Туринск. Николаевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Николаевский женский монастырь основан в 1624 г. архиеп. Киприаном, который рекомендовал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков и поселить их в верхней части города на берегу р. Туры. В 1764 г. монастырь оставлен за штатом и по бедности был предназначен к упразднению, но в 1822 г. иждивением нескольких женщин, будущих насельниц монастыря, и старанием старца Зосимы, определившего сюда своих сестер, обращен в женский общежительный монастырь 3-го класса. Вновь открыт в 1994 г. По описанию, составленному в 1820 году, в Туринске имеется 5 каменных церквей, один заштатный мужской Николаевский монастырь, два каменных и 471 деревянных домов; жителей 836. В 1822 году мужской монастырь был обращен в женский по желанию нескольких женщин, обеспечивающих его в материальном отношении. Туринский женский монастырь, кроме образцового устройства обители, труда и молитв, известен еще своими золотошвейными работами, расходящимися далеко по Сибири и Приуралью. Характерными ремеслами являются живопись или вернее иконопись, резьба и золочение по дереву, шитье шерстью, бисером и золотом. Кроме того, изготавливаются расписные шкатулки, подносы, деревянные изделия под лак. Из числа учебных заведений в Туринске находится женское училище при Николаевском женском монастыре, в котором в последнее время на иждивении монастыря воспитываются девицы, дети различных слоев населения Туринска и его края. Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога. По открытии в Сибири епархии первый ее Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) в 1621 году при следовании своем в город Тобольск узнал, что в Туринском девичьем Покровском монастыре не было установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена, ни игуменьи, кроме одного священника для отправления богослужения. Посему Преосвященный послал в город Туринск иеромонаха Макария с двумя монахами, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий, живши там, отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь; возле Ямской слободы, в нагорной части города, при реке Туре, обтекающей монастырь с восточной стороны, а монахини оставлены в женском Покровском. Но церковь Покрова в 1740-х годах была уже в числе приходских, и, следовательно, Покровского девичьего монастыря тогда уже не было.

http://sobory.ru/article/?object=15161

Арзамас. Николаевский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Богоявления Господня Сортировка: Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Основан, неизвестно когда, священником Феофилактом Яковлевым. Существовал уже в XVI веке. В монастыре находится чудотворная икона святителя Николая, пожертвованная игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Сергием (+1585 год). При монастыре больница с аптекой, живописная мастерская и приют для девочек — сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский Николаевский женский монастырь основан в конце XVI века. В 1738 г. построена церковь Николая Чудотворца ( " Большой крест " ), в 1811 г. - церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь действующая, церковь Николая Чудотворца восстанавливается, но без колокольни. СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться НикольскойНикола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха). Дважды за свою историю – в 1650 и 1726 гг. – монастырь выгорал дотла. Первый раз он восстанавливался на средства вдовы отца Феофилакта Пелагии и его сыновей Григория и Афанасия. Во второй раз город, а вместе с ним и монастырь, был опустошен пожаром, пожалуй, самым ужасным за все время существования Арзамаса.

http://sobory.ru/article/?object=04969

Лебедин. Николаевский Лебединский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1779. Адрес: Черкасская область, Звенигородский р-н, с.Лебедин. Тел.: (04741) 4-79-18 Координаты: 48.966663, 31.586079 Проезд:Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км. от Киева и 100 км. от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты КОЛОКОЛЬНЯ ЛЕБЕДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1833 г. Размещена в створе ограды Николаевского монастыря, подчеркивает основную ось его застройки. Кирпичная, прямоугольная в плане, двухъярусная с аттиковым завершением, сооружена в формах классицизма. Центральная ось здания со сквозным проходом закреплена портиками тосканского ордера. Колонны портиков несут антаблемент, завершенный треугольным фронтоном. Стены первого яруса обработаны горизонтальным рустом, пластику стен второго яруса обогащает квадровая рустовка и плоские круглые ниши, в которых помещены небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками. Здание завершено невысоким аттиком позднего происхождения (звонный ярус колокольни разобран), декорированным поясом плоских ниш с лучковыми перемычками. Ограда, примыкающая к колокольне, построена одновременно с ней и выдержана в том же стилевом и декоративном ключе. Монументальные формы, строгие пропорции, пластическое оформление памятника ставят его в ряд своеобразных сооружений Правобережья в стиле позднего классицизма. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.257-258, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Древний Свято-Николаевский женский монастырь расположен на восток от села Лебедин Шполянского района в 250 км от Киева и 100 км от Черкасс в живописном и уединенном месте, окруженным лесом и озерами. Церковное предание говорит, что основали сию обитель монахини Магдалина и Трифиллия, инокини Дария и Феврония в 1779 г., оставившие свой разграбленный и сожженный турками в Молдавии Свято-Успенский Калатурский монастырь. Проходя Лебединским лесом в поисках нового пристанища, сестры остановились на ночлег и было им видение. Святитель Николай чудотворец благословлял основать здесь монастырь. Наутро они дошли к ручью набрать воды и нашли там икону святителя Николая в подтверждение того, что это был не сон, а благословение Божие. На том месте сохранился целебный источник, открытый святителем Афанасием (Пателарием), Константинопольским патриархом. В народе источник называют " магдалининским " в намять о первой игумении монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=26598

Бекреневский Монастырь, урочище. Бекреневский Свято-Николаевский монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1895. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ростовская область, Константиновский район, урочище Бекреневский Монастырь Координаты: 47.685124, 41.718779 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бекреневский Свято-Николаевский монастырь находился в юрте Мариинской станицы (ныне Константиновский район). Первоначально монастырь был мужским, но 7-20 июля 1910 года по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского Владимира I распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женский. Освящение соборного храма совершилось 29-30 июня 1913 года. Монастырь был расположен на 6 десятинах земли. Обнесен деревянною огорожею с деревянными святыми воротами, обращенными на восток к почтовой дороге, на которой стоял большой образ Святителя Николая Чудотворца. Внутри монастырского двора красовался величественный кирпичный пятиглавый с колокольнею собор во имя св. Николая, с двумя приделами (один в честь Воздвижения Креста Господня, другой - во имя святого благоверного князя Александра Невского). Монастырем управляла почтеннейшая игуменья матушка Амфиана. Последней игуменьей была матушка Митрофания. Собор был светлым, просторным, со сплошной позолотою иконостасом и живописью по стенам, обставлен хорошею утварью и всеми необходимыми предметами богослужения. Кроме храмов в монастырском дворе находились следующие здания: дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для сестер, с весьма тесными кельями, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и свечная лавочка. Рядом с монастырем, с северной стороны, находился скотный двор и фруктовый сад, в котором находились пещеры с закрытым ходом, вырытые основателем монастыря С.И. Поляковым. С восточной стороны монастыря, рядом с монастырскою оградой, находился дом для священника, а за дорогою — двухэтажная гостиница с номерами для посещавших святую обитель богомольцев. Рядом с гостиницей располагалось монастырское кладбище с небольшой деревянною церковью во имя Преподобного Сергия Радонежского. Главной святыней этого монастыря была Козельщанская икона Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=38548

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви К 18 апреля в России беженцы размещены в церковном  приюте в станице Манычской,  приюте в Каменске-Шахтинском,  приюте в  Воронежской епархии ,  Иверском женском монастыре Ростовской епархии, Успенском мужском монастыре  Тверской епархии , Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии, в епархиальном центре матери и ребенка в Белгороде. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев принял Ковалевский детский дом в  Костромской епархии . Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии , Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии , Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии , Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Успенская Почаевская лавра , Ольшанский женский монастырь и  Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии , Архангельско-Михайловский монастырь, Пантелеимоновский мужской монастырь Одесской епархии, Елизаветинский монастырь и Успенский храм Кировоградской епархии , Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии , Киево-Печерская лавра , Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария , Благовещенский храм Краснограда, Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Покровский храм в Днепре, Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии . В Берлинской епархии Русской Православной Церкви беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в Знаменском храме в Ульме, в приходском доме Гамбурга, в приходском доме храма Святой Троицы Дортмунда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918788...

Николаевский. Никольский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский женский монастырь, открытый в 1995 году на базе бывшего пионерского лагеря и Никольского храма в селе Николаевское и включающий: 1. Храм в честь Святителя Николая (Никольский храм) 1860 года 2. Домовой храм в честь Иверской иконы Божией Матери 1995 года. 3. Храм в честь сщмч. Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского в г.Чернушка, открытый в 1999 году в приспособленном здании бывшего кинотеатра «Луч» (построенного в 50-е годы ХХ века); 4. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Зверево (храм с 1945 года, часовня с 1886 по 1928 годы); 5. Храм-часовня в честь Рождества Христова в с. Рябки (с 2002 года); 6. Часовня в честь Рождества Христова в д. Атняшка (с 2005 года, построена на месте сгоревшего в 1992 году деревянной церкви); 7. Часовня в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Есаул; 8. Часовня в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в с. Тюй. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Чернушинский район. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Краткая история Свято – Никольского женского монастыря. В конце XVIII века на месте будущего Николаевского храма существовала небольшая деревня Панова, насчитывавшая до 100 душ мужского пола. Удачное местоположение, близость речки Танып (в прошлом – судоходной) привлекли внимание помещика Елисея Леонтьевича Чадина, владельца крепостных крестьян, проживавших в этих местах. Здесь он и решил устроить себе резиденцию. С целью расширения своих владений, Чадин выкупает землю в 4-х верстах вниз по течению реки Танып, близ речки Ямашки. Крестьяне переселяются на вновь приобретённые земли, а на месте бывшей деревни Панова строится винокуренный завод, помещичий дом и заводская слобода. Таким образом появился в начале XIX века Николаевский завод. В течение века менялись владельцы Николаевских земель. В 1848 году умирает помещик Ф. Д. Суворов и Николаевское имение в 1851 году было куплено у вдовы бывшего владельца Павлом Дмитриевичем Дягилевым, известным заводчиком и меценатом тех времён, дедом известного импресарио Сергея Дягилева.

http://sobory.ru/article/?object=16153

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Елена Емченко: " Мнение о том, что женские монастыри населены вдовами и неудачницами - несостоятельно " Свешникова Мария, Страна.ru, 19.12.2001 Первым известным женским монастырем в Киевской Руси был Николаевский (в честь Святителя Николая, память которого празднуется 19 декабря) женский монастырь в Киеве, на могиле Аскольда. О нем сохранилось только одно упоминание: в житии Феодосия Печерского - одного из основателей Киево-Печерского монастыря - говорится, что его мать постриглась в монастыре при церкви святого Николая. Первое летописное упоминание о женском монастыре относится к 1089 году и связано с Андреевским монастырем, основанным сыном Ярослава Мудрого Всеволодом для его дочери Анны. Как были устроены женские монастыри, рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Емченко . - Верно ли утверждение, что до Синодального периода женских монастырей было значительно меньше, чем мужских? - Несмотря на явный количественный рост женских монастырей в Синодальный период, даже в 1914 году их было все равно несколько меньше: мужских - 550, женских - 475. В средневековой Руси и в XVIII веке численность женских монастырей колебалась от 13% (от общей численности монастырей) до 23%. В XVIII веке женских было 23% от всех монастырей. - Чем это было обусловлено? - Трудно сказать. Возможно тем, что женские монастыри в этот период основывались, в основном, и в городах, которых было не так много, в отличие от XIX века, когда женские обители стали основываться повсюду. Стоит отметить, что женские монастыри всегда были более многонаселенными, чем мужские, в результате чего, несмотря на видимую диспропорцию, монахинь оказывалось ненамного меньше, чем монахов. Можно также утверждать, что мужские монастыри в большей степени поддерживались государством. Хотелось бы еще отметить такой факт: широко распространено мнение, будто мужчина уходит в монастырь, когда у него духовные искания. Если же в монастырь собирается женщина, так это потому что ей некуда деваться или у нее трагическая любовь, и будто женские монастыри населены в основном несчастными вдовами и неудачницами. Но, если посмотреть на те объемы строительства, которые были в женских монастырях: многочисленные храмы, каменные кельи, ограды, хозяйственные постройки, удивляет, как эти " убогие " несчастные женщины, проводящие много часов за молитвой и работой, обеспечивающей их содержание, могли таким образом экономически организовать жизнь в монастыре, чтобы развернуть подобные строительства.

http://zavet.ru/news/news011216.htm

Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей Содержание. Участие в основании и устройстве монастырей общества и правительства. Принятие монашества под старость. Монастыри-приюты под старость после военной жизни. 1) Монастыри донских казаков. Чернеев Николаевский монастырь. Боршов монастырь. Его оборонительное значение. Его земельные владения. Тяжбы и столкновения с соседями. Воронежский Покровский монастырь. Покровительство донских казаков. Земельные владения. Внутренняя жизнь. Вражда партий. Устьмедведицкий Межигорский монастырь. – 2) Монастыри полковых казаков. Лебедянский монастырь. Предания о его возникновении. Связь его с историей дома Романовых. Исторические данные о начале и быте монастыря. Троицкий Елецкий монастырь. Тешевский Задонский монастырь. Связь его со Сретенским Московским и с памятью о нашествии Тамерлана. Даншина пустынь и Карачунский монастырь, – их неустойчивое существование при набегах разных «воинских людей». Семилуцкая пустынь – значение ее в качестве инвалидного дома. Толшевский монастырь – особенности его положения на незащищенной стороне р. Воронежа. Быт монастыря. Воронежские монастыри – Успенский и Алексеевский. Их основание, земельные владения и внутренний строй. Лысогорская пустынь. Коротоякский Казанский женский монастырь. – 3) Монастыри черкасские. Пятницкий Острогожский женский монастырь. Дивногорский монастырь. Его основание. Особенности положения. Опасности от внешних врагов и средства защиты. Пещерокопательство. Владения и столкновения из-за них с соседями. Шатрище и устроенная в нем пустынь. Общая характеристика монастырской жизни. Управление. Состав братии. Имущества монастырей. Связь с миром. Экономические связи. Церковная зависимость. Значение воевод и приказных. Черты внутреннего строя в жизни монастырей. Труд монахов. Пещерокопательство. Значение донских монастырей для края. Количество монастырей и монахов, как показатель тяготения населения к монашеству. Колонизационное значение монастырей. Обычно монастырь должен возникать, как завершение монашеского подвига: монастырь есть организованное монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви К 21 апреля в России беженцы размещены в церковном  приюте в станице Манычской,  приюте в Каменске-Шахтинском,  приюте в  Воронежской епархии ,  Иверском женском монастыре Ростовской епархии , Успенском мужском монастыре Тверской епархии , Марфо-Мариинском монастыре Белгородской епархии , в епархиальном центре матери и ребенка в Белгороде. Также при поддержке Церкви размещены беженцы в  Новочеркасске Ростовской епархии. Семью беженцев принял Ковалевский детский дом в  Костромской епархии . Дети определены в сады и школы. Беженцев и нуждающихся людей приняли  Успенская Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и храм Воздвижения Креста Господня  Винницкой епархии , Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь  Черниговской епархии , Галайковский Преображенский монастырь  Могилев-Подольской епархии , Банченский монастырь  Черновицко-Буковинской епархии , Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии , Успенская Почаевская лавра , Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Преображенский монастырь  Киевской епархии , Архангельско-Михайловский монастырь, Пантелеимонов мужской монастырь Одесской епархии , Елизаветинский монастырь и Успенский храм  Кировоградской епархии , Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри  Ровенской епархии , Успенская Киево-Печерская лавра , Покровская Голосеевская пустынь, Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Пантелеимонов монастырь в Киеве,  Киевская духовная академия и семинария , Благовещенский храм Краснограда, Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Покровский храм в Днепре, Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии . В Берлинской епархии беженцев разместили в Георгиевском мужском монастыре в Гетшендорфе, в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ульме, в приходском доме Гамбурга, в приходском доме храма Святой Троицы Дортмунда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5919436...

Москва. Николаевский Греческий мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Николая, святителя, в Никольском греческом монастыре собор (уничтожен) Никольская улица вот уже более шести веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы. В разное время Никольский монастырь именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан он был в конце XIV века и впервые в летописи упоминается в 1390 г. Как и находившийся напротив него Богоявленский, в древности он был центром переписки книг. Существуют сведения, что до 1525 г. Никольскую обитель делили между собой монахи и монахини, которые сообща вели хозяйство и участвовали в богослужениях. После открытия женской Новодевичьей обители Никольский всегда оставался мужским монастырем. В середине XVI в. его территория уже вполне определилась. С севера он был ограничен новой Китайгородской стеной, с востока к нему примыкал Печатный двор, а с запада – постройки Заиконоспасского монастыря. Со стороны улицы в древности стояла деревянная часовня. Сообщение в летописи о пожаре, возникшем в монастыре 19 мая 1564 г., сохранило для нас интересные подробности о бывших в нем постройках. При пожаре сгорели две церкви, восемь келий и деревянные кровли остальных строений. Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 г. Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 г. Эта жалованная грамота на владение обителью подтверждалась позже царями Федором Ивановичем и Михаилом Федоровичем. Монастырь стал называться Афонским или Николо-греческим подворьем. Царь Алексей Михайлович в 1653 г. позволил вести службы на греческом языке, а после того, как архимандрит Пахомий привез в Москву с Афона точную копию с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, пожаловал 19 мая 1669 г. греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем.

http://sobory.ru/article/?object=38782

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010