Сам Степанов на контакт не идет. В деле есть еще и третья сторона – комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Богдановича. Молитвенное здание продано в частные руки, но остается объектом культурного и исторического наследия и должно охраняться государством. В администрации по этому поводу молчат. В 1911 году в кашинском Свято-Никольском храме венчались знаменитый уральский писатель Павел Петрович Бажов, служивший в то время в епархиальном женском училище учителем русского, церковнославянского языков и литературы, и Валентина Александровна Иваницкая - выпускница этого училища. Официальный сайт Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви . Прим. мод.: Автор статьи не указан. Дата размещения статьи на сайте не указана. Кашинское село на левом берегу реки Кунары, от епархиального города в 96 верстах, от уездного в 36 верстах, в 8 верстах от ст. Богданович П.-Т. ж./дороги. Климатические условия весьма благоприятны для здоровья, заразных болезней почти совсем не бывает, и жители в большинстве достигают почтенной старости. По словам старожилов, село получило свое название от первых поселенцев по фамилии Кашины. Приход состоит из села и деревень: Кондратьевой, Поповой, Прищановой и Овериной, отделился от прихода Новопышминского в 1858 г. Прихожан 1802 души муж. пола и 1138 жен. пола; все русские, православные, земледельцы. Храм заложен в 1849 г. и в 1858 г. освящен в честь св. Николая чудотворца. Причт: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Для помещения причта имеется 2 церковных дома. Из школ имеются: в селе – земская и в дер. Прищановой - церковно-приходская. В последней деревне существует еще деревянная часовня в честь Вознесения Господня. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Комментарии и обсуждение Видеосюжет о старинном храме в деревне Кашина Богдановичского района на   Православном телеканале СОЮЗ В деревне Кашина Каменской епархии в день памяти святителя Николая Чудотворца состоялся молебен и крестный ход вокруг восстанавливающегося Никольского храма. Также к престольному празднику церкви в селе был организован межрегиональный фольклорный фестиваль «Никола вешний». (24.05.2013 http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at36693 видеосюжет на телеканале СОЮЗ)

http://sobory.ru/article/?object=20393

В «Метрической книге» этой церкви за 1918 год записи вели те же протоиерей Николай Воронцов и псаломщик-дьякон Павел Лазаревский. С 1908 года церковным старостой был 54-летний князь Алексей Дмитриевич Оболенский, член Государственного Совета. В «Ведомости о церковном старосте» есть запись: «Пожертвовано в пользу церкви в 1911 году один вагон цемента и других потребностей для ремонта церкви на сумму 500 рублей». Имеется небольшое озеро в селе, называемое в народе «Святым». На праздники Николая Чудотворца устраивался заказной молебен, крестный ход и совершались таинства Водоосвящения. Престольные праздники - Никола вешний (22 мая), Никола зимний (19 декабря). Ближайшие церкви: на юге Покровская в селе Хозцы в 5 верстах, на северо-западе Предтеченская в селе Губино в 5 верстах. Закрыта церковь была в 1931 г. Зимой при немецких властях в 1941 г. храм открыли для Богослужений. Небольшая группа прихожан сумела в короткое время собрать по селу многое из церковного имущества. Активно участвовал в сборе икон, утвари и церковной одежды Кирилл Нестерович Лаврушин. По решению Святого Синода было тогда запрещено вести какие-либо моления в пользу немцев. Сразу после освобождения села от немецких войск службы прекратились. До 1970-х годов церковь использовали как склад химических удобрений. Храм передан Калужской епархии 26 декабря 1990 года. Иконостас зимнего придела пожертвован храму иконописной мастерской «КАНОНЪ» Информация с сайта http://www.kozelsk.ru/relig/5.htm Храм построен в 1845 г. князем А.Д. Оболенским. Каменный, с каменной колокольней и оградой; выбелен известью, а внутри оштукатурен и окрашен масляной краской. Длина храма с колокольней составляла 19 саж., ширина - 18 арш., высота карниза - 10 арш. В храме было 3 внешних двери и 4 внутренних, дневной свет проникал в него через 16 окон. Отопление храма было печное. Храм отличался строгостью, упорядочностью архитектуры, некоторой тяжеловесностью пропорций, простотой архитектурного убранства. Храм был двухпрестольный, теплый придел освящен во имя вмч. Екатерины. Во второй половине XIX века храм Николая Чудотворца вместе с храмом Иоанна Предтечи, что в с. Губино и храмом в честь Покрова Прсвятой Богородицы, что в Хостцах вошли в Березиченско-Губинский приход. В храме хранилось Евангелие напечатанное в 1682 г. при патриархе Иоакиме.

http://sobory.ru/article/?object=07406

Кроме того, в те же годы письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого и долгие столетия хранилась в Софийском соборе, в приделе, посвященном святителю Николаю. «Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках. Уже в конце XI века день перенесения мощей святителя Николая стал считаться праздничным в Русской Православной Церкви. Во всяком случае, в месяцеслове при Евангелии 1144 года 9 (22) мая обозначалось как праздничный день. В русской православной традиции этот день получил именование Никола вешний. Но вот что интересно. Если византийская церковь почитала Николу зимнего, как общехристианский праздник, то Николу вешнего в Византии не признали в качестве праздничного, ибо он был установлен римским папой, да и сами мощи Николая Чудотворца, выкраденные норманнами, оказались в пределах римско-католической церкви. Следовательно, в данном случае Русская Церковь проявила явную самостоятельность. Почему это произошло?

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом – Никола с кормом!» – говорили крестьяне. «Егорий с водой (с росой), Никола с травой!» – прибавляют они к этому, продолжая: «Егорий с летом – Никола с кормом!», «Егорий с ношей (с кузовом), Никола с возом!», «Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола – возом!», «На Юрья роса – не надо коням овса!» С.-х. опыт советовал с весеннего Егорьева дня «запасать» (выгонять на пастьбу) коров, оставляя коней ждать этого привольного корма до Николы. Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой – Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу – на «Юрьеву росу» – советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. «Егорий ты наш Храбрый, – выкликали при этом старухи- большухи, – ты спаси («паси» – по иному разносказу) нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!» Выгон происходил непременно на утренней заре, когда еще на лугах стоит роса. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского – язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья – до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас – всему серому мужицкому богачеству глаз!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Пришел Василий со дружиною, пришел во братщину в Никольщину». Это означает, что Василий со своими бойцами принял участие в важном общественном мероприятии – пиру-братчине. На таких пирах могли одновременно осуществляться сразу несколько функций: милосердия – угощались нищие и увечные; информативная функция – обсуждались текущие новости; коммуникативная – поддерживались межличностные и групповые контакты; развлекательная – песни, музыка, хороводы, скоморохи, кулачные бои, борьба. Обычно братчины устраивались на церковные праздники, по поводу смотрин, венчания, крещения младенцев, закладки или завершения строительства храма, перед началом страды или после окончания осенних работ. Особой братчиной считалась Никольская, проводимая 9(22) мая («Никола Вешний») и 6(19) декабря («Никола Зимний»). Готовились такие пиры заранее, обычно к событию варилось пиво. Мероприятие организовывалось вскладчину, каждый участник вносил свою долю – «сып» (от слова «сыпать»). Василий, заплатив большие деньги за свою дружину и за себя лично, стал полноправным участником той братчины. После первой, «застольной» части пира, для которой существовал свой, довольно строгий этикет, вечером наступила его «развлекательная» часть: «начали уже ребята боротися, а в ином кругу в кулаки битися». Страсти закипели и началась «драка великая». И когда Василий стал драку разнимать «иной дурак зашел с носка, его по уху оплёл». Почему «дурак»? Да потому, что ловкий, но недалёкий парень ударил ногой в ухо военного предводителя дружины... К слову, интересную находку сделали археологи как раз таки в Великом Новгороде, надпись на резной плети гласит: «Дураку и чёрт что сват». Неудивительна, более того, закономерна, реакция Василия, сокрушившего со своей дружиной на пиру слишком поверивших в себя буйных горожан. В XIX и в XX веке в ряде статей российских и советских авторов этот сюжет пытались представить чуть ли не ареной социальной борьбы, а Буслаева – вождём обездоленных. Но во «мрачные» средневековые времена только масштаб ситуации, ну и, естественно, лица, если они были известны в обществе, могли заставить говорить о подобном происшествии. Человек шел на пир с добрыми намерениями, его оскорбили, он по-мужски ответил обидчикам. Всё.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/31/...

Народное название дня перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, 9/22 мая. Один из важнейших праздников в русской деревне, считался мужским праздником. От Николы Вешнего оставалось 12 утренников (заморозков). Шел средний посев яровых, а овес должен был быть уже отсеян; лошадей выгоняли в поле, совершая молебен с водосвятием. Парни в первый раз ехали в ночное и пировали у костров всю ночь. С Николы Вешнего заказывали луга, втыкая на межах ветки. Никола Вешний – покровитель лошадей, охраняет их от волков и медведей, дарует табунам здоровье, поэтому этот день был праздником конюхов. Лошадей выгоняли в ночное на пастбище. С этого дня начинается купание – Никола Вешний выступает здесь как властитель над водной стихией. Никола Зарайский Икона святого Николая Чудотворца. Согласно преданию, в 1224 служителю Корсунского храма, греку Евстафию было видение свт. Николая, который повелел ему взять его икону из храма и вместе с супругой Феодосией и сыном Астафием идти в Рязань: «Там хочу пребывать, и чудеса творить и место то прославить». Евстафий с семьей следовал по маршруту, указанному Николаем Чудотворцем, – по Черному морю, р. Днепру, через Кесь (латвийский г. Цесис), по Балтийскому морю в Великий Новгород, где сделал остановку. В 1225 Евстафий отправился в рязанские земли. Здесь, в сельце Красном на р. Осетр его почетно встретил князь Феодор Юрьевич. На месте встречи святыни он построил церковь в честь Николы Корсунского. Икона свт. Николая стала венчальным образом князя Феодора и княгини Евпраксии. В 1237 князь погиб в сражении с монгольским войском хана Батыя. Когда Евпраксия узнала о смерти мужа, она вместе с малолетним сыном Иоанном выбросилась из окна высокого терема или, как говорили на Руси, «заразилась». В память о трагической гибели княжеской четы городок Красный назвали «Зарайск», а венчальный образ княжеской четы «Николой Зарайским». Никола Зимний (Никола Холодный, Николин день) Народное название дня свт. Николая Чудотворца, 6/19 дек. Зимний Никола вел с собой никольские морозы. Об этом времени крестьяне говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и жданная оттепель!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой. Княжна Чернышева († 1919) завещала Русской Церкви свой дом. В апреле 1932 года в нем была освящена вновь устроенная церковь . Вторая мировая война привела в Италию множество «перемещенных лиц», которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава союзнических войск. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х, когда Рим стал одним из транзитных пунктов «ново-эмигрантов», численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства. Кроме русских прихожан церковь окормляет сербов, коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви в приходе состояли и греки. Настоятель храма протоиерей Михаил Осоргин окормляет еще церковь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского в Париже, а также домовую церковь Святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция). Римская церковь святителя Николая состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже. Во главе стоит архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата. Михаил Талалай, г. Рим Никола Вешний «Никола Вешний», праздник которого 9 (22) мая празднуется также торжественно в Русской Церкви, как и зимний Никола. Кто знает, что этот день, майский, связан с перенесением мощей святителя Николая с Востока на Запад, кто нет, но уже никого не смущает, что мощи святителя Николая теперь пребывают в лоне Западной, римско-католической церкви. Все верующие относятся к этому, как к Промыслу Божию, как к событию, радостному для всех. Перенесение мощей произошло в 1087 году. «Сказание» о перенесении святых мощей, помещенное в наших Четьих-Минеях и Прологах, восходит к концу XI века, как и служба 9 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Аминь! Санта-Клаус В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще — на Рождество Христово. У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса — история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах. У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное — он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь. Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери. Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха. Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый» 19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия — Никола Зимний и Никола Осенний. Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним , называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Лит.: Токарев С. А. История русской этнографии. М., 1966. Никифоры-Панкраты Народное название дня прп. Панкратия Печерского (XIII в.) и мч. Никифора (260 г.), 9/22 февр. В этот день у крестьян было принято проверять свое хозяйство, особенно запасы в амбарах. Считалось, что родившийся в этот день будет трудолюбивым. Никодим Печерский (Никодим, Спиридон, Праздник охотников, Юровая) Народное название дня прпп. Спиридона и Никодима Киево-Печерских (XII в.), 31 окт./13 нояб. На Никодима перед Кузьминками у русских существовал обычай собираться всей семьей и молиться св. Никодиму, чтобы сохранил крепость матице. Матица считалась в избе священным предметом. Кто в дорогу собирался, обязательно за матицу перед тем держался, потому что считалось, что матицей дом держится. «Нельзя ее забывать – она что мать родная, потому матицей и зовется». Никодима почитали как хранителя дома от огня, бед и несчастий. По преданию, Никодим Печерский затушил пожар в монастыре, набрав воды в свою власяницу. С тех пор ему и поклонялись в этот день, прося защитить от огня. В разных местах этот день отмечался по-своему: где-то это был праздник рыболовов и охотников, где-то устраивали проводы осени, где-то этот день (а в некоторых местах – накануне) назывался Юровой. Никола Великорецкий Чудотворная Великорецкая икона Николая Чудотворца была обретена в 1383, когда Вятские земли осваивались православными верующими, преимущественно новгородцами. Местные племена вотяков и черемисов – язычники – нередко нападали на переселенцев. Согласно Сказанию, спасаясь от них, колонисты бежали на р. Великая (неподалеку от Хлынова), где в лесной чаще «святой образ оставиша». Вскоре «благоговейный муж» Семен Агалаков увидел дивный свет в лесу, напоминавший множество горящих свечей. Пробравшись сквозь заросли, он обнаружил у источника икону свт. Николая. Семен спрятал образ дома, и никому о нем не рассказывал. Однажды его односельчанину, больному и обездвиженному Иоанну, во сне явился св. Николай, который поведал ему о своей чудотворной иконе и повелел к ней приложиться, чтобы исцелиться от недуга. Когда Иоанн исполнил наказ святителя и поправился, весть о святыне распространилась в окрестностях, и поселяне построили на месте обретения святыни церковь . Вскоре, чтобы уберечь образ от язычников, жители Хлынова, в ту пору главного города Вятской земли, испросили у митрополита Московского Пимена разрешения перенести икону св. Николая в свой город, пообещав ежегодно возвращать святыню на р. Великая. Так было положено начало многовековой русской традиции – Великорецкого крестного хода. Никола вешний (Никола Теплый, Никола Травный)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об      урожае и погоде: «На Егорья мороз – будет просо и овес»; «На Егорья мороз – под кустом овес»; «На Егорья мороз – гречи хороши»; «Яровое сей на Егорья»; «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает» и др. В народных приметах и пословицах, как весной, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным (см.: Никола Вешний, Никола Зимний). Так, напр., крестьяне говорили: «Егорий с летом, а Никола с кормом»; «Егорий с водой, а Никола с травой»; «Егорий с кормом, а Никола с комарами» и т. п. Память вмч. Георгию отмечается 23 апр./6 мая, 3/16 нояб., 10/23 нояб. и 26 нояб./9дек. Герасим Болдинский Преподобный (1490 – 1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, 13 лет от роду поступил в Свято-Троице-Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима – он желал безмолвия и одиночества. В 26 лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо, по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца снискало уважение, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще 4 монастыря. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью 12 старцев. Прп. Герасим служил всем примером своей жизни: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая. Герасим грачевник Народное название дня прп. Герасима, 4/17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010