Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ I патриарх Антиохийский (ок. 905 - 2 июля 931). И. происходил из среды чиновников (катибов), служивших в мусульм. администрации, и, возможно, до своего избрания в патриархи не имел духовного сана. Занятие светской христ. элитой высших постов в церковной иерархии было весьма распространенным явлением в эпоху Халифата. По сообщению хрониста Евтихия Александрийского, И. вступил на Патриаршество на 3-м году правления аль-Муктафи, т. е. ок. 292 г. хиджры (905 г. по Р. Х.). Этой датировке несколько противоречит др. свидетельство Евтихия - о том, что Антиохийским патриархом, к-рый в 906 г. вел переписку с К-полем по делу К-польского патриарха Николая I Мистика и 4-го брака визант. имп. Льва VI Мудрого, был предшественник И. Симеон. Евтихий, однако, не знал конкретной даты К-польского Собора по вопросу 4-го брака императора (907), поэтому привязка хронистом Собора к Патриаршеству Симеона может быть произвольной. В 912 г. И. предпринял попытку учредить архиерейский престол в Багдаде, столице Халифата, где существовала значительная правосл. община. Патриарх назначил на эту кафедру митр. Иоанна, к-рый сделал своей резиденцией одну из багдадских церквей, принадлежавшую мелькитам. Однако несторианский католикос Авраам III (905-936) не пожелал видеть рядом с собой др. архиерея. Ссылаясь на потенциальную нелояльность мелькитов, единоверцев византийцев, и подкрепляя свою просьбу значительным денежным подношением, католикос сумел заручиться поддержкой властей Халифата. И. был вызван в Багдад и принужден подписать обязательство об отказе от учреждения в столице архиерейского престола; окормлять правосл. общину должны были епископы, поочередно приезжавшие в Багдад на короткое время. В нач. 20-х гг. Х в. в халифате произошло резкое обострение межконфессиональных отношений. Во время погромов пострадали мн. церкви в Египте и Палестине. В окт. 924 г. подверглись нападениям мелькитские церкви и монастыри в Дамаске. Был полностью разграблен кафедральный собор Пресв. Богородицы, на украшение к-рого христиане в свое время потратили 200 тыс. динаров. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Кошелев) Александр Иванович (9.05.1806, Москва - 12.11.1883, там же), общественный деятель, публицист-славянофил. Происходил из дворянского рода Кошелёвых. В 20-х гг. XIX в. К. познакомился с А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским . С 1821 г. учился на словесном отд-нии философского фак-та Московского ун-та, но в 1824 г. оставил его. В 1831-1832 гг. слушал лекции по философии, экономике и праву в Берлинском и Женевском ун-тах. В 1824 г. К. поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел. Среди близких друзей К. были кн. В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырёв и др. Кн. Одоевский ввел К. в литературный кружок С. Е. Раича. Вскоре некоторые члены кружка, в т. ч. и К., с Одоевским во главе отделились от кружка, составив «Общество любомудрия». Члены общества начали издавать ж. «Мнемозина» - первый в России философский журнал. После восстания декабристов 14 дек. 1825 г. кружок прекратил существование. В 1826 г. К. переехал в С.-Петербург, жил в доме дяди, известного мистика Р. А. Кошелёва. Служил в 3-й экспедиции особой канцелярии Мин-ва иностранных дел, Департаменте духовных дел иностранных исповеданий. Делал выписки из иностранных газет для имп. Николая I . В 1831 г. К. поехал за границу, где познакомился с И. В. Гёте и др. и задумал основать «Общество противодействия русской лени». По возвращении в Москву, в 1833-1835 гг. К. служил советником Московского губ. правления, затем, выйдя в отставку, купил имение в с. Песочня Сапожковского у. Рязанской губ. и, переселившись туда, ввел мирское управление: мир выбирал старосту, к-рому были предоставлены суд, а также раскладка податей. В имении К. открыл неск. школ. Как предводитель дворянства Сапожковского у. К. преследовал злоупотребления крепостного права. В 1847 г. К. обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян, однако поддержки не получил. С 1848 г. К. был членом Имп. об-ва сельского хозяйства в Москве (в 60-х гг. XIX в. - президент об-ва). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС V ДРАСХАНАКЕРТЦИ [арм. (?)(?) ] (между 845 и 850, Драсханакерт, обл. Айрарат, Армения - ок. 928, обл. Васпуракан, ныне Юго-Вост. Турция), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; с 898), историк. Учился в мон-ре Артаваздик и в Севанском мон-ре (Севанаванке) у буд. католикоса Маштоца I Егивардеци , к-рый был его близким родственником (предположительно дядей). Кроме Свящ. Писания и церковной лит-ры изучал грамматику и риторику. При католикосе Геворге II Гарнеци (877-897) был «епископом двора», т. е. обладал властью 2-го лица после католикоса в ведении церковных дел, выполнял дипломатические поручения. После того как в 894 г. Геворг II был заточен в тюрьму правителем обл. Атропатена (совр. Иран) Мухаммадом ибн Аби-с-Саджем (из династии Саджидов), О. Д. лично занимался его освобождением. Вслед за Геворгом II на престол католикоса был избран Маштоц I Егивардеци, но спустя всего 7 месяцев он скончался и его преемником стал О. Д. И до и после восшествия на престол О. Д. часто был посредником-миротворцем в междоусобных конфликтах арм. ишханов (князей). Желая утвердить в регионе прочный мир, он, несмотря на опасность, отправился к правителю Юсуфу ибн Аби-с-Саджу в Атропатену. Юсуф заключил О. Д. в тюрьму и подверг пыткам. Католикосу удалось бежать в Агванк, затем в Грузинское царство, где он был принят царем Атрнерсехом и получил утешительное письмо от К-польского патриарха Николая I Мистика . О. Д. придавал большое значение военно-политическому союзу Армении с Византией. По возвращении из Грузии он обратился с пространным посланием к визант. имп. Константину VII Багрянородному , прося у него военной помощи в борьбе с арабами. При этом О. Д. отклонил приглашение имп. Константина посетить Византию, остерегаясь беспочвенных обвинений со стороны народа в приверженности халкидонскому вероучению (см. Вселенский IV Собор ). Прожив нек-рое время в обл. Тарон, О. Д. отправился в обл. Дерджан, затем в пещеру Мане (Манеайарк), связанные с отшельнической жизнью и со смертью св. Григория Просветителя . После 9 месяцев, проведенных с отшельниками горы Сепух, О. Д. был вынужден прервать уединение и вернуться в Айрарат, где развернулась борьба за арм. престол между сыном царя Смбата I Ашотом II Еркатом (Железным) и его двоюродным братом Ашотом Шапухяном. Католикос вновь взял на себя роль посредника в утверждении мира между князьями. |
Преподобный Петр Чудотворец, епископ Аргосский Святитель Петр родился около 850 года в Константинополе у богатых благочестивых родителей. Они многим давали приют и милостыню и пробудили в детях любовь к добродетели. Их старший сын Павел, горя любовью ко всему божественному, стал монахом и жил рядом с известным подвижником того времени по имени Петр. Следующий брат, Дионисий, последовал его примеру. Скоро и родители, и младшая сестра также отказались от мира, дабы проводить ангельскую жизнь под руководством Павла. Два самых младших брата, Петр и Платон, оставались еще некоторое время в миру, чтобы завершить образование. Они ушли в монастырь, как только это стало возможно. Петр был движим таким рвением, что вскоре превзошел своих братьев и других монахов в подвиге и явился для всех образцом добродетели. Он всегда был серьезен и внимателен к самому себе, владел всеми движениями души, никогда не сердился и не смеялся громко. Однако часто его лицо освещалось улыбкой, обнаруживающей настоящую духовную радость. Его облик, походка, слова – все в нем было достойно восхищения и вызывало желание подражать ему. Несмотря на свою строгость, он был общителен и приветлив со всеми, с готовностью участвовал в разговорах, если они приносили духовную пользу, охотно при этом цитируя слова мудрых людей и святых отцов. Его славные добродетели и разумение привлекли внимание патриарха Константинопольского святого Николая I Мистика (память 16 мая). Он предложил Петру стать епископом Коринфским. Но Петр из любви к безмолвию отказался. Патриарх тогда назначил архиепископом Коринфским старшего брата – Павла (память 27 марта), бывшего в то время игуменом монастыря. Петр решил и дальше избегать предложений патриарха, который хотел поставить его архиепископом Кесарийским. Он последовал за братом Павлом в Коринф и поселился за городом, в пустыне. Там, вдалеке от всех, он посвятил себя молитве и составлению песнопений и речей во славу святых. Несмотря на все усилия, светильник не мог долго оставаться под спудом. Когда епископ Аргосский умер, жители Аргоса вместе с жителями города Навплия и его окрестностей умоляли Павла поставить брата их пастырем. Петр отказался и на долгое время скрылся. Когда он вернулся в Коринф, думая, что опасность миновала, верующие снова бросились к нему, говоря, что из-за его отказа новорожденные умерли без крещения и мертвые остались непохороненными. Тогда он согласился. |
Р. М. Бартикян Рач Михайлович (род. 7.07.1927, Афины), арм. византинист, зав. отделом средневек. истории Ин-та истории Армянской АН, академик Армянской АН (1996). В 1946 г. после окончания греч. гимназии репатриировался с родителями в Армению. В 1953 г. закончил исторический фак-т Ереванского ун-та. В 1958 г. защитил канд. дис. «Источники для изучения истории павликианского движения» (опубл. Ереван, 1961). Павликианам посвящено более 20 его работ. В ряде статей Б. рассматривает др. народно-еретические движения - тондракитов («Движение тондракитов в Византии»//ВОН. 1980. 9), «сынов солнца» и проч. («Эфетические движения в Армении согласно средневековым армянским и иноязычным источникам в IV-V вв.»//Там же. 1984. 10). Докт. дис. «Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для арменоведения» защитил в 1972 г. Еще одна область исследований Б.- визант. жития и армяно-визант. церковные отношения в X-XII вв. («Византийское житие св. Марии Новой Мамиконян»; «Католикос Петр и Константин IX Мономах»; «О связях мон. Григория Пакуриана с Арменией» и др.). Сфера научных интересов Б. включает также отношения между Киликийской Арменией и Византией, завоевание Армении Византией, миграцию армян, судьбы визант. аристократических семей, источниковедческие проблемы визант. и арм. памятников и личности их авторов (Николая Мистика, Михаила Италика, Матвея Эдесского, Григора Магистра Пахлавуни и др.). Крупнейшим вкладом Б. в арм. византиноведение являются его комментированные переводы на арм. язык сочинений Прокопия Кесарийского (1967), Константина Багрянородного (1978), Иоанна Скилицы (1979), Феофана Исповедника (1983), «Тайной истории» Прокопия (1987), «Продолжателя Феофана» (1990) в многотомной серии «Иноязычные источники об Армении и армянах», выходившей в Ереване. За труд в этой области Б. награжден медалью Матенадарана (1987). Из более чем 300 его научных работ на рус., арм., греч. и др. языках 12 составляют монографии. Б.- почетный член Афинского об-ва визант. исследований (1980), чл.-кор. Афинской (1980) и Римской «Tiberiana» (1987) академий, лауреат премии Месропа Маштоца Армянской АН (1980), удостоен др. наград и званий. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика русского Самодержавия Глава I 06.12.2011 1171 Время на чтение 7 минут Ниже мы помещаем первую главу из сочинения «Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия» теоретика и историка русского самодержавия, публициста, историка русской литературы, пушкино веда, театрального и литературного критика - Николая Ивановича Черняева (1853-1910). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. Глава I. Мистика русского Самодержавия//Мирный труд.- 1904.- С.25-30 (Подп.: Semper idem (Н.Черняев)) подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Постраничная ссылка по техническим причинам заменена на концевую. + + + Мистический элемент в науке, искусстве и истории. - Четверостишие Тютчева и его разбор. - Слова Штрауса. - Кажущаяся парадоксальность монархических начал. - Мистика русского Самодержавия в связи с его религиозными основами. Все, все великое, священное земли имеет мистическую сторону. Мистика составляет принадлежность не только каждой религии, не только таинств, но и науки. Пытливая мысль человека, старающаяся разрешить все «проклятые вопросы», в конце концов, неминуемо приходит к вопросу о начале всех начал, к задаче, которая не дается ни умозрительному, ни опытному знанию. Огюст Конт верно подметил, что законы естествознания объясняют только, как происходят те или другие явления, но они не объясняют, почему эти явления происходят так, а не иначе. Таким образом, и у естествознания есть своя мистика, - тем более она есть в искусстве. Пушкин в целом ряде стихотворений выразил удивление перед творческой силой, орудием которой он себя считал. Называя вдохновение священной жертвой, а себя избранником Неба, он прибегал не к риторическим прикрасам, а выражал свое убеждение. Творчество представлялось Пушкину чем-то мистическим. Чарскому, пораженному импровизацией заезжего итальянца, тот говорит: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет резцом и молотом, раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными, однообразными стопами? Никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешней волею; тщетно я сам захотел бы это разъяснить». Нечто подобное можно сказать об исторических событиях и о государственных учреждениях. История есть своего рода теофания. В судьбах народов сказывается воля и цели Провидения. Слова Гамлета: «Есть Божество, ведущее нас к цели» - с полным основанием можно применить к истории. Цель, к которой ведет Бог Россию и все человечество, неизвестна. История, если смотреть на нее без материалистических предрассудков, окажется исполненной мистики. Много мистического и в нашем Самодержавии. |
Константинопольский Патриархат в правление святых предстоятелей Антония Кавлея, Николая Мистика и Евфимия Протоиерей Владислав Цыпин Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский 3 августа 893 года, после кончины 26-летнего патриарха Стефана, сына императора Василия Македонянина, на Константинопольский престол был возведен Антоний Кавлея. Дата его рождения неизвестна. Родители патриарха переселились из Фригии в окрестности Константинополя. В раннем детстве он лишился матери и воспитывался отцом. В 12 лет будущий патриарх поступил в монастырь и принял там постриг. С самого начала монашеского жития он отличался молитвенностью и постничеством, усердным изучением Священного Писания. По прошествии лет Антоний был рукоположен и со временем стал игуменом одного из столичных монастырей, после чего убедил своего отца поступить в его монастырь. Игуменом он проявил особую ревность в делах милосердия, регулярно обходя окраины столицы, где ютились бедняки, подавая им деньги на пропитание и на другие их нужды. Благотворительность святого Антония снискала ему народную любовь. В посвященном ему «Житии» он охарактеризован как «праведный муж, воспитанный в добродетелях, жилище милосердия, источник добра» . Когда после удаления святого Игнатия с патриаршего престола духовенство и церковный народ разделились на сторонников Игнатия и поставленного на его место патриарха Фотия, Антоний Кавлея оказался в числе видных игнатиан. В 12 лет будущий патриарх Антоний поступил в монастырь и принял там постриг Но став патриархом Константинопольским уже в преклонные годы, Антоний II способствовал примирению игнатиан и фотиан. Как и в пору своего игуменского служения, он проявлял особую заботу о благотворительности, располагая для этого теперь уже значительно большими возможностями. В бытность патриархом Константинопольским он восстановил несколько обветшавших столичных церквей и основал загородный монастырь Кавлею, откуда впоследствии пошло его прозвище. Святитель с ревностью стоял на страже основ христианской семейной этики и канонических норм, невзирая на лица, их попирающие. Поэтому он не устрашился осудить вступление императора Льва Мудрого во второй брак с дочерью сановника Стилиана Зоей, поскольку василевс вступил в связь с нею при жизни своей жены святой Феофано и когда Зоя также была замужем. Святой Антоний изверг из сана священника, который из угождения царю совершил венчание. Патриарх Антоний II отошел ко Господу 12 февраля 901 года и был погребен в основанном им Кавлейском монастыре. В его «житии» помещены рассказы о посмертных чудесах, совершенных по молитвенным обращениям к нему. Они послужили основанием для его канонизации. |
Преподобный Петр Чудотворец, епископ Аргосский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобный Петр Чудотворец, епископ Аргосский В то время варвары часто совершали набеги на Пелопоннес. Если они разрушали дом кого-либо из верующих, епископ вновь строил его за свой счет. Но больше всего он проявлял отеческую любовь к согражданам, похищенным арабскими пиратами, к обращенным в рабство и к заложникам. Епископ собирал деньги для выкупа и сам отправлялся их освобождать. Милосердие святителя Петра так сблизило его с Богом, что он молитвой отгонял бесов и получил дар прозорливости. Святитель Петр родился около 850 года в Константинополе у богатых благочестивых родителей. Они многим давали приют и милостыню и пробудили в детях любовь к добродетели. Их старший сын Павел, горя любовью ко всему божественному, стал монахом и жил рядом с известным подвижником того времени по имени Петр. Следующий брат, Дионисий, последовал его примеру. Скоро и родители, и младшая сестра также отказались от мира, дабы проводить ангельскую жизнь под руководством Павла. Два самых младших брата, Петр и Платон, оставались еще некоторое время в миру, чтобы завершить образование. Они ушли в монастырь, как только это стало возможно. Петр был движим таким рвением, что вскоре превзошел своих братьев и других монахов в подвиге и явился для всех образцом добродетели. Он всегда был серьезен и внимателен к самому себе, владел всеми движениями души, никогда не сердился и не смеялся громко. Однако часто его лицо освещалось улыбкой, обнаруживающей настоящую духовную радость. Его облик, походка, слова – все в нем было достойно восхищения и вызывало желание подражать ему. Несмотря на свою строгость, он был общителен и приветлив со всеми, с готовностью участвовал в разговорах, если они приносили духовную пользу, охотно при этом цитируя слова мудрых людей и святых отцов. Его славные добродетели и разумение привлекли внимание патриарха Константинопольского святого Николая I Мистика (память 16 мая). Он предложил Петру стать епископом Коринфским. Но Петр из любви к безмолвию отказался. Патриарх тогда назначил архиепископом Коринфским старшего брата – Павла (память 27 марта), бывшего в то время игуменом монастыря. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Поэзия русского Самодержавия К 105-летней годовщине со дня кончины 26.05.2015 1155 Время на чтение 9 минут К 105-летней годовщине со дня кончины замечательного русского православного мыслителя - теоретика и историка русского самодержавия, публициста, историка русской литературы, пушкино веда, театрального и литературного критика - Николая Ивановича Черняева (1853- 13/26 мая 1910) ( см. о нем ) мы публикуем третью главу из его сочинения «Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия». Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. Глава II I. Поэзия русского Самодержавия//Мирный труд.- 1904.- N3.- С.1-7 ) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничная ссылка заменена на концевую. + + + Поэзия и монархизм. - Русское искусство и Самодержавие. - «Жизнь за Царя» Глинки. - Музыка П. И. Чайковского.- Русское Самодержавие и русская художественная литература. - Поэтические моменты в истории царской власти.- Грандиозность ее ц е лей и д е яний.- Поэтические воззр е ния народа на русское Самодержавие. Граф А. К. Толстой, в одном из писем к жене, говоря о своих политических убеждениях, заметил, что он поэт, и потому не может не быть монархистом. Всеобщая история литературы свидетельствует, что поэты всех времен и народов могли бы сказать о себе то же самое, ибо их любимыми героями были цари и царицы, а любимыми сюжетами - воспроизведения подвигов успехов и несчастий монархов. Чем объясняется такое тяготепие поэтов к носителям монархических начал? Тем, что эти начала исполнены поэзии. Эта поэзия чувствовалась и сознавалась и нашими лириками, и нашими политическими мыслителями. С особенной ясностью о ней говорили Гоголь и Белинский. Изучать русский монархизм, оставляя в стороне русскую лирическую поэзию и, вообще, русскую поэзию, значило бы лишать себя возможности понять русское Самодержавие и то влияние, которое он оказывает на умы и сердца. Иной стих Пушкина или Жуковского объясняет цель и сущность русского Самодержавия гораздо лучше, чем может объяснить ученый трактат. Проявление русского монархизма в нашей художественной литературе могло бы быть предметом интересного и поучительного сочинения. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (26.05.1903, Гёттинген, Германия - 7.02.1958, Париж, Франция), правосл. богослов. Жизнь В. Н. Лосский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В. Н. Лосский. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Род. в семье философа Николая Онуфриевича Лосского и Людмилы Владимировны Лосской (урожд. Стоюнина), дочери филолога и педагога В. Я. Стоюнина. Детство и отрочество провел в С.-Петербурге. В 1920-1922 гг. учился на историко-филологическом фак-те Петроградского ун-та. Курс истории средневековой Франции слушал у О. А. Добиаш-Рождественской, ученицы одного из ведущих парижских медиевистов, Ф. Лота. Причиной избрания этого курса была особая любовь Л. к Франции, зародившаяся в детстве благодаря гувернантке-француженке. На занятиях И. М. Гревса, специалиста по западноевроп. христ. мысли, Л. познакомился с трудами нем. мистика Иоанна Экхарта , исследование которых продолжал на протяжении всей дальнейшей жизни. У Л. П. Карсавина , преподававшего религ. и социальную историю Зап. Европы, Л. воспринял живой интерес к святоотеческим творениям, а также пристальное внимание к католич. доктрине Filioque и христ. осмыслению личности. В нояб. 1922 г. семья Лосских была выслана советским правительством из России и поселилась в Праге. С марта 1923 по июнь 1924 г. Л. учился на философском фак-те пражского Карлова ун-та, сосредоточившись на медиевистике, а также греч. и лат. языках. Кроме того, он принимал участие в работе исследовательского кружка византолога, археолога и искусствоведа Н. П. Кондакова . В 1924 г. на одном из собраний представителей рус. науки и культуры в г. Збраслав (ныне район Праги) Л. выступил с 1-м собственным докладом, посвященным Франциску Ассизскому . Возможности пражского образования не удовлетворяли Л., поэтому в окт. 1924 г. он переехал в Париж и продолжил обучение в Сорбонне. Здесь его учителями и друзьями стали Ф. Лот с супругой М. И. Лот-Бородиной - правосл. богословом, а также философ-неотомист и исследователь средневек. философии Э. Жильсон . Лекции последнего Л. посещал не только в Сорбонне, но и в Коллеж-де-Франс. Общение с Жильсоном, укрепившее интерес Л. к зап. христианству, стало определяющим для всей его последующей богословской деятельности, нацеленной на свидетельство о православии на Западе. Именно у Жильсона Л. воспринял стремление к детальному изучению источников в сочетании с установкой на их творческую интерпретацию. Уже во время учебы в Сорбонне наметилось одно из главных направлений научной деятельности Л.- исследование трудов свт. Григория Паламы и выявление их значения для правосл. богословия. Стимулом к тщательному изучению наследия свт. Григория послужили лекции франц. византолога Ш. Диля , подобно мн. др. исследователям того времени оценивавшего учение святителя негативно. |
| |