Впоследствии, когда окрестные жители, приносившие Никодиму «от потребных по силе своей», выстроили ему новую келью, более просторную и удобную, «от первыя растоянием, яко единою или дважды стрелою стрелити вверх по реце», преподобный долгое время отказывался переселиться в нее, несмотря на то, что «бяше бо первая его келлия скудна зело и от диаволскаго огненнаго запаления прогорела». Утлая хибарка была, по всей видимости, дорога святому («паче царьских чертог любяше ю») не только тем, что «егда бо прииде преподобный в пустыню, тогда своима рукама создаша ю себе» (теперь же, состарившись, Никодим не имел сил выправить накренившиеся стены), но и памятью о тех скорбях и лишениях, которые он в ней перенес, выйдя из схватки с демонскими полками – в соответствии со своим победным именем – венценосным сокрушителем бесов. Изведав на своем опыте тесноту пустыннической жизни, преподобный отказывается благословить на отшельничество одного из своих учеников. Ослушавшись учителя и вселившись во внутреннюю пустыню, самонадеянный инок «впаде в вещи неудобныя» – начал совершать Литургию без благословения епископа на неосвященном алтаре, после чего был изгнан братией Кожеозерского монастыря из его пределов. Кожеозерский монастырь Как видим, северорусское отшельничество в начале XVII века не разрушало свои связи с монастырем, хозяйственное устроение которого во многом обеспечивало жизнедеятельность пустынника, а являлось маргинальным, но тем не менее узаконенным проявлением одного из возможных образов монашеского жития. Из монастыря преподобный нередко получал продовольствие, время от времени принимал посетителей, некоторые из них становились его учениками. Таким образом, та родовая пуповина, которая связывала Никодима с Церковью в лице ее представителей, никогда не обрывалась, а подвиг отшельничества являлся одним из способов монашеской социализации. Когда же возникала такая необходимость, монастырское священноначалие могло изгнать из-под своей юрисдикции самочинного гордеца. Неудивительно, что, узнав о скорой кончине, изнемогший от старости Никодим соглашается по уговорам игумена Авраамия вернуться под кров Кожеезерского монастыря. Искренняя радость исполняет сердца братьев при возвращении старца в пределы монашеского «града ограждения»: «вся братия изыдоша на сретение, честь велию воздающе преподобному, ведуще его свята быти, и со многим благоговением приступающе к нему и любезно руками своими объемлюще, благословение и святую молитву, яко некое освящение, приемлюще». Однако последнего благословения преподобного сподобляется не убеленный сединами богомолец, а простой монастырский трудник по имени Иоанн, «рекомый Дятлев», которого призывает в свою келью Никодим непосредственно перед кончиной: «“Иди, чадо Иоанне, с миром, Господь да будет с тобою во вся дни живота твоего”».

http://pravoslavie.ru/114370.html

В Сказании «списатель» сообщает, как в «тонком сне» он беседовал с «ожившим» в гробу Н.: «Аз же прилежно нача зрети на гроб его и помышлях во уме своем, дабы не пасти во гроб той. И абие внезапу паде на гроб той, и зело убояхся». Увидев веселое лицо старца, автор без боязни спросил Н., правильно ли он описал в Житии все его пустынные подвиги и труды, и в ответ услышал: «...добре сотворил еси, чадо… потщися и сохрани чистоту свою, и подвизайся о Господе!» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 63). В поздних списках ПР разговорная лексика заменяется книжно-церковной, вводятся канцелярские обороты, характерные для языка делопроизводства XVIII в., увеличивается объем синтаксических конструкций, отчего изначальный текст лишается живости и простоты. ПР - один из первых опытов составления северорус. «отшельнического» Жития, включившего новые для рус. агиографии мотивы старчества. Н. упоминается в одном из чудес Жития прп. Дионисия Зобниновского (Радонежского), составленного иноком Симоном (Азарьиным) в 1649 г., в т. н. «уверении старца Феодосия». Биография Прп. Александр Ошевенский, свт. Петр, митр. Московский, преподобные Сергий Радонежский и Никодим Кожеозерский в молении Спасителю. Икона. 1-я пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Александр Ошевенский, свт. Петр, митр. Московский, преподобные Сергий Радонежский и Никодим Кожеозерский в молении Спасителю. Икона. 1-я пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) Никита род. в с. Иванкове вблизи Ростова Великого в семье земледельца. Согласно Житию, в отрочестве он пас скот в пустынном месте и услышал голос, дважды произнесший его будущее монашеское имя: «Никодиме, Никодиме!» По смерти отца Н. отправился в Ярославль обучаться «ковать малые гвозди». Освоив кузнечное ремесло, переехал в Москву, где занялся продажей гвоздей и др. товаров. После несчастного случая - отравления на обеде у товарища киселем, приготовленным его злой и «прокудливой» супругой,- Никита долго болел «утробой». Некий юродивый в ветхом одеянии исцелил его у московского собора Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

НИКИФОР (Югов Николай Ильич; 1869-1918), прмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОДИМ (Кротков Николай Васильевич; 1868 - 1938), сщмч. (пам. 8 авг., в Соборе Костромских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Молдавских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Костромской и Галичский НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/122338_37.html

И тако живущимъ имъ вкупе пустынное и безмолвное житие, и начаша къ ним приходити иноцы от многих стран и хотяще жити с ними. Они же с радостию приемляху». По мнению исследователей, Сергий мог узнать о пустынножителе во время своего пребывания в Ошевенском мон-ре, находившемся около Каргопольского тракта ( Кононов. 1895. С. 33; Челмогорский. 1901. С. 473). Автор 2-й редакции «Сказания...», составленной в нач. XVIII в., сообщает точный год прихода Сергия в Кожеозерскую пуст.: «...прииде и на место сие пустынное и безмолвное к начальнику и священноиноку Нифонту… тогда бо ему единому живущу в пустыни сей и пустынное и безмолвное житие провождающу о Господе в лета от сотворения мира 7074-е, а от Рождества же Иисус Христова 1566-е…» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 18-18 об.). В 1-й редакции «Сказания...» этого года нет. Однако в обеих редакциях присутствует указание на то, что прп. Серапион ( 1611) провел в Кожеозерском мон-ре 46 лет. Составитель 2-й редакции мог высчитать год прихода старца Серапиона на Кожозеро, зная год его кончины. По мнению еп. Никодима (Кононова), эта дата в «Сказании...» ошибочная. По его сведениям, Сергий пришел в пустынь в 1557 г.- «в пятое лето своего племенения» ( Никодим (Кононов). 1901. С. 82). Спустя нек-рое время Н. отправился по монастырским делам в столицу, где скончался и был похоронен в одной из московских обителей. Игуменом Кожеозерского монастыря стал старец Серапион (согласно справочнику П. М. Строева, прп. Серапион возглавлял обитель в 1565-1602; по сведениям В. Челмогорского - в 1565-1611). Еп. Никодим (Кононов) считал, что кончина Н. состоялась не ранее 4 мая 1563 г. и не позже 1564 г., поскольку он был упомянут в купчей грамоте на Кияльскую волость от 4 мая 1563 г. ( Никодим (Кононов). 1901. С. 196). В грамоте 1595 г., данной строителю Серапиону царем Феодором Иоанновичем , указывается, что, со слов Серапиона, мон-рь на Кожеозере им строился 36 лет (АИ. Т. 1. С. 462-463. 262). Следовательно, он пришел к Н. предположительно в 1558/59 г.

http://pravenc.ru/text/2577709.html

В 1584 году царь Фёдор Иоаннович грамотой от 30 сентября 1584 года пожаловал в пользу вновь устраиваемой обители Лопский полуостров и земли вокруг Кожозера, а митрополит Новгородский Дионисий дал благословенную грамоту на устройство обители. В 1581 году начато строительство деревянного храма, который был построен в 1588 году. В 1589 году патриарх Иов назначил Серапиона строителем основанной им обители, а инока Авраамия посвятил в сан иеромонаха и благословил его освятить воздвигнутый храм. В 1589 году первый деревянный храм был освящён в честь Богоявления Господня. В 1590-1591 гг. был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1594 году третий тёплый храм во имя Николая Чудотворца. Первым игуменом обители стал иеромонах Авраамий. Число братии достигало 40 человек, из них особенно выделялись Леонид Усть-Недумский, бывший 3 года келарем и Никодим, пустынножитель Хозьюгский. Никодим, наравне с Нифонтом и Серапионом, считается основателем и небесным покровителем Кожеозерского монастыря. 8 июня 1634 года все монастырские постройки сгорели. 26 августа того же года Новгородский митрополит Киприан дал разрешение на постройку новых храмов. В 1644 году было закончено строительство двух новых храмов, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1650 году построена монастырская ограда. Соборная церковь Богоявления Господня была на каменном фундаменте, с пятью маковицами, крытая чешуёю. Кресты на ней были обиты белым железом; подзоры с летописными словами; окна были большие и малые, в них оконницы слюдяные с белым железом. В это время, с 1643 по 1646 год, игуменом монастыря был будущий патриарх Никон. При Никоне число братии достигло 100 человек. В 1692 году сгорели обе монастырские церкви, построенные при Никоне. В этом же году Новгородским митрополитом Корнилием была дана благословенная грамота на постройку двух новых храмов: холодного в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца и тёплого Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой. В 1695-1698 годах новые храмы были построены.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Неизвестный составитель Пространной редакции (ПР) дополнил первоначальную записку Боголепа сведениями, отражающими общие представления о древнерусском подвижнике, а также рассказами «самовидцев» отшельнической жизни Н. ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 335). Существует иная т. зр. относительно авторства Краткой и Пространной редакций Жития. Так, иером. Никодим (Кононов) полагал, что старцем Боголепом было составлено пространное Житие, а краткая записка о святом и «Сказание о списавшем житие» (см. ниже) принадлежали перу Иоанна Дятлева (в постриге иером. Иаков), любимого ученика старца. Большую помощь автору в создании ПР (БАН. Арханг. Древлехран. 405, нач. XVIII в.; РНБ. ОСРК. Q.I.1390, нач. XVIII в.; РНБ. Солов. 182/182, 1741 г.) оказал устный материал - рассказы очевидцев, о чем свидетельствует он сам: «...елико от сказателей слышах, иже ми поведаша достовернии мужи и самовидцы житию преподобнаго». Самый ранний вариант ПР не сохранился, но его фрагменты обнаруживаются в более поздних редакциях, дошедших до нас в 3 списках 1-й пол. XVIII в. Так, совершенно четко определяется концовка Жития, где автор сообщает о завершении своего труда: «Аз же, грешный, сия слышав от человека оного (Иоанна Дятлева.- Е. П.) и от иных достоверных свидетелей о житии преподобнаго отца нашего Никодима, елико в начале пострада от бесов, егда прииде в пустыню. Се и написах памяти ради, да незабвены будут труды преподобнаго и многое его терпение, яже Господа ради пострада» (БАН Арханг. Древлехран. 405. Л. 84 об.- 85). Список 1716-1721 гг. из б-ки Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря (Там же), переписанный рукой кожеозерского игум. Матфея (Спицына), представляет 1-ю ПР. Список Жития 1741 г. из б-ки Соловецкого монастыря (РНБ. Солов. 182/182), согласно записи, создан в Кожеозерском монастыре,- представляет 2-ю ПР. Список Устюжский, составленный в 30-х гг. XVIII в. (РНБ. ОСРК. Q.I. 1390), является промежуточной редакцией. Весьма важным в структуре 2-й ПР и промежуточной редакции является «Сказание о списавшем житие», помещенное перед рассказами Иоанна Дятлева и описанием посмертных чудес.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Патриарх Иов в 1599 г. Серапиона сделал строителем основанной им обители, а Авраамия посвятил в иеромонахи и благословил его освятить церковь . Впрочем, кроткий старец по-прежнему уклонялся от начальствования и, будучи действительным управителем, честь власти передавал другим, которые и назывались игуменами. Таковы: Игнатий, Евстратий (1571–1581), Лонгин, Герман, Боголеп, Корнилий и Арсений (1606–1608). Оффициально же игуменство было учреждено в 1608 году мптрополитом новгородским Исидором. Давши антиминс для второй церкви, митрополит Исидор первым игуменом назначил Авраамия и пожертвовал обители «4 иконы окладные, пядницы, венцы сканые, да 10 р. денег». Кроме устроения храмов, Серапион с Авраамием много сделали и для общежития. При них собралось 40 человек братии. Между тем, пожалованная около озера земля, будучи болотистой и поросшей лесом, ничего не давала. Поэтому, Серапион покупками на 200 рублей (м. ч.) сделал значительный по тому времени приобретения земли в деревнях Кернешке, Клещеве, Канзопелде и Пияле, по берегам р. Онеги, небольшие участки в солеварнях и в тонях на летней стороне Белого моря. Образовалось небольшое хозяйство, которое и давало средства для содержания братии. Из числа этой братии замечательны: преп. Леонид Устьнедумский, бывший три года келарем, и преп. Никодим Хозьюгский, 1 ½ года трудившийся в просфорне. При Серапионе же был прислан и пострижен в монахи, по приказанию Бориса Годунова, князь Иван Сицкий. Во время управления Серапиона неблагодарная братия часто восставала против блаженного старца и не раз изгоняла его из обители, но тот благодушно перенес все скорби. Сдав дела Авраамию, старец Серапион последние 3 года провел в уединении и мирно скончался в 1611 году, в ноне 27 числа; его гробница находится по северную сторону церкви Богоявления. Основанная им обитель осталась благоустроенной. II. Процветание обители Игумен Авраамий Блаженный ученик и сотрудник Серапиона, игумен Авраамий кротко правил обителью с 1608 по 1634 г. При нем скончался князь заточник Иван Сицкий. Поминки, деланные монастырем по князю, были изнурительны. Поэтому Авраамий стал ходатайствовать о пожаловании им р. Кожи, – для покрытия издержек – «которая речка из их же озера течет, на котором озере монастырь стоит, – до устья и по деревню по Чижикову». Он получил просимое по грамоте 3 января 1617 г. О других мероприятиях блаженного старца неизвестно ничего. Проводя время в подвигах благочестия и делах управления, игумен Авраамий летом часто ездил по полевым работам, не редко бывал на Хозьюге и подолгу беседовал со своим другом, преп. Никодимом. Авраамий скончался 27 июня 1634 года и был погребен подле блаженного Серапиона. Одна серая плита покрывает их гробы. Перед смертью он принял схиму с именем Антония, как и известен (всегда с Серапионом) в древних рукописных святцах. Игумен Иона

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Преемником Авраамия был игумен Иона. При нем, менее чем через месяц по кончине предшественника, сгорели оба храма, построенные Серапионом. Но обитель уже была широко известна. При вести о постигшем несчастье в нее обильно полились пожертвования и скоро храмы были снова устроены. В это время, между прочим, было пожертвовано: патриархом Филаретом Никитичем колокол в 60 р. Царем дана 19 марта 1635 г. обельная от податей грамота: с купленных деревень, Пияльского полупрека и Турчасовского двора. Великая старица Марфа Иоанновна – колокол в 100 р. Но особенно много пожертвовали братья – думный дьяк Григорий и его брат Борис, бояре Львовы, именно: атласный покров, позолоченную в 12 ½ ф. чашу, богослужебных печатных книг 34, колокол в 7 пудов, много икон, риз, одежд, боевые часы, 330 р. денег и множество припасов. Оба брата приняли здесь пострижение с именами Герасима и Боголепа в 1739 г. Вероятно, что они же привезли и дары патриарха Иоасафа I, как–то: преп. Никодиму – песцовую шубу, и обители: ризы, требник, камки лазуревой и 5 р. денег. Когда в монастырской вотчине Малошуйской сгорел храм, то игумен Иона построил новый прекрасный храм во имя святителя Николая, существующей еще поныне. Вообще Иона умно правил монастырем и весьма много содействовал его возвышению. Жизни он был строгой, за что и был любим. Преп. Никодим, скончавшийся 3 июля 1640 г., им торжественно погребен. За полтора года до смерти Ионы пришел и стал здесь пустынно жительствовать Анзерский иеромонах. Никон, впоследствии святейший патриарх. Иона скончался в половине 1642 года. Еще ныне указывается в обители место его кельи при устье р. Виленьги, впадающей в озеро Кожское, там поставлен крест и существуют еще остатки пещеры, в которой подвизался Никон. Игумен Никон Преемником ему братия избрала Никона, который строгостью жизни заслужил ее глубокое уважение. Никон согласился на избрание, пожертвовав обители: изображения херувимов и серафимов, купняные ризы, лимонный киндяк и денег 20 рублей, и энергично занялся ее благоустроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

На рубеже XVI и XVII вв. в К. м. подвизались преподобные Лонгин , Герман и Боголеп , а также прп. Корнилий Кожеезерский. С 1601/02 г. в К. м. полтора года прожил прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский († 3 июля 1639). Затем в течение 36 лет он пустынножительствовал на р. Хозьюге, но за полтора месяца до кончины вернулся в мон-рь и был погребен в Никольском приделе Богоявленского собора. В 1625 г., при игум. Авраамии, послушником К. м. стал Иоанн Дятлев (впосл. иеромон. Иаков), один из составителей Жития прп. Никодима. Ок. 1602 г. в К. м. поступил прп. Леонид († 1654; впосл. основатель Леонидовой Усть-Недумской пустыни ). В К. м. он подвизался под рук. старца Серапиона и проживал в одной келье с прп. Никодимом, еще не ушедшим на пустынножительство. Св. Леонид в должности келаря неоднократно упоминается в недатированных статьях вкладной книги К. м. вместе с игум. Авраамием (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 111, 198). При настоятеле (1634-1642) игум. Ионе (Ляпунове) 8 июня 1634 г., во время пожара, сгорели оба храма и хозяйственные постройки. Игумен собирал пожертвования на их восстановление. Значительные средства поступали в К. м. из Москвы: от денежных дел мастера старца Герасима, старца Даниила (казначея патриарха Иоасафа), Григория Васильева, давшего «складни, серебром обложены, позолочены со сканию» (1636/37), старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиева мон-ря, сделавшего кроме книжных вклады «на келью», на церковные сосуды и колокол (1640/41). В годы настоятельства игум. Ионы во вкладной книге записаны пожертвования от соловецких пострижеников старцев Флавиана, Тихона, Даниила (ок. 1639/40), Кирика (1636/37), Ефрема Квашнина (1637/38), Пафнутия, подарившего складни Соловецких чудотворцев, старца Игоря, священноинока Венедикта, анзерского старца Зосимы (1636/37) и др. В 1634 г., при игум. Ионе, в число братии был принят иером. Никон ( Минов; впосл. патриарх Московский и всея Руси). По благословению настоятеля он поселился на пустынном острове Кожозера; помимо молитвенного делания занимался ловлей рыбы для братии. В 1643 г. по просьбе насельников Никон стал игуменом К. м. Его трудами остров был соединен с берегом насыпью - дамбой; в монастыре было 100 насельников.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Монастырь был упразднён в 1764 году, но в мае 1851 года, по указу Священного Синода, монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. На рубеже XIX-XX веков усилиями архимандрита Питирима, как сказано на сайте " Храмы России " , отстроен на новом месте, чуть в стороне от деревянных построек, у нового каменного собора, т.е. монастырь, другими словами, был перенесён с материкового мыса на Лопский остров. Теперь о датировки этой часовни и её местонахождении. Судя по остаткам сруба, по всей видимости, эта часовня была построена в XIX веке. Поэтому начальной датой её построения может служить время возобновления обители, т.е. 1851 год. Из описания деревянного храма Богоявления Господня, построенного в 1887-1889 годах, т.е. до переноса монастыря на Лопский остров, опубликованного на сайте " Храмы России " (http://temples.ru/card.php?ID=15600), известно, что в " пещерке " при храме был погребён пустынник прп. Никодим Кожеозерский (Хозьюгский) (скончался в 1640 году). Слово " пещерка " в описании храма, по всей видимости, означала небольшую приземистую часовенку, стоящую над мощами святого. Исходя из местонахождения Богоявленской церкви, показанной на том же сайте, можно определить приблизительные координаты часовни, стоящей над его мощами: 63.159676, 38.090499. Указанное в координатах предполагаемое место часовни находится в небольшом лесу к северо-востоку от алтаря Богоявленского храма. Комментарии и обсуждение Храмов в обители было шесть. Один каменный в честь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Второй каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи, переделанный из часовни над гробницами прп. Серапиона и первого игумена монастыря Авраамия. Мощи их почивают под престолом Предтеченской церкви. Третий храм - деревянный в честь Богоявления Господня. Здесь под спудом покоятся нетленные мощи прп. Никодима Хозьюгского. Еще были храмы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь Преображения Господня, в честь апостола и евангелиста Иоанно-Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=20923

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010