униаты. В 1772 году произошел первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 979 По этому разделу к России отошла Белоруссия и белорусский епископ со своей епархией теперь оказался в пределах русского государства. Новоприобретенная, точнее возвращенная, область заключала в себе, так называемую, Польскую Лифляндию, часть Полоцкого воеводства, лежавшую на правом берегу Западной Двины, верхнюю часть воеводства Минского, часть поветов Оршанского, Речицкого и целые воеводства Витебское и Могилевское. 980 Эти места длинной и широкой полосой тянулись по правобережью Двины от Якобштадта и по Верховьям Днепра с его притоками Друтом и Сожью до впадения Сожи в Днепр, так что Днепр с его правым притоком Друтом и Западная Двина сделались естественными границами русских владений в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Мне даже не нужно было задавать наводящих вопросов. Лишь в конце, когда у деда проскочило слово «страсть», я спросил: — А у вас есть или была страсть к чему-то? — Есть такой грех, отец. Краги мне все время хотелось иметь, дорогие и шикарные. — Что иметь? — не понял я. — Краги — туфли стильные. Вот, теперь ношу, когда ноги почти не ходят, — пошевелил роскошными башмаками дед. И еще один вопрос я задал: о том, почему он верит в Бога. — Только фраера веры не имеют, да малолетки нынешние, вроде тех, что вас везли, — отмахнулся Брынза. — Серьезный человек без веры жить не может. Хоть и своя она у каждого, но справедливости всем хочется. Мне нечего было отвечать. Я просто прочитал разрешительную молитву и засобирался уходить… — Ты подожди, отец. Я тут книжку вашу читал, — и старик указал на томик Слободского, лежащий на тумбочке под иконой с лампадкой, — так там написано, что еще и причащаться надо. Дома можно? — Вам — можно. И нужно. Я рассказал Брынзе, как приготовиться к Таинству, и опять уж было решил раскланяться. Старик снова остановил. — Погодь-ка. Читал я, что у вас там копье на службе надобно, тут вот кореша с «девятки» подсуетились и сделали для церкви. Возьми. Старик неожиданно достал откуда-то сбоку копие, удивительное по красоте и мастерству исполнения, но немного не такое, каким мы его обычно привыкли видеть… С тем и распрощались. Через день причастил я Брынзу-Владимира, а еще через недельку он отошел ко Господу. Копие на жертвеннике у нас теперь зоновское. И я им пользуюсь, хотя некоторых коллег смущает его внешний вид… Копие вот здесь... посмотрите: Морской сорокоуст — Да что же мне делать, Господи, с одного корабля на другой, уже сколько времени дома не был! Невеста заждалась, свадьбу давно назначили, а он все по морям, — сетовала женщина. — Закажите сорокоуст, — отвечаю. — Помолимся изо дня в день, глядишь, Господь и управит… Ко дню окончания сорокоуста моряк вернулся. Отпустили. Еще через неделю он обвенчался в нашем храме со своей невестой. Господь на работу определил

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2306...

Примечательно при этом, что именно 1570 г. датированы несколько рассматриваемых ниже шведских монет, отчеканенных на монетных дворах гг. Ревеля и столичного Стокгольма. В 1575 г. окрестности г. Ревеля (Колывани) были опустошены в результате вышеупомянутого рейда под командованием служилого татарина Афанасия Шейдякова – «Офонасея Шейдяковича» (Шейдяка). с. 462] В 1577 г. большая армия под командованием бояр князя Ф.И. Мстиславского, князя И.Ю. Голицына, И.В. Шереметева (Меньшого) и др. предприняла новую попытку взять Ревель, однако длительная осада также оказалась неудачной. с. 463] К шведской чеканке относятся следующие нумизматические памятники, обнаруженные на территории современного Татарстана: Монета заметно корродирована, имеет механические повреждения в виде круглого отверстия и небольшого «скола». Размер – 23 х 23 мм, вес – 1,7 грамма. Найдена предположительно в Рыбно-Слободском районе Татарстана. Лицевая сторона (аверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из точек – изображение бюста короля в профиль, в короне и латах (обращённого вправо), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «IOHAN/3/D/G/REX/SVEC» («IOHAN[NES]/3/D[IE]/G[RATIA]/REX/SVEC[IAE]») («ИОГАНН 3 БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ КОРОЛЬ ШВЕЦИИ») (слова разделены: сверху – предположительно крестом, по сторонам – пятью точками). Обратная сторона (реверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из точек – овальный, украшенный щит с изображением герба г. Ревеля (трёх идущих влево леопардов) (слева от щита – цифра «7», справа – «0», под щитом и над щитом – по две точки), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «MONETA/NOVA/REVAL» («MONETA/NOVA/REVAL[IE]») («МОНЕТА НОВАЯ РЕВЕЛЯ») (слова разделены: сверху – знаком, похожим на перевёрнутую букву «V» c двумя квадратиками по сторонам, по сторонам – двумя квадратиками). Описание данной монеты (типа монет) содержится, в частности, в вышеозначенном исследовании Д.Я. Фёдорова – под 217 (подраздел «Шведское правление/1568 ИОГАНН III 1592»). с. 111]

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Губернии или наместничества были следующие: I. Архангельская (1784 г.), губ. гор. – Архангельск, уездные: Холмогоры, Шенкурск, Пинега, Онега, Кола, Мезень; безуездные: Кевроль, Пустозерск, Соловки, креп. Новодвинская; жителей – 170 300. II. Владимирская (учрежд. 1778 г.), губ. гор. – Владимир, уездные: Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев Польский, Шуя, Гороховец, Александров, Муром, Киржач, Покров, Судогда, Ковров, Вязники, Меленки; жителей – 871 050. III. Вологодская (1780 г.), в области Вологодской, губ. гор. – Вологда и уездные: Вельск, Тотьма, Грязовец, Кадников; в области Великоустюжской уезд. гор.: Устюг Великий, Сольвычегодск, Лальск, Никольск, Красноборск, Устьсысольск, Яренск; жителей – 556 200. IV. Воронежская (1779 г.), губ. г. – Воронеж: уездные: Задонск, Бобров, Землянск, Нижнедевицк, Бирюч, Ливенск, Калитва, Волуйки, Беловодск, Купенск, Богучар, Павловск, Острогожск, Коротояк; безуездные: Тавров (креп.), Ольшанск (сел.), Костенек, Урыв, Гвазда, Верхососенск, Икорецкая Верфь; жителей – 809 600. V. Выборгская (1784 г.), губ. гор. – Выборг; уездные: Фридрихсгам, Кексгольм, Вильманстранд, Нейшлот Сердоболь; жителей – 180 500. VI. Вятская (1780 г.), губ. гор. – Вятка; уездные: Кайгород, Котельнич, Слободской, Уржум, Орлов на Вятке, Яранск, Царевосанчурск, Глазов, Елабуга, Малмыж, Сарапул, Нолинск; безуездный Шестаков (мест.); жителей – 817 100. VII. Екатеринославская (1784 г.), губ. гор. – Екатеринослав; уездные: Градижск, Полтава, Славянок, Мариуполь, Херсон, Бахмут, Павлоград, Новомиргород, Елисаветград, Новомосковск, Константиноград, Алексополь, Донецк, Александрия; безуездные: Азов (креп.). Таганрог (кр, и порт), креп. св. Димитрия, Переволочна (креп.), Никополь, Ольвиополь, Берислав, Нахичевань, Кременчуг, Витовка; жителей – 744 550. VIII. Иркутская (1783 г.), в области Иркутской, губ. гор. – Иркутск; уездные: Верхний Удинск, Нижний Удинск, Киренск; в области Нерчинской: Нерчинск, Доронинск, Баргузин, Сретенск; в области Якутской: Якутск, Олекминск, Оленек, Жиганск, Зашиверск; в области Охотской: Охотск, Гижигинск, Акланск, Нижний Камчатск; безуездные: Илиминск (сел.), Селенгинск, слоб. Кяхта, Петропавловская креп., Авача (нор.), Большерецкий порт и жителей – 375 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Этап церковного строительства был важным консолидационным моментом в формировании духовных и социальных связей внутри прихода, при уже имеющихся, сохраняющихся веками географических границах. Во время строительства в приходе сформировывался церковный актив людей во главе со священником и церковным старостой, которые и в дальнейшем принимали непосредственное участие в организации храмопопечения. Таким образом, храмостроительство можно без преувеличения называть духовной и материальной основой храмопопечения. Институт церковных старост выполнял важную организационную функцию на этапе строительства храма. Не случайно священник Феодосий Малевинский в церковно-историческом описании Стрелицкой Преображенской церкви Тотемского уезда, настоятелем которой сам являлся, подчеркивает особое значение деятельности церковных старост в жизни православного прихода. Он пишет, что церковные старосты издревле были «главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов» с. 73]. В церковных летописях также нередко можно встретить тому доказательства. Например, священник Новокуножской церкви Тотемского уезда описывал участие старосты в одном из важнейших для церкви событий — покупке нового колокола — следующим образом: «Приобретение колокола принадлежит исключительно церковному старосте, который лично ездил на Слободской завод Вятской губернии, на котором продал прежний колокол весом 40 пудов, а за остальные 4 пуда и 40 фунтов доплатил свои деньги» л. 8]. Дела о строительстве церквей помогают понять роль и статус церковного старосты внутри приходского сообщества. Староста должен был неотлучно находиться при храме, поскольку на него возлагалось большое количество обязанностей, связанных с организацией строительства. Так, например, в материалах дела о возведении новой церкви в Устькулойском Благовещенском приходе Вельского уезда встречаем жалобу одного из прихожан на то, что в старосты был выбран «торгующий» крестьянин, который отлучался по своим торговым делам в разные города, что не нравилось многим прихожанам л. 124].

http://azbyka.ru/cerkovnye-starosty-v-si...

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам памятных мероприятий по случаю 50-летия со дня кончины протоиерея Серафима Слободского 5 ноября 2021 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам памятных мероприятий, приуроченных к 50-летию со дня кончины протоиерея Серафима Слободского. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Родным и близким протоиерея Серафима Слободского Организаторам, участникам и гостям памятных мероприятий, приуроченных к 50-летию со дня кончины протоиерея Серафима Слободского (Нью-Йорк, д. Наяк, 5 ноября 2021 г.) Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся для участия в мероприятиях, посвященных 50-летнему юбилею со дня преставления приснопамятного протоиерея Серафима Слободского. Почивший пастырь на протяжении всей своей непростой жизни, исполненной испытаний и лишений, стремился являть пример крепкого упования на Промысл Божий и всецелого доверия Творцу. Он принадлежал к поколению людей, которые сохранили истинную веру и преданность Церкви в трудные годы XX столетия как на Родине, так и за ее пределами. Особо заботился о. Серафим о православном воспитании молодежи, свидетельством чему были и его труды в детском лагере «Национальная организация российских разведчиков», и созданная им приходская школа, и, конечно же, его известный учебник «Закон Божий: для семьи и школы», знакомящий юных христиан с основами веры. В 1971 году на отпевании протоиерея Серафима Слободского архиепископ Аверкий (Таушев) отметил, что его «самой характерной чертой была пастырская состраждущая любовь к своим пасомым». Пусть же эта главная евангельская добродетель руководит и нашими поступками, укрепляет в вере и вдохновляет на дела милосердия. Призываю на всех вас благословение Господне +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5854264.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010