В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав этою округа входят церкви следующих сел: Введенского, Гориц, Дунилова, Елюнина, Ерлыкова, Калачева, Калбацкого, Котцына, Кохмы, Пупок, Сидоровского, Сенникова, Стромихина, Чернцов-Ильинских и Юрьевского на Молохте. Введенское Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города находится в 12 верст., а от губернского города в 120 верстах. В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1783 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился. Упразднен при учреждении штатов в 1764 г. 20 В настоящее время в селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же. – Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан. Престолов в ней два: главный – в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы и придельный – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы. Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан. Престолов в сей церкви три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные – в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Безплотных. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной 1,368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Плана на землю и межевой книги не имеется. Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужеского пола 1,074 и женского пола 1,201 душа; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 11 душ. Горицы

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Источники и литература К главе «Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) » Зосима (Верховский) , прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска//Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина – монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1849. – С. 19–87. Повествование ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой: в 2 т. – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. – С. 641–674. Преподобный Василиск Сибирский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.506–537. Преподобный Зосима (Верховский) //Там же. – С. 429–452. Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997. – С. 127–169. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//То же. Апрель. – С. 248–295. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. – Репр. воспр. изд. 1889 г. – М.: Паломник, 1994. Старец иеромонах Адриан (1746–1775) и его ученики: Варнава, Василиск, Зосима и др.//Старцы Площанской пустыни. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 18–37. Зосима (Верховский) , прп. Творения. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. К главе «Подвижники Верхотурского края» Преподобный Илия Верхотурский ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 554, 556, 585, 586, 600, 608, 656; Ф. 6. Оп. 4. Д. 157, 183; Оп. 19. Д. 175. Антоний Святогорец, иеромон. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. – М.: Афонское подворье, 1994. Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб., 2005. Валаамский монастырь и его святыни. – Л., 1990. Жизнеописание старца Евдокима Пленкина. – Верхотурье: Изд. Свято-Николаевского монастыря, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Шуя. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Шуйский-Спасский монастырьженский, в городе Шуе Владимирской губернии. Сюда в конце царствования Петра I переведены инокини Борисоглебского монастыря в Шуе. Ныне в городе существует Спасская церковь с часовнею, построенною в память избавления от моровой язвы в 1654 г., когда из 1170 жит. умерло 560 челов. в продолжении времени от 1 сент. по 12 окт. В поручной записи Шуян сказано: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)». Из челобитной 1689 г. видно, что он зависел от Шуйского-Троицкого мужского монастыря. До 1764 г. монастырь был приписан к Николаевскому-Шартоминскому монастырю. В 1764 году упразднен. Спасская - кирпичная церковь, построенная в 1838-1847 гг. на месте неоднократно перестроенного каменного здания конца XVII в. Церковь была завершена в 1847 году. Построенная в изысканном итальянском стиле, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский. Взорвана 01.05.1930 г., на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину. В 2008 г. установлен памятный крест. Часовня церкви Спаса Нерукотворного Образа в Шуе. Кирпичная часовня, стоявшая с севера от Спасской церкви. Приземистая кубическая постройка под куполом с главкой. Была сооружена для хранения большого креста, поставленного в память эпидемии 1654 г., перестроена в 1-й пол. XIX в. Снесена в 1930 г. Церковь была одной из старейших в городе, по некоторым источникам, возведена она в посаде в XV-XVI веках. Афанасий Веков в 1629 году описывал ее так: «Церковь Нерукотвореннаго образа Спаса нашего Иисуса Христа деревяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсеребренников Козьмы и Дамиана…»

http://sobory.ru/article/?object=27998

Владимирович Агафоников (Агафонников) (1.09.1876, с. Лекма Слободского у. Вятской губ.- 5.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из известного с нач. XVIII в. рода церковнослужителей Вятской епархии. Н.- старший брат протоиереев священномучеников Александра и Василия Агафониковых (см. статьи: Александр Владимирович Агафоников и Василий Владимирович Агафоников . Детство и юность Н. прошли в с. Медяна (ныне Медяны) Вятского у. и губ., куда был переведен служить псаломщиком его отец. Уже в детстве Н. освоил не только рус. грамоту, но и церковнослав. язык, с 6 лет пел и читал на клиросе, с 7 лет нес послушание пономаря и читал часы и шестопсалмие. После учебы в Медянском мужском земском начальном уч-ще поступил в 1886 г. в Вятское ДУ; с 3-го класса училища пел в архиерейском хоре. В 1897 г. окончил Вятскую ДС и был определен псаломщиком в Николаевскую ц. г. Слободского Вятской губ., стал там регентом хора. Одновременно был назначен законоучителем Слободской начальной школы Н. П. Ончукова. 17 сент. 1899 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея. Назначен священником Вознесенской ц. в с. Загарье Вятского у., одновременно - законоучителем Загаренской земской школы. Также был заведующим осиновицкой школой братства свт. Николая (1901-1904), заведующим и законоучителем Загаренской церковноприходской школы (1910-1916), законоучителем Окуловского земского уч-ща (1902-1910) и Кривошеинского одноклассного земского уч-ща (1911-1912). С марта 1910 г. являлся духовным следователем по 1-му благочинническому окр. Вятского у., был депутатом от 1-го благочиннического окр. Вятского у. на окружные училищные съезды (1909-1912). 16 авг. 1916 г. назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ Вятского у., 1 сент. того же года был утвержден в должности законоучителя Вятского 4-го начального училища. 8 сент. 1916 г. определен на священническое место к вятскому Спасскому собору без права получения доходов. 15 дек. 1917 г. назначен священником вятского в честь Преображения Господня жен. монастыря (см.: Преображения Господня женский монастырь в г. Кирове).

http://pravenc.ru/text/2565652.html

Надеевская пустынь, урочище. Николо-Надеевская пустынь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые упоминается в 1532 г., когда пустынь разорили казанские татары. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь — Никольский погост. В 1826 г. погост был приписан к Кривоезерской Троицкой обители. Возобновление пустыни начато с 30-е гг. XIX в. прп. Тимоном Надеевским, учеником прп. Серафима Саровского. С 1856 г. — самостоятельная обитель. В 1912 г. монастырь из мужского обращен в женский. Пустынь закрыта в 1919 г., в ней был создан совхоз «Восход». В советское время ансамбль пустыни полностью разрушен. Николаевская-Надеевская пустынь имела два храма: Успенский и Троицкий. Первый был построен в 1837 году, второй в 1868 году к востоку от первого. Успенская церковь, зданием каменная, четвероугольная, одноэтажная, о пяти главах, с трапезою, и во оной приделы на южной стороне святителя Николая и северной - преподобного Макария Унженского чудотворцев; с папертью и колокольнею с двумя верхними пролетами. Троицкий каменный пятиглавый собор построен на месте древнего деревянного Никольского храма. Пустынь уже существовала в середине XVII столетия; в 1724 приписана к Ипатьевскому монастырю; в 1816 году отписана к Троицкой-Кривоезерской пустыни, а в 1856 году восстановлена в правах заштатной обители. С 1825 по 1840 год в Надеевской пустыни подвизался преподобный Тимон, где в 1832 году, по благословению своего духовного наставника преподобного Серафима Саровского, приступил к строительству каменного Успенского храма. Одновременно преподобный ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Пройдя долгий и многотрудный путь земной жизни, преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января (ст. ст.) 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма. К началу 20-го века внутреннее и внешнее благосостояние обители пришло в упадок, и в 1912 году она была обращена в женскую. С наступлением скорбных для Церкви событий ХХ столетия Николо-Надеевская пустынь подверглась закрытию и разорению. Однако верующие продолжали приходить на могилу старца Тимона, на выкопанный им Никольский источник. По сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных. Прославление преподобного Тимона, старца Надеевского, в лике местночтимых святых Костромской епархии состоялось 25 декабря 2003 года.

http://sobory.ru/article/?object=24186

Священник Феодор Делекторский (в будущем епископ Никита) и его гимн Московской духовной академии Источник Введение Среди Собора семидесяти святых Московской духовной академии 1 особое место занимают новомученики и по числу, и по выразительным особенностям жизни. После академической скамьи или с профессорской кафедры питомцы Академии с удивительным достоинством выдержали один из страшнейших катаклизмов мировой цивилизации в виде Октябрьской революции и её тяжелейших и труднообратимых последствий. Одним из святых новомучеников из числа выпускников стал иерей Феодор Делекторский 2 , впоследствии принявший монашеский постриг и епископский сан с именем Никита. В картотеке последнего библиотекаря дореволюционной библиотеки Московской духовной академии Константина Михайловича Попова (1872–1954) сохранились особые данные-досье на ряд преподавателей и сотрудников Академии, которые до сих пор не введены в научный оборот. Под номером 22 академической картотеки значится небольшая связка листов с записями о священнике Феодоре Делекторском. Здесь отмечено, что Делекторский Феодор – «священник, кандидат богословия 70-го курса Московской академии (1915 г.). 30 сентября 1915 г. помощник секретаря Совета и Правления Московской духовной академии. 1 января 1917 г. настоятель Петропавловского собора в г. Перми. Кандидатское (сочинение) – «Ветхозаветные пророки как пастыри». Отзывы в Журналах Совета Московской духовной академии 1915 г. доцента иеромонаха Варфоломея (Ремова) стр. 22–225, профессора свящ. Е.А. Воронцова стр. 226-я». На следующей странице сделано указание на издание единственной книги, вышедшей из-под пера отца Феодора задолго до поступления в Московскую духовную академию: «Делекторский Феодор Петрович, свящ. Николаевский женский монастырь 3 в городе Переславле, Владимирской губернии. Москва, 1904.0 + м + 3 – 28 + 0. Таблицы между стр. 4–5, 16–17, 26–27». Затем следует библиографическая запись, посвящённая академическому гимну, составленному отцом Феодором в преддверии столетнего юбилея пребывания Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Холмогоры. Церковь Троицы Живоначальной на Глинском посаде. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход охватывал половину Холмогор и был образован из четырех приходов, существовавших в XVI в.: Троицкого, Рождественского, Никольского и Покровского. В XVII в. в его пределах существовали следующие деревянные церкви: на Глинском посаде Троицкая церковь, с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и свв. Апостолов Петра и Павла, холодная; Благовещенская церковь, с приделом св. Апостола Андрея Первозванного, теплая; на Иванском посаде церковь Рождества Христова, построенная в 1771-1772 г.г., теплая; церковь Иоанна Крестителя, холодная, и церковь святителей Афанасия и Кирилла. Кроме того, в начале XIX в. существовала церковь или, может быть, придел Вознесения Господня; на Никольском посаде теплая церковь Зосимы и Савватия и холодная Николаевская, построенная в 1629-1631 г.г. и к концу XVIII в. обветшавашая настолько, что богослужения в ней уже не совершались; на Падрокурском посаде Владимирская (Пречистенская) церковь и при ней женский монастырь и приходская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1768 г. В XVIII в. прекратили свое существование церкви: Владимирская (Пречистенская), Зосимо-Савватиевская, Иоанно-Прдтеченская и св. Афанасия и Кирилла. В XVIII в. в приходе построили первую каменную двухэтажную Троицкую церковь. Строительство началось в 1698 г. Однако вследствие пожара 1698 года многие прихожане обеднели. А в 1714 г. был издан указ о запрете на строительство каменных зданий для привлечения каменщиков в новую столицу. Эти обстоятельства послужили причиной затянувшегося строительства. В первый раз о церкви упоминается в 1733 году. По случаю появления расселин в стенах она в 1774 г. была закрыта впредь до исправления (указ Духовной консистории от 1774 г. за Ремонт был начат из-за нехватки средств только в 1811 г. (указ Духовной консистории от 1811 г. за При этом были разобраны приделы: Иоанно-Предтеченский в верхнем этаже на южной стороне у западного угла и Андреевский в нижнем этаже с северной стороны. Покровская церковь в 1798 г. была приписана к Троицкой. Никольская и Рождественская церкви составляли Нижепосадский Рождественский приход, при котором с 1771 г. по 1798 г. был свой причт. В 1799 г. эти две церкви в ведение причта Троицко-Глинского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=38912

Церковь арх. Михаила в Ейске. 1865 г., разрушена в 1937 г., восстановлена в 1997 г. Фотография. Нач. XX в. Екатеринодарской и Кубанской епархии, первоначально Ставропольской и Екатеринодарской епархии, названо по г. Ейску (совр. Краснодарский край). В связи с трудностями управления значительной по территории и населению Ставропольской епархией (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ) 25 дек. 1907 г. Святейший Синод издал указ об «учреждении в Ставропольской епархии на местные средства кафедры викарного епископа с присвоением ему наименования Ейский и о бытии ректору Астраханской духовной семинарии архимандриту Иоанну епископом Ейским» (цит. по: Православная Церковь на Кубани. 2001. С. 118). Местом пребывания Ейского епископа был определен Екатеринодар (с 1920 Краснодар) с возложением на архиерея управления Екатерино-Лебяжской Николаевской общежительной муж. пуст. Границы викариатства совпадали с границами Екатеринодарского духовно-училищного округа. Е. в. включало города Екатеринодар, Майкоп, Темрюк и Ейск, 166 станиц, 19 селений и 44 хутора, состоявших в 20 благочиниях, с 3 соборными, 360 приходскими церквами, при к-рых служили 377 священников, 152 диакона и 366 псаломщиков, с 2 муж. мон-рями ( Закубанская Михаило-Афонская и Екатерино-Лебяжская пустыни) и 3 жен. обителями (Преображенский и Покровский мон-ри, Черноморская Марие-Магдалинская пуст. (см. Марии Магдалины, равноапостольной, женский монастырь в ст-це Роговской)). В Екатеринодаре располагались духовное муж. уч-ще и епархиальное жен. уч-ще, отд-ние Ставропольского училищного совета и Александро-Невское благотворительно-просветительное братство. В 1900-1914 гг. в городе был возведен монументальный 7-престольный собор во имя вмц. Екатерины. Екатеринодарская городская управа отвела десятину земли для архиерейского подворья и гарантировала выплату ежегодного пособия в размере 3 тыс. р. в течение 10 лет. Кроме того, на содержание Ейского епископа выделялось по 1 тыс. р. из доходов Михаило-Афонской и Екатерино-Лебяжской пустыней и 500 р. из доходов Марие-Магдалинской пуст. 3 февр. 1908 г. состоялась хиротония Иоанна (Левицкого) во епископа Ейского.

http://pravenc.ru/text/189595.html

К 11 июля в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный  приют  в станице Манычской,  приют  в  Воронежской епархии , Иверский женский монастырь  Ростовской епархии , Старицкий Успенский мужской монастырь  Тверской епархии , Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в  Костромской епархии , епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорскую лавру Донецкой епархии, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и храм Воздвижения Креста Господня  Винницкой епархии , Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь  Черниговской епархии , Галайковский Преображенский монастырь  Могилев-Подольской епархии , Банченский монастырь  Черновицко-Буковинской епархии , Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри  Мукачевской епархии ,  Успенскую Почаевскую лавру , Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь  Киевской епархии , храм мученицы Татианы в селе Выгода и Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангело-Михайловский монастырь и Пантелеимонов мужской монастырь в Одесской епархии, Елисаветинский монастырь и Успенский храм  Кировоградской епархии , Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри  Ровенской епархии ,  Успенскую Киево-Печерскую лавру , Покровскую Голосеевскую пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимонов монастырь в Киеве,  Киевскую духовную академию и семинарию , Благовещенский храм Краснограда, Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавскую миссионерскую духовную семинарию, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Покровский храм в Днепре, Святогорский Зимненский женский монастырь  Владимир-Волынской епархии . Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии. 

http://patriarchia.ru/db/text/5943881.ht...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь Украина, Закарпатье, г. Мукачево, ул. Северная, д. 2. На северной окраине города Мукачева, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский женский монастырь. История основания монастыря уходит в XI b. Исторические документы утверждают, что в XXI bb. между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского государства. Возвратившийся на родину от Ярослава Мудрого и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия Ярославна принесли из Киевской Руси стремление к укреплению православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства. Король Эндре и Анастасия основали ряд православных монастырей. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-галереями, где обитали пустынножители. Недалеко от сохранившихся пещер и ныне существует целебный источник, который по преданию был выкопан монахами пещерной обители. Князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами. Поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он строит православный монастырь на правом берегу реки Латорицы для переселения иноков из существующей пещерной обители. Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению большой змеи. Князь призвал на помощь святителя Христова Николая и был спасен. Получив такую скорую и благодатную помощь, он пообещал возвести в честь святителя храм. Некоторое время спустя князь, проходя вдоль реки Латорицы и выбирая место для постройки храма, внезапно увидел светлого ангела, который, стоя над рекой, указывал на гору, которая в народе стала называться Чернечьей. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для монахов и дал монастырю грамоту, в которой закрепил за монастырем две деревни: Лавки и Бобовище вместе со всеми повинностями и некоторые другие земли. В грамоте указана территория самого монастыря, мельница и другие земельные угодья.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010