598 Косма юродивый Верхотурский, подвизавшийся в городе Верхотурье Пермской губернии, скончавшийся 8-го Декабря 1680-го года ипогребенный в ограде Верхотурского собора. См. о нем у преосв. Димитрия во 2-м издании Месяцеслова под 8-м Декабря. 599 Замечательно, что в одном деле о Муромском монастыре второй половины XVII века вовсе не упоминается о преп. Лазаре Муромском (хотя упоминается церковь Лазарева воскресения, находившаяся «sa мohacmыpeм, за полем»), а вместо Лазаря говорится о преподобном чудотворце Афанасии Муромском, см. в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1887 г., кн. III, Varia, стр. 54 sqq (61, 62). 600 Но в Описании жизни и чудес святого преподобного Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеозерского чудотворца, напечатанном в С-Петербурге, в 1860-м году, (в Синодальной типографии, славянским шрифтом), читается послесловие: «Преподобный Отец Никодим православною нашею церковью сопричтен к лику святых и на ряду с ними показан в Прологе, напечатанном в Москве в 1662 году; память ему назначено совершать 3-га Июля в день его преставления, с пением ему стихов 8-го канона (? sic), творцами коих были митрополит Макарий Гревенский и Авва Феодосий». Что Никодим показан в Прологе, это еще не значит непременно, что онесть канонизованный святой (о чем см. выше стр. 565 fin.); равным образом, не значит сего и то, что существует ему служба (см. выше стр. 288 sqq). Но если ему совершается празднование (чего послесловие прямо не говорит), в совершается с ведома, а не благодаря неведению подлежащей власти, что заставляло бы предполагать законную канонизацию, то, конечно, он должен быть признаваем за настоящего местного святого (О службе Никодиму, Хозьюгскому, составленной митрополитом Гревенским Макарием и Сербским аввою Феодосием, бывшими на Севере в ссылке, см. Строева Библиографич. Словарь, стр. 198, и брошюру о Никодиме иеромон. Никодима, Спб. 1900, стр. 15, митр. Филарет отзывается как о сочинении бессмысленном, которое не должно быть одобрено к напечатанию, см. в Указателе кг Собранию мнений и отзывов Филарета сл. служба, стр., 447 col. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

599 Однако в русских житиях (как правило, в агиобиографиях основателей монастырей, святителей) чаще встречается обратное явление – укоризны, клевета и гонения на святого, вызванные «дьявольским наущением». 606 Большая часть предисловия Жития Никодима была заимствована из Жития преподобного Саввы Сторожевского, изданного Московским Печатным двором в 1646 г., ср.: «Якоже убо царския утвари златом украшени, со многоценным камением веселят очи зрящих на ня, паче же сих духовная красота, в ней же праздницы, сотворяеми в памяти святых, веселят верных сердца и души освящают. Вся убо сия человеколюбцу Богу на ползу нам творящу, изрядных бо муж жития древний обыкоша преписовати ради от сих прибываюшыя пользы. Нам же ныне напоследок, в он же кончина веке достиже, наипаче нужно есть сие. И се убо ныне приспе пресветлыи новый праздник предивныя и честныя памяти преподобнаго отца нашего Савы...» (Житие Саввы Сторожевского (по старопечатному изданию XVII века)/Сост. Л.А. Тимошина//Материалы для истории Звенигородского края. М., 1994. Вып. 3. С. 25−26). 607 Полетаева Е.А. «Уход в пустыню» в древнерусской и старообрядческой традиции (на материале северно-русской агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 212−213. 613 Никон игуменствовал на Кожеозере с 1643 по 1646 г., см. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии/Сост. А. Кононов. СПб. 1894. С. 13−14. 615 Никодим [(Кононов)], иером. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. С. 15. 616 Два списка Службы преп. Никодиму идут в конвое с Житием Никодима I ПР (БАН, Архангельское собр., Д. 405, л. 10−57 об.; РНБ, Q. I. 1390, л. 89−113) и один список кон. XVIII – нач. XIX в. представляет только текст Службы (в её состав входит и проложное житие святого) – РНБ, собр. Тиханова, 473, л. 1−47 об. 617 «Месяца июля в 3 день преставление преподобнаго отца нашего Никодима, Кожеезерскаго чюдотворца, Хозьюскаго пустынника». Нач.: «Равноангелное житие твое и Божествени подвиги...». Цит. по ркп.: БАН, Архангельское собр., Д. 405 (кон. XVII – нач. XVIII в.), л. 10−57 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 Путевой журнал самоедского священника Михаила Кононова за 1868 г.//Архангельские губернские ведомости. 1869. 30. 8 Архангельские епархиальные ведомости. 1888. 9–10. С.94; 1889. 16. С.176; 1891. 14. С.171. 9 Михайло-Архангельский монастырь в городе Архангельске//Русский паломник. 1893. 46–47; Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии с описанием жизни и чудес преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; 10 Мезенский край//Русский паломник. 1894. 43; Иов преподобный Ущельский//Русский паломник. 1894. 50. 13 Преподобный Александр Ошевенский чудотворец и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. 16 Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании. Агиологические очерки. СПб., 1900; Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков. СПб., 1900; Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901; Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С-Петербургской епархии XIV-XVII веков. СПб., 1901; Архангельский Патерик. СПб., 1901; Вологодские святые//Вологодские епархиальные ведомости. 1902. 12, 15, 17, 19. 18 Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами. Т.1–13. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1906–1912. 20 Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами. Т.1–13. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1906–1912. 21 Памятная книжка Олонецкой губернии на 1910 г. Петрозаводск, 1910. С.21, 79, 81, 82, 84, 100, 107, 109. 22 Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Агафангел. Краткий биографический очерк. Петрозаводск, 1910; Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910; Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910; Старец о. Наум Соловецкий – подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск, 1910; Соловецкий монах Зосима//Православный Финляндский сборник. 1910. С.15–18. 23 Православное Карельское Братство и северно-русское духовное иночество. Петрозаводск, 1910; Что может иметь пастырь для внебогослужебных бесед с прихожанами за недорогую цену из существующих религиозно-нравственных изданий?//Архангельские епархиальные ведомости. 1911. 1. С.13–16. 28 Иоасаф Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. Курск, 1914. Читать далее Источник: Никодим Кононов: епископ, ученый, мученик/С.О. Шаляпин. Седьмые  Иоанновские образовательные чтения. Секция 5. Новомученики  и исповедники земли Архангельской Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

А. Виниуса («Книга Виниуса»). Подлинник имеет общерус. значение как собрание изображений редких персоналий, среди к-рых можно выделить сщмч. Дионисия Ареопагита, прп. Максима Грека; мн. прориси имеют подписи, указывающие на авторство иконописцев-знаменщиков Симона Ушакова, Василия Кондакова и др. Образцы Лицевого Сийского подлинника выполнены в технике «черневого прилепа», но при этом Н. С. сам прописывал листы черными чернилами, придавая рисунку четкость, как на прорисях икон «Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские», «Преподобные Никодим Кожеозерский и Пахомий Кенский», «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», либо полностью прорисовывал изображение, напр. прп. Феодосия Сийского ( Кольцова. 2009. С. 70). Текстовый иконографический материал Толкового подлинника расположен в календарном порядке согласно месяцеслову; он содержит подробные описания образов святых и праздничных сюжетов. В книге много иллюстраций, преимущественно гравированных, выполненных в технике гравюры на металле (резец, офорт). Наиболее интересен из них комплект лицевых святцев Бунина. Каждый лист соответствует месячному циклу церковных праздников: в календарном порядке изображены святые в рост и праздничные сюжеты (в наст. время известны 2 экз., один - в составе Сийского подлинника; см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 957; Кольцова. 2009. С. 68). Среди дополнительных статей Толкового иконописного подлинника необходимо отметить разработанные Н. С. рекомендации по сохранению икон в неотапливаемых помещениях путем их постепенного проветривания, описание методов реставрации икон ( Брюсова. 1984. С. 152; Симони. 1906. С. 199-200; Кольцова. 2009. С. 71-72). В подлиннике содержатся также правила просушки каменных церквей, ризницы и книгохранительной палаты. Есть рекомендации по промывке, чистке и поновлению икон, сведения о золоте и серебре, об олифе, о приготовлении иконных красок, о клее, левкасе и о «чернильном прилепе». Е. А. Рыжова, О. Р. Хромов Деятельность Н. С. как книжника Патриарх Никон и царь Алексий Михайлович.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Близ новой своей кельи выкопал он себе глубокую могилу и часто в нее спускался для молитвы. В могиле этой без пищи, питаемый и укрепляемый Божиею благодатью, провел он однажды всю св. четыредесятницу. Суровыми и непрестанными подвигами в пустыне преподобный Никодим достиг столь высокой степени духовного совершенства, что получил от Бога дары прозорливости и чудотворения. Так, один инок обители Кожеозерской, глубоко уважавший отшельника и за свою кротость и смирение пользовавшийся его любовью, послан был однажды по делам монастырским на Онегу. Никодим просил его прислать ему оттуда удочек для рыбной ловли. Инок исполнил просьбу старца, присоединив при этом от усердия своего к удочкам несколько серебряных монет. Посланный с этим даром постучал в двери кельи преподобного, но он приказал развязать ему узел с удочками и вынуть оттуда деньги, ему не нужные. В 1624 г. в Петров пост, Кожеозерский игумен Авраамий, взяв с собою инока Моисея и послушника Иоанна Дятлова, поплыл озером и р. Хозь-Югою на монастырские покосы, бывшие по берегу этой реки. Поровнявшись с пустынею Никодима, он захотел посетить отшельника и, вышедши из лодки с послушником Иоанном, пошел по направлению к хижине преподобного. На половине дороги встретил их сам пустынножитель и с великим смирением – до земли поклонился игумену, прося его благословения. Игумен тоже отвечал поклоном и спросил старца, – кто известил его об их прибытии. «Никто, отвечал старец, но я давно жду вас, ибо знал, что у меня будете». Идя с игуменом к своей кельи, старец нечаянно взглянул на сопровождавшего их послушника и спросил игумена: «давно ли живет в обители Иван Дятлов?» Изумился игумен прозорливости старца, ибо не более двух недель пришел к ним в обитель Дятлов, и совершенно незнаком был пустыннику, которого видел впервые. Иоанн с давних пор страдал глазною болью, почему, бросившись к ногам преп. Никодима, просил его молитвами своими помочь ему. Старец вел душе-полезную беседу с игуменом, и, по-видимому, не обратил внимания на просьбу послушника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богоявления. Описание раки составлено в 1902 г. членом Архангельской духовной консистории свящ. Михаилом Поповым: «Главная святыня обители - мощи пр. Никодима. Оне обретены нетленными в 1695 г. и находятся под спудом в особой пристройке к деревянному храму Богоявления с южной стороны. В это помещение ведет небольшая лестница. Здесь стоит гробница на каменном полу, под которым и сокрыты св. мощи. Всегда теплится здесь неугасимая лампада. Между тем в каждом храме монастыря имеется гробница с изображением Пр. Никодима, и думалось мне, а простой народ и не сомневается, что здесь и есть св. мощи» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 329. Л. 122). Период расцвета мон-ря связан с именем архим. Питирима (возглавлял обитель в 1885-1903), при котором была построена новая дорога, соединившая оз. Коже с Онежским трактом, благодаря чему открылась возможность для паломничества в мон-рь, были возведены каменная и деревянная гостиницы для богомольцев и трудников. К этому времени относится икона «Прп. Никодим Кожеозерский» под серебряным окладом, происходящая из Онежского р-на (ныне хранится в соборе прор. Илии в Архангельске). На окладе - клеймо московского серебряного мастера А. Гудкова (оклад цельный, с отверстиями для лика и кистей рук). На нижнем поле оклада - надпись: «Риза ciя сооружена ycepдieм крестьянина деревни Фехтальмы Михаила Ивановича Кузьминскаго 6го Мая 1895 года». Святой представлен фронтально, правая рука прижата к груди, в опущенной левой - четки. Образ Н. известен в монументальной живописи XIX - нач. XX в., напр. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В 1901-1903 гг. в каменной Успенской ц. Кожеозерского мон-ря крестьянами Селецкой вол. Холмогорского у., отцом и сыном Томиловыми, расписаны стены. В приделе Н. они подрядились написать сцены жизни святого: на потолке «в молитвенной позе изобразить Никодима Кожеозерского, у правого клироса на стене изобразить Явление преподобному Никодиму Кожеозерскому святителя Алексия митрополита Московского с архимандритом Дионисием, келарем Троице-Сергиевой лавры; на той же южной стороне стены изобразить двух ангелов, держащих икону Богоявления Господня на руках, а под ними на коленях преподобного Никодима Кожеозерского Чудотворца, принимающего благословение от митрополита Пафнутия и который вручает св.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Московский период жизни святого дан в той же обрисовке, что и в других редакциях. После трагического эпизода – смерти друга, Никодим (в этой редакции он не встречает ни одного из юродивых) оставляет «мир сей и яже в нём суетная вся века сего» и приходит в Чудов монастырь к архимандриту Пафнутию (в списке OP – Пафнотию). В пустыню же на Хозьюгу преподобный «отыде» из Чудова монастыря, минуя переезд с митрополитом Пафнутием на Крутицы и пребывание в Кожеозерском монастыре. Основная часть повествования ОР посвящена аскезе святого и его искушениям в пустыне (видение мёртвой жены на берегу реки, постоянные бесовские нападения «со множайшими силами и всякими виды»: ограбление святого разбойниками, пожар и потопление кельи). Однако все эти эпизоды в I ПР описаны более детально. Одно из существенных отличий Особой редакции от других, в её необычной концовке. Повествование резко обрывается на сорокадневном «пощении» в земляной яме. Заметим, что во всех других редакциях Жития Никодима старец Никодим принимает кончину в монастыре на Коже, перед смертью причастившись. Вполне возможно, что здесь имеет место старообрядческая редакция, составитель которой убирал из текста места, связанные с упоминанием Кожеозерского монастыря, принявшего «Никоновы новины» 607 . Однако можно предположить и другое. Не исключено, что в руки составителя сборника попал некий дефектный список ЖНК с утраченным концом, обрывающийся на повествовании о земляной яме. Составитель, ничего не меняя в тексте, завершил его достаточно традиционной концовкой: «...и тако скончаяся. Богу нашему слава нын и присно и во вки веком. Аминь» 608 . Вполне возможно, что гипотетический «дефектный» список ЖНК восходил к общему для I ПР и ОР протографу, который должен был дополнить повествование КР предисловием и рассказами о пустынном житии Хозьюгского отшельника. Можно, конечно, предположить, что протограф представлял собой именно те «письменные свидетельства» Иоанна Дятлева, которыми, по мнению Л. В. Соколовой , пользовался автор Пространного жития. Однако, по словам той же исследовательницы, «рассказ о борьбе с бесами изложен автором пространной редакции в своей собственной манере» 609 . Кто же, в таком случае, мог быть составителем «протографа»?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неофит, архим. Критского Успенского мон. Неофит, патр. Константинопольский Неплюев Роман Иванович, ст. Нерон, римский имп. Неронов Иван (Григорий), пртп. Казанского собора Нестеров Гаврил, прис. Никандр, каз. новгородского Софийского дома Никанор, архим. В.Н.-И. мон. Никанор, архим. Савво-Сторожевского мон. Никита Никитин, ипдк. Никита Столпник Переяславский, св. Никита, архим. К.-Б. мон. Никита, вмч. Никита, иерей Никитников Григорий, гость Никифоров Игнашка, сл. Никифорова М.Е. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский Никодим, фарисей, член синедриона, библ. Никола М.И. Никола Можайский, св. Никола Угрешский, св. Николаев Иван, грек Николаева Т.М. Николаевский П. Ф. Николай II, папа Римский Николай Спафарий, перев. Николай, архиеп. Мирликийский, св. Никольский Константин Никон Радонежский, св., чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского Никон Черногорец (Великий) Никонов Алёшка, крст. Нил Сорский , прп., писатель Нифонт, еп. Кипрский Новиков Н.И. Новохатко О.В. Ной, десятый патр. до всемирного потопа, прав., библ. Нуменс Левин, купец О боленский К.М. Оборин Матвей Владимирович, дв., визионер Образцов Иван, стряп. Овчинникова Е.А. Одоевский Никита Иванович, кн., комнатный ст. (сп.), бр. Одоевский Яков Никитич, ст., бр., кн. Озарьев Леонтий Романович, гол. стр. Озия, царь Иудейский, библ. Ознобишин Осип, гонец Окинин Корнилий, стрл. Кожеозерского мон. Олизько И.С. Оловянников Порфирий, пдч. Олтуфьев Ивашка, сл. К.-Б мон. Ольга, вел. кнг. Ольшевская Л.А. Ольшевский Николай, поляк Онтипин Омелка, крст. Опарина Т.А. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич, бр. Орлов Зиновий, библиотекарь Ортемий, икон. Осипенко М.В. Осипов Петрушка, дес. Остафьев Леонтий, икон. Остолопов Борис, д. Офонасьев Ярофейко, митрополичий недельщик Охозия, царь Израильский, библ. Охотина Н.А. П авел (Савл), ап., библ. Павел Алеппский, архидк. Павел Обнорский, прп.. св. Павел, архим. Чудова мон. Павел, еп. Коломенский Павел, митр. Сарский и Подонский Павлов А. Павловский Михаил, свщ. Паисий I, патр. Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XIX в. Оклад 1895 г. (собор прор. Илии в Архангельске) Характерным примером ранней иконографии Н. является икона нач. XVIII в., происходящая из местного ряда иконостаса Преображенской ц. с. Турчасова на р. Онеге (АМИИ; см.: Кольцова. 2006. С. 93. Кат. 528; Иконы XIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 218-219. Кат. 94). Святой представлен в рост, вполоборота влево, руки подняты в жесте моления и обращены к образу Божией Матери «Одигитрия», написанному в левом верхнем углу на облаках. На нем - темно-коричневая мантия, темная схима, желтоватая ряса, голова покрыта островерхим облегающим куколем; надпись: «Прп(д)обны(и) Никодимъ Koжeeзepckiй». До секуляризации монастырских земель иконы Н. для Кожеозерской обители в основном писали сев. иконописцы, в т. ч. крестьяне онежских вотчин. Уже тогда возникла потребность в создании небольших икон для подношения благодетелям и продажи. В 1741 г. монастырь заплатил «пияльской волости иконописцу Петру Артемонову за писмо… двух Никодимовых образов» (ГААО. Ф. 441. Оп. 2. Д. 7. Л. 10 об.). На пядничной иконе 2-й пол. XVIII в. из собора Рождества Христова в Каргополе (КИАМЗ; см.: Кольцова Т. М. Иконы Каргополя: Из собр. КИАМЗ. М., 2014. С. 94. Кат. 51) Н. представлен в молении Иисусу Христу, написанному слева вверху в облачном сегменте. Одежды Н.- охряная ряса, коричневая мантия, черные схима и куколь с красными крестами. В ближайших к Кожеозерскому монастырю приходских церквах - в Прилуках, Турчасове, Вазенцах, Малошуйке - стояли чтимые иконы Н., как и в Соловецком, Сийском, Ошевенском и др. северных мон-рях ( И. С. О почитании прп. Никодима, Кожеозерского чудотворца//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 3. С. 77-83). Образ Н. встречается на иконах Каргопольского у. в составе групп святых, предстоящих тому или иному образу: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Б. Шалга (АМИИ; на полях - преподобные Н., Антоний Сийский, Александр Свирский и сщмч.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Писание же их таково. Был, говорят, у них около монастыря в пятнадцати верстах среди леса инок-пустынник, по имени Никодим, жил в хижине малой на непроходимых болотных местах – постриженик Чудова монастыря святого архангела Михаила и чудотворца Алексия митрополита, что в Москве; этот инок Никодим удалился в пустынь после явления ему чудотворца Алексия, еще до московского разорения, и пребывал в той пустыни на речке Хозьюге 36 лет, подвизаясь постом и молитвами. И, когда приспело изволение праведного Суда Божия, чтобы переселить его из мира здешнего к вечным обителям, присылает он какого-то из пришельцев к игумену и к братии, умоляя их взять его к себе в тот монастырь. И, когда так и сделалось, рассказывает он игумену и братии о явлении святого Алексея митрополита, с которым, сказал, и другой муж чудный, с крестом; благословил его преосвященный митрополит рукою, а тот, другой, осенил его крестом, и поведали ему про отхождение его от мира здешнего в вечные обители. Он же спросил святого Алексия о другом, что с ним, потому что он знал самого святого Алексия чудотворца по образу, как постриженик его обители, другого же он не знал, того, что крестом его благословлял. Святой же Алексей сказал ему: «Это Троицкого Сергиева монастыря архимандрит Дионисий». Услышав это, он удивился, так как до того ни в мирской жизни, ни в монашеской он его не знал, и был удостоен видения его. И в течение сорока дней опять неоднократно являлись ему, утешая его, говоря: «Вскоре с нами, – говорили, – у Бога на покое будешь». Через сорок дней после первого их явления к нему, он умер, душу свою предал в руки Божии. Потом мы слышали об этой повести спустя несколько дней по написании ее от инока того же монастыря Гедеона, который служил ему во время его смертельной болезни. Впоследствии постриженик того же Кожеозерского монастыря боголюбивый инок Боголеп Львов, который и побудил меня все это написать , известил писанием обо всем этом святейшего патриарха Московского и всея Руси Иосифа, так как был там сам и поверил преподобному иноку Никодиму пустынножителю, слышал он все из уст Никодимовых и все записал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010