В иконографии святителя выделяют различные иконы. Например, «Никола Отвратный» – иконографический извод изображения св. Николая Чудотворца, широко распространившийся в XVIII веке в России. Чаще всего изображение святителя на таких иконах оплечное с направленностью взгляда в сторону. Нижняя линия изображения часто обрезает до половины Евангелие и благословляющую руку. Нередко такая икона окружалась клеймами. Образ святителя «Никола Мокрый» получил свое необычное название благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой свт. Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Нередко Николай Чудотворец изображается на иконах с мечом в правой руке и церковью или городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах святитель почитается как защитник христианских городов и христианской веры, в целом. Существуют два условных обозначения одного из типов иконографических образов свт. Николая: Никола «вешний», который изображается на иконах с непокрытой головой, и Никола «зимний», изображающийся в епископской митре. Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография. 19 декабря (нов. ст.) вспоминают день смерти св. Николая, 22 мая (нов. ст.) совершается празднование перенесения мощей Николая Чудотворца в город Бари, а на 11 августа (нов. ст.) приходится Рождество святителя. Точное время установления празднования Рождества св. Николая на Руси неизвестно. В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества свт. Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени. В 2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храмов и прихожан возобновить празднование Рождества святителя.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

4 Вселение в Великий Устюг …Наш Мороз эволюционировал своим путем. После революции о нем, как и вообще о рождественских торжествах, елке, вертепах, подарках и прочих «буржуазных пережитках», надолго забыли, пока в 1935 году 28 декабря в газете «Правда» не появилась статья кандидата в члены Политбюро и 2-го секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента началось возрождение, а во многом и придумывание новых новогодних традиций. И через два года к детям впервые вышли вместе Дед Мороз и Снегурочка. Веселые, нарядные, но идеологизированные, вышколенные и, разумеется, никаким намеком не отсылающие ребятню ни к событиям Рождества, ни вообще к христианству. Окончательно спутал карты Великий Устюг, когда в 1998 году объявил себя родиной Деда Мороза. Под это дело за двадцать с лишним лет в городе образовалась мощная инфраструктура. У Мороза есть городская резиденция с Тронным залом, «Книгой добрых дел», Домом моды, Музеем поздравительной открытки и так далее. Есть Почта Деда Мороза, куда ежедневно приходят более тысячи писем со всех концов России и из-за рубежа. В городе открыт Музей новогодней и рождественской игрушки. Есть и огромная Вотчина в 11 километрах от Великого Устюга. Там зоопарк, зимний сад с тропическими растениями, ледяной дом и масса возможностей потратить деньги на фото, сувениры, различные увеселения… Похожая «новогодняя индустрия» складывается сегодня в Костроме, которая, вслед за Устюгом, назвала себя «родиной Снегурочки». Там тоже уже есть и терем Снегурки, и ее модный дом, и скульптуры, и музеи… 5 Христианский вектор И все же, «Санта» в переводе — «святой». А Клаус — это Николай. И наш Дед Мороз тоже многое перенял у своего христианского прототипа — и доброту, и милосердие, и любовь к детям… Он помогает слабым и защищает их. Николу Угодника на Руси любили и почитали, пожалуй, как никакого другого святого. Был у нас свой Никола Вешний, Никола Зимний (малограмотные люди даже считали, что это два разных святых). Образов Николая Чудотворца, храмов и монастырей, посвященных ему, — великое множество. Святитель считался покровителем путешествующих, паломников, моряков, рыбаков, воинов, купцов, детей, да вообще всего русского народа. И вот уж от него, от Николая Чудотворца, Угодника как раз всегда ждали и добра, и помощи, и милости, и… подарков! Поэтому связь Николая Чудотворца и Деда Мороза несомненна.

http://sever.foma.ru/otkuda-v-velikom-us...

В первой половине XIX века в 15-ти верстном районе от города Козельска было 74 селения, в которых насчитывалось 1786 дворов. Во всем уезде было в общей сложности 59 сел, 85 селец и 137 деревень. В городе Козельске было 7 каменных церквей, в уезде 26 деревянных и 29 каменных храмов. В 1845 году из села Березичи на многие версты окрест, вплоть до Оптиной, зазвучал чистый голос большого церковного колокола и подголоски десятка различных по высоте звучания малых колокольцев. На этот раз с высоты новой каменной колокольни. Голос нашей церкви был узнаваем среди голосов других отовсюду. Сегодня трудно представить внутреннее убранство церкви. Неизвестна судьба иконостаса старинной деревянной церквушки, преданной в поле огню в середине XIX века. Часть икон из него видимо была помещена между трапезной и алтарём нового каменного храма. Большинство наиболее древних икон, скорее всего, было роздано по деревне. Впрочем, иконостас мог быть заполнен полностью новыми иконами, написанными в иконописной мастерской города Козельска, одной из немногих во всей Калужской губернии. Подбор икон в церкви учитывал покровителей князя-храмоздателя, которым стал Александр Петрович Оболенский. Это с него начались и продолжили успешную деятельность многие годы сельские «помещичьи заводы» в Березичах: свеклосахарный; по изготовлению писчей бумаги; винокуренный; завод плоской черепицы и многие другие, вплоть до Стекольного. Не случайно свою особую благодарность этому месту князь выразил тем, что построил новый Никольский каменный храм. Не известно, как и когда он был заложен. Это был торжественный момент. Как правило, закладка осуществлялась в присутствии заказчика, при этом старались, чтобы день этот совпал с днем патрона церкви. Поскольку для Березич таковым являлся свт. Николай Чудотворец, значит наиболее вероятным днем закладки храма было 22 мая (Никола-вешний). 19 декабря (Никола-зимний) это вряд ли могло случиться. Дело в том, что строительный сезон длился обычно 5 месяцев (с апреля по сентябрь) примерно 120 рабочих дней без воскресений и праздников. Завершение работ обычно приурочиваюсь ко дню Воздвижения, то есть 14 сентября. Между тем можем примерно определить год начала строительства храма. Подсказкой служит тот факт, что двухпрестольная церковь имеет теплый придел во имя вмч. Екатерины. Дело в том, что среди многочисленного потомства князя-храмоздателя А.П. Оболенского, а у него от жены Аграфены Юрьевны (в девичестве Нелединская-Мелецкая) за 19 лет совместной жизни было 11 детей. Среди них дочь Екатерина Александровна (в замужестве Зубова). В августе 1843 года, возможно, после продолжительной болезни, Екатерина умерла в возрасте 32 лет. Быть может, на помин ее души или во избавление от тяжелого недуга и принял тогда князь решение строить храм с приделом во имя вмч. Екатерины. Следовательно, храм мог быть заложен, весной 1843 года, когда дочь была еще жива или весной следующего года, уже после кончины Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=07406

В 1101 г., когда положение митрополита укрепилось, Н. принял участие в разрешении конфликта между кн. Ярославом Ярополчичем (Ярополковичем) и киевским кн. Святополком (Михаилом) Изяславичем. Последний пленил и привез в Киев Ярослава, нарушившего решения Витичевского княжеского съезда и овладевшего Берестьем (ныне Брест, Белоруссия). Митрополит с игуменами киевских мон-рей умолил Святополка проявить милость к плененному князю. По распоряжению киевского князя, после того как Ярослав дал у места погребения св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Владимировичей обещание не участвовать в политической борьбе, «сняша с него оковы и пустиша» его (ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 275). Это было первое обращение по инициативе Церкви к почитанию св. князей Бориса и Глеба для урегулирования межкняжеских конфликтов. Впосл., однако, Ярослав Ярополчич нарушил клятву, был вновь схвачен и умер в заточении. О новых обращениях духовенства во главе с Н. к киевскому князю ничего не известно. Очевидно, именно Н. в качестве обозначенного в соборном определении Русского митрополита присутствовал на Соборе, к-рый состоялся в К-поле под председательством патриарха Николая Грамматика в 1101 (1086?) г.; на Соборе было определено брать плату с рукополагаемых (Jus canonicum graeco-romanum//PG. 119. Col. 861). На период первосвятительства Н., в 90-х гг. XI в., согласно гипотезе А. А. Шахматова , получившей широкое признание в науке, приходится составление в Киево-Печерском мон-ре монументального общерус. летописного памятника - т. н. Начального свода, к-рое подытожило 1-й этап печерского летописания, возникшего, вероятно, в кон. 60-70-х гг. XI в. Ко времени ок. 1100 г. исследователи относят составление блгв. кн. Владимиром Мономахом «Поучения к детям» (сохр. в составе Лаврентьевской летописи под 1096 г.). В кон. XI - нач. XII в., вполне вероятно при содействии Н. (не исключено, что ранее он был назван в честь свт. Николая Мирликийского), в Русской Церкви вслед за Римско-католической был установлен праздник 9 мая - перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в 1087 г. из г. Миры Ликийские в южноитальянский г. Бари (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 102-103), причем патриархатом К-польским этот праздник признан не был (см. также: Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284).

http://pravenc.ru/text/2565942.html

– Разве погром может быть «хорошим»? – Например, полицейского околоточного Ваньку посадить куда-то на столб Летнего сада, чтобы он там сидел, стащить с него фуражку. Примерно в этом же духе отмечаются до сих пор именины моей мамы. – Как проходит «обычный» день ангела в вашей семье? – Более камерно. Про именины мамы я сказал – это особый случай. А остальные традиционно празднуются. Например, день ангела моего деда, Всеволода. Он не просто праздновался, а в этот день нужно было поехать в храм святителя Николая в Хамовниках на всенощную накануне. А желательно еще и на литургию в самый день, что реже бывало. Дело в том, что в храме этом висят иконы из церкви Знамение в Зубове, на Зубовском бульваре, на Садовом кольце, во дворе которой жили моя прабабка и прадед. Их дом находился внутри церковной ограды. И отчасти, когда церковь сломали (с 1935 года, по-моему, года там телефонная станция), многие церковные вещи попали к ним в дом, а большие иконы перенесли в храм в Хамовники, который не закрывался. И к этим, ставшим уже семейными, святыням, к этим иконам, крестам, всегда в день именин моего деда, который приходится на праздник «Знамения», мы собираемся. Эта традиция сохранялась еще долгие годы после смерти деда, только в последние годы, разве что мой отец 10 декабря приходит в Хамовники. Еще в мою студенческую молодость я каждый раз 9го вечером приходил на всенощную туда. Там встречались дальние родственники. Довольно широко отмечали праздник вмчц. Екатерины, поскольку другая прабабка, курская, была Екатериной и сестра у меня Екатерина. Получалось, что две Екатерины – из самого старшего поколения и из младшего – праздновали день Ангела, и это особо отмечалось, можно сказать, общесемейно. Из других дней – Никола вешний, именины отца, 22 мая по новому стилю. В меньшей степени, более камерно, но отмечался. Остальные дни ангела – по отдельным семьям, по отдельным домам, ничего особенного. Подарки обязательно дарят у нас на день Ангела. У меня день Ангела и день рождения – дни, друг за другом следующие. Мои родители утверждают, что когда я был маленький, они основные подарки дарили 2го марта, а первого – второстепенные. Я этого сам не помню, все наслаивается в эти два дня, они в один превращаются.

http://azbyka.ru/deti/kotrelevy-traditsi...

9 мая – Никола Вешний. Мученик Христофор. «Раннюю пшеницу сей на Арсентия, среднюю с Николина дня, позднюю – на Пахомия (15 мая)!», «С Николы- Вешнего сади картофель!», «Велика милость Божья, коли на вешнего Николу дождик пойдет!», – гласил сельскохозяйственный опыт. У русского народа было два Николы: Никола-Вешний – с теплом да Никола- Зимний – с морозом. «Никола-зимний (6 дек.) лошадь на двор загонит, весенний – откормит (на траве)!», «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный!», «С Николы (вешнего) крепись, хоть разорвись, с Николы (зимнего) живи – не тужи!», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой!», «Пришел бы Никола, а тепло будет!» На Николу Вешнего – первое «ночное», первый выезд парней и ребят-подростков на ночную пастьбу лошадей. Егорий коров «запасает», Никола – коней. «Вешний Никола подножный корм лошадям несет!» – говорили в народе. В деревнях был обычай справлять в этот день ночной ребячий праздник. В лугах, на выгонах и на запущенном под пар поле разжигали костры; поблизости паслись «спутанные» лошади, у огня сидели кружком молодые пастухи, ели пироги, пекли картофель в золе, играли, бегали вперегонки, целую ночь вплоть до зари не смыкали глаз: «Николу праздновали». За Николой следовал Симон Зилот, 10 мая. «Кто досевает пшеницу на Зилота – выйдет как золото!» и далее (Мокей Мокрый): «Мокро на Мокея (11 мая) – жди лета еще мокрее!» На Епифан-день (12 мая) «утро в красном сарафане» (т. е. ясная утренняя заря) – к пожарному лету. В этот же день вспоминали св. патриарха Гермогена (ск. 1612), замученного польскими оккупантами за отказ признать Лжедмитрия. 13 мая – Лукерьи-Комарницы: в этот день, по примете, вместе с теплым ветром налетают комары с мошкарой. Было поверье, что «комариный народ» улетает по осени – уносится на крыльях осеннего ветра – на теплые моря, где и зимует зиму, чтобы, расплодившись, вернуться в мае на Русь. 14 мая Сидор Огуречник, когда прекращались, по народным наблюдениям, до самой осени холодные ветры, прилетали на старые гнезда последние перелетные птицы – стрижи. «Пойдут Сидоры, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь!» – говорили крестьяне. 18 мая Федот Овсянник. " Придет Федот – последний дубовый листок развернет!» Если лениво распускались листья на дубах, крестьяне ожидали хорошего урожая яровых раннего сева. «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо!» – говорили в Тульской губ. «На дубу лист в пятак, быть яровому так!» «Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой!» Считалось, что с этого дня принималась земля «за свой род».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— С чего начиналось проведенное службой «Среда» исследование Страстной Недели и Пасхи в соцсетях? Алина Багрина: С ежегодной «Грушинской конференции», проводимой ВЦИОМ в РАНХиГС. В феврале этого года, принимая в ней участие, я услышала доклад Brand Analytics . Они рассказывали удивительные вещи про «оперативную социологию» соцсетей, про составленный ими «Индекс любви» по регионам, про проведенный мониторинг «Олимпийское настроение». Можно критиковать теоретически, но когда видишь наглядные практические результаты, срабатывает исследовательский «охотничий инстинкт». Между прочим, у Brand Analytics крайне высокая прогностическая точность оценок электорального поведения, которая неоднократно подтверждалась. Очень серьезные заказчики и партнеры. Захотелось познакомиться с системой поближе. Сотрудники компании оказались очень отзывчивыми, энтузиастами своего дела. Мы приехали к ним в гости в офис, выслушали рассказ о системе, впечатлились окончательно и в ходе встречи договорились о «Пасхальном мониторинге», который мы, «Среда», попытаемся провести по данным, собираемым системой Brand Analytics в апреле 2014. — Основное впечатление по итогам этого мониторинга? Алина Багрина: Если говорить инструментально, с точки зрения самого исследовательского метода — впечатляет скорость и объем информации, «глаза разбегаются», нужны прицельные маршруты, инструменты визуализации массивов данных, какие-то свертки. Метафорически выражаясь, делается «УЗИ коллективного бессознательного», и это требует особой диагностической практики, которой, в настоящее время, складывается впечатление, немного кто обладает. Была бы полезна экспертная консолидация, «творческая лаборатория». Еще мы заметили несколько странных цифр, сейчас о них расскажу. Появилось желание повторить пасхальный мониторинг в следующем году и посмотреть на динамику. Желание собрать круглый стол, обсудить увиденное. Желание собрать материал про «праздничный ежегодный круг» и посмотреть не только на православные, но и на мусульманские праздники, на важные даты для представителей разных вероисповеданий, даже на какие-то языческие, обрядовые ритуальные даты. Иногда сравнение оказывается более красноречивым, чем повтор одного и того же исследования. Если наше партнерство с Brand Analytics продолжится, может быть, получится посмотреть, как будут представлены Вальпургиева ночь, Пепельная Среда, Никола Вешний и Никола Зимний. У мусульман — Ураза Байрам, Курбан-Байрам. Хорошо бы прожить в наблюдениях год, оптимизировать инструментарий, а потом заниматься рефлексией.

http://pravmir.ru/pasha-v-sotsialnyih-se...

Ладило б тебя на осину (осина – проклятое дерево, на нем Иуда удавился). Ни питьем отпиться, ни едой отъесться, ни сном отоспаться, ни в чистом поле разгуляться, ни с отцом с матерью, с добрым дружком разговориться. Чтоб тебе ни дна, ни покрышки! Чтоб тебе и на том свете без пристани приставать! Чтоб ему на том свете икалось! Умереть бы тебе без попа, без дьякона, без свечей, без ладана, без гроба, без савана! Да упокоятся кости его, аки жернов мельничный. Чтоб тебе коров обдирать, да анбары покрывать, а в анбарах расколотого зерна не видать! По ком этот вздох, тот бы в щепку иссох! Быть бы тебе дровосеком да топорища в глаза не видать. Стулом бы тебя поставил, на дровянище (чурбаном, под колку дров). Милости просим мимо ворот щей хлебать. Мимо нашего двора (стола) дорога столбова. От наших ворот живет и поворот. Вот тебе Бог, вот тебе двери! Пришел не зван, поди ж не гнан! На каждый час побранки не напасешься. Лучше брани; Никола с нами! Благословенье лучше проклятия. Поклониться – голова не отвалится. Поклонишься – голова не отломится (или: не переломится). От доброго слова язык не усохнет. Кроткое слово гнев побеждает. Ласково слово, что вешний день. Ласковое слово лучше мягкого пирога. Нетрудно ласково слово, да споро. Подойди поближе, да поклонись пониже! Клади крест по-писаному, поклон веди по-ученому! Ненавидящие и любящие, простите меня! По привету и собака бежит. Добрый привет и кошке люб. И собака ласково слово знает (старое добро помнит). Добрым словом и бездомный богат. На добром слове кому не спасибо? Доброе словечко в жемчуге. Как живете, можете, поживаете? Как вас Господь Бог милует? Всё ли подобру-поздорову? Можете ли гораздо? Каково вас Господь перевертывает? Жить да молодеть, добреть да богатеть! Всем крещеным яму (пожелание вместо здоровья, входя в избу; пермск.). Челом четырем, а пятому помогай бог! С пальцем девять! (Острота при подаче кому руки. ) Здорово живешь, можешь; каково поживаешь, можаешь? Брат, здорово; брату челом; челом да об руку! Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

  В дни фестиваля работала ярмарка, где были представлены товары ручной работы и продукция более 70 ремесленников и фермеров из Москвы, Московской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской, Тверской и Тульской областей, Алтайского и Краснодарского краев, Республики Мордовия и Абхазии. В «Деревне ремесел» желающие могли научиться выпекать печатный хлеб, расписывать пряники, создавать игрушки из натуральных материалов, ковать металлические изделия и многому другому.   В воскресенье в течение всего дня проходили интерактивные программы и мастер-классы. Дети и взрослые играли в старинные подвижные русские игры, научились водить хороводы, обучались технике исторического фехтования и стрельбе из настоящего лука со стрелами с гусиным оперением. В княжеском шатре Х века расположилась выездная экспозиция музея живой истории «Живое Былое», где можно было ознакомиться со средневековым бытом и освоить азы древнерусского письма.   Фестиваль «Никола Вешний на Угреше» был проведен Николо-Угрешским монастырем в партнерстве с администрацией городского округа Дзержинский Московской области, Православной ассоциацией культурных инициатив (ПАКИ), Культурным клубом «Арт’Эриа», Русским культурным центром «Стоглав» и GTO Group.   Запись прямой трансляции концертов и лекций можно посмотреть на сайте  фестиваля www.nikolaveshny.ru . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/05/27/v-podmosko...

Купец Иван Иванович Крылов, несмотря на убытки во время пожара, принял решение восстановить церкви на свои деньги. Осенью 1909 г. были изготовлены в Петербурге два колокола и отправлены в Шуньгу. Когда пароход шёл по реке Свирь, разыгралась страшная буря: Онего бушевало. Но как только колокола перегрузили на другое судно, которое должно было следовать дальше, ветер упал, озеро успокоилось. Шуньжане приписывают такую скорую перемену погоды явной помощи святого Николы, покровителя всех путешествующих, в том числе и по водам плавающих. Одна из церквей в Шуньгском приходе была Никольской, отмечались престольные праздники – Никола вешний (22 мая) и Никола зимний (19 декабря). Крылов восстановил церкви, устроил новые святые врата и семисаженную железную решётку по фасаду кладбища. Он произвёл ремонт: были оштукатурены потолки, выкрашены стены, над иконостасом были написаны фигуры ангелов. Входное крыльцо обнесли стеклянными рамами. В память спасения императора Николая II и его семьи на яхте «Штандарт» в Финляндии И.И. Крылов с женою построили на свои средства богадельню для бесприютных престарелых прихожан. «Шуньгская Никольская богадельня И.И. и П.Я. Крыловых» представляла собой два прекрасных здания в центре Шуньги, обеспеченные всем необходимым инвентарём и оборудованием. При советской власти в одном из зданий располагался народный суд и районная столовая, после войны – клуб, а в другом – начальная школа. В середине тридцатых годов XIX в. при шести церквах Шуньгского прихода, в том числе и в Шуньге, были открыты церковно-приходские школы. Они размещались в частных домах. Земское мужское училище было основано в 1863 г. Оно помещалось в наёмном доме. В 1886 г. было построено земское училище. На первом этаже располагались три просторных классных комнаты, на втором – квартиры учителей. При училище был ночлежный приют для учеников и бесплатная столовая для детей бедных родителей. Вот как описывала Шуньгу статья из газеты «Комсомолец» в 1935 г. «В здании бывшей каменной церкви, капитально отремонтированной, открыт прекрасный клуб имени Сергея Мироновича Кирова.

http://sobory.ru/article/?object=36504

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010