По предложению императора на Константинопольскую кафедру синодом эндимуса был избран патриарший синкел Евфимий, по характеристике Продолжателя Феофана, «муж священнодостойный, скромный и богобоязненный» . Он появился на свет в 834 году в Селевкии Исаврийской и был родственником святого Григория Декаполита. С ранних лет он стремился к аскетическому житию и уже в юные годы принял постриг в одном из монастырей Вифинского Олимпа, откуда впоследствии перешел в обитель, расположенную в окрестностях столицы. В пору противостояния фотиниан и игнатиан Евфимий, вероятно, принадлежал к сторонникам патриарха Игнатия. Своим смирением, молитвенностью и подвижническим житием он снискал известность, и в правление Василия Македонянина был приближен ко двору, став духовником его сына Льва, которого он поддерживал и утешал, когда тот подвергся опале и оказался в заточении. Взойдя на престол, Лев Мудрый возвысил Евфимия. Он был назначен патриаршим синкелом и вскоре затем игуменом построенного тогда близ Золотых ворот Псамафийского монастыря, храм которого был освящен в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Став одним из советников императора, Евфимий не страшился противоречить ему. Он воспрепятствовал уходу в монастырь супруги василевса святой Феофано в пору увлечения царя дочерью самого влиятельного из сановников Стилиана Зауцы Зоей. После преставления Феофано Евфимий не дал благословения своему духовному сыну Льву Мудрому на брак с Зоей, за что впал в немилость царю и в 897 году был сослан в монастырь святого Диомида. После смерти Стилиана и Зои, когда император вновь овдовел, он вернул Евфимия в столицу, и тот снова занял должность патриаршего синкела. Евфимий I, Патриарх Константинопольский      Но Евфимий не одобрил намерение царя устроить пышные похороны его третьей жены Евдокии в самый день Святой Пасхи и писал по этому поводу Льву: «Не помрачай управляемого тобою города в светлый и всечестный день святого Воскресения, и вместо веселия и радости о нашем спасении и воскресении не вводи плача и жалких воплей, ибо это недостойно нашей христианской веры; но, если принимаешь совет смиренного монаха-старца, пусть она (царица) предана будет гробу без публичного торжества. Да и какая ей польза от криков и бесчинных воплей следующих за гробом? Ведь и при этом она будет в гробу. Я знаю, что эти слова смирения ты сочтешь болтовнею; но ты увидишь – справедливость их – после» .

http://pravoslavie.ru/147379.html

Так вот все эти генетические экспертизы - из той же серии. Сказано: «По вере вашей будет дано вам». А они не веруют, и всё ищут объективных «научных» материалистических доказательств. И каждый раз оказываются у груды неопознанных костей... Нет, братья и сестры, - останки Царственных Мучеников сожжены. И сожжены они именно на Ганиной Яме. И монастырь стоит именно на этом святом и священном для каждого Православного человека - месте. Поэтому, давайте будем спокойно готовиться к Крестному Ходу из Храма-на-Крови в Екатеринбурге к монастырю на Ганиной Яме в этом - 2017-м, и в следующем - 2018-м году, когда исполняется сто лет со дня Их мученической кончины. Святии Царственнии Мученицы, молите Бога о нас! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 3. Правда о Царских останках Могилы моей не ищите, - совершенно ясно сказал Император Николай II. . Правильно сказал Император Николай II! Следует дождаться 2018 года, возможно близкие родственники Николая II «кое что» и прояснят: Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман пригласил членов королевской семьи Великобритании посетить мероприятия, приуроченные к столетию расстрела семьи Романовых, который будет отмечаться в 2018 году, передает " Интерфакс " . Приглашение было передано послу Великобритании в России Лори Бристоу в музее Миши Брусиловского в Екатеринбурге. Поскольку британскую и российскую короны связывали кровные узы, Евгений Ройзман через посла передал приглашение членам королевской семьи Великобритании присутствовать на мероприятиях, приуроченных к " Царским дням " в уральской столице " , - говорится в сообщении мэрии. http://www.newsru.co....html?utm_source=rss Предварительно ещё сильнее всё запутав, в этом не возникает никаких сомнений, но смущаться подобному лукавству не стоит, так как Спаситель сказал: 37.Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38.поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39.враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40.Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41.пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (От Матфея святое благовествование . Глава 13) П.С. В конце статьи … интересная фотография, в смысле, вызывает интерес. Хочется поинтересоваться, какой-такой дизайнер обрядил персонажей на фотографии. Ни тот ли, который из погреба, ой, извиняюсь, с территории Славянского Клыковского центра в галерее «Ордынка»? какой ты есть – северный олень?!?!» , то есть – «Мистика " Русского " Символа», не меньше, как в глобальной-мировой: Русский стиль в мировой fashion industry. Мимо!

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Тогда смиренно исповедовал ему Феодор: «Вот уже семь лет, как ты разделяешь со мной должность управления братиями, и во всё это время я никогда не имел мысли наследовать тебе в управлении, но теперь напало на меня это искушение, и я чувствую, что не борюсь с ним, как должно» ... «Ты говоришь правду, – сказал Пахомий – и я вижу, что ты не достиг ещё того, чтобы совсем подавить в себе худые наклонности природы. Тебе нужно жить в уединении и просить прощения у Бога». И затем Пахомий уволил Феодора от управления братией и возвратил его в состояние простого монаха. Опечаленный вышел из собрания Феодор, но опечаленный не тем, что лишился власти и отличия своего, но тем, что допустил тщеславию войти в сердце своё и огорчил своего отца... Он удалился в свою келью и там в полном уединении оплакивал свою виновность... Виновность, которую трудно было бы и распознать в себе человеку менее совершенному в смирении, чем был Феодор... и к которой отнестись с такой непостижимой строгостью мог только мудрый до прозорливости в своём духовном ведении преп. Пахомий... Два года таким образом провёл Феодор в тщательном наблюдении за собой и упражнении своего смирения и достиг того, что Пахомий признал его «получившим от Бога благодать преуспеть в течение этого времени в совершенстве в семь раз более, нежели какое он имел прежде» ... Когда вскоре после этого Пахомий снова впал в болезнь, то Феодор оставался при нём до самой минуты кончины его, и три раза перед смертью Пахомий завещал ему «не оставлять тех из братий, которых он увидит нерадивыми в служении Богу». После Петрония и Орсисия и Феодор наследовал наставнику своему в управлении Тавеннской обителью. Он преставился 27-го апреля 368 г. – Многие из учеников его также прославились святостью жизни. Святого Николая Мистика, патриарха Константннопольского Название Мистика (старшего члена тайного совета) указывает, что он служил при дворе (Греческом); после того был иноком и за строгую жизнь возведён в патриарха в 895 году. Неуклонный блюститель постановлений Церкви, он не побоялся открыто обличать неправильное вступление в 4-ый брак императора Льва с Зоей – в 901 году. Отрешил от сана пресвитера, совершившего противозаконный брак, а императору воспретил вход в храм, за что был лишён кафедры и заточён в монастырь. По смерти Льва (911 г.) возвращён на кафедру и скончался в 930 году, до конца управляя церковными делами. Оставил после себя разные сочинения (О них см. «Учен. об Отц. Церк.» Фил., Черниг. архиеп., ч. III, § 293). Св. муч. Авдиисуса, Авделая и других, в Персии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Конечно, это было грубейшим нарушением дипломатических обычаев и просто неумно: Византия, еле получившая передышку от войны, оказалась вновь втянутой в нее, да еще в условиях обескровленной армии и разбитого арабами флота. Симеон тут же объявил о начале боевых действий, посчитав все прежние обязательства перед византийцами аннулированными, и двинул армию на Константинополь. Правда, проблему защиты города пришлось уже решать не императору Александру, а его преемникам по трону. Не очень благополучно обстояли дела и на Востоке, где наседали арабы. Летом 912 г. они выступили из Тарса под командованием Рустум-ибн-Барду и осадили крепость Мелих-ал-Армени, где ранее проживали павликиане, а затем завоевали византийцы и их союзники армяне. Хотя взять крепость не удалось, сарацины сожгли все прилегающие земли, а затем беспрепятственно вернулись на родину 194 . К несчастью, император не блистал добродетелями, хотя внешне был красив и статен. В частности, злопамятство Александра было таково, что однажды он даже высказал мысль о желательности оскопить малолетнего Константина Порфирородного и венчать на царство своего любимца славянина Василицу из Славинии. Императора едва смогли уговорить старые товарищи Льва Мудрого, сославшись на детский возраст и слабость Константина, неминуемо должного погибнуть после такой «операции». По счастью, авторитет покойного царя Льва VI в народе был очень высок, и Александр не решился реализовать свой план. Тем не менее из ссылки в Галакрине был срочно вызван Николай Мистик , которого с большой торжественностью приказом царя восстановили на патриаршем престоле, а престарелого Евфимия отправили в Агафов монастырь. Все дела в государстве теперь сосредоточились в руках патриарха Николая Мистика , управлявшего ими по своему разумению, не особенно задаваясь мнением царя. Постепенно все, входившие некогда в «близкий круг» императора Льва Мудрого, стали покидать государственные должности по воле архиерея. Сославшись на поражение, которое потерпел от арабов в октябре 911 г. друнгарий флота Имерий, Александр вызвал заслуженного боевого полководца к себе, долго ругал, а затем удалил в дворцовый монастырь Кампа, где тот вскоре и умер. Следующий после Евфимия удар Мистика пришелся по «евфимитам» – сторонникам низложенного патриарха. Николай потребовал от них вернуть грамоты своего отречения, подписанные в 907 г., желая таким способом обеспечить формально-юридические основания своего второго архиерейства. Но те даже не удостоили Мистика ответом: для них вопрос о каноничности и обоснованности соборного решения 907 г. не подлежал никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он утверждает, что хотя «образом жизни, нравами и предметом поклонения мы разделены», это не препятствует иметь добрые отношения на личном уровне, и приводит в пример подобные отношения своего духовного отца – святителя Фотия и отца ал-Муктадира – халифа ал-Мутамида (870–892). Ибо известно, что «прославленный Фотий» с отцом халифа был связан такими узами любви, какой не имел к нему никто из сродников и единоверцев его. Святитель Фотий, будучи человеком Божиим, знал, что «хотя бы стена разности религиозного почитания и разделяла», но добродетельность и человеколюбие возжигает любовь к тем, кто стремится к благу. «Поэтому он любил твоего отца, – пишет святитель Николай, – украшенного тем, о чем я сказал, хотя между ними и стояло различие веры». Письма святителя Николая Мистика входят в сокровищницу православного Священного Предания, а значит, для православных христиан являются не просто историческими документами, но и тем примером, которым можно руководствоваться в современной жизни. И этот пример имеет важное значение именно в контексте современных реалий христианско-мусульманского диалога. Сейчас как нельзя актуальна тема глобализации, диктующей и агрессивно навязывающей всем свои правила и представления. В сфере межрелигиозного диалога идеологи глобализации также навязывают определенную идею, а именно: будто бы ради мира и взаимопонимания необходимо отказаться от честного разговора о нашей вере и нашей истории, замалчивая все, что нас отличает, и говоря лишь о том, что у нас похожего, замалчивая трагические факты совместной истории и говоря лишь о светлых ее страницах. Но тот, кто боится правды, кто скрывает правду, кто отказывается от хотя бы части правды, неизбежно впадает в ложь и сеет ложь. Как известно, полуправда – это та же ложь. И, кроме объективного искажения действительности, здесь есть еще и духовный аспект. Мы, как люди верующие, знаем, что Богу неугодна ложь, а значит, все, построенное на лжи, никогда не будет прочным. Никогда не будет прочным межрелигиозный мир, построенный на лжи, никогда не будет прочной дружба, основанная на лжи. Те, кто думает иначе, внушают нам мысль, что можно быть либо вежливым и дружелюбным, либо честным, и потому будто бы мы должны отказаться от честности и от истины ради вежливости и добрососедства.

http://pravoslavie.ru/932.html

Так вот, Император Лев предположил (и, возможно, небезосновательно), что причина арабских побед заключается в особенности их религиозного строя. А именно: дело в том, что ислам обещает любому воину, павшему на поле брани, немедленное попадание в рай (естественно, в мусульманском понимании, т.е. с гуриями, а, между прочим, там еще вечно юные мальчики для желающих обретаются, в этом небесном супермаркете). И вот воин убежден в том, что он несомненно попадет в рай в случае своей кончины на поле боя. Конечно, такой воин действительно может оказаться гораздо более бесстрашен, чем противостоящий ему враг. И вот император Лев из этого сделал такой вывод: надо уравновесить боевой дух армий, и необходимо, чтобы и Православная Церковь провозгласила подобный догмат. И он начал давить на Патриарха Цареградского Николая (Мистика). Кстати, Мистиком этот Патриарх называется не потому, что он был мистиком в современном звучании этого слова (имел какие-то особые видения, откровения и голоса), а это его светская кличка. Его называли мистиком в том смысле, в каком позднее называли «тайным советником». Т.е. он действительно был тайным советником Императора, когда был еще просто придворным мирянином, до избрания на Патриарший престол. Так что это был его светский титул. Так вот, Император Лев давит на Патриарха Николая (Мистика), надеясь, что тот по старой дружбе исполнит его повеление. Однако же Патриарх занял строго церковную, догматическую позицию и отказался объявить новый догмат. Догмат, согласно которому любой христианский воин, павший на поле брани с иноверными, попадал бы в рай. Почему такой догмат невозможен? Потому что Господь судит так: «В чем застану, в том и сужу!» А воевать без ненависти очень трудно. И вот когда человек в последнюю схватку вступает, только Господь может решить, чего там было больше: жажды отомстить, ненависти или же желания защитить свою любимую родину, свои святыни и своих близких людей. Кроме того, правило, восходящее еще к Василию Великому, утверждает, что человек, прошедший войну, после этого на три года отлучается от Причастия. Даже если он был на войне по благословению Церкви и по приказу государства. Опять же потому, что нельзя воевать без ненависти. Как пожарник, который бросается в огонь, получает ожоги. Его потом надо лечить? Несмотря на то, что он совершил подвиг, он спас ребенка из огня и т.д., но лечить все равно его надо. Вот также и на войне человек получает ожоги души, и поэтому ему полагалась епитимия, по древним византийским церковным канонам, и он на несколько лет отлучался от причастия. И вот, Патриарх Николай скорее даже возобновил действие этих канонов, отвечая на давление Императора Льва.

http://pravmir.ru/beslan-xristos-voskres...

Напрасно сам Евфимий попытался уговорить их принять в общение Николая: «Если из-за меня поднялось это волнение в Церкви, то позвольте мне погрузиться в этой пучине, вы же спасайтесь и будьте в мире между собой. Пусть меня побьют камнями, сожгут, пусть гонят, лишь вы жили в мире и без волнений». Судя по словам Евфимия, едва ли в отношении к опальному патриарху и «евфимитам» применялись уговоры, и понятно, почему те не вняли совету своего вождя. Но при таком императоре, как Александр, новый патриарх мог не бояться ничего. И уже вскоре митрополит Петр Сардикский был отправлен в заточение, а другие архипастыри низложены: Димитрий, митрополит Гераклейский, Григорий, митрополит Никомедийский, Гавриил, митрополит Анкирский, Илларион, митрополит Иерапольский, и другие 195 . Однако это было половиной дела. Мистик решил во что бы то ни стало восстановить свою честь, для чего, конечно, нужно было превратить в ничто Евфимия. Едва прибыв в столицу, он срочно занялся организацией церковного Собора, который и состоялся уже в мае 912 г. Мистик восседал рядом с императором в центре тронного зала Большого царского дворца в Мангавре, неподалеку расположились немногие епископы, его сторонники, синклит и почему-то сирийские заложники. Пригласили Евфимия и его епископов, которых решил обвинять лично патриарх. Евфимий попытался защищаться, но ему просто не дали говорить, тут же низвергнув из священнического сана и отправив на вечное заточение в монастырь; имя его было вычеркнуто из церковных диптихов. Последующая сцена едва ли может вызвать умиление: «николаиты» грязно оскорбляли седовласого старца, толкали его, рвали за бороду, называли «вором», «распутником», «соблазнителем чужой жены» – термины, применяемые традиционно к лицам, незаконно занявшим епископскую кафедру. Один из подручных Мистика, некто Иоанн Манолимит, великан и силач, так ударил по лицу архиерея, что у того выпали два передних зуба, а сам он лишился сознания 196 . Его дом сожгли, а парализованная дочь патриарха, оставшаяся после ссылки отца совершенно одинокой, была вынуждена жить подаянием 197 . Приверженцы несчастного Евфимия были лишены своих кафедр, которые тотчас заняли ставленники Мистика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под эгидой императора Иоанна VI Кантакузина (1347–1354) Кавасила начал карьеру гуманиста и дипломата. Как и Кантакузин, и Димитрий Кидонис, он принадлежал к группе образованных людей, страстно преданных греческой античности. Все как будто складывалось так, чтобы сделать из него противника паламизма, такого же, как другие. Кидонис, например, поддался этому соблазну: он думал, что западная схоластика лучше сохранила греческую философию, нежели афонские скиты. Он стал восторженным томистом, перевел на византийский греческий язык ( язык образованных византийцев эпохи свят. Григория Паламы по грамматической норме фактически не отличается от классического языка эпохи Платона. – В.А. ) «Сумму» Фомы Аквинского и умер членом Римской церкви. Кавасила долго колебался в выборе своего пути. Но в конце концов он признал в паламизме истинное православие и стал проповедовать сакраментальную и церковную мистику, то есть основную ценность, защишавшуюся Паламой. Николай остался до конца верным другом Иоанна Кантакузина , который после своего отречения в 1354 г. стал монахом, и, посвятив себя богословию, написал несколько книг с возражениями противникам паламизма. Кавасила лишь время от времени вмешивался в богословские споры. Это может показаться отсутствием интереса к догматическому аспекту проблемы как таковому. Но, как упоминалось выше, сам Палама стремился только к одному- найти богословские формулировки, чтобы выразить реальность откровения Божия в Иисусе Христе. Поэтому «Жизнь во Христе» Николая Кавасилы есть поистине торжественный манифест паламизма, тем более что в это самое время все в гуманизме Ренессанса утверждало: вся жизнь человека заключается в самом человеке! Как мы видели, по мысли Паламы, вся исихастская мистика основана на таинствах, в особенности, на Крещении и Евхаристии. В этом Кавасила следовал за ним. Его «Жизнь во Христе» состоит из подробного разъяснения трех таинств, включающих человека в Церковь : Крещения, Миропомазания и Евхаристии, в отличие от известных опытов психологического «подражания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л.: Наука, 1976.   Неллис П. Христианская антропология по св. Николаю Квасиле/Пер. с англ.: Н.Б. Ларионова//Человек. М., 2001. с. 110–124; с. 91–103. Поляковская М.А. Взгляды Николая Кавасилы на ростовщичество//Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1977. – Вып. 14. Поляковская М.А. К социальной характеристике поздневизантийского общества: Кавасила//Византийский временник. –  М.,  1999. – Т. 58. Поляковская М.А. О памфлете Николая Кавасилы//Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1971. – Вып. 7. Поляковская М.А. Понимание социальных проблем византийскими авторами середины XIV века//Византийский временник. –  М.,  1979. – Т. 32. Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. – СПб.: Алетейя, 1998. С.152–208. Поляковская М.А. Энкомии Николая Кавасилы как исторический источник//Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1973. – Вып. 9. Поляковская М.А. Этические мотивы " Слова против ростовщиков " Николая Кавасилы//Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1977. – Вып. 14. Поляковская М.А., Медведев И.П. Развитие политических идей в поздней Византии//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.262–264.  Соколов И.И. Кавасила//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.  Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.   Черемухин П.А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат//Богословские труды. – М., 1964. – Сб. 3. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994. (Николай Кавасила; Мистика на Востоке). Библиография работ автора: Изъяснение Божественной Литургии//Писания св. отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. – СПб., 1857. – Т. 3.

http://bogoslov.ru/person/3044480

Неженатый и не принимавший сана Панайотис принадлежал к плеяде творческих богословов Эллады, где богословие преподается чаще мирянами, нежели клириками. Глубокая любовь к монашеству часто надолго приводила его на Афонскую гору, где в обители Ставроникиты была написана большая часть настоящей работы. Игумен обители, отец Василий, автор Песни Входа, был его искренним другом. Большую часть трудов Панайотиса Нелласа составляют исследования византийского мистика XIV столетия Николая Кавасилы , недавно канонизированного греческой Церковью . В 1969 г. появились его работа «Введение в изучение Николая Кавасилы », предварившая докторскую диссертацию в Афинском университете – «Учение Николая Кавасилы об оправдании. Вклад в христианскую сотериологию» (1974). Вторая часть настоящей работы посвящена, выражаясь словами автора, «христоцентричной антропологии» Кавасилы, а незадолго до смерти он завершил еще один труд об этом богослове, пока не опубликованный. В 1968 г. Панайотис положил начало серии изданий tas Pigas», то есть «К истокам», – греческий вариант собрания христианских источников, подобный французскому «Sources chr tiennes», хотя и гораздо более скромный. Первый том, содержавший три омилии Кавасилы в похвалу Божией Матери, он редактировал сам. Последующие выпуски включали Богородичные омилии св. Иоанна Дамаскина под редакцией сербского богослова о. Афанасия Йевтича и два тома работ преподобного Максима Исповедника под редакцией румынского богослова о. Думитру Станилоаэ. Панайотиса отличало глубокое чувство вселенского характера святоотеческого христианства, которое побуждало его привлекать авторов как из грекоязычной, так и иноязычных культур. Каждый том серии представляет собой параллельные тексты: оригинал и его перевод на новогреческий язык, сопровождаемый научным вступлением и комментарием. В этом, как почти во всей своей богословской работе, Неллас стремился соотнести святоотеческую мысль с современностью, раскрыть Отцов Церкви для нынешних христиан-небогословов, желающих осмыслить и осознать свою веру, «перевести» для них Отцов в план современности. Я не припомню, пользовался ли сам Панайотис выражением о. Георгия Флоровского «неопатристический синтез», но это, думается, примерно то, что он старался делать всю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010