Любопытно, что для удобнейшего произведения требуемой переписи и в избежание утайки при ней, правительство прибегнуло к хитрости, положило до времени не объявлять духовенству о настоящей своей цели, о наборе в солдаты, а велело объявлять о переписи «под тем претекстом, что та перепись чинится для того, что всем духовным детям велено в надежду священства учитися в школах, чего для они и в подушный оклад не положены, а ныне ведомо учинилось, что многие детей своих в школы не отдают, но в подьячие по канцеляриям и в прочие чины производят и другими разными виды от того их укрывают: того ради велено их всех от мала до велика переписать и годных к учению от негодных разобрать,... а по разобрании годные в школу будут определены, а перерослых и негодных спрашивать будет не велено, чтобы потом архиереи и их управители более им священнослужителям с причетники за негодных утруждения не чинили и оные священнослужители с архиереями в напрасной вражде не были». Не надеясь, впрочем, обмануть духовенство этим попечительным претекстом, указ все-таки почел за нужное под конец повторить свою прежнюю угрозу за утайку детей «смертною казнию без всякия пощады» 291 . Перепись и разборы духовенства на этот раз простерлись было и на Малороссию, где духовенство еще ни разу доселе не тревожили, но с самого же начала 1737 г. были остановлены вследствие особых представлений тамошних епархиальных начальств, которые писали в св. Синод: «во оных де Киевской и переяславской епархиях такого обыкновения, чтобы дьячкам и пономарям быть при церквах наследственно, не бывает, того де ради и дети их при своих приходах наследственно не живут, но как сами церковнослужители, так и дети их больше в казачьем звании обретаются, чего ради и в действительную службу к церквам не бывают определены, много же и того бывает, что во дьячках и пономарях служат по месяцу, по 2 и по 3 и переменяются. А белогородские архиереи представляли, что в той белогородской епархии имеются пять слободских полков и церковнослужители де малороссийского народа черкасского до губернатора и воевод не надлежат, а ведомы сборами и правлением в комиссии учреждения слободских полков, а впрочем о тех церковнослужителях, кои бывают при черкасских церквах, подобно же объявлял, как и оные Киевский и переяславский архиереи, и требовал резолюции, с таковыми церковнослужителями и их детьми как поступать, равно ль, как с причетники великороссийских церквей и с детьми их».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В книге А. Михайлова «Д. В. Ухтомский и его школа» (М., 1954 г.) история постройки Покровского собора рассматривается только с точки зрения деятельности учеником Ухтомского в провинции. Наше сообщение рассматривает историю постройки Ахтырского Покровского собора несколько шире, чем это делает А. Михайлов. На протяжении столетия Слободская Украина являлась порубежной территорией Русского государства, ареной длительной, почти непрерывной, трудной и кровопролитной борьбы с крымскими татарами, подвергавшими русские и украинские земли страшным опустошениям. С середины XVII в., со времени возникновения Слободских казачьих полков, до первой четверти XVIII в., когда южные границы России, хотя уже и не проходили непосредственно по территории Слободской Украины, но были близки к ней, быт слобожан был подчинен задачам обороны, все материальные и людские ресурсы использовались для несения военной службы, возведения и поддержания военно-фортификационный сооружений. Часто у слобожан не хватало рабочих рук, средств и возможностей для хозяйственной деятельности, тем более у них не было условий для строительства больших каменных сооружений. Вообще зодчество Слободской Украины в этот период было деревянным. Дерево, как основной, и, можно сказать, единственный строительный материал в условиях борьбы с иррегулярной татарской кавалерией, не знавшей тактики правильных осад укрепленных городов, вполне себя оправдало во всех видах строительной деятельности. Слободская Украина значительно позже других районов России и Украины перешла к каменной архитектуре и при возведении первых каменно-кирпичных сооружений, которыми были церкви, естественно, обнаружилась острая нехватка специалистов зодчих и мастеров каменщиков. И на первых порах освоения слобожанами-строителями новой архитектуры к ним на помощь приходят русские мастера – зодчие и каменщики. Выдающиеся русские архитекторы Старцев, Аксамитов, Мичурин, Растрелли, Ухтомский и ученики его школы Квасов и Дудинский и другие архитекторы оставили заметный след в зодчестве Украины, обогатили и развили ее, на основе глубокого и тонкого понимания местных архитектурных традиций. В этой связи большой интерес представляет собой история постройки Ахтырского Покровского собора, ярко и полно отразившая развитие русско-украинских культурных и экономических связей во второй половине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=04966

Виктор Алексеевич 7 мая 2016, 00:17 Здравствуйте,в связи с предстоящим Праздником – 71-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, очень хотелось бы восстановить боевой путь своего деда – Сапелкина Павла Андреевича __.__.1907 10.07.1941 Лукояновский РВК, Горьковская обл., Лукояновский р-н, с. Н-Дар, Красноармеец, стрелок, пропал без вести __.12.1941 ЦАМО 58 977520 572 К сожалению, практически все родственники, которые могли бы мне помочь с исследованием по данному вопросу умерли, место службы и гибели деда не установлено. Очень прошу Вас прислать хоть какую-нибудь зацепку: именной список граждан призывной команды, " Призывную карту " , номер призывной команды и дату отправки команды Лукояновским РВК, производившего призыв и мобилизацию граждан на 10 июля 1941г и отправку на сборный пункт, маршевая рота, запасной СП(учебный), фронтовой пересыльный пункт (ПП) формированные, переформированные или доукомплектованные воинские части, направлявшиеся на фронт и участие в боевых действиях под своими номерами. Заранее благодарен, Виктор Алексеевич. svzrku@yandex.ru Смирнова Лидия 2 мая 2016, 21:18 Online Лидия Смирнова Здравствуйте. Я ищу своего деда Смирнова Ивана Тимофеевича, без вести пропавшего в июне 1942 года. Помогите пожалуйста найти хоть какую-нибудь информацию о нём. Мы не знаем даже, куда его отправили со сборно-пересылочного пункта в г. Слободской Кировской области. Даты призыва разные. Дата призыва в источнике информации ЦАМО - 10.03.1942г. а дата призыва в справке из РВК - 16.02.1942 г. НО, у нас хранится письмо деда, которое он отправил жене Александре Фёдоровне из г. Слободской. Дата отправки письма - 08.03.1942 г. и дата получения - 14.03.1942 г. Получается, что скорей всего его призвали - 16.02.1942 г. Так же и с годом рождения. В источнике информации ЦАМО - 1894 год рождения. В справке РВК- 1897 год рождения. А в свидетельстве о рождении - 1896 год. Информация из документов, уточняющих потери Фамилия Смирнов Имя Иван Отчество Тимофеевич

http://pravoslavie.ru/79189.html

В царствование Александра I отношение к раскольникам стало особенно терпимым. В 1801 г. от 5 Апреля, по случаю открытия духоборов в Слободско-Украинской губ., секретно был разослан от генерал-прокурора Беклемишева ко всем гражданским и военным губернаторам циркуляр такого содержания. «Государь Император, обращая милостивое и человеколюбивое внимание на заблуждающихся по простоте и невежеству, уклоняющихся от правоверия и святою церковью утвержденных правил, Высочайше повелеть ему соизволил подтвердить, всем господам военным и гражданским губернаторам, чтобы вместо строгости, с каковою пред сим с ними было поступаемо, и которая не к исправлению, а к единому ожесточению служить может, отныне впредь не делалось им ни малейшего притеснения, но предоставлялось бы духовным особам их вразумлять и наставлять на путь истинный без всякого с их стороны принуждения, но с кротостью, с терпением и с усердным настоянием, что единое может смягчить сердца жесточайшия и отвести от закоренелого упорства: а из-за сего иметь только попечение, чтобы повсеместное спокойствие нарушаемо не было, нарушителей же оного отсылать к суждению, куда по законам следует, и притом наблюдать, дабы каждый поступал по предписанным государственным узаконениям и исполнял бы все то, что к его состоянию принадлежитъ» 995 . Как на практике исполнялся этот циркуляр, мы узнаем из письма обер-прокурора Св. графа Кочубея к С.-Петербургскому митрополиту Амвросию от 13 Ноября 1802 года. Вот текст этого письма: «В Саратовской губернии открылись в четырех селениях раскольники, под именем малаканов. Новохепрское Духовное правление, приняв на себя обратить их к православию и не успев в том, отослало их с делом в Саратовскую Духовную Консисторию, которая, найдя их так же непреклонными, положила предать их суду по законам. Узнав о сем, Гражданский губернатор сообщил Саратовскому Преосвященному Высочайший рескрипт, коим по случаю духоборцев в Слободско-Украинской губернии открывшихся, предписано было всем губернаторам наблюдать, дабы никакого принуждения в насилие совести допущаемо не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Человек Все рубрики Редакция " Правмира " Памяти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» Мария Сеньчукова Светлые следы - о творческом вечере Олеси Николаевой Совсем недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышла новая серия книг Олеси Николаевой, в которую вошли как уже известные романы " Инвалид детства " и " Мене, текел, Фарес " , повести " Пленный херувим " , " Ничего страшного " , " Корфу " , так и впервые изданная " Кукс из рода Серафимов " и другие произведения. 24 декабря в храме святой мученицы Татианы состоялся творческий вечер Олеси Николаевой. Памяти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» Редакция " Правмира " Светлые следы - о творческом вечере Олеси Николаевой Совсем недавно в издательстве храма святой мученицы Татианы вышла новая серия книг Олеси Николаевой, в которую вошли как уже известные романы " Инвалид детства " и " Мене, текел, Фарес " , повести " Пленный херувим " , " Ничего страшного " , " Корфу " , так и впервые изданная " Кукс из рода Серафимов " и другие произведения. 24 декабря в храме святой мученицы Татианы состоялся творческий вечер Олеси Николаевой. Мария Сеньчукова Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/category/chelovek/nash...

115. О запрещении священно и церковнослужителям заниматься торговыми промыслами. По указу Его Императорского Величества, Святейший Синод слушали предложение г. Обер-Прокурора с приложением на рассмотрение в списке отношения, последовавшего к нему от г. Министра Финансов о священниках Слободско-Украинской епархии города Харькова Николаевской церкви Андрее Михайловском и пономаре Якове Прокоповиче, Троицкой церкви священнике Алексее Лесницком и о священнических по Черниговской епархии вдовах Мазюкилевичевой и Стеблинской, занимающихся торговлей и другими промыслами. Из оного отношения видно, что Михайлович и Прокопович занимаются продажею мельничных камней, а последний торгует и лесом. Лесницкий содержит постоялый двор и продает сено и овес, а вдовы священнические жены Мазюкилевичева и Стеблинская содержат в местечке Броварах постоялый двор и лавочку для продажи рыбы, масла, соли, олеи, дегтя и табаку. Слободско-Украинская и Черниговская казенные палаты испрашивают: следует ли понуждать их к записке в какой-либо торговый разряд, а г. Министр Финансов обращает обстоятельства сии на заключение г. Синодального Обер-Прокурора и р и к а з а л и: поскольку торговые промыслы, производимые священно и церковно служителями, не только неприличны для звания их, имеющего важнейшие обязанности, но, применяясь к правилам Св. Апостол 6 и 81 и поместного Карфагенского Собора 16, предосудительны и не могут быть терпимы; то запретить, чтобы священно и церковнослужители вообще не занимаясь несвойственными им торговыми промыслами, влекущими с собою причисление их для повинностей к торговому разряду. О чем для учинения надлежащего духовенству подтверждения послать.... куда следует.... указы; что же касается до вдов священно и церковнослужителей, то дозволение им торговых промыслов зависит непосредственно от гражданского правительства, а духовное о сих лицах, наипаче к сему предмету, как свободных от обязанностей по церкви, ни в какое рассмотрение входить не может. Августа 22 дня 1825 года. 116. О допускании вдов священно и церковно служителей к промыслами посадских без особого платежа и о прочем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце XIV века Вятку накрыла вторая волна русских переселенцев - на этот раз из северо-восточных русских княжеств - Галицкого и Суздальско-Нижегородского, вотчиной которого в 1378 г. формально стала Вятская земля. Судя по обилию оставленных ими на карте области названий, эта волна колонизации была более масштабной и продолжительной. Названия Чепца, Святица, Кырмыж, Медяна, Кстинино, Бритовская, Полой и многие другие принесены к нам с северо-востока Руси. Именно на этом этапе колонизации в 1455 г. на высоком берегу реки Вятки был воздвигнут хорошо кремль города Вятки, названный Хлыновом, впервые в общерусских летописях упоминаются Котельнич, Орлов и Слободской. Этот процесс закрепляется вхождением Вятской земли в состав Московского государства: на карте появляются Уржум (1554 г.), Кикнур (1555 г.), Кайгород (1558 г.), Яранск и (1584 г.), Малмыж, Вятские Поляны и Кукарка. Какое же отношение вся эта история имеет к Слободскому спуску? Самое прямое. Его название тесно связано с третьей волной русской колонизации Вятской земли, которая поднялась в конце XVI века и могучим потоком прошла по нашему краю, оставляя на его карте названия, на Русском Севере: Орлов (город с таким названием есть не только на Вятке, но и на реке Юг в 60 км. от Великого Устюга), реки Великая и Воя (притоки Сухоны). Вятские фамилии Устюжанин, Вылегжанин, Вычегжанин, Двинин когда-то были прозвищами людей, пришедших на Вятку из Великого Устюга, с Вычегды и Северной Двины. Именно тогда напротив Хлынова на другом берегу реки Вятки возникла слобода Дымково, всемирно прославившая Вятскую землю своим уникальным промыслом - дымковской игрушкой. Мы так привыкли считать " дымку " визитной карточкой Вятской земли, что, приехав впервые в Великий Устюг, с удивлением замечаем на противоположном берегу реки Сухоны слободу с таким же названием - Дымково. Можно предположить, что вятское Дымково было основано выходцами из этой устюжской слободы. С Хлыновым слобода Дымково соединялась переправой в районе Раздерихинского оврага: летом - речной, зимой - санной. Переправа была столь что именно здесь в июне 1806 г. началось строительство первого в городе плавучего моста через реку Вятку, соединившего Хлынов со слободой Дымково. И было бы более обоснованно считать, что Слободской спуск получил название не по имени слободы Дымково, а по имени Слободского тракта, который для жителей и гостей Хлынова начинался именно в Раздерихинском овраге, а Дымково было лишь первым пунктом на их пути.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Способ их торговли исстари был преимущественно прасольский. У одного хозяина обыкновенно ходят по России с товаром до 100 и более коробейников или коробочников. Слободские прасола ходят далее всех, в земли войска азовского и черноморского, до самой кавказской-линии, откуда, между прочим, привозят щетину и заячьи и русачьи шкуры. Слободские старообрядцы принимают деятельное участие в украинских ярмарках, каковы: кролевецкая в черниговской губернии, крещенская в харьковской, маслянская и Вознесенская в Ромнах, полтавской губернии и другие. 418 Так почти во всех местах России раскольники издавна, особенно с половины XVIII века, деятельно занимались торговлею и промышленностью и, сравнительно, были большею частью зажиточнее и богаче православных. Это-то весьма многих старообрядцев и удерживает в расколе и православных побуждает обращаться в раскол. Раскольники сами говорят: «Держащиеся старой веры живут гораздо богатее держащихся веры новой, а это показывает, что Бог благословляет не новую, а старую веру». 419 Весьма много способствовало также распространению раскола предводительство сильных по своему влиянию на простой народ вождей или «заводчиков» раскольнической общины. 420 He имея высшего церковно- соединительного начала, законной иерархической власти, раскольническая община, в замен того, весьма сильно возрастала, усиливалась и увеличивалась под влиянием этих вождей раскольнической оппозиции. Не много можно насчитать в XVII и XVIII веке сильных, замечательных заводчиков раскола, но за то некоторые из них чрезвычайно много сделали для усиления и распространения раскола. Уже при п. Никоне некоторые из придворных бояр и боярынь, сделавшись жаркими учениками и последователями раскольников, стали во главе раскола, и своим влиянием при Дворе оказывая значительную помощь ему, с большою силою содействовали его распространению. Таков напр., был вышеупомянутый нами боярин Салтыков, один из ближайших советников или, как называет его раскольнический историограф Денисов, «сигклитик царя Алексея Михайловича».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

За партой прийти к вере не удалось. Но я уже тогда о вере думал. Потому что к тому моменту уже пережил смерть брата. Ему было девятнадцать, мне —восемнадцать. Мы прощались с ним — он был в закрытом гробу. Нам его даже не показали. Он изуродованным был. Убили в армии. Как это пережить? И с этого мысли о вере начинаются — что такое смерть? Зачем она? А совсем недавно хоронили моего друга. Он муж одной нашей актрисы, спортсмен. Несчастный случай — сорвался с четвертого этажа. И долго лежал, бодрился-бодрился, да еще успокаивал всех, утешал, а потом тромб оторвался. Этот человек был эталоном. Мужем, который пылинки сдувал с жены. Отцом и зятем. Он успевал все и везде. С ним работали иностранцы, чехи, и говорили, что он — единственный встретившийся им в Москве человек, который не надевает масок, остается самим собой. Во всем этом я хотел бы следовать его примеру. Но несколько дней назад его погребли. Вот он лежит мертвый. Это как в покаянном каноне: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна?» И вот он — и безобразен, и бесславен. А что такое бесславен? Холодный. Как его жене это пережить? …Господь дает пройти тебе все пути, чтобы потом сказать: «Ты же без Меня не можешь…» Это как к доктору приходишь, а он тебе лекарство выписывает. Другой приходит — ему он другое дает. И каждому свое. Мне Господь выписал такие обстоятельства, какие мне полезны. Наверное. Как врач спрашивает: «Вы принимаете то лекарство, которое я вам выписал?» — «Знаете, нет, не принимаю…» — «А печень не болит?» — «Очень сильно…» — «Вы уж в следующий раз меня послушайтесь». Была разгульная жизнь. Все вкусно: гуляешь, пьянствуешь, но потом — похмелье. Думаешь: «Дальше-то что?» Юность, юность… А жизнь? Появлялись в поле зрения индуистские авторы — случайно или неслучайно, не знаю… Читал и понял: бестолковая вещь. Для меня уж точно. Потом была учеба в школе-студии, а там — лекции по философии. Тоже ступень. Замечательный человек была наша преподавательница. Она и сейчас еще преподает. А потом однажды нашел дома книжку протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Откуда она взялась? Какая-то женщина подарила отцу эту книгу в школе, где они вместе работали. Потом через много лет, когда отец уже умер, я с этой женщиной однажды виделся. «Я твоего отца знаю, оказывается, — говорит она. — Я ему когда-то давно книгу Слободского подарила». И тут — знаете, такое бывает — разные части пазла сложились в совершенно ясную картину.

http://pravmir.ru/chelovek-s-naivnym-vzg...

По этой Белгородской черте, вокруг крепостных валов, поселились малыми слободками... «служилые люди, и держались еще, впрочем, в очень бедном состоянии, немногие старые Придонецкие крепостцы русские: Салтов, Чугуев, Змиев, Царево-Борисов; а по восточным граням осмеливались заводить свои хутора казаки полков: Полтавского, Миргородского и Гадячского; далее, на восток от Псла и Ворсклы и на запад от Оскола, по обе стороны Донца, тянулась глухая пустыня. Сквозь нее, между бассейнами Ворсклы и Донца, пролегала большая старинная дорога Муравская. пуская кое-где ветви вправо, влево, – и Татары, задумывая набег на земли русские, шли в казацкую Украину; в этих местах, богатых диким привольем, располагали свои кочевые становища, полные уверенности в безопасности среди болотных и лесных пущ, всегда могшие отсюда внезапно нападать, грабить и столь же внезапно скрываться от всяких преследований. Предание народное доселе сохранило память о стойбищах татарских, когда-то здесь бывших у вершин Самары, между Коломаком и Можью, между Мерчиком и Мерлом, на Ворскле, по Пслу, на Удах, по Донцу и Осколу, и об их набегах на хутора украинские и крепости русские, – как они, нечаянно окружив их, зажигали и среди пламени и общего смятения, грабили и убивали, не щадя ни пола, ни возраста, – как были они хитры в нападении и как ужасны не только для окрестных жителей, но и для дальних жителей Посемья и Подесновья. Впрочем, татары заходили в Слободскую Украину всегда на время, оставляя, может быть, только небольшие отряды удалых охотников, и считалась Слободская Украйна русским пограничным владением. Таково было состояние Слободской Украйны в первую половину XVII века, когда для нее нашлись постоянные жители...» О времени заселения Слободской Украйны заметим: «На север от пустыни Слободской Украйны простиралась Великая Русь, царство Московское, пространное и мощное, под управлением первого царя благословенного дома Романовых» Михаила Феодоровича; на запад оставалась Русь Малая: отсюда, с этого запада Малой Руси, стала заселяться Слободская Украйна, входя мало-помалу в состав Великой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010