Вы там были? Нет, пока не добрался. Знаю, что отцу Михею помогают сестры, и он там больше как духовник небольшой сестринской монашеской общины. Интересен его путь к молитвенному уединению: сын священника, дирижер и музыкант по светской профессии, он нес послушание регента братского хора вначале в Оптиной пустыни, затем в Троице-Сергиевой лавре. Потом отправился на Север, где в Антониево-Сийском монастыре принял монашеский постриг и уже без малого два десятка лет подвизается в пустынной обители, настолько отдаленной от цивилизации, что даже слова из известной песни – «только самолетом можно долететь» – не отражают того, что есть на самом деле.      Ради чего он забрался в такую глушь? Ради возможности в безмолвии возносить Господу неустанные молитвы, как это делали основатели Кожеозерского монастыря преподобные Нифонт и Серапион, вокруг которых постепенно стала собираться братия, что положило во второй половине XVI веке начало обители Богоявления. Причем преподобный Серапион по своему происхождению не был северянином, даже русским не был! Он был сыном казанского татарского царька. После взятия Казани Иваном Грозным мальчик попал в плен, воспитывался в благочестивой семье, принял Святое Крещение с именем Сергий и так полюбил православную веру, что ему оказалось мало быть христианином, монахом какого-то столичного монастыря (он ведь в Москве жил). Раб Божий Сергий отправился странствовать по монастырям. Ходил, ходил, пока не нашел это место. И навсегда остался здесь, а спустя время, принял от преподобного Нифонта постриг с наречением имени Серапион. Из истории этой пустынной обители не меньше меня поразил и другой факт: святой, живший уже после Серапиона и сотворивший много чудес во время своей земной жизни и творящий их после преставления, подвизался в совсем маленькой келейке. Он сам ее обустроил на реке Хозьюге. Правда, она уже разваливалась. Почитавшие старца-молитвенника люди построили для него новую келью – чуть выше по реке. Попросили переселиться. Ответной просьбой отшельника было: ископать возле нового его убежища глубокую яму. Когда яма была готова, преподобный Никодим часто в нее спускался – уходил для молитвы в затвор. Однажды он пробыл в той яме 40 дней и 40 ночей без пищи и питья, день и ночь вознося молитвы Спасителю и питаемый единственно Божьей благодатью. У нас на Севере удивительные святые, и мы с ними дружим. У нас с ними тесная дружба.

http://pravoslavie.ru/106286.html

За полгода до смерти в тонком сне Н. увидел основателя Чудова мон-ря свт. Московского митр. Алексия и архим. Троицкого Дионисия (Зобниновского), звавших его к себе в небесные обители. Об этом он рассказал Б. В. Львову (брату думного дьяка Г. В. Львова, воспитателя царевича Алексея Михайловича ), к-рый привез из Москвы в пустыню от патриарха Иоасафа I в дар отшельнику шубу под «паволокою». Перед кончиной Н. вернулся в Кожеозерскую обитель, где часто причащался Св. Таин. Преподобный скончался при игум. Ионе, на 47-й день после возвращения в обитель. Как сообщает Житие, братия мон-ря, «опрятавше честно трудолюбное тело пустынножителя, и положивше на одре, и понесоша в церковь, и певше надгробная… и земли предавше близ церкве Святаго Богоявления… с южныя страны», в приделе свт. Николая. Согласно агиографическим данным, в 1625 г. Н. исцелил в пустыне слабовидящего послушника Иоанна Дятлева от болезни глаз и «угара». В 1630 г. святой спас 2 корабельников «от потопления», представ перед ними и указав им путь следования. ПР Жития содержит рассказ о 14 посмертных чудесах преподобного, записанных со слов братии мон-ря, датированные чудеса относятся к 1649 и к 1686-1713 гг. Описаны случаи исцелений от отравлений, слепоты, лихорадки, горячки, зубной боли, психических заболеваний («черной немочи», «падучей», сумасшествия); также святой спасал рыбаков на море, помогал людям, заблудившимся в лесу. Почитание Прп. Никодим Кожеозерский (1-й в предпоследнем ряду). Фрагмент иконы «Собор новгородских чудотворцев». Нач. XVIII в. (частное собрание) Прп. Никодим Кожеозерский (1-й в предпоследнем ряду). Фрагмент иконы «Собор новгородских чудотворцев». Нач. XVIII в. (частное собрание) После кончины Хозьюгского пустынножителя монастырская братия начала собирать сведения о жизни преподобного. Согласно Житию, после смерти отшельник почитался как покровитель обители и чудотворец, над гробом к-рого происходило множество исцелений. Самое раннее упоминание Н. в святцах относится к 40-м гг. XVII в.: «Месяца июля в 3 день св. мч. Иоакинфа. В той же день преставися преподобный святой старец Никодим с нашаго монастыря, иже есть на Кожозере, преставися в лето 7147 году» (РНБ. Погод. 650. Л. 496). Спустя 23 года после смерти пустынножителя он был причислен к лику святых, его память была отмечена в издании Пролога 1662 г. После прославления Н. над его гробом была построена часовня. В посмертных чудесах говорится, что, начиная с чуда исцеления келаря Авраамия от зубной боли (1661-1673), молебны над гробом святого совершались в часовне. При патриархе Иоакиме (Савёлове) чтение о Н. было изъято из состава печатного Пролога 1677 г. Последующие издания Пролога также не содержали памяти о Н. С этого времени кожеозерская братия начала более тщательно вести записи о чудесах, четко фиксируя даты.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

СПб., 1882; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеезерского чудотворца. Архангельск, 1884; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего севера: Кожеозерский мон-рь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Никодим (Кононов), еп. (Кононов А. М.). Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии с описанием жизни и чудес прп. Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; он же. Прп. Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же (Никодим (Кононов), иером.). Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Архангельский Патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах нек-рых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии/Сост.: А. М. Кононов. СПб., 1901; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. С. 472-481; 19. С. 505-510; 20. С. 534-544; 22. С. 630-637; 23. С. 646-656; 24. С. 672-682; он же. Кожеозерский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 466-517; Никольский Н. К. Рукописная книжность. По Северному краю (о вскрытии мощей)//Красный Север. Вологда. 1919. 19. С. 3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 297; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 261; Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 327-345; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 180-182; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 103; Спасский И. Г. Московская математическая книга сер. XVII в. и ее владелец//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 56-74; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. С. 229, 383; Полетаева Е. А. Житие Никодима Кожеозерского как памятник севернорус.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

После этого жизнь в монастыре по-видимому налаживается. Преподобный Серапион провел в затворе три года и мирно почил о Господе 27 июня 1611 года, оставив после себя в обители, в которой он подвизался 46 лет, около 40 монахов при хорошо налаженном хозяйстве и отстроенном монастыре. Сохранились сведения о посмертных чудесных явлениях преподобного Серапиона Кожеозерского. Точная дата его прославления неизвестна. Житие было помещено в Четьих-Минеях архиепископа Филарета. По некоторым сведениям, имелась также особая служба преподобному, однако до настоящего времени она не найдена. Целый букет святых Русской Православной Церкви взрастил преподобный Серапион: преподобный Авраамий (в схиме Антоний) Кожеозерский стал еще при жизни и по благословению отца-основателя игуменом Богоявленской обители; преподобный Лонгин Кожеозерский – игуменом древнего и славного Спасо-Каменного монастыря; преподобный Леонид Устьнедумский основал под Устюгом собственный монастырь и стал одним из просветителей «диких» пермяков, продолжив миссионерские подвиги Стефана Пермского и других пермских святителей; преподобный Корнилий Кожеозерский освятил своими подвижническими трудами Мангазею – первый русский заполярный город, основав здесь Кожеозерский Спасский Верхотурский монастырь; с ним же подвизался и преподобный Герман Кожеозерский. Пребывал в монастыре под началом преподобного Серапиона и ныне особенно почитаемый святой этих мест – преподобный Никодим, Хузьюгский чудотворец, и по его же благословению ушел он в отшельничество, устроив келейку в пяти верстах от Кожозера. В настоящее время мощи преподобного Серапиона почивают под спудом в возрожденном после 80 лет запустения Богоявленском Кожеозерском монастыре. Возрождает монастырь один отец настоятель иеромонах Михей. В память о преподобном Серапионе помогают обители некоторые православные татары, бывают паломники из Татарстана. На месте, где некогда стояла часовня, возведенная над святыми мощами отца-основателя, ныне, выделяясь точно по периметру фундамента, синеет иван-чай да возвышается, отражаясь в тихой озерной воде, огромный поклонный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Антипа); «Господь Вседержитель, с предстоящими преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским» 1728 г. из с. Турчасова (АМИИ). На иконе 1825 г., написанной мастером онежской иконописной артели И. И. Богданова-Карбатовского , среди избранных святых, поклоняющихся образу Преображения, преподобные Н. и Феодосий Тотемский, свт. Николай Чудотворец (Укозерский) и мц. Стефанида (АГМДЗиНИ); на иконе 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) вместе с Н. представлены прп. Александр Ошевенский, свт. Петр Московский и прп. Сергий Радонежский. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., когда Кожеозерский мон-рь был закрыт, Н. почитался наряду с другими каргопольскими подвижниками: преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Пахомием Кенским. На иконах этого времени Н. изображали в сложившейся иконографии предстояния: так, на образе «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы», XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя), святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Н.- справа, в молении, вместе с прп. Кириллом Челмогорским, облачен в мантию и схиму с опущенным на голову куколем; длинная изогнутая борода подчеркнута вырезом в окладе иконы. В составе деисусных чинов этого времени образ святого встречается в паре с изображениями основателей разных мон-рей: «Преподобные Макарий Унженский и Никодим Кожеозерский» сер. XIX в., вероятно, письма иконописца Владимирской губ. М. К. Сказываева, происходящей из часовни мучеников Флора и Лавра дер. Семёновская на Кенозере (Кенозерский нац. парк; см.: Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 303-305. 21), «Преподобные Кирилл Новоезерский и Никодим Кожеозерский» 3-й четв. XIX в. из Никольской ц. дер. Сырья (АМИИ). Н. изображали на нек-рых иконах «Собор Новгородских чудотворцев» расширенного извода в период формирования этой композиции.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

В архангельской типолитографии В. А. Черепанова в 1884 г. напечатана литография «Прп. Никодим, Кожеозерский чудотворец» (использована как иллюстрация к кн.: Таушев. 1884). На литографии святой представлен в рост, как и на эстампе 1854 г., но без панорамы мон-ря. В правом верхнем углу - 2 ангела на облаках поддерживают образ Богоявления Господня. Фигура Н. помещена на фоне одноглавого храма с примыкающей колокольней. Эта иллюстрация воспроизведена и в книге иером. Никодима (Кононова) «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии» (1894. С. 4, 8-9). В издании также помещена иллюстрация в полный разворот, на к-рой изображена панорама обители с многочисленными постройками. Вверху, в центре - образ Богоявления, ему предстоят на облаках коленопреклоненные Богородица (слева) и Н. с образом Божией Матери в руках. Произведения печатной графики стали основой поздней иконографии Н. В Житиях святых, собранных Филаретом, архиеп. Черниговским, с изображением святых и праздников акад. Ф. Г. Солнцева ( Филарет (Гумилевский). РСв. 1892. Янв.-апр. С. 38) Н. показан в рост, в мантии и схиме; левой, скрытой под мантией рукой, держит образ Богоматери Владимирской, правой рукой поддерживает его сверху. В 1902 г. в С.-Петербурге напечатана листовка в один разворот - «благословение» Кожеозерской пуст. (выходные данные: «От Санкт-Петербургскаго Духовного цензурного комитета печать дозволяется СПб, 24 мая 1902 г. Цензор иеромонах Филарет. СПб, Синодальная типография 1902» - РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 83. Л. 22-23 об.). На лицевой стороне - печатное поясное изображение Н. с Владимирской иконой Божией Матери в руках. У него седые длинные борода и волосы, на голове - куколь; надпись: «С. П. Никодим Кожеозерс. Ч.». К листовке приложены: тропарь, глас 8-й; кондак, глас 2-й; молитва Н. В кон. XIX - нач. ХХ в. Кожеозерский мон-рь закупал небольшие иконы для подношения вкладчикам и раздачи богомольцам у торговых людей Архангельска, а также у иконописцев Владимирской губ. в с. Холуй (у Зверева) и Палех (у Н. М. Софонова). Среди них были как дешевые маленькие иконы от 2 вершков (ок. 9 см) высотой, так и более дорогие пядничные образы, украшенные чеканкой по левкасу и золочением. Приходо-расходные книги мон-ря изобилуют сведениями о почтовой рассылке образов Н. дарителям и вкладчикам. Один из вариантов «раздаточных» икон предполагал использование в качестве образца литографии Черепанова. Так, на иконе «Прп. Никодим Кожеозерский» кон. XIX - нач. ХХ в. (СГИАПМЗ) святой изображен в рост, в развороте вправо, одет в мантию и схиму, возле груди на плате держит Владимирскую икону Божией Матери; в правом верхнем углу - образ Богоявления, к-рый поддерживают ангелы (см. также икону кон. XIX в. из собрания А. В. Ренжина со штампом Кожеозерского мон-ря на обороте, «освящен на раке» - Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст. в КБМЗ 25 июня - 15 авг. 2016. Кириллов, 2017. С 338-339. Кат. 125).

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Так Иаков исцелился от зубной боли, с верою приложив к больной десне часть этой мантии. Отослав шубу в обитель, преп. Никодим стал молиться: «Владыко, Господи Иисусе Христе! сподоби мя сообщника быти Святых Твоих и с теми причаститися Царствию Твоему, и сопричти с теми во свете Твоем, его же уготовал еси праведником Твоим». Не успел преподобный окончить молитвы, как ему явились два мужа: святитель и инок. Думая, что это привидение, он испугался, но святитель заговорил: «Не бойся, раб Христов, пустынный житель и ревнитель преподобным! Господь послал нас возвестить Тебе о скором твоем преставлении, ибо вскоре приимешь благое Иерусалима, уготованное от Господа любящим Его». Припав к ногам их, преп. Никодим спросил, кто они? На это святитель ответил: «Я – Алексий, митрополит московский, а со мной Дионисий, архимандрит Сергиевского монастыря Святой Троицы. О, преподобный! О чем ты молился Господу, то будет по твоему прошению: причтен будешь со святыми и водворишься в царствии небесном». С этими словами оба святые стали невидимы. Преп. Никодим, в духовной радости, славя Бога и чувствуя изнеможение тела, призвал игумена Иону и, рассказав про явленое, просили причастия св. Христовых тайн. Это было за семь месяцев до кончины преподобного, в декабре 1639 года. Игумен Иона упросил преподобного Никодима оставить келью 8 и перейти из пустыни в обитель. Со слезами расстался подвижник с любимой местностью и пошел в обитель, где был встречен торжественно всей братией, 20 мая 1640 года. Но уже недолго привелось ему здесь пожить – только 44 дня. Придя в обитель, угодник Божий поселился в одной пустой кельи, отклонив все братские приглашения, и здесь приготовился к своей кончине, которая последовала 3 июля 1640 года. В этот день его ученик Иаков, в то время еще мирянин Иван Дятлев (из Прилуцких крестьян), после обеда шел на послушание. Проходя мимо кельи Никодима, он услышал его голос. Войдя в сени, ученик увидел учителя сидящим в изнеможении на пороге и помог ему перейти в келью. «Иди, чадо Иоанне, с миром, Господь с тобою да будет во вся дни живота твоего», сказал тогда преподобный, и Иоанн ушел на послушание. В это время и почил преподобный Никодим. Игумен и братия, выйдя из трапезы, почувствовали необыкновенное благоухание; убедившись, что оно идет из кельи преподобного, обрадовались и подошли туда, но келья оказалась закрытой. Сотворив входную молитву и не получив ответа, они сами уже вошли в келью и нашли святого почившим: лицо его было светлым и радостным, а келья была полна благоухания. Опрятав св. мощи, игумен и братия погребли их честно близь храма Богоявления Господня, по южную сторону, а св. церковь наша, в 1662 году 9 , причла преп. Никодима к лику святых, наших молитвенников–ходатаев пред Богом и скорых помощников, – и всякий с верой и любовью прибегающей к его помощи всегда получает просимое от преподобного Никодима, кожеозерского чудотворца. V. Посмертные чудеса пр. Никодима

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Пафнутий долго уговаривал Никодима, не желая расстаться с любимым учеником, но видя его непреклонность, благословил в путь и дал в благословение икону Владимрской Божией Матери; на Крутицах Никодим жил один год. Ведомый Божественным промыслом, преп. Никодим пришел в Кожеозерскую пустынь и был с любовью принят блаженными старцами: игуменом Авраамием и строителем Серапионом. Но и здесь он недолго жил, только полтора года пробыл преподобный в обители, трудясь на просфорне. А затем, избегая славы и почета, с благословения настоятеля, удалился в пустыню на р. Хозьюгу, летом 1609 года, – тогда исполнилось и вещее слово блаженного Илии. III. Жизнь в Хозьюгской пустыни В Хозьюгской пустыни преподобный Никодим своими руками устроил небольшую келью; вскопал около нее землю, сеял картофель, собирал коренья, ловил в Хозьюге рыбу, и тем питался. Впрочем, рыбу он вкушал не прежде, как та начинала разлагаться. В первое время из обители приносили еще молоко, но преподобный вскоре отказался и от него. Строгий пост, почти постоянное воздержание (пр. Никодим, если спал, то немного и стоя), неустанная молитва , часто со слезами, и труд наполняли его время. В пустыне преп. Никодим нашел, чего так долго искала его душа. «О, смиренный Никодим, – говорил он себе – ты обрел себе место безмолвное для спасения. Итак, воспряни духом в это краткое время, хотя и в единонадесятый час, ибо вечер уже приблизился, и Праведный Судия придет со славою воздать каждому по делам его» – и неутомимо подвизался в умном делании. Ему приходилось бороться не только с собой, но привелось еще, как всякому истинному подвижнику выдержать упорную духовную брань с диаволом. Брань враг начал с того, что попытался возбудить в подвижнике похоть плоти и тем погубить его. Для этого он явился преподобному, когда тот шел за водой, в виде красивой женщины, лежащей у речки. Но попытка не удалась. Умертвивший плоть и любовь к миру еще в обителях, преп. Никодим не склонился на искушение. Он понял козни диавола и, сотворив молитву, рассеял призрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

VII. Апреля 1649 года случилось чудо исцеления слепого Некто Семен Васильев, с реки Лесны, заболел глазами и вскоре ослеп. В болезни он обратился за помощью к пр. Никодиму, и его молитва была услышана. Однажды, ночью, когда больной еще спал, услышал, что кто–то вдвоем вошли в комнату. Один из пришедших, пальцами рук потерев глаза слепца, сказал: «Вот пр. Никодим Кожеозерский с Авраамием игуменом 10 , явно пришли к тебе» и – оба стали снова невидимы. Больной тотчас же почувствовал облегчение, и когда настало утро, и увидал снова Божий свет, к радости родных, тотчас же отправился в обитель, служить благодарственный молебен и долго работал на братию. VIII. Исцеление от зубной боли Келарь Авраамий рассказывал, что, страдая зубной болью, он с верой припал к раке преподобного, приложил к губам его посох и – совершенно выздоровел. То же не раз, потом, было и с другими. IX. Исцеление от сумасшествия В 1646 году, 4 февраля, пришли в Кожеозерской монастырь, из Каргополя Дометиан и Ксения Ивановы. Они рассказали следующее: В 1642 г. Ксения внезапно сошла с ума и редко приходила в себя, почти постоянно страдая сильными припадками бешенства. Однажды, когда больная была связана, ее спящему мужу явился старец и сказал: «Зачем ты вяжешь и мучишь жену свою? Обещайся лучше сходить в Кожеозерский монастырь и помолиться там о ее исцелении Всещедрому Богу и преподобному Никодиму». Дометиан проснулся, но, никого, не видя и считая явление простым сном, снова заснул. Ему снова явился старец, говоря: «Зачем ты не развяжешь жены твоей и не обещаешься идти в сказанный тебе монастырь и сотворить о ней молебствие». Вторично проснувшись и уже убедившись в явлении, Дометиан стал развязывать жену. А жена рассказала ему, что и она видела пр. Никодима, который молился о ней. Оба тотчас же дали обет сходить в обитель и всю ночь молились; больная совершенно выздоровела, и они на другой же день пошли в монастырь. X. Исцеление от горячки В 1675 году пришел в обитель из г. Каргополя некто Киприан Михеев Пеганов и рассказал, что в жестокой горячке, когда уже было совершено таинство елеопомазания, он стал молиться Пресвятой Богородице и пр. Никодиму. Вдруг померкло его зрение и в комнату вошли два инока: один пр. Никодим, а другой ниже его ростом, с длинною белой бородой 11 . Последний, указав рукой на больного, спросил пр. Никодима: «тот ли это, кто призывает тебя в молитве?» Преподобный Никодим ответил утвердительно; оба стали невидимы, а Пеганов стал совершенно здоров. Его мать, бывшая тут же, не видала, однако, преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

757. Кожеозерский чудотворец Сказал некогда Господь праотцу Аврааму: «воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я: тако будет семя твое» ( Быт. 15:5 ). Что сказано о потомстве Авраама, то еще более справедливо сказал о духовных потомках великих Божиих угодников, каковы были преподобные отцы наши Антоний и Феодосии Печерские , Сергий и Никон Радонежские и другие подвижники – основатели обителей иноческих. Как звезды небесные, рассеялись они по лицу Русской земли и светят нам с высоты духовного неба. И сколько таких благодатных звезд тихо светит нам светом Христовым, указуя безопасный путь к Небесному Отечеству! И звезда от звезды разнствует во славе, – говорит Апостол Христов ( 1Кор. 15:41 ). И святые Божии не все равно прославлены. Но и слава последнего из святых Божиих настолько превыше всякой славы земной, насколько небо превыше земли: «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Вот почему мы должны благоговейно чтить память всех угодников Божиих, хотя бы некоторые из них не были столь известны и прославлены, как великие избранники Божии. И малая звездочка на небе светит ярче всякого земного светильника, светит вечно, не угасая; так и малоизвестный угодник Божий светит для нас с неба духовного своим светом благодатным, указуя нам путь к Царству Небесному. К числу таких угодников Божиих принадлежит преподобный Никодим, Кожеозерский чудотворец. Немного сохранилось сведений о его святой жизни, но и это немногое показывает, что он был избранник Божией благодати. Родился он в селе Ивановке, в пределах Ростова Великого, и в мире именовался Никитой. Еще в молодости, работая в поле с отцом своим, он услышал однажды голос: «Никодим, Никодим!» Испуганный зовом, юноша рассказал об этом родителям, и они сказали: «Верно, быть тебе иноком!» Умерли родители, Никита остался бедным сиротой. Чтобы иметь средства к пропитанию, он выучился кузнецкому мастерству в Ярославле и пришел на жительство в Москву. Здесь поселился он у одного кузнеца, у которого была злая жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010