Ист.: Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана выборным земским судьям об освобождении от податей деревень, полуурена и двора, принадлежащих Кожеезерскому мон-рю от 19 марта 1595 г.//АИ. Т. 1. С. 462-463. Лит.: Митрофан (Правоторов), иером. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1882; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего севера: Кожеозерский монастырь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Св. России. СПб., 1890. С. 36, 177-178, 184-185; Никодим (Кононов), еп. Прп. Александр Ошевенский чудотворец и церк.-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-82; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. Ч. неофиц. С. 472-481; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Серапион Кожеезерский//АиО. 1996. 2(9). С. 5-14; Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 5, 10, 24-25, 29, 46, 48, 50, 66, 68, 202; Полетаева Е. А. Б-ка Кожеозерского монастыря: Вопросы реконструкции//Совр. проблемы археографии/Сост.: М. В. Карогодина. СПб., 2011. С. 138-152. Е. А. Полетаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577709.html

Свои «агиологические» и «исторические» «очерки» (так чаще всего он сам определял жанр своих исследований в этой области) Н. публиковал на страницах периодических изданий (ж. «Русский паломник», епархиальные и губернские ведомости разных городов), издавал отдельными брошюрами и книгами. В нек-рых «очерках» Н. лишь обобщал сведения о святых, заимствованные им из трудов своих предшественников (Амвросия (Орнатского), Филарета (Гумилевского), Е. В. Барсова, Н. П. Барсукова, К. А. Докучаева-Баскова и др.). «Очерки» Н. о соловецких старцах XIX в.- Зосиме и Науме, целиком основаны на сведениях из «Соловецкого патерика» (СПб., 1873), об Адриане Андрусовском в «Олонецком патерике» - из брошюры иером. Иосифа «Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губ.: Историко-статистический очерк» (СПб., 19054) и т. д. В др. трудах Н. изложил результаты собственных исследований ряда агиографических сочинений и истории почитания святых (работы об Антонии Сийском, Александре Ошевенском, Иове Ущельском, о Никодиме Кожеозерском и др.). Источниками для работ Н. служили рукописи из монастырских архивов (Кожеозерского, Сийского, Ошевенского, Спасо-Каргопольского и др. мон-рей) и приходских церквей, из рукописных собраний С.-Петербургской и Московской духовных академий, Троице-Сергиевой лавры, И. А. Вахрамеева в Ярославле и др. Рукописи из Соловецкой б-ки, хранившейся с 1855 г. в Казанской духовной академии, Н. присылали по его просьбе в С.-Петербург. Кроме Житий святых, Н. обращался и к месяцесловам, монастырским синодикам и описям, кормовым и хозяйственным книгам, иконописным подлинникам, «Книге, глаголемой Описание о российских святых…», автором к-рой он ошибочно считал патриарха Никона (согласно совр. исследованию, это памятник нач. XVIII в., имеющий, скорее всего, старообрядческое происхождение). Сведения о почитании нек-рых святых в XIX в. Н. получал от приходских священников (об Иове Ущельском - от свящ. Ф. Смирнова; о Диодоре Юрьегорском - от П. Пятницкого). Чудеса Иова Ущельского и почитаемого на Мезени неканонизированного старца Иуды Конещельского для Н. записывал в кон. XIX в. мезенский крестьянин Г. Я. Ситников. В петербургский период (1892-1904) большую помощь в решении задач агиологии оказал Н. профессор СПбДА Н. В. Покровский. Н. впервые исследовал и опубликовал по рукописям нек-рые редакции Житий Никодима Кожеозерского, Антония Сийского, Александра Ошевенского, соловецкое соч. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких…» (РНБ. Солов. 1195/1366, XIX в.), повесть XVIII в. о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы в Калуге и др., пытался решать вопросы текстологии, датировки и атрибуции ряда рукописных памятников.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Богородицы на Рву, дав ему попить воды из сосуда. В акафисте, составленном иером. Никодимом (Кононовым) в 1895 г. (Акафист прп. отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, его же память празднуем месяца иулия в 3 день и месяца октября в 31 день. СПб., 1898), юродивый назван св. Василием Блаженным . Однако встреча Никиты с блж. Василием ( 1552) не могла произойти в реальности. Вполне возможно, что Никиту исцелил блж. Иоанн Большой Колпак Московский ( 1589), также уроженец Ростова, который подвизался в Москве в кон. 80-х гг. XVI в. К тому же юродивый, описанный в Житии Н., был одет в «стамъбредную» одежду, а св. Иоанн в отличие от Василия Блаженного не ходил нагим. Никита пришел на Кулички к человеку Божию Илии, и тот спросил его: «Откуда грядешь, Хозьюгский пустынник?» Задумавшись над сказанным, Никита воспринял слова блаженного как Божие предопределение. Вскоре он «оставляет убо мир сей и яже в нем вся суетная века сего» и принимает постриг с именем Никодим в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре при архим. Пафнутии (1589-1600). Одиннадцать лет Н. трудился в великой обители, выполняя послушания «кадиловжигателя», просфорника, келейника архимандрита. Как повествует Житие, Н. был «кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив. Ядение же и питие без молвы держаше... мало глаголаше и множая разумеваше…». После назначения архим. Пафнутия на митрополичью кафедру Н. вместе с ним переехал на Крутицы, а через год отпросился на пустынножительство к «Студеному морю-окиану». Митр. Сарский и Подонский Пафнутий напутствовал инока словами: «Господь да есть и будет с тобою!» и благословил его иконой Божией Матери «Умиление» (списком Псково-Печерского образа, чудесно защитившего Псков от вторжения польск. короля Стефана Батория в 1581). Офиц. празднование образу установлено в 1601 г., что совпало со временем ухода Н. в Кожеозерский мон-рь. О мон-ре на Кожеозере Н. мог слышать от старца Серапиона и иером. Авраамия, приходивших в Москву по делам обители в 1599 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Был арестован на вокзале по прибытии в город, допрошен, но потом освобожден. 7 янв. Н. был вторично арестован в своих покоях, когда встречался с белгородским духовенством после Рождественского богослужения. Арест архиерея вызвал массовые протесты верующих, к местным властям было направлено неск. делегаций с просьбой об освобождении Н. Он был освобожден, вернулся в белгородский Троицкий мон-рь, где 8 янв. во время вечерней службы произнес проповедь, содержащую критику большевиков. Сразу после службы Н. был снова арестован прямо в алтаре Троицкого собора ворвавшимися туда сотрудниками ЧК. Тогда же были арестованы и вскоре казнены руководители делегаций верующих, выступавших в защиту архиерея. На 2-й день после ареста Н. был расстрелян по приказу начальника комендатуры 2-й Украинской Советской армии С. А. Саенко на дворе пожарной части и тайно захоронен в общей могиле за городским кладбищем. После взятия в июне 1919 г. Белгорода войсками ген. А. И. Деникина были найдены останки Н. Медицинский осмотр установил, что перед смертью Н. подвергался мучениям. Помимо огнестрельной раны в груди у него был проломлен ударами тяжелых предметов череп и сломаны гортанные хрящи. Останки Н. были торжественно перезахоронены в белгородском Свято-Троицком мужском мон-ре с сев. стороны Троицкого собора. В 20-х гг. ХХ в. Троицкий храм был разрушен, могила Н. оказалась погребена под развалинами. 2 нояб. 2012 г. обнаружен склеп с останками Н. Ныне рака с его мощами находится в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Белгорода. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893–1965. Т. 5. С. 94–96; Польский. Ч. 1. С. 72; Ч. 2. С. 299–305; Синодик СПб епархии. С. 7; Шаляпин С. О. Никодим//Поморская энцикл. Архангельск, 2001. Т. 1: История Архангельского Севера. С. 264; СПб мартиролог. С. 9. Э. П. Р. Лит. наследие Н. представлено десятками трудов: исследованиями в области агиологии, сочинениями на темы миссионерства, богослужебными текстами и т. д. Главным делом своих ученых занятий Н. считал изучение «отдельных святых личностей» - представителей рус. монашества и «их церковного почитания», к-рое может пролить свет «на некоторые эпохи и стороны исторической жизни России» (Верное и краткое… 1900. С. 4-5). Важная задача отечественной агиологии заключается, согласно Н., в составлении полного месяцеслова рус. святых и Четьих-Миней с изложением Житий святых и истории их канонизации и чествования (Там же. С. 10-11). Особенно весом вклад Н. в изучение и популяризацию севернорус. агиографии. Его перу принадлежат труды, посвященные архангельским, олонецким, соловецким святым: Никодиму Кожеозерскому, Антонию Сийскому, Александру Ошевенскому, Александру Свирскому, Иову Ущельскому, Трифону Печенгскому, Диодору Юрьегорскому и мн. др. Н. является составителем «Архангельского патерика» (1901) и «Олонецкого патерика» (1910); он попытался обобщить сведения о святых Вологодской, С.-Петербургской, Калужской, Ярославской и других епархий.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Лука печерский подвижник 21 сентяб. Лукиан печер. священномученик 28 авг. Макарий белевский 22 янв. Макарий каневский мученик 7 сент. Макарий колязменский 17 мар. Макарий киевский митрополит 1 мая. Макарий печерский диакон 28 авг. Макарий печерский мних 19 янв. Макарий унженский 25 июля. Максим юродивый московский 11 нояб. Максим киевский митрополит 6 дек. Максим преподобный 21 янв. Максим тотемский 16 янв. Мардарий затворник 28 авг. Марк преподобный пещерник 29 дек. Марк псковский 29 мар. Мартиниан преподобный белозер. 12 янв. Мартин, инок 27 июня. Мартирий зеленецкий 1 мар. Мартирий новгородский архиепископ 10 фев. Мартирий печерский диакон 28 авг. Мартирий печерский затворник 28 авг. Марфа преподобная псковская 20 мая. Матфей прозорливый печерский 5 окт. Меладий печерский 21 сент. Меркурий печерский постник 28 авг. Меркурий смоленский епископ 21 сент. Меркурий смоленский мученик 24 нояб. Мефодий пешношский 14 июня. Митрофан епископ воронежский 23 нояб. Михаил киевский митрополит 15 июля. Михаил клопский юродивый 11 янв. Михаил тверской князь 22 нояб. Михаил черниговский князь 20 сент. Михей ученик Сергия 5 мая. Моисей белозерский 23 фев. Моисей новгородский архиепископ 25 янв. Моисей печерский многострадальный 26 июля. Моисей печерский подвижник 28 авг. Мстислав великий князь 15 окт. Мстислав князь новгородский 14 июня. Нектарий бежецкий 3 апр. Нектарий печерский 29 нояб. Назарий олонецкий 4 июня. Нестор преподобный летописец 27 окт. Нестор некнижный печерский 28 авг. Никандр преподобный городноезерский 15 мар. Никандр псковский 24 сент. Никанор корель. 17 апр. Никита новгородский епископ 30 янв. Никита переяславский столпник 24 мая. Никифор преподобный важеозерский 9 фев. Никодим кожеозерский 3 июля. Никодим печерский 31 окт. Николай новгородский юродивый 27 июля. Николай псковский юродивый 28 фев. Николай Святоша печерский 14 окт. Никон игумен печерский 23 мар. Никон сухой печерский 11 дек. Никон игумен Сергиевой лавры 11 нояб. Нил преподобный сорский 7 мая. Нил столбенский 7 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не исключено, что Н. добирался до мон-ря вместе с людьми, сопровождавшими кн. И. В. Сицкого, сосланного на Кожеозеро в нач. XVII в. царем Борисом Феодоровичем Годуновым . Во вкладной книге Кожеозерского мон-ря зафиксирован вклад Н.: «...дал старец Никодим, Чудова монастыря постриженик, вкладу денег десять рублев» (Вкладная книга Кожеозерского мон-ря. СПб., 2008. Кн. 1. С. 95). Полтора года Н. усердно трудился в хлебне и поварне, а потом ушел в «Хозьюскую пустыню, иже есть от Кожеезерския обители на запад за десять поприщ… в лето 1602/03-е и пребысть в ней 36 лет» (БАН. Арханг. Древлехран. 405. Л. 8-8 об.). За версту от р. Хозьюги Н. построил хижину, в к-рой мог поместиться только один человек. Бесы, желая изгнать старца из пустыни, не раз «пакостили» святому: приходили в виде страшных чудовищ и диких зверей, пугали видением мертвой женщины на берегу Хозьюги, устраивали наводнение, учиняли в келье пожар. Однажды глубокой осенью на Н. напали разбойники, к-рые, угрожая пустынножителю смертью, забрали у него все самое необходимое. Заблудившимся в лесу разбойникам все же пришлось возвратиться к старцу и вернуть награбленное. Усердной молитвой пред чудотворной иконой Божией Матери, подаренной духовником, Н. успешно отражал все бесовские нападения. Питался пустынножитель «саморасленным былием», изредка употреблял в пищу рыбу, но прежде «квасил» ее, пока та не покрывалась червями. Спал подвижник сидя, ночи проводил в молитве. В Великий пост отшельник выкапывал вблизи кельи яму, в к-рой находился 40 дней, ничего не вкушая. В пустыню к отшельнику не раз приходил кожеозерский игум. Авраамий с братией, с к-рыми Н. подолгу вел душеполезные беседы. Всех навещавших старца поражала его прозорливость, «дар благодати Святаго Духа, юже даде Господь своему рабу зрети умныма очима безвестная и тайная». Дикие олени паслись около старца, словно ручные. Пустынножитель помогал Кожеозерской обители своими трудами: выращивал для братии репу и ловил удочкой рыбу. Когда хижина старца обветшала, местные крестьяне построили ему новую.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

В селе Тельвиска у Михаила Кононова и его жены Клавдии родились дети, старшим из которых был Александр, родившийся 18 июня 1871 г. В 1877 году о.Михаил с семьей навсегда переехал в Онежский уезд к новому месту службы, а спустя девять лет его старший сын блестяще выдержал вступительный экзамен в Архангельскую духовную семинарию. Архангельские епархиальные ведомости, ежегодно публиковавшие списки семинаристов, переводимых в следующий класс, неизменно отмечают Александра Кононова в числе учеников 1-го разряда 8 . Прилежный ученик Александр Кононов сразу после окончания семинарии в 1892 г. получил разрешение поступать в С.-Петербургскую Духовную Академию, учеба в которой превратилась в творческий научный поиск, ставший на многие годы любимым занятием нашего героя. Особенно привлекали студента церковная история и агиография, занимавшие заметное место среди изучаемых в Академии дисциплин. Уже на втором курсе он пишет серьезные научные очерки по истории Михайло-Архангельского и Кожеозерского монастырей, в которых сам неоднократно бывал в детстве 9 . В поисках научного материала для своих работ А.Кононов приезжает в Архангельск, где изучает коллекции недавно созданного епархиального древлехранилища, начинает переписку с приходами и монастырями Севера. Так, именно при переписке со священником Ущельского прихода Мезенского уезда Ф.Смирновым в 1894 г. он получает копии единственного сохранившегося списка Жития Иова Ущельского и старинных грамот Ущельского монастыря, положенные в основу очередного исследования. В популярном журнале «Русский паломник» печатаются две его статьи о мезенских святынях 10 . Однако, творческая научная активность студента Кононова не всеми воспринималась однозначно. Его первые работы критиковались за эклектичность собранного материала, а после публикации статьи о Мезенском крае он был даже обвинен в плагиате. Вздорные обвинен6ия в том, что большая часть материала статей в «Русском паломнике» заимствована им из труда некоего г.Токмакова, было опровергнуто в печати только в 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Он управлял Кожеозерской пустынью около трех лет и за это время возвел ее на высоту благосостояния. При нем одних царских грамот было дано шесть, именно: 1) на Калитинскую деревню с сенными покосами и рыбными ловлями – 3 мая 1643 г.· 2) от 14 марта 1643 г. на беспошлинную продажу в Каргополе и Вологде 2 тысячи пудов соли; 3) оброчная на 10 лет без перекупа на малую сторону р. Онеги, 26 марта 1644 г.· 4) на право ловли (1 февраля 1645 г.) семги от д. Чижиковой до Порога; 5) тарханная, касательно сборных податей с солеварен 26 мая 1645 г. и 6) послушная царя А. М. Романова на прежние льготы 3 февр. 1646 года. Получено также много богатых пожертвований от разных лиц. Царь Михаил Феодорович пожертвовал следованную псалтирь и 10 р. денег. Алексей Михайлович – колокол в 100 пудов и 50 р. денег. Царевна Татьяна Михайловна – 6 рублей, 60 полотенец своего шитья и для Евангелия: бархату, евангелистов и застежки серебряные. Марфа Алексеевна – 18 р. и др. вещи. Бояре: Никита Романов – (1643)120 р., князь С. Прозоровский по царе Василии Шуйском – 25 р., сосуды серебряные и пр. В ней же после Никона произошли замешательства. Ослабевший в подвигах, богатый вкладчик и князь–инок Боголеп Львов произвел эти волнения, продолжавшиеся около 20 лет. В чем они состояли нам неизвестно; московский собор назвал их, когда неоднократно вызывал в Москву зачинщика, бесчиньями. Немало беспорядкам содействовала частая тогда смена игуменов. Их было шесть: Иоасаф (до 1649 г.), Дионисий (до 1650 г.), при котором построена вокруг монастыря ограда, Uoha II (до 1651 г.), Исаакий (до 1653 г.), Сергий (до 1656 г.) и Феодосий (до 1661 г.). Впрочем, эти волнения носили чисто домашний характер. Боголеп в Москву не поехал и скончался в обители, а вместе с ним прекратились и беспорядки. Так что, когда настала решительная минута борьбы церкви с появившимся расколом и соловецким сиденьем, Кожеозерская пустынь оказалась на высоте своего призвания. Она явилась твердой поборницей православия и противницей раскола, коего представительницей была тогда толпа соловецких сидельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Перечислю здесь лишь некоторые, наиболее важные, документы дела: 1) Копия циркулярного «Указа Его Императорского величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода» от 10 августа 1901 г., содержащего предписание всем епархиальным преосвященным представить Святейшему Синоду списки местных святых, чтимых во вверенных им епархиях торжественными литургиями и молебнами. 2) Объяснительная записка к «Верному Месяцеслову всех русских святых», составленная для Синода архиепископом Сергием, в которой он даёт научные разъяснения некоторым «возникшим недоумениям» по поводу включения в Верный Месяцеслов ряда святых. Причём в одних случаях Сергий, изложив свои доводы, оставляет вопрос «на благоусмотрение Святейшего Синода», как, например, в отношении Елисея Сумского, в других же случаях, как, например, с Варлаамом Керетским, делает однозначное заключение: «Итак, его следует поставить в Месяцеслов русским святым, как действительно святого» 1038 . 3) Копия Определения Святейшего Синода от 26−27 марта 1903 г., в которой Синод, приняв изложенные архиепископом Сергием доводы, выразил согласие на внесение в «Верный Месяцеслов» имён святых, вызывавших ранее его сомнение, среди которых, например, такие известные и почитаемые ныне святые, как Иринарх Соловецкий, Диодор Юрьегорский, Варлаам Керетский, Никодим Кожеозерский, царица Тамара Грузинская и др., а также приказал «поручить Московской Синодальной типографии напечатать крупным гражданским шрифтом, в количестве 50 тысяч экземпляров „Верный Месяцеслов всех русских святых с указателем“. (...) По отпечатании этой книги потребное количество экземпляров оной разослать в распоряжение Епархиальных Начальств для снабжения ими всех православных церквей империи» 1039 . 4) Наибольший, пожалуй, интерес среди документов дела представляет корпус рапортов, посланных Святейшему Синоду епископами всех 65 епархий России и содержащих сведения обо всех местночтимых святых каждой епархии. О них мы поговорим подробнее несколько позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Различие религиозных взглядов и интересов Кожеозерских иноков и соловецких сидельцев отразилось и на житейских отношениях между обителями. Соловецкая стала оспаривать у Кожеозерской право на ловлю семги в устье р. Кожи – сначала частно, а затем между ними началась официальная тяжба, законченная правительством в пользу Кожеозерского монастыря, грамотой 1681 года. Это происходило при игумене Павле, который твердо управлял монастырем в течение 20 лет (1662–1682 гг.) и московский собор, вызывавший Боголепа, вполне доверял самой обители и прислал сюда «на сбережение» «чернеца Иева, что в мире будучи, назывался Салтыковым, сына боярского Осипа Пирютина и бельца Аверчеку Москвитина». А царем Федором Алексеевичем дана послушная (подтвердительная) грамота на все прежние льготы. После Павла настоятельствовали: Феофил, Пахомий (с 1683–1692 г. когда был переведен в московский Данилов монастырь настоятелем), Анания, Филипп и Матфей (последний из турчасовских священников). За это время монастырю была пожалована речка Куроса с сенными по берегам покосами, правая грамота на калитинскую деревню (10 дек. 1691 г.) и на кяндскую (20 февр. 1698 г.) «да не велено брать пенных денег с даточных людей» (28 мая 1684 г.). Обитель, наслаждаясь покоем, благотворно влияла на соседний Онежский уезд, где раскол, таким образом, и не мог свить себе прочного гнезда. III. Упадок и запустение После Матфея Кожеозерскою обителью управлял игумен Георгий до 1722 г. Это был последний игумен. Обитель, вследствие пережитых сильных потрясений, стала заметно клониться к упадку. Со смертью Георгия прекратилось игуменство. Вместо него было учреждено строительство. При строителях она окончательно упала. Их было четыре: Корнилий (1722–1738 г.), при котором устроена и освящена третья из существовавших тогда церквей, Иона–Новгородец (1739–1763 гг.), Исаия (1740– 1762 гг.) и Андроник (1763 –1764 гг.). Последние два отличались особенной непристойностью своего поведения. Вдали от властей, они делали, что хотели, – сосредоточив все монастырское управление в своих руках, и притесняли братию; пьянство их и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010