Евлампий Введенский — епископ Архангелогородский и Холмогорский с 1801 по 1809 г. По другим данным село выгорело в 1808 г. Угор — возвышенное место, высокий берег. Сборная изба нанималась сельским обществом для проведения сходов и для приезжих сельских старшин. Ильин день празднуется 20 июля (2 августа по новому стилю). Имеется в виду праздник Николая Угодника (Никола вешний) — 9 (22) мая. Бородинская битва состоялась 26 августа 1812 г. Имеются в виду «рекруты». Антониево-Сийский монастырь был основан преподобным Антонием на р. Сия в 1520 г.; с 1599 по 1605 г. в монастыре был заточен боярин Федор Никитич Романов (впоследствии патриарх Филарет). Нуда — комары, мошка, слепни. Антоний Сийский (? — 1756 или 1757) — преподобный, основатель Сийского Праздник Покрова Богородицы празднуется I (14) октября. Празднуется 20 июля. Карбасы — большие лодки на 4–10 весел, с двумя парусами. То есть обеспечили пищей. Вычегда — правый приток верхнего течения Северной Двины. Орлецы — населенный пункт на правом берегу Северной Двины, по течению ниже Емецка. Деревянная церковь XVII–XVIII bb. сохранилась в с. Зачачье до наших дней. Имеется в виду Никола вешний, 9 (22) мая. Сажень — мера длины, равная 2,134 м; печатная сажень — казенная и клейменая, своего рода эталон. Имеется в виду день святого Георгия Победоносца (Егорьевский праздник): 23 апреля (6 мая). Парусно-винтовые фрегаты «Миранда» и «Бриск» так и не смогли высадить десант; фрегат «Миранда» был поврежден ответным пушечным огнем. В состав английской эскадры входило два парусных фрегата, два винтовых корвета, два парусных брига и один пароход. Волостной суд представлял собой коллегию из 4–12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом для рассмотрения споров и тяжб между крестьянами и мелких уголовных дел. Первые броненосцы появились во французском флоте в период Крымской войны; с 1860х гг. морское ведомство России приступило к постройке паровых и броненосных судов. Имеется в виду преобразование приходских школ в начальные народные училища. К 1864 г. относится учреждение земского самоуправления.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

С одной женщиной-режиссером был такой случай. Она православная, что, заметим, для режиссеров редкость. Снимала она на Алтае, близ Белухи, фильм. Съемки велись с вертолета. Вдруг мотор в нем заглох, стали падать. Конечно, у вертолета есть способность лопастями тормозить падение, как-то планировать и смягчать приземление. Но это когда внизу поле, хотя бы лес, а тут — горы, скалы, пропасти. Женщина закричала (позже вспоминала, что совершенно внезапно для себя): «Отче Николай, спаси, погибаем!» И опять же совершенно чудесным образом вертолет перенесло через пропасть и усадило на снегу огромной поляны. Вера, в ней все дело. Но скажи нашей верующей бабушке, что святитель Николай не русский, а грек, она, пожалуй, и обидится. Как это так может быть — Николай Чудотворец да не русский? Быть не может. Не может, и все тут. Ведь наш святитель Никола-зимний в полушубочке, в валенках, усы и борода в инее, глаза добрые, ласковые. Но и строгие. Вспомним известный рассказ о том, как он спас вора от погони. Вор бежал и взмолился святителю: «Спаси!» Святитель указал на шкуру, содранную с дохлой лошади. В нее завернулся вор, погоня не заметила. Но святитель спас вора еще раз, уже окончательно. «Смердит тебе мертвечина, в которой ты был? Так вот, так же мерзка твоя молитва пред Господом из твоих уст. Иди отмойся и впредь не воруй». Исправился вор. Представляет себе народ Николая-вешнего в зипуне, в легких лапоточках. В народе говорят: «Егорий с водой, Никола с травой», «Сена у дурня до Юрья, а у разумного до Николы», «До Святого Николы не сей гречки, не стриги овечки», «На Николу зима с гвоздем ходит», «На Николу иней — к урожаю», «Никольский торг цены стоит», «Никола-зимний лошадь на двор загонит, а Никола-вешний лошадь откормит»… «Побеждающий народ» Святость подвижников благочестия возрастает благодаря набожности семей, из которых они происходят. Родители святителя, богобоязненные христиане Феофан и Нонна, были весьма зажиточны. Но кто сказал, что богатство — порок? Да, оно порок и тяжкий грех, когда его копят на слезах и обмане, когда «над златом чахнут», но если человек богатеет честными трудами, а богатство употребляет на добрые дела, тогда оно во спасение. Родители Николая очень много помогали бедным, но одно было горько для них: они были бездетными. Наконец, по их горячим молитвам. Господь даровал им сына, названного при крещении Николаем, что значило по-гречески «побеждающий народ». По преданию, при крещении младенец простоял в купели три часа. Далее в житии говорится о той строгой, подвижнической жизни, которую святитель вел от младенчества до глубокой старости.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Славный сибирский народовед Фирс Болонев писал: «Инородцы Сибири - эвенки, буряты, якуты, принявшие крещение, будучи связаны в основном с русским крестьянством, также из христианских святых особенно отличали Николу-угодника. Так, в Забайкалье было записано такое предание: «М. А. Лукьянова (...) из с. Фомичева рассказывала: «Один бурят тонул в Чикое и обратился: «Святитель Христов, русский Никола, вынеси меня». И он вынес. И еще троих стариков из нашей деревни спас - лодка перевернулась, а они с Божьей помощью спаслись». На Николу Зимнего ( 19 декабря ) - во всех русских храмах величавый, величальный молебен, а тем паче в Никольских; и в сей же день поселяне справляли никольщину - застолья родственников, соседей с пивом, брагой из зерна нового урожая, с закусками в складчину. Крестьяне говаривали: «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожок печет; на Никольщину зови друга, зови ворога - оба друзья будут; Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют (наказывали тех, кто гулял после Никольщины)». С днем святого Николая Угодника (Зимнего) связано изрядно крестьянских примет; вот лишь избранные: Никола Зимний лошадь на двор загонит, а Никола Вешний (22 мая) откормит; Какой день в Николу Зимнего, такой и в Николу Вешнего; Перед Николой иней - овсы будут щедрый; иней на Николу - к хлебороду; Что Михаил Архангел закует, то Никола раскует - оттепели. С еще большим торжеством праздновали крестьяне день Николы Вешнего (22 мая) : в иных российских уездах сей праздник считался съезжим, - к сельскому храму съезжались крестьяне из ближних деревень, и после величавого молебна, посвященного Николаю Чудотворцу, совершались крестные ходы к рекам и озерам, где совершалось водосвятие, и на хлебные поля. Рекруту, уходящему на службу ратную, вешали на шею медный образок с изображением. О сем дне крестьяне так рассуждали: Два Николы: один с травой, другой с зимой; До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи, не тужи; Сена достает у дурня до Юрья (6 мая по н. ст.), у разумного - до Николы;

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

В конце одиннадцатого века все жители итальянского города Бари перевезли по морю мощи святителя. Остатки жителей Мир Ликийских плакали так, что плач былслышен далеко окрест. В утешение им оставались благоуханное миро и чудотворная икона. Перенесемся на матушку Русь. Нигде нет такого почитания угодника Божия Николая Чудотворца, как в России. И все ее народы глубоко чтят святителя. Мне случалось быть у часовни святителя Николая в Тункинской долине Бурятии. Ее ставили казаки, но, говорит предание, и ламаисты, и шаманисты благоговейно поклоняются «батюшке Михоле», или же по-монгольски «Сагану Убукгуну» – белому старику. И если мы встанем перед картой России и наугад бросим взгляд, то обязательно там будет храм, монастырь, часовня, посвященная святителю Николаю. А уж сколько поговорок и пословиц о Николе зимнем, о Николе вешнем! Вот хотя бы немного: «Егорий с водой, Никола с травой», «Сена у дурня до Юрьи, а у разумного до Николы». «До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки». «На Николу зима с гвоздем ходит», «Никольский торг цены стоит», «Никола зимний лошадь на двор загонит, а Никола вешний лошадь откормит»... Когда мы шли Великорецким крестным ходом, старухи часто пели дорогой бесхитростное, помогающее идти песнопение, в котором повторялись сердечные слова: " О, святитель наш угодник чудотворец Николай, рабам грешным, недостойным руку помощи подай». А святитель отвечает: «Вы идите, не горюйте, вот вам правая рука. Вера чистая, святая, вас веде прямо туда». Туда, то есть к месту обретения чудотворной иконы. Сразу замечу, что Покровский собор, храм Василия Блаженного на Красной площади, долгое время назывался Никольским, как раз по имени чудотворной иконы Великорецкой, принесенной в Москву при Иване Грозном. На всяком месте, во всякое время из глубины сердецнаших возносится благодарность Господу за то, что дал нам такого заступника и молитвенника. Слава Тебе, Господи! Слава тебе, отче Николае! Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В. Ф. Ноябрь 2003 г. Чудотворный образ из Крупицкого монастыря Весной 2003 года в Москву привозили чтимый образ святителя Николая из Крупицкого Батуринского женского монастыря, находящегося на Украине. С утра до вечера шли к храму, где находился образ, москвичи и приезжие. Стояли в очереди к иконе, прикладывались к ней и уходили, утешенные и окрыленные. В притворе храма были вывешены напечатанные свидетельства людей, которые получили помощь от этой чудотворной иконы святителя Николая. В одном из них написано, как один мужчина имел долг. После того как он помолился у чудотворной иконы святителя, на следующий же день ему пред- дожили хорошую работу и дали большой задаток благодаря чему он сразу же смог отдать задолженные деньги. Были там описаны и другие случаи благодатной помощи Николая Чудотворца, в основном, исцеления от различных болезней. Помощь люди получали после молитвы перед чудотворной иконой святителя Николая и помазания святым маслицем. Сподобилась поклониться святому образу и я, с верой молилась святителю Николаю о том, чтобы он помог нам с мужем. И действительно, через некоторое время жизнь наша стала намного лучше: муж устроился на работу, у нас наладились хорошие отношения, и я вижу, что Господь, по молитвам святителя Николая, благословляет нас до сих пор, по прошествии полугода, оказывая нам многие милости, которых мы не заслужили. Долгое время я не могла заняться своим лечением, то денег не хватало, то просто не получалось ничего. И вот в день святителя Николая, 22 мая, мне наконец-то сделали операцию. Сейчас, оглядываясь назад, думаю – это не простое совпадение, что именно в день Николая Чудотворца я решила одну из своих наболевших проблем. Один знакомый священник как-то говорил: «В церкви случайностей не бывает». Благодарю святителя Николая и верю, что в трудную минуту он всегда поможет. А. Н. На летнего Николу Все знают, что праздник святителя Николая чтится весной – «вешний Никола» и зимой – «зимний Никола». Есть и еще один день летом – 28 июня, когда праздновать память любимого святителя собирается вся округа. Этот праздник отмечается на Рязанской

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Вернуться 166 Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни. Вернуться 169 «Господи, неужели мне постель эта гробом станет?..» – начальные слова одной из молитв перед сном. Вернуться 171 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Евангелие от Матфея 28:19–20. Вернуться 178 Церковные песнопения, которые поются во время причащения священников в алтаре до выноса Чаши и причащения мирян. Вернуться 180 Праздник святителя Николая Мирликийского, Чудотворца: 6 (19) декабря (Никола зимний), 9 (22) мая (Никола вешний), 29 июля (11 августа) (Никола летний). Вернуться 184 Духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т. п. Вернуться 185 Имеется в виду благоразумный разбойник, на кресте исповедавший распятого Иисуса Господом (Евангелие от Луки 23:39–43). Вернуться 186 Светилен (песнопение) на утрене Великой пятницы, в котором упоминается благоразумный разбойник. Вернуться 187 Одно из воскресений подготовительного периода перед Великим постом, в которое церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–32). Вернуться 188 Покаянные тропари, исполняющиеся на воскресной утрене подготовительных недель перед Великим постом и в Великий пост. Вернуться 190 Ср. Евангелие от Матфея 18:21–22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Вернуться 192 Суббота накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим), в которую вспоминается чудо воскрешения Христом Лазаря. Вернуться 196 Покаянный канон Андрея Критского исполняется частями в первые четыре дня Великого поста и полностью на утрене четверга пятой седмицы (недели) Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

МЯСОПУСТ — день, в который церковь запрещает есть мясо, в частности воскресенье накануне масленицы. НИКОЛА ВЕШНИЙ — 9/22 мая. День, посвященный самому популярному у православных святому Николе (Николаю) — покровителю моряков, рыбаков, торговли и земледелия. Время начала многих полевых и огородных работ. «Пришел бы Никола, а тепло будет» , — уповали в народе. В «Первой любви» Тургенева дата прямо указана: «Мы переехали из города (на дачу) 9 мая, в самый Николин день» . НИКОЛА ЗИМНИЙ — 6/19 декабря, день рождения святого Николы. Рассказ Л. Толстого «Хозяин и работник» начинается с указания времени действия: «Это было в семидесятых годах, на другой день после зимнего Николы» . Кто сильно пьянствовал на Николу, про того говорили: «Прониколился до сумы» . В это время в России часто свирепствуют Никольские морозы. ОБЕДНЯ (официально литургия). Утренняя и дневная церковная служба. В «Станционном смотрителе» Пушкина отправилась Дуня на воскресную обедню, да так и не вернулась: ее увез гусар. ПРЕОБРАЖЕНИЕ — 6/19 августа. Во время моления Иисуса на горе Фавор облик и одежда его чудесным образом преобразились, а глас Божий возвестил, что Иисус — сын Божий. Предание подтверждало сущность Христа как богочеловека, явившегося, дабы спасти человечество… В стихотворении Б. Л. Пастернака «Август» читаем: «Вы шли толпою, врозь и парами,/Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня/Шестое августа по-старому,/Преображение Господне» . В крестьянском календаре — начало озимого сева. ПРЕПОЛОВЕНИЕ (буквально — половинка, середина). Праздник, приходящийся на половину срока между Пасхой и Троицей. В канун этого праздника отец Сергий, герой одноименного рассказа Л. Толстого, служит Всенощную в своей пещерной церкви. ПРИХОДСКИЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК — местное торжество в день, когда отмечается церковный праздник или святой, в честь которого названа церковь. СПАС ПЕРВЫЙ (медовый) — 1/14 августа. Праздник установлен в честь поклонения кресту, на котором принял страдание Христос Спаситель (сокращенно Спас). У крестьян этот день совпадал с вырезкой сотов из ульев (отсюда медовый). В связи с началом сева была поговорка «Первый Спас — первый сев» .

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Память одного и того же святого может совершаться в разные дни в разных частях Церкви. Так что вполне может быть, что того самого св. Валентина, которого в Италии празднуют 14 февраля, у нас сугубо чтут через полгода – 12 августа. Может быть и так, что память одного и того же святого совершается несколько раз в году (вспомним летнего и зимнего Николу). Наконец, Церковь вправе просто переносить память святого с одного дня на другой . Может ли Православная Церковь принимать праздник, рожденный не в ней? И на этот вопрос наша история уже дала положительный ответ. В нецерковной истории советской России родился День Победы – 9 Мая. Но определением Архиерейского Собора Русской Церкви в 1994 году установлено совершать в День Победы особое ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны. И уже совершенно поразительно то, что в Русской Православной Церкви празднуется " вешний Никола " – праздник, который знаком только итальянским католикам, но которого нет у православных греков . Праздник установлен в честь " переноса мощей св. Николая из города Миры Ликийские в город Бари " . То, что для жителей Бари это был праздник – несомненно. Но праздновали ли это событие жители родного города св. Николая – Мир Ликийских? Добровольно ли они расстались со своей святыней? И куда мощи были перенесены не в смысле географическом, а в смысле конфессиональном? Миры – это город на территории нынешней Турции. Бари – город итальянский. Православен ли был в те годы этот град? Житийные тексты предпочитали не видеть этой проблемы: " И был убо в дни сия презвитер благоверен христолюбив же и праведен в граде Баре немецкыя области. Сему святый Никола яви ся глаголя: иди рци людям сим и всему собору церковному яко да шедше возмут мя от мирскаго града… И в третие лето пренесения его от Мир, послаша к римьскому папе Герману яко да будет с епископы своими и со всем крылосом церковным " . Украинские антилатинские полемисты XVII века проблему уже видели, но разрешали ее просто: «Ижъ Никола святый зезволил перенесену быти телу своему на заход не до костела Латино—Римского вызнавцов, але до вызнавцов веры церкве всходной. Калабрия на тот час вся в послушенстве як цесара восходного, так патриархи Константинополского была» .

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Русь во времени, в личностях, в идеях: Альм. СПб., 2015. Вып. 3. С. 111-132; Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284; Шарихина М. Г. Синтаксические особенности славяно-рус. переводной агиографии XIV-XV вв.: (На мат-ле рус. списков Жития Николая Мирликийского): Канд. дис. СПб., 2016. Н. В. Пак Почитание на Руси широко распространилось вместе с принятием христианства. По сведениям Летописи, ц. во имя Н. была построена на могиле Аскольда (НПЛ. С. 107; см. ст . Аскольд и Дир), что в свете устной традиции, считавшей Аскольда и Дира первыми рус. христ. правителями, давало основание для предположения, будто Аскольд был крещен с именем Николай. Однако сведения, приведенные в летописи, невозможно считать вполне достоверными; их можно рассматривать в качестве предания, которое свидетельствует о том, что почитание Н. проникло на Русь на самом раннем этапе христианизации. Встречается мнение, что центром почитания Н. был Новгород, т. к. там находилось особенно много церквей, посвященных святителю (наиболее известны храмы Николы на Липне (1292), Николы Белого (нач. XIV в.)). Однако вряд ли можно говорить в этой связи о какой-то особой роли Новгорода, т. к., напр., своим покровителем и защитником святителя считали также жители Изборска, где главный храм был посвящен Н., в др. городах средневек. Руси также строились многочисленные храмы и мон-ри во имя Н. В Москве, по легенде, 1-ю ц. во имя Н. в 1304 г. основали беженцы из Киева от татаро-монгольского нашествия. В 1390 и в 1401 г. упоминается мон-рь Николы Ветхого, к-рый находился на ул. Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-рем, напротив муж. мон-ря в честь Богоявления. В разные периоды он именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования» (подробнее см. в ст .: Московский греческий святителя Николая Чудотворца монастырь ). В Китай-городе с 1468 г. известен также храм Николы Мокрого (разрушен в 1932). В 1380 г. в 25 км от Москвы основан мон-рь Николы Угрешского. В 1498-1506 гг. в Московском Кремле строилась ц. свт. Николая Гостунского (разобрана в 1817), в 1818 г. в колокольне Ивана Великого переосвящен новый Николо-Гостунский собор. Всего к XVI в. в Москве существовало 6 церквей с посвящением Н. Частицы мощей Н. начали прибывать на Русь с XV в., вероятно, они привозились послами в качестве даров из Греции. На Руси были восприняты основные аспекты почитания Н., напр., его помощь морякам и терпящим бедствие на воде, что отражено в названии собора, посвященного Н. в С.-Петербурге (Никольский Морской собор, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

2 дек. праздновали память еще одного пророка, Аввакума (в просторечье – «Абакум»). В Абакумов день «понаумленного» накануне мальчика снаряжали к учителю. С букварем и указкой в руках шел ученик; рядом с ним матушка несла учителю горшок гречневой каши. Бывало, несли учителю также курицу, а то и гуся. 3 дек. отмечали память св. Саввы Сторожевского и св. Иоанна Молчальника (см.: Иван Молчальник) словоохотливые старушки давали молодежи добрые советы вроде того, чтобы «не болтать языком, что овца хвостом», «не говорить вздору – не выносить из избы сору» и т. п. В этот же день повторяли на Руси старые изречения: «Слово серебро, молчание – золото!», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!», «От одного слова да навек ссора!», «Бритва скребет, слово режет!», «Человеку дано слово, скоту немота!» – говорил русский народ. «Что слово, то и дело!», «Слово – закон, словцо – олово!», «И клад со словом кладут: кому дастся, а кому – нет!», «Не дав слова, крепись, а дал – держись!», «Скажу слово, берегись – обожгу!», «Слово пуще стрелы разит!», «Твое бы слово да Богу в уши!» «Ласково словечушко – что вешний день!», «То и человек хорош, коли он кому – слово, кому – словцо, а кому и словечушко!», «Не бойся той собаки, которая лает, бойся той, что молчит!» По народному убеждению: «Злое слово ведуном по свету ходит, а доброе словцо – красной девицей!», «От злого слова не станется!», «Ласково словечко не трудно, да споро!», «Хорошая молва дело растит; жаль, что добрая-то дома лежкой-лежит, а худая далече бежит!» Но порой говорили: «Ты ему слово, а он тебе десять!», «На словах-то он скор, да на деле не спор!», «Слово слову рознь: словом Бог мир создал, словом Иуда предал Господа!», «На словах – так и сяк, а на деле – никак!», «Его слова на воде вилами писаны!», «Твое слово дешево, ты на словах как на санях, на словах – что на гуслях, а на деле – как на копыле!», «У него слово родит, третье само бежит, слово за словом, а коснись до дела – стой, не туда заехали!» За Абакумами следовали Варвары-великомученицы (4 дек.). «Варвара мосты мостит (на юге) – домащивает (на севере)!», «На Варвару зима дорогу доваривает!», «Все тепло да тепло, погоди – придет Варвара: заварварят и морозцы!», «Трещит Варюха – береги нос да ухо!» Имя Варвары, строящей, по народному представлению, зимние ледяные мосты, было тесно связано с празднуемыми в следующие дни (5 дек.) прп. Саввою Освященным и (6 дек.) Николаем Чудотворцем. По записанным В. И. Далем поговоркам: «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит!», «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует!» Даже о праздничном гулянье говорили крестьяне, связывая эти три имени: «Лучше не саввить и не варварить, а пониколить!», «Просаввились мужики, проварварились, последний грош прониколили!» и т. п. По крестьянским приметам, «к Варварам» день становился как будто подлиннее: «Варвара ночи урвала, ночи урвала – дня притачала!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010