Можно ли критиковать христианские взгляды Достоевского? Откуда берется «розовое христианство»? Существует ли русское богословие культуры? — обо всем этом читайте в докладе протоиерея Георгия Ореханова. Можно ли критиковать христианские взгляды Достоевского? Как соотносятся светская литература и православие? Откуда берется «розовое христианство»? Существует ли русское богословие культуры? 14 июня в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН прошла научная конференция «Филологическая «христианизация» русской классики как проблема науки о литературе  (К 130-летию брошюры К. Н. Леонтьева «Наши новые христиане»)». Предлагаем вниманию читателей ПРАВМИРа доклады, прозвучавшие на конференции. Автор первого — протоиерей Георгий Ореханов , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат исторических наук. Протоиерей Георгий Ореханов В 1882 г. К.Н.Леонтьев опубликовал небольшую по объему брошюру «Наши новые христиане. Ф.М.Достоевский и гр. Лев Толстой», по мнению В. В. Розанова, свою «одну из самых блестящих и мрачных брошюр» , которая является важным шагом на пути осмысления процесса секуляризации русской культуры, «серьезным эпизодом в истории русской мысли», более того, «великим спором» и даже «догматическим прением» . В. В. Розанов совершенно справедливо отмечает: «Тут, в эти годы и в тех брошюрах, в сущности, начался глубокий религиозный водоворот христианства. Стержнем его был вопрос: что есть  сердцевина  в христианстве:  нравственность, братолюбие  или некая  мистика,  при коей «братолюбие» и не особенно важно?» . В брошюру вошли две статьи К. Н. Леонтьева: статья «О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике», опубликованная в газете «Варшавский дневник» (1880 г. 162 от 29 июля, 169 от 7 августа, 173 от 12 августа) и статья «Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа гр. Л. Н. Толстого «Чем люди живы»?», изданная в журнале «Гражданин» (1882 г., 54-55). В рамках данного доклада меня в первую очередь будет интересовать критика тех идей, которые были высказаны Ф. М. Достоевским в знаменитой речи памяти А. С. Пушкина и в художественных произведениях.

http://pravmir.ru/lermontov-russkoj-filo...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главой Северной Осетии В. З. Битаровым 30 января 2018 года 30 января 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном мужском монастыре  в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой Республики Северная Осетия — Алания Вячеславом Зелимхановичем Битаровым. В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия  Владикавказской епархии  и руководства республики. Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что Северная Осетия имеет богатую историю, а в Алании христианство получило широкое распространение и официальный статус раньше, чем на Руси.  «Это действительно была область миссии византийской Церкви с очень развитой церковной жизнью, замечательными памятниками архитектуры, — отметил Святейший Владыка. — Северная Осетия — это особое место на Кавказе, где продолжает активно нести свою миссию Православная Церковь». Приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла, В.З. Битаров поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за внимание к проблемам республики, а также рассказал о создании рабочей группы и оргкомитета по подготовке к  празднованию 1100-летия Крещения Алании, которое в соответствии с  Указом  Президента Российской Федерации состоится в 2022 году. На встрече присутствовали  архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид  и первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва . Факт принятия христианства в качестве официальной религии Аланского государства надежно устанавливается документальными свидетельствами — серией писем Патриарха Константинопольского Николая Мистика (на кафедре в 901-907 и 912-925 гг.), одного из организаторов и непосредственных участников данного процесса. Анализ указанных документов, введенных в научный оборот классиком отечественной византинистики Ю.А. Кулаковским, позволяет утверждать, что официальное принятие православного христианства (то есть крещение царя и правящей элиты, а также учреждение отдельной епархии в составе Константинопольского Патриархата) произошло в период между 912-м и 925 г., во второе патриаршество Николая Мистика. Более точная датировка на сегодняшний день не представляется возможной. Таким образом, в настоящее время выбор любого года для празднования 1100-летнего юбилея Крещения Алании в период до 2025 года правомерен с научной точки зрения. Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главой Северной Осетии В.З. Битаровым 30 января 2018 г. 19:44 30 января 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой Республики Северная Осетия — Алания Вячеславом Зелимхановичем Битаровым. В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия Владикавказской епархии и руководства республики. Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что Северная Осетия имеет богатую историю, а в Алании христианство получило широкое распространение и официальный статус раньше, чем на Руси.  «Это действительно была область миссии византийской Церкви с очень развитой церковной жизнью, замечательными памятниками архитектуры, — отметил Святейший Владыка. — Северная Осетия — это особое место на Кавказе, где продолжает активно нести свою миссию Православная Церковь». Приветствуя Святейшего Патриарха Кирилла, В.З. Битаров поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за внимание к проблемам республики, а также рассказал о создании рабочей группы и оргкомитета по подготовке к празднованию 1100-летия Крещения Алании, которое в соответствии с Указом  Президента Российской Федерации состоится в 2022 году. На встрече присутствовали архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид и первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии  епископ Воскресенский Савва . Факт принятия христианства в качестве официальной религии Аланского государства надежно устанавливается документальными свидетельствами — серией писем Патриарха Константинопольского Николая Мистика (на кафедре в 901-907 и 912-925 гг.), одного из организаторов и непосредственных участников данного процесса. Анализ указанных документов, введенных в научный оборот классиком отечественной византинистики Ю.А. Кулаковским, позволяет утверждать, что официальное принятие православного христианства (то есть крещение царя и правящей элиты, а также учреждение отдельной епархии в составе Константинопольского Патриархата) произошло в период между 912-м и 925 г., во второе патриаршество Николая Мистика. Более точная датировка на сегодняшний день не представляется возможной. Таким образом, в настоящее время выбор любого года для празднования 1100-летнего юбилея Крещения Алании в период до 2025 года правомерен с научной точки зрения. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5139095.ht...

В Нижегородской духовной семинарии прошла конференция «Христианская полемика с исламом в средние века» Нижний Новгород, 18 декабря 2008 г. В Нижегородской духовной семинарии проведена студенческая конференция «Христианская полемика с исламом в средние века». Конференция прошла в рамках мероприятий, посвященных 15-летию со дня возрождения Нижегородской духовной семинарии. Научной основой для конференции послужили творения преподобного Иоанна Дамаскина в его полемике с исламом, сообщает сайт Нижегородской епархии . Для сравнения богословской позиции Преподобного с современным освещением данной проблемы студенты также привлекали дополнительные материалы новейшего периода. Кураторами конференции выступили Д.В. Семикопов, А.А. Пешков, доц. А.В. Ворохобов представители от кафедры философии и богословия и церковной истории. Организаторы конференции надеются, что опыт подобного рода мероприятий поможет студентам увереннее себя чувствовать в богословских и исторических дискуссиях с представителями ислама. Эта конференция, несомненно, окажет положительное влияние на возможность диалога между христианством и исламом. В рамках студенческой конференции были прочитаны следующие доклады: «Идейные источники раннего ислама», «История арабских завоеваний», «Причины исламизации населения на завоеванных византийских территориях», «Положение христиан на завоеванных территориях, согласно исламскому праву», «Обзор христианской полемики с исламом на средневековом Западе», «Аспекты христианской полемики с исламом в средневековье (на примере трудов прп. Иоанна Дамаскина и еп. Феодора Абу-Кура)», «Вопрос понимания Евхаристии в христианско-исламской полемике в средние века» (по трудам Самона Газского), «Вопрос понимания Евхаристии в христианско-исламской полемике в средние века», «Дипломатические сношения свт. патр. Николая Мистика с халифом аль Муктадиром, как пример христианско-исламского диалога», «Полемика с исламом в XI веке в творчестве Евфимия Зигабена», «Свт. Симеон Фессалоникийский – последний византийский полемист с исламом». 18 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28717.html

Календарь Материалы 29 октября 2007 г. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Юрий Максимов Идеологи глобализации навязывают идею, что ради мира и взаимопонимания между православными и мусульманами необходимо отказаться от честного разговора о нашей вере и нашей истории, замалчивая все, что нас отличает, и говоря лишь о том, что у нас похожего, замалчивая трагические факты совместной истории и говоря лишь о светлых ее страницах. Письма святителя Николая Мистика к халифу ал-Муктадиру полностью опровергают эту ложную установку. [Гость сайта] «На каком основании сегодняшнее правительство Турции посягает на святость храма? Православные всего мира считают, что храм Святой Софии не может быть ни мечетью, ни музеем», – заявляет лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (США). Говорит он совершенно спокойно, без того пафоса, в который, как правило, впадают люди, одержимые какой-либо трудноосуществимой идеей. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Христос уединился со Своими учениками, где, может быть, не так теснили Его толпы народа и Он имел возможность беседовать с ними о самом сокровенном. Этот вопрос, который задает Христос Своим ученикам: «За кого почитает Меня народ?» — означает, что Господь не спрашивает, что думают о Нем первосвященники, книжники, фарисеи, ученые богословы, которые ненавидят Христа, ослеплены ненавистью и завистью к Нему, и потому просто не в состоянии судить о Его Личности. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Действия внутри нас страстей подобны пламени, охватывающему внутренние стены здания, или воспалению в какой-либо части тела. Они жгут разрушительно душу и тело. А огонь благодати Святого Духа приятно, животворно согревает душу и попаляет грехи ее. [Поместные Православные Церкви/Синайская/Официальные документы] Это послание было написано в 1601 г. ради примирения в конфликте синаитов с Александрийским патриархом. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Archpriest Zakaria Machitadze The 8th century was extremely difficult for theGeorgian people. Marwan bin Muhammad (called “the Deaf” by the Georgians and “the Blind” by the Armenians), the Persian ruler and military leader for the Arab caliph, invaded eastern parts of the Byzantine Empire, then Armenia and Georgia. With fire and the sword he fought his way across Georgia from the east to the city of Tskhumi (now Sokhumi) in the region of Abkhazeti. The princes Davit and Constantine Mkheidze of Argveti were faithful Christians and skilled military leaders. When they heard about the enemy’s invasion, the brothers prayed to God for protection, assembled their armies, and urged their people to pray fervently for God’s help. Новости 29 октября 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/071029

Статистика Константин VII Багрянородный Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет, греч. Κωνσταντνος Ζ " ο Πορφυρογννητος) (17/18 мая 905, Константинополь — 9 ноября 959, Константинополь) — византийский император из Македонской династии, правивший номинально с 913 года, а фактически с 945 года. Первые годы жизни Константин Багрянородный и Зоя Карбонопсина, византийская монета. Константин был сыном Льва VI и Зои Карбонопсина, четвертой жены императора. Четвертый брак не дозволялся церковью и родившийся ребенок считался незаконнорожденным, хотя и был единственным сыном Льва VI. Лишь в январе 906 года Константин был крещен, а в апреле того же года, против воли патриарха Николая Мистика, Лев и Зоя были обвенчаны. Прозвище Багрянородный происходит от Багряного (Порфирного) зала в императорском дворце, где и родился Константин. Царствование В 911 году Лев VI короновал Константина и обеспечил ему трон, однако в 912 году император умер и власть принял его брат Александр. Однако и он умер через год, оставив 7-летнего Константина под опекой регентов. В 920 году власть узурпировал Роман I Лакапин, провозглашенный соправителем. Ещё в 919 году он женил на Багрянородном свою дочь Елену. Константин оказался отстранен от реальной власти и посвятил себя самообразованию и наукам. Наконец, в 944 году Романа I свергли его сыновья, надеясь править самостоятельно, однако это вызвало народные волнения, которые утихли лишь когда императором провозгласили Константина. Через 40 дней их сослали в монастырь. Умер Константин в 959 году, по некоторым сведениям он был отравлен сыном Романом. Политическая деятельность В своей политике Константин выражал интересы столичного чиновничества, выступая против центробежных тенденций провинциальной знати. Активизировал военные действия против арабов. Начало оказалось неудачным, в 949 году посланное на завоевание Крита войско было разбито. Византийские армии форсировали Евфрат в 952 году, однако затем были отброшены. Завоевания на востоке были восстановлены благодаря Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. Высшим достижением ромейского оружия стало взятие Самосаты в 958 году. Константин назначил на должность «паракимомена» (1-го министра) евнуха Василия Лекапена (сына свергнутого императора Романа), который приобрёл огромное влияние и сохранял его при последующих императорах. Литературная деятельность Константин VII также известен, как один из образованнейших людей своей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников (энциклопедий), автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран. В «О церемониях», он, в частности, описывает визит княгини Ольги в Константинополь в 957 году. Девятая глава «Об управлении империей» (трактат написан около 950 года) содержит известное (хоть и краткое) описание экономического и политического устройства Руси. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1324

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖЕНКИНЗ [англ. Jenkins], Ромилли [англ. Romilly] Джеймс Хилд (10.02.1907, Хитчин, графство Хартфордшир - 30.09.1969, Вашингтон), британский историк, византинист. По окончании классического фак-та Кембриджского ун-та получил степень магистра (1932). В 1930-1934 гг. стажер в Британской школе в Афинах (в 1951-1958 был председателем ее правления). В 1936-1946 гг. преподавал средне- и новогреч. язык в Кембриджском ун-те. В годы второй мировой войны (1939-1945) сотрудник отдела дешифровки брит. МИД. С 1946 г. профессор кафедры визант. и новогреч. исследований в Кингс-колледже Лондонского ун-та. С 1960 г. профессор визант. истории и лит-ры в научном центре Дамбартон-Окс (США), в 1967-1969 гг. там же директор византийских исследований. Д. занимался древнегреч. археологией, его монография о раннеархаической дедалической пластике (Dedalica. Camb., 1936) сохраняет научное значение и в наст. время. Отдельные работы Д. посвящены новогреч. исследованиям в области лит-ры (Dionysius Solomos. Camb., 1940) и истории (The Dilessi Murders. L., 1961 - книга об «убийцах из Дилеси», греч. разбойниках, захвативших в 1870 знатных англичан с целью выкупа и убивших заложников при попытке их освобождения). В 40-х гг. ученый обратился к изучению Византии. Подготовленное под ред. Д. издание трактата имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» с переводом и обстоятельным комментарием долгое время считалось образцовым в византинистике. Критическое издание текста и перевода писем К-польского патриарха Николая I Мистика (совместно с Л. Уэстеринком) вывело на новый уровень исследования по истории Церкви в Византии IX-X вв. Д. рассматривал Византийскую империю как авторитарную, «теократическую и монолитную структуру», обосновывавшую свое божественное право на мировое господство, и типологически сближал ее с советским режимом (Byzantium and Byzantinism. P. 40). В его трактовках политической и социальной истории Византии заметно влияние Г. Острогорского . Многочисленные статьи Д. посвящены частным проблемам политической, церковной и культурной истории средневизант. периода, византийско-болгарским и византийско-арабским отношениям. Изд.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Bdpst., 1949-1962. 2 vol. Wash., 19672; Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters. Wash., 1973 (совм. с L. G. Westerink). Соч.: Byzantium and Byzantinism. Cincinnati, 1963; Byzantium: The Imperial Cent., A. D. 610-1071. L., 1966. Toronto, 1987r; Studies on Byzantine History of the 9th and 10th Cent. L., 1970. Лит.: Mango C. Romilly James Heald Jenkins: (1907-1969)//DOP. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 7-13. Р. М. Шукуров Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/text/171833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (2-я пол. IX - 1-я пол. X в.), свт. (пам. греч. 27 марта), еп. Коринфский. Сведения о нем содержатся в Житии его брата, свт. Петра , еп. Аргосского (BHG, N 1504; пам. 3 мая). Происходил из очень богатой, почтенной и благочестивой к-польской семьи. Родители, сестра и братья святителя оставили мирские почести и соблазны и приняли монашеский постриг, следуя примеру П. и одного из братьев - Дионисия. В каком мон-ре начал подвизаться П., неизвестно. Вскоре на его брата Петра, благочестивого инока, обратил внимание патриарх К-польский Николай I Мистик (901-907; 912-925), к-рый решил рукоположить его во епископа, но Петр уклонился от этого. Тогда патриарх велел П. покинуть мон-рь и принять из его рук епископскую хиротонию, а затем отправиться на кафедру в г. Коринф. Смиренный П. исполнил повеление патриарха. В Коринф с братом поехал и Петр, к-рый принял обет молчания и хотел вести уединенную жизнь подвижника. Однако вскоре скончался епископ г. Аргос и оттуда к П. прибыли посланцы, наслышанные о добродетелях Петра, с просьбой дать свое согласие на предстоятельство. После долгих уговоров брата Петр согласился и стал епископом Аргосским. П. и Петр продолжали архипастырское служение в тесном общении и сотрудничестве. Много потрудившись на благо Церкви, П. сподобился блаженной кончины; точная дата ее неизвестна. Иером. Макарий Симонопетрский, составитель «Нового Синаксаря», предполагает, что рукоположение П. во епископа относится ко времени 2-го Патриаршества Николая Мистика и периоду Михианской схизмы , когда П. занимал компромиссную позицию. В календарь РПЦ память П. не включена. Ист.: SynCP. Col. 564; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 148. Лит.: Janin R. Paolo, arcivescovo di Corinto//BiblSS. Vol. 10. Col. 231-232; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 381; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 340-341. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/2581795.html

Лев не внял совету старца, и тот удалился из столицы в Агафов монастырь на Босфоре, но в 903 году Лев Мудрый снова вернул его в Константинополь и приблизил к себе. Три года спустя патриарший синкел участвовал в крещении сына Льва и Зои Карбонапсины Константина как восприемник. После вынужденного отречения Николая Мистика император предложил занять патриарший престол своему духовнику После вынужденного отречения Николая Мистика император предложил занять патриарший престол своему духовнику. Вначале на это предложение он ответил отказом, но в конце концов был убежден настойчивыми просьбами царя, который говорил ему: «Если ты будешь противиться… то для меня совершенно не будет надежды спасения, я впаду в пропасть отчаяния и бесстрашно стану делать всякое зло и лукавство – и взыщет Бог Господь душу мою и всех погибающих со мною от рук твоих» . Для сердобольного старца это был сильный довод, и все-таки он еще колебался, но к согласию на патриаршество его подтолкнула реакция Рима на конфликт, разгоревшийся в Константинополе. Дело в том, что император обратился к папе Сергию и восточным патриархам с вопросом о возможности признания его четвертого брака законным. Из Рима ответ был привезен легатом без отлагательства в феврале 907 года: на Западе отношение к подобному многобрачию было более терпимым, а главное, папская курия воспользовалась сложившейся ситуацией для того, чтобы продемонстрировать свой исключительный авторитет в области церковного права и таким образом свою супремацию по отношению к Константинопольскому Патриархату. Ответ папы Сергия III был благоприятным, и это обстоятельство подтолкнуло смиренного монаха Евфимия, никогда не стремившегося к почестям и чинам, согласиться на поставление его патриархом. Состоявшийся в Константинополе собор с участием папских легатов, игравших на нем ведущую роль, принял Льва Мудрого в церковное общение без расторжения его 4-го брака, признал патриарха Николая Мистика заслуживающим низложения и предложил Евфимию принять патриарший сан, и он подчинился этому решению.

http://pravoslavie.ru/147379.html

Тем не менее в итоге интрига патриарха обернулась против него – он заметно растерял свой авторитет, как лицо, подозреваемое в заговоре. Кроме того, суровость мер в отношении арестованных бунтовщиков не на шутку обозлила константинопольцев и высшую знать Римской империи, где имелись родственники и друзья (хотя и не союзники) Константина Дуки. Воспользовавшись этим шансом, энергичная и умная женщина Зоя Карбоносина сделала все, чтобы встретиться с сыном, и наконец в октябре 913 г. ей удалось получить долгожданное разрешение со стороны Мистика посещать царский дворец. Быстро восстановив свое положение, императрица деятельно расправилась с фаворитами патриарха и покойного царя Александра, заменив их своими сторонниками. Вскоре во дворец были возвращены паракимомен (главный спальничий) Константин, братья Гонгилиев Александр и Анастасий, а также сановники императора Александра, которыми Зоя решила укрепить свои ряды: ректор Иоанн, Гаврилопул, Василица и остальные. Особой удачей стало назначение Доменика этериархом (начальником императорской гвардии), а тот в свою очередь не мудрствуя лукаво предложил ей сместить Николая Мистика 309 . Возможно, этот план и удался бы, но внутри окружения Зои не было единства. Уже вскоре паракимомен Константин убедил царицу на основании ложных обвинений, будто Доменик замышляет захватить царскую власть и передать ее своему брату. В то время общего недоверия Зоя не стала перепроверять известия, а, для приличия дав Доменику титул патрикия, отставила от службы. Новым этериархом стал Иоанн Гарида, а евнух Дамиан был назначен друнгарием виглы (лицом, ведавшим внешней охраной дворца). Но удачное время было упущено, и царице пришлось перейти к затяжным дворцовым интригам, где Мистик ей искусно противостоял. Как говорят, отчаявшись справиться с Николаем Мистиком , она даже подослала 50 вооруженных слуг, чтобы убить его, но патриарху удалось остаться в живых. Впрочем, он был так напуган, что в течение 20 дней не решался выйти из храма Святой Софии, где нашел убежище 310 . Пока Мистик спасал свою жизнь, царица попыталась сместить его с престола и горячо уговаривала отставного патриарха Евфимия вновь возглавить Константинопольскую кафедру, но тот наотрез отказался. Стороны оказались в патовой ситуации, из которой можно было выйти только путем взаимных уступок, переговоров и не совсем искренних взаимных обязательств. Зоя обещала не покушаться более на жизнь и статус Николая Мистика . Патриарх взамен дал слово более не вторгаться в сферу политики, не появляться в царском дворце без разрешения императрицы и поминать на Литургии имя царицы наравне с именем Константина VII, что и произошло в первый раз в феврале 914 г. 311

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010