547. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства 2-го благочиннического округа Ржевского уезда Тверской губернии 19 марта 1917 г. Петроград Государственная Дума. Родзянко. Съезд духовенства второго благочиннического округа Тверской губ[ернии] Ржевского уезда, молитвенно благодарный спасителям освобожденной России, приветствует благоверное правительство, горячо молит Господа дать сил довершить святое дело обновления державе Российской и церкви Христовой светлым путем любви, братства [и] равенства, помощью всех граждан России и всех сынов церкви Христовой. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 105. Подлинник. 548. Телеграмма министру-председателю Г.Е. Львову собрания духовенства 4-го Рязанского благочиннического округа 20 марта 1917 г. Собранное духовенство четвертого Рязанского [благочиннического] округа радуется дарованной России и ее церкви свободе, молит Бога о расцветании церкви и отечества [при] новом правительстве, от которого ждет облегчения тяжелого положения духовенства, созданного старым режимом. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 93. Л. 83. Подлинник. 549. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства 3-го благочиннического округа Николаевского уезда Самарской губернии 20 марта 1917 г. Вознеся по получении первых известий о перевороте благодарственное моление Господу во всех церквах, духовенство третьего [благочиннического] округа Николаевского уезда Самарской губ[ернии] единогласно присоединилось к новому правительству, по почину Государственной Думы и воле народа возникшему. Приветствуем его, призвав к тому и паству. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 109. Подлинник. 550. Телеграмма председателю Государственной думы собрания священников и мирян 4-го благочиннического округа Слободского уезда Вятской губернии 20 марта 1917 г. Пастырско-мирянское собрание четвертого округа Слободского уезда горячо приветствует обновление государственного строя и отдает себя, все силы свои на служение освобожденному народу. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 111. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памяти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» 5 января, 2011 «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» 4 января в 22.40 на 74 году жизни скончался митрополит Вятский и Слободской Хрисанф в московском медико-физиологическом центре им. Бурназяна от остановки сердца. В начале ноября 2010 года владыка Хрисанф в тяжелом состоянии был доставлен в одну из больниц города. Митрополит потерял сознание на мероприятии, на котором выступал с речью. Владыка возглавлял Кировскую а впоследствии Вятскую кафедру 33 года. Памяти владыки публикуем его интервью. Слово митрополита Хрисанфа на начало Великого поста Архиерей Вера-Эском Беседовал И. ИВАНОВ N467 – 20 июня 2004 г. — Владыка, позвольте, прежде всего, поздравить вас с получением сана митрополита – об этом мы уже сообщили нашим читателям. — Спасибо за поздравления. Когда мы в первый раз встречались, беседовали в этом кабинете? Года четыре прошло? — Увы, владыка, ни много ни мало минуло почти девять лет… (беседу с владыкой Хрисанфом мы публиковали в N 199-200, 1995 г., затем через пять лет была еще одна встреча, см. «Главная награда для православного — быть с Богом» — И.И.) — Боже мой, как время пролетело! Но вот в прошлом году исполнилось 25 лет, как я служу на Вятской кафедре, а в этом году его Святейшеством Патриархом Алексием был возведен в сан митрополита. Не думал никогда, что так случится, потому что за всю историю Вятки на здешней кафедре никогда не было митрополита, для Вятского архиерея сан архиепископа всегда был самым почетным.

http://pravmir.ru/pamyati-mitropolita-hr...

Протоиерея Ал.Иродионова замечания на Поморские Ответы. С. 348–362, 523–541. Заграничная раскольническая литература. С. 363–377, 592–602. Письмо к редактору с письмом к о. Пафнутию. И. Сержанова. С. 393–395. Ответы И.Ф.Пешехонова на вопросы беспоповцев, с замечаниями архим. Павла. С. 427–449, 496–522, 648–675, 728–752. О движениях у слободских старообрядцев: письмо Ф.М.Сальникова к Е.Мельникову с вопросами. С. 450–455 О судьбах Божиих в моей жизни. Ин. Пимена. С. 541–568. К статье: О движениях у слободских старообрядцев. Описание беседы с Е. Мельниковым. Ф. Сальникова. С. 455–473, 569–591. Заметка (По поводу «реферата» прот. Виноградова). С. 627–632. Крестьянина Т.Е. Тихомирова повествование о жизни в расколе и обращении в православие. С. 675–690, 753–763. Две заметки (о картине г. Сурикова и «реферат» прот. Виноградова). С. 707–714. О. протоиерею Преображенскому. С. 715–763. Ответы вопрошающему о единоверии. Архим. Павла. С. 764–779. Отдел второй Переписка раскольнических деятелей: письма Павла Белокриницкого, Геронтия и др. С. 77–85, 156–165, 237–247, 316–327, 395–407, 633–647, 724–727, 807–813. 1888 год Том I Отдел первый. Ответы И.Ф.Пешехонова на вопросы беспоповцев, с замечаниями архим. Павла. С. 11–53. Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1887 г. С. 54–79. Миссионерские новости. С. 80–98. Летопись происходящих в расколе событий. С. 99–107, 213–236, 291–301, 374–384, 449–458, 520–528, 597–607, 673–685, 743–752. Бывшего беспоповца Григория Яковлева «Извещение праведное о расколе беспоповщины». С. 151–177, 237–256, 321–342, 401–419, 471–492, 551–564, 623–644. По вопросу: необходимо ли венчать обратившихся из раскола супругов. Архим. Павла. С. 178–193, 257–277. Ответ некому мнящемуся «сыну света». Г. Сенатова. С. 194–213. Два слова о двух новых книжках. С. 277–290. О перстосложении для крестного знамения (разбор книги г.Каптерева). С. 342–373. Замечание на первую главу книги: «Истинность старообрядствующей иерархии». Архим. Павла. С. 420–439. Бывшего старообрядка К.И.Корелина повествование о жизни в расколе. С. 440–448, 510–519, 583–596.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В гораздо худшей ситуации во второй половине XIX в. оказались причты слободских и поселковых церквей Области Войска Донского. Если до отмены крепостного права священно- и церковнослужители слободских храмов в основном получали право пользоваться владельческими землями чересполосно с крестьянами, причем в большинстве случаев «в довольном количестве», то после его отмены «дело выглядело с юридической точки зрения весьма запутанным» 464 , и клирики лишились земельных наделов. Процесс решения земельного вопроса пытались стимулировать сами священнослужители. В 1893 г. на епархиальном съезде «по единодушному решению депутатов» было принято постановление «почтительнейше просить Архипастырского ходатайства о скорейшем наделении землей церквей Донской епархии» 465 . Результатом ходатайства архиепископа Макария (Миролюбова) было Высочайшее повеление от 24 апреля 1895 г. об отводе земельных наделов церквам, находящимся в землях Области Войска Донского. Этот закон регламентировал обязательное выделение причтовых земель из земель всех частных землевладельцев прихода, без различия вероисповеданий и сект, к которым принадлежат эти землевладельцы. Размер церковного надела определялся в 33 десятины на каждый причт 466 . В 1898 г. войсковым наказным атаманом были учреждены церковные попечительства для отводов земельных наделов церквам во владельческих дачах (от двух до пяти в каждом округе) 467 . По указанному закону землей должны были быть обеспечены 186 церквей. Однако за 19 лет положенный земельный участок был выделен только одной церкви и то благодаря добровольному пожертвованию землевладельца 468 . 4 октября 1914 г. состоялся беспрецедентный случай – на епархиальном съезде духовенства и церковных старост Донской епархии было возбуждено ходатайство духовенства «об отмене принудительного порядка наделения причтов церквей землею из владельческих участков, так как такой способ наделения землей может принести непоправимый вред для церковной жизни паствы» 469 . Так закончилась инициатива по выделению земельных наделов причтов в частновладельческих землях Области Войска Донского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископом Епифанием Тихорским, воспитанником Киевской академии, «было положено основание Харьковского коллегиума – высшего учебного заведения, бывшего просветительным центром Слободской Украйны до учреждения в Харькове университета. – Сначала, в 1722 г., преосв. Епифаний открыл школу при архиерейском доме в Белгороде для детей духовенства с целью приготовления их к священно церковно- служительским должностям; школа быстро росла и к 1726 году имела уже 6 классов до риторики включительно. Тогда князь М. М. Голицын, управлявший в то время Слободской Украйной и резидировавпий в Харькове, желая между прочим возвысить значение этого города, убедил преосв. Епифания перевести эту Белогородскую школу в Харьков, как центральный город Украйны, с тем, чтобы, оставаясь и здесь под управлением архиерейским, она в то же время была уже всесословным училищем, где наравне с детьми духовенства учились бы дети и всех других сословий. Вся Украйна с живейшим сочувствием отнеслась к мысли учредить в Харькове такое училище, которое по его всесословному характеру и получило здесь название Коллегиума; красноречивым выражением этого сочувствия служили обильные, с разных сторон Украйны шедшие, жертвования в пользу новозаводимого училища. Вслед за князем, подарившим коллегиуму вотчину, многие другие –разных сословий лица – охотно жертвовали для той же цели земли, дома, разные хозяйственные угодья, деньги. Таким образом, в самом же начале составились у коллегиума значительные владения, которые были еще увеличены преосв. Епифанием, приписавшим к коллегиуму три пустыни: Озерянскую, Аркадиевскую и Чугуевскую. Кроме того, по его же ходатайству, коллегиуму предоставлены были доходы от Каплуновской иконы Богоматери (в селе Каплуновке, Богодуховского уезда), – наиболее чтимой тогда, а вследствие того наиболее доходной святыни в епархии Белгородской. Доходы эти впрочем исходатайствованы были еще до основания коллегиума – на Белгородскую школу, и уже потом были переведены на Коллегиум. В ходатайстве по сему предмету (от 20 февраля 1725 г.) преосвященный Епифаний излагал Св. Синоду: «В село Каплуновку приезжают многие люди для богомоления, поют молебны и за пение дают деньги, а на икону кладут привесы, и теми доходами владеют обретающиеся при той церкви два священника с дьяконом и богатятся напрасно – могли бы довольствоваться одним приходом, понеже дворового числа всем священникам будет довольно, а у меня в школах помощию Божиею поповских детей собралось и собирается не малое число, которые начали уже и учиться, откуда, повидимому, можно ожидать добрые надежды, – токмо таковых детей кормить и поить нечем, понеже более тех, которые суть отцов зело скудных. И чтобы Его Императорского Величества указом повелено было теми доходами и привесами владеть архиерейскому дому для совершения постройки и окончания школ и для честного содержания учащихся и имеющих учиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

9. Брянская и Севская. 10. Владивостокская и Приморская… 11. Владимирская и Суздальская 12. Волгоградская и Камышинская… 13. Вологодская и Великоустюжская. 14. Волоколамская и Юрьевская (см. Московская епархия) 15. Воронежская и Липецкая 16. Вятская и Слободская (до 1994 г. – Кировская и Слободская) 17. Екатеринбургская и Верхотурская (до 1993 г. – Екатеринбургская и Курганская; до 1991 – Свердловская и Курганская) 18. Ивановская и Кинешемская 19. Ижевская и Удмуртская 20. Иркутская и Ангарская (до 1995 г. – Иркутская и Читинская) 21. Йошкар-Олинская и Марийская… 22. Казанская и Татарстанская (до 1993 г. – Казанская и Марийская) 23. Калужская и Боровская 24. Кемеровская и Новокузнецкая 25. Костромская и Галичская 26. Краснодарская и Новороссийская (до 1995 г. – Краснодарская и Кубанская) 27. Красноярская и Енисейская 28. Крутицкая и Коломенская (см. Московская епархия) 29. Курганская и Шадринская. 30. Круская и Рыльская (до 1993 г. – Курская и Белгородская 31. Магаданская и Синегорская (до 2000 г. – Магаданская и Камчатская). 32. Майкопская и Армавирская 33. Московская а) г. Москва б) Московская епархия 34. Мурманская и Мончегорская 35. Нижегородская и Арзамасская (до 1990 г. – Горьковская и Арзамасская) 36. Новгородская и Старорусская 37. Новосибирская и Бердская (до 1995 г. – Новосибирская и Барнаульская) 38. Омская и Тарская (до 1990 г. – Омская и Тюменская) 39. Оренбургская и Бузулукская. 40. Орловская и Ливенская (до 1994 г. – Орловская и Брянская)… 41. Пензенская и Кузнецкая (до 1991 г. – Пензенская и саранская) 42. Пермская и Соликамская 43. Петрозаводская и Карельская (до 1996 г. – Петрозаводская и Олонецкая) 44. Петропавловсая и Камчатская 45. Псковская и Великолукская (до 1990 г. – Псковская и Порховская)… 46. Ростовская и Новочеркасская 47. Рязанская и Касимовская 48. Самарская и Сызранская (до 1991 г. – Куйбышевская и Сызранская). 49. Санкт-Петербургская и Ладожская (до 1991 г. – Ленинградская и Ладожская; до 1990г. – Ленинградская и Новгородская). … 50. Саранская и Мордовская…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перемены начались уже подле Малороссии, в Новой Слободской губернии. Мы видели, что в докладе сенаторов кн. Шаховского, Панина и Олсуфьева было указано на неравномерность тяжестей, которые несло тамошнее народонаселение, вследствие чего и введен был общий оклад. По поводу этого нововведения слободской губернатор Щербинин доносил: «Не скрою, что из такого множества людей все считали общий оклад облегчением; некоторые довольны, а другие жалуются что им стало хуже, именно те, которые ничего не платили и жили под покровительством какого-нибудь начальника или каким-нибудь случаем успевали увертываться от платежа и содержания козака, консистенции, и работать, – таким, конечно, тяжелее. Переход жителей с места на место всеми принятыми мерами теперь, кажется, задержан, разве что весна покажет, ибо здешний народ по большей части переходит весною и осенью». Против этого императрица написала: «Когда Малороссия будет приведена в порядок, то, надеюсь, и то пресечется». В то время как надеялись, что общие государственные меры получат силу и в Южной степной Украйне, представлявшейся страною безнарядною, Сенат был изумлен сопротивлением мере важной и разумной, сопротивлением, оказавшимся в той окраине, где всего менее, по-видимому, можно было ожидать его. Сделано было общее распоряжение, чтоб изо всех областей доставлялись в Сенат ведомости о хлебном урожае, и вдруг получается мемориал от лифляндского генерал-губернатора Броуна с представлением препятствий, какие лифляндское рыцарство находит в исполнении этого предписания. Сенат приказал отвечать, что, вникнув с полным вниманием в представленные от лифляндского рыцарства резоны и затруднения к сочинению ведомостей о ежегодном тамошнем хлебном урожае, он отнюдь не находит их основательными; без таких ведомостей никакое благоучрежденное государство обойтись не может, и потому господину генерал-губернатору безо всякой отмены те хлебные ведомости, благоучрежденным образом непременно в свое время собирая, присылать в Прав. Сенат. Немецкие колонисты, вызванные для поселения в Юго-Восточной Украйне, уже начали затруднять правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1925 ВОЛГОГРАДСКАЯ и Камышинская (1925–1959 Сталинградская и Астраханская; 1959–1989 упразднена). ВОЛОГОДСКАЯ и Великоустюжская (до 1940 г. В. и Тотемская; 1940–1945 упразднена; 1945–1964 В. и Череповецкая; 1993–1994 В. и Тотемская). Викариатства: Вельское (до 1927 г.); Никольское (1922–1933); Няндомское (1930–1931); Тотемское (1921–1922, 1927–1930). ВОРОНЕЖСКАЯ и Липецкая (до 1945 г. В. и Задонская; 1945–1954 В. и Острогожская). Викариатства: Бобровское (1921–1922); Богучарское (1921–1928, 1945–1950); Бутурлиновское (1924–1933); Валуйское (1920–1923); Задонское (1922–1923; с 1996 г.); Новохоперское (1924–1927); Острогожское (до 1926 г.); Россошанское (1928–1930); Уразовское (1925–1928). 1934–1935 Вышегородская. ВЯТСКАЯ и Слободская (до 1921 г. В. и Глазовская; 1921–1937 В. и Слободская; 1937–1942 упразднена; 1942–1994 Кировская и Слободская). Викариатства: Глазовское (до 1929 г.); Елабужское (1922–1925); Котельническое (1924–1933); Малмыжское (1934–1935); Нолинское (1928–1937); Слободское (1918–1920); Уржумское (1919–1931); Яранское (1920–1937). 1929–1937 Глазовско-Вятская. до 1942 г. Донская и Новочеркасская. Викариатства: Аксайское (до 1928 г.); Каменское (ок. 1920 г.– 1933); Усть-Медведицкое (1921–1927). ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ и Верхотурская (1926–1943 Свердловская и Ирбитская; 1944–1947 Свердловская и Челябинская; 1947–1958 Свердловская и Ирбитская; 1958–1993 Свердловская и Курганская). Викариатства: Златоустовское (1931–1938); Ирбитское (1932–1933); Кушвинское (единоверческое, 1923); Нижнетагильское (1923–1928); Шадринское (1923–1930). 1929–1937 Елецкая (1935–1937 Елецкая и Задонская). ИВАНОВСКАЯ и Кинешемская (1929–1933 Иваново-Вознесенская; 1933–1946 И.; 1946–1947 И. и Шуйская). 1927 ИЖЕВСКАЯ и Удмуртская (до 1933 г. И. и Воткинская; 1934–1938 И. и Златоустовская; 1934–1938 И. и Воткинская; 1938–1944 упразднена; с 1944 г. И. и Удмуртская; в 1961–1988 гг. управлялась Казанским преосвященным). Викариатство: Малмыжское (1924–1931). ИРКУТСКАЯ и Ангарская (до 1943 г. И. и Верхоленская; 1943–1994 И. и Читинская).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Слободской колокололитейный мастер Желваков вообще делает всю поверхность своего изделия гладкой, надпись же размещает на внутренней стороне. Так поступали иногда и братья Поповы, и Василий Ситников, и некоторые другие мастера, работавшие в г. Слободском в последней четверти XIX – начале XX в. В это время поддужные и свадебные колокольчики становятся значительно легче – за счет уменьшения толщины стенок. Их декор сводится к минимуму. В.Ф. Потехин. О содержании серебра в поддужных колокольчиках На поддужных колокольчиках, изготовленных в различных центрах их производства различными мастерами, встречается надпись «с серебром». Она бывает на изнаночной стороне сковороды вокруг дужки или на юбке – как с внутренней, так и с внешней стороны. В литературе, посвященной колоколам, неоднократно затрагивалась легенда об облагораживающем влиянии примеси серебра в колокольном сплаве на звон колоколов. Подвергнутая строгой проверке, эта легенда оказалась несостоятельной. В благозвучных колоколах химический анализ не обнаруживал заметного присутствия серебра. Когда же колокола преднамеренно изготовлялись с примесью серебра, то незначительная его доля (до 2%) не оказывала влияния на качество звона, большая – ухудшала его 478 . Автором данного сообщения была предпринята подобная проверка по отношению к поддужным колокольчикам. Анализу подверглись 14 колокольчиков: 7 с надписью «с серебром», 7 контрольных (из 7 колокольчиков с отметкой «с серебром» 3 – В. Желвакова, 1 – братьев Поповых, г. Слободской, 1 – М.М. Трошина, г. Пурех, 2 – безымянные). Для удобства каждому колокольчику был присвоен номер. Массовая доля серебра в колокольчиках определена атомно-абсорбционным методом: Номер колокольчика «с серебром» (с) Массовая доля серебра, % Номер колокольчика контрольный (к) Массовая доля серебра, % Среднее суммарное количество серебра в колокольчиках «с серебром» – 0,04%. Среднее суммарное количество серебра во всех исследованных колокольчиках – 0,05%. Эта цифра полностью согласуется с результатом химического анализа фрагментов «Большого Благовестного» колокола Саввино-Сторожевского» монастыря 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

На берегу реки Самары Миних произвел смотр своему войску. Не было ни одного полка, где бы количество служащих достигало полного комплекта: в те времена полный комплект пехотного полка простирался до 1575 человек с включением офицеров, а комплект конного полка - 1231 человек. Налицо не оказалось теперь ни одного, где было бы более 600 человек. Между тем, достоверно было известно, что число убитых неприятелем не превышало двух тысяч. Войско умалилось от болезней и лишений. Много содействовала этому медленность кн. Трубецкого и неисправность комиссариата в доставке жизненных средств в пору. Но и сам фельдмаршал Миних обвинялся за то, что не жалел солдат своих, водил их во время летнего дневного зноя, не давал отдыха и слишком легко относился к недоставлению кн. Трубецким продовольствия, надеясь кормить войско за счет неприятельской страны. Поход в Крым стоил России до тридцати тысяч человек. Противник Миниха, принц гессен-гамбургский, восстановил против него генералов, а от последних ропот на фельдмаршала переходил к штаб- и обер-офицерам и доходил даже до рядовых. По прибытии в Украину Миних, в предупреждение татарских зимних набегов через лед днепровский в Гетманщину и Слободскую Украину, сделал распоряжение с первых заморозов рубить лед на реках и для этого употреблять солдат и сгонять народ. Это возбуждало ропот и между солдатами и жителями сел, да и не достигало цели, потому что в феврале 1737 года татары через Днепр у Келеберды ворвались в Украину; защищавший проход генерал Лесли был убит и много офицеров взято в плен. Принц гессен-гамбургский не ограничился возбуждением против Миниха генералов его армии, а еще написал и послал на фельдмаршала донос герцогу Бирону, и хотя Бирон прислал этот донос самому Миниху, но при дворе он оставил неприятное впечатление. Этим не замедлили воспользоваться Миниховы недоброжелатели и завистники. Несмотря на то, что главный враг Миниха, обершталмейстер Левенвольд, умер, в самом кабинете желали унизить фельдмаршала: решили подвергнуть в военном совете обсуждению поступки Миниха и указать причины большой потери войска. Председательство в этом совете принадлежало фельдмаршалу Ласси, который во время Минихова похода в Крым через Перекоп, осаждая полтора месяца Азов, принудил его к сдаче и потом шел на соединение с Минихом, но, узнавши, что Миних уже возвращается, сам повернул в Слободскую Украину. Теперь ему поручалось разбирать действия своего товарища, в последнее время приобревшего такую славу и значение, что становился выше его. Ласси отклонил от себя такое поручение. Никем другим не был он заменен, и так следствие над поступками Миниха не производилось, а императрица Анна не только не показала Миниху своего неблаговоления, но еще наградила его поместьями в Украине, находившимися в распоряжении покойного Вейсбаха.

http://sedmitza.ru/lib/text/435702/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010