Когда Никита выпил, подавший 6 скрылся от него, а сам он почувствовал полное выздоровление. II. Жизнь в Чудовой и Кожеозерской обителях После чудесного исцеления, в душе Никиты невольно возник вопрос: не пора ли теперь жизнь, которую ему так давно сохранил Господь, посвятить всецело на служение Ему и тем ответить на призвание в детстве? Чтобы решить этот вопрос, Никита пошел на Кулишки, где тогда жил и давал полезные советы прозорливый старец Илия. Но не успел подойти к келье старца, как тот, окруженный большой толпой, пророчески воскликнул, обращаясь к нему: «Откуда пришел сюда Хозьюгский пустынник»? И тем ответил на тайную думу будущего подвижника. Исчезли все сомнения и колебания. Никита тотчас продал, что имел, деньги раздал нищим и, придя в Чудов монастырь, просил архимандрита Пафнутия принять его в число братии и утвердить его иноческие обеты. Пафнутий с любовью принял кроткого труженника, наложил на него сорокадневный пост и другие послушания. Когда же Никита все исполнил тщательно, с кротостью и послушанием, изучая в то же время Божественное писание, Пафнутий облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преп. Никодима, просфорника Печерского. Это произошло 31 октября 1595 года; тогда исполнился пророческий глас в поле, называвший Никиту Никодимом. Одиннадцать лет провел преп. Никодим в Чудовой обители. Под руководством умного и любящего наставника арх. Пафнутия, он проходил одно за другим разные послушания. Борясь со страстями, Никодим честно и усердно трудился в то же время на братию, был кроток, целомудрен, благочестив, братолюбив и мужествен. Братия удивлялась его подвигам и любила, но преподобный избегал почета и горел желанием большого душевного совершенства. Отрекшись от своей воли, он всецело отдал себя на служение Богу, очищая для Него свою душу подвигами. В последние годы пребывания в Чудовой обители нес еще обязанности кандиловозжигателя. Когда же, в 1606 г. архимандрит Пафнутий был назначен митрополитом Сарским и Подонским и переехал на Крутицы, Никодим, находившийся с ним, стал проситься в пустыню: жизнь при митрополичьем дворе, с её суетой, не могла быть по душе подвижнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

I. Исцеление от лихорадки Вскоре после кончины преподобного, мать Иакова, возвратившись со свадьбы от соседей, опасно заболела желудком, в костях и ребрах жестокой ломотой и сильной лихорадкой. Так страдала она 5 недель. В одну ночь явился ей, не спящей, пр. Никодим, приказывая молиться Богу и Пресвятой Богородице. Она же просила, чтобы он помолился об исцелении, после чего преподобный стал невидим; родственники, положив на больную крест, стали молиться, прося преподобного о помощи – и Евдокия, так звали эту женщину, – тотчас выздоровела. II. Исцеление от черной немочи У некоего Илларина Слонина дочь девица заболела черной немочью. Употреблены были все средства, но ничто не помогало. Когда же Иаков рассказал о чудесах пр. Никодима и положил находившийся при нем край мантии преподобного в воду, а больная выпила воду с верой – тотчас исцелилась. III.   Исцеление от падучей болезни. У одного священника, по имени Иова, жена Зиновия страдала припадками падучей болезни. Раз, когда ей было легче, вспомнила она о пр. Никодиме, стала молиться, обещаясь, в случае выздоровления, побывать в обители и отслужить молебен при его гробнице. Тотчас же Зиновия почувствовала облегчение, а, придя в обитель и исполнив обет, окончательно выздоровела. V. Исцеление от лихорадки. Некто, по имени Филипп, когда двое детей его страдали лихорадкой, стал просить преподобного о помощи и получил немедленно же просимое: оба мальчика быстро выздоровели. VI. Спасение от потопления и голодной смерти. Один пятидесятник из Архангельска, придя в обитель по обету, рассказал следующее: «Был я весной, в великий пост, на Белом море, с товарищем, и мы, ходя по льдинам, били моржей и тюленей. Вдруг я неизвестно как разлучился с дружиной и остался без куска хлеба. Переходя с льдины на льдину, я носился на них по морю трое суток. Совершенно обессилев от ходьбы и голода, в отчаянии, я сел на льдину и стал ожидать голодной смерти. Находясь в таком бедственном положении, стал я молиться Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, а потом забылся легким сном. Был полдень. Вдруг вижу у головы своей стоящего старца, а на воздухе пятиглавую церковь . «Человек обещайся идти в обитель Богоявления Господня на Коже озеро, – сказал старец, – помолиться Всемилостивому Спасу. Он тебя помилует и избавит от горькой смерти». «Какая это церковь , что я вижу на воздухе?» – спросил я, на что старец ответил, что это и есть Кожеозерская церковь. Тогда я спросил еще: «а ты, святой отец, какой обители, как твое имя и как ты пришел сюда?» «Я из той же обители, имя мое Никодим», – отвечал преподобный. Я стал просить его помолиться обо мне и дал обещание непременно, по спасении, исполнить его приказание. Преподобный стал невидим, с моря подул ветер, и мою льдину вскоре прибило к берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Благодатная сила блаженного Иоанна простиралась и в дальние страны. На севере, в городе Орешке, воевода Борис Петрович Благов страдал от тяжкой болезни и уже был при смерти; но вот однажды ночью в полудремоте он услышал голос: «молись Господу и пречистой Его Матери, призывай на помощь Иоанна водоносца, называемого большой колпак: молитвами его исцелит тебя Господь». Благов внял совету, призвал в молитве блаженного Иоанна; болезнь прошла, и выздоровевший прославил угодника Божия. В 1672 году 12 июня мощи блаженного Иоанна были обретены нетленными, после чего они почивали под спудом в Москве, в Рождественском приделе Покровского собора близ раки св. Василия блаженного. В 1876 году по случаю устройства нового иконостаса в нижнем этаже Покровского собора, в приделе Рождества Богородицы, этот придел был переименован в честь св. Иоанна юродивого и св. митрополита Филиппа, память которого совершается тоже 3 июля. (Русск. свв. Филарета, арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева. Московск. Церк. Вед. 1876 г. Преставление пр. Никодима кожеозерского Преподобный Никодим, в мире Никита, родился в селе Ивановке, Ростовского уезда. Родители Никиты занимались хлебопашеством и скотоводством, и Никита в своей молодости, будучи послушным и покорным сыном, помогал своим родителям в сельских трудах. Однажды, пася овец своего отца, юноша услышал в поле голос, громко звавший его именем чуждым: «Никодим, Никодим!» Испуганный зовом Никита прибежал к своим родителям и рассказал им о случившемся. «Верно быть тебе иноком», сказали родители Никите, и это предсказание, действительно, впоследствии исполнилось. Прожив в доме родителей до их смерти, Никита за тем оставил Ивановку и переселился в Ярославль, где обучался кузнечному мастерству. Это ремесло дало Никите возможность зарабатывать себе средства к пропитанию, и он, переселившись из Ярославля в Москву, вместе с одним товарищем из московских кузнецов, занялся в столице приготовлением гвоздей. Как человек благочестивый, Никита вел самую скромную жизнь и довольствовался малым, отдавая весь избыток своего заработка нищим; вместе с этим он в свободное от занятий время усердно посещал храмы и обители иноческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 95-96, 100). Рисунок Н. в рост со свитком в руке исполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 276). После возрождения Кожеозерского Богоявленского мон-ря по инициативе настоятеля иером. Михея (Разинькова) в 1999 г. издана кн. «Пустынники Русского Севера» (Серг. П., 2015), в к-рой содержатся краткие сведения о мон-ре, а также Житие, канон и молитва Н. В книге 18 иллюстраций, выполненных худож. Т. Шамота (Северодвинск). Среди них - сцены Жития Н.: «Прп. Никодим на берегу реки, окруженный стадом оленей», «Явление прп. Никодиму свт. Алексия, митр. Московского, и прп. Дионисия Радонежского», «Моление прп. Никодима во время половодья», «Молитва прп. Никодима в земляной яме», «Спасение заблудившегося в лесу отрока», «Преставление прп. Никодима» и др. Лит.: Митрофан (Правоторов), игум. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 18822; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеозерскаго чудотворца. Архангельск, 18842; Никодим (Кононов), иером. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии. СПб., 18962; Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279, 372-373, 398-399, 452-453. 133, 185, 198, 226; Т. 2. С. 181; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1999. С. 97, 110, 115. Кат. 179, 222, 234; Святые каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 89-93. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

– Еще в молодости, находившись в поле вместе с отцом своим, Никита слышал голос: «Никодим, Никодим»! Испуганный зовом, он пересказал о нем родителям; верно быть тебе иноком, сказали они. После их смерти, оставшись бедным сиротою для того, чтобы иметь средства к пропитанию, выучился он кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Здесь жил он вместе с другим кузнецом. Злая жена товарища решилась отравить мужа и всыпала яд в пищу. Не зная замысла жены, товарищ позвал Никиту обедать вместе с ним. Муж после обеда умер. Никита остался жив, но остался с жестокою болью в желудке. Раз встретился с ним незнакомец и сказал: «чем ты болен Никита? Ступай в собор на ров, там дам я тебе лекарство. Никита пошел; незнакомец дал ему пить из сосуда, и он стал здоров. Странный человек скрылся и конечно это был бл. Василий. В другое время, проходя Кулишки, Никита остановился у кущи юродивого Илии, которого обступила толпа: юродивый, увидя его, кричал: «хузьюгский пустынник пришел». – Эти слова сильно поразили Никиту: он принял их за призвание к другому роду жизни. – Продав, что имел, пришел он к архимандриту чудова мон. Пафнутию и просил принять его в число братии. Научившись грамоте и испытанный послушаниями, принял он здесь монашество с именем Никодима. Прошло 7 лет, как Пафнутий (в 1602 г.) облечен был саном сарского митрополита и взял с собою Никодима на Крутицы, 629 но спустя год Никодим, по благословению владыки, отправился в кожеозерскую обитель. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 вер. от обители, при речке Хузьюге, поставил себе кельицу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкою рыбу, но плодами трудов своих делился с обителию; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогою молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что свободно, без тревоги, ходили около его и кормились.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Л. 138 об.). 573 С большей долей вероятности мы можем предположить, что блаженный Иоанн получил прозвище «Водоносец» уже в Москве, поскольку носил с собой сосуд с водой, которой исцелял болящих. 574 Вероятно, к этому же времени можно отнести его денежный вклад в Кожеозерскую обитель, зафиксированный во Вкладной книге монастыря; см. Вкладная книга Кожеозерского монастыря: В 2 кн./Подгот. А.С. Косцова. СПб. 2008. Кн. 1. С. 95: «Статья 199. Дал старецъ Никодимъ, Чудова монастыря постриженикъ, вкладу денегъ десять рублевъ». 578 Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 307; Лукичев М.П. Боярские книги XVII в.: Труды по истории и источниковедению. М., 2004. С. 312−317. 581 Пространные редакции Жития Никодима имели «северно-русское» распространение и бытовали в Кожеозерском и Антониево-Сийском монастырях, тесно контактировавших друг с другом. К I Пространной редакции (далее – I ПР) относятся 2 списка: БАН, Архангельское собр., Д. 405 (кон. XVII, первая треть XVIII в.), л. 58−145 и РНБ, Q. 1.1390 (30 гг. XVIII в.), л. 2–7. Список РНБ, Соловецкое собр., 82/182, л. 24 об. 85 относится ко II Пространной редакции (далее – II ПР). 588 Никодим [(Кононов)], иером. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб. 1900. С. 23. 593 Шестая стихира «на хвалитех» из Службы преп. Никодиму, цит. по ркп.: БАН, Архангельское собр., Д. 405, л. 48 об. 597 Там же, л. 77. А.С. Демин относит этот факт к «краеведческим» и «этнографическим» подробностям текста Жития Никодима: «Так до сих пор делают на Русском Севере» (см. Демин А С. Реально-бытовые детали в житии протопопа Аввакума: (К. вопросу о художественной детали)//Русская литература на рубеже двух эпох (XVII, начало XVIII в.). М., 1971. С. 243). С исследователем невозможно согласиться. Действительно, на Русском Севере имеет место обычай использовать в пищу малосольную рыбу «с душком». Она там считается продуктом едва ли не деликатесным. Однако на Руси XVI–XVII вв., по причине дороговизны соли, источающая резкий неприятный запах мало-просоленная рыба, явление повсеместное, что шокировало посещавших Московию иностранцев (так, например, Юрий Крижанич, защищая славян-московитов от нападок «немцев», приводит свидетельство А. Олеария: «Немцы (...) среди прочего своего лаяния, коим ругают наш народ, пишут: русские (...) любят солёную рыбу, которую учуешь носом прежде, чем увидишь оком, и эта вонючая рыба русским кажется очень вкусной» (Юрий Крижанич. Политика/Под ред. M.H. Тихомирова. М., 1965. С. 545). Поэтому нельзя полагать, что факт питания «подпорченной» рыбой-малосолкой (сохранившийся на Русском Севере как архаизм некогда «всемосковитской» реалии) был бы воспринят агиографом XVII в. как нечто удивительное. Никодим питается именно червивой рыбой. Вот что потрясает воображение «списателя» его жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мнозем же о сих всех слышащим таковая про отца преподобнаго и многострадалнаго Максима, Греческия страны философа, радующимся же душею вси земнородни, ныне же усумневающимся и неверием одержимии бываху, яко и самому иконому царствующаго града Москвы, и от него же тогда и многи (л. 67 об.) беды и напасти поносив преподобный, сластолюбия его ради, якоже и прежде рех, неверием одержиму быти и слышанная ни во что же вменити, еще же инем запрещает. И по неколицех летех преставления святаго восписуют х келарю Александру с северныя страны и с Помория Каргополскаго уезду Кожеозерскаго монастыря старцы Феодосий и прочий иноцы, яко Богом наставляеми на уверение верующим. Писание же их сицево: бысть, рече, у них вдалее монастыря, яко 15 поприщ, среди лесу пустынник инок, Никодим именем, хизину токмо имяше, зело малу не на проходимых (л. 68) болотных местех, постриженик Чудова монастыря святаго архаггела Михаила и чудотворца Алексея митрополита, иже на Москве. И по явлению святаго чудотворца Алексия сей инок Никодим сниде в тое пустыню еще прежде Казанскаго взятья, и пребывая в той пустыни на речке Хозюге 36 лет, подвизаяся постом и молитвами. И егда изволение Божие дойде праведнаго суда Божия преселити его от мира сего к вечным обителем, посылает некоего от посетителей Иону ко игумену и ко брати, моля их взяти к себе в монастырь той. Бывшу же сему тако, поведает игумену и брати явление святаго Алексея митрополита, и с ним же, рече, ин муж, чуден возрастом зело, стоя со крестом: благословляюще его преосвященный митрополит рукою, а другий крестом ограждаше его, и поведающе ему отхождение от мира сего в вечныя (л. 68 об.) обители. Ему же попрошающу святаго Алексея о друзем, иже с ним, понеже самого святаго Алексея чудотворца по образу зная, яко постриженик его обители быв, другаго же не зная, иже крестом благословляше его. Святы же Алексей рече ему: то есть Троицкаго Сергиева монастыря инок, бывый архимандрит во Афонской горе Ватопеты, а что на Москве превел книги гречеськия на словенский, философ, именем Максим грек , и много пострада от самодержавнаго и от братий своих за истинну. Он же слышав дивися сему, яко прежде того в мире живуща, но и во иноцех не знаяше его, но токмо слышаша про его мудрования, и сподоблен бысть видения его. И по днех 40-х паки почасту тии святии являхуся ему, утешающе его и поведающе ему, яко вскоре, рече, (л. 69) с нами у Бога в покои будеши. И по 40-х днех перваго явления их и к нему, преподобный Никодим преставися, душу свою в руце Божии предаде. Потом же о сей повести, по неколицех днех, писания его слышахом о сем достоверно от инока Гедеона того же монастыря, иже и послужив ему при его смертной болезни. Последи же боголюбивый инок Боголеп Лвов, того же Кожеозерска монастыря постриженик бяше, и понудивый мя сия написати, прежде бывый, полаты царевыи страж, и яко сам тамо быв и преподобнаго инока Никодима пустынножителя уверився, и от его Никодимовых уст слышав таковая, и писанию повеле предати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Прощаясь с игуменом Авраамием, усердно просил он его не забывать в молитвах своих при бескровном жертво-приношении. Между тем Иоанн почувствовал заметное облегчение глазной своей боли. Впоследствии болезнь эта прошла у него совершенно, и он мог свободно читать книги, но внезапно опять подвергся ей в сильной степени. Во сне предстал ему преподобный и, коснувшись болящих его очей, сказал: «чадо Иоанн! я молил за тебя Бога, и Он дарует тебе исцеление». С тех пор глазная болезнь к Иоанну более не возвращалась. В 1635 г. поморяне Кириак Козлов и Иван Пешков рассказывали о себе в Кожеозерской обители следующее: в весеннее время поплыли они из реки Варгуты в Белое море; их застигла буря и понесла их лодку между льдин. Положение их было отчаянное; они начали призывать на помощь себе свв. угодников Божиих, вспомнили и преподобн. Никодима, о котором прежде слышали. Внезапно явился на корме старец и сказал: «я Никодим Хозь-Югский, которого вы призывали. He бойтесь, упование возложите на Господа и Пресв. Богородицу: Она вас спасет». Под управлением чудного кормчего, льдины, затершие лодку, разделились и открыли для нее свободный проход, которым вскоре достигла она берега, где преподобный стал невидим. Слух о чудесных действиях преподобного Никодима сначала распространился по окрестностям, a затем достиг самой столицы. Патриарх московский Иоасаф, услышав о Хозь-Югском подвижнике послал ему в дар дорогую шубу, прося помолиться за благоверного царя, царство его и св. Церковь . Благоговейно приняв дар первосвятителя, Никодим поцеловал шубу, а потом отослал в Кожеозерский монастырь, говоря: «для моей худости довольно и рубища». Время жизни преподобного уже близилось к концу. За семь дней до смерти он стоял на молитве и слезно просил Господа соделать его причастником небесного Своего царствия. Внезапно два светлых мужа взошли в его келью: один в одежде святительской, другой в иноческой. Преподобный Никодим испугался, но один из явившихся сказал: «не бойся, житель пустынный и ревнитель преподобных! Бог послал нас к тебе возвестить о скором твоем преставлении, и что восприимешь ты блага Иерусалима небесного, уготованные любящим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда последовало искушение с другой стороны. Враг хотел довести угодника Божия до уныния и отчаяния. Он воспользовался силами природы и один раз, весной, затоплял келью преподобного водой, а в другой раз, летом, во время жаров, зажигал ее, но и тут потерпел неудачу. Оба раза преподобный, взяв икону Божией Матери, всходил на кровлю кельи и слезной молитвой к Богу прекращал опасность, оставаясь непреклонным на пути спасения. После этого диавол не раз представал перед умственным взором подвижника и гнал его из уединения: «изыди отсюда, злой калугер – говорили бесы, – иначе мы тебя погубим». Но угроза не имела успеха. Святой молитвой прогонял их и подвизался. Видя свою полную неудачу и непреклонность Никодима, отец лжи и гордости употребил последнее средство. Явившись в бесчисленном множестве, бесы стали уходить от преподобного, обещая более не возвращаться к нему в виду его святости. Они думали, что тот повернт им, сочтет себя совершенным, ослабит молитву, возгордится и падет. Но когда, через нисколько времени, возвратились и увидели то же бодрствование, принуждены были, в бессилии, со стыдом навсегда оставить преп. Никодима. Тогда снизошла на преподобного сила Божия. Святой, очистив и укрепив свою душу в добре, принес ее в жертву Богу. Бог принял эту чистую жертву и удостоил преподобного сделать орудием своей милости к грешным людям. Еще при жизни на земле Господь сподобил его даров прозрения, исцеления недугов и силы духом являться с верою его призывающим. Когда к преподобному впервые пришел мирянином его будущий любимый ученик и жизнеописатель, иеромонах Иаков, то был встречен им, как лицо, давно известное; в то же первое посещение преподобный Никодим исцелил Иакова от глазной болезни; в другой раз – от зубной и угара, а в 1638 году, явившись во сне, – от желудочных болей. Кириаку же Козлову и Максиму Пашкову, с верою призвавшим святого в минуту опасности, он явился на Белом море и спас их от смерти. Много и других чудес сотворил преподобный Никодим на спасение людей; даже его ветхая мантия источала исцеления, кто с верой прикладывал ее к больному члену.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

564 Житие Никодима Кожеозерского цит. по ркп.: ГИМ, Синодальное собр., 850 (здесь, л. 531 об.). 565 «Акафист нами составлен и издан в 1895 г.» (см.: Никодим [(Кононов)], иером. Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб. 1900. С. 80). 566 См. кондак 3: «Сущу бо недугующу предстати святый Василий, Христа ради Юродивый, и от чаши своея повел испити, ты же с верою сие сотворив, абие здрав был еси» (Акафист преподобному отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу. СПб. 1898. С. 7). 567 Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия/Сост. свящ. И. Ковалевский. М., 1902. С. 233−234. 569 Возможно, «шерстяную, повреждённую, ветхую» одежду. Слово «стамъбрдное» имеет, на наш взгляд, два корня: «стамед (новг.) – шерстяная, косонитная ткань (см. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб. 1882. Т. 4. С. 316) и «врдьный» в значении «повреждённый» (см.: Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. СПб. 1882. Т. I, ч. I. С. 318. 571 Так, перед исцелением хромого Григория блаженный Иоанн «спросил его о причине болезни и давно ли он хромает. Тот рассказал, что два года уже, как повредил правую ногу, и с того времени не владеет ею. В ответ на это блаженный, как бы нечаянно, наступил хромому на больную ногу, и нога исцелела» (Там же. С. 245). 572 Немаловажным представляется и то, что блаженный исцеляет Никиту именно в «шестый час», дав ему испить из кувшина. Здесь возникает, на наш взгляд, неслучайная параллель с евангельской встречей Христа с Самарянкой, пришедшей к «кладязю» с водоносцем почерпнуть воды. Интересно, что это событие, по словам евангелиста, произошло тоже в «шестый» час ( Ин.4:6 −7). В каноне 9-й песни в «неделю о Самаряныни» читается: «Близъ сл источника в час, Спасе, шестый и Самаряныни воду живую подал еси» (Триодь Цветная. М., 1992. Л. 141). Синаксарь на праздник свидетельствует о византийской традиции почитания «устья» колодца и камня, на котором сидел Христос, где происходило множество исцелений: «Вдомо же буди, яко студенца онаго горлище, сиречь устие, царь Иустиниан въ Божия слова великом храм святая Софии положи, но и камень, на немже Христос седя Самаряныни бесдоваше, доселе обоя пребывают пред папертомъ от востока в храм входящим на лвой стран всякъ недуг исцляюща (...) отгонят и чарования бываемая...» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010