В христианстве смерть отнюдь не воспринимается как безотрадный и безнадежный конец, и смерть преподобного в агиографии – это переход его в вечность, истинное рождение для «нестареющейся» жизни, вот почему агиограф Никодима, с суеверным ужасом страшившийся приблизиться к гробу преподобного (действие происходит во сне), получает следующий урок: «И абие падох на гроб и велми убояхся. Преподобный же воста во гробе своем и седе. Ят же мене руками своими и прилежно держаше мя, утверждающе словесы своими, дабы не ужасался и прилежно зря на мя веселым образом». Действительно, и после своей смерти отшельник Никодим, взрастивший свое духовное сокровище в таежной тишине, богато дарил своим молитвенным заступлением и чудесами страждущих и обремененных, еще раз свидетельствуя о том, что «праведницы живут» во веки (Прем. 5: 15) и что «упование их исполнено» бессмертия (Прем. 3: 4).   Прокудивая  – злая, вредоносная.  «Внутренней пустыней» агиографы называли затерянный в дремучем лесу уголок природы, в котором максимально тихо и незаметно протекала жизнь преподобного мужа.  Субъективизм, внутренняя замкнутость на своих переживаниях. В философии – разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все другие индивиды и предметы существуют лишь в его сознании.  Призванный впечатлять, заостренный на произведение эффекта.  В переводе с греческого Никодим – побеждающий народ. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 17 июля 2019, 20:07 Святой Никодим и отрок Иоанн!молите Господа о нас грешных! Ксения 16 июля 2018, 22:09 Нет простоты в изложении, много нерусских, непонятных слов. Зачем? Андрей 16 июля 2018, 20:49 Регулярно бываю в Кожеозерском монастыре. Там очень много работы по строительству и обустройству. Но настоятелю главное служба. Нигде не встречал такой таинственной и благодатной атмосферы. В таком месте понимаешь, что надежда только на Бога. Алексей 16 июля 2018, 17:06 Следует так же сказать и о том, что самым знаменитым насельником и игуменом Кожеозерского монастыря был Святейший патриарх Никон, с 1643 по 1646 гг. Отсюда, из этих непроходимых северных дебрей, он начал свое восхождение к первосвятительскому престолу. Тщательный путеводитель по этим местам, " желтая " серия (Дороги к прекрасному) издательства " Искусство " " Каргополье-Онега " , написанная Генрихом Гунном (он же и есть упомянутый Геннадий Русский), выдержал 2 издания, по 100000 каждый, последнее - в 1989 году. Эта книга знакома каждому жителю Русского севера и всем почитателям Северной Фиваиды. В процессе работы над " Каргопольем-Онегой " и созрел у писателя замысел о " Клеймах " .

http://pravoslavie.ru/114370.html

Ивановке Ростовского уезда. – Ещё в молодости, находясь в поле вместе с отцом своим, Никита слышал голос: «Никодим, Никодим!» Испуганный зовом, он пересказал о нём родителям; верно быть тебе иноком, сказали они. После их смерти оставшись бедным сиротой, для того, чтобы иметь средства к пропитанию, выучился он кузнечному мастерству в Ярославле и пришёл в Москву. Здесь жил он вместе с другим кузнецом. Злая жена товарища решилась отравить мужа и всыпала яд в пищу. Не зная замысла жены, товарищ позвал Никиту обедать вместе с ним. Муж после обеда умер. Никита остался жив, но остался с жестокой болью в желудке. Раз встретился с ним незнакомец и сказал: «чем ты болен, Никита? Ступай в собор на ров, там дам я тебе лекарство Никита пошёл; незнакомец дал ему пить из сосуда, и он стал здоров. Странный человек скрылся, и конечно это был бл. Василий. В другое время, проходя Кулишки, Никита остановился у кущи юродивого Илии, которого обступила толпа; юродивый, увидя его, кричал: «Хузьюгский пустынник пришёл». – Эти слова сильно поразили Никиту: он принял их за призвание к другому роду жизни. – Продав что имел, пришёл он к архимандриту Чудова мон. Пафнутию и просил принять его в число братии. Научившись грамоте и испытанный послушаниями, принял он здесь монашество с именем Никодима. Прошло 7 лет, как Пафнутий (в 1602 г.) облечён был саном Сарского митрополита и взял с собой Никодима на Крутицы 77 , но спустя год Никодим, по благословению владыки, отправился в Кожеозерскую обитель. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 вер. от обители, при речке Хузыоге, поставил себе келийцу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкой рыбу, но плодами трудов своих делился с обителью; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогой молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что свободно, без тревоги, ходили около него и кормились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Большое разнообразие в конкретизации этого мотива предоставляют жизнеописания соловецких пустынножителей. В Повести о пустынножителе Андрее рассказывается о том, что трава, которой он питался более 58 лет, была показана ему Божиим посланником, неким «мужем светообразным». Автор подробно описывает устройство тех «корытец», в которых пустынник замачивал в своей пещере данную ему Богом траву: «В пещер же видехъ в землю утверждены четыри сошки, и на нихъ положены две дщицы и два корытца. Во единомъ бысть трава намочена, в другом же вода» 1600 . В другом рассказе того же памятника повествуется о некоем пустыннике, который питался «мхомъ блымъ, квашенымъ с брусникою» 1601 . Белый мох и корни травы вахты упоминаются и в Повести о Феофане, подвизавшемся на Анзерском острове во 2-й половине XVIII – начале XIX в. († 1819). В начальном фрагменте памятника говорится о том, что пищей здешних пустынников было «вахтовое корение съ блым мохом». Позднее, в рассказе об ученике Феофана, пустынножителе Клименте, подробно описывается пища этого пустынника: «Онъ же показа корение вахтовое, рече: Сие истирал аки муку, съ толченою березового корою смсивши, творю хлбцы, сими питаюся, славя Бога» 1602 . Иногда агиограф не только описывает скудную пищу удалившегося от мира подвижника, в соответствии с законами житийной топики, но и даёт вполне реалистическое объяснение этому явлению, которое порой может идти вразрез с традициями изображения аскетических подвигов святого. Так, в Житии Варнавы Ветлужского 1603 – иерея из Великого Устюга, ушедшего на уединённое жительство на реку Ветлугу, где он, по свидетельству его агиографа, «единъ 28 лт поживе даже до честнаго своего къ Богу отшествия» 1604 , читаем: «Пребысть же преподобный въ той дикой пустыни многа лта, Богу работая во псалмопнии и молитвахъ единъ, питался былием и вершиемъ дубовым, не б бо хлба у него, понеже пустыня тая им разстояние от жилища человечскаго сто поприщь и больши» 1605 . Особенно интересный вариант реализации топоса «пустынной яди» находим в Житии Никодима Кожеозерского. Сообщив о том, что пищей этого отшельника, в соответствии с каноном, была лишь растущая вокруг трава («Пища же его б былие пустынное собираше и симъ токмо питашеся...»), автор в следующей же фразе сообщает о том, что помимо этого, Никодим в своей пустыни корчевал лес и выращивал себе на пропитание репу, причём излишки её отправлял братии в Кожеозерский монастырь. А далее читатель узнаёт, что, кроме того, Хозьюгский пустынник ловил и солил для себя рыбу («квасяше ю дóндеже бы червемъ от нея исходити»), а в начале своего пустынного пребывания даже принимал коровье молоко, посылаемое ему из монастыря, но «послди же и сего весма отречеся воздержания своего ради» 1606 . Таким образом, в житийном тексте оказались соединены содержательно исключающие друг друга традиционный византийский топос 1607 , и конкретное описание той реальной пищи, которой Никодим мог питаться в лесной глуши.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Смутное время удаленность и труднодоступность монастыря (проехать к нему можно было только зимним путем) обернулись ему на благо: интервенты до него не дошли. В эти годы, ища тишины и уединения, уходит на Кожозеро чудовский постриженник Никодим. Здесь он поселяется в дальней пустыни на речке Хозъюга, где проводит около 30 лет. По имени пустынника река Хозъюга была позже названа Никодимкой. Такой случай, чтобы река была названа по имени жившего на ней человека, мы встречаем впервые. Никодим был канонизирован в 60-е годы XVII века.  В 1640 году в монастыре появляется анзерский иеромонах и будущий патриарх Никон. Поначалу он решает стать пустынником и удаляется на речку Виленгу, приток Кожи, в 7 км от монастыря, где проводит полтора года. Однако после кончины игумена его призывает братия монастыря и избирает новым настоятелем. Монастырь за его трехлетнее игуменство (1643-46 гг.) окреп и вырос, число монахов достигло ста. В 1646 году Никон отбывает в Москву ходатайствовать о новых льготах монастырю у нового царя Алексея Михайловича. С этой встречи начинается стремительное возвышение Никона. Царь не отпускает его назад, а ставит архимандритом Новоспасского монастыря. Через 3 года он митрополит Новгородский, еще через 3 - патриарх. Кожозерскому монастырю, одно время выступавшему конкурентом Соловецкому, суждена была иная судьба. Удаленность и бездорожье оборачивались против него. Пережив расцвет в XVII веке, в следующем столетии он скудеет, а в 1764 — упраздняется. Монастырские церкви обращаются в приходские, на месте монастыря возникает деревня. В середине XIX века монастырь восстанавливается. Возродил монастырь игумен Питирим, бывший Соловецкий иеромонах. Питирим начал обширную строительную деятельность, осуществил проведение дороги. К началу XX века сформировался новый облик каменного монастыря. В советское время на месте закрытого монастыря возник поселок, а по берегам озера - еще три деревни. В конце 1950-х годов жители переселились с Кожозера в онежские деревни. Монастырская дорога, рассчитанная на конный транспорт, оказалась непригодной для современного транспорта.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Нектарий печерский, 29 нояб. Неофонт , еп. урбнисский, 28 окт. Нестор некнижный печерский, 28 авг. Неувядаемый цвет – иконы Божией Матери, 3 апр. Нечаянная радость – иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Никандр преподобный городно-езерский, 15 мар. Никейской иконы Божией Матери, 28 мая. Никита муч. албанский, 4 апр. Никита , еп. Ремешек, 24 июня. Никифор преподобный важеозерский, 9 февр. Никифор Алфанов, 17 июня. Никодим кожеозерский, 3 июля. Никодим , архиеп. сербский, 30 авг. Николай воин болгар., 24 окт. Николай псковский юродивый, 28 февр. Николай , еп. тмутараканский. Нил преподобный сорский, 7 апр. Нифонт телеговский устюжский. Новгородской иконы Божией Матери, 20 дек. Новоникитской иконы Божией Матери, 15 сент. Овиновской иконы Божией Матери, 15 авг. Озерянской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Оковицкой иконы Божией Матери, 8 июля. Оконской иконы Божией Матери, 30 июля. Олег , князь брянский, 20 сент. Онисим , затворник печерский, 21 сент. Онисифор , исповедник печерский, 9 нояб. ОнуФрий вологодский,12 июня. Онуфрий мальский, 12 июня. Онуфрий печерский, 21 июля. Оранской иконы Божией Матери, 21 мая. Орловской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Павел муч. русский, 6 апр. Павел печерский, 21 сент. Павел печерский другой, 28 авг. Павел ростовский, 22 окт. Паисий галицкий, 23 мая. Паисий печерский, 28 авг. Памва преподобный, затворник печерский, 28 авг. Панкратий печерский, 28 авг. Пафнутий затворник печерский, 28 авг. Пахомий мученик, 7 мая. Пахомий нерехтский, 23 мар. Пахромской иконы Божией Матери, 3 дек. Пергий печерский, 21 сент. Петровской иконы Божией Матери, 24 авг. Петр казанский мученик, 24 марта. Петр царь болгарский, 30 янв. Петр преп. коришский, 5 июня. Петр печерский подвижник, 28 авг. и 21 сент. другой. Петр спасокаменский вологодский. Пименовской иконы Божией Матери, 6 июня. Пимен постник, 28 авг. Питирим епископ пермский, 29 янв. Пирр бретский груз., 7 мая. Пиор , затворник печерский, 28 авг. Поликарп преподобный брянский, 23 февр. Почаевской иконы Божией Матери, 8 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Соч.: Прп. Александр и основанная им Ошевенская обитель. Петрозаводск, 1897; Прп. Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец, и церк.-ист. значение основанной им обители. СПб., 1899; Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900; Прп. Иов, Ущельский чудотворец и судьбы основанной им обители: Ист. очерк. СПб., 1900; Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописного жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1900; Архангельский патерик. СПб., 1901; О церк. почитании прп. Антония Сийского: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукописного жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С.-Петербургской епархии XIV-XVII вв: Агиол. очерки. СПб., 1901; Прп. Александр Свирский и его ученики-подвижники: Ист. сведения о церк. их почитании. Петрозаводск, 1902; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. М., 1906-1912. 14 т.; Афанасиево-Сяндебская жен. пуст. и ее задачи: Церк.-бытовой очерк. Петрозаводск, 1910; Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910; Старец о. Наум Соловецкий, подвижник-карел: Биогр. очерк. Петрозаводск, 1910; Старческие советы некоторых отеч. подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913; Калужская Казанская икона Божией Матери и памятники ее прославления: Ист. очерк. Х., 1916; Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский и Обоянский, и его причисление к лику святых Правосл. Рус. Церкви: (По документ. данным). Х., 1916. Лит.: Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 374-377; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta - 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintta?: Diss. Joensuu, 2013; Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях: (К истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 554-613.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Это было 3 июля 1589 г. – Желание блаженного поспешили исполнить: протоиерей и его братия перенесли почившее тело в церковь свою и во время панихиды исцелился боярский сын Елеазар Юрьев, 20 лет страдавший глазами. По воле царя Феодора, слышавшего о подвиге блаженного, погребение юродивого отпевали Казанский митрополит, Рязанский архиепископ и множество настоятелей монастырских. В сам час погребения забушевала буря с громом и молнией: ризничий владыки Рязанского убит был до смерти в самом храме; Покровского диакона Пимена вынесли едва живым, священника Иоанна ударило о землю, долго лежал он без чувств и едва успел исповедаться, как умер; многие другие были оглушены и опалены. Не вестник ли это был о буре междуцарствия, раздутой ляхами? После бури начались благодатные исцеления у гроба угодника Божия: до 15 исцелений записано в памятной книжке собора. В г. Орешке воевода Борис Петрович Благово был тяжело болен и ожидал смерти. Ночью в полудремоте услышал он голос: «молись Господу и Пречистой Матери Его, призывай на помощь Иоанна водоносца, называемого большой колпак, молитвами его исцелит тебя Господь». После того болезнь его прошла, и он прославил угодника Божия. – Мощи блаженного, обретённые нетленными 12 июня 1672 г., почивают под спудом в соборном приделе Рождества Богородицы 75 . Путь юродства, избранный блаж. Иоанном, – не есть путь общий. Но дух, с каким проходил этот путь блаженный Иоанн, – полное самоотречение, – дело касающееся до всех, долг наш общий. «Входите, говорит всем Спаситель, тесными вратами, потому что широкие врата и просторный путь ведут в погибель, и многие идут им. Как узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь, и как немногие находят их!» ( Мф.7:13–14 ). † Преставление преп. Никодима Кожеозерского По ркп. святцам, «пр. Никодим пустынник, чудотворец, преставился в л. 7148 (1640) м. июля 3 д.». В прологе, напечатанном 1662 г., положена память преп. Никодима под 3 июля, хотя и нет жития его. По ркп. житию 76 , пр. Никодим, в мире Никита, родился в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Житии же Никодима блаженный одет в некую «стамъбрдную» 569 одежду. Единственный «одетый» святой из московских юродивых XVI в., это Иоанн Водоносец. Иконописный подлинник изображает Иоанна, московского чудотворца, «в колпаке великом» и «в свите празеленной», под которой святой скрывает свои вериги, тяжёлые железные кресты и кольца 570 . В приведённом эпизоде из КР Жития Никодима угадывается характерная для св. Иоанна манера исцеления: Водоносец обычно подробно расспрашивал больного о причине заболевания 571 . Так, при встрече с Никитой блаженный спрашивает: «Чимъ болиши?», а исцеляет в «шестый час» 572 в любимом месте – у Покрова на Рву, дав Никите испить из малого сосуда. Из Жития известно, что Иоанн работал в Вологде на солеварнях, где носил воду, отчего и прозван был Водоносцем 573 . В пользу того, что юродивый, исцеливший Никиту от многолетней болезни живота, был Иоанном Московским, говорит и совпадение дат. Так, блаженный Иоанн приходит в Москву незадолго до своей смерти и умирает в 1589 г. После своего исцеления Никита почти сразу идёт в Чудов монастырь и там подвизается 11 лет (1589 г. + 11 лет=1600 г.), на Крутицах с духовным отцом, митрополитом Пафнутием, проводит «лто едино». Около 1601/1602 г. старец Никодим приходит в Кожеозерский монастырь 574 , где, потрудившись на братию «лто едино и месяц шесть», уходит в «Хозьюскую пустыню, иже есть от Кожеезерския обители на запад за десять поприщъ, ей же ниоткуду пути прилжащу, силою Бога соизволи себе в лто 7111-го (1602/1603 г.) (...) и пребысть в ней 36 лт» 575 . По мнению В.О. Ключевского 576 , КР Жития Никодима была составлена кожеозерским иноком – Боголепом Львовым. Известно, что список своей «Повести» Боголеп послал патриарху Иосифу, как об этом читаем в Житии преп. Дионисия Зобниновского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря, составленном Симоном Азарьиным: «Той инокъ, имянуемый Боголпъ Львовъ, того же Кожеозерскаго монастыря постриженикъ, бяше прежде бывый полаты царевы, списаниемъ возвщаетъ о сихъ святейшему Иосифу, патриарху Московскому» 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нек-рые выводы Н. отвергнуты совр. наукой: напр., в атрибуции им редакций Жития Никодима Кожеозерского (см.: Соколова. 1992. С. 375), в определении взаимоотношений между Житием Диодора Юрьегорского и циклом повестей о соловецких пустынножителях (см.: Панченко. 2014. С. 555) и т. д. В работе «Прп. Александр Свирский и его ученики-подвижники» Н. включил нек-рых святых в число «учеников» Александра Свирского без должных на то оснований (см.: Karvonen. 2013). В целом он с доверием относился к сообщаемым в агиографических сочинениях историческим сведениям, пытался примирить содержащиеся в Житиях противоречия и анахронизмы, критиковал И. А. Яхонтова (автора кн. «Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник» (Каз., 1881)), установившего компилятивный характер ряда северорус. Житий, за скептическое отношение к ним как к историческим источникам. Осознавая ценность для агиологии «местно-исторического материала», Н. призывал сельских пастырей собирать и публиковать сведения о святых своего края, предания о них и новейшие чудеса. В петрозаводский период (1909-1910) в своих сочинениях (о Науме Соловецком, об истории Афанасиевой Сяндемской (Сяндебской) пуст. и др.) Н. большое внимание уделял судьбе правосл. карелов, выступал против их «финнизации». В 1906-1912 гг. в изд-ве афонского Русского Пантелеимонова мон-ря был опубликован многотомный труд Н. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами» (12 томов и один дополнительный). Построенный по календарному принципу, по типу Четьих-Миней, этот труд собрал сведения о десятках подвижников синодального периода. Своеобразным дополнением к «Жизнеописаниям…» стал изданный в том же Пантелеимоновом мон-ре сборник изречений подвижников благочестия XVIII-XIX вв. (Старческие советы. 1913). В течение 11 лет (1906-1916) Н. собирал сведения о св. Иоасафе Белгородском, о его жизни и истории канонизации. Результатом этой работы стал последний крупный печатный труд Н.- «Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причисление к лику святых Православной Русской Церкви (по документальным данным)». Н. является также автором акафистов святым Иоанну Златоусту, Александру Ошевенскому, Никодиму Кожеозерскому, Трифону Печенгскому, Иову Ущельскому, Евфросинии Полоцкой.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Явилась необходимость в постройке новой. Поэтому Митрофан, собрав 400 р. и возвратившись в пустынь только на Св. Пасху, вторично отправился в Архангельск и подрядил мастера (за 400 руб.) для постройки церкви. Когда же он собрался с мастером опять в пустынь, преосвященный Варлаам на прощанье благословил его иконой Успения Божией Матери с преп. Антонием и Феодосием Печерскими . При этом сказал: «Я не нашел более, чем тебя благословить, как иконою Успения Божией Матери. Ею благословил меня митрополит Киевский Филарет на архангельскую епархию, а я благословляю тебя с братию возобновить обитель Кожеозерскую. Со временем вы выстроите каменный храм». – По его ходатайству Кожеозерская пустынь для удобства возобновления была приписана к Никольскому монастырю. Начав постройку новой церкви, Митрофан отправился в Москву для сбора подаяний. Там, по рекомендации Угрешских старцев, он обратился к известному благотворителю того времени, фабриканту – Павлу Матвеевичу Александрову. Тот пожертвовал на открытие пустыни 10,000 руб., а это дало возможность преосвященному ходатайствовать о возведении Кожеозерской пустыни на степень самостоятельной. Между тем, Митрофан, побывав в Архангельске, приехал в Петербург и нашел сочувствие в преосвященном Иннокентии, архиепископе херсонском, присутствовавшем тогда в Св. Синоде. Труды ревнителей увенчались полным успехом. 30 мая 1853 г. последовало Высочайшее утверждение постановления Св. Синода об открытии самостоятельной Кожеозерской пустыни. Она была причислена к II классу, без всякого, впрочем, пособия от казны; средствами для содержания было назначено: 689 десятин 1,800 сажен пахотной и сенокосной земли и рыбное Коже-озеро. В 1871 г. Государственным Советом еще отчислено по 4 версты земли около озера Коже и местность, где часовня преп. Никодима, что на Хозьюге. Число братии определено 15; устав общежительный. При этом еще П. М. Александров завещал обители капитал в 40,000 руб. и сделал другие пожертвования. Нашлись и иные благодетели. Митрофан с богатыми дарами возвратился в обитель и стал трудиться над ее благоустроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010