Жития святых дополняют сведения о его жизни. Святейший Патриарх Иоасаф послал свою шубу Кожеезерскому подвижнику, старцу Никодиму (†1640; пам. 4 июля), узнав о его строгой жизни. Преподобный поцеловал первосвятительский дар и затем передал его в обитель, сказав: «Для моей худости довольно и рубища». Патриарх Иоасаф вложил в Кожеезерский монастырь ризу из лазоревой камки, Требник и 5 рублей 443 . Святейший Патриарх Иоасаф I благословил игумена Макарьевского Желтоводского Пафнутия (1640–1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варнавы Ветлужского (†1445; пам. 11 июня) 444 . Игумен Пафнутий, собрав на месте сведения о чудесах, представил затем их Патриарху. С того времени началось почитание преподобного Варнавы, он был причислен к лику святых Русской Церкви, и ему было положено совершать память 11 июня, в день его блаженной кончины 445 . Русская Церковь украшается при Патриархе Иоасафе не только памятями святых, но и празднованиями чудотворных икон. Боярский сын Василий Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил Патриарху о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери (пам. 21 мая). По грамоте Патриарха Иоасафа I была создана комиссия, в которую вошли нижегородский архимандрит Печерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф. Комиссии предписывалось: «И целбу от образа того получивших кому от каковыя болезни и в кое время, и в коих местех, в той ли пустыни, или в их домех, или на пути, о сем приискренне повелевает изыскав свидетельствовати: колико кто лет, какою болезнию одержим бе, все неизменно описати повеле. И по сем в сем описании ради совершеннейшаго уверения и сие приложив, повеле о них испытали всеми родители и сродники, и соседы их ту близ живущыми всякаго чина духовных и мирских, яко да от неразумных не возмнится истина, лож бысти» 446 . Проверяющие «своими печатми те книги запечатлеша, ко Святейшему Иоасафу Патриарху восписавше, вкупе же и тех свидетельствованых народа Богоматере чудес книгу воспослаша». Святейший Патриарх сам прочел все и затем возвестил о всем царю Михаилу Феодоровичу. Вскоре последовало патриаршее благословение на открытие Оранского монастыря. В Сказании не называется дата этого события, но, очевидно, оно произошло в 1635 году 447 . В Повести Святейший Патриарх Иоасаф назван «тихосмиренным» 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Любовию к Богу распаляемь,/жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,/сего ради венец правды от Него приял еси,/моля Всеблагаго Бога,/священномучениче Иоанне,/Церковь Святую сохранити в мире/и спасти души наша. Кондак, глас 8 Ревностно пастырское служение свое исполняяй,/ты, яко жертву благоприятную, душу свою Богу принесл еси,/моли Христа Бога,/отче Иоанне,/мир миру даровати/и душам нашим велию милость. Величание Величаем тя,/священномучениче Иоанне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Никодиму Кожеезерскому, глас 8 От Царствующаго града и, яже в нем, великия обители/пресельник явился еси/и промышлением Божественнаго Разума окормляемь,/к морским странам устремився,/вселился еси в пустыню,/уклоняяся мирския молвы/и силою Святаго Духа вооружаяся,/крестным оружием враги своя прогоняя,/постом и непрестанною молитвою жизнь свою совершая,/ревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/с ними же Господеви молися, отче Никодиме, спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 4 Яко безплотен, отче, пожил еси на земли,/смирением и в яме пребыванием с молитвами превозносящагося врага смирил еси,/яко крин, воистинну процвел еси,/избранный и высокий кипарис,/и плодовитая маслина, и финикс сладкий,/и кедр благоуханный, и чистый,/терние злострастия искоренил еси/и жилище Всесвятаго Духа был еси,/темже поминай память твою днесь празднующих, Никодиме чудотворче,/да вси радостными гласы воспеваем Христа Бога нашего,/Иже тебе даровавшаго исцелений благодать. Кондак, глас 2 Пустыню, яко царский чертог,/усердно возлюбил еси,/в нейже и жестокое показал житие,/многолетным пребыванием очистил еси душу и ум от страстей./Сего ради и Святаго Духа предивное приятелище был еси,/Никодиме преподобне,/Егоже действием чудесы обогатил еси,/темже и мы почитаем подвиги твоя, всеблаженне,/но, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,/молися непрестанно о всех нас. Ин кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Книга о северных пустынножителях Средневековья вышла в Архангельске 12.02.2016 Книга «Пустынники Русского Севера. Житие преподобных и богоносных отцов Никодима и Серапиона Кожеезерских» вышла в свет в Архангельске. Святые подвизались в XVI веке в Кожеезерском Богоявленском монастыре . Издание богато иллюстрировано и содержит канон и молитвы преподобному Никодиму. Для паломников и всех желающих подвизаться в Кожеезерской обители и оказать ей посильную помощь в книге «Пустынники Русского Севера» указана контактная информация, адреса сайтов и платежные реквизиты, подробно описан маршрут следования к монастырю. Автор также предусмотрительно советует паломникам, как одеться и что с собой взять. Все, кому интересна история северного русского монашества, могут приобрести книгу в книжных лавках храмов Архангельской епархии и Троице-Сергиевой лавры. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.02.2016 16:44:22

http://drevo-info.ru/news/20200.html

Вариант 3. Нас интересует служба Первого часа, совершаемая в конце всенощного бдения накануне литургии от 18 декабря 2016 года. Здесь важно отметить, что церковный день начинается с вечера. Таким образом Первый час мы будем читать 17 декабря вечером, а в богослужебных указаниях ищем 18 декабря 2016 года. Смотрим Богослужебные указания. Открылось окно, смотрим на его верхнюю часть – «Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прп. Саввы Освященного. Свт. Гурия, архиеп. Казанского» и ищем абзац «На часах…» – «тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно». Это значит, что на часах сначала читается воскресный тропарь 1-го гласа, а потом тропарь преподобного Саввы Освященного; а там, где мы будем читать кондак, нам понадобятся преподобного Саввы Освященного и воскресный кондак. Что значит «читаются попеременно»? То есть на 1 часе – кондак Саввы Освященного, на 3 – кондак воскресный, на 6 часе – снова кондак Саввы Освященного. Вариант 4. Нас интересует служба Первого часа, совершаемая в конце всенощного бдения накануне литургии от 13 ноября 2016 года. Таким образом Первый час мы будем читать 12 ноября вечером, а в богослужебных указаниях ищем 13 ноября 2016 года. Смотрим Богослужебные указания, в верхей части – «Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха. Прп. Никодима Кожеезерского (службу зри 3 июля). Собор всех Бессребреников (в Неделю, ближайшую к 1 ноября)1. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах» и ищем абзац «На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостолов. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только воскресный». Это значит, что на 1 часе нам понадобится сначала воскресный тропарь 4 гласа, а потом тропарь апостолов от 70-ти. Кондак мы будем читать только воскресный. V. Где найти тропари и кондаки Вариант 1. В богослужебных книгах.

http://azbyka.ru/kak-chitat-chasy

Кондак, глас 8 Святое и пренепорочное понесл еси самовольное мучение,/яко пречестное, принесл еси тело твое к Пресвятей Троице и Пречистей Богородице/и ту сотворил еси честное твое преставление./Терпением твоим и смирением ангельския лики удивил еси/и диавола мучителя посрамил еси,/от человек отгоняеши духи темныя,/различная исцеления подавая./Радуйся, благоюроде Иоанне, с блаженным Василием,/и печаль нашу на радость преложи,/молися прилежно стране Российстей от междоусобныя брани и от безбожных язык избавитися./Радуйся, земли Российския удобрение и града нашего Москвы великое утверждение. Ин кондак, глас тойже Иже Христа ради наложивый на ся мудростию юродство,/образом буйства зрим от человек,/умныма же крылома горе возлетая,/все тело твое веригами злато многоценное, соблюдеся в народе,/очистив ум от страстей,/веселением духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/обретя светлость жизни вечныя./Молим тя, блаженне Иоанне,/молися прилежно Христу Богу нашему/сохранится нам от всякаго навета/и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/радуйся, многострадальне, яко да молитвами твоими направляеми,/предстояще присно с тобою в Троице славимому Богу,/поем Ему: Аллилуиа. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Иоанне,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Никодиму Кожеезерскому, Хозьюгскому пустыннику, глас 8 От царствующаго града и сущия в нем великия обители/пресельник явился еси,/и промышлением Божественнаго Разума наставляем,/к морским странам устремился еси,/и тамо в пустыню вселился еси,/уклоняяся мирския молвы,/силою же Святаго Духа вооружився,/крестным оружием враги твоя прогонял еси,/постом и непрестанною молитвою жизнь твою совершая,/ревнуя великим отцем Антонию и Онуфрию и Павлу Фивейскому;/с нимиже Господеви молися,/отче Никодиме, спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Алексей 18 февраля 2015, 20:24 2 Татьяна В 1. " Вы ошибаетесь " . Увы, рад бы ошибаться. У меня лучший друг - священник. Рассказывал многое. Правда, у них в храме ситуация обратная - территорию отбирали именно у них, но не суть важно: без криминала не обошлось :( В итоге пришлось уступить. У кого деньги, того и правда. 2. " И где ныне пусирайот? " Ушли. А проблема осталась. И эта проблема та же, что в фильме. Главное отличие – ту истерию накачивали искусственно, а шум вокруг фильма официальные каналы наоборот, стараются гасить. Светлана 18 февраля 2015, 20:18 Спасибо, о. Дмитрий! За то, что не стали доказывать очевидное - муха видит сточные ямы, а пчела знает все цветы в округе. Конечно, всё в нашей жизни есть. Но мне не нравится, когда люди начинают перетряхивать нечистоты. Это вызывает уныние. А я вот для себя недавно открыла судьбу о. Михея Разинькова, который уже более 15 лет пытается восстановить жизнь в Кожеезерском монастыре - самом труднодоступном монастыре России. После таких историй унывать грешно. И самое главное, что это настоящая жизнь! Мария 18 февраля 2015, 20:12 Спасибо, отец Димитрий! Выразили именно то, что хотелось сказать всем знакомым " ценителям " этого кинопродукта. Очень точно и очень внятно. Л.К. 18 февраля 2015, 20:09 Марина, с мобильного набирается 102 и 103. К 18 февраля 2015, 20:01 Оно конечно верно про ответственность отдельного человека, про клумбы во дворах, помыть подъезд и прочую " теорию малых дел " . Можно не замечать плохого , а хорошее видеть во всем. Даже пословица такая есть про " Божью расу " . Вопрос, конструктивен ли такой путь и такой взгляд на мир? Знаете, есть теория, о том, что первые млекопитающие (очень маленькие зверьки типа крысы) любили есть яйца динозавров. Вот они их ели,ели, ели, ели, эти яйца,- пытаясь потихоньку этих динозавров со свету сжить. Так продолжалось довольно долго, и если бы Господь не послал большой метеорит то процесс борьбы с динозаврами продолжался бы и доныне. Метод малых дел не приводит к большим результатам. Не обманывайтесь.

http://pravoslavie.ru/77355.html

Одна из крупнейших в епархии приходских богаделен, рассчитанная на 12 мужчин и 12 женщин, находилась при ст. Окуловка Николаевской железной дороги (освящена 7 янв. 1908). Каменное здание построено приходским попечительством под председательством И. А. Соина, к-рый внес 4933 р.- 2/3 истраченной суммы ( Н. Из ст. Окуловки Ник. ж. д.//Новгородские ЕВ. 1908. 4. С. 116-117). В период первой мировой войны в Новгороде было открыто 2 лазарета на средства новгородских мон-рей и приходов: в бывш. доме гр. Орловой-Чесменской близ Юрьева мон-ря и в Арсениевском епархиальном доме. В лазаретах велась духовно-просветительная работа, помимо проповедей и богослужений шло обучение грамоте, арифметике, проводились религиозно-нравственные чтения, а в епархиальном доме даже играли на фисгармонии (Новгородские ЕВ. 1914. 44. С. 1423). Кухню и столовую этих лазаретов обслуживали монахини новгородских мон-рей, они же шили одежду для раненых. В Кирилловом Белозерском мон-ре отвели помещение для приема беженцев (в гостинице) и подготовили одно из зданий под лазарет на 20 чел. Созданный в начале войны Епархиальный комитет по призрению больных и раненых воинов с 1916 г. возглавлял еп. Тихвинский Алексий (Симанский). Н. и С. е. оказывала большую помощь защитникам родины и их семьям, отправляя пожертвования на их нужды. Напр., староста Тихвинского собора выдал из средств собора 75 р. в пользу Красного Креста и такую же сумму - в пользу местных семейств запасных солдат; приходское попечительство ольховской Казанской ц. Череповецкого у. пожертвовало 50 р. семьям ушедших на войну и 200 р.- в Череповецкий Комитет Красного Креста; Любытинская ц. Боровичского у. пожертвовала 500 р. в пользу Красного Креста и 100 р.- Новгородскому епархиальному комитету (Новгородские ЕВ. 1914. 37. С. 1180-1181). На Рождество и Пасху из Новгорода отправляли праздничные подарки вместе с поздравлениями и благопожеланиями владыки. А. А. Гаврилова, А. К. Галкин, А. П. П. Святыни и крестные ходы в XVII - нач. XX в. В XVII в. на территории епархии подвизались более 40 подвижников, из них 25 - выходцы из Соловецкого мон-ря, 7 - из Кожеезерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Но с Никона камилавку, т. е. клобук, снял александрийский патриарх Паисий 424 и что при этом они говорили – о том мы уже сказали выше и нет надобности здесь повторять. Паисий называет Никона притворщиком, будто он, до возведения в патриарший сан, притворялся кротким, тихонравым, неумытым, босым 425 . Может быть Никон был таким в обители Макария Желтоводского и в Анзерском скиту, но это – подвиги аскетизма и в том Никона упрекать нельзя. «Когда же Никон стал главою других – говорит Паисий – то снял личину и оказался тем, чем был. Понемногу обнаружилось, как силен он в интриге». Но в том-то и дело, что Никон не умел вести интриги, а в интригах против него оказались сильными бояре и сам Паисий, который помогал боярам, как он сам о себе говорит 426 . Никон был – продолжает Паисий – «деятелем, во всяком зле, высокомерен и бесчеловечен с подчиненными; не пастырь, а наемщик, преданный любострастию и всякого рода расточительности, делал он все напоказ, для свету, не держался жизни иноческой, воздвигал великолепные здания из чванства, размножал доходные деревни, присвоил себе богатейшие селения, старался быть демократическим, предпочитал слыть владетелем городов и строителем обителей, именоваться великим государем, нежели патриархом». – Чем же все это подкрепил Паисий? Представляя таким Никона, Паисий ни на кого и ни на что не сослался. Что Никон был истинный пастырь, а не наемник, это доказывают все его деяния в святительском сане, о чем мы уже говорили; а что он вполне был предан иноческой жизни, то это объясняется тем, что он в самых молодых летах, оставя родительский дом, поселился в монастыре Макария Желтоводского, а потом подвизался в Анзерском скиту и в Кожеезерской пустыни, иноки которых вели образ жизни строгий и чрезвычайно суровый. Не довольствуясь и этим строгим образом жизни, Никон искал более высоких аскетических подвигов и предавался вполне отшельнической уединенной жизни 427 . Никаких доказательств тому, чтобы Никон был предан любострастию и расточительности не оказывается; Никон собирал, а кто собирает, тот не расточает; если Никон построил монастыри на местах пустых и необитаемых, но где природа гармонировала с великолепием церковных зданий и прочей монастырской обстановкой, то выбор местностей и самые строения свидетельствуют о художественном вкусе и высоких способностях их основателя; слава этих монастырей относилась не к одному Никону, но и к государству, ибо великолепию этих построек удивлялись даже иностранцы, которые вменяли себе в особое удовольствие видеть их и при осмотре не мало восхищались как местной красотой природы, так и великолепием зданий 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

В мон-ре Никита пробыл до 1624 г., по настоянию семьи вернулся домой и женился, в 1625 г. был рукоположен во иерея к храму в Лыскове или в с. Кирикове (окраина Лыскова). Спустя год по ходатайству московских купцов, пораженных начитанностью свящ. Никиты, он был переведен в Москву. Трое детей свящ. Никиты умерли в раннем возрасте, после чего он решил принять постриг и уговорил жену стать монахиней в московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, женском монастыре , дав за нее вклад. Ок. 1636 г. свящ. Никита принял постриг с именем Никон в Анзерском Елеазаровом во имя Святой Троицы скиту . В скиту Н. вел аскетичный образ жизни, «вдаде себе великому посту и воздержанию», ежедневно совершал по тысяче поклонов, мало спал ( Шушерин. 1871. С. 6), переписывал книги. Н. стал близок к настоятелю скита - прп. Елеазару (Севрюкову ; † 1656). В Житии прп. Елеазара сообщается, что тому было видение Н. в святительских одеждах. Н. ездил с прп. Елеазаром в Москву для сбора средств на строительство в скиту каменного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Несогласие в отношении собранных средств и хода строительства стало причиной размолвки между прп. Елеазаром и Н., ок. 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. (С. В. Лобачёв считает, что рассказ о конфликте Н. и Елеазара является поздним сюжетом - Лобачёв. 2003. С. 61.) Впосл., став Новгородским митрополитом, затем патриархом, Н. оказывал помощь насельникам Анзерского скита, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. Во время бегства с Анзерского о-ва Н. и его спутник попали в бурю на Белом м. и едва не утонули. Они выбрались на пустынный Кий-остров близ устья р. Онеги, где Н. в благодарность за спасение поставил крест. «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского Н. продолжил иноческую жизнь в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления монастыре (в Каргопольском у.). Весной 1640 г. он получил благословение удалиться на пустынный остров на оз. Коже (Кожозеро), где построил келью и стал жить по чину Анзерского скита. Среди насельников Кожеезерского мон-ря был известен мон. Боголеп - в миру Борис Васильевич Львов, брат дьяка Посольского приказа Григория Львова. Вероятно, Боголеп, пользуясь своими связями, оказывал поддержку Н. В 1643 г. Новгородский митр. св. Аффоний поставил Н. игуменом Кожеезерского мон-ря . За 3 года настоятельства Н. мон-рю были даны 6 царских жалованных грамот на оброчные земли, рыбные ловли, соляные варницы, поступали вклады от видных московских бояр - Б. И. Морозова, Н. И. Романова, кн. А. М. Львова и др.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Событие 10 июля 1658 года в Московском Успенском соборе смутило всех присутствовавших в нем; не менее того оно встревожило и царя, когда ему доложили, что патриарх Никон оставляет святительский престол. Событие это грустно само по себе, но оно очень печально по своим последствиям, так как патриарший престол со времени удаления Никона в Воскресенский монастырь оставался вдовствующим в продолжении восьми с половиною лет, и в это время последовало открытое отделение раскола от православной церкви 1 . Но прежде, чем говорить об этом грустном событии, нужно, хотя в кратких чертах, проследить предыдущее время, в которое Никон, быстро возвышаясь, достиг патриаршего сана. Царь Алексей Михайлович обратил внимание на Никона, когда он, будучи еще игуменом Кожеезерской пустыни, явился в Москву за сбором подаяний на нужды своего монастыря 2 . В это время Никон имел нисколько случаев видеться с царем, и Алексей Михайлович заметил в нем особые умственные способности, глубокое знание священного писания и строгую аскетическую жизнь 3 . Эти качества и выдвинули Никона; его беседа была приятна царю и Алексей Михайлович пожелал приблизить его к себе. Вследствие этого Никон был оставлен в Москве и посвящен в архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь он снискал к себе особую милость и любовь царя; это выразилось в желании Алексея Михайловича, чтобы Никон в каждую пятницу приезжал к нему во дворец к заутрени; после церковной службы царь уделял некоторое время для беседы с Никоном. Это обстоятельство скоро сделалось известным в Москве и к Никону стали многие обращаться с челобитными по своим делам, прося его ходатайства пред царем, и Алексей Михайлович был так милостив к Никону, что все челобитные, через него подаваемые, решал, не выходя из церкви 4 . Три года, которые провел Никон в Москве, управляя Спасским монастырем и находясь в частых беседах с царем, открыли ему путь к занятию кафедры Новгородского митрополита. В 1648 году, когда престарелый митрополит Новгородский Аффоний просил, за слабостью сил своих, отпустить его на покой, Алексей Михайлович избрал преемником ему Никона, которого шесть лет назад Аффоний посвящал в игумена Кожеезерской пустыни. Прибыв в Новгород, Никон посетил преосвященного Аффония в Хутынском монастыре, желая принять от него благословение на пастырскую деятельность в сане святителя; но Аффоний требовал, чтобы прежде Никон благословил его, и когда у них продолжался об этом спор, то Аффоний обратился к Никону, пророчески назвав его патриархом: «благослови мя, патриарше Никоне!» «Ни, отче святый, – возражал Никон, – аз грешный митрополит, а не патриарх». – «Будешь патриарх, благослови мя», – говорил Аффоний. Тогда Никон принужден был уступить требованию своего предместника и благословил его, а Аффоний благословил Никона 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010