Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ I патриарх Антиохийский (ок. 905 - 2 июля 931). И. происходил из среды чиновников (катибов), служивших в мусульм. администрации, и, возможно, до своего избрания в патриархи не имел духовного сана. Занятие светской христ. элитой высших постов в церковной иерархии было весьма распространенным явлением в эпоху Халифата. По сообщению хрониста Евтихия Александрийского, И. вступил на Патриаршество на 3-м году правления аль-Муктафи, т. е. ок. 292 г. хиджры (905 г. по Р. Х.). Этой датировке несколько противоречит др. свидетельство Евтихия - о том, что Антиохийским патриархом, к-рый в 906 г. вел переписку с К-полем по делу К-польского патриарха Николая I Мистика и 4-го брака визант. имп. Льва VI Мудрого, был предшественник И. Симеон. Евтихий, однако, не знал конкретной даты К-польского Собора по вопросу 4-го брака императора (907), поэтому привязка хронистом Собора к Патриаршеству Симеона может быть произвольной. В 912 г. И. предпринял попытку учредить архиерейский престол в Багдаде, столице Халифата, где существовала значительная правосл. община. Патриарх назначил на эту кафедру митр. Иоанна, к-рый сделал своей резиденцией одну из багдадских церквей, принадлежавшую мелькитам. Однако несторианский католикос Авраам III (905-936) не пожелал видеть рядом с собой др. архиерея. Ссылаясь на потенциальную нелояльность мелькитов, единоверцев византийцев, и подкрепляя свою просьбу значительным денежным подношением, католикос сумел заручиться поддержкой властей Халифата. И. был вызван в Багдад и принужден подписать обязательство об отказе от учреждения в столице архиерейского престола; окормлять правосл. общину должны были епископы, поочередно приезжавшие в Багдад на короткое время. В нач. 20-х гг. Х в. в халифате произошло резкое обострение межконфессиональных отношений. Во время погромов пострадали мн. церкви в Египте и Палестине. В окт. 924 г. подверглись нападениям мелькитские церкви и монастыри в Дамаске. Был полностью разграблен кафедральный собор Пресв. Богородицы, на украшение к-рого христиане в свое время потратили 200 тыс. динаров.

http://pravenc.ru/text/389373.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Кошелев) Александр Иванович (9.05.1806, Москва - 12.11.1883, там же), общественный деятель, публицист-славянофил. Происходил из дворянского рода Кошелёвых. В 20-х гг. XIX в. К. познакомился с А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским . С 1821 г. учился на словесном отд-нии философского фак-та Московского ун-та, но в 1824 г. оставил его. В 1831-1832 гг. слушал лекции по философии, экономике и праву в Берлинском и Женевском ун-тах. В 1824 г. К. поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел. Среди близких друзей К. были кн. В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырёв и др. Кн. Одоевский ввел К. в литературный кружок С. Е. Раича. Вскоре некоторые члены кружка, в т. ч. и К., с Одоевским во главе отделились от кружка, составив «Общество любомудрия». Члены общества начали издавать ж. «Мнемозина» - первый в России философский журнал. После восстания декабристов 14 дек. 1825 г. кружок прекратил существование. В 1826 г. К. переехал в С.-Петербург, жил в доме дяди, известного мистика Р. А. Кошелёва. Служил в 3-й экспедиции особой канцелярии Мин-ва иностранных дел, Департаменте духовных дел иностранных исповеданий. Делал выписки из иностранных газет для имп. Николая I . В 1831 г. К. поехал за границу, где познакомился с И. В. Гёте и др. и задумал основать «Общество противодействия русской лени». По возвращении в Москву, в 1833-1835 гг. К. служил советником Московского губ. правления, затем, выйдя в отставку, купил имение в с. Песочня Сапожковского у. Рязанской губ. и, переселившись туда, ввел мирское управление: мир выбирал старосту, к-рому были предоставлены суд, а также раскладка податей. В имении К. открыл неск. школ. Как предводитель дворянства Сапожковского у. К. преследовал злоупотребления крепостного права. В 1847 г. К. обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян, однако поддержки не получил. С 1848 г. К. был членом Имп. об-ва сельского хозяйства в Москве (в 60-х гг. XIX в. - президент об-ва).

http://pravenc.ru/text/2458913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС V ДРАСХАНАКЕРТЦИ [арм. (?)(?) ] (между 845 и 850, Драсханакерт, обл. Айрарат, Армения - ок. 928, обл. Васпуракан, ныне Юго-Вост. Турция), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; с 898), историк. Учился в мон-ре Артаваздик и в Севанском мон-ре (Севанаванке) у буд. католикоса Маштоца I Егивардеци , к-рый был его близким родственником (предположительно дядей). Кроме Свящ. Писания и церковной лит-ры изучал грамматику и риторику. При католикосе Геворге II Гарнеци (877-897) был «епископом двора», т. е. обладал властью 2-го лица после католикоса в ведении церковных дел, выполнял дипломатические поручения. После того как в 894 г. Геворг II был заточен в тюрьму правителем обл. Атропатена (совр. Иран) Мухаммадом ибн Аби-с-Саджем (из династии Саджидов), О. Д. лично занимался его освобождением. Вслед за Геворгом II на престол католикоса был избран Маштоц I Егивардеци, но спустя всего 7 месяцев он скончался и его преемником стал О. Д. И до и после восшествия на престол О. Д. часто был посредником-миротворцем в междоусобных конфликтах арм. ишханов (князей). Желая утвердить в регионе прочный мир, он, несмотря на опасность, отправился к правителю Юсуфу ибн Аби-с-Саджу в Атропатену. Юсуф заключил О. Д. в тюрьму и подверг пыткам. Католикосу удалось бежать в Агванк, затем в Грузинское царство, где он был принят царем Атрнерсехом и получил утешительное письмо от К-польского патриарха Николая I Мистика . О. Д. придавал большое значение военно-политическому союзу Армении с Византией. По возвращении из Грузии он обратился с пространным посланием к визант. имп. Константину VII Багрянородному , прося у него военной помощи в борьбе с арабами. При этом О. Д. отклонил приглашение имп. Константина посетить Византию, остерегаясь беспочвенных обвинений со стороны народа в приверженности халкидонскому вероучению (см. Вселенский IV Собор ). Прожив нек-рое время в обл. Тарон, О. Д. отправился в обл. Дерджан, затем в пещеру Мане (Манеайарк), связанные с отшельнической жизнью и со смертью св. Григория Просветителя . После 9 месяцев, проведенных с отшельниками горы Сепух, О. Д. был вынужден прервать уединение и вернуться в Айрарат, где развернулась борьба за арм. престол между сыном царя Смбата I Ашотом II Еркатом (Железным) и его двоюродным братом Ашотом Шапухяном. Католикос вновь взял на себя роль посредника в утверждении мира между князьями.

http://pravenc.ru/text/2578127.html

Преподобный Петр Чудотворец, епископ Аргосский Святитель Петр родился около 850 года в Константинополе у богатых благочестивых родителей. Они многим давали приют и милостыню и пробудили в детях любовь к добродетели. Их старший сын Павел, горя любовью ко всему божественному, стал монахом и жил рядом с известным подвижником того времени по имени Петр. Следующий брат, Дионисий, последовал его примеру. Скоро и родители, и младшая сестра также отказались от мира, дабы проводить ангельскую жизнь под руководством Павла. Два самых младших брата, Петр и Платон, оставались еще некоторое время в миру, чтобы завершить образование. Они ушли в монастырь, как только это стало возможно. Петр был движим таким рвением, что вскоре превзошел своих братьев и других монахов в подвиге и явился для всех образцом добродетели. Он всегда был серьезен и внимателен к самому себе, владел всеми движениями души, никогда не сердился и не смеялся громко. Однако часто его лицо освещалось улыбкой, обнаруживающей настоящую духовную радость. Его облик, походка, слова – все в нем было достойно восхищения и вызывало желание подражать ему. Несмотря на свою строгость, он был общителен и приветлив со всеми, с готовностью участвовал в разговорах, если они приносили духовную пользу, охотно при этом цитируя слова мудрых людей и святых отцов. Его славные добродетели и разумение привлекли внимание патриарха Константинопольского святого Николая I Мистика (память 16 мая). Он предложил Петру стать епископом Коринфским. Но Петр из любви к безмолвию отказался. Патриарх тогда назначил архиепископом Коринфским старшего брата – Павла (память 27 марта), бывшего в то время игуменом монастыря. Петр решил и дальше избегать предложений патриарха, который хотел поставить его архиепископом Кесарийским. Он последовал за братом Павлом в Коринф и поселился за городом, в пустыне. Там, вдалеке от всех, он посвятил себя молитве и составлению песнопений и речей во славу святых. Несмотря на все усилия, светильник не мог долго оставаться под спудом. Когда епископ Аргосский умер, жители Аргоса вместе с жителями города Навплия и его окрестностей умоляли Павла поставить брата их пастырем. Петр отказался и на долгое время скрылся. Когда он вернулся в Коринф, думая, что опасность миновала, верующие снова бросились к нему, говоря, что из-за его отказа новорожденные умерли без крещения и мертвые остались непохороненными. Тогда он согласился.

http://pravoslavie.ru/53565.html

Р. М. Бартикян Рач Михайлович (род. 7.07.1927, Афины), арм. византинист, зав. отделом средневек. истории Ин-та истории Армянской АН, академик Армянской АН (1996). В 1946 г. после окончания греч. гимназии репатриировался с родителями в Армению. В 1953 г. закончил исторический фак-т Ереванского ун-та. В 1958 г. защитил канд. дис. «Источники для изучения истории павликианского движения» (опубл. Ереван, 1961). Павликианам посвящено более 20 его работ. В ряде статей Б. рассматривает др. народно-еретические движения - тондракитов («Движение тондракитов в Византии»//ВОН. 1980. 9), «сынов солнца» и проч. («Эфетические движения в Армении согласно средневековым армянским и иноязычным источникам в IV-V вв.»//Там же. 1984. 10). Докт. дис. «Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для арменоведения» защитил в 1972 г. Еще одна область исследований Б.- визант. жития и армяно-визант. церковные отношения в X-XII вв. («Византийское житие св. Марии Новой Мамиконян»; «Католикос Петр и Константин IX Мономах»; «О связях мон. Григория Пакуриана с Арменией» и др.). Сфера научных интересов Б. включает также отношения между Киликийской Арменией и Византией, завоевание Армении Византией, миграцию армян, судьбы визант. аристократических семей, источниковедческие проблемы визант. и арм. памятников и личности их авторов (Николая Мистика, Михаила Италика, Матвея Эдесского, Григора Магистра Пахлавуни и др.). Крупнейшим вкладом Б. в арм. византиноведение являются его комментированные переводы на арм. язык сочинений Прокопия Кесарийского (1967), Константина Багрянородного (1978), Иоанна Скилицы (1979), Феофана Исповедника (1983), «Тайной истории» Прокопия (1987), «Продолжателя Феофана» (1990) в многотомной серии «Иноязычные источники об Армении и армянах», выходившей в Ереване. За труд в этой области Б. награжден медалью Матенадарана (1987). Из более чем 300 его научных работ на рус., арм., греч. и др. языках 12 составляют монографии. Б.- почетный член Афинского об-ва визант. исследований (1980), чл.-кор. Афинской (1980) и Римской «Tiberiana» (1987) академий, лауреат премии Месропа Маштоца Армянской АН (1980), удостоен др. наград и званий.

http://pravenc.ru/text/77628.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика русского Самодержавия Глава I 06.12.2011 1171 Время на чтение 7 минут Ниже мы помещаем первую главу из сочинения «Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия» теоретика и историка русского самодержавия, публициста, историка русской литературы, пушкино веда, театрального и литературного критика - Николая Ивановича Черняева (1853-1910). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. Глава I. Мистика русского Самодержавия//Мирный труд.- 1904.- С.25-30 (Подп.: Semper idem (Н.Черняев)) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Постраничная ссылка по техническим причинам заменена на концевую. + + + Мистический элемент в науке, искусстве и истории. - Четверостишие Тютчева и его разбор. - Слова Штрауса. - Кажущаяся парадоксальность монархических начал. - Мистика русского Самодержавия в связи с его религиозными основами. Все, все великое, священное земли имеет мистическую сторону. Мистика составляет принадлежность не только каждой религии, не только таинств, но и науки. Пытливая мысль человека, старающа­яся разрешить все «проклятые вопросы», в конце концов, неминуе­мо приходит к вопросу о начале всех начал, к задаче, которая не дается ни умозрительному, ни опытному знанию. Огюст Конт верно подметил, что законы естествознания объясняют только, как про­исходят те или другие явления, но они не объясняют, почему эти явления происходят так, а не иначе. Таким образом, и у естество­знания есть своя мистика, - тем более она есть в искусстве. Пушкин в целом ряде стихотворений выразил удивление перед творческой силой, орудием которой он себя считал. Называя вдохновение свя­щенной жертвой, а себя избранником Неба, он прибегал не к риторическим прикрасам, а выражал свое убеждение. Творчество представлялось Пушкину чем-то мистическим. Чарскому, поражен­ному импровизацией заезжего итальянца, тот говорит: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет резцом и молотом, раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная строй­ными, однообразными стопами? Никто, кроме самого импровиза­тора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешней волею; тщет­но я сам захотел бы это разъяснить». Нечто подобное можно сказать об исторических событиях и о государственных учреждениях. Исто­рия есть своего рода теофания. В судьбах народов сказывается воля и цели Провидения. Слова Гамлета: «Есть Божество, ведущее нас к цели» - с полным основанием можно применить к истории. Цель, к которой ведет Бог Россию и все человечество, неизвестна. Исто­рия, если смотреть на нее без материалистических предрассудков, окажется исполненной мистики. Много мистического и в нашем Самодержавии.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/07/...

Константинопольский Патриархат в правление святых предстоятелей Антония Кавлея, Николая Мистика и Евфимия Протоиерей Владислав Цыпин Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский 3 августа 893 года, после кончины 26-летнего патриарха Стефана, сына императора Василия Македонянина, на Константинопольский престол был возведен Антоний Кавлея. Дата его рождения неизвестна. Родители патриарха переселились из Фригии в окрестности Константинополя. В раннем детстве он лишился матери и воспитывался отцом. В 12 лет будущий патриарх поступил в монастырь и принял там постриг. С самого начала монашеского жития он отличался молитвенностью и постничеством, усердным изучением Священного Писания. По прошествии лет Антоний был рукоположен и со временем стал игуменом одного из столичных монастырей, после чего убедил своего отца поступить в его монастырь. Игуменом он проявил особую ревность в делах милосердия, регулярно обходя окраины столицы, где ютились бедняки, подавая им деньги на пропитание и на другие их нужды. Благотворительность святого Антония снискала ему народную любовь. В посвященном ему «Житии» он охарактеризован как «праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра» . Когда после удаления святого Игнатия с патриаршего престола духовенство и церковный народ разделились на сторонников Игнатия и поставленного на его место патриарха Фотия, Антоний Кавлея оказался в числе видных игнатиан. В 12 лет будущий патриарх Антоний поступил в монастырь и принял там постриг Но став патриархом Константинопольским уже в преклонные годы, Антоний II способствовал примирению игнатиан и фотиан. Как и в пору своего игуменского служения, он проявлял особую заботу о благотворительности, располагая для этого теперь уже значительно большими возможностями. В бытность патриархом Константинопольским он восстановил несколько обветшавших столичных церквей и основал загородный монастырь Кавлею, откуда впоследствии пошло его прозвище. Святитель с ревностью стоял на страже основ христианской семейной этики и канонических норм, невзирая на лица, их попирающие. Поэтому он не устрашился осудить вступление императора Льва Мудрого во второй брак с дочерью сановника Стилиана Зоей, поскольку василевс вступил в связь с нею при жизни своей жены святой Феофано и когда Зоя также была замужем. Святой Антоний изверг из сана священника, который из угождения царю совершил венчание. Патриарх Антоний II отошел ко Господу 12 февраля 901 года и был погребен в основанном им Кавлейском монастыре. В его «житии» помещены рассказы о посмертных чудесах, совершенных по молитвенным обращениям к нему. Они послужили основанием для его канонизации.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Преподобный Петр Чудотворец, епископ Аргосский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобный Петр Чудотворец, епископ Аргосский В то время варвары часто совершали набеги на Пелопоннес. Если они разрушали дом кого-либо из верующих, епископ вновь строил его за свой счет. Но больше всего он проявлял отеческую любовь к согражданам, похищенным арабскими пиратами, к обращенным в рабство и к заложникам. Епископ собирал деньги для выкупа и сам отправлялся их освобождать. Милосердие святителя Петра так сблизило его с Богом, что он молитвой отгонял бесов и получил дар прозорливости. Святитель Петр родился около 850 года в Константинополе у богатых благочестивых родителей. Они многим давали приют и милостыню и пробудили в детях любовь к добродетели. Их старший сын Павел, горя любовью ко всему божественному, стал монахом и жил рядом с известным подвижником того времени по имени Петр. Следующий брат, Дионисий, последовал его примеру. Скоро и родители, и младшая сестра также отказались от мира, дабы проводить ангельскую жизнь под руководством Павла. Два самых младших брата, Петр и Платон, оставались еще некоторое время в миру, чтобы завершить образование. Они ушли в монастырь, как только это стало возможно. Петр был движим таким рвением, что вскоре превзошел своих братьев и других монахов в подвиге и явился для всех образцом добродетели. Он всегда был серьезен и внимателен к самому себе, владел всеми движениями души, никогда не сердился и не смеялся громко. Однако часто его лицо освещалось улыбкой, обнаруживающей настоящую духовную радость. Его облик, походка, слова – все в нем было достойно восхищения и вызывало желание подражать ему. Несмотря на свою строгость, он был общителен и приветлив со всеми, с готовностью участвовал в разговорах, если они приносили духовную пользу, охотно при этом цитируя слова мудрых людей и святых отцов. Его славные добродетели и разумение привлекли внимание патриарха Константинопольского святого Николая I Мистика (память 16 мая). Он предложил Петру стать епископом Коринфским. Но Петр из любви к безмолвию отказался. Патриарх тогда назначил архиепископом Коринфским старшего брата – Павла (память 27 марта), бывшего в то время игуменом монастыря.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поэзия русского Самодержавия К 105-летней годовщине со дня кончины 26.05.2015 1155 Время на чтение 9 минут К 105-летней годовщине со дня кончины замечательного русского православного мыслителя - теоретика и историка русского самодержавия, публициста, историка русской литературы, пушкино веда, театрального и литературного критика - Николая Ивановича Черняева (1853- 13/26 мая 1910) ( см. о нем ) мы публикуем третью главу из его сочинения «Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия». Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. Глава II I. Поэзия русского Самодержавия//Мирный труд.- 1904.- N3.- С.1-7 ) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничная ссылка заменена на концевую. + + + Поэзия и монархизм. - Русское искусство и Самодержавие. - «Жизнь за Царя» Глинки. - Музыка П. И. Чайковского.- Русское Самодержавие и русская художественная литература. - Поэтические моменты в истории царской власти.- Грандиозность ее ц е лей и д е яний.- Поэтические воззр е ния народа на русское Самодержавие. Граф А. К. Толстой, в одном из писем к жене, говоря о своих политических убеждениях, заметил, что он поэт, и потому не может не быть монархистом. Всеобщая история литературы свидетельствует, что поэты всех времен и народов могли бы сказать о себе то же самое, ибо их любимыми героями были цари и царицы, а любимыми сюжетами - воспроизведения подвигов успехов и несчастий монархов. Чем объясняется такое тяготепие поэтов к носителям монархических начал? Тем, что эти начала исполнены поэзии. Эта поэзия чувствовалась и сознавалась и нашими лириками, и нашими политическими мыслителями. С особенной ясностью о ней говорили Гоголь и Белинский. Изучать русский монархизм, оставляя в стороне русскую лирическую поэзию и, вообще, русскую поэзию, значило бы лишать себя возможности понять русское Самодержавие и то влияние, которое он оказывает на умы и сердца. Иной стих Пушкина или Жуковского объясняет цель и сущность русского Самодержавия гораздо лучше, чем может объяснить ученый трактат. Проявление русского монархизма в нашей художественной литературе могло бы быть предметом интересного и поучительного сочинения.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (26.05.1903, Гёттинген, Германия - 7.02.1958, Париж, Франция), правосл. богослов. Жизнь В. Н. Лосский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В. Н. Лосский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Род. в семье философа Николая Онуфриевича Лосского и Людмилы Владимировны Лосской (урожд. Стоюнина), дочери филолога и педагога В. Я. Стоюнина. Детство и отрочество провел в С.-Петербурге. В 1920-1922 гг. учился на историко-филологическом фак-те Петроградского ун-та. Курс истории средневековой Франции слушал у О. А. Добиаш-Рождественской, ученицы одного из ведущих парижских медиевистов, Ф. Лота. Причиной избрания этого курса была особая любовь Л. к Франции, зародившаяся в детстве благодаря гувернантке-француженке. На занятиях И. М. Гревса, специалиста по западноевроп. христ. мысли, Л. познакомился с трудами нем. мистика Иоанна Экхарта , исследование которых продолжал на протяжении всей дальнейшей жизни. У Л. П. Карсавина , преподававшего религ. и социальную историю Зап. Европы, Л. воспринял живой интерес к святоотеческим творениям, а также пристальное внимание к католич. доктрине Filioque и христ. осмыслению личности. В нояб. 1922 г. семья Лосских была выслана советским правительством из России и поселилась в Праге. С марта 1923 по июнь 1924 г. Л. учился на философском фак-те пражского Карлова ун-та, сосредоточившись на медиевистике, а также греч. и лат. языках. Кроме того, он принимал участие в работе исследовательского кружка византолога, археолога и искусствоведа Н. П. Кондакова . В 1924 г. на одном из собраний представителей рус. науки и культуры в г. Збраслав (ныне район Праги) Л. выступил с 1-м собственным докладом, посвященным Франциску Ассизскому . Возможности пражского образования не удовлетворяли Л., поэтому в окт. 1924 г. он переехал в Париж и продолжил обучение в Сорбонне. Здесь его учителями и друзьями стали Ф. Лот с супругой М. И. Лот-Бородиной - правосл. богословом, а также философ-неотомист и исследователь средневек. философии Э. Жильсон . Лекции последнего Л. посещал не только в Сорбонне, но и в Коллеж-де-Франс. Общение с Жильсоном, укрепившее интерес Л. к зап. христианству, стало определяющим для всей его последующей богословской деятельности, нацеленной на свидетельство о православии на Западе. Именно у Жильсона Л. воспринял стремление к детальному изучению источников в сочетании с установкой на их творческую интерпретацию. Уже во время учебы в Сорбонне наметилось одно из главных направлений научной деятельности Л.- исследование трудов свт. Григория Паламы и выявление их значения для правосл. богословия. Стимулом к тщательному изучению наследия свт. Григория послужили лекции франц. византолога Ш. Диля , подобно мн. др. исследователям того времени оценивавшего учение святителя негативно.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010