Протоиерей Максим Первозванский рассказал о праздновании дня святителя Николая Чудотворца 19.12.2023 14:55:47 МОСКВА " Никола зимний " , или день святителя Николая Чудотворца, который отмечают в Русской Православной Церкви 19 декабря, остается одним из самых почитаемых в народе праздников, а среди его традиций – дарить подарки, причем класть их можно в сапоги, рассказал РИА " Новости " клирик храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. 19 декабря в Русской Православной Церкви отмечают день памяти почитаемого христианами разных стран святого – свт. Николая Чудотворца. По церковному календарю, торжества в честь святителя совершаются дважды в году: 19 декабря - в день его кончины, и 22 мая - в память перенесения его мощей из малоазиатского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. В народе эти праздники именуются соответственно " Никола зимний " и " Никола вешний " (или " Никола летний " ). " В России традиционно широко отмечают день святителя Николая Чудотворца, причем именно " Никола зимний " был и остается одним из самых почитаемых в народе праздников. Дело в том, что у " Николы летнего " есть не до конца понимаемый народом сюжет, когда итальянские купцы украли мощи святого Николая – и непонятно, что тут праздновать " , - сказал о. Максим Первозванский. По его словам, есть разные традиции празднования " Никола зимнего " , который приходится на предрождественское время. " В частности, есть традиция дарить подарки, она не очень сейчас распространена, но люди церковные ее еще поддерживают. Это христианская традиция, она не противоречит православию. Причем подарки кладут не под елку, а в обувь, как делал сам святой, или в носок, или сапожок. Некоторые шьют сапожки и дарят их: сапожок считается символом праздника и самого святого. Когда мои дети были маленькие, мы 19 декабря выставляли сапоги ближе к двери, чтобы святой Николай " положил " туда подарки. Сейчас дети взрослые, но мы все равно дарим друг другу подарки на этот праздник " , - рассказал священник.

http://radonezh.ru/2023/12/19/protoierey...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Никола летний 12 мин., 21.02.2024 Содержание Какого числа Никола Летний в 2024 году? Никола Летний (также Никола вешний) — православный праздник в честь дня поминовения переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI beka . Никола летний относится к числу непереходящих церковных праздников и ежегодно отмечается православной церковью 22 мая по новому стилю. Также 11 августа в Русской Православной Церкви празднуется рождество святителя Николая. В православной традиции Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых, покровителем моряков, купцов и детей, а также защитником невинно осужденных. Святитель Николай родился в греческой колонии Ликия (ныне Турция) около 270 года в семье состоятельных родителей-христиан. С раннего детства Николай был религиозен: изучал Писание, читал божественные книги, посещал литургии. Дядя святителя был епископом, он же рукоположил Николая в сан священника и поручил ему говорить поучения пастве. Прихожане полюбили нового пресвитера за его милосердие, внимательность к чужому горю и невероятную щедрость. Так, унаследовав состояние родителей после их смерти, святитель Николай раздал его нищим. Будучи скромным и кротким, святой стремился творить милостыню тайно и скрывал свои благодеяния. Гробница святителя Николая в Бари Святитель Николай совершил паломничестве в Святую землю, посетив самые важные места жизни Спасителя. Вскоре по возвращении в Ликию Николай был избран епископом Мир Ликийский. Приняв архиерейский сан, святой остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Но несмотря на свою смиренность и чистоту, святитель был ревностным и дерзновенным воином Христовой Церкви: он вел непримиримую борьбу с язычеством и ересью. В течение своей жизни святитель Николай совершил немало чудес, за что и был назван Чудотворцем: он обличал несправедливость, спасал нищих, исцелял болящих и даже воскрешал усопших.

http://foma.ru/nikola-letniy.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События День святителя Николая Чудотворца 19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых во всем православном мире.  Святитель Николай, живший в III-IV веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям.  Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, - его вера, удивительная, сильная, ревностная. Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.  В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству. Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийскому Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/353...

Темников. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Апостола Господня Иоанна Богослова (Иоанно-Богословская) строилась в XVII веке в дереве, а в 1863 году была перестроена в камне, о пяти главах, по образу и подобию храма Христа Спасителя в Москве, в «тоновском» стиле. Ориентированная на типаж, она тем не менее несла в себе зримые следы древних русских храмоздательских традиций. Зодческое своеобразие храма заключалось в том, что зимняя его часть, трапезная, возводилась еще в 1820 году в стиле классицизм. Основное здание оказалось как бы «пристроенным» к вспомогательному. В летней церкви было освящено три престола: главный во имя апостола Иоанна Богослова, правый во имя Илии пророка, а левый в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В трапезной имелись два престола – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Прихожанами особо чтились несколько престольных праздников: Богословские 8 мая и 26 сентября, Ильин день 20 июля, зимний и вешний Никола и Покров 1 октября. Приход составляли более 3600 человек, в том числе 1500 человек русских обывателей близлежащих кварталов (мещан и ремесленников), а также мордва-мокша из приписных деревень Подгорское Конаково, Шукстелим, Песочное Конаково, вместе более 2100 человек. В советское время храм использовался в хозяйственных целях; со временем он утратил большую часть составлявших его компонентов и превратился в здание бытового назначения. Его реставрация признана нецелесообразной. Бахмустов С.Б. Православные приходские храмы Мордовии. Словарь-справочник, 2015. Кирпичная церковь сооружена в 1863 году в духе образцовых проектов русско-византийского стиля вместо прежнего каменного двухэтажного храма 1764 года, от которого осталась трапезная постройки 1820 года. Четырехстолпный пятикупольный храм с трапезной и колокольней в стиле классицизма. Боковые приделы Ильинский и Тихвинский, в трапезной Никольский и Покровский приделы. Закрыта в 1930-х гг., сильно разрушена. Остатки использовались как баня. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=50740

Никольское. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Построена в 1821 г. Престола три: главный Богоявления Господня; придельные: правый Святителя Николая, левый Святой Мученицы Параскевы Пятницы. Источник: сайт Тверской епархии В 1821 г. в селе была построена каменная Богоявленская церковь с тремя престолами: главный - Богоявления Господня; в приделе правый - Святого Николая, левый - Святой Мученицы Параскевы Пятницы. Церковного капитала не было, зданий церковных тоже. Земля имелась: усадебной 3 дес., пахотной, сенокосной и неудобий в 3 полях по 41 дес. и в пустошах Фекшине и Рогачевке - 78 дес. В 1901 г. служили священник Н.И. Рождественский, 28 лет, дьякон П.А. Успенский, 40 лет, псаломщик А.И. Смирнов, 30 лет. Содержание причта - жалования нет, проценты с капитала - 845 руб., и еще получали проценты из хозяйственного управления при священном Синоде с капитала помещика генерал-адъютанта Н.В. Зиновьева 335 руб. в год (по его завещанию) и годовой доход 550 руб. Прихожане были военные (170 мужчин и 148 женщин) и крестьяне в с. Никольское- Тучевское, дд. Шеломец, Ильино, Филиха, Константиново, Тучево, Погорелец, Сырково, Язвица, Григорово, Ловцово, всего 369 дворов, 1091 мужчина и 1139 женщин. Церковь была красива и богата в убранстве, поддерживалась всегда в хорошем состоянии. В 10-х годах была построена каменная сторожка, в которой сейчас находится почтовое отделение и узел связи. В 1935 г. служба в церкви прекратилась. Здание использовалось по хозяйственному назначению. В настоящее время полуразрушено, требует восстановления. В 1993 г. по просьбе верующих восстановлена приходская община, ей выделено помещение, в котором ведет службу попраздничным дням священник из Знаменской церкви с. Вырец Лихославльского района. Престольный праздник - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, в народе - Никола Вешний (22 мая). В приходе церкви находилось 4 деревянных часовни и два молитвенных дома: в поле с. Никольского - св. Николая, построеная издавна, в н.в. утрачена; в д. Тучево - Скорбящей Божией Матери, постройки 1892 г., утрачена; в д. Ловцово - Преподобных Зосима и Савватия, утрачена; в д. Ильино - Святого Преподобного Илии, является памятником истории и культуры второй половины XIX в., паспорт 4376; в д. Григорове, постройки 1869 г., Одигитрии Божией Матери, деревянная, утрачена; в д. Погорелец - Казанской Божией Матери, постройки 1867 г., деревянная, утрачена. По материалам книги Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия " Тверская деревня " . - Тверь: Издательство " Альба " , 2001. Цит. по: http://hram-tver.ru ) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22577

Письмо 149. Н.Н. Третьякову 22/9 V Покров] 971 Дорогой Ник Ник . Уж не знаю – какой Вы Никола? Вешний 972 , наверное, т к все в Вашей душе вешнее и, даст Бог, никогда иного не будет. Поэтому поздравляю Вас и шлю самые искренние пожелания и здоровья и благополучия. К тому же ведь там еще у Вас маленький Николай 973 . Вот никак не удается мне побывать у Вас и на него посмотреть. Я со здоровьем начал сильно сдавать, и если что-то не изменится, то придется и еще сократить свои поездки и вообще темпы и петушиную сноровку. Надо признаваться в старости и поберечь последние силы. Как Ваша работа? Иногда думается – уж не переменить ли Вам профессию? Вон Джозеф Конрад в 40 лет начал заниматься литературой, а до этого был моряком 974 , а Вам, может быть, наоборот, надо будет изловчиться и стать каким-нибудь шкипером. Очень сложна жизнь, и перейти это поле нелегко. Я вот радуюсь, что уже ясно вижу конец ее. Впрочем, это радость только тогда, когда душа здорова, когда она зрячая и доступная радости. В эти редкие минуты видишь вдали, точно усталый путник на богомолье, кресты и маковки Китежа. И мне хочется вам сказать, что радость этого видения так ясна, так достоверна, что действительно воспринимаются как совершенные пустяки все скорби, труды и изнеможения прожитой жизни. Я Вл. Соловьева не люблю как богослова, но он оставил несколько настоящих слов в стихах. «Смерть и Время царят на земле. Ты владыкою их не зови...» 975 Вот, дорогой и вешний Н Н , какие дела. И в такие минуты всех людей, которых встретил на своем пути в духовной близости, вспоминаешь, даже не в отдельности иногда, а в каком-то единстве праздника. Если будет время – пишите. Мой Коля обещал мне поехать в музей и снять фото. Раскачайте его, мне бы очень нужно теперь. И вообще его раскачивайте. Если поедете во Влад Земли, приезжайте по пути. Очень желаю Вам и Ир Ник 976 всякого благополучия. Ваш С.Ф. 971 Датируется по почтовому штемпелю на конверте: письмо послано из Покрова Владимирской области 24 V 1963 г. и получено в Москве (А-315, ул. Усиевича, 15, кв. 2) 25 V 1963 г. Дата указана по новому и по старому стилю. 974 Английский писатель Джозеф Конрад (1857–1924) служил юнгой на французских судах, был моряком английского флота, затем получил звание капитана английского торгового флота (1884); первый роман «Каприз Олмейера» был написан им в 1893 г., в возрасте 36 лет. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Память одного и того же святого может совершаться в разные дни в разных частях Церкви. Так что вполне может быть, что того самого св. Валентина, которого в Италии празднуют 14 февраля, у нас сугубо чтут через полгода – 12 августа. Может быть и так, что память одного и того же святого совершается несколько раз в году (вспомним летнего и зимнего Николу). Наконец, Церковь вправе просто переносить память святого с одного дня на другой 137 . Может ли Православная Церковь принимать праздник, рожденный не в ней? И на этот вопрос наша история уже дала положительный ответ. В нецерковной истории советской России родился День Победы – 9 Мая. Но определением Архиерейского Собора Русской Церкви в 1994 году установлено совершать в День Победы особое ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны. И уже совершенно поразительно то, что в Русской Православной Церкви празднуется «вешний Никола» – праздник, который знаком только итальянским католикам, но которого нет у православных греков 138 . Праздник установлен в честь «переноса мощей св. Николая из города Миры Ликийские в город Бари». То, что для жителей Бари это был праздник – несомненно. Но праздновали ли это событие жители родного города св. Николая – Мир Ликийских? Добровольно ли они расстались со своей святыней? И куда мощи были перенесены не в смысле географическом, а в смысле конфессиональном? Миры – это город на территории нынешней Турции. Бари – город итальянский. Православен ли был в те годы этот град? Житийные тексты предпочитали не видеть этой проблемы: «И был убо в дни сия презвитер благоверен христолюбив же и праведен в граде Баре немецкыя области. Сему святый Никола яви ся глаголя: иди рци людям сим и всему собору церковному яко да шедше возмут мя от мирскаго града… И в третие лето пренесения его от Мир, послаша к римьскому папе Герману яко да будет с епископы своими и со всем крылосом церковным» 139 . Украинские антилатинские полемисты XVII века проблему уже видели, но разрешали ее просто: «Ижъ Никола святый зезволил перенесену быти телу своему на заход не до костела Латино-Римского вызнавцов, але до вызнавцов веры церкве всходной. Калабрия на тот час вся в послушенстве як цесара восходного, так патриархи Константинополского была» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

д. Можно даже предположить, что игумен мог читать одно из так называемых (по классификации М. С. Крутовой) житий второго типа («иное житие»), рассказывающих о св. Николае Пинарском и известных у нас с XI в. в отличие от житий свт. Николая первого типа (Симеона Метафраста), начало бытования которых на Руси относят к XV в. (14) Вместе с тем это лаконичное свидетельство, обычно не принимаемое исследователями в расчет, порождает определенное недоумение. Даниил явно употребляет слово «гроб» в значении «гробница», иначе говоря, не поврежденная никем святыня, реликвия. Только что, описывая гроб Иоанна Богослова в Эфесе, он добавил: «И исходит персть свята из гроба того на память его, и взимают верни человеци персть ту святую на исцеление всякого недуга» (15). Так же Даниил описывает и гроб «Магдалыни Марьи, и главу ея» и т. п. Неужели игумен не знал, что мощи свт. Николая уже давно покинули православные Миры Ликийские и перенесены в католический город Бари? Ведь праздник перенесения мощей свт. Николая (9 мая) на Руси был установлен в промежутке между 1087 (дата перенесения мощей в Бари) и 1091 гг. при вероятном содействии дочери великого князя Всеволода Евпраксии-Адельгейды, жены императора Генриха IV, присутствовавшей при этом событии лично (16), или в 1091 г. (17) Католическая церковь установила этот праздник в 1089 г. на соборе в Бари и он не был принят Греческой Православной Церковью (18). Можно только предположить, что праздник перенесения мощей свт. Николая («Никола вешний») вводился на Руси постепенно и подобно тому, как папа Урбан II предоставил местным церквам самим решать, отмечать или не отмечать его, во времена игумена Даниила он еще не получил повсеместного распространения (19). Вопросу об учреждении на Руси праздника перенесения мощей св. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари посвятил отдельную главу своих «Разысканий о Ефреме Переяславском» (СПб., 2002) Д. Г. Хрусталев, впрочем, осторожно поместив ее во вторую часть книги под названием «Версии». Подчеркивая локальность «апулийского события», историк связывает учреждение праздника на Руси с миссией 1091 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

И святой начал незамедлительно откликаться на наши просьбы. Люди передавали друг другу радостные новости. Особенно впечатлил весь приход один случай: однажды в церковную лавку пришел человек заказать молебен о здравии. У него был опоясывающий лишай, болезнь не проходила и очень мучила его. Ему посоветовали помолиться у новоявленной иконы, он помолился и ушел – а в один из ближайших дней прибежал рассказать, что ушел от святого образа абсолютно здоровым, и даже, к смущению работниц лавки, весьма радостно продемонстрировал результаты исцеления. Он снял с руки большой перстень и попросил принять его как дар святому Николаю. Святой Николай… Мы читали и узнавали, что называли его праздники в старину – Никола Вешний и Никола Зимний. Еще и так считали простецы: если на иконе святитель в митре («в шапке») – то зимний, а если без митры – то вешний! Много лет спустя, когда мой супруг уже был священником и все готовились к служению «Николы Зимнего», мы вспоминали это народное поверье и смеялись, как вдруг мужа вызвали на всенощное в собор – на архиерейское богослужение. И неожиданно наградили в тот день камилавкой, сиречь «шапкой». Так вот ответил на наши шутки святой Николай. Шутки шутками, а в этот же вечер совершился монашеский постриг над нашим духовным отцом. И он получил в этот день «шапку» – монашескую скуфью. О монашеском имени, по традиции, тянули жребий, и жребий пал на имя… Николай. Так в день своего праздника, у той самой чудесной иконы, святитель дал новому монаху свое имя. Иверская Это была большая икона, напечатанная на картоне. Из набора, рассчитанного явно на бедные открывающиеся храмы, каким тогда и был храм, о котором идет речь. Висела она в простейшей рамке там, где и не очень удобно к ней подойти. Причем другие такие же иконы имели цвета светлые и яркие, а эта была темная, и фон был скорее коричневый, чем розовый, как у прочих. Пожилой священник храма был тяжело болен. Однако, несмотря на чудом теплящуюся – по мнению врачей – жизнь, он старался не только служить, исповедовать, проповедовать и утешать днем и ночью всех нуждающихся, но и паломничать. И вот он отправился не куда-нибудь, а на Валаам. А вернувшись поспешил в храм воздать благодарение Богу, отслужить вместе с настоятелем всенощную и рассказать желающим о валаамских святынях. Прихожане, узнав о приезде батюшки, похватали с собой друзей и помчались в церковь. А о дальнейшем (меня на той всенощной не было – я лишь наутро увидела «результаты» произошедшего) рассказывали мне так.

http://pravoslavie.ru/105222.html

Как-то давно один знакомый батюшка задал мне каверзный вопрос, как различается иконография зимнего и летнего Николы на Руси? …И, видя моё смятение в тщетных потугах найти ответ, весело продолжил: – «Вешний» Никола, – летний, тот, что празднуется в мае, – пишется без «шапки», то есть без митры. А «зимний», который мы празднуем в декабре, с митрой, – потому что зимой холодно, и ему шапка нужна, чтоб не замерз, – батюшка рассмеялся. Тут и я развеселился, когда понял юмор этого нехитрого образчика народного фольклора. И только значительно позже мне стало известно, что греки празднуют только зимнего Николу, а перенесение мощей – тема для них закрытая, так как связана с горьким и трагическим эпизодом истории. Разбитый каменный саркофаг в древнем храме, где был погребен святитель Николай, пуст уже почти тысячу лет: как известно, в мае 1087 года венецианцы, выкрав мощи, увезли их в Италию. Киликия, перестав быть прибежищем пиратов, спустя тысячу лет сама стала лакомой добычей. Вместо этого греки в августе празднуют день рождения Святителя, – стали с недавних пор его праздновать и у нас. Основанные в V веке до Р.Х. Миры долгое время входили в мощный Родосский союз городов-государств. Гробницы знатных граждан союза испещряют стены отвесных скал вокруг древнего города. Гегемония Рима положила конец экономической свободе греков, но наступившая новая эра христианства сделала возможной свободу духовную. Миры Ликийские – иллюстрация моих ожиданий. Исполненное желание. Место идеального паломничества, в котором соединялось все вышесказанное, как ответ на поставленный вопрос. Став первой остановкой в четвертом путешествии апостола Павла на Пути в Рим, Миры заслужили упоминания в Деяниях Апостольских (см. Деян. 27:5-6). Позже, в эпоху гонений, камни города обагрились кровью мученников Крискента, Диоскора, Фемистокла и многих других. И лишь среди городов Апокалипсиса Миры Ликийские не упомянуты. И, как бы компенсируя молчание апостола, великий толкователь Апокалипсиса святитель Андрей Критский писал:

http://pravoslavie.ru/59234.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010